Знаки движения по полосам для общественного транспорта. Актуальные штрафы за нарушения автобусной полосы

Можно ли ездить по выделенной автобусной полосе в выходные? Во многих крупных городах России уже достаточно давно появились выделенные автобусные полосы, по которым официально разрешено ездить всем видам маршрутных ТС. В ПДД РФ нет никакой нормы, вопреки распространенному среди водителей обычных легковушек мнению, которая бы разрешала езду по этой выделенной полосе в выходные дни.

Что говорит закон?

При этом зачастую на своей машине можно проехать по выделенной полосе, ничего при этом не нарушая и не боясь получить за это штраф. Стоит рассмотреть каждый случай.

Надо сначала обратиться к п. 18.2 ПДД, в котором говорится о том, что по выделенным автобусным полосам, которые отмечены знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещено двигаться и останавливаться на них любым автомобилям. Движение разрешено для легковых такси и велосипедистов.


Кроме этих знаков перед въездом на выделенную полосу также будет висеть «Кирпич», который накладывает полный запрет на использование данной полосы любыми транспортными средствами, которые не являются маршрутными.

Поэтому, вне зависимости от дня недели, легковые и грузовые машины, которые не являются маршрутными, не могут двигаться или останавливаться на выделенной автобусной полосе. При этом существует миф, который давно укоренился в головах многих петербургских и московских автовладельцев - по выделенным автобусным полосам можно ездить в выходной и в праздники. Неизвестно, откуда появилось такое заблуждение.

Согласно закону, движение по таким полосам для обычных автомобилистов действительно является возможным, если перед въездом на полосу висит «Кирпич» вместе с табличками, которые указывают, в какие дни или время знак 3.1 действует. Если «Кирпич» никакими табличками не дополняется, то въезд на выделенную полосу запрещен для всех кроме маршрутных ТС. Правила дорожного движения действуют на территории всей России, Санкт-Петербург и Москва никак в них отдельно не выделяются, поэтому не стоит думать о том, что для двух столиц действуют какие-то отдельные нормы и регламенты, что-то там разрешающие.

Когда можно?

Движение по выделенной автобусной полосе, как уже было сказано, допускается в случаях, когда «Кирпич» дополняется специальным табличками, которые обычно располагаются под ним или возле него. Такими табличками могут быть:

  1. Знак 8.5.2. Запрет на движение обычных транспортных средств по выделенной автобусной полосе запрещено только в будние дни (в субботу и воскресенье по полосе ехать можно всем).
  2. Знак. 8.5.6. Запрет на движение обычных транспортных средств по выделенной автобусной полосе запрещено только в будние дни в определенные часы (например, с 7.00 до 19.00). Езда разрешена в будние дни с 19.00 до 7.00, а также в субботу и воскресенье без временных ограничений.
  3. Знак. 8.5.3. Регламентирует период, в который движение по выделенной автобусной полосе запрещено. На знаке может быть написано: «Среда-пятница», «Понедельник-четверг» и т.п. В эти запрещено выезжать на полосу, в любые другие дни никаких ограничений не действует.
  4. Знак 8.5.7. Запрещает въезд на выделенную полосу только в определенный день и время. Например: «Понедельник», «9.00-17.00». Иными словами, проезд по полосе разрешается в любой день кроме одного запрещенного и только в указанный период времени.

При отсутствии каких-либо дополнительных знаков и табличек по «Кирпичом» будет запрещен проезд по выделенной полосе в любые дни и любое время, вне зависимости от праздников и выходных. Можно выделить и другие дополнительные знаки:

  1. 8.5.1. Запрещает въезд на выделенную полосу только в определенный период времени, вне зависимости от дня недели (например, «7.00-18.00»).
  2. 8.5.4. Запрещает въезд на выделенную полосу только в субботу и воскресенье, в будние дни проезд разрешен для всех автомобилей.
  3. 8.5.5. Запрещает въезд на выделенную полосу в субботу и воскресенье, но только в определенный период времени (например, «8.00-16.00»).

Что делать, если надо совершить поворот через выделенную полосу?

Водители любых транспортных средств имеют право повернуть, пересекая выделенную автобусную полосу, если:

  • Имеется соответствующий съезд и это указывается знаками.
  • Имеется прерывистая или сплошная с прерывистой разметка (нельзя пересекать сплошную при повороте, это будет считаться полноценным нарушением).
  • Никакой разметки не отмечено.



