Когда основан свенский монастырь. Супонево

Свень, высятся на берегу стены монастыря, получившего от неё своё название и известного как мужской Свято-Успенский Свенский монастырь. Основанный в 1288 году, он является одним из наиболее древних и известных в России.

Недуг благочестивого князя

С его основанием связана легенда, возникшая, как уверяют насельники обители, не на пустом месте. Она повествует, что правившего этими краями в конце XIII века благочестивого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича однажды постиг тяжкий недуг - начал он слепнуть, да так, что с каждым днём угасал в его очах белый свет. Не было на ту пору при княжьем дворе лекарей, а обращаться к ворожеям и знахарям - Боже упаси! - крещёный ведь человек. На что же ему уповать? Только на милость Божию.

Вот и отправил князь архимандрита местного монастыря в Киев, чтобы привёз ему чудотворную икону Божьей Матери, по молитвам перед которой не раз уже даровалось исцеление страждущим. Слово княжье - закон, и отправился человек Божий в путь, взяв с собой пяток иноков смиренных сердцем, но весьма крепких плотью - времена были неспокойные, и в дороге всякое могло приключиться.

Чудо, явленное на речном берегу

Уже плыли назад княжьи посланники по Десне-реке и везли с собой заветную икону, когда вдруг приключилась с ними некая напасть - ладья до того бодро рассекавшая речные струи, неожиданно замерла на месте, остановленная неведомой силой. Как ни старались гребцы, как ни налегали на вёсла, не могли сдвинуться ни вверх, ни вниз по течению. Делать нечего, кое-как добрались до берега и заночевали.

Утром же хватились - нет иконы, пропала! Бросились искать, стараясь не думать о том, какая награда их ждёт за такую службу. Но Бог милостив - отыскалась пропажа. Нашли её среди ветвей могучего дуба, стоявшего у изгиба реки. Хоть и робели иноки, но не посмели коснуться образа, а поспешили сообщить князю о случившемся чуде. Тот не замедлил явиться и, упав на колени, долго молился. Дальше всё произошло по законам жанра - князь прозрел и повелел основать на этом месте обитель, дошедшую до наших дней и известную как Свенский монастырь.

Кстати, любопытная деталь - в давние времена река Свень, давшая имя монастырю, называлась Свинь, и обитель, соответственно, именовалась Свинской, что было весьма неблагозвучно и подавало повод для неуместных острот. Чтобы исправить положение, в XVII веке было решено изменить одну лишь букву в её названии, но при этом пришлось переименовать и всю реку. С тех пор и появилась на картах река Свень, а вместе с ней и Свенский монастырь.

Творение преподобного Алипия

Икона, столь чудным образом исцелившая князя, стала главной святыней вновь образованной обители. На деревянной доске размером 68х42 см изображена Пресвятая Богородица, сидящая на троне и держащая на руках Предвечного Младенца, воздевшего в благословении правую руку. По обеим сторонам трона изображены святые Печерские чудотворцы Феодосий и Антоний.

Авторство иконы приписывается преподобному Алипию, обучавшемуся у византийских мастеров, работавших в 1088 году в Киево-Печерской Лавре. Эти подробности известны благодаря тому, что икона после революции попала в собрание Третьяковской галереи и сохранилась до наших дней.

Свято-Успенский Свенский монастырь, образованный среди дремучих стал колыбелью для многих отшельников-пустынножителей. Известно, что десятки его иноков, испросив у настоятеля благословения, затворялись от мира в непроходимых чащобах, построив себе убогие кельи и проводя жизнь в постах и молитвах. В обители они появлялись лишь для исповеди и причастия. Эта форма религиозного подвижничества получила широкое распространение в начале XVIII века и сохранилась затем на долгие годы.

Покровительство грозного царя

Первым каменным сооружением монастыря, а заодно и окрестностей Брянска, стал Успенский собор, построенный по повелению Ивана Грозного. Известно, что в натуре царя бесовская жестокость удивительным образом сочеталась с крайней религиозностью. Придавая лютой казни невинных людей, он мог после этого выстаивать ночи напролёт в их душ.

Готовясь к Ливонской войне, набожный государь не скупился на вклады в святые обители. Не обошёл он стороной и Успенский Свенский мужской монастырь, являвшийся в то время и укреплённым фортификационным сооружением, и важным духовным центром. До наших дней сохранились архивные документы, свидетельствующие о неоднократно вносимых им пожертвованиях. В частности, в 1561 году Свенский монастырь (Брянск) получил от него значительную сумму по случаю кончины его жены Анастасии. Чуть позже им были внесены деньги на строительство храма в честь Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.

Набеги иноземных супостатов

Но видно, не благословил Господь пожертвования царя-душегуба - в 1583 году литовцы, с которыми он вёл войну, захватили Свенский мужской монастырь, и, разграбив всё, что можно было вынести, сожгли. Чудом сохранилась лишь Свенская икона Божьей Матери. Долгими и тяжкими трудами возрождалась после этого обитель, но в 1664 году вновь обрушился на неё Божий гнев - на этот раз стала она добычей крымских татар.

На этот раз поднимать из пепла монастырские стены было легче, так как ещё за три года до этого обитель приписали к Киево-Печерской Лавре, и оттуда на Брянщину шла посильная помощь. Благодаря ей на территории монастыря в 1679 году возвели надвратную Сретенскую церковь, пережившую века и сохранившуюся до наших дней.

Визиты коронованных особ

Возрождённый из пепла Свенский монастырь помнит визиты многих царственных особ. Известно, что в 1708 году в нём побывал Пётр I и даже останавливался на ночлег. Дом, в котором государь провёл ночь, дожил до революции, и его показывали всем приезжающим как историческую достопримечательность. Другой свидетель царского посещения - дуб, посаженный монахами в честь этого события, стоит и по сей день, также привлекая внимание многочисленных паломников и туристов.

Во время одного из своих путешествий побывала в стенах Свенского Успенского монастыря и государыня императрица Екатерина II. Застав главный его храм в весьма ветхом и требующем немедленного ремонта состоянии, она пожертвовала шесть тысяч рублей, на которые он в скором времени был полностью перестроен. Для него было выбрано более удобное, сухое и высокое место в центре монастыря.

