Основные лидерские качества: каким должен быть настоящий лидер. Какой он, успешный лидер

Цели

Раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;

Показать необходимость достижения лидерства законным путем;

Способствовать формированию толерантности у учащихся;


самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

Знать основные характеристики лидера и политического лидера;

Уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, сис­тематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквари­ум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мульти­медийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Чело­вечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Методическая разработка предметной

недели по дисциплине «обществознание»

правовая игра на тему:

«Что значит быть лидером»?

Преподаватель: Алымова О.Н.

Орел

Тема: «Что значит быть лидером»

Цели

  • раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;
  • показать необходимость достижения лидерства законным путем;
  • способствовать формированию толерантности у учащихся;

Способствовать формированию убеждения в необходимости
самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

  • знать основные характеристики лидера и политического лидера;
  • уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквариум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мультимедийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Ход мероприятия

Учитель: Что объединяет приведенные выше высказывания? Сформулируйте тему нашего разговора. (В ходе обсуждения ребята формулируют тему.)

Обучающиеся высказывают свои мнения.

ЛИДЕР - это человек, который руководит, направляет других. ЛИДЕР - это человек, которому дана формальная и неформальная власть над другими.

Деловая игра «Аквариум»

Ситуация. Ваш класс выиграл 30000 рублей. Как распорядиться деньгами?

Задачи игры:

1) определить лидера по его роли в группе;

2) определить стиль поведения в группе, который должен быть характерен для лидера;

  1. выяснить качества лидера и его значение для группы;
  2. ребята должны понять, что быть лидером не просто, что лидер должен обладать многими неординарными качествами.

Инструкция

В «Аквариум», т.е. на самое видное место в классе, приглашаются 5 человек для разрешения ситуации. Все остальные ребята наблюдают происходящее.

Учитель раздает каждому из 5 участников по карточке. Никто не знает о их содержании. Согласно «роли» обучающиеся должны решать вопрос о том, как распорядиться 30000 рублей. Через 5-7 минут дискуссии между ними остальные ребята должны угадать, кто играл роль лидера.

Участники, играющие роль лидеров, должны назвать качества, которые стремились проявить. В конце беседы все раскрывают «роли», которые играли.

Роли (в виде задания на карточке).

«Лидер»

Внимательно выслушивает предложения других ребят, дает краткую оценку каждому выступлению, берет инициативу в свои руки, проявляет умение убеждать в своей правоте, смелость, решительность, уверенность в себе. Стремится защитить интересы всего класса в отношении денег, проявляет честность, справедливость.

«Говорун»

Проявляет качества эмоционального лидера, шутит, предлагает самые фантастические идеи, уводит разговор в сторону, переходит на Мелочи, посторонние темы.

«Нигилист»

Все предложения отвергает, критикует, во всем сомневается, ви-^ iT и предчувствует плохое, заводит всех в тупик безысходности и Уныния.

«Молчун»

Изредка вставляет несложные предложения, проявляет стеснительность, робость. Однако его идеи тоже смогут быть конструктивные и толковые. Не спорит. Быстро обижается.

«Авантюрист»

Толкает всех на «криминал», предлагает присвоить деньги, а затем, когда его начинают стыдить, пытается убедить всех в необходимости «раскрутить» деньги, «как это делают все». Думает, прежде всего, о своих интересах.

Мозговой штурм. «Какими качествами должен обладать лидер?» После обсуждения необходимо составить вместе с ребятами список качеств лидера, затем предложить им рассмотреть на плакате общепринятые качества лидера.

Качества лидера

  • Умение принимать правильные решения.
  • Умение слушать.
  • Умение четко доносить свою точку зрения.
  • Уважение и забота о членах команды.
  • Инициативность.
  • Умение вдохновлять других.
  • Умение вселять уверенность в других.
  • Умение поощрять других за инициативу.
  • Умение обучать подчиненных
  • Умение учиться на критике.
  • Уверенность в себе
  • Умение держать дистанцию с подчиненными.
  • Умение приобретать друзей и союзников.
  • Умение правильно распоряжаться временем.
  • Дальновидность.
  • Компетентность.

Работа в группах: определение качеств лидера Обучающиеся делятся на три группы и получают по 1 карточке. В течение 3-х минут они должны выполнить задание, а затем по очереди (1 человеку от группы) должны выступить.

Задание. Какое из вышеназванных качеств лидера исключено в данных случаях?

1. К. Кайсенов, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром партизанского отряда, рассказывал, что жизнь вдали от дома, в условиях постоянной опасности, очень влияла на взаимоотношения людей. Командира отряда называли «батей» (отцом) за его душевность, за то, что он делил со своими солдатами тяготы войны.

  1. Французский император Наполеон Бонапарт поставил почти всю Европу в зависимое от Франции положение. При этом он щедро награждал отличившихся воинов за счет ограбления других народов. В 1812 году Наполеон бросил свою армию на завоевание России, дав слово в очередной раз вознаградить героев. Однако поход закончился полным поражением французов. Наполеон бежал, оставив своих воинов на произвол судьбы, погибать от мороза и голода.
  2. В 1219 году на земли народов Азии вторглись орды Чингисхана (1155 - 1227 гг.), отличавшегося крайней жестокостью к тем, кто оказывал сопротивление. Чингисхан, как свидетельствуют китайские летописцы, не доверял даже своим сыновьям Джучи и Чагатаю. Вражда и соперничество в Монгольской империи принесли много страданий народам.

