Как закрыть аптеку-наркоточку. Ликвидация подразделения аптечной организации

Здравствуйте.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

Громкая сделка по покупке торговой сети «Магнит» государственным банком ВТБ не прошла незамеченной аптечными сетями. Они опасаются, что риск принятия законопроекта о продаже безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах увеличился.

Ранее фармацевты предупреждали о значительном росте цен на рецептурные лекарства, если безрецептурные препараты будут продаваться в обычной рознице.

Законопроект, разрешающий торговым организациям получать упрощенную лицензию на фармацевтическую деятельность и продавать безрецептурные лекарства, будет внесен в правительство РФ до 1 марта 2018 года. В 2008 году была попытка проделать тоже самое, но правительство идею не поддержало. Разработать законопроект распорядился первый вице-премьер страны Игорь Шувалов. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против его принятия высказалось большинство экспертов.

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка, пишет «КоммерсантЪ» .

«Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», - сказал гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов.

Он также пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Более половины объектов компании «Неофарм» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») также располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов, сообщил гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,- уверен он.

Ранее фармацевты были менее категоричны. Указывая на то, что соотношение рецептурных и безрецептурны лекарств в аптеке составляет 51% к 49% (ред. - непонятно имеется ли ввиду объем продаж или количество препаратов в аптеке, скорее первое), они прогнозировали рост цен на рецептурные лекарства от 11% до 16% в зависимости от вида препарата. Против принятия законопроекта также выступает Минздрав, который опасается ненадлежащих условий хранения лекарств.

В целом, фармацевты, пожалуй, правы в своем возмущении. В правительстве исходили из опыта продажи безрецептурных лекарств в зарубежных странах. Однако почему-то не было учтено, что количество безрецептурных лекарств во многих странах значительно меньше. Немного утрируя, в Европе без рецепта можно купить что-то от насморка и средства гигиены, вроде спиртовых салфеток.

С другой стороны, риторика фармацевтов, да простят нас уважаемые бизнесмены, которые защищают свои нормальные интересы, напоминает не очень перспективный шантаж. Слабо верится, что аптечный бизнес решится на одномоментное уменьшение оборотов в два раза, даже не проанализировав квартальные цифры после принятия законопроекта. К тому же возможность повысить цены на рецептурные препараты никуда не исчезает. Если аптечный киоск без повышения цен не может оставаться рентабельным, то цены надо повышать, и никакой надзорный орган законно оспорить такое повышение не сможет.

Также достаточно очевидна причина изменения риторики на более эмоциональную. На прошлой неделе государство купило фактически контрольный пакет крупной торговой сети «Магнит». Сделка и громкая, и вызвавшая опасения на тему огосударствления рынка торговли продовольственными товарами по примеру .

Известно, что рентабельность «Магнита» второй год подряд ухудшается, и принятие законопроекта о продаже безрецептурных препаратов в обычной рознице позволит компании немного улучшить финансовые показатели. Фармацевты, вероятно, расценили сделку о покупке «Магнита» как увеличение вероятности принятия законопроекта.

Это связано с возможным принятием в России закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарственных препаратов.

В результате законодательных новшеств на рынке лекарств, в России может резко сократиться количество аптек и могут подорожать рецептурные препараты. Об этом сообщает 19 февраля "Коммерсант".

Это связано с возможным принятием в России закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарственных препаратов. По данным издания, принадлежащая крупному национальному дистрибьютору фармпрепаратов ГК "Протек" крупнейшая российская аптечная сеть "Ригла" из 1,86 тыс. аптечных "точек" может закрыть около половины своих торговых предприятий.

"Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла. Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию", - отметил гендиректор сети Александр Филиппов на заседании "Деловой России" .

В первую очередь, по словам Филиппова, пострадают 250 объектов в небольших городах. Другим крупным игрокам розничного фармацевтического рынка "светит" примерно та же участь. В частности, о возможных сокращениях своей аптечной сети заявили такие крупные предприятия, как "Неофарм" (аптечная сеть "Столички").