До начала XX века Свенский Успенский монастырь (Брянск) дожил в мире и благополучии. По-прежнему в его казну поступали щедрые пожертвования от боголюбивых граждан и особ царствовавшего дома. Возле стен обители шумела ярмарка, являвшаяся одной из самых крупных в западной части России, а боголюбивые иноки возносили молитвы за царя и отечество. Так продолжалось до 1917 года.

Пришествие лихих времён

С начала двадцатых годов пришедшие к власти большевики приступили к постепенному, но планомерному закрытию монастыря. Когда по стране прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей, направленная якобы на борьбу с голодом, из обители вывезли всё, что представляло интерес для новой власти.

Из храмов выносилась церковная утварь, собранная там за многие века, снимались и отправлялись в переплавку колокола, а с икон безжалостно обдирались золотые и серебряные оклады. Казалось, что вернулись времена литовских и татарских захватчиков. Систематическое разграбление продолжалось до 1926 года, после чего Свенский монастырь был закрыт.

Смертный грех капитана Рыхлова и всех, кто был с ним

Очередной этап уничтожения этого исторического и культурного памятника наступил в 1930 году, когда по распоряжению городских властей большая часть монастырских построек была снесена. Был взорван и Успенский собор, так удачно перестроенный на пожертвования Екатерины II. Взрывная волна повредила и находившийся рядом храм Печерских чудотворцев, оставив от прежней постройки лишь нижний ярус. Свенский Успенский монастырь (Брянск) перестал существовать.

Этот акт вандализма был совершён группой советских подрывников. История сохранила фамилию их командира - капитан Рыхлов. За давностью лет его нет в живых, и можно лишь надеяться, что в смертный час послал ему Господь раскаяние в содеянном и не дал отойти в иной мир с душой, отягощённой этим страшным грехом.

Руины, возвращённые людям

Но колесо истории не стоит на месте. Прокатившись по стране всеми тяготами, выпавшими на её долю в XX веке, под конец оно ввергло Россию в бурный океан перестройки. В 1992 году Свенский монастырь (Брянск) был возвращён в ведение Церкви. К этому времени из всех прежних построек сохранились лишь требовавшие капитального ремонта Сретенская и Преображенская церкви, а также остатки монастырских стен и несколько бывших хозяйственных сооружений, находившихся в аварийном состоянии.

Прочие же сооружения были разрушены, и от большинства из них не осталось даже следов, а в сохранившихся руинах трудно было узнать прежний, известный по архивным документам Свенский монастырь (Брянск). Фото, публикуемые в статье, дают представление о масштабах проведённых работ.

Богослужения в возрождённых храмах

Сразу началось восстановление былого архитектурного комплекса. Прежде всего, капитальный ремонт и реставрация были проведены в двух сохранившихся церквях, которые сегодня в своём первозданном виде вновь стали местом регулярных богослужений, которые после долгих десятилетий забвения возобновил Свенский монастырь. Расписание проводимых в них служб немногим отличается от графика прочих православных храмов.

В будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводится также поздняя литургия. Она начинается в 10:00. Обо всех дополнительных богослужениях и крестных ходах, проводимых в монастыре в связи с различными праздниками, можно узнать на принадлежащем ему интернет-сайте. После восстановления из руин храма Антония и завершённого в 2012 году, в нём также проводятся регулярные службы.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению разрушенного в 1930 году Успенского собора. Начались они в 2005 году с разбора оставшихся руин, а также инженерно-археологического По их завершении в 2010 году был создан попечительский совет из представителей государственных и общественных организаций, возглавивший восстановительные работы. С этого времени Свенский монастырь (Брянск) стал местом, где развернулось широкое строительство.

Паломничество в обитель

Постепенно монастырская жизнь возвращается в его древние стены. Как и в прежние годы, спешат сюда паломники, желающие поклониться святыне, которой по-прежнему для православных людей является Свенский монастырь (Брянск). Как доехать к нему, можно узнать в данной публикации.

Рекомендуется от железнодорожного ехать на троллейбусе №1 до «Телецентра» и далее на автобусе №7 до монастыря. Другой вариант: от автовокзала на автобусе №7 или на маршрутных такси № 45, 36 до остановки «Свенский монастырь». Фото, приложенные к статье, помогут безошибочно узнать цель поездки.


Свенский Успенский монастырь расположен на высоком крутом берегу реки Десны, у впадения в неё реки Свень. Он был основан в 1288-м году Черниговским князем Романом Михайловичем, на месте где по преданию князь молился доставленной из Киева иконе Богоматери Печёрской и прозрел после тяжёлого недуга. В середине XVI-го века в изначально деревянном монастыре развернулось каменное строительство, благодаря огромным вкладам Ивана IV Грозного. В XVI-XVII-м веках монастырь, находящийся на окраине Руси, многократно подвергался разорениям. В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары. Несмотря на это, к XVIII-му веку Свенский монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В течение более ста лет монастырь находился в ведении Киево-Печёрского монастыря. За это время строительство на территории обители было довершено. После революции 1917-го года монастырь разделил участь многих себе подобных. В 1930-м был взорван главный собор монастыря - Успенский, ведущий свою историю с 1566 года, колокольня, домик Петра I, часть стен и башен. В 1992-м году монастырь передан Брянско-Севской епархии и сейчас это действующий мужской монастырь.


Свенский Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Брянска, при реке Десне, против реки Свены, или Свины. Основан в 1288 году князем Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. По преданию, эта святая икона, написанная пр. Алипием (см. 17 августа), и испрошенная князем Романом у Киево-Печерской обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по реке Десне в городе Брянске, ночью чудесным образом была перенесена на ветви большого дуба, росшего против реки Свены, где на следующий день и была обретена сопровождающими ее: здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление князь Роман. Богоматерь на этой святой иконе изображена восседающею на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими по сторонам трона преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. С того времени и поныне святая икона пребывает в Свенском монастыре, прославившись многими чудотворениями. Празднество в честь ее совершается 3 мая. На том месте, где рос дуб, на котором явилась святая икона, ныне находится часовня. Монастырский соборный Успенский храм построен 1749 — 1756 году по плану знаменитого архитектора графа Растрелли. Ежегодно 11 августа, в память избавления города Брянска от нашествия неприятеля в 1812 году, совершается с чудотворною иконой крестный ход из монастыря в город и вокруг города, а 15 августа из города в монастырь. При соборном храме в особом здании находится келья, в которой в 1709 году жил император Петр I; здесь же его портрет, оставленный им на память. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Сказание о зачатии пречистые печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы.

