Увольнение в связи с ошм. Увольнение по ОШМ: что мне будет положено? Какие выплаты положены при ОШМ

А.Г. Тищенко, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.

Подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлена возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Несмотря на "популярность" организационно-штатных мероприятий у военных юристов, кадровых органов воинских частей, военных судов, а также на наличие множества теоретических исследований в этой области, нет-нет, да и возникают ситуации, не имеющие однозначного разрешения (с точки зрения законности и обоснованности).

Одна из таких ситуаций рассмотрена в настоящей статье, которая посвящена правовым нормам, регламентирующим порядок досрочного увольнения военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими понимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту) с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ).

Речь пойдет о таком ОШМ, как сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации продолжается не первый год. При этом в свете последних экономических достижений государства осуществляется не только постоянное совершенствование статуса военнослужащих, но и поиск оптимальной структуры Вооруженных Сил страны.

Перефразируя автора одной из самых успешных "национальных идей", можно утверждать, что для каждого военнослужащего проведение ОШМ неизбежно, как крах мирового империализма. Тем не менее военнослужащий, попав под него (имеется в виду не автор, а проведение ОШМ), как правило, оказывается не готов к столь стремительному развитию событий. Военнослужащего ожидает множество открытий эмоционально-правового характера, позволяющих четко разделить собственное представление о порядке досрочного увольнения с военной службы в связи с ОШМ и тот порядок, который будет применен в отношении его командованием воинской части <1>. Характерно, что порядок досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с ОШМ в данном конкретном случае останется не понятым до конца ни военнослужащим, ни командованием воинской части. Замечательно (т.е. обращает на себя внимание) и то, что в другом подобном конкретном случае все повторится сначала, но уже с другим содержанием и, возможно, другими последствиями.

<1> Здесь необходимо заметить, что настоящая статья актуальна для случая, когда взгляды командования воинской части на перспективу дальнейшего служебного использования "ОШМ-ного" военнослужащего противны (в смысле - противоположны) собственным взглядам военнослужащего на эту же тему. В противном случае (опять в том же смысле) проблем, описанных в статье, как правило, не возникает.

Начнем с соответствующих положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), ибо без уяснения их сути невозможно правильное представление о правовом механизме их реализации.

Прежде всего, уделим пристальное внимание ч. 2 ст. 32 Закона, дающей представление о составляющих любого контракта о прохождении военной службы. Отсутствие в тексте контракта хотя бы одной из них неизбежно переводит контракт о прохождении военной службы в категорию иных договорных документов. Поэтому в правовом акте, именуемом контрактом о прохождении военной службы, обязательно закрепляются:

  1. Добровольность прохождения военной службы (после заключения контракта является юридическим фактом и не требующим дополнительных доказательств подтверждением того, что военнослужащий проходит военную службу не по принуждению, а по собственной воле).
  2. Срок, в течение которого гражданин <2> обязуется проходить военную службу (после заключения контракта - период времени, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. При этом нельзя не заметить того обстоятельства, что Закон подчеркивает добровольность прохождения военной службы: гражданин не обязан, а именно обязуется проходить военную службу в течение определенного срока).
<2> Здесь и далее под гражданином понимается гражданин России и иностранный гражданин.
  1. Условия контракта (после заключения контракта - исходные данные при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в процессе прохождения военнослужащим военной службы).

Условия контракта раскрыты в ч. 3 ст. 32 Закона, что позволяет говорить об обязательности наличия в контракте следующих показателей прохождения военной службы:

  • обязанности гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока (такую обязанность следует отличать от добровольного согласия проходить военную службу в течение определенного срока, рассмотренного выше. В данном случае это именно обязанность гражданина проходить военную службу, которую он в момент заключения контракта добровольно принимает на себя. Другими словами, рассматриваемое условие контракта - это не требующее дополнительных доказательств подтверждение того, что гражданин, заключивший контракт, безусловно обязан проходить военную службу);
  • обязанности гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (еще один круг действий, добровольно принимаемых гражданином в момент заключения контракта и безусловных для выполнения в течение срока действия контракта);
  • права гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Здесь необходимо остановиться на важных особенностях существующей редакции Закона