Все о модальном глаголе can. Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
Can и его прошедшая форма could – практически самый самый часто употребляемый модальный. Он встречается и в литературе, и в масс-медиа, и в разговорной речи. Если сравнить частоту употребления can и could, становится понятно, что can встречается намного чаще. Это связано с тем, что в разговорной речи и литературе события происходят преимущественно в настоящем времени, а значит в значении физической возможности будет употребляться именно can. Рассмотрим грамматические особенности этих модальных глаголов и особенности их употребления.
Грамматические особенности can и could
Как и большинство модальных, can/could употребляются без частички to после них, то есть, с так называемым «голым » или bare infinitive. Употребление to после этих модальных - одна из самых грубых и карикатурных ошибок. Это равнозначно предложению «he haves” вместо грамматически правильного “ ”. Модальных, которые после себя требуют частичку инфинитива, не так много и их можно легко запомнить. Согласно же общему правилу, to после модальных глаголов не ставится:
- I can do this of course, but you should be careful and take care of yourself — Конечно же, я могу это сделать, но тебе следует быть аккуратным и самому о себе заботиться.
- Who can translate this text into Spanish? — I can, I am a translator but with little practice. — Кто может перевести этот текст на испанский? — Я могу, я переводчик, но у меня мало опыта.
- Could you help me with this luggage? It’s too heavy and I have just had a surgery and not allowed to lift heavy things – Не могли бы вы помочь мне с багажом? Он очень тяжелый. А я только недавно после операции и мне нельзя поднимать тяжести.
Во всех трех примерах видно, что после can/could идет сразу глагол без частицы инфинитива.
Следующая особенность, больше относящаяся к can, в том, что этот глагол имеет форму прошедшего времени - could. Она используется не только непосредственно в прошедшем времени, но и в предложениях с согласованием речи, а также в условных предложениях.
- I could do it when I was younger, but I am not twenty now and even not thirty, you should admit. — Я мог сделать это, когда был моложе. Но мне уже не двадцать, и даже не тридцать, как ты, должно быть, заметил.
В данном случае говорящий относит свою речь к прошлому, когда он мог совершить определенное действие. Здесь мы просто используем could в основном значении — физическая возможность что-то сделать в прошедшем времени и ничего более.
- The doctor said that they could swim if they want to but not for long distances – Доктор сказал, что им можно плавать, если они хотят, но при этом надо избегать длинных дистанций.
Здесь - предложение, которое, очевидно, было переведено из прямой речи в косвенную. По правилу согласования времени can должен был перейти в прошедшее время, а именно - стать could из-за того, что в первой части предложения есть said – указатель на необходимость согласования.
В вопросительных и отрицательных предложениях can/could используются без вспомогательных глаголов и сами занимают их место в предложениях:
- Can we get out of here? I don’t like this place, I am scared and I don;t believe this woman, she looks strange – Мы можем отсюда убраться? Мне не нравится это место, мне страшно и я не доверяю этой женщине. Она выглядит странно.
- I can’t tell you the truth just because I don’t know all the details, I am not the person to be asked for truth in this matter – Я не могу сказать тебе правду, так как не знаю всех деталей. Я - не тот человек, которого нужно спрашивать о правде, касающейся этой ситуации.
В первом предложении в вопросе can занял место вспомогательно глагола в общем вопросе. А во втором случае он же стоит там, где по смыслу должен быть вспомогательный с отрицательной частицей not. Это - отражения истории развития модальных, когда вспомогательные глаголы еще не появились в том виде, как мы их знаем, а модальные уже существовали и использовались. Для того, чтобы подчеркнуть особый статус большинства модальных, позднее их начали употреблять без вспомогательных глаголов.
Can не имеет формы будущего времени. Это значит, что для обозначения возможности в будущем используется эквивалент to be able to:
- I will be able to read this book in English in a year I suppose – Я думаю, я смогу прочитать эту книгу на английской.
Также модальные can/could не меняются по лицам. То есть, у них употребляется только одна форма:
- We can sing, she can sing, but you – you can’t at all – Мы умеем петь, она умеет петь, а ты - ты не умеешь вообще.
Использование can/could в разных ситуациях
Как было сказано выше, can, по основному правилу, обозначает физическую или ментальную способность что-то сделать. То есть, это то, что человек может сделать, опираясь на свои собственные силы и навыки. Лучше всего это правило иллюстрируют именно случаи для обозначения физической возможности:
- I can swim well, don’t be afraid – Я умею плавать, не волнуйся.
