Понятие уголовного права как учебной дисциплины. Уголовное право как учебная дисциплина

Система уголовного права

на две части: общую и особенную части.

Общая часть содержит нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права; основания уголовной ответственности и освобождения от нес; пределы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц; определяет понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости,; основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от отбывания наказания; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и т.д.

Особенная часть уголовного права конкретизирует, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за каждое из них соответствующее наказание.

Общая и особенная части уголовного права, в свою очередь, разделены на отдельныеинституты.

институт уголовного права содержит группу норм, объединенных общими признаками и регулирующими близкие по своей сущности отношения.

Уголовное право содержит ряд правовых институтов, наиболее крупные из которых являются институты преступления и наказания. Они, в свою очередь, дробятся наподинcтитуты, например, соучастие, множественность, виды наказаний, судимость и др.

Институты состоят из отдельныхуголовно-правовых норм (статей уголовного закона). Каждая конкретная уголовно-правовая норма представляет собой отдельное правило, регулирующее конкретное правоотношение и обеспеченное государственным принуждением.

Она представляет собой систему уголовно – правовых взглядов, идей, представлений, об уголовном законе, его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях и тенденциях его развития и совершенствования, о принципах уголовного права, об истории развития уголовного права, о зарубежном уголовном праве.

Предмет науки уголовного права шире, чем предмет уголовного права как отрасли права, так как изучает не только сами уголовно-правовые нормы, но и их историческую обусловленность, эффективность, анализируется зарубежное право. Наука уголовного права разрабатывается на основе общей теории государства и права, неразрывной связи с другими правовыми науками. В свою очередь уголовно-правовая наука служит базой для исследования в таких областях, как криминалогия, уголовно – исполнительное право, уголовно – процессуальное право, криминалистика, иные.

История формирования.

1. дореволюционный период – до 1917 года – С.Н. Таганцев, С.В. Позднышев, И.Ф. Файницкий,

2. советский - Кузнецова, А.Н. Трайнин, А.А. Пенковский,

3. современный – Кругликов, Нагамова – Хегай, Комиссаров, Лобашенко

Место уголовного права в правовой системе. Уголовное право занимает особое место, так как оно охраняет от преступных посягательств те отношения, которые регулируются другими отраслями права.



1. уголовное право базируется на нормах конституционного права, в частности ряд принципов, которые закреплены в уголовном кодексе носят конституционный характер – принцип законности, ст. 54 КРФ – законы обратной силы не имеют и т.д. Конституционные положения закрепляют права граждан на необходимую оборону. Определяют основные положения действия уголовного закона по времени действия, пространства и по кругу лиц.

2. нормы гражданского права учитываются при решении вопросов о величине и характере причиненного ущерба преступными посягательствами, что сказывается на квалификации – крупный размер, особо крупный размер и т.д.

3. 22 глава – самая большая глава – преступление в сфере экономики, много норм, требующих знания гражданского права

4. наиболее прочная связь с науками уголовного – процессуального цикла – дополняют друг друга

5. уголовное право связано с уголовно – исполнительным правом, которое регулирует вопросы исполнения приговора, исполнения наказаний – досрочное освобождение от наказания, решение об отсрочки исполнения приговора

6. уголовное право связано с административным правом – при разграничении смежных деяний – хищение в УК и мелкое хищение в административном – отличие по степени общественной опасности совершенного деяния

Вопрос 3. Уголовный закон: понятие, структура и техника, толкование.

Уголовный закон – это нормативно – правовой акт, принятый в установленном законом порядке, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, определяющий какие общественно-опасные деяния признаются преступлениями и какие наказания предусматриваются за их совершения, а так же основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

  1. уголовный закон – единственный источник уголовного права (вновь принятые уголовные законы на основании ст. 1 УК РФ подлежат включению в текст уголовного кодекса РФ). Только на основании уголовного закона лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто по приговору суда уголовному наказанию
  2. уголовный закон имеет общеобязательную силу на всей территории РФ, тем обеспечивается суверенитет государства в области борьбы с преступностью
  3. уголовный закон призван обеспечивать, предусмотренные КРФ права и свободы граждан, интересы общества и государства
  4. уголовный закон оказывает предупредительно – воспитательное воздействие на поведение людей

Структура и техника уголовного закона. Уголовный закон и уголовно-правовая норма . Уголовный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной части, которые делятся на разделы, включающие главы, состоящие из статей, расположенные в порядке сплошной нумерации. Нормы Общей части являются нормами – понятиями и нормами – принципами. Нормы Особенной части предусматривают ответственность за отдельные преступления. Структура норм Общей части : не имеют классической составляющей, в нормах Общей части содержится норма- гипотеза (ст. 8 УК). В соответствии с этой статьей – лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если в его действиях есть признаки состава преступления. Единственная гипотеза на все уголовное законодательство.