Первое знамение последствует сему бывшему чюдеси. Написано бысть на чудотворном образе у Пречистой в свитке. В лето 6000 и семсотное 96. Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем черниговским и благоверною княгинею Настасиею Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова. Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живуще ему в то время в своей одчине в граде Брянске. По Божию изволению отемнеша очима и слышашу ж ему чудеса бываем... исцеление от чудотворного образа Пречистые Печерскые и великих чудотворцев Онтоние и Феодосие печерских. Иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И нача князь великий помы шляти послати в Печерскои монастырь посла своего по чюдотворный образ и милостину архимандриту з братиею тако и сътвори. И приде посланный же в монастырь и вдасть от князя архимандриту и братии милостину и проси-ша Пречистые чудатворнаго образа князю Роману Михайловичю на исцеление. Архимандрит же сотвориша съвет з братиею и не оставише прошение княже. И отпусти чудотворн... образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску.

С радостию великою и приплыша противо реки Свини. И сташа ладия на едином месте среди реки Десны. Гребцы не могуща згрести ни вгоре ни вниз. Посланный же рече: обляжемо ношь сию в Свине реце, ладия же поидоша с место и присташа ко брегу на десной стране. И прибыша ношь ту на утрие же восташе и поидоша на ладию восхоте помолитеся Пречистой чудотворной итти в путь съвои. И не обретоша образа Пречистой на ладии. Посланные же со дружиною начаша скорбети и слезы излияти: искати по горам и по дебрям и по пустыни. И преехав за Десну реку Свини реки и поидоша по горам. И обретоша чудотворной образ стояша на дубе высоце между ветвии. Они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичу исповедати чудо Пречистые Богородици чюдотворные. Вестник же пришед возвести великому князю все по реду. Князь великий же услышав от вестника таковое чюдо скоро вспрянул с одра своего с радостию великою. И пролияша слезы и повеле вскоре звонити по всем Божиим церквам, по всему граду и собратися собору всему, епископуии, архимандритом и игуменом и священником и диаконом и всему народу града того, от мала до велика, и окрест его всем людям живущим. И поидоша пеш князь великий Роман Михаилович и епископ и архимандриты и игумены и священники и диаконы и все людии града того от мала и до велика со свещами и кадилы. И где же стояша Пречистые чудотворные образ на древе, и приходящу ему, близ места того, Князь великий Роман Михаилович вздохнув из глубины сердьца своего со слезами и рече. О пречюдная Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего, дай же ми Госпоже прозрение очима и узрети свет и твои чюдотворный образ. Блика вдале узрю с места сего на все четыре страны. Толика придам к дому твоему и созижду, Госпоже, храм и обитель где ты возлюби места и в той же час увидеша мало стезю пред собой. И повеле на том месте крест поставити, и по сея времена на том месте крест. И от того места приидоша к древу на немже стоит чюдотворная икона. Князь великий же возопи вели гласом. О Пречистая Владычица и Госпоже Дева Богородица, услыши глас молитвы моеа со слезами. Глаголюше: дай же ми Госпоже прозрение очима моима. И събор и все люди тако ж молящиеся едиными усты. И в той час прозреша князь великий Роман Михаилович, но и паче яснейшаи первых очее и повеле епископу и архимандритом игуменом и всему притчу церковному, сняти с дърева образ Пречистые чюдотворцы образ и нача молебны пети. По отпетии ж нача сам князь великий Роман Михаилович свома руками на храм Божий Пречистой бревна рубити и всем людям повеле такожде. И соверхив храм вскоре. Во имя Пречистые Владычицы нашея Богородицы, честнаго и сланаго Ея Успения. И освещая повеле служити собором божественную литургею и отправив все по реду святое пение и огради монастырь. И поставиша игумона и повеле братию собирати и дав доволна злата и сребра на создание монастыря. Потом же поидоша во град с радостию великою.

И нача монастырь строити и чюдотворную икону украсив облажи златом единым и сребром. И оттоле и до ныне великая милость и исцеление бывает от чюдотворнаго образа Пречистые всем приходящим с верою. И множества плененых от безверных избавляет и освобождает те же плененые люди приходяша молящиеся и работающе в монастыре по обещанию своему. Тако бысть и до сего дня. И на коем же древе стоя Пречистые образ на предреченном месте. И то древо с ветьем разотраша пилами ови на иконы на писмо ови на крест. Многу же времени минувши оклад чюдотворного образа злато и сребро обламишася. И того же монастыря Свинского игумен имярек с братиею взвестиша Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси самодержцу с молением великим, чтоб Государь повелел оклад у Пречистые чюдотворные переделати. А государь тогда еще сущу младу. И влажися Пречитыя Государю в сердьце благую мысль. Скоро Государь повеле Пречистые чюдотворные образ принести к себе в царствующи град Москву. И повеле злато и сребра и жемчугу и камение драгого прибавити к сторому окладу и делаху мастеры по три лета. И украсив Государь чюдотворный образ Пречистые Богородицы. И пев молебны отпусти Пречистые образ в монастыр Свинеск. Дав Государь милостину и ругу годовую. И грамоты тарханные на учреждение монастырю. И общее житие повеле Государь устроити старцу Иеву Камынину по его челобитию. И Пречистою милостию и великих чюдотворцев Онтоние и Феодосие печерьских. Строишася обитель и братия собрашися числом до 70. И соборы церковные и службы вседнивные исполнишася, яко же и в прочих святых великих обителях. И молят всемиластиваго Бога и Пречистую его Матерь и чудотворцев святых и всех святых. О здравии Государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца. И о его благочестиваи царицы княгине Марьи. И о его Государи богодарованных чядех и царевичах князе Ивана и князя Федора Ивановичах. И за князя Владимера Ондреевича и о княгине и чад их. И за архиепископа (оборвано далее).