Второй случай - общая возможность или вероятность, что-то такое, что легко предположить из имеющихся фактов.
- She can be there, it’s quite her style – to vanish in some hidden nook for a couple of days – Она может быть там, это похоже на нее - исчезнуть на пару дней и засесть в каком-то укромном уголке.
Третий - не конкретная, а теоретическая возможность. Предложения этого типа знакомы всем еще со школьной программы:
- You can see a lot of pictures in the museum – В музее можно увидеть множество картин.
Часто can используется в вопросах, выражающих просьбу. К слову, в отрицаниях, которые значат отказ, используется только can, что видно из следующего примера:
- Can I come in? — No, you can’t, I am too busy. — Можно войти? — Нет, нельзя, я очень занят.
У can есть эквивалент - may. Но даже на вопрос, который начинается с may в ответе все равно будет can’t. Такой вопрос более формальный и вежливый, чем вариант с can.
- May I take this cake? — No, you can’t. It’s for guests. — Могу я взять тортик? — Нет, не можешь, это для гостей.
Could, в отличие от can, используется либо как более вежливый вариант, либо для выражения действия в прошлом. Для обозначения упрека используется could + have +V3:
- Look what you did! You could have been more careful! — Посмотри, что ты наделал! Ты мог бы быть поаккуратнее!
Точнее — к модальным глаголам. Эти глаголы не выражают конкретных процессов (действий), а лишь показывают отношение говорящего к действию, его оценку, т.е. возможность, необходимость, разрешение и т.д.
Модальные глаголы являются недостаточными глаголами (defective verbs), так как они не имеют всех форм, какие есть у других глаголов. Сегодня будем знакомиться с модальным глаголом «can». Приступим.
Правила образования
Первое, что нужно помнить при использовании модальных глаголов «can» и «could» — после них обязательно идет другой смысловой глагол . Ведь сам по себе модальный глагол Can не сообщает о действии, а только показывает наше отношение к нему: «могу делать какое-то действие». И после этого «могу» надо обязательно добавлять «могу делать что?»: «can drive a car» (могу водить машину), «can cook» (могу готовить) и т.д.
Второе — после «can» мы не используем в речи частицу «to »: «can speak English». Мы привыкли, что два глагола в английском должны быть связаны между собой с помощью «to»: «decide to take a nap» (решить вздремнуть) или «offer to go shopping» (предложить пойти за покупками).
Но модальный «can /could » работает без «to ».
Третье — «сan » используется, когда кто-то может делать что-то в настоящее время, а «could » — когда кто-то мог сделать что-то в прошлом, сейчас, скорее всего, уже не может.
Формы модального глагола Can
Как мы уже говорили, модальный глагол «can» относится к «defective verbs» и имеет только 2 формы: «can» и «could». Эти формы мы используем с любым подлежащим как в единственном, так и во множественном числе.
I can (am able to) ride a horse. - Я могу (умею) ездить на лошади.
I could (was able to) speak Chinese when I was a kid. - Когда я был ребенком, я умел говорить по-китайски.
Чтобы построить вопрос, мы просто вынесем «can» и «could» на первое место, ничего другого добавлять не надо.
Эквивалент глагола can — be able to
Итак, мы познакомились с формой «can» для настоящего и прошедшего времени, но что делать с будущим, настоящим длительным и другими временами в английском?
В таких ситуациях следует использовать модальный глагол «be able to ». Он обозначает «быть в состоянии что-то делать ». Так как в этом выражении все операции проводятся с глаголом «be», который свободно изменяется по временам, то этой фразой можно заменить «can» в любом времени:
I will be able to do the task tomorrow.
I won’t be able to do the task tomorrow.
Will you be able to do the task tomorrow? - Yes, I will. / No, I won’t.
Заключение
Что нужно запомнить о глаголе can:
- «Can» — модальный глагол. Вместе с ним в одном предложении рядом не могут стоять никакие другие вспомогательные или модальные глаголы:
do / does / did / am / is / are / was / were — вспомогательные глаголы;
may / must / might / should — другие модальные глаголы.
- «Can» может употребляться только в настоящем времени. В Can в прошедшем времени имеет форму «could » или «was able to / were able to », в будущем - «will be able to », хочу уметь - «I want to be able ».
- Перед словом «can » частица «to » стоять не может . Как, собственно, и после.
- Не каждое русское «может » перекатывается в английское «can ». Есть слова «may /might », означающие вероятность , но не умение.
- Запомните фразу: «What can I do ?». Так и строятся вопросы с «can ».