Структура нормы Особенной части : диспозиция и санкция. Диспозиция – часть нормы, закрепляющая признаки преступного деяния. Виды диспозиций:

1) простая – лишь называет преступление, не раскрывая его признака (ст. 126 УК РФ) – ответственность за похищение человека; простая диспозиция – это дефект уголовного законодательства

2) описательная – не только называет преступление, о и раскрывает все признаки (ст. 171 – незаконное предпринимательство) С точки зрения юридической техники описательная диспозиция намного удобнее

3) бланкетная (отсылочная) – отсылает правоприменителя к иным нормативным актам (ст. 143 УК РФ – ответственность за нарушение правил охраны труда); зло

4) ссылочная – отсылает к иной статье уголовного кодекса (ст. 116 – ответственность за побои); наличие ссылочных диспозиций – благо

Санкция: часть статьи, определяющая вид и размер наказания. Санкция отражает характер общественной опасности, описанного в диспозиции деяния, санкция ограничивает судейское усмотрение при вынесении обвинительного приговора; санкция помогает максимально индивидуализировать уголовное наказание. В уголовном праве выделяют следующие виды санкций:

1) кумулятивная (абсолютно-определенная) – данная санкция перечисляет один вид и размер наказания; в действующем кодексе отсутствуют такие санкции (УК РСФСР 1926 года ст. 136 – предусматривала за неконституционные преступления - расстрел)

2) относительно – определённая санкция – устанавливает размер наказания в определенных пределах; законодатель использует 2 разновидности закрепления этих пределов – минимальный и максимальный предел (ст. 131 ч. 1 – наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет); законодатель указывает только максимальный предел (ст. 106 УК РФ – предусматривает ответственность за убийство новорожденного ребенка на срок до 5 лет) ст. 46 – от 2 месяцев до 20 лет (Общая часть)

3) альтернативная санкция – та, что включает в себя 2 и более видов наказания, то есть предоставляет альтернативу (ст. 107 ч. 1 – ответственность за убийство, совершенное в состоянии аффекта – лишение свободы либо до 3 лет)

4) отсылочная санкция – четко не определяет виды и размер наказания, отсылает к другой норме (в РСФСР были, сейчас нет) У нас альтернативные и относительно определенные.

Под толкованием уголовного закона понимается определение его содержания, выявление его смысла, объяснение терминов, употребленных законодателем.

Официальное толкование:

1. Аутентическое толкование - это разъяснение смысла закона, исходящее от органа, принявшего его. Таким правом обладает только Федеральное Собрание РФ. Даваемое им толкование имеет общеобязательную силу для всех органов государства и граждан.

2. Легальное толкование характеризуется тем, что разъяснение закона дается органом государственной власти, уполномоченным на то законом. В настоящее время таким органом является Государственная Дума РФ.

Легальное толкование является обязательным для всех органов и лиц, применяющих уголовный закон, в отношении которого было дано соответствующее разъяснение.

3. Судебное толкование дается любым судебным органом при применении уголовного закона в процессе рассмотрения конкретных уголовных дел. К данному виду толкования относятся и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Толкование уголовно-правовых норм при рассмотрении конкретного уголовного дела и для конкретного случая судебным органом называетсяказуальным толкованием.

К неофициальным видам толкования относятся: научное (доктринальное), профессиональное, обыденное.

1. Научным (доктринальным) является толкование, которое осуществляется научными работниками, высококвалифицированными юристами в учебниках по уголовному праву, комментариях к закону, научных статьях и монографиях. Такое толкование хотя и не имеет обязательной силы.

2. Профессиональное толкование - это толкование, даваемое юристами по различным вопросам применения уголовно-правовых норм.

3. Обыденное толкование - это толкование, осуществляемое на бытовом уровне любым непрофессиональным участником правоотношений.

По способам (приемам) толкование бывает грамматическим, систематическим и историческим.

1. Грамматическое толкование заключается в уяснении содержания закона путем правильного понимания терминов и понятий с грамматической, синтаксической сторон.

2. Систематическое толкование состоит в уяснении смысла той или иной правовой нормы путем сопоставления ее с другими уголовно-правовыми нормами, а также в установлении ее места в обшей системе действующего уголовного законодательства, отграничения от других, близких по содержанию законов.

3. Историческим является толкование, которое сводится к выяснению обстоятельств и причин, обусловивших принятие уголовного закона, а также задач, стоящих перед ним в процессе его применения, сопоставление действующих уголовно-правовых норм с их предшествовавшими аналогами.

По объему, который зависит от круга деяний, толкование делится на: ограничительное, распространительное и буквальное.

1. Ограничительным является толкование, при котором содержанию закона придается более узкий смысл, чем это охватывается буквальным текстом этого закона.

2. Распространительным (расширительным) признается толкование, вследствие которого закону придается более широкий смысл, нежели это буквально определено непосредственно в его тексте.

3. Буквальным толкованием является истолкование и уяснение смысла содержания закона в точном соответствии его с текстом. Данный вид толкования является наиболее распространенным на практике.

Уголовно-правовые нормы имели место еще в древности.

В советское время уголовное рассматривалось как система норм уголовного законодательства, которая определяла преступность и наказуемость деяния.

В настоящее время уголовное право рассматривется как:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. отрасль права;
  2. наука;
  3. учебная дисциплина.