(Л. 7) Лета 7074-го мая в 19 на память святого священномученика Патрекея Прусскаго почать бысть ров копати на церковь Пречистые Печерские и великих чюдотворцев Антония и Феодосия Печерских Свинского монастыря. Того же месяца в 21 на память равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты свои бити на подошву. Того же месяца в 27 на память святого священномученика Ферапонте почали бут бутити на подошве под церков. Июня в 9 день на всех святых и на память иже во святых отца нашего Кирила архиепископа Александрийскаго. И в той же день на память преподобнаго отца нашего Кирила белозерскаго новаго чюдотворца обложена бысть Пречистые Печерски церковь, а под углами многих мощей Печерскаго монастыря Пречистые из Киева. А обложена бысть при благоверном и благочестивом царем великим князе Иваном Васильевичем всея Русии при благоверной царице великой княгине Марье и при благоверных царевиче Иване и царевиче Федоре. И при священо епископе Семионе смоленском и брянским. И при игумене Сергие, иже о Христе з братиею. А делал мастер Таврило Дмитриев сын Маков а тверитин.

(Л. 8, здесь другой почерк) Лета 7075 июля в 28 день на память святых апостол Прохора и Никонора и Тимона и Пармена делали церковь камену Пречистыя Свинскаго монастыря при игумене Сергии. И по грехом на тот день в вторые час дни обломился мост с каменем и с кирпичом, сверху до земли шесть сажен фрязскых да ту ж на том мосту обломился Тихон старец бывшие игумен того монастыря а с ним обломилося шестьнадесят человек церковных каменыциков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу, и старца игумена бывшаго Тихона изгнетоша, осыпаша его камень и кирпичь по пояс стоячего в тех (...) штинадесять человек церковных мастеров и делавцав и малых ребят уо всих главы испробища а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша. И Божьим милосердьем и молитвами Пречистые Печерские Владычицы нашея Богородице Приснодевы Марии и преподобных и богоносных отец наших Онтоние и Феодосия печерских Свинскаго монастыря бывшаго игумена старца Тихона и тех всех убившихся людии в церкви ни единаго их смертною язвою не уязвиша. Овии убившаяся сами из церкви изыдоша, а иных из церкви изнесоша, а камень и кирпич в дребезги избившася. И тоже месяца июля в 30 день игумен Сергеи повелел тот камень и крпич. Избившийся весь из церкви вычистить и повеле его изсыпати весь под овраг, а в церковноя дела тем кирпичом и каменем не благословил никоторого дела церковного делати и тогда... пев молебны вверху над алтарем и свети воду и кропив стены церковные и крестом осенив, и благословил церковных мастеров, и делавцев делати. аки... (далее рукопись обрывается).

Публикацию подготовил В. Носов. Материал из буклета «Свенский монастырь» Творческо-производственного объединения «Автограф», г. Брянск, составитель В. Скидан



Основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Это один из самых известных в древности монастырей России. Монастырь расположен у слияния двух водных путей - Десны и Свени. Самым величественным сооружением ансамбля Свенского монастыря был Успенский собор, освящённый в 1758 году. Впервые он возведён в 1567 году по приказу Ивана Грозного тверским зодчим Гавриилом Маковым. Варварски взорван в 1931 году. Самое древнее из сохранившихся сооружений Свенского монастыря - Сретенская церковь "на Святых вратах". Постройка её была закончена в 70-х годах XVII века. Обитель возвращена Русской Церкви в 1992 году. В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы.



Шёл 1288 год. Князь Роман Михайлович Брянский, как доносит легенда, стал слепнуть. Всё печальней были его думы о будущем, всё чаще с грустью он вспоминал о днях минувших... Брянский князь Роман, сын убитого в Орде черниговского князя Михаила, слыл храбрым воином, умным дипломатом, мудрым полководцем. Поселившись в Брянске, он поладил с татарами, стал энергично укреплять своё княжество. Были разорены, разграблены, сожжены Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Владимир, а Брянск процветал, строился. Брянское княжество с третьей четверти ХIII века стало одним из самых сильных в юго-западной части Руси. Роман Брянский возвёл на Покровской горе дубовые стены крепости. Но не крепость, не дремучие леса и непроходимые болотные топи спасали город от разорения. Князь вёл мудрую, дальновидную политику. Он не портил отношений с Золотой Ордой, торговал с Литвой. Брянск вскоре стал крупным культурно-религиозным центром юго-западной Руси.

Город над Десной привлекал к себе купцов, бояр, кузнецов, гончаров, крестьян. Но когда враг подходил к границам княжества, на его защиту поднималась дружина вместе с мужественным Романом Михайловичем. Когда пришёл недуг, в княжеских хоромах вспомнили о "чудотворной" иконе Богоматери из Киево-Печёрского монастыря, якобы не раз исцелявшей от болезней. Предания гласили, что она написана Алимпием, иконописцем печёрским, учившемся мастерству у константинопольских живописцев. "Святая" икона прославилась своими "чудесами". За чудотворной иконой в Киев вниз по Десне отбыл сам архимандрит Брянский с группой священников. Как повествует древнее сказание, киевские монахи просьбу князя уважили, "отпусти чудотворный образ и послаша священника своего с посланными и поплы в ладьях рекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостью великою проплыша противу реки Свени". Но здесь произошло удивительное событие: "... стала ладья на едином месте среди реки Десны". Гребцы так и не смогли сдвинуть лодку с места, решили заночевать на левом берегу у места слияния речки Свени с Десной. Утром киевские монахи икону в лодке не обнаружили, о чём поспешили сообщить князю Роману. Вскоре со своими приближенными он нашёл её на противоположном берегу. Она висела на дубе. Князь произнёс молитву и сразу стал лучше видеть. Поражённый свершившемся "чудом", Роман Михайлович взял топор и стал рубить мощные деревья для закладки нового храма. Так возник знаменитый впоследствии Свенский монастырь. Церковная легенда об основании монастыря не оригинальна. На Руси, как правило, с подобными "чудесами" икон связывали возникновение крупных монастырей. Летописи подтверждают факт поездки в Киев за иконой брянских священников, но многие события, связанные с ней, обросли фантастическими подробностями. По пути в Брянск икону сопровождали киевские монахи. Возможно, что они и были творцами "чуда" с иконой, так как им вряд ли хотелось возвращаться в разорённый татарами Киев. После ещё не раз влияние иконы связывалось со многими событиями. Считалось, что она помогала защищаться от многочисленных врагов. Но когда город или монастырь подвергались разгрому, "чудотворную" икону прятали в лесу, умалчивая о её божественной силе. Однако "чудотворную" икону церковная братия усиленно прославляла. В монастырской рукописи сказано, что дуб, на котором была найдена икона, епископ тогда же разделил на части и раздал всем желающим для получения исцеления от недугов.

