Можно ли военнослужащим ездить за границу. Разрешенные страны для военнослужащих


2 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Законом. То есть все основания ограничения на выезд должны быть прописаны именно в нем. Основаниями для временного ограничения на выезд за границу гражданина РФ являются (ст. 15 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ): 1) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом о государственной тайне, и заключение трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или законодательством о порядке выезда из РФ и въезда в РФ. Если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют соответствующую степень секретности, то Межведомственная комиссия, образуемая в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30, может продлить указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из РФ. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления гражданина со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями; 2) призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу в соответствии с законодательством РФ — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы; 3) государственная служба (работа) в органах ФСБ — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора). Порядок выезда за границу военнослужащих, сотрудников полиции, а также лиц, имеющих доступ к государственной тайне Военнослужащие Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, для выезда за границу должны получить разрешение командования, оформленное в установленном порядке (ст.

Можно ли военнослужащим РФ выезжать за границу?

Иными словами, многие военнослужащие допущенные к работе с секретными документами, изначально дали свое письменное согласие на ограничения по неразглашению секретов, в том числе и на запрет на выезд за пределы РФ (в течении пяти лет со дня последней осведомленности). Хотелось бы заметить, что не все так «печально» и в этом случае. Имеется достаточно приличный список зарубежных стран, которые могут посетить и военнослужащие, имеющие допуск к работе с секретными документами. Примерный перечень этих стран: Основными критериями, по которым определяются страны, куда могут выехать на отдых военнослужащие, это: Отсутствие договоров с США об экстрадиции. Не должна являться страной блока НАТО. Дружественное отношение к России. Отсутствие в стране напряженной (нестабильной) обстановки и военных действий. Данный перечень стран всегда представляет МИД РФ и он является в целом обязательным для исполнения. Как дополнение.

Выезд за границу полицейским

Руководители подразделений приняли рекомендацию как обязанность и даже собрали паспорта с работников. Таким образом, около четырех миллионов человек, сотрудники таких силовых ведомств, как Министерство внутренних дел, Миграционной службы, службы по контролю за оборотом наркотиков и исполнительной службы, а также военным отказано в посещении более 120 стран. Точный перечень стран неизвестен, но это все государства, входящие в ООН.

Куда можно выезжать военным за границу

Например, с доступом к секретным данным. В этом случае, приходится ограничивать себя во многом, например, в настоящее время невозможен выезд за границу при секретности. Кому может быть временно ограничен выезд за пределы России? Не смотря на то, что все граждане свободны в своих перемещениях, это не относится к военнослужащим. Им могут запретить выезд за границу, при определенных обстоятельствах.

, 7 ст. 15 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

1. Основания временного ограничения прав граждан на выезд за границу

К основаниям временного ограничения прав граждан РФ на выезд за границу относятся, в частности (пп. 1 , , 7 ст. 15 Закона N 114-ФЗ):

1) призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу — до окончания срока службы;

2) государственная служба (работа) в органах ФСБ — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

3) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к гостайне, и заключение трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из РФ, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или законодательством о порядке выезда из РФ и въезда в РФ.

По общему правилу срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица с данными сведениями. При сохранении степени их секретности этот срок может быть продлен, однако он не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица с данными сведениями.

Оформление гражданам допуска к гостайне осуществляется по месту работы (службы) либо военным комиссариатом по месту воинского учета. Допуск граждан к гостайне предусматривает письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав. Соответствующие обязательства граждан отражаются в трудовом договоре (контракте) либо, если он не заключается, оформляются в виде расписки (п. 5 , пп. «б» п. 7 , п. 10 Инструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63).

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ уполномоченный орган в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются, в частности, основание и срок данного ограничения (ст. 16 Закона N 114-ФЗ).

2. Порядок оформления документов на выезд за границу

Выезд из РФ и въезд в РФ возможен при наличии у российского гражданина паспорта (заграничного, дипломатического или служебного) (ст. 7 Закона N 114-ФЗ).