Уголовное право как отрасль права

Уголовное право как отрасль права входит в общую систему права России, оно обладает чертами и принципами, присущими праву Российской Федерации в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.). Как и для других отраслей права, основой уголовного права выступает Конституция Российской Федерации. Вместе с тем уголовное право отличается от других отраслей права, так как имеет свои особенные предмет и метод регулирования, свои задачи.

Предметом уголовно-правового регулирования выступают общественные отношения, к которым относятся:

  1. охранительные уголовно-правовые отношения;
  2. регулятивные уголовно-правовые отношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Регулятивные уголовно-правовые отношения складываются на основе управомочивающих норм, определяющих права участников общественных отношений на причинение вреда при наличии определенных обстоятельств: состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т. д.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Метод уголовного права специфичен, он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания.

Методом охранительных уголовно-правовых отношений является императивный (административно-командный): установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания.

Для регулятивных уголовно-правовых отношений характерен диспозитивный метод: наделение определенными правами (например, правом на обоснованный риск, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения и т. д.).

Таким образом, уголовное право - это совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Являясь отраслью права, уголовное право имеет сходные черты с некоторыми другими отраслями. Наиболее тесно оно связано с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Замечание

В общей теории права существует точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоя­тельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, админис­тративное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения. Поскольку право диктует исходящие от государства обще­обязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санк­ция в принципе не может применяться за нарушение, напри­мер, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Система уголовного права. Общая и Особенная части

Система права - это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Структурные элементы системы права:

  • норма права (материальная или процессуальная);
  • подинститут права;
  • институт права;
  • подотрасль права;
  • отрасль права.

Таким образом, уголовное право слагается из соответствующих норм права, подинститутов и институтов.

Институт уголовного права - это система взаимосвязанных уголовно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность сходных общественных отношений или какие-либо их компоненты. Они различаются между собой по объему и содержанию. Например, одним из наиболее крупных институтов уголовного права выступает институт наказания, меньшим по объему является институт соучастия и т. д.

Основным содержанием уголовного законодательства являются четыре института:

  1. уголовный закон;
  2. преступление;
  3. наказание;
  4. освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Они, в свою очередь, систематизированы в Общей и Особенной частях УК и делятся на более дробные институты и входящие в них нормы.

Общая часть уголовного кодекса

В Общей части законодатель:

  • провозглашает задачи уголовного законодательства и его принципы;
  • указывает основание уголовной ответственности, определяет действие закона во времени и в пространстве;
  • формулирует понятие преступления и выделяет категории преступлений, формы и виды вины, называет общие условия уголовной ответственности (возраст, вменяемость), закрепляет перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, дает понятие и характеристику стадиям совершения преступления, соучастию в преступлении;
  • определяет цели наказания, устанавливает систему наказаний, предусматривает порядок назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Особенная часть уголовного кодекса

Особенная часть включает в себя нормы, в которых содержится описание отдельных видов преступлений и установленных за их совершение наказаний. Нормы классифицированы по разделам, которые в свою очередь состоят из глав.

Наука уголовного права, ее содержание и задачи

Предмет науки уголовного права включает:

  1. комментирование, иначе - доктринальное толкование уголовного закона;
  2. разработку рекомендаций для законодательства и правоприменительной практики;
  3. изучение истории уголовного права;
  4. сравнительный анализ отечественного и зарубежного права;
  5. разработку социологии уголовного права, т.е. изучение реальной жизни уголовного закона посредством измерения уровня, структуры и динамики преступности, изучения эффективности закона, механизма уголовно-правового регулирования, обоснованности и обусловленности уголовного закона, криминализации (декриминализации) деяний;
  6. исследование международного уголовного права.

Предмет уголовного права определяет содержательную специфику его метода. Понятием "метод" охватываются методология и познания. Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность, содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью. В диалектическом материализме - это учение о единстве и борьбе противоположностей как источнике развития, о всеобщем взаимодействии количества и качества материи, формы и содержания явлений и понятий, объективного и субъективного, возможности и действительности, причинности и иных видов детерминации и др. Например, диалектическое учение о детерминации находит применение в исследовании причинной связи между преступным действием (бездействием) и вредными последствиями, в исследовании наличия факта соучастия. Диалектика перехода возможности в действительность обосновывает законодательность и правоприменение норм о стадиях совершения преступления, исследование и на преступление.

Методика в уголовном праве представляет собой систему приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

Основными методами являются:

  1. юридический;
  2. уголовно-статистический;
  3. социологический;
  4. системный;
  5. сравнительно-правоведческий (компаративистский);
  6. историко-сравнительный и др.

Подробнее

Юридический метод включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Юридико-технический метод широко используется в нормотворчестве. Система Кодекса и каждая его статья должны отвечать определенным правилам конструирования диспозиции и санкции норм, чтобы быть четкими, ясными, логически последовательными. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным.

Уголовно-статистический метод - это познание качественного своеобразия уголовно-правовых явлений и понятий посредством количественных показателей. Этим методом проводится обобщенно-количественное измерение, например, норм, их диспозиций и санкций, структуры наказуемости, .

Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц - работников правоохранительных органов, населения, и др. - по различным аспектам уголовного права

Системный метод обязывает проводить исследования уголовно-правовых явлений и понятий как систем, т.е. целостного множества, состоящего из подсистем и элементов. Этот метод используется в законотворчестве, правоприменении и теории конструирования, познании, применении таких системных институтов, как уголовный закон, преступление, вина, множественность преступлений, соучастие, освобождение от уголовной ответственности и наказания. Принципу системности должно отвечать расположение в тексте Кодекса разделов, глав, норм. Макросистемой является УК в целом. Микросистемой - норма, диспозиция которой описывает состав преступления, а санкция - вид и размер наказания.

Сравнительно-правоведческий (компаративистский) метод используется при сопоставлении кодексов различных и государств. Он плодотворен и в законодательстве, и в правоприменении, и в науке.

Историко-сравнительный метод значим для восприятия прошлого опыта законодательства и правоприменения.

Все более широкое применение в законодательной, практической, научной и преподавательской деятельности стали находить математические методы, например, моделирование и кибернетические методы. Последние предполагают использование кибернетического инструментария для обработки различного рода информации: уголовно-статистической, социолого-правовой, обобщений судебной, следственной, прокурорской практики. Давно внедряются кибернетические методы и в вузовское обучение юристов, а также в справочную, законодательную, практическую, научно-исследовательскую деятельность.

Уголовное право как наука , являясь составной частью юридической науки, представляет собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном праве, его институтах и путях развития. Предмет науки уголовного права намного шире предмета уголовного права как отрасли права. Он охватывает не только действующее законодательство и практику его применения, но и историю становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки также входит изучение зарубежного уголовного законодательства.

Уголовное право как учебная дисциплина

Уголовное право как учебная дисциплина - это преподаваемая по определенной программе в учебных заведениях юридического профиля система знаний, расположенных в формально-логической и юридически обоснованной последовательности в виде относительно самостоятельных тем и вопросов, охватывающих:

  • теоретико-понятийное и нормативное содержание уголовно-правовой отрасли;
  • цели, основания и условия применения уголовно-правовых норм;
  • существующую практику применения уголовно-правовых норм правоохранительными органами государства.

Уголовное право – это наука, изучающая уголовное право как одну из отраслей права и представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний о преступлении и наказании.

Наука уголовного права изучает так же историю уголовного права и уголовное право зарубежных стран.

Наука уголовного права в собственном ее смысле и современном понимании возникает на рубеже 18 и 19 веков. В древнем мире отдельные вопросы уголовного права рассматривались в трудах отдельных философов и юристов, но специальных исследований, посвященных уголовному праву не было. Так, например, в трудах знаменитого греческого философа Платона содержатся отдельные мысли о сущности и целях наказания, о предупредительном воздействии законов, о мотивах преступления и т. п. Аналогичное можно сказать и об уголовно-правовых идеях Аристотеля. Много интересных соображений о преступлении и наказании содержится в трудах выдающегося римского юриста Цицерона, историка Тациана, философа Сенеки, поэтов Виргилия Платва, Луцилия, Овидия и др. Ряд отрывков, из не дошедших до нас трудов римских юристов Павла, Ульпиана и Модестина были включены в книги 47 и 48 Дигест Юстиниана. В качестве учебных пособий в те далекие времена использовалась книга 4 Институций Юстиниана и книга 3 Институций Гая. В средние века, с возникновением в 12 веке в Италии Болонского университета уголовное право преподавалось, но не в качестве самостоятельной научной дисциплины, а как составная часть канонического и римского права. Толкованием уголовно-правовых норм занимались глоссаторы, которые не разрабатывали, а лишь комментировали нормы канонического и римского права. Вообще уголовное право средневековья находилось в полной зависимости от церкви. Глоссаторы давали в обобщенной форме ранее высказанные мнения по тому или иному вопросу уголовного права, а также разъясняли основные положения обычного права. Коментаторское постижение вопросов уголовного права обусловило его в самостоятельную учебную дисциплину, а в самом начале 15 века в Венеции выходит книга Альберта Гиндина «Трактат о преступлениях», представляющий собой рассуждения о природе некоторых преступлений в уголовном судопроизводстве. В этой книге содержится и изложение отдельных вопросов общей части уголовного права: умысел, неосторожность, покушение. Глоссаторское направление просуществовало до середины 18 века. Среди многочисленных представителей глоссаторского направления, особого внимания заслуживают трактаты в области уголовного права итальянца Фаринауци и немцев Карпцова и Берлиха. Заслуга этих авторов состоит в том, что хотя они не разработали систематических основ науки уголовного права, но рассматривали многие вопросы общей части уголовного права применительно к конкретным случаям судебной практики. Карпцов до середины 18 века считался крупнейшим авторитетом и отцом немецкой науки уголовного права. К трудам по уголовному праву указанного периода следует так же отнести, так называемые консультативные заключения юридических факультетов 17 века в Германии, игравших большую практическую роль, особенно в виде публиковавшихся сборников решений. Наибольшую научную ценность представляют заключения Тюбингенского университета.