На месте явления иконы до 1854 года стоял древний каменный столп. В середине ХIХ века вместо него была устроена чугунная часовня, а "оставшийся в столпе 566-летний пень дуба... окончательно разобран...". В ХIII-ХIV веках постройки монастыря над Десной были деревянными. Земляная крепость, обнесённая валом и частоколом из заострённых кверху брёвен, прикрывала подступы к городу с юга. В центре крепости возвышалась деревянная церковь, вокруг которой располагались постройки обители. После разгрома литовцами строений Свенского монастыря Иван Грозный повелел построить каменную церковь. Через несколько лет её свод рухнул. Произошло это тогда, когда участники молебна вышли из церкви. Монахи воспользовались случившимся, чтобы ещё раз попытаться доказать особую силу иконы. Они утверждали, что Богоматерь не дала своду церкви обвалиться во время богослужения. Шли годы, десятилетия, столетия... Монастырь ветшал и перестраивался. Его территорию украсили каменные Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, Сретенская, Преображенская церкви, колокольня. Строения обители были обнесены каменной стеной, которая возводилась почти тридцать лет. Она имеет форму неправильного восьмиугольника и повторяет из соображений обороны рельеф местности. По углам располагались шесть башен, три из которых сохранились до наших дней. Их высота от 8 до 12 метров. Высота каменных стен - 5,5-7 метров, а их длина почти 800 метров. Стена монастыря не отделяет его постройки от окружающего пейзажа, а наоборот подчёркивает его единство с природой и окружающим ланшафтом.

Успенский Свенский монастырь в прошлом - это не только комплекс архитектурных сооружений, которые мы сейчас относим к категории памятников, но и многочисленные административно-хозяйственные здания, выполнявшие разнообразные функции, связанные с жизнеобеспечением обители. Из описи 1861 года, составленной при передаче монастыря Киево-Печёрской Лавре, известно, что в нём насчитывалось двадцать девять келий, в которых жили более девяноста монахов и прислуга. "Послушная грамота" описывает монастырские запасы: "... девятнадцать осетров вялых, десять осетров вялых прутовых, да просоленной осетрины полбочки, пять белуг, сто сазанов, семь сот пластов сухой рыбы, сто пуков визиги, икры зернистой два пуда, шесть кулей грибов сухих; хлеба в житницах и ямах: ржи 1035 четвертей, пшеницы сорок пять четвертей, овса сто четвертей, масла коровьего десять пудов, мёду сорок пудов, воску двадцать восемь пудов, кроме свеч восковых, 14 коней на стойлах, (вероятно для начальственных разъездов) сто коней надворных, рабочих, кроме шестнадцати жеребят. Карета "властительная", рыдван, две коляски, четверо саней красных. Пятьдесят семь коров". На территории монастыря существовал конный двор (две избы, сушило, конюшня с сушилом, пять сараев рубленных"). В 1764 году он располагался с "восточной стороны внутри монастыря" и на нём были слудующие постройки: каменная изба для кучеров, кормовой амбар, каретный сарай, навесы и конюшни. На конном дворе находился колодец "глубиной до воды 18 сажен". Рядом с ним в 1892 году ставится здание квасоварни (12 аршин длиной, крытое тесом). Монастырский кислый квас был традиционным и популярным напитком. "В полуверсте от обители находилось монастырское озеро. Возле него стояла караульная изба и братская баня. В 1855 году около бани запрудили пруд, а "близ монастыря под горою" устроили "сажелку" - питомник для разведения рыбы. В давние времена окрестные леса были богаты дичью. В заливах и лесах водились бобры и по грамоте царя Михаила Фёдоровича от 1614 года так называемые "бобровые гоны" были предоставлены в пользу монастыря. В описи 1897 года говорилось о просфорне, братских кельях (в двух южных башнях), кухне и ледниках в других башнях. Есть упоминание о кузнице, что находилась в северо-восточной башне. Монастырскую территорию в прошлом оживляли сады, которые располагались не только за стенами, но и внутри монастыря. В документах за 1791 год отмечено четыре сада - "сливовый, братский, новый и настоятельский". В 1864 году на месте проведения Свенской ярмарки за западными воротами был разведён также обширный фрутовый сад. У здания церковно-приходской школы, которое не сохранилось, за пределами монастыря рядом с каменными выездными воротами были разбиты плодовый питомник и сад, где выращивались яблони, груши, вишни, сосна, ель, кедр, каштаны, розмарин. Немалый доход монастырю давала ярмарка, в том числе пошлинные сборы (до их передачи государству), плата за лавки и торговые места.

Почти по всему монастырю, а также на территории ярмарки, тянулись подземные каменные галереи. Все они раньше соединялись одним общим ходом и имели несколько наружных входов. Снабжённые верхним светом, они состояли из больших и малых помещений, которые служили складами под ярмарочные товары. Купцы, приезжавшие торговать, останавливались в кельях, что давало обители дополнительные средства. "Гостинный двор, а на нем горница с комнатою на жилых подклетах, да сени с чуланами, да сарай рубленый большой" упоминаются уже в описи за 1681 год. В документах за 1801 и 1833 годы упоминается о планах строительства гостиницы "вне монастыря". Опись 1897 года сообщает о значительном расширении существующего гостинного двора и о строительстве "близ монастыря" странноприимного дома и флигеля для приходящих богомольцев. В 1749 году за монастырём числилось 15 276 душ крестьян. На одного крестьянина приходилось от 0,3 до 1,5 десятин земли. Крестьяне обрабатывали монастырские пашню и посевы, убирали сено, рубили лес, строили и ремонтировали церкви, перевозили на своих лошадях грузы. Несколько раз в неделю они ходили на барщину, а кроме того платили оброк мёдом, маслом, сукном, холстом, грибами, рогожными мешками. Из соседнего села Супонево каждое лето монастырь требовал триста пеших и конных работников, по двадцать два плотника, каменщика, кирпичника, четырнадцать пильщиков, шестнадцать углежогов.