При этом для выезда за границу военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, должны получить разрешение командования (ст. 19 Закона N 114-ФЗ).

Порядок получения паспорта регламентируется правовыми актами соответствующих федеральных органов. Рассмотрим его на примере порядка, утвержденного для военнослужащих внутренних войск МВД России. Для получения паспорта рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте рапорт (заявление) на имя уполномоченного должностного лица

Если рапорт подан военнослужащим, осведомленным в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, то решение должностного лица на выезд из РФ и возможности выдачи паспорта или о временном ограничении права военнослужащего на выезд из РФ принимается на основании документально подтвержденных фактов доступа военнослужащего к указанным сведениям с учетом их актуальности на момент рассмотрения представленного рапорта (п. п. 3 — Порядка, утв. Приказом МВД России N 378).

Примечание. Решение об ограничении права на выезд из РФ может быть обжаловано в Межведомственную комиссию, а также в суд (ст. 17 Закона N 114-ФЗ; п. 7 Порядка).

В случае если уполномоченным должностным лицом дано разрешение на получение паспорта, завизированный рапорт передается в кадровый орган (п. 8 Порядка).

Военнослужащие, осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях, составляющих гостайну, также подают рапорт на имя уполномоченного должностного лица. При этом начальник режимно-секретного подразделения делает запись на рапорте об отсутствии допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Поданный рапорт визируется уполномоченным должностным лицом и передается в кадровый орган (п. п. 13 , Порядка).

Шаг 2. Дождитесь согласования от органа безопасности

Кадровый орган представляет сформированный пакет документов военнослужащего в уполномоченное подразделение органов безопасности для согласования. После получения такого согласования военнослужащему выдается справка , разрешающая получение паспорта, которая представляется в государственный орган, оформляющий паспорт (п. п. 9 — Порядка).

Шаг 3. Получите паспорт для выезда за границу

Военнослужащие самостоятельно получают паспорт (нового или старого образца), приложив к соответствующему заявлению необходимые документы и вышеуказанную справку. Оформление и выдачу паспорта осуществляет МВД России (п. 11 Порядка; п. п. 24 , 28.1.1 — 28.3.7 , Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 26.03.2014 N 211;

Так, например, военнослужащие и гражданский персонал органов ФСБ, имеющий допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, сдают паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после его получения в уполномоченных государственных органах, а также после возвращения из поездки за границу.

Гражданский персонал, имеющий допуск к секретным сведениям, сдает паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после принятия решения о временном ограничении права на выезд за границу.

Находящийся на хранении паспорт выдается военнослужащим для выезда за границу при наличии решения о возможности выезда за границу.

По возвращении из поездки за границу военнослужащие в пятидневный срок представляют непосредственному начальнику отчет о выезде за границу (п. п. 7 — Инструкции, утв. Приказом ФСБ России от 17.04.2012 N 179).

Розыск граждан, вручение повесток которым невозможно. Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссариата. Данное положение закона детализировано нормами Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 10 сентября 2007 года).