Глоссаторская юриспруденция оказала определенной влияние на уголовное законодательство Священной Римской империи, в частности на такой важнейший в 16 веке законодательный акт, содержащий вопросы уголовного права и уголовного судопроизводства, как Каролина (принят в 1532г.). Заслуга глоссаторов в области развития науки уголовного права заключалась в том, что они в значительной степени и с большей широтой, чем римские юристы, разработали вопросы как общей, так и особенной части уголовного права; такие как состав преступления, покушение, умысел и неосторожность, случай, возраст уголовной ответственности и влияние на нее душевных болезней, опьянения, виды наказаний и виды конкретных преступлений. Этим они содействовали дальнейшему развитию науки уголовного права.

На рубеже 17 и 18 веков, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки. Связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений, именуемое «просвещением». Эпоха Просвещения пробудила уголовно-правовую мысль, направленную на коренные преобразования в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства и опирающуюся на требования разума, гуманности и новые политические идеалы. Выдающиеся философы и юристы: Локк, Руссо, Монтескье, Вольтер, Пуффендорф, Томазий, Вольф и др., опираясь на идеи естественного права, выдвигали уголовно-правовые требования диктуемые разумной природой человека. Так, например, выдающийся английский философ Джон Локк к прирожденным и естественным правам человека относил свободу и равенство. «Обиды и преступления, - писал он, - равны, совершаются ли они носителем короны или каким - либо незначительным крестьянином». Звание преступника и число его приближенных не означает различия не означает различия в преступлении, если только не отягощает его». Локк требовал, также пропорциональности между тяжестью наказания и тяжестью преступления, которое впоследствии было развито Ч. Беккария. Локк обращал внимание на то, сто еще в естественном состоянии один человек может наказать другого не произвольно, «а воздать ему так, как это диктует спокойный разум и совесть, пропорционально его поступку». Этот же принцип он распространял на отношения между людьми в государстве. Локк также утверждал, что только закон может быть мерилом правильного и дурного и только из закона каждый может знать, что ему полагается. Другими словами, сам закон определяет, что является преступным и какие наказания можно к преступнику применять. Важной задачей уголовного закона по мнению Локка должна являться защита частной собственности. Во Франции этого периода передовые уголовно-правовые идеи выдвигались в трудах Монтескье, Вольтера, Бриссо и Беккария. Основные уголовно-правовые идеи Монтескье, основоположника просветительно-гуманистического направления в уголовном праве, высказаны в его знаменитой книге «О духе законов» (1748г.) и могут быть сведены к следующим основным принципам: наказание должно соответствовать природе преступления; наказание в своих размерах не должно превосходить требования необходимости. В последнем положении содержится зародыш принципа экономии репрессии. Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве в наиболее отчетливой и завершенной форме было выражено в знаменитой книге Ч. Беккария «О преступлении и наказании». Идеи просветительно-гуманистического направления легли в основу европейских уголовно-правовых систем, в частности, были отражены в французском уголовном кодексе 1810 г. Все реформирование уголовного законодательства первых трех четвертей 19 века проходило под эгидой классического направления в уголовном праве, ярчайшими представителями, которого являлись А. Фейербах, Г. Штюбель, К. Грольман. Классическое направление в уголовном праве акцентировало внимание на преступлении и наказании в отрыве этих явлений от самой социальной действительности. Во второй половине 19 века появляется антропологическое направление, подвергшее жестким атакам классиков. Представители этого направления обратили серьезное внимание на необходимость изучения личности преступника и причин преступности. В трудах представителей этого направления Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Ф. Лист, Г. Тард, Принс и др. развивались идеи, сочетающие положительные моменты с отрицательными.

В России наука уголовного права возникла в начале 19 века, но бурно стала развиваться в 60-е годы, в условиях пореформенной России. Подавляющее большинство отечественных криминалистов А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, П.П. Пустороелев придерживались идей классического направления в уголовном праве. И.Я. Фойницкий, С.В. Познанцев сочетали идеи классического направления с социологическим, Д.И. Дриль придерживался взглядов антропологов и социологов. Видными представителями социологического направления были М.Н. Гернет и А.А. Пионтковский .

Одним из самых видных российских учёных в области науки уголовного права является В.Н. Кудрявцев. Он является признанным авторитетом в таком направлении науки уголовного права как теория квалификации преступлений.

Как было отмечено выше развитие уголовного права как самостоятельной науки приходится на 18 век, что было обусловлено потребностями буржуазного общества. Она начала своё развитие, выделившись наряду с другими юридическими науками из науки всех наук – философии, из которой в то же время выделялись такие науки как социология, политология и т.д. Поэтому взаимосвязь науки уголовного права с другими юридическими и гуманитарными науками обусловлена исторически.

Уголовное право как наука входит в общую систему юридических наук и тесно связана с такими науками как конституционное право, теория государства и права, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, административное право, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, криминология.

Уголовное право неразрывно связано с такими гуманитарными науками как философия, история, социология, логика. Особенно необходимо подчеркнуть значение логики в данном случае. Квалификация преступлений представляет собой систему логических операций в результате которых частное явление – конкретное преступление подводиться под определённую норму уголовного закона, которая по своему объёму характеризует все преступления данного характера.