Свенский монастырь был богат и широко известен. Его посещали знатные люди. Сюда шли прихожане и богомольцы. В монастырскую казну вносились богатые дары. О них делались памятные записи в книге вкладов. В ней зарегистрированы многочисленные дары Ивана Грозного. Среди подарков немало воинских доспехов, оружия, переданного в 1750 году в Брянский арсенал. Вкладная книга сохранила имена многих представителей знатных родов - князей Трубецких, Воротынских, Мстиславских, Серебряных, Мосальских, Мещерских, Салтыковых, Тютчевых, Воейковых, Брусиловых и многих других. Некоторые лица родовитых фамилий были похоронены в монастыре. Среди них Тютчевы, князь Мещерский, Небольсины, Е. М. Салтыков, А. Похвиснев, Г. Е. Верёвкин и другие. В монастыре была своя монастырская библиотека. В своё время она располагала достаточно ценным книжным собранием, интересными архивными документами. Так, в церковной описи за 1893 год в библиотеке было зарегистрировано около 1300 книг, а также большое количество рукописей, старопечатных книг ХVII-ХVIII вв., службы святым, поучения отцов церкви, минеи, библии, Евангелия, служебники, месяцесловы, книги по истории церкви России и Византии, книги по богословию, философии, медицине, земледелию, уставы, в том числе устав Петра I, уставы различных монастырей и духовных учреждений. Для хранения книг в монастыре были созданы хорошие условия. Библиотека располагалась в сухом помещении на хорах Успенского собора. Одним из важнейших источников пополнения монастырской библиотеки, особенно до середины ХVII века, были вклады, наиболее богатые из которых делали цари, бояре, церковные иерархи. Об этом свидетельствуют записи в монастырской вкладной книге.

2 мая 1888 года состоялось празднование 600-летия основания Свенского монастыря. Состоялся крестный ход из Свенского монастыря в Брянск, парад войск и молебен, по кончании которого для нижних чинов было подано угощение - по чарке водки и пирогу, а для духовенства и господ офицеров - обед в зале Городской Думы на 200 персон. Приглашённые получили на память по книге по истории монастыря покойного архимандрита Иерофея, с приложением литографированного вида церквей и стены монастыря со стороны главного входа. Городская Дума ассигновала 500 рублей в расположение монастыря. В 6 часов вечера 4 мая состоялись проводы святой иконы из города в Успенский Свенский монастырь. Что касается знаменитой Свенской ярмарки, то она в ХVII - первой половине ХVIII вв. по своему значению не только занимала второе место в России, но и была важным центром международного товарооборота, что характеризует её как ярмарочный торг всероссийского значения. Свенская ярмарка, упоминаемае ещё в 1632 году, просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. 31 августа - 1 сентября 1985 года, в год тысячелетия Брянска, традиция проведения Свенской ярмарки была возрождена.

Вскоре после Октябрьской революции Свенский Успенский Печерский мужской монастырь перестал существовать как духовное учреждение. Монастырские земли и имущество были изъяты, из монахов сформирована трудовая коммуна. Затем на его территории расположилось воинское подразделение, а впоследствии карательный отдел ГИК. 6 июля 1920 года Брянский ГИК постановил: "В связи с громадным недостатком помещений в Брянске, помещения Свенского монастыря передать в ведение Губнаробразования с условием, что в течение месяца все детские колонии будут переданы из города в организуемую в монастыре колонию имени Некрасова". Тем не менее до лета 1924 года верующие близлежащих к монастырю мест могли пользоваться церковным имуществом и проводить богослужение в Успенском соборе и церкви Антония и Феодосия. Но уже 8 июля 1924 года все церкви монастыря были окончательно закрыты. В 1922 году Губкомиссия по изъятию церковных ценностей по Брянской области докладывала в Брянский ГИК следующее: "Изъятие церковных ценностей в количестве более 222 пудов серебра, 11 фунтов, 79 золотников, 48 долей золота; до 8 тысяч разных драгоценных камней; более 6 фунтов жемчуга; 433 рубля 35 коп. серебряных монет и невыясненнного металла весом до 5 пудов. Всего 42 ящика брутто - 254 пуда. 15 июня с. г. эти ценности были сданы в Госхранилище в Москве в распоряжение и фонд ЦК ПОМГОЛ ВЦИК по акту. В июле 1924 года монастырь повторно был ограблен специальной комиссией Брянского ГИК во главе с Мамочкиным - политруком Губрезерва. Среди них значились: серебряный киот иконы Свенской Богоматери весом 12 фунтов, серебряный оклад той же иконы весом в 30 фунтов, (бриллиантовая корона и золотая риза оклада были изъяты в 1922 году), напрестольное Евангелие в серебряных окладах, серебряные кресты, церковные сосуды и.т.д. Тогда же "распределили" и другое монастырское имущество: в губернскую РКИ было передано шесть дорожек, большой ковёр, шторы; в Губисполком - семь дорожек, 4 ковра, 13 аршин красного сукна, в милицию - шкафы; в Тимоновскую ячейку РКП (б) - мебель. Новый владелец монастырского ансамбля - детская колония во главе с администрацией внесла огромный "вклад" в превращение памятников архитектуры в "отхожие места".

19 декабря 1924 года был проведён осмотр и обследование состояния имущества в бывш. Свенском монастыре "Комиссией Главнауки Наркомпроса", в состав которой входили И. Э. Грабарь, В. А. Безобразов, П. Д. Барановский. Комиссия установила следующее: "На территории бывшего монастыря расположено такое значительное число сооружений высокой историко-художественной ценности, что все они представляют один из замечательнейших древнерусских архитектурных ансамблей ХVII-ХVIII вв, подлежащих безусловной и всемирной охране... ". После того, как в бывшую обитель вселилась детская колония, монастырь был подвержен разрушению. Во всех церквях стёкла были выбиты, дети стали забираться по водосточным крышам на крыши церквей, оттуда проломав потолок... испражнятся внутрь. Домик Петра I превращён ими в настоящую уборную. В церкви Сретенской и Преображенской сломаны, несомненно при участии администрации, древние иконостасы. В Преображенской не осталось и следа от внутреннего убранства, иконы этой церкви, славившиеся замечательным письмом, были просто исколоты и сожжены. Весь архив и библиотека, находящиеся на хорах оказались разбросаны по всей территории монастыря, многие пошли на растопку печей. В конце концов колония была переведена из монастыря. Бывший Свенский монастырь с земельными угодьями и годными постройками был передан в ведение окружного отдела ОГПУ. 23 июня 1930 года Президиум Брянского Окрисполкома Западной области принял окончательное решение о судьбе замечательных памятников монастырского ансамбля, заслушав информацию о состоянии построек б. Свенского монастыря на основании произведённого представителями Главнауки, приняв во внимание полнейшую бесхозяйственность и разрушенность построек б. монастыря, счёл нецелесообразным с хозяйственной стороны реставрацию зданий, в том числе и бывшего Успенского собора и его приспособления для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), признать целесообразным здание бывшего собора разобрать и кирпич использовать для нужд строительства.