И наконец, «can » бывает не только глаголом, но и существительным. Причём, как существительное, «can» означает вовсе не «умение» или «мочь», а «консервная банка», «алюминиевая банка для напитков», «бочка для масла», «бочонок» и т.д.
Why will you succeed in English? Because you can !
Большая и дружная семья EnglishDom
Если вы хотите сказать, что вы что — то можете или умеете , вам необходимо воспользоваться глаголом «can».
«Can» переводится «мочь, уметь». У него есть только одна форма «Can» в настоящем времени, что значительно упрощает его применение. Я обычно начинаю знакомство с глаголами именно с него, т.к. дети очень быстро понимают как им пользоваться, и на нем удобно объяснять все правила построения предложения в английском языке.
Итак, схема очень простая:
подлежащее +CAN+глагол. К смысловому глаголу ничего не добавляем, он «голый», то есть перед ним частица to не ставится. Можно сказать наоборот: мы убираем у глагола частицу to .
Примеры : I can jump, he can ride a bike, we can dance well, Kate can read, we can do our homework ouselves и т.д.
Утверждение |
Вопрос | Отрицание | Сокращение | Краткий ответ |
Can I? | I cannot | I can’t | Yes, I can\ No, I can’t | |
Can you? | You cannot | You can’t |
Yes, you can\No you can’t |
|
Can he? | He cannot | He can’t |
Yes, he can\No, he can’t |
|
Can she? | She cannot | She can’t | Yes, she can\No, she can’t | |
Can it? | It cannot | It can’t |
Yes, it can\ No, it can’t |
|
Can we? | We cannot | We can’t |
Yes, we can\ No, we can’t |
|
You can | Can you? | You cannot | You can’t |
Yes, you can\ No, you can’t |
Can they? | They cannot | They can’t |
Yes, they can\ No, they can’t |
CAN’T в британском варианте читается как , американцы говорят:
Помню, моя преподавательница на курсах упорно требовала произносить . Я обычно знакомлю детей с этим вариантом, объясняю различия, но не требую британского произношения, т.к. оно непопулярно и его сложнее произносить.
Обратите внимание , что в русском языке, чтобы задать вопрос используют вопросительную интонацию, а на письме обозначают знаком вопроса в конце. Ты умеешь танцевать. Ты умеешь танцевать? А в английском это зависит от грамматического построения предложения, то есть от позиции вспомогательного или модального глагола. В утверждении — после подлежащего, в вопросе — перед подлежащим: you can dance. Can you dance?
Особенности ответа на общий вопрос:
Если спрашивают у вас, вы отвечаете «да» или «нет» меняя личное местоимение:
Can you buy that bag for me? — Можешь купить мне эту сумку?
Yes, I can\ No, I can’t — Да.\Нет.
После краткого ответа можно продолжить полным предложением:
Can you buy that bag for me?
Yes, I can. I shall buy it tomorrow. (What colour of the bag do you want?)
Разные примеры:
Can you understand me? — Ты можешь меня понять? — Yes, I can. — Да.
Can you take your son go fishing with you? — Ты можешь взять сына с собой на рыбалку?
I can’t swim at all. — Я вообще не умею плавать.
Разделительные, альтернативные и специальные вопросы.
1. Разделительный вопрос начинается с утверждения, затем ставится запятая и вопросительная часть, состоящая из модального глагола и местоимения. Если в первой части утверждение — во второй отрицание и наоборот.
You can’t swim, can you? — Ты не умеешь плавать, не так ли?
My sister can help you, can’t she? — Моя сестра может помочь тебе, не так ли?
We can spend holidays in Greece, can’t we? — Мы можем провести каникулы в Греции, правда ведь?
2. Альтернативный вопрос строится как общий вопрос (смотрите таблицу), с добавлением союза or и альтернативного слова.
Can you go shopping with me or not? — Ты можешь пойти со мной по магазинам или нет?
Can you sing or dance? — Ты умеешь петь или танцевать?
3. Специальный вопрос строится при помощи специальных слов WHAT, WHERE, WHEN, HOW MANY, HOW MUCH и других. CAN ставится после вопросительного слова. За ним идет подлежащее.
Вопр. сл. + CAN+ (кто, что) + глагол+ остальная часть +?
What can you buy there? — Что ты можешь там купить? How can I help you? — Чем я могу Вам помочь? Where can we go? — Куда мы можем пойти? How much money can you borrow me? — Сколько (денег) ты можешь мне занять?
Gogo’s I can… I can’t
Вконтакте