Уголовное право как учебная дисциплина даёт студентам знания о преступлении и наказании как предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки уголовного права начинается, как правило, после изучения таких юридических дисциплин как теория государства и права, конституционного права, истории государства и права, которые закладывают основы понятийного аппарата будущего юриста.

Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999г.

Всеобщая история государства и права. Под ред. З.С. Черниловского М. 1999 г.


Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999

Понятием уголовного права обозначают также и учебную дисциплину, которая преподается в учебных заведениях юридического профиля и изучается студентами и слушателями, обучающимися в них.

Уголовное право как учебная дисциплина - это совокупность расположенного соответствии со структурой УК учебного материала, в котором рассматриваются теоретические положения, раскрывающие содержание уголовно-правовых норм и позволяют студентам усвоить сумму знаний, необходимых для обоснованной уголовно-правовой оценки совершенного преступления в качестве лица, применяющего уголовный закон (например, следователя, адвоката, прокурора, судьи).

Учебный курс (дисциплина) уголовного права Украины состоит из курсов Общей и Особенной частей уголовного права. Сначала изучается курс Общей части уголовного права Украины, а затем, после усвоения общих положений о преступлении и наказании, изучается курс Особенной части.

Порядок и последовательность изложения вопросов Общей части уголовного права принято именовать системой курса Общей части уголовного права. Система курса Общей части уголовного права в основном определяется системой действующего уголовного законодательства. Завершается изучение этого курса знакомством с общими положениями уголовного права зарубежных стран.

Знание уголовного права является основой профессиональной деятельности для таких категорий юристов, как следователь, сотрудник оперативных служб милиции, прокурор, адвокат, судья.

Однако и для юристов, специализирующихся в трудовом, жилищном, банковском, налоговом, брачном праве и т.д., которые принимают участие в рассмотрении гражданских дел (например, по искам предприятий), знание уголовного права имеет не второстепенное значение. Практика доказывает, что иногда участники гражданских споров переступают грань дозволенного и совершают преступления. Юрисконсульту, судьи хозяйственного суда, нотариусу необходимо четко отличать гражданско-правовое правонарушение (деликт) от преступного деяния. Видеть, например, когда нарушение банковских правил перерастает в похищении имущества, действия наследников приобретают признаков преступного подлога документов и др.

Оперативные работники и следователи, которые не должном уровне усвоили положения уголовного права, могут не уделять внимания сбору доказательств, характеризующих необходимые признаки соответствующего преступления. А это приводит к неправильному применению закона оправдания подсудимого, виновного в совершении преступления, осуждение невиновного, инкриминирования лицу более тяжкого или менее тяжкого преступления по сравнению с тем, который им совершено на самом деле. Изучение уголовных дел свидетельствует, что ошибки при квалификации преступлений - самый распространенный вид ошибок в следственной и судебной практике.

Разоблачение преступления, розыск преступников и сбору доказательств совершенного преступления определяется именно признакам преступления, установленного уголовным законом. Уголовное право имеет значения базовой дисциплины для других юридических дисциплин криминального цикла - уголовного процесса, криминалистики, криминологии, оперативно-розыскной деятельности и некоторых других. Для правильного и эффективного расследования дела надо четко знать, что и кого искать, в чем и кого надо разоблачить, какие доказательства для этого надо найти и т.д. Без таких знаний правоохранительная деятельность даже при условии совершенного владения тактикой допроса, техникой осмотра места происшествия, психологией преступника и т.д может быть направлена на решение второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к признаков конкретного преступления.

Например, не обладая знаниями относительно состава преступления и расследуя дело об убийстве, следователь может не уделить должного внимания установлению и доказательства мотивов действий лица, которую задержали на месте преступления с ножом и следами крови жертвы на своей одежде. Как результат - лицо, что убила человека из хулиганских побуждений (п. 7 ч. 2 ст. 115 УК - закон за это преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненное лишение свободы), может быть осуждена за умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (ст. 116 УК наказания в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок) или даже будет оправдана как такая, которая якобы действовала в состоянии необходимой обороны.

Изучение курса Общей части уголовного права обусловливает необходимость использования (кроме учебника) УК, других нормативно-правовых актов, научно-практических комментариев УК, постановлений Пленума Верховного Суда Украины, монографий, учебных пособий, научных статей из уголовно-правовых проблем.