По всей видимости, в июле-августе 1930 года Успенский собор был взорван, т.к кирпичная кладка ХVIII века разборке не поддавалась. Недавно в Брянский государственный историко-революционный музей поступили фотографии, посвящённые взрыву собора, предоставленные Алексеем Брабиным. На фото зафиксирован момент взрыва собора, вид его руин после взрыва, а также непосредственные исполнители - судя по подписям под одной из фотографии взрывные работы осуществляла бригада подрывников под руководством Якова Петровича Рыхлова. При взрыве пострадали церковь Антония и Феодосия, шатровая колокольня и "домик Петра". Все они были разобраны на кирпич. Так печально завершилась история самых выдающихся архитектурных памятников ансамбля Свенского монастыря.

Из книги: "Памятники Брянщины" Свенский монастырь. Издательство: Творческо-производственное объединение "Автограф". Брянск, 1990 г.

Год постройки: 1288
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Супонево, улица Фрунзе, 1.

Брянский Свенский Успенский мужской монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России.
Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Свенская (Печерская) и чудесным исцелением от нее Благоверного князя Черниговского Романа Михайловича от слепоты в 1288 году.
С переходом Брянска в состав Московского государства, Свенский монастырь, благодаря своему чудотворному образу и положению культурного центра в древней Брянской земле, быстро стал обителью незаурядной. При царе Иоанне Грозном в обители началось строительство каменных храмов вместо деревянных. С 1681 по 1786 год монастырь был приписан к Киево-Печерской Лавре и назывался Ново-Печерским (Свенским) монастырем, чтобы братия Лавры могла иметь в нем убежище во время нападений польско-литовских войск на Малороссию.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Преподобного Паисия Величковского. Среди них – иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и другие подвижники благочестия. Преподобный Моисей Оптинский был в 1809-1811 годах послушником Свенского монастыря.
После большевистского переворота обитель была разорена, из монастырских храмов уцелели лишь надвратные: в честь Сретения Господня и в честь Преображения Господня. Хранившаяся в монастыре чудотворная Свенская икона Божией Матери передана в Третьяковскую галерею, где пребывает и в настоящее время.


Брянский Свенский Успенский монастырь
(рисунок-реконструкция арх.Городкова на начало ХХ века,1974):
1 – Успенский собор (не сохранился),
2 – церковь Антония и Феодосия (не сохранился),
3 – церковь Сретения,
4 – церковь Преображения,
5 – колокольня (не сохранилась),
6 – домик Петра (восстановлен),
7 – жилые и хозяйственные постройки,
8 – предвратные башни,
9 – водовзводная башня.

Монашеская жизнь в Свенской обители возрождена с 1992 года. С 2010 года проводятся работы по восстановлению храма во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Начаты работы по восстановлению Успенского собора монастыря, взорванного в 1930 году. В настоящее время на территории монастыря восстановлен дом, в котором пребывал Петр I, построены братский корпус и водонапорная башня, возводится здание трапезной. В 2011 году монастырю возвращены и переданы прилегающие земли. Монастырь является одним из мест православного паломничества. Богослужения совершаются ежедневно, по монастырскому Уставу. В 2011 году в Свенском монастыре Божественную Литургию в Неделю всех Святых, в Земле Российской просиявших, совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



Достопримечательности:

Успенский Свенский монастырь г. Брянска, расположен на высоком берегу р. Десны в месте впадения р. Свени. Это один из древнейших монастырей в России. Расположенный на юго-западе Руси, за свою историю он претерпел немало испытаний, но сохранился до нашего времени.

История постройки

Основания монастыря относят к 1288 году и связано оно со следующим чудом. Брянский князь Роман Михайлович ослеп. Желая получить исцеление, он приказал доставить в Брянск икону Божией Матери из Киево-Печерского монастыря. По прибытии в город повозка с иконой остановилась именно на том месте, где будет основан Свенский монастырь, а князь получает исцеление.

Свято-Успенский Свенский монастырь, Брянская область

Сама икона осталась в монастыре и прославилась в дальнейшем многими чудесами, получив название Свенская. А дальнейшая судьба обители складывалась следующим образом:

  • князь Роман Михайлович заложил деревянную Успенскую церковь, в которой и был погребен, при его жизни в монастыре уже проживало 70 монахов и послушников;
  • в XVI веке началось каменное строительство в обители: в 1566 году возведен храм в честь св. прп. Антония и Феодосия Печерских, в 1578 году возведен Успенский собор, а также каменная колокольня;
  • в течение XVII века обитель не раз подвергалась разорению, то со стороны литовцев, то со стороны крымских татар, а в 1664 г. монастырь был сожжен крымскими татарами, все деревянные постройки сгорели, а храмы были сильно повреждены;
  • в 1682 году Свенская обитель была приписана к Киево-Печерскому монастырю, так как самостоятельно уже не могла поддерживать в должном состоянии все постройки;
  • надвратная Сретенская церковь была построена в 1678 году;
  • новый Успенский собор был воздвигнут в 1758 году;
  • в 1764 г. Свенский Успенский монастырь г. Брянска обнесен каменной оградой высотой от 5,5 до 8 м.

С приходом к власти большевиков монастырь был закрыт, главная святыня Свенская икона Божией Матери передана в Третьяковскую галерею. В 1930 году взорван Успенский собор, повреждена церковь прп. Антония и Феодосия и колокольня. Став филиалом Брянского областного краеведческого музея Свенская обитель начала восстанавливаться с 1970 года и в 1988 году смогла принимать первых посетителей.

Новая страница в истории Свенского монастыря г. Брянска открылась в 1992 году, когда его передали Церкви и началось возрождение обители.