"В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят", - подчеркнул генеральный директор аптечной сети Евгений Нифантьев.

По его словам, выручка таких аптек невысока, и поэтому любое ее снижение может будет критичным. Менее крупные региональные аптечные сети могут совсем уйти с рынка.

Напомним, инициатором идеи разрешения продажи безрецептурных препаратов в обычных продовольственных выступил вице-премьер Игорь Шувалов еще в 2014 году. В конце 2017 года соответствующий законопроект был разработан Минпромторгом РФ.

В ведомстве подчеркнули, что принятие данного законопроекта позволит простимулировать развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. В ходе публичного обсуждения документа, завершившегося 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, об этом сообщили в "Деловой России".

В основном, участников аптечного рынка беспокоит то, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, в то время, как предприятия аптечного профиля получают такую лицензию на каждую торговую точку.

Следует отметить, что против инициатив о выведении безрецептурных лекарств из ведения аптек в продмаркеты также выступает Минздрав России. По мнению специалистов, способность продуктовых магазинов обеспечить соответствующие нормативам условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение.

Прошли перестроечные времена, когда вокруг 1-й московской аптеки стояли рядами старушки, торговавшие вместо семечек психотропными таблетками. Бог весть, куда они делись, но подростковая наркомания не делась никуда. Недавно волонтеры движения «Курский вокзал. Бездомные дети» обнаружили, что их подопечные беспризорники покупают свой кайф в обычных московских аптеках. И теперь аптекам-наркоточкам объявлена война, к которой присоединился и наш журнал.


Зло из аптек

Популярностью у наркоманов пользуются препараты от кашля, содержащие кодеин, некоторые виды антидепрессантов, определенные успокаивающие средства, некоторые обезболивающие. Самый опасный из них -- буторфанол -- синтетический опиоидный анальгетик, раствор для инъекций. Все эти медикаменты не входят в списки наркотических веществ, торговля которыми не по правилам чревата уголовным преследованием, поэтому аптеки (речь идет в основном о частниках; государственные и крупные сетевые аптеки ни в чем подобном не замечены) практически в открытую торгуют рецептурными препаратами безо всяких рецептов, не глядя на покупателя. Наш корреспондент в ночной аптеке безо всяких проблем накупил полный карман таблеток и ампул, к продавшице стояла целая очередь из наркоманов. Смотреть на них страшно -- качаются, глаза мутные, а аптекарша им наркотики штучно продает, ампулы насыпает, как семечки. Продавать лекарства «вразвес» -- потаблеточно, поампульно -- запрещено, но грозит это, в крайнем случае, лишением лицензии, а скорее -- штрафом.



Между тем отсутствие многих из этих препаратов в перечне наркотических средств ничем не оправдано. «Тот же буторфанол, -- говорит нарколог, врач-психиатр высшей категории, сотрудник отделения психических расстройств, осложненных патологическими формами зависимости, московского НИИ психиатрии Виктор Ханыков, -- по обезболивающему действию сильнее морфия. При бесконтрольном применении он вызывает привыкание, развивается зависимость. Наступает настоящая наркомания. Любые наркотические препараты действуют на организм тем страшнее, чем моложе человек, а в силу дешевизны буторфанол стал наркотиком именно молодых людей (три ампулы (три порции) буторфанола стоят 150-180 рублей, один грамм (три порции) героина в Москве -- 1000-1500 руб. -- Ред .). Буторфанол давно пора перевести на номерной рецепт, как другие опийные анальгетики».