Если в местах поворотов перед ними или после них также имеется прерывистая разметка, то автовладельцы имеют право на съезд на выделенную автобусную полосу, остановку на ней и высадку/посадку пассажиров, если подобные действия не мешают движения маршрутных ТС.

Есть ли штрафы за выезд на выделенную автобусную полосу?

Если в ПДД России нет никаких различий и специальных приложений, которые бы касались Мыску и Санкт-Петербурга, а также остальные регионы страны, то в плане штрафов за выезд на автобусную полосу такие различия существуют уже давно:

  • Если в одной из столиц съехать на автобусную полосу и продолжать по ней движение, либо остановиться на ней, то размер штрафа на данные действия составит 3000р.
  • Если подобное совершить в любом другом городе или поселке страны, то штраф будет меньше ровно в два раза - 1500р.

Более серьезные санкции накладываются на автолюбителей, которые не только выехали на автобусную полосу и остановились на ней, но и покинули свой автомобиль. В этом случае, если сотрудники ГИБДД обнаружат оставленную машину на выделенной полосе, то немедленно будет вызван эвакуатор.

Штрафы и санкции на выезд и остановку на автобусной полосе будут одинаковы вне зависимости от того, есть ли под знаком «Кирпич» дополнительные таблички или их нет. Если выезд и остановка будут совершены в запретное для этого время, то нужно приготовиться заплатить 1500-3000р в зависимости от региона.

В этой статье вы узнали, можно ли ездить по выделенной автобусной полосе в выходные? Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Редактор: Игорь Решетов

Выделенные полосы для общественного транспорта появились недавно во многих мегаполисах с целью его беспрепятственного передвижения в условиях большой загруженности дорог. Но некоторых водителей не устраивает такое положение дел, и они решают, что можно объезжать пробки по части дороги, предназначенной исключительно для автобусов и троллейбусов. Игнорируя запрет, водители рискуют получить достаточно крупный штраф за автобусную полосу.

Выделенной автобусной полосой именуется часть автодороги, предназначенная для езды по ней общественного транспорта. К нему относятся автобусы, троллейбусы и маршрутки (в том числе коммерческие). Для движения данных ТС выделяется одна или две полосы, в зависимости от ширины и загруженности трассы на конкретных участках.

Полоса общественного транспорта обозначается знаками 5.11.1 и 5.12.1. Знак 5.14 обозначает начало и конец полосы, а знаки 5.13.1 и 5.13.2 пересечение с нею другой дороги. На дорожное полотно дополнительно наносится обозначение буквой «А».

Особым статусом обладают школьные автобусы. Несмотря на то, что они не являются общественным транспортом, езда по выделенной полосе им разрешена на законных основаниях. Разрешена езда по выделенке и велосипедистам. Но только в том случае, если она крайняя слева.

Важно. Раннее общественным транспортом не не признавались легковые такси, поэтому ездить по выделенке им не разрешалось. С 2012 года такси жёлтого цвета с шашечками на крыше, если они снабжены соответствующими световыми приборами и таксометрами движение по выделенке разрешено. Но такое разрешение получили только зарегистрированные официально автомобили с жёлтыми номерами. Причём, все перечисленные опознавательные знаки должны присутствовать в такси. Если какого-то из них нет, движение по выделенке в 2018 году для такси находится под запретом.

Можно ли выезжать на автобусную полосу

Движение по выделенной полосе правилами запрещено, поэтому любители объезжать по ней пробки рискуют получить штраф. Выехать на выделенку можно только для объезда непреодолимого препятствия, каким затор на дороге не считается. Но из общих запретов существуют исключения.

Выезд на полосу разрешён:

  • На перекрёстке при повороте направо, если полоса обозначена прерывистой линией.
  • Дли высадки и посадки в машину человека.
  • Для выезда на трассу с территории двора.

Важно. При совершении любого из этих манёвров необходимо убедиться, что он не создаст препятствий для передвижения общественного транспорта. Остальные ТС должны уступать дорогу на выделенке автобусам, маршруткам, троллейбусам в любых обстоятельствах!

В некоторых случаях движение по автобусной полосе допускается в выходные дни, но только при наличии на ней специального предписывающего знака. На знаке записаны дни, когда движение разрешено только общественному транспорту. К примеру, если под знаком висит табличка с надписью «Понедельник- суббота», значит, в воскресенье по полосе могут ездить любые автомобили. Если предписывающего знака с обозначением дней нет, двигаться по выделенке нельзя!