Интересный факт! Находясь в Свенском монастыре в 1708 году, Петр I узнал о предательстве Мазепы. Долгое время на территории монастыря сохранялся домик Петра, где государь останавливался, когда пребывал в обители.

Описание архитектуры

Из дореволюционных построек монастыря хорошо сохранилась стена, разрушенная только частично и восстановленная в 2011 году. Храм надвратный Сретенский выкрашен в розовый цвет и имеет несколько главок. Церковь прп. Антония и Феодосия Печерских восстановлена, так как была полностью разрушена. Это однокупольная церковь без столпа.

Церковь Антония и Феодосия Печерских в Успенском Свенском монастыре

Преображенская церковь (построена в 1742 г.) - пятиярусная башня над вратами, у которой нижние ярусы квадратные, а верхние круглые. Восстановлен также и главный храм обители - Успенский собор. На деньги жертвователей восстановление его осуществилось в течение последних нескольких лет. В соборе установлен 22 метровый иконостас. Иконы в нем именные, т. е. написаны на пожертвования тех, кто жертвовал на каждую конкретную икону.

Важно! К концу XIX века монастырь обладал довольно большой библиотекой, в которой была неплохая коллекция старопечатных книг XVI - XVII веков. К сожалению, большая часть книг погибла во времена советского лихолетья.

Престольные праздники и святыни

В монастыре несколько престольных праздников:

  • 19 августа Преображение Господне;
  • 28 августа Успение Божией Матери;
  • 15 мая память прп. Антония Печерского;
  • 26 июля память прп. Феодосия Печерского;
  • 15 февраля Сретение Господне.

В возрожденной обители не так ещё много святынь. Среди них наиболее почитаемыми являются икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей его св. мощей и список с иконы Свенской Божией Матери.

Есть и свои реликвии, а также достопримечательные места. Не так давно жительница Канады передала в монастырь покровец XVII века с изображением иконы Божией Матери «Знамение». Когда-то он принадлежал монастырю, но в послереволюционное время был вывезен за границу.

Восстановление Успенского собора, Свенский монастырь (2017 год)

Недалеко от монастыря сохранился так называемый Петровский дуб. По преданию, Петр I, когда останавливался в обители, любил отдыхать под этим дубом. Также у стен монастыря располагается святой источник, к которому ведет длинная лестница-спуск с высокого склона.

Интересно! В 2015 году на территории Свенской обители был обнаружен уникальный артефакт, белая плита с изображением всадника с мечом и надписью. Сама надпись до сих пор расшифровывается, но остается непонятным предназначение самой плиты. Она находится в стенах обители.

Расписание богослужений

Служат в монастыре ежедневно, вечернее богослужение начинается в 17.00, литургия в будние дни в 8.00. По воскресеньям служат две литургии: раннюю в 8.00 и позднюю в 10.00.

На окраине Брянска в живописном месте на крутом берегу Десны возвышается один из древнейших в России - Свенский Свято-Успенский монастырь. Он основан в 1288 году. История возникновения монастыря загадочна и окутана тайной.

Легенда рассказывает, что обитель появилась благодаря черниговскому князю Роману Михайловичу. После монголо-татарского нашествия Чернигов был разорён, и князь сделал своим стольным городом Брянск, который орды кочевников обошли стороной. Но в Брянске Роман Михайлович неожиданно заболел и потерял зрение. За исцелением он решил обратиться к киевской чудотворной иконе Богоматери Печерской. Послы князя прибыли в Киев и упросили местных монахов отпустить икону с ними. На обратном пути случилось непредвиденное. Ладья с княжескими послами внезапно остановилась на середине Десны, и никакие усилия гребцов не могли сдвинуть её с места.

Пришлось заночевать на берегу. А утром выяснилось, что икона бесследно исчезла. После долгих поисков её нашли на одном из деревьев. Трогать икону побоялись, решили поехать к князю и рассказать о случившемся. Роман Михайлович со свитой приехал к иконе, обратился к ней с молитвой, пообещав в случае прозрения, основать на этом месте в честь неё монастырь. И свершилось чудо – к князю вернулось зрение. В благодарность за исцеление великий князь Черниговский повелел начать строительство монастыря. При нём оставили и чудотворную икону. Своим названием монастырь обязан протекающей неподалёку реке Свень.

До середины XVI века Свенский монастырь имел небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. Во второй половине XVI века царь Иван Грозный пожертвовал обители огромные деньги, на которые развернулось каменное строительство. Находясь на окраине Русского государства, монастырь часто подвергался разорению, но всякий раз отстраивался заново.

Современный архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века. В его постройках причудливым образом сочетаются архитектурные образцы 16 века (восстановленная церковь) и стиль барокко (Успенский собор). Над северными воротами монастыря возвышается храм Сретения, построенный в 80-ые годы XVII века.

В середине XVIII века на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны и брянских купцов началось строительство новой каменной ограды, надвратной церкви Спаса Преображения и главного храма обители – Успенского собора.

Непосредственно строительством собора руководил выдающийся архитектор 18 века Иван Фёдорович Мичурин. Одним из его творений является Андреевская церковь в Киеве. К сожалению, Успенский собор, построенный в стиле барокко, не сохранился. Он был разрушен в 1928 году.

В годы советской власти монастырь пришёл в запустение. Лишь в 70-ые годы XX века, началось его возрождение. Сейчас на территории монастыря ведутся большие реставрационные работы. Заново построена церковь Антония и Феодосия Печерских, восстанавливается Успенский собор и его колокольня.

Главная святыня обители – чудотворная икона «Свенская Богоматерь» сейчас хранится в Москве в Третьяковской галерее, а в монастыре находится её копия, которая, как утверждают паломники, также обладает чудодейственной силой. Два раза в год – 16 мая и 30 августа, икону при большом стечении народа несут крестным ходом вокруг монастырских стен.

История Свенского монастыря насчитывает более семи веков. За это время родилось множество легенд, связанных с его именем. Одна из них рассказывает о приезде в обитель Петра I.

Царю понравились монастырь и прилегающая к нему роща. Особенно он любил прогуливаться под вековым дубом, который рос недалеко от святого источника. Дуб и источник сохранились до наших дней, и любой желающий может прикоснуться к дереву, которое помнит Петра I.