Явным провалом в законодательстве активно пользуются как наркобарыги за прилавками, так и их клиенты. Для большего эффекта наркоманы употребляют препараты в сложных комбинациях, толкут таблетки, смешивают с раствором из ампулы и в таком виде вводят в вену. Результат -- не только наркотический эффект, но и флегмоны, гнойные язвы в местах инъекций, сепсис и гангрена. «Мы делаем с “бутором” такую смесь, которая сжигает вены, они становятся хрупкими, забиваются, руки и ноги пухнут и болят, внутри гной скапливается», -- рассказывают подростки-наркоманы, подопечные движения «Курский вокзал. Бездомные дети». Происходит все обычно в ближайшем подъезде, вокруг такой аптеки -- очаг криминала, воровство, драки.

Беззаконие
С юридической точки зрения у проблемы несколько уровней. Во-первых, многие медикаменты, которые стоило бы продавать по рецептам, не включены в соответствующие списки и совершенно законно продаются любому желающему в любых количествах. Во-вторых, некоторые препараты, содержащие наркотические вещества, хотя и должны продаваться только по рецепту, на самом деле находятся в свободной продаже. Из-за того что буторфанол не включен в список наркотических препаратов, его свободная продажа -- не уголовное преступление, а всего лишь нарушение правил торговли. «Ситуацию могло бы изменить внесение этого препарата наряду с другими сильнодействующими лекарствами в список лекарств, за безрецептурный отпуск которых предусмотрена уголовная ответственность, -- сообщил РБК-daily заместитель начальника Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ по Москве Михаил Ермаков. -- Это развязало бы нам руки. А аптеки моментально перестали бы торговать им, опасаясь серьезных проблем. Срок, предусмотренный за такого рода действия, -- до восьми лет лишения свободы».

Отсутствие законодательной базы для борьбы с этим видом наркомании дезориентирует и расхолаживает те госструктуры, которые теоретически могли бы повлиять на ситуацию. В московском управлении ФСКН утверждают, что предложение внести опасные препараты в более строгие списки было направлено ими совместно с мэром Москвы в правительство России уже давно. Разговоры же про введение уголовной ответственности за продажу данных лекарств без рецепта и усиление контроля за их оборотом идут с 2005 года. Однако решения на правительственном уровне до сих пор нет.

«Вы что думаете, мы этих аптек не знаем? -- сказал нам участковый одного из московских ОВД, на чьей территории идет бойкая торговля. -- Мы их больше вашего знаем! Просто это гиблый номер. Полтора года назад мы с одной такой лавочкой судились-судились -- так они даже не закрывались, уплатили сорок тысяч штрафа и дальше торгуют дрянью. Им сорок “штук” -- ерунда, а мы сколько сил впустую потратили! Заберите лучше свое заявление, и нам и вам проще будет». Заявления мы, однако, забирать не стали. Капля камень точит.

Судя по ажиотажному спросу в аптеках, дорог каждый день. Количество «лекарственных» наркоманов в столице растет, по словам самих «торчков»-беспризорников, все чаще в очередях за «бутором» стоят не маргиналы и не бомжи, а «домашние» молодые люди и даже девушки. И чем дольше будет затягиваться решение вопроса, тем серьезнее будут последствия. Решить проблему должны законодатели, но и обычные люди, такие, как мы с вами, кое-что могут. Так, волонтеры движения «Курский вокзал. Бездомные дети» пишут заявления в разные инстанции, собирают подписи протеста у жителей домов, находящихся рядом с аптеками (и из тех, кого удалось застать дома, еще никто не отказался подписать заявление, ведь никому не хочется, чтоб у него в подъезде кололись наркоманы!).


Что делать, если вы знаете аптеку, которая нарушает правила торговли сильнодействующими веществами?
Необходимо подать заявление в ОВД, на территории которого находится аптека. После приема заявления вас направят к участковому, отвечающему за участок с «точкой», который вас опросит и составит протокол. Как бы сотрудники милиции ни отговаривали вас «поднимать бучу», оформленное по правилам заявление они принять обязаны, а потом можно время от времени беспокоить их и узнавать, какие меры приняты; в случае недостаточной активности -- жаловаться в вышестоящие организации, для начала -- в прокуратуру.