Такие же ограничения установлены для езды по выделенке в ночные часы. Разрешение может быть обозначено дополнительно, указанием часов, когда полоса считается выделенной. Если таблички со временем нет, двигаться по выделенке запрещено даже в ночные часы, когда автобусов и маршруток на дороге нет.

Основания и размеры штрафа

Регламент назначения штрафов за автобусную полосу содержится в п. 18.2 ПДД.

Согласно ему нарушения делятся на следующие:

  • Выезд на выделенную полосу встречного направления. Если манёвр был совершён для объезда препятствия, штраф за выезд составит от 1 до 1,5 тысяч рублей. Выезд без необходимости – 5 тысяч рублей. Лишение прав на срок до 12 месяцев при повторном нарушении. При автоматической фиксации повторного правонарушения штраф.
  • Езда по выделенке в попутном направлении. Штраф за езду по автобусной полосе в этих обстоятельствах от 1,5 до 3 т. рублей. При этом в городах федерального значения штраф за данное нарушение назначается по максимальной ставке.
  • Создание препятствий или аварийной ситуации на выделенной полосе. Наказание за проезд по полосе в этом случае – 500 рублей.
  • Создание помех движению общественного транспорта по выделенной полосе – штраф от 2 до 3 т. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге при данном нарушении назначается штраф в 3 т. рублей.
  • Поворот направо без перестроения в крайнюю левую полосу для движения общественного транспорта. Перестроиться в указанную полосу водитель обязан на участке, где начинается прерывистая линия. Если поворот совершён через выделенку без перестроения, нарушение предусматривает штраф в 500 рублей.
  • Стоянка на автобусной полосе. Штраф 1500 рублей для регионов, 3000 рублей – для Москвы и Санкт-Петербурга. Автомобиль в этих обстоятельствах незамедлительно отправляется на штрафстоянку, поэтому к штрафу прибавляется 5000 рублей за эвакуацию и 1000 рублей в день за нахождение автомобиля на штрафстоянке.

Важно. Данный вид нарушения ПДД не является грубым, поэтому сумму штрафа можно сократить вдвое, оплатив его в течение 20 дней.

Как избежать наказания

Избежать штрафа за движение по выделенной полосе достаточно сложно в тех случаях, когда движение по выделенке запрещено. Спасти водителя от наказания может только наличие форс-мажорных обстоятельств. К ним, к примеру, относится уход от столкновения с другим автомобилем либо внезапная поломка машины. Но избежать наказания за выезд на выделенку можно только в том случае, если инспектор посчитает причину уважительной. Убедить его в этом может запись видеорегистратора.

Но в том случае, если нарушение зафиксирует камера, никакие форс-мажорные обстоятельства при назначении штрафа учтены не будут. Хотя в некоторых случаях водителям удаётся оспорить штраф на основании неправильной установки камер видеофиксации. При неправильной установке камер штраф легко обжаловать самостоятельно ли с помощью автоюриста.

Важно. Самоуправством инспекторов является назначение лишения прав за движение по автобусной полосе в попутном направлении. Если за данное нарушение назначено лишение прав, действия сотрудника ГИБДД необходимо обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде.

Каким бы интенсивным не было движение в городе, выезжать на полосу общественного транспорта нельзя, чтобы не заработать за это солидный штраф и даже потерю прав на управление автомобилем. Выделенка – дорога для автобусов, троллейбусов и маршруток, поэтому выезжать на неё без крайней на то необходимости не стоит.

На видео идет речь о том, какое наказание грозит водителям, выехавшим на выделенную автобусную полосу.

Движение по выделенной полосе, согласно отечественному законодательству, санкционируется. Нет единой нормы, согласно которой можно было передвигаться по ней в выходные дни. Однако на всякие правила найдутся свои исключения.

По ней нам запрещает ездить пункт 18.2 Правил дорожного движения: «18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 , запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе».

По полосе для маршрутного транспорта по выходным ездить нельзя. Существует, однако, миф, в который верят очень многие водители - якобы по автобусной полосе можно ездить по выходным в Москве и Санкт-Петербурге. Правда заключается в том, что на 2018 год Правила разрешают движение по ней для маршрутных транспортных средств в определённых случаях. И эти случаи не ограничиваются только выходными днями.

