Все о модальном глаголе can. Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами

Can и его прошедшая форма could – практически самый самый часто употребляемый модальный. Он встречается и в литературе, и в масс-медиа, и в разговорной речи. Если сравнить частоту употребления can и could, становится понятно, что can встречается намного чаще. Это связано с тем, что в разговорной речи и литературе события происходят преимущественно в настоящем времени, а значит в значении физической возможности будет употребляться именно can. Рассмотрим грамматические особенности этих модальных глаголов и особенности их употребления.

Грамматические особенности can и could

Как и большинство модальных, can/could употребляются без частички to после них, то есть, с так называемым «голым » или bare infinitive. Употребление to после этих модальных - одна из самых грубых и карикатурных ошибок. Это равнозначно предложению «he haves” вместо грамматически правильного “ ”. Модальных, которые после себя требуют частичку инфинитива, не так много и их можно легко запомнить. Согласно же общему правилу, to после модальных глаголов не ставится:

  • I can do this of course, but you should be careful and take care of yourself — Конечно же, я могу это сделать, но тебе следует быть аккуратным и самому о себе заботиться.
  • Who can translate this text into Spanish? — I can, I am a translator but with little practice. — Кто может перевести этот текст на испанский? — Я могу, я переводчик, но у меня мало опыта.
  • Could you help me with this luggage? It’s too heavy and I have just had a surgery and not allowed to lift heavy things – Не могли бы вы помочь мне с багажом? Он очень тяжелый. А я только недавно после операции и мне нельзя поднимать тяжести.

Во всех трех примерах видно, что после can/could идет сразу глагол без частицы инфинитива.

Следующая особенность, больше относящаяся к can, в том, что этот глагол имеет форму прошедшего времени - could. Она используется не только непосредственно в прошедшем времени, но и в предложениях с согласованием речи, а также в условных предложениях.

  • I could do it when I was younger, but I am not twenty now and even not thirty, you should admit. — Я мог сделать это, когда был моложе. Но мне уже не двадцать, и даже не тридцать, как ты, должно быть, заметил.

В данном случае говорящий относит свою речь к прошлому, когда он мог совершить определенное действие. Здесь мы просто используем could в основном значении — физическая возможность что-то сделать в прошедшем времени и ничего более.

  • The doctor said that they could swim if they want to but not for long distances – Доктор сказал, что им можно плавать, если они хотят, но при этом надо избегать длинных дистанций.

Здесь - предложение, которое, очевидно, было переведено из прямой речи в косвенную. По правилу согласования времени can должен был перейти в прошедшее время, а именно - стать could из-за того, что в первой части предложения есть said – указатель на необходимость согласования.

В вопросительных и отрицательных предложениях can/could используются без вспомогательных глаголов и сами занимают их место в предложениях:

  • Can we get out of here? I don’t like this place, I am scared and I don;t believe this woman, she looks strange – Мы можем отсюда убраться? Мне не нравится это место, мне страшно и я не доверяю этой женщине. Она выглядит странно.
  • I can’t tell you the truth just because I don’t know all the details, I am not the person to be asked for truth in this matter – Я не могу сказать тебе правду, так как не знаю всех деталей. Я - не тот человек, которого нужно спрашивать о правде, касающейся этой ситуации.

В первом предложении в вопросе can занял место вспомогательно глагола в общем вопросе. А во втором случае он же стоит там, где по смыслу должен быть вспомогательный с отрицательной частицей not. Это - отражения истории развития модальных, когда вспомогательные глаголы еще не появились в том виде, как мы их знаем, а модальные уже существовали и использовались. Для того, чтобы подчеркнуть особый статус большинства модальных, позднее их начали употреблять без вспомогательных глаголов.

Can не имеет формы будущего времени. Это значит, что для обозначения возможности в будущем используется эквивалент to be able to:

  • I will be able to read this book in English in a year I suppose – Я думаю, я смогу прочитать эту книгу на английской.

Также модальные can/could не меняются по лицам. То есть, у них употребляется только одна форма:

  • We can sing, she can sing, but you – you can’t at all – Мы умеем петь, она умеет петь, а ты - ты не умеешь вообще.

Использование can/could в разных ситуациях

Как было сказано выше, can, по основному правилу, обозначает физическую или ментальную способность что-то сделать. То есть, это то, что человек может сделать, опираясь на свои собственные силы и навыки. Лучше всего это правило иллюстрируют именно случаи для обозначения физической возможности:

  • I can swim well, don’t be afraid – Я умею плавать, не волнуйся.