Учитель: Эти примеры показывают, что вышеназванные качества лидера не являются универсальными. И лидер может в определенных ситуациях терять свои качества. Нет одинаковых людей, нет одинаковых лидеров. Каждой группе (каждому обществу) нужен свой лидер. Меняются задачи группы - меняется лидер.

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение всех участников. Работа в парах: соотнесение типов лидеров в соответствии с «Колесом жизни кельтов»

Учитель рассказывает об учении древних кельтов «Колесо жизни».

У древних кельтов (племен, населявших когда-то большую часть Европы, потомки которых живут сейчас в Англии, Уэльсе и Шотландии) сложилось учение, удивительное по своей магической вере в е Динство человека и матери-природы. Это учение названо «Колесо Жизни», которое объединяет в себе четыре стороны света, олицетво- ряющие гармонию духа. Они соответствуют четырем временам года а также четырем типам людей, о которых нам, людям XX века, интересно знать, чтобы понять качества лидера, основы фундамента сотрудничества и сосуществования, для возрождения уважительного отношения к природе.

На экране появляются характеристики типов лидеров

Восток - весна - горн, где создает свое творение кузнец, где рождается все новое.

Лидер - «творческий дух», очень изобретательный, наполненный огнем одухотворенности.

Основные черты:

  • богатое воображение, склонность видеть всю картину целиком;
  • фокусирование на идее, отличающейся направленностью в будущее;
  • четкое осознание своего предназначения и цели;
  • склонность к познанию, к экспериментам;

® возможная потеря концентрации над задачей и ее невыполнение;

  • риск не справиться с объемом работы, утрата чувства времени;
  • склонность к энтузиазму вначале и последующему скорому разочарованию.

Юг-лето - посох, которым направляют и собирают вместе отары. Лидер - «огонь в горне», плодородие, слияние. Основные черты:

  • доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности;
  • предоставление другим возможности почувствовать свою важность в определении происходящего;
  • постановка в центр морально-этических ценностей во всех вопросах личной и профессиональной жизни;
  • использование личных отношений, связей для выполнения задач;
  • стремление оказывать поддержку, эмоциональность, чувствительность;
  • невозможность отказать в просьбе, неумение сказать «нет»!

Запад - осень - познание, оценка, информация.

Лидер - «чаша», где все хранится, варится и смешивается.

Основные черты:

  • взвешивание всех «за» и «против»;
  • анализ данных и логика;
  • восприятие состояния как скрупулезная практика при выполнении своей работы;
  • склонность к самоанализу;
  • упрямство, настаивание на своем;
  • нерешительность, сбор ненужных сведений, «зациклен-ность» на деталях;
  • отрешенность и холодность.

Север - зима - камень, служащий символом власти и ответст-нности.

Лидер - «воин», открытый к борьбе, решительный. Основные черты:

  • уверенность, активность;
  • умение управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий;
  • быстрое реагирование, подталкивание других к решительным действиям;
  • отсутствие боязни сталкивания с «трудными» людьми; способность быстро занять оборону, склонность к спору, доказывание своего превосходства;
  • требование принятия скоропалительных решений;
  • автократичность, требование, чтобы все было в соответствии с его (ее) желаниями.

Учитель: Определите, кто из героев А. Дюма (Атос, Портос, Арамис и Д"Артаньян) соответствует этим характеристикам. Кто из них Север, Юг, Запад и Восток? (обучающиеся работают в парах) Если они затрудняются, то на экране появляются характеристики героев А. Дюма, а ребята должны отгадать имена.

  1. Способность к быстрым действиям. Решительность, умение организовать усилия всей в группе на преодоление сверхсложных задач.
  2. «Честь и совесть» компании, хранитель дворянской чести рассудительный и мудрый.
  3. Сильная и верная рука. Исполнительный, мужественный, преданный.
  4. Мастер сложных интриг, знаток всех тайн королевского двора, тонкий психолог. Наблюдательный, хитрый.

Подводя итоги данного упражнения, можно задать вопросы:

  1. Почему друзья в самые трудные минуты провозглашали: «Один за всех, все за одного!»?
  2. Можно ли в одном человеке найти сразу все качества, о которых мы говорили?
  3. Есть ли идеальный лидер?
  4. Зачем кельты подчеркивали особенности людей, опираясь на образы природы и человеческой деятельности?

Учитель: Многообразие черт лидера объясняется сложностью и многообразием человеческих отношений. Лидер в семье, на работе - скромный и незаметный человек, или совсем наоборот. Условно все общественные отношения разделили на неформальные и формальные. В любом коллективе имеются формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) лидеры.

Особенно много тайн и интриг наблюдается в политическом лидерстве.

Политический лидер

Учитель: С точки зрения типологизации, политическое лидерство как вид политического поведения весьма разнообразно. Наиболее признанной является типология лидерства, предложенная М-Вебером и Г. Херманном.

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства (Их характеристики выведены на экран).

Традиционное лидерство : имеет традиционный характер, освящено авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений, религиозными нормами.

Рациональное лидерство : опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.

Харизматическое лидерство: основывается на признании исключительности, уникальности, индивидуальных достижений личности.

Обучающиеся делятся на две группы и выполняют следующие задания

Задание для первой группы

К какому типу лидерства вы отнесете Петра Великого, Ф. Рузвельта, В.И. Ленина, И. Ганди, Н.С. Хрущева, М. Тэтчер? Объясните свою точку зрения.