По выходным движение по автобусной полосе разрешается в одном случае - если такая полоса, сопровождающаяся знаком 3.1 «Кирпич», висит с одной из табличек, ограничивающих действие знака только на определённые дни или случаи. Если табличек ограничения действия знака во времени нет, то и ездить по автобусной полосе по выходным нельзя (если только Вы не водитель такси). И ПДД не выделяют в этом случае отдельно Москву или Санкт-Петербург.

Чем грозит нарушение правил дорожного движения проездкой по выделенной полосе?

Немало автолюбителей в определенные моменты своей жизни вынуждены нарушать Правила дорожного движения. Нередко это делается не со злого умысла, а по необходимости. Но принято считать – закон один для всех, и каковы бы ни были причины, отвечать придется в любом случае.

Конечно, не во всех ситуациях правонарушение попадает в поле зрения инспекторов ГИБДД. Это обстоятельство, видимо, и делает проезд по выделенной полосе столь частым нарушением. Однако когда водитель попадается на горячем – уйти от наказания не удастся. В первую очередь сотрудники автоинспекции составят протокол, а затем придется заплатить штраф.

Согласно требованиям Админкодекса РФ, за такой проступок предусматриваются следующие штрафы:

  • первый случай поезда по автобусной полосе – 1,5 тысячи рублей;
  • в то же время если правонарушение произошло в столице или Санкт-Петербурге, то штраф будет существеннее – 3 тысячи;
  • при попытке проехать по встречной полосе – 5 тысяч (повторное нарушение – лишение прав на 12 месяцев);

Выделенная полоса для общественного транспорта: что это и зачем нужно, какие правила дорожного движения существуют, и какой штраф грозит за выезд на полосу для автобусов в 2018 году?

Предназначение

Интенсивность городского движения в крупных городах и постоянные пробки вынуждают многих водителей пренебрегать правилами дорожного движения. Правительство обязано анализировать сложившиеся ситуации на дороге, обеспечивать своевременную доступность общественного транспорта и безопасность передвижения жителей мегаполисов. В результате этого создаются новые объекты, инструменты и способы решения, направленные на разгрузку интенсивности движения.

Выделенная полоса для общественного транспорта — один из ярких примеров необходимых мер, который вносит существенные изменения в специфику перемещения транспорта на дороге. Это требует от водителей хорошей теоретической подкованности и гражданской ответственности.

Основы ПДД

В пункте 18.2 правил ПДД четко прописано предназначение выделенной полосы — создание приоритета движения маршрутному транспорту. Стоит отметить ряд нюансов:

  • Выделенная полоса бывает двух видов по направлению движения маршрутного транспорта: встречная и попутная.
  • Явным отличием от обычной полосы является нанесенная литера А больших размеров по середине полотна.
  • Полоса всегда дополнительно выделяется разметкой, которая может быть прерывистой или сплошной.
  • Расположение может быть где угодно, не обязательно у бордюра.

Широкую практику получило внедрение специализированных выделенных полос: олимпийская и спортивная. В момент проведения в крупных городах масштабных спортивных мероприятий просто необходимо обеспечить своевременное и безопасное прибытие многотысячной армии болельщиков в разные точки и территориальные объекты.

Размер штрафа за выезд на выделенную полосу

Величина ответственности прямо пропорциональна характеру нарушения. Если вы выехали на выделенную полосу встречного движения, которая всегда отделяется от основного потока движения сплошной линией, то это приравнивается к выезду на встречную полосу, что влечет наказание в виде штрафа 5000 или лишение прав при возникновении последствий из-за вашего нарушения.

С выездом на полосу для маршрутного транспорта попутного направления более лояльные меры: 1500 рублей для РФ, 3000 рублей для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Связано это с тем, что в этих двух городах интенсивность движения крайне высока, и незначительное ДТП приводит к огромным пробкам.

Безнаказанно выезжать на выделенную полосу, обозначенную прерывистой разметкой, можно в следующих случаях:

  • для посадки и высадки пассажиров у обочины;
  • для осуществления поворота в соответствующем направлении, если пересечения данной полосы не избежать;
  • для выезда из прилегающей территории, например двора дома.

Стоянка на выделенной полосе также запрещена и облагается штрафом в 1500 рублей. Также машину могут забрать на эвакуаторе. Стоит четко уяснить один момент раз и навсегда: выезд на полосу для маршрутного транспорта возможен только при наличии прерывистой разметки и только в определенных моментах, которые описаны ранее. В любом другом случае штраф неизбежен.