1. Уголовное право Украины. Общая часть: Учебник. Ю. В. Александров
2. Глава I ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА § 1. Уголовное право как отрасль законодательства
3. § 2. Уголовное право в системе права Украины
4. § 3. Уголовное право и политика государства в сфере противодействия преступности
5. § 4. Наука уголовного права
6. § 5. Уголовное право как учебная дисциплина
7. Глава II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕГО ТОЛКОВАНИЯ § 1. Понятие закона об уголовной ответственности
8. § 2. Структура закона об уголовной ответственности
9. § 3. Толкование закона об уголовной ответственности
10. Глава III ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ § 1. Действие закона об уголовной ответственности во времени
11. § 2. Действие закона об уголовной ответственности в пространстве
12. Глава IV ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ § 1. Понятие и признаки преступления
13. § 2. Криминализация общественно опасных деяний. Декриминализация деяний
14. § 3. Малозначительность деяния
15. § 4. Отличие преступлений от других правонарушений и от правомерного поведения. Совокупность преступлений и других правонарушений
16. § 5. Классификация преступлений и ее значение
17. Глава V УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ее ОСНОВАНИЕ § 1. Понятие уголовной ответственности и ее реализация
18. § 2. Основания уголовной ответственности
19. Глава VI СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ § 1. Понятие и значение состава преступления
20. § 2. Элементы состава преступления и их признаки. Обязательные и факультативные признаки состава преступления
21. § 3. Виды составов преступления
22. § 4. Состав преступления и квалификация преступления
23. Глава VII ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ § 1. Понятие объекта преступления
24. § 2. Виды объектов преступления
25. § 3. Предмет преступления
26.

Уголовное право – ϶ᴛᴏ наука, изучающая уголовное право как одну из отраслей права и представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний о преступлении и наказании.

Наука уголовного права изучает так же историю уголовного права и уголовное право зарубежных стран.

Наука уголовного права в собственном ее смысле и современном понимании возникает на рубеже 18 и 19 веков. В древнем мире отдельные вопросы уголовного права рассматривались в трудах отдельных философов и юристов, но специальных исследований, посвященных уголовному праву не было. Вот к примеру, в трудах знаменитого греческого философа Платона содержатся отдельные мысли о сущности и целях наказания, о предупредительном воздействии законов, о мотивах преступления и т. п. Аналогичное можно сказать и об уголовно-правовых идеях Аристотеля. Много интересных соображений о преступлении и наказании содержится в трудах выдающегося римского юриста Цицерона, историка Тациана, философа Сенеки, по϶ᴛᴏв Виргилия Платва, Луцилия, Овидия и др. Ряд отрывков, из не дошедших до нас трудов римских юристов Павла, Ульпиана и Модестина были включены в книги 47 и 48 Дигест Юстиниана. В качестве учебных пособий в те далекие времена использовалась книга 4 Институций Юстиниана и книга 3 Институций Гая. В средние века, с возникновением в 12 веке в Италии Болонского университета уголовное право преподавалось, но не в качестве самостоятельной научной дисциплины, а как составная часть канонического и римского права. Толкованием уголовно-правовых норм занимались глоссаторы, кᴏᴛᴏᴩые не разрабатывали, а исключительно комментировали нормы канонического и римского права. Вообще уголовное право средневековья находилось в полной зависимости от церкви. Глоссаторы давали в обобщенной форме ранее высказанные мнения по тому или иному вопросу уголовного права, а также разъясняли основные положения обычного права. Коментаторское постижение вопросов уголовного права обусловило его в самостоятельную учебную дисциплину, а в самом начале 15 века в Венеции выходит книга Альберта Гиндина «Трактат о преступлениях», представляющий собой рассуждения о природе некᴏᴛᴏᴩых преступлений в уголовном судопроизводстве. В ϶ᴛᴏй книге содержится и изложение отдельных вопросов общей части уголовного права: умысел, неосторожность, покушение. Глоссаторское направление просуществовало до середины 18 века. Среди многочисленных представителей глоссаторского направления, особого внимания заслуживают трактаты в области уголовного права итальянца Фаринауци и немцев Карпцова и Берлиха. Заслуга данных авторов состоит по сути в том, что хотя они не разработали систематических основ науки уголовного права, но рассматривали многие вопросы общей части уголовного права применительно к конкретным случаям судебной практики. Карпцов до середины 18 века считался крупнейшим авторитетом и отцом немецкой науки уголовного права. К трудам по уголовному праву указанного периода следует так же отнести, так называемые консультативные заключения юридических факультетов 17 века в Германии, игравших большую практическую роль, особенно в виде публиковавшихся сборников решений. Наибольшую научную ценность представляют заключения Тюбингенского университета.

Глоссаторская юриспруденция оказала определенной влияние на уголовное законодательство Священной Римской империи, в частности на такой ключевой в 16 веке законодательный акт, содержащий вопросы уголовного права и уголовного судопроизводства, как Каролина (принят в 1532г.) Заслуга глоссаторов в области развития науки уголовного права заключалась в том, что они в значительной степени и с большей широтой, чем римские юристы, разработали вопросы как общей, так и особенной части уголовного права; такие как состав преступления, покушение, умысел и неосторожность, случай, возраст уголовной ответственности и влияние на нее душевных болезней, опьянения, виды наказаний и виды конкретных преступлений. Этим они содействовали дальнейшему развитию науки уголовного права.