Можно также обратиться в Росздравнадзор (именно эта организация должна контролировать аптеки) письмом по адресу: 109074 Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1 или через интернет: [email protected]. Обращение помимо сути вопроса должно содержать фамилию, имя, отчество автора, адрес места жительства или работы.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков официально не должна контролировать продажу подобных препаратов, ведь они не числятся в списках наркотических средств. Но когда речь идет о таких «пограничных» ситуациях, стоит стучать во все двери. Телефон управления ФСКН по Москве -- 316-86-55, по Московской области -- 152-53-52.

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12
АПТЕКА В ФОРМЕ ООО: ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ
Иногда в связи с невысокой прибыльностью аптечного предприятия либо по причине отсутствия желания у участников общества с ограниченной ответственностью заниматься предпринимательской деятельностью, а также по иным обстоятельствам может возникать потребность в ликвидации общества. Порядок ликвидации обладает своими особенностями и требует детального изучения.
Общие положения
Основная масса правовых норм, регулирующих порядок ликвидации ООО, содержится в ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, также необходимо учитывать положения специального Закона - Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) - ст. ст. 57, 58.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в отличие от индивидуального предпринимателя, который в случае прекращения предпринимательской деятельности продолжает существовать как физическое лицо и к которому могут быть предъявлены требования в судебном порядке, юридическое лицо прекращает существовать в принципе и после ликвидации предъявление каких-либо требований к нему невозможно. Вероятно, именно в связи с этим порядок ликвидации юридического лица достаточно сложен и сопровождается различными проверками.
Основаниями для ликвидации ООО могут быть:
- решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Согласно ст. 33 Федерального закона N 14-ФЗ решение о ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников общества. Такое решение принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. Одновременно общее собрание принимает решение о назначении ликвидационной комиссии.
В случае если участником ликвидируемого общества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ, продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления;
- решение суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23 требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком РФ, прокурором. Так, например, в соответствии с Федеральным законом N 14-ФЗ такое заявление может быть подано в случае, если число участников ООО превысит 50 человек и в течение года оно не будет преобразовано в ОАО или производственный кооператив либо число участников не будет уменьшено.
При этом в случае вынесения судом решения о ликвидации таким решением суда на учредителей (участников) ООО могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.
Кроме того, ООО может быть ликвидировано в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации
юридического лица
Решение о ликвидации принимается общим собранием участников общества либо единственным участником. К их обязанностям в этом случае относятся:
- обязанность незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Органом, который должен быть уведомлен, является инспекция Федеральной налоговой службы по месту регистрации ООО. Уведомление подается по форме Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Налоговый орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации;
- обязанность назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют налоговые органы путем подачи соответствующих уведомлений.
Порядок ликвидации юридического лица
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Печатным изданием, в котором размещается публикация, является "Вестник государственной регистрации".
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (еще раз подчеркиваем, что такой срок не может быть менее двух месяцев с даты публикации сообщения о ликвидации) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) ООО. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Далее следует удовлетворение требований кредиторов. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, которая будет рассмотрена нами далее, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. После прохождения всей процедуры ликвидации, рассмотренной выше, для внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ и получения об этом свидетельства в налоговый орган необходимо представить следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по установленной форме. В заявлении подтверждается, что соблюден предусмотренный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда предусмотренных законом сведений.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в налоговый орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Удовлетворение требований кредиторов
В соответствии с ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по таким обязательствам удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Требования, не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Распределение имущества ликвидируемого общества
между его участниками
Согласно Федеральному закону N 14-ФЗ оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли;
- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Исключение из ЕГРЮЛ прекратившего свою деятельность ООО
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренным Федеральным законом N 129-ФЗ.
При наличии одновременно всех указанных выше признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра. Такое решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия этого решения. Одновременно должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Данные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом.
Несостоятельность (банкротство) ООО
Общество с ограниченной ответственностью по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
А.В.Сохан
Эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
03.12.2009