Основанием для объявления гражданина в розыск является невозможность вручить гражданину повестку военного комиссариата в установленном порядке.
Основанием для проведения розыскных мероприятий является соответствующее обращение военного комиссара13 в орган внутренних дел. Ежегодно, до 15 января, военные комиссары направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта РФ списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке. Не реже двух раз в месяц эти списки уточняются. Списки носят преимущественно информационный характер и ни к чему не обязывают должностных лиц, в адрес которых они направляются. Обязанность по проведению розыскных мероприятий возникает у органа внутренних дел по факту получения не списков, а письменных обращений об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия (далее по тексту – письменные обращения военного комиссариата). Такие обращения направляются в ходе призыва. К письменному обращению военного комиссариата должны быть приложены повестки, подлежащие вручению указанным в обращении гражданам.
Содержание розыскных мероприятий в отношении рассматриваемой категории граждан раскрывается в п. 5 Инструкции от 10 сентября 2007 года. Получение письменного обращения военного комиссариата обязывает сотрудников полиции:
установить фактическое местонахождение гражданина;
вручить ему повестку военного комиссариата;
направить в военный комиссариат корешок повестки с росписью14 гражданина.
Иных полномочий у сотрудников полиции в отношении граждан, включённых в письменное обращение военного комиссариата, нет. В частности, задержание этих граждан, их привод или доставление куда бы то ни было, незаконны. Действия сотрудников полиции, совершённые за рамками полномочий, могут быть оспорены в суде и обжалованы в административном порядке.
Розыск призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата. Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учёта, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов. Заметим, что уклонение от призыва на военную службу как частный случай уклонения от военной службы есть ни что иное, как неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
П. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ наделяет органы внутренних дел полномочиями по приводу в военный комиссариат лиц, не исполняющих воинскую обязанность. Порядок осуществления привода как меры обеспечения по делу об административном правонарушении определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и Инструкцией о порядке осуществления привода, утверждённой Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 (далее по тексту – Инструкция от 21 июня 2003 года).
Согласно ст. 27.15 КоАП, привод осуществляется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется полицией на основании определения органа или лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Определение о приводе выносится в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанных выше лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Таким образом, основанием для вынесения в отношении призывника военным комиссариатом определения о приводе является совокупность обстоятельств:
а) в производстве должностного лица военного комиссариата находится дело об административном правонарушении, отнесённое ст. 23.11 КоАП РФ к компетенции соответствующего должностного лица;
б) призывник проходит по данному делу в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности или свидетеля;
в) призывник вызывался военным комиссариатом для рассмотрения дела об административном правонарушении;
г) рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой призывника.
Определение о приводе, вынесенное при отсутствии указанных оснований, можно оспорить в суде15.
Основанием совершения привода, как сказано выше, является определение должностного лица военного комиссариата. Привод призывника в военкомат, совершённый без вынесенного определения о приводе, незаконен и может быть оспорен в суде.
Определение должно содержать фамилию, имя, отчество, год рождения и место нахождения лица, подлежащего приводу. Определение, не содержащее указанных сведений, исполнению не подлежит.
Целью привода, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении и разрешение его в соответствии с законом. Иных целей привод преследовать не может. Совершение привода в иных целях (медицинское освидетельствование призывника, заседание призывной комиссии и пр.) незаконно. Определение о приводе, вынесенное не для достижения установленных КоАП РФ целей, можно оспорить в суде. Равно незаконно и осуществление по итогам привода каких-либо мероприятий, отличных от рассмотрения дела об административном правонарушении.
Осуществление привода в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) запрещено п. 4 Инструкции от 21 июня 2003 года.
Поступившее в органы внутренних дел определение о приводе рассматривает начальник соответствующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Он обязан организовать проверку указанных в определении сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры к установлению его фактического местонахождения.
В том случае, когда лицо, указанное в определении о приводе, находится на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с военным комиссаром может принять решение:
о направлении для исполнения определения о приводе по территориальности;
об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел, с предварительным его уведомлением.
Непосредственное осуществление привода возлагается начальником соответствующего органа внутренних дел на сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции. Исполняющим определение о приводе сотруднику полиции или старшему группы (наряда) вручается определение о приводе. Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учёбы лица, подлежащего приводу.
По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник полиции либо старший группы (наряда) сотрудников полиции объявляет ему под расписку определение о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в определении о приводе делается соответствующая запись.
Военный комиссар по факту осуществления привода призывника в военный комиссариат обязан вручить сотруднику полиции, осуществившему привод, расписку с указанием времени исполнения определения. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение определения о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе.
Подводя итог вышесказанному, резюмируем. Проведение розыска в отношении призывника путём вынесения определения о приводе требует не только неявки гражданина по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, но и неявки по вызовам военного комиссара для рассмотрения дела об административном правонарушении. Привод оформляется определением о приводе и осуществляется сотрудниками полиции в помещение военного комиссариата.