Задание для второй группы

К какому типу лидерства вы отнесете Николая II, Дж. Кеннеди, И.В. Сталина, Ш. де Голля, Л.И. Брежнева, У. Черчилля? Объясните свою точку зрения.

Учитель: Политолог Г. Херманн, анализируя имидж политика, выделяет четыре типа политика (Их характеристики выведены на экран).

Лидер - знаменосец. Он стремится к своей цели, определяет политику, ведет за собой массы.

Лидер - служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.

Лидер - торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.

Лидер - пожарный. Он постоянно реагирует на ситуацию, заливает пожары.

Задание для обеих групп

Приведите примеры (из истории и современности) политиков, отвечающих этим критериям.

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определенных исторических этапах развития общества. Роль политического лидера в обществе велика и реализуется через те Функции, которые он выполняет.

«Мозговая атака». Назовите функции политического лидера в обществе.

Обучающиеся называют следующие функции:

  • интегративная;
  • ориентационная;
  • инструментальная;
  • мобилизационная;

Коммуникативная;

  • гарант справедливости, законности и порядка. Дискуссия по вопросам
  1. Какие из функций лидера, по-вашему, наиболее существенны?
  2. Каково соотношение лидерства и вождизма? Для каких стран характерно появление вождей и почему? Кого вы отнесете к вождям ц почему?
  3. Почему лидерство может перерастать в культ личности? Каковы факторы формирования культа личности?
  4. Чем обусловлен культ личности: режимом власти или чертами самого лидера? Кто из известных вам политических деятелей создал собственный культ личности?
  5. Почему у власти оказываются лица, лишенные выдающихся качеств? Какую роль играют случайность, наличие сторонников, ситуация?

Учитель: Для того чтобы политический процесс в России приобретал черты рационализма, стал более предсказуемым и конструктивным, необходимо чётко представить политического лидера, который мог бы решать стоящие задачи и проблемы.

Задание для обеих групп

Создайте портрет политического лидера.

Какие качества политического лидера, на ваш взгляд, сегодня особенно востребованы в нашем обществе?

Какова, по вашему мнению, роль политических лидеров в современном обществе?

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Через определённое количество лет кто-то из вас будет выполнять роль лидеров в каком-либо виде деятельности. Есть ли у вас задатки? Ответить поможет тест.

Тест «Что вы за птица?»

С его помощью вы сможете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, условно названными «Голубь», «Страус» и «Ястреб».

Отвечая на вопросы, надо выбрать из трех вариантов ответа тот, который наиболее подходит для тебя.

1. Мне уже 16 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда не пойдешь». Я:

А) очень-очень прошу, чтобы она все-таки отпустила меня на улицу, а если не получится, то останусь дома;

б) скажу себе: «А я и не хотел никуда идти» и останусь
дома;

в отвечу ей: «Ничего не поздно, я ушел» и уйду, хотя она
и будет ругаться.

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б)избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я считаю себя человеком, который:

А любит нравиться многим и быть «как все»;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других людей своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком - величайшее счастье в жизни;

б) неплохо, но пока ее от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;

в) это прекрасно, особенно когда любимый человек дает
мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

А) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимания;

в) начинаю злиться и могу вылить свое раздражение на окружающих.

6. Если не совсем справедливо критикуют мою работу:

а) меня это заденет, но я постараюсь не показать этого;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму замечания и постараюсь исправить
свои ошибки.

7. Если кто-то упрекает меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;

б)наверно, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б)лидер, руководитель;

в)член группы, команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, то я:

а) просто перехожу к другому делу;

б)показываю всем, что я уже все сделал;

в)хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонько сижу в углу;

б)стремлюсь быть в центре всех событий;

в)провожу большую часть времени, помогая убираться и мыть посуду.

11. Если в магазине мне не додадут сдачу, то я:

а) естественно, потребую ее;

б)расстроюсь, но промолчу, не люблю препираться с посторонними;

в)не обращу внимания: эта мелочь того не стоит.

12. Если я чувствую, что злюсь, то:

а) открыто выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б)чувствую себя неудобно перед другими;

в)пытаюсь себя успокоить.

13. Когда я заболеваю, то я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;

б)ложусь в постель и хочу, чтобы за мной ухаживали;

в) стараюсь не обращать на это внимания и хочу, чтобы
окружающие вели себя так же.

14. Если какой-то человек сильно возмущает меня, я предпочту:

а) выразить свои чувства ему открыто в лицо;

б)разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем де
ле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через дру
гих людей.

15. Мой девиз в жизни, очевидно, мог бы звучать так:

а) победителей не судят;

б)весь мир любит любящего;

А теперь, для того чтобы обработать свои результаты, разбей эти 15 вопросов на три пятерки: 1 - 5, 6 - 10, 11 - 15.

Чтобы узнать, насколько ты «Голубь», посчитай, сколько у тебя веТ ов «а» в первой пятерке, «в» - во второй пятерке и «б» - в третьей. Для определения своих «страусиных» черт, нужно найти сумму ответов «б» в первой пятерке, «а» - во второй и «в» - в третьей.

Ответы «Ястреба»: «в» - в первой пятерке, «б» - во второй и «а» в третьей. Понятно, что, чем больше ответов одного типа (какой-то птицы), тем сильнее у тебя выражены именно эти черты. Если всего поровну, то в разных ситуациях ты проявляешь себя по-разному.