Второй случай - общая возможность или вероятность, что-то такое, что легко предположить из имеющихся фактов.

  • She can be there, it’s quite her style – to vanish in some hidden nook for a couple of days – Она может быть там, это похоже на нее - исчезнуть на пару дней и засесть в каком-то укромном уголке.

Третий - не конкретная, а теоретическая возможность. Предложения этого типа знакомы всем еще со школьной программы:

  • You can see a lot of pictures in the museum – В музее можно увидеть множество картин.

Часто can используется в вопросах, выражающих просьбу. К слову, в отрицаниях, которые значат отказ, используется только can, что видно из следующего примера:

  • Can I come in? — No, you can’t, I am too busy. — Можно войти? — Нет, нельзя, я очень занят.

У can есть эквивалент - may. Но даже на вопрос, который начинается с may в ответе все равно будет can’t. Такой вопрос более формальный и вежливый, чем вариант с can.

  • May I take this cake? — No, you can’t. It’s for guests. — Могу я взять тортик? — Нет, не можешь, это для гостей.

Could, в отличие от can, используется либо как более вежливый вариант, либо для выражения действия в прошлом. Для обозначения упрека используется could + have +V3:

  • Look what you did! You could have been more careful! — Посмотри, что ты наделал! Ты мог бы быть поаккуратнее!

Точнее — к модальным глаголам. Эти глаголы не выражают конкретных процессов (действий), а лишь показывают отношение говорящего к действию, его оценку, т.е. возможность, необходимость, разрешение и т.д.

Модальные глаголы являются недостаточными глаголами (defective verbs), так как они не имеют всех форм, какие есть у других глаголов. Сегодня будем знакомиться с модальным глаголом «can». Приступим.

Правила образования

Первое, что нужно помнить при использовании модальных глаголов «can» и «could» — после них обязательно идет другой смысловой глагол . Ведь сам по себе модальный глагол Can не сообщает о действии, а только показывает наше отношение к нему: «могу делать какое-то действие». И после этого «могу» надо обязательно добавлять «могу делать что?»: «can drive a car» (могу водить машину), «can cook» (могу готовить) и т.д.

Второе — после «can» мы не используем в речи частицу «to »: «can speak English». Мы привыкли, что два глагола в английском должны быть связаны между собой с помощью «to»: «decide to take a nap» (решить вздремнуть) или «offer to go shopping» (предложить пойти за покупками).

Но модальный «can /could » работает без «to ».

Третье — «сan » используется, когда кто-то может делать что-то в настоящее время, а «could » — когда кто-то мог сделать что-то в прошлом, сейчас, скорее всего, уже не может.

Формы модального глагола Can

Как мы уже говорили, модальный глагол «can» относится к «defective verbs» и имеет только 2 формы: «can» и «could». Эти формы мы используем с любым подлежащим как в единственном, так и во множественном числе.

I can (am able to) ride a horse. - Я могу (умею) ездить на лошади.
I could (was able to) speak Chinese when I was a kid. - Когда я был ребенком, я умел говорить по-китайски.

Чтобы построить вопрос, мы просто вынесем «can» и «could» на первое место, ничего другого добавлять не надо.

Эквивалент глагола can — be able to

Итак, мы познакомились с формой «can» для настоящего и прошедшего времени, но что делать с будущим, настоящим длительным и другими временами в английском?

В таких ситуациях следует использовать модальный глагол «be able to ». Он обозначает «быть в состоянии что-то делать ». Так как в этом выражении все операции проводятся с глаголом «be», который свободно изменяется по временам, то этой фразой можно заменить «can» в любом времени:

I will be able to do the task tomorrow.
I won’t be able to do the task tomorrow.
Will you be able to do the task tomorrow? - Yes, I will. / No, I won’t.

Заключение

Что нужно запомнить о глаголе can:

  • «Can» — модальный глагол. Вместе с ним в одном предложении рядом не могут стоять никакие другие вспомогательные или модальные глаголы:
do / does / did / am / is / are / was / were — вспомогательные глаголы;
may / must / might / should — другие модальные глаголы.
  • «Can» может употребляться только в настоящем времени. В Can в прошедшем времени имеет форму «could » или «was able to / were able to », в будущем - «will be able to », хочу уметь - «I want to be able ».
  • Перед словом «can » частица «to » стоять не может . Как, собственно, и после.
  • Не каждое русское «может » перекатывается в английское «can ». Есть слова «may /might », означающие вероятность , но не умение.
  • Запомните фразу: «What can I do ?». Так и строятся вопросы с «can ».