Когда поднимается вопрос о возможности выезда представителей силовых структур и правоохранительных органов за пределы территории РФ, необходимо на первый план выдвигать интересы государства в отношении собственной безопасности. Сегодня это особенно актуально, так как за последние годы в значительной степени сказывается напряженность во внешнеполитических отношениях с рядом стран.

Тем не менее, военнослужащие не лишены возможности проводить за границей отпуск, путешествовать или посещать другие государства с частными целями. Но однозначно ответить на вопрос о том, накладывает ли контрактная служба ограничения на выезд, невозможно.

На кого распространяется запрет

Ограничения, связанные с пересечением границы, не являются внезапной новостью, о которой военнослужащие узнают в одночасье. Еще при поступлении на службы они дают свое согласие на то, что будут предприняты все возможные меры по хранению государственной тайны и по защите интересов страны. Одной из таких мер и является специально разработанная процедура выезда военного за границу, а также установления перечня стран, считающихся недружественными по отношению к РФ.

Особый порядок выезда за пределы государства определен сразу для нескольких категорий граждан:

  • военнослужащие, которые проходят службу по призыву;
  • представители профессионального контингента, получающие зарплату или проходящие службу по контракту;
  • некоторые служащие госорганов, чья работа приравнивается в воинской службе.

Последние события, происходящие на внешнеполитической арене, стали причиной ужесточения правил выезда за границу, однако этот факт не стоит рассматривать, как полный запрет. При соблюдении определенных процедур контрактник может посетить одну из стран, если та находится в списке разрешенных.

Обоснование для ограничений

Упомянутые выше ограничения действуют уже не первый год, однако не все военнослужащие, и уж тем более, не все члены их семей понимают мотив таких мер. Напомним, что гражданин, состоящий на службе в ВС, идет добровольно на этот шаг, во всяком случае, при заключении контракта. Но существуют и другие, веские и объективные причины.

  • С рядом стран у России подписан договор об экстрадиции преступников. Но существуют и такие, с которыми данного договора нет. Не исключено, что военнослужащий, совершивший преступление, на территории другого государства задумает укрыться.
  • В странах, ведущих недружественную политику, наши военнослужащие станут первоочередным объектом интереса спецслужб. Это, прежде всего, небезопасно для самого военнослужащего.
  • Каждый военный в определенной степени является носителем секретной информации. Запрет на выезд или ограничения связаны с мерами по неразглашению.
  • Достаточно вспомнить историю образования военного блока НАТО. Естественно ряд стран, которые являются членами НАТО или претендуют на членство, считаются нашими потенциальными противниками.

В какие страны можно выезжать

Для выезда в другую страну теоретически никто препятствий ставить не будет, но последствия такого шага могут быть кардинальными, вплоть до уголовного преследования. Перечень стран, которые считаются для нас дружественными, регулярно обновляется. Связано это с динамикой во внешней политике. В любом случае, военнослужащий обязан сначала ознакомиться со списком запрещенных стран, а уже потом принимать решение.

Сегодня гражданин, проходящий службу по контракту, может без препятствий посетить страны ЕврАзЭс, Тунис, Таиланд, Турцию и многие другие, которые привлекают наших граждан развитым туристическим сервисом. С 2014 года из перечня дружественных стран была исключена Украина по понятным причинам.

Поездка в Беларусь вообще сопровождается формальностями, так как во многих вопросах между нашими странами заключены договоренности.

Оформление разрешения

Убедившись в том, что планируемая для посещения страна не включена в список запрещенных, военнослужащий обязан выполнить определенную процедуру получения разрешения на выезд.

На имя командира части гражданин подает рапорт с запросом. В нем он указывает, куда именно хочет поехать, цель поездки и время пребывания за границей. Рапорт рассматривается на самом высоком уровне. Свою резолюцию выносит как Министерство обороны, так и служба безопасности.

Ответ на прошение может быть положительным или отрицательным. В любом случае, военнослужащий обязан дождаться официально уведомления.