«Голубь» - это мягкий, доброжелательный и чувствительный человек. Он готов на многое ради родных и друзей, даже на самопожертвование. Многие их считают слабаками, ведь они часто не могут прямо попросить или потребовать то, что им нужно. Они добры и ус-гупчивы, живут мечтой найти человека, который понимал бы их с полуслова. Впрочем, они вообще уделяют мечтам много времени. В компании «Голуби» часто играют второстепенные роли, но не потому, что чего-то не умеют или не знают, а потому, что просто лучше себя чувствуют за троном, а не на нем. «Голубь» не любит брать на себя инициативу и ответственность, а также открыто противопоставлять свое мнение окружающим. В компании часто только «Голубь» может справиться с темпераментными и агрессивными людьми. Свою редкую злость и раздражение «Голубь» направляет против себя, не высказывая открыто.

«Страус» - человек расчетливый и осторожный, предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно свободное пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. В большинстве случаев «Страус» не тяготится одиночеством и хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов, они прячут в песок не только голову, но и сердце. «Страусы» не ждут от жизни и людей слишком многого и потому никогда не бывают по-настоящему разочарованы. Их отчужденность придает их характеру целостность и самодостаточность, чего Так не хватает и «Голубю», стремящемуся понравиться окружающим, и «Ястребу», желающему достичь успеха. Но эта же целостность мо-* е т обернуться замкнутостью, которая отрезает «Страуса» от лучшего Других людях и в самом себе.

«Ястреб» - человек честолюбивый, решительный и храбрый. «Ястребу» нужна власть. Преследуя свои цели, «Ястребы» приобретают массу врагов, но, с другой стороны, они многого и достигают. «Ястребами» скорее восхищаются, нежели любят. «Ястреб» живет по принципу «Все или ничего», половинчатость успеха принимается им за неудачу, они бескомпромиссны и в общении, и в делах. «Ястребы» требуют подчинения и не выносят критики в свой адрес, хотя легко критикуют сами себя и других. Предположение, что они могли совершить ошибку, вызывает не только ярость «Ястреба», но и глубоко спрятанную растерянность, так как за своим ястребиным фасадом они далеко не так прямолинейны, как хотели бы казаться.

Если уровень самодостаточности соответствует уровню формального лидера, что ж, дерзайте! Данный тест убеждает нас в том, что нет абсолютно «правильной» точки зрения успеха личности, что качество, украшающее одного человека, может мешать другому.

Рефлексия:

  1. Считаете ли вы себя лидером?
  2. Почему так важно вырабатывать у себя качества лидера?
  3. Как вы понимаете слова Ж. - Ж. Руссо: «Легче завоевывать,! чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир: но, чтобы поддерживать его, нужны плечи! Геракла»!

ЗАПОМНИ!

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Лидер ситуации - человек, взявший на себя инициативу во имя| сохранения группы. Формальный лидер избран народом, выдвинут начальством, обладает полномочиями.


Феномен лидерства существует давно, ведь человек всегда желал выглядеть в чужих глазах сильным и самодостаточным, обладать влиянием и властью. Именно лидер является главным действующим лицом в сценарии жизни, наделенным исключительными перспективами и доступом к чему-то большему. Большинство людей связывают понятие лидер с некими врожденными особенностями, которые помогают достичь успеха, но на самом деле каждый человек способен развить основные качества лидера.

Чтобы постигнуть природу лидерства, нужно изучить его структуру и особенности. В современной психологии лидер – это человек, который обладает рядом качеств и навыков, помогающих ему «вести» за собой людей к определенной цели.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Для его верного понимания следует выделить конкретные ступени развития личности успешного лидера:

  1. Сам себе лидер. Это базовый первый этап, являющийся предпосылкой для становления лидера. Следует научиться дисциплинировать и мотивировать себя, нести ответственность за собственные поступки, формировать навыки ставить и достигать цели.
  2. Лидер в ситуации . Это лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя функции руководства в определенной экстремальной ситуации, где контекст необходимости вынудил его взять на себя ответственность.
  3. Лидер в команде. Это понятие макролидерства, где человек формирует свою команду и мотивирует ее членов к достижению целей. Здесь исчезает ситуативность, на место которой приходит постоянная инициатива и ответственность за качество работы собственной команды.
  4. Лидер в системе. Металидерство предполагает руководство целой системой, где человек становится руководителем среди лидеров. Цели стают более серьезными и глобальными, для успешного руководства на этом уровне требуется наличие многих личностных и профессиональных качеств.

Так каким должен быть лидер? Успешный руководитель должен освоить основные лидерские навыки и овладеть соответственными ключевыми качествами лидера, без которых продуктивное функционирование на любой ступени развития станет невозможным. Ключевые лидерские навыки можно условно разделить на три группы: базовые навыки, навыки общения и личностные качества на уровне развития личности.

Базовые навыки успешного лидера

Видение перспективы

Именно с этого понятия начинается лидерство, видение перспектив и развитая способность прогнозировать позволяет быть более гибким, менять стратегию и направление движения, ориентируясь на возможную ситуацию. Умение создать в представлении команды светлое будущее служит элементом вдохновения и поворачивает деятельность в позитивное русло.

Постановка целей

Целеполагание служит фундаментом для успешного видения перспектив и позволяет создать условия для постепенного продуманного движения команды к большой цели, достигая результатов постепенно, маленькими шагами. При этом, конечная и ярко, чтобы команда ощущала острую необходимость в ее достижении.

