Нормативно-правовые акты и их классификация. Юридическая сила нормативно-правовых актов

Очень хороший материал есть у юристов "Консультант Плюс" (на сайте К+ в открытом доступе по ссылке http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=22473;div=LAW;;) Цитата оттуда: В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Законы Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы РФ принимаются в виде: - законов РФ о поправках к Конституции РФ; - федеральных конституционных законов; - федеральных законов (в том числе кодексов). Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений , которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Уточнение от 19 февраля 2013 - 08:46
Соответственно, высшую силу в данном случае имеет Закон (устанавливающий норму ЖК), а далее - Постановление Правительства, как подзаконный акт.

Дата написания: 2013-10-01


При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

Классификация НПА:

НПА подразделяются:

  • 1. по юридической силе на:
    • - законы;
    • - подзаконные акты.
  • 2. по содержанию на:
    • - нормы одного содержания;
    • - нормы одной отрасли права;
    • - нормы различных отраслей права.
  • 3. по объему и характеру действия на:
    • - акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс);
    • - акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс, закон о приватизации в РФ, федеральный закон оакционерных обществах);
    • - акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения).
  • 4. по субъектам их издающим на:
    • - акты законодательной власти (федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ);
    • - акты исполнительной власти (указы президента, постановления правительства);
    • - акты судебной власти (решения, определения, приговоры)

Нормативно-правовые акты и их классификация

Деление нормативно-правовых актов по содержанию более или менее условно. Не во всех нормативных актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (трудовое, уголовное, семейное законодательства). Наряду с отраслевым нормативными актами действуют акты комплексного характера, содержащие нормы разных отраслей права и обслуживающие определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, торговое, военное, морское законодательства).

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • - акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений) определенною вида на данной территории (например, Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан и т.д.);
  • - акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (например, постановления акима области, Закон о средствах массовой информации);
  • - акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на чаконы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Юридическая сила устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо укапывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

  • 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
  • 2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен.
  • 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

Законы. Это главные и преимущественные нормативно-правовые акты государства. Они содержат правовые нормы, которые регламент наиболее важные стороны общественной и государственной жизни - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представитель-органом государства в особом законодательном порядке, обладающий юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные пения с точки зрения интересов и потребностей населения. Из данного определения вытекают основные признаки закона как основного источника права:

  • 1. законы принимаются высшими представительными органами
  • 2. законы, в отличие от нормативно-правовых актов, принимаются в обоюдном законодательном порядке. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; принятие законопроекта, его опубликование (обнародование);
  • 3. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть введены или отменены законодательной властью;
  • 4. законы представляют собой ядро всей правовой системы государства Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государем венного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция является основным конституционным законом и характеризуется следующими отличительными чертами:

1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер. Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве, учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции. Она закрепляет основы общественно-экономического устройства государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основ организации и системы государственной власти и управления.

Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.

2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества; юридическую силу, порядок и процедуру принятий законов.

  • 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции, в отличие от высшей юридической силы, утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам конституции.
  • 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризируется стабильностью.

Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя Стабильность Конституции (устойчивость, неизменность её предписаний в течение длительного времени) обеспечивается особым, усложненным порядком её пересмотра и внесения поправок (глава 9 Конституции РК). Итак, Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Закон "О гражданстве РК").

Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни. Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные. Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы. Кодекс - это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.) является результатом сложной правотворческой деятельности, в которой создается единый, логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Структура кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и частичной. В первой - закрепляются основополагающие принципы и которые определяют характер и содержание непосредственно действительных норм особенной части кодекса. Например, положения Общей части Уголовного кодекса РК содержат задачи уголовного права, общие понятия и виды наказания, которые своим влиянием весь свод уголовных норы особенной части. Нормативные акты данной отрасли "подстраиваются" к отрасли юридических норм, содержащихся в кодексах, на материальные и процессуальные кодексы. Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы, и т.д. Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

Виды законов

Конституционные

Обыкновенные

Основной Закон

Кодифицированные (конституция)

Материальные

Уголовный Процессуальный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный

Гражданский кодекс (упк) кодекс (ГК) Гражданско-процессуальный кодекс

Схема. Виды законно подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти, они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе общие подзаконные акты следуют за законами. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории.

Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций. Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов во времени. Действие в пространстве. Действие по предмету правового регулирования. Действие по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Нормативно-правовой акт действует во времени, в пространстве, по предметам действия и по кругу лиц.

При рассмотрении источников права было установлено, что существуют следующие источники, питающие появление и действие права: нормативно-правовые акты, обычаи, прецеденты, договоры. В зависимости от принадлежности к той или иной правовой семье роль и значение каждого из указанных источников либо уменьшается, либо увеличивается. В частности, в государствах континентальной правовой системы (романо-германской семьи) юридическая практика руководствуется в основном нормативно-правовыми актами. Поэтому нормативно-правовые акты нуждаются в более пристальном к ним внимании, особенно в тех странах, где им принадлежит роль ведущего источника права. Российская Федерация тоже относится к числу таких государств.

Под нормативно-правовыми актами понимаются документы, принятые в установленном порядке уполномоченными на то государственными или иными компетентными органами, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы права. Нормативно-правовые акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией в строго установленной форме.

В процессе своей деятельности органы власти могут издавать правовые акты разного характера. Они могут иметь нормативный или ненормативный характер.

К ненормативным актам относятся акты, не содержащие общих правил поведения, являющиеся актами однократного применения и относящиеся к индивидуально конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты (например, приговор суда, указ о награждении орденом, приказ о приеме на работу и т.п.) и ненормативные акты общего характера (например, решение властного органа об амнистии, решение суда о разрешении строительства водохранилища, приказ о проведении учебного семинара на предприятии и т.п.). Если индивидуально-правовой акт имеет разовое значение и касается индивидуально определенных лиц, то это – ненормативный акт общего характера: хотя и исчерпывается однократным исполнением, но предназначен для реализации многими субъектами.

Однако ненормативные правовые акты не являются источниками права, поэтому особое внимание следует уделить нормативно-правовым актам.

В реальной практике встречается громадное многообразие нормативно-правовых актов. Их можно разделить на виды по признаку принадлежности к той или иной отрасли права, по субъекту их издания, по издающему их конкретному органу и др.

Центральным и главным в классификации нормативно-правовых актов является их разделение по юридической силе. Юридическая сила указывает на место акта в иерархической структуре, его значение, роль и положение органа, издавшего акт, зависит от его конституционных полномочий и компетенции.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Высшая юридическая сила законов означает, что:

Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им, а в случае расхождения правового акта с законом действует последний;

Законы могут исходить только со стороны специально уполномоченного на это органа законодательной власти;

Законы регулируют наиболее важные для самосохранения общества и государства общественные отношения;

Законы могут быть отменены или изменены только тем органом, который их издал, и никаким другим;

Порядок подготовки и издания законов строго регламентирован и определяется только законами.

Законы подразделяются на обыкновенные и конституционные.

К конституционным законам относят Конституцию – основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий государственный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Помимо Конституции к конституционным законам относят федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В Конституции Российской Федерации 1993 года названо 14 таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в законодательном органе. К томе же на принятый конституционный закон (согласно ст. 108) не может быть наложено вето Президента.

К обычным законам относят другие акты текущего законодательства, связанные с регулированием разнообразных общественных отношений. В частности, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, содержащие нормы соответствующих отраслей права, являются примерами обычных законов, хотя бы и "необычных" по большому объему. Основную часть обычных законов составляют так называемые текущие законы, к числу которых относят законы федеральные и законы субъектов Федерации. Если федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации, то законы отдельных субъектов не могут распространять свое действие за их пределы. Так, помимо федерального Закона "О языках народов РСФСР", в ряде республик, входящих в Российскую Федерацию, имеются свои законы о языках, но в случае их расхождения с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Подзаконные нормативно-правовые акты – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Подзаконные акты также могут быть подразделены на виды по юридической силе. Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:

– указы и распоряжения Президента;

– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;

– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

– локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Практическое использование нормативно-правовых актов выдвигает на первый план вопрос о действии нормативно-правовых актов. В противном случае не будет ясности относительно пределов границ их действия.

Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в официальных изданиях: "Российской газете" и "Собрании законодательства РФ". Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу.

Прекращение действия нормативных актов во времени происходит следующими способами:

– указанием срока, в течение которого акт будет действовать, при отсутствии продления его действия на новый срок;

– отменой данного акта;

– заменой данного акта другим.

Следует отметить, что вновь принятый нормативный акт может распространять свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в силу, только в виде исключения. Это так называемая обратная сила закона. Обратная сила закона придается только законодателем, поскольку произвол в этом деле мог бы привести к противоречащим духу права последствиям.

Действие нормативного акта в пространстве связывается с их распространением на определенную территорию – государственную территорию. Под последней понимается сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ним, недра, а также территория демократических представительств за рубежом, военные и торговые суда, воздушные, космические летательные аппараты.

Территориальные пределы действия нормативных актов являют юрисдикцию государства. Законодательство других государств применяется на территории данного государства постольку, поскольку оно само это допускает в форме конкретных отношений с зарубежными государствами или в форме признания. Международные договоры регулируют действие законодательства одного государства за пределами его территории; особенно это имеет значение в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств.

Предметное действие права означает регулирование строго определенных общественных отношений. Имеется в виду, что нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права. Например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных отношений, не имеют силы для регулирования отношений между органами государственного управления, то есть если первые регулируются нормами гражданского права, то вторые – нормами административного права.

Субъективное действие права или действие по кругу лиц означает распространение требований норм на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Однако из указанного правила есть три исключения.

Первое относится к главам государств, правительств, сотрудникам дипломатических и консульских представительств и некоторым иностранным гражданам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Второе относится к проживающим на территории государства иностранным лицам, лицам без гражданства, которые хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, но в некоторых правоотношениях не могут быть носителями прав. Эти изъятия связаны с избирательным правом, избранием в органы государственной власти, в судьи, с принятием на службу в вооруженные силы и органы внутренних дел.

Третье имеет отношение к гражданам независимо от их местонахождения, если они совершили действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность. И это независимо от того, понес ли данный гражданин наказание по нормам иностранного государства или нет.

Все параметры действия нормативных актов закладываются во многом изначально, то есть в результате особого рода деятельности по их изданию, которое называется нормотворчеством.

Нормотворчество – это главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в общее правило поведения.

Процесс формирования права имеет ряд стадий.

1. Возникновение объективно обусловленной потребности в регулировании общественных отношений;

2. Целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общеобязательной потребности и соответствующих интересов. В общеобязательных правилах поведения – нормотворчество. Нормотворчество имеет три способа:

– правоустановительная деятельность полномочных государственных органов (например, Государственной думы в РФ);

– нормотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);

– непосредственное нормотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни).

Как и во всяком процессе, складывающемся из определенных действий, в нормотворческом процессе можно выделить ряд последовательных стадий:

– законодательная (нормотворческая) инициатива, то есть внесение в правотворческий орган проекта акта или предложения об издании нормативного акта;

– разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение;

– рассмотрение проекта того акта в том органе, который уполномочен его принять;

– принятие нормативного акта уполномоченным органом, субъектом;

– доведение содержания нормативного акта до его адресатов.

Нормотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Создание систематизированных актов происходит различными путями, один из которых наиболее важный – кодификация.

Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логический цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются противоречия в нормах, устаревший правовой материал, обеспечивается их согласованность, логичность.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
  • государственный орган;
  • общественные организации;
  • народ (референдум ).
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  • По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.
  • В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Законы

    Закон – это нормативно - правовой акт , издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

    Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.



    Виды законов:

    1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
    2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться:ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
    3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

    1. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

    Виды подзаконных актов:

    1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  • Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  • Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  • Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).
  • Акты судебной власти

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.