На рубеже 17 и 18 веков, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки. Связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений, именуемое «просвещением». Эпоха Просвещения пробудила уголовно-правовую мысль, направленную на коренные преобразования в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства и опирающуюся на требования разума, гуманности и новые политические идеалы. Выдающиеся философы и юристы: Локк, Руссо, Монтескье, Вольтер, Пуффендорф, Томазий, Вольф и др., опираясь на идеи естественного права, выдвигали уголовно-правовые требования диктуемые разумной природой человека. Вот к примеру, выдающийся английский философ Джон Локк к прирожденным и естественным правам человека относил ϲʙᴏбоду и равенство. «Обиды и преступления, - повествовал он, - равны, совершаются ли они носителем короны или каким - либо незначительным крестьянином». Звание преступника и число его приближенных не означает различия не означает различия в преступлении, если только не отягощает его». Локк требовал, также пропорциональности между тяжестью наказания и тяжестью преступления, кᴏᴛᴏᴩое впоследствии было развито Ч. Беккария. Локк обращал внимание на то, сто еще в естественном состоянии один человек может наказать другого не произвольно, «а воздать ему так, как ϶ᴛᴏ диктует спокойный разум и совесть, пропорционально его поступку». Этот же принцип он распространял на отношения между людьми в государстве. Локк также утверждал, что только закон может быть мерилом правильного и дурного и только из закона каждый может знать, что ему полагается. Иначе говоря, сам закон определяет, что будет преступным и какие наказания можно к преступнику применять. Не стоит забывать, что важной задачей уголовного закона по мнению Локка должна являться защита частной собственности. Во Франции ϶ᴛᴏго периода передовые уголовно-правовые идеи выдвигались в трудах Монтескье, Вольтера, Бриссо и Беккария.
Стоит отметить, что основные уголовно-правовые идеи Монтескье, основоположника просветительно-гуманистического направления в уголовном праве, высказаны в его знаменитой книге «О духе законов» (1748г.) и могут быть сведены к следующим основным принципам: наказание должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать природе преступления; наказание в ϲʙᴏих размерах не должно превосходить требования необходимости. В последнем положении содержится зародыш принципа экономии репрессии. Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве в наиболее отчетливой и завершенной форме было выражено в знаменитой книге Ч. Беккария «О преступлении и наказании». Идеи просветительно-гуманистического направления легли в основу европейских уголовно-правовых систем, в частности, были отражены в французском уголовном кодексе 1810 г. Все реформирование уголовного законодательства первых трех четвертей 19 века проходило под эгидой классического направления в уголовном праве, ярчайшими представителями, кᴏᴛᴏᴩого являлись А. Фейербах, Г. Штюбель, К. Грольман. Классическое направление в уголовном праве акцентировало внимание на преступлении и наказании в отрыве данных явлений от самой социальной действительности. Материал опубликован на http://сайт
Во второй половине 19 века побудет антропологическое направление, подвергшее жестким атакам классиков. Представители ϶ᴛᴏго направления обратили серьезное внимание на необходимость изучения личности преступника и причин преступности. В трудах представителей ϶ᴛᴏго направления Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Ф. Лист, Г. Тард, Принс и др. развивались идеи, сочетающие положительные моменты с отрицательными.

В России наука уголовного права возникла в начале 19 века, но бурно стала развиваться в 60-е годы, в условиях пореформенной России. Подавляющее большинство отечественных криминалистов А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, П.П. Пустороелев придерживались идей классического направления в уголовном праве. И.Я. Фойницкий, С.В. Познанцев сочетали идеи классического направления с социологическим, Д.И. Дриль придерживался взглядов антропологов и социологов. Видными представителями социологического направления были М.Н. Гернет и А.А. Пионтковский.

Важно заметить, что одним из самых видных российских учёных в области науки уголовного права будет В.Н. Кудрявцев. Стоит заметить, что он будет признанным авторитетом в таком направлении науки уголовного права как теория квалификации преступлений.

Как было отмечено выше развитие уголовного права как самостоятельной науки приходится на 18 век, что было обусловлено потребностями буржуазного общества. Стоит заметить, что она начала ϲʙᴏё развитие, выделившись наряду с другими юридическими науками из науки всех наук – философии, из кᴏᴛᴏᴩой в то же время выделялись такие науки как социология, политология и т.д. По϶ᴛᴏму взаимосвязь науки уголовного права с другими юридическими и гуманитарными науками обусловлена исторически.

Уголовное право как наука входит в общую систему юридических наук и тесно связана с такими науками как конституционное право, теория государства и права, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, административное право, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, криминология.

Уголовное право неразрывно связано с такими гуманитарными науками как философия, история, социология, логика.
Стоит отметить, что особенно необходимо подчеркнуть значение логики в данном случае. Квалификация преступлений представляет собой систему логических операций в результате кᴏᴛᴏᴩых частное явление – конкретное преступление подводиться под определённую норму уголовного закона, кᴏᴛᴏᴩая по ϲʙᴏему объёму характеризует все преступления данного характера.

Уголовное право как учебная дисциплина даёт студентам знания о преступлении и наказании как предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки уголовного права начинаетсятрадиционно после изучения таких юридических дисциплин как теория государства и права, конституционного права, истории государства и права, кᴏᴛᴏᴩые закладывают основы понятийного аппарата будущего юриста.

Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999г.

Всеобщая история государства и права. Под ред. З.С. Черниловского М. 1999 г.

Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999