Как известно, служба в армии накладывает на человека ряд существенных ограничений. По сути, военнослужащие существуют в системе, где все подчиняется приказам по вертикали власти. Таким образом может быть наложено любое ограничение, которое придется выполнять. Особенно, если служба связана с исполнением определенных обязанностей. Например, с доступом к секретным данным. В этом случае, приходится ограничивать себя во многом, например, в настоящее время невозможен выезд за границу при секретности.

Кому может быть временно ограничен выезд за пределы России?

Не смотря на то, что все граждане свободны в своих перемещениях, это не относится к военнослужащим. Им могут запретить выезд за границу, при определенных обстоятельствах. К примеру, с 2014 года сотрудникам силовых ведомств, к которым относится и вооруженные силы, вообще запрещено выезжать за рубеж. Однако некоторым военнослужащим этого делать и так было нельзя. Во всяком случае, без разрешения командования.

Итак, в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» и ведомственными приказами Министерства обороны, те военнослужащие, которые имеют доступ к секретным сведениям имеют ограничение по выезду из России. Однако такие ограничения являются неодинаковыми для всех. Ведь существует три степени секретности , для сведений, которые являются государственной тайной:

- «особая важность»;

- «совершенно секретно»;

- «секретно».

В соответствии с законом о государственной тайне выезд за границу запрещен только лицам, допущенным к сведениям особой важности. Однако ведомственные приказы создают определенные ограничения и для тех лиц, которые допущены к просто секретным сведениям. Хотя по закону само по себе это и не создает препятствий для выезда за границу. При этом у человека должен быть заключен контракт на прохождение военной службы и подписан допуск к секретным сведениям.

Каким образом ограничивается выезд за границу при секретности?

1. Для ограничения или полного запрета выезда за границу по секретности у лица должен быть , прежде всего, именно допуск к государственной тайне . Кроме того, этот допуск должен быть не просто формальным, а лицо должно дать подписку о неразглашении, и должны быть реальные доказательства осведомленности военнослужащего, допущенного к государственной тайне. При этом:

2. Заключение контракта на прохождение военной службы практически всегда предполагает временное ограничение права на выезд за границы Российской Федерации. За нарушение этого правила военнослужащий может быть уволен за нарушение условий контракта. Однако, существующая судебная практика эту норму таким образом, что сам по себе контракт не означает, что на военнослужащего не могут быть возложен и другие ограничения по секретности, предусмотренные российским законодательством.

3. Ограничение на выезд за границу по секретности действует только до окончания срока такого ограничения. Это значит, что в контракте или допуске должен быть указан срок ограничений после окончания работы с секретными сведениями. По общему правилу, такой срок может составлять пять лет с момента последнего ознакомления военнослужащего с документами, которые содержат совершенно секретные сведения или сведенья особой важности. Для просто секретных сведений могут быть установлены меньшие сроки, или вообще не предусмотрено ограничение по окончанию работы с секретными сведениями.

Однако, в отношении отдельных военнослужащих такой срок ограничения на выезд после окончания допуска к секретности может быть продлен на более длительное время. Такое решение принимает командование по решению Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Максимальное ограничение при это не может быть более десяти лет в общей сложности. Если гражданин не согласен с таким ограничением он может обжаловать это решение. Для этого нужно написать заявление и направить его в саму Комиссию. Кроме того, всегда остается право на обращение в суд, при этом перед подачей искового заявления и открытия судебного процесса обращаться в Комиссию нет необходимости.

Общие правила выезда за границу для военнослужащих

Подписывая контракт на прохождение воинской службы необходимо помнить, что он в любом случае накладывает ограничения. Даже если у военнослужащего нет допуска к секретным сведениям, он все равно должен ставить в известность командование о месте проведения отпуска. При допуске к обычным секретным сведениям необходимо подавать на выезд даже в страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан или Республика Белоруссия. Только после одобрения командования и других служб, при необходимости, можно совершать такую поездку. При этом разрешение на выезд должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства. Выезд в страны дальнего зарубежья военнослужащие осуществляют только по заграничным паспортам, как и остальные граждане РФ.