И наконец, «can » бывает не только глаголом, но и существительным. Причём, как существительное, «can» означает вовсе не «умение» или «мочь», а «консервная банка», «алюминиевая банка для напитков», «бочка для масла», «бочонок» и т.д.

Why will you succeed in English? Because you can !

Большая и дружная семья EnglishDom

Если вы хотите сказать, что вы что — то можете или умеете , вам необходимо воспользоваться глаголом «can».

«Can» переводится «мочь, уметь». У него есть только одна форма «Can» в настоящем времени, что значительно упрощает его применение. Я обычно начинаю знакомство с глаголами именно с него, т.к. дети очень быстро понимают как им пользоваться, и на нем удобно объяснять все правила построения предложения в английском языке.

Итак, схема очень простая:

подлежащее +CAN+глагол. К смысловому глаголу ничего не добавляем, он «голый», то есть перед ним частица to не ставится. Можно сказать наоборот: мы убираем у глагола частицу to .

Примеры : I can jump, he can ride a bike, we can dance well, Kate can read, we can do our homework ouselves и т.д.

Утверждение

Вопрос Отрицание Сокращение Краткий ответ
Can I? I cannot I can’t Yes, I can\ No, I can’t
Can you? You cannot You can’t

Yes, you can\No you can’t

Can he? He cannot He can’t

Yes, he can\No, he can’t

Can she? She cannot She can’t Yes, she can\No, she can’t
Can it? It cannot It can’t

Yes, it can\ No, it can’t

Can we? We cannot We can’t

Yes, we can\ No, we can’t

You can Can you? You cannot You can’t

Yes, you can\ No, you can’t

Can they? They cannot They can’t

Yes, they can\ No, they can’t

CAN’T в британском варианте читается как , американцы говорят:

Помню, моя преподавательница на курсах упорно требовала произносить . Я обычно знакомлю детей с этим вариантом, объясняю различия, но не требую британского произношения, т.к. оно непопулярно и его сложнее произносить.

Обратите внимание , что в русском языке, чтобы задать вопрос используют вопросительную интонацию, а на письме обозначают знаком вопроса в конце. Ты умеешь танцевать. Ты умеешь танцевать? А в английском это зависит от грамматического построения предложения, то есть от позиции вспомогательного или модального глагола. В утверждении — после подлежащего, в вопросе — перед подлежащим: you can dance. Can you dance?

Особенности ответа на общий вопрос:

Если спрашивают у вас, вы отвечаете «да» или «нет» меняя личное местоимение:

Can you buy that bag for me? — Можешь купить мне эту сумку?

Yes, I can\ No, I can’t — Да.\Нет.


После краткого ответа можно продолжить полным предложением:

Can you buy that bag for me?

Yes, I can. I shall buy it tomorrow. (What colour of the bag do you want?)

Разные примеры:

Can you understand me? — Ты можешь меня понять? — Yes, I can. — Да.

Can you take your son go fishing with you? — Ты можешь взять сына с собой на рыбалку?

I can’t swim at all. — Я вообще не умею плавать.

Разделительные, альтернативные и специальные вопросы.

1. Разделительный вопрос начинается с утверждения, затем ставится запятая и вопросительная часть, состоящая из модального глагола и местоимения. Если в первой части утверждение — во второй отрицание и наоборот.

You can’t swim, can you? — Ты не умеешь плавать, не так ли?

My sister can help you, can’t she? — Моя сестра может помочь тебе, не так ли?

We can spend holidays in Greece, can’t we? — Мы можем провести каникулы в Греции, правда ведь?

2. Альтернативный вопрос строится как общий вопрос (смотрите таблицу), с добавлением союза or и альтернативного слова.

Can you go shopping with me or not? — Ты можешь пойти со мной по магазинам или нет?

Can you sing or dance? — Ты умеешь петь или танцевать?

3. Специальный вопрос строится при помощи специальных слов WHAT, WHERE, WHEN, HOW MANY, HOW MUCH и других. CAN ставится после вопросительного слова. За ним идет подлежащее.

Вопр. сл. + CAN+ (кто, что) + глагол+ остальная часть +?

What can you buy there? — Что ты можешь там купить? How can I help you? — Чем я могу Вам помочь? Where can we go? — Куда мы можем пойти? How much money can you borrow me? — Сколько (денег) ты можешь мне занять?


Gogo’s I can… I can’t

Вконтакте