Тонкости и нюансы

Возникают различные спорные ситуации, которые не всегда трактуются в пользу водителя. Нужно знать, что выезд на полосу для маршрутного транспорта может быть под жестким контролем видеокамер, которые все зафиксируют. Оправдаться, что правомерный маневр был необходим для поворота, не получится.

Множество спорных моментов возникает при высадке и посадке пассажиров такси, которые не обозначены специальными номерами, цветом и опознавательными элементами. В этом случае ситуация такова: если автомобиль зарегистрирован как транспорт, предназначенный для перевоза людей, и есть разрешение, то штраф легко обжаловать. Во избежание подобных случаев рекомендуется установить фонарь оранжевого цвета — специализированный опознавательный элемент.

На данный вид штрафа распространяется . В течение 20 дней вы можете ликвидировать выписанный протокол за половину предписанного взыскания.

С 13 апреля 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ вступили в силу изменения в . Обзор изменений мы опубликовали в статье “ “. В этой статье мы подробно рассмотрим одно из самых значимых изменений – это разрешение движения такси по полосе для маршрутных транспортных средств.

Казалось бы, добавили несколько строк в Правила дорожного движения и все привилегии маршрутных транспортных средств также распространятся и на легковое такси. Но это не так и основным ситуациям, связанным с движением такси посвящена эта статья.

Изменения в пдд

Изменения коснулись пункта 18.2 Правил дорожного движения и описания знаков 5.11 и 5.14 приложения 1 к Правилам дорожного движения

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.


Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.11 “Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств”.
Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.


Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Знак 5.14 “Полоса для маршрутных транспортных средств”.
Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси , движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Мы видим, что полосу для маршрутных транспортных средств теперь можно использовать и для движения легкового такси.

Таким образом на первый взгляд у легкового такси появилось большое преимущество перед всеми другими транспортными средствами, ведь в отличии от маршрутных транспортных средств движение такси может проходить как по полосам общего пользования, так и по полосе для маршрутных транспортных средств.

Но так ли все гладко на самом деле?

Преимущества легкового такси

Движение такси может осуществляться по полосе для маршрутных транспортных средств (далее МТС) как в попутном, так и во встречном направлении.

Если образовался затор, его можно объехать по полосе для МТС

и наоборот, если МТС остановилось на остановке, его можно объехать по полосе общего пользования.

Но обратите внимание, для получения всех этих преимуществ должны быть соблюдены все условия организации дорожного движения, позволяющие воспользоваться этими привилегиями. Знаки и разметка должны позволять осуществлять эти маневры, в противном случае будет нарушение Правил дорожного движения и наказание за это вплоть до лишения права управления транспортным средством. Об этом в продолжении статьи.

Ограничения легкового такси

Если полоса для МТС обозначена знаком 3.1, то движение такси по этой полосе запрещено.

3.1 “Въезд запрещен”.
Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

Действие знаков не распространяется:
3.1 – 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 – на маршрутные транспортные средства;

Как видим, в данной части изменения Правил дорожного движения такси не коснулись, соответственно требование знака 3.1 водители легкового такси обязаны выполнять.

За это нарушение предусмотрена ответственность по::1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.}части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей. С 1 июля 2012г. штраф за это нарушение будет изменен.

Кроме того, нет изменений и в части предписывающих знаков:

Действие знаков 4.1.1-4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Таким образом требования знаков 3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27, 4.1.1-4.1.6 таксисты обязаны выполнять

Также таксисты не получают преимущества при выезде с остановки

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

При движении по полосе МТС навстречу общему потоку запрещается обгонять маршрутные транспортные средства. За нарушение предусмотрена ответственность по::4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.}части 4 статьи 12.15 и влечет лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев

При движении по полосе МТС отделенной от общего потока сплошной линией разметки 1.1 в попутном направлении запрещено выезжать из этой полосы. За нарушение предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей

При движении по полосе в общем потоке запрещено выезжать на полосу МТС в случае, если она отделена сплошной линией разметки 1.1. За нарушение предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей

  • Итог

    Таким образом теперь перед водителями такси стоит непростой выбор, если полоса МТС отделена сплошной линией разметки 1.1. В случае когда перед такси будет двигаться маршрутное транспортное средство, то таксисту придется ехать со всеми остановками, выиграет он в скорости в таком случае или нет подскажет только опыт конкретного водителя.

    Дорог Вам без препятствий!