Успешная адаптация

В нашем изменчивом мире, где ежедневно сквозь сознание человека проходят нескончаемые потоки информации необходимо уметь замечать малейшие окружающие изменения. Из гигабайтов информации нужно принимать во внимание только ту, что касается деятельности компании. Такая адаптация возможна при широком общем кругозоре лидера, который сумеет заметить и выделить наиболее важные тенденции и стратегии развития.

Гибкость

Руководителю необходимо всегда иметь в запасе различные стратегии и методы, чтобы в каждой конкретной ситуации суметь выбрать наиболее подходящий вариант. Отсутствие вариантов делает его предсказуемым и слабым в глазах не только команды, но и конкурентов. Иногда это качество отлично действует на основе некоего противодействия системе, что может привести к оригинальным неординарным решениям.

Настойчивость

Это качество лидера взаимосвязано с силой личности, когда человек не останавливается перед лицом неприятной и опасностей, а также идет на оправданный риск. Важно не путать настойчивость с упрямством, когда человек способен идти к своей цели любой ценой. Такое поведение граничит с наглостью и отворачивает команду от руководителя.


Навыки общения

  • Умение убеждать. Это понятие означает эффективно использовать свой вербальный интеллект, лидерские эмоции, для достижения целей команды. Момент истины настает, когда человек переходит со своей позиции или точки зрения на позицию оппонента. Природа убеждения состоит из весомых аргументов, ведь только таким образом умный человек может прислушаться и принять точку зрения собеседника.
  • Коммуникабельность. В наше время это качество имеет ключевое значения для человека, желающего продуктивно взаимодействовать в обществе. Современный лидер должен уметь находить общий язык с различными категориями людей в разных ситуациях и обстоятельствах общения. Эффективный способ наладить коммуникацию – освоить техники быстрого установления контакта. Сейчас существует множество тренингов, где каждый желающий может научиться стилям эффективного общения, совершенствуя свое ;
  • Доверительность. Чтобы собеседник быстрее принял нужную сторону, следует включить в процесс коммуникации невербальные навыки. В их число входят поза, жестикуляция, интонация голоса, темп речи и другие. Их природа действует на бессознательную сферу психики человека и поможет установить доверительный контакт.
  • Способность не только слушать, но и слышать . Это понятие значит, что лидер может не только говорить, но и внимательно слушать, включая в действия все каналы восприятия. Важно уметь подобрать уместную тему разговора, расположить к себе собеседника, а потом дать ему возможность высказаться. В это время следует использовать стратегию активного слушания, кивая головой и вставляя короткие реплики в нужных местах. Умение задавать логичные и точные вопросы поможет добыть нужную информацию тактично и ненавязчиво.

Личностные качества успешного лидера

  • Уверенность в себе. Уверенный руководитель способен внушать доверие и давать ощущение защищенности своей команде. Его природа выделяет человека из толпы даже по физическим признакам: ровная осанка, расправленные плечи, спокойный взгляд, размеренное дыхание. Речь ровная и четкая, без колебаний и затяжных пауз.
  • Проактивность . От обычной активности это качество отличается умением самостоятельно инициировать ситуацию. Такая личность умеет опережать чужую инициативу и действует, исходя из собственных побуждений;
  • Целостность личности. Умение «держать себя в руках», проявлять эмоциональное спокойствие в экстремальных ситуациях принадлежит людям с целостным внутренним миром. Психические процессы такого лидера уравновешены, он способен контролировать свои личные чувства и поведения даже в неожиданные моменты, когда большинство людей начинают нервничать или опускать руки.

Видео: незаменимые важные качества лидера:

Все эти навыки и качества характеризуют успешного лидера как гармоничную личность с богатым и целостным внутренним миром, стойкими жизненными и профессиональными установками, способностью уважать личное пространство других людей. Только такой руководитель может вести за собой, формируя у ведомых людей уважение и доверие к своей личности и идеям.

Как-то мы с друзьями проводили мозговой штурм на тему, кто такой лидер. У каждого было свое определение. Но в совокупности получился обширный перечень лидерских качеств, что должны быть присущи каждому лидеру. Конечно, среди них есть и более важные, и менее важные. Тем не менее, все они помогают человеку быть многогранным и более полно реализовать себя.

Я постараюсь как-то обработать эти данные и выложить на блог. А пока посмотрим, какие качества для лидера считаются основными .

Чем лидер отличается
от просто хорошего человека

– это маяк, что освещает путь и указывает направление движения. Поэтому просто хороший человек, даже имея пять пядей во лбу, не будет лидером, если он не сможет увлекать других. А для этого надо иметь интересы, немного шире, чем собственные.

Лидером может стать только тот человек, кто не просто занимается собственным саморазвитием и желает СЕБЯ полностью реализовать. Лидеры мыслят шире – их интересует развитие ДРУГИХ людей и их самореализация.

Если хороший человек ищет, как можно реализовать себя, развить свой творческий потенциал, то лидер заинтересован в творческом развитии других людей.

А самое главное, его интересуют не только свои собственные результаты, а результаты тех, кто идет за ним. Он не идет по плечам и головам тех, кто поднял его, а старается поднять наверх других.

Я не знаю, как можно назвать это качество одним словом, поэтому не включила его в общий список. Но на самом деле, это и есть главная отличительная черт а лидера.

Пять
основных качеств
ЛИДЕРА

Качество 1 .
Целеустремленность .

Лидеры всегда четко знают, к чему и за чем они идут. Только зная это, можно повести за собой людей. Иначе будет просто толпа, а ты будешь только ее единицей. И каждый в этой толпе не будет знать, куда он бредет.

Конечно, познать свою цель не просто. Для этого, прежде всего, надо познать себя и свое предназначение. Если человек знает, ради чего он живет, ему легко понять, чего же он хочет достичь. А люди уже присоединяются к идеи и идут за тобой.

И еще очень важно определить, сколько будет стоит достижение этой цели. Ибо, когда ведешь за собой других людей, ты уже взваливаешь на свои плечи ответственность и за них. По крайней мере, надо быть честным, чтобы сказать им, что за все в этом мире надо платить. Ради достижения поставленной цели им придется чем-то пожертвовать.

И конечно же, к своей цели надо двигаться настойчиво.

Качество 2 .
Ответственность .

Сейчас я говорю об ответственности в широком смысле слова. Прежде всего, конечно же, ответственность за себя, свои мысли, свои поступки и свои решения.

У лидера нет вопроса “Кто виноват”, он всегда думает “Что делать”. Потому что он знает, что всему есть причина, а любой поступок имеет следствие. В мире ничего просто так не происходит.

Ответственность – это также умение выполнять . Такие люди всегда ответственны за свои слова. Они не обещают того, в чем сами не уверенны.

И наконец, самая большая ответственность – это ответственность за других, тех, кто поверил тебе и пошел за тобой. “Мы в ответе за тех, кого мы приручаем” – это один из девизов их жизни.

Качество 3 .
Постоянный личностный рост .

Никто не пойдет за человеком пустым, которому нечего дать другим. Лидер никогда не стоит на месте в личностном развитии. Он постоянно развивает себя. Он всегда работает над своим внутренним миром, развивая те или иные положительные качества.

А еще он углубляет свою компетенцию, чтобы стать истинным профессионалом в своей отрасли.

Приятным бонусом неустанной работы над собой является развитие творчества и креативности. Лидеры – это люди, имеющие живое мышление. Они всегда стараются любой проблемы.

Качество 4 .
Самодисциплина .

Самодисциплина – это краеугольный камень успеха в любом деле. Только тот, кто обладает сильной волей, может нацелить себя на выполнение нужных дел. Он способен “есть лягушек”, если это нужно.

Делать то, что тебе некомфортно, – это настоящая лидерская привычка. Как раз действие отличает его от других людей.

А самодисциплина помогает ему в этом. А еще важно при этом уметь преодолевать свои сомнения и перед новым. Дорога к успеху лежит только через преодоление себя и своих страхов.

Качество 5 .
Умение общаться .

Необходимость этого умения вытекает из самой природы лидерства. Как же можно вести за собой людей, если ты не можешь с ними общаться?!

Наука общения — очень обширная, в коротком абзаце всего не скажешь. Но можно отметить основные моменты, что нужно уметь:

  • Говорить просто, лаконично, по сути. Простота – это показатель порядка в мыслях. Она говорит, что в голове выстроена четкая концепция и ей можно следовать.
  • другого человека. Только так можно узнать истинные его запросы и дать то, что ему нужно.
  • Уметь убеждать. Но под этим подразумевается не манипуляция чужими умами, а умение зажигать людей своими идеями.

Итак, лидер – это человек, за которым стоят другие люди. Это — его команда. В любом деле совместными усилиями команда способна творить чудеса.

Если вы хотите быть успешными, то развивайте в себе лидерские качества и формируйте свои команды. Тогда успех не заставит вас ждать.

Что такое лидерство? Кто такой лидер? Как им стать?

В современном лексиконе человека, представителя делового мира, лидерство определяется как «способность вдохновлять, и пробуждать желание работать». Возникает законный вопрос: "У кого?" - Конечно, же у своих сотрудников. Но чтобы понимать истинное значение лидерства, нам необходимо глубже вникнуть в суть слова.

Один момент, который был установлен после долговременных исследований психологов, показал, что любая группа людей, выброшенных на необитаемый остров, на поединок с дикими зверями, просто на поле для игры, сама себе находит и выбирает лидера, которого каждый из них будет слушаться, уважать, поддерживать и выполнять его задания. И выбор лидера не зависит от уровня интеллекта и возраста участников команды.

Для того чтобы быть лидером, простого желания не будет достаточно: человек, изъявивший подобное желание, должен, кроме оного, иметь еще несколько характерных черт, которые бывают только у истинного лидера. В противном случае, этот человек потерпит неудачу, ибо быть лидером трудно. В деловой практике по прошествии времени исследования и история показали, что лидером может стать любой человек. Но даже здесь простого желания им стать было недостаточно, ибо еще требовалось желание учиться и развивать в себе способности, помогающие в лидерстве. Это желание должно быть основано на сильном желании и истинном голоде успеха.

Лидер - это человек, который построил себя сам, т.е. сэлф-мэйд (бизнес, жизнь, англ. – self-made). Быть лидером нигде не научат - чтобы стать лидером, не надо заканчивать институтов или курсы. Лидерами просто становятся, если у вас есть желание, кто-то заметив его, поощряет вас, дает вам возможность самореализации, следовательно, вы сможете реализовать свои способности.

Для того чтобы четче понимать функции лидера, ниже мы вам приведем несколько заметок, которыми просто должен быть укомплектован каждый человек, желающий стать лидером.

Нет идеальных людей, и никто не прекрасен!

Но все-таки лидерами рождаются, этот факт просто неоспорим. Все люди, несмотря на то, кем они родились, они имеют базу для самосовершенствования – мозг. Даже если мы не родились лидерами, у каждого из нас есть возможность им стать, для этого просто необходимо развить в каждом из нас свои чувства и черты лидера, потому что они имеются у каждого человека, за исключением совсем малого процента. Для развития этих черт у себя, человеку необходимо проанализировать каждого лидера, к которому он не равнодушен, которого он считает своим кумиром в плане деловитости и успешности. И во всех своих действиях и решениях подражать ему, но подражать тоже нужно с умом.

Качества коммерческого лидера:

Энтузиазм.
Согласитесь, даже с простым энтузиазмом человек может достичь небывалых высот. Это и является первой необходимой чертой для развития лидерских навыков в человеке. Для того чтобы породить в себе энтузиазм, в первую очередь необходимо найти вещь или область, от которой человек приходит в восторг, в которой этот человек хотел бы добиться небывалого успеха. Часто, в практике развития энтузиазма необходимо упорство. Очень много примеров, когда человек с огнем в глазах и душе начинает дело, берется за него с большими надеждами, но при первом неудачном опыте быстро и без колебаний отказывается. Этот человек не может быть лидером, потому как его энтузиазм поддельный, а не искренний. Настоящий энтузиазм, который характерен для настоящего лидера – тихий и невзрачный, потому как это чувство у него присутствует, и он им не кичится. Простые девизы для того, чтобы найти и определить в себе энтузиазм: "Я могу сделать это! Я могу сделать это!" Только в таком случае человек может добиться поставленных целей.

Если человек чувствует, что работа, которой он занимается проста для него, он старается сделать все возможное, чтобы эта работа приобрела для него иной характер, и появился интерес. Тогда у него и появится интерес, только в этом случае он сможет добиться успехов на этом поприще и стать лидером области, что возможно утолит его голод лидерства. А если нет, то это - человек с большими амбициям, и он способен на многое.

Храбрость и отвага.
Любой человек, который старается стать лидером должен быть храбр душой и телом. Только тогда он сможет преодолеть преграды, которые встречаются на его пути. Храбрость и отвага необходимы в ситуациях, когда человеку необходимо «взять», т.е. захватить то, к чему он стремится. Каждую проблему, которая встречается на пути к успеху и благосостоянию, истинный лидер должен преодолевать с мужеством, характерному только настоящему амбициозному человеку. Подлинный лидер к каждой проблеме относится, как к очередному испытанию, с помощью которого он сможет заработать выигрышные очки. И подходит к решению, как к новому сражению, из которого он обязательно выйдет победителем.

Храбрость лидера проявляется не только в преодолении возникших проблем, но и в преодолении самого себя, т.е. противоречить своим принципам и догматам. Это означает иметь сильный характер, всегда делать то, что пообещал, что сказал. Это означает, что человек-лидер проходит через все стены и испытания только победителем, вне зависимости от того, какого они характера, делового или личностного.

Вера.
Важное требование для лидера любой эпохи и области была вера. Потому как если в нее не верит сам лидер, как он может требовать ее от тех, кто его окружает. В современном мире, невозможно быть 100% уверенным в том, что делаешь, в том, что человек, с которым ты говоришь, не подведет тебя завтра тупым, недальновидным решением или действиями. Лучший вариант в таком случае – проверка на веру. Если ваш собеседник уверен в своих словах и может нести ответственность за свои слова и действия, то вы можете работать с ним плодотворно.

Большее требование, чем требование веры в дело или успех его, требование для лидера – вера в самого себя, в свои силы и возможности. Только такой человек может и стену пробить и какой-нибудь полюс пройти. Но самое главное требование, которое встречается для делового мира – вера в себя и умение заставить поверить в себя окружающих его людей - только в таком случае успех гарантирован. Уверенный в себе лидер, никогда не навязывает свою мысль своим подчиненным, просто они (подчиненные) всегда уверены в правоте его мыслей и решений. Храбрый и сильный лидер всегда готов и открыт к новым обсуждениям и подходам, к новым решениям вопросов. Потому как при помощи них он на ходу может внести изменения в дело.

Лидер никогда не говорит о заоблачных планах, которых ему не достичь, потому что это просто вопрос времени, и эти цели хранятся в его долгом ящике. Он никогда не делает того, в чем не уверен абсолютно. Он всегда смотрит на вещи реально, с трезвой точки зрения.

Интегрированность.
Лидер – человек слова. Он всегда сдерживает данные собой обещания, никогда не подводит людей и всегда пунктуален. Он всегда деликатен и точен в своих высказываниях, вне зависимости от того, с кем он говорит: будь то подчиненные, или партнеры, или просто его родные. Причиной того, что лидеры всегда сдерживают свои обещания, является хорошая работа его ума, потому как он не принимает свои решения и не дает обещаний опрометчиво, он всегда обдумает и взвесит все «за» и «против», перед тем как сказать. Они всегда принимают свои решения, исходя из своих способностей.

Лояльность.
Она важна всегда при общении с партнерами, потому как без нее нельзя добиться хороших показателей.
Лояльность также важна и при общении с другими людьми из своего круга. Потому как нельзя лидеру высмеивать кого-то, говорить его недостатки в открытую, перед всеми. Потому как таким образом он пошатнет репутацию высмеиваемого в глазах его сослуживцев. Но при этом, вся его лояльность не означает его мягкотелости - лидер никогда не прощает ошибок, он может сделать замечание в личном порядке, т.е. тет-а-тет, но это замечание будет дорого стоить провинившемуся. Истинный лидер никогда не зарится на успех своих конкурентов, потому как это – зависть, а зависть, как известно, присуща только слабохарактерным людям. Еще одна часть лояльности – чувство ответственности за благосостояние своих подчиненных. Лидер никогда не оставит своего подчиненного в беде, потому как знает цену своему специалисту. И он делает это не из корысти, а просто из присущих ему человеческих ценностей.

Интересы.
Трудно описать значение слова «дружелюбие» в двух словах. Даже большие толковые словари не могут вкратце описать это слово. Но несмотря на всю трудность, это чувство характерно для лидера. Потому что он уверенный в себе человек, и не боится никого, поэтому он со всеми дружелюбен, даже со своими конкурентами, которых естественно много.

Лидеру присущи взаимоуважение ко всем людям, вне зависимости от их вероисповедания, расы или возраста. Хотя к данной ситуации не применишь слово дружелюбие в полном его смысле, но оно подразумевает уважение и понимание.

Юмор, присущий лидеру.
Лидер не должен быть душой компании. Но его присутствие всегда ощутимо, будь то корпоративная вечеринка или простая посиделка с друзьями. Он всегда говорит по ситуации, и не говорит никогда лишнего, даже если выпьет немного спиртного. Шутки и реплики лидера всегда остроумны, и во многих ситуациях они мотивируют человека.

В данной статье были описаны шесть особенностей, которые являются характерными показателями для лидера. Человеку, который старается им стать, необходимо подумать о них, поразмыслив о них, прийти к оптимальному решению. Все черты характера, которые описаны выше, были исследованы сильными людьми, замечание которых не может быть оспорено, компетентность которых вне подозрений. Желаем вам успеха.

Библиотека
материалов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Быть лидером.

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих - потому что все по силам - границ… Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не "ветошкой", а "право имеющим"…

Быть лидером… Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..

Быть лидером… Несомненно для многих это ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру, право быть первопроходцем. Такой ни в коем случае не воспринимает себя "фраером" и на вопрос "Тебе что, больше других надо?" однозначно и внятно дает положительный ответ.

Быть лидером - это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя по гамбургскому счету…

Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень. Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером. Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: "А король-то голый!"

В то же время истинный, пусть даже не определенный формально, лидер - человек счастливый. Успех в руководстве группой, умение эффективно общаться с партнерами дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда - эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах…

Наши родители, учителя, армейские командиры и заводилы в классе, "дворовые короли" и студенческие вожаки, политики и деятели искусства, менеджеры и ученые, наши друзья и подруги - бесконечное поле для размышлений и проверки того, что же является истинным и мнимым лидерством. Безграничные возможности для самообучения, практики, усвоения лидерских качеств. И сам факт того, что умению быть компетентным руководителем можно обучиться, - повод для оптимизма. В самом деле, многочисленные консультанты, тренеры, менеджеры помогут нам освоить необходимые для лидера знания и подскажут, как применить их на практике с той же простотой, с какой они обучают нас иностранному языку, бухгалтерии или умению водить машину.

В той или иной степени мы попробуем разобраться с дилеммами власти и подчинения, умением добиваться поставленной задачи, руководить, а не "руками водить", быть понятными в ходе нашей эффективной коммуникации, готовыми к ведению переговоров, быть эффективными в решении разнообразных конфликтов. Проверить свои возможности и способности можно уже в ходе тренинга. В этом суть того, чем мы собираемся заниматься - процессом опытного научения.

"Одной из ваших обязанностей является помочь участникам научиться работать в группе, а не в компании разрозненных индивидов. Группы же обучают сами себя. В конце концов, в среднеарифметическом, группа знает больше вашего почти по любому вопросу. Ваше дело как ведущего – высвободить эту коллективную силу, которая уведет участников гораздо дальше, чем это сможете сделать вы в одиночку.

Вы можете подстегнуть эту движущую силу группы, помогая участникам осознать их уникальные способности к решению проблем и предлагая способы, которыми они могут поставить эти способности на службу всей группе. Когда такое начинает происходить, граница между "учителем" и "учеником"- исчезает. Эти роли становятся взаимозаменяемыми, и вы с группой непрерывно обмениваетесь знаниями в русле душевной энергии, которую часто называют синергизмом"

На наш взгляд, центральное место, которое уделено в приведенном отрывке группе, ее влиянию на процесс любого обучения, на взаимоотношения между учителем и учеником, прекрасно иллюстрирует функцию лидера. Речь, в принципе, идет о том, что при успешном ходе тренинга тренер-руководитель учебного процесса постоянно готов делегировать свои лидерские полномочия обучающимся. Лидеры должны возникать в процессе тренинга в самой группе, а практический характер обучения и деятельности поставит их перед необходимостью вести товарищей к решению поставленной тренером задачи.

Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем чтобы эффективно добиваться поставленных целей. Другими словами, хороший лидер - успешный коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить мнение и настроение партнеров. Мы вправе ожидать от лидера умения сформулировать задачу, организовать ее решение как групповой процесс, в котором каждый член группы готов участвовать. В ходе этого процесса могут происходить события, провоцирующие конфликт, но лидер проведет группу через опасные рифы ссор, конкуренции и борьбы самолюбий, сохранив при этом ощущение достаточного личного комфорта участников, высокую мотивацию, помогающую справиться с трудностями, а может быть, даже определенными лишениями.

Чтобы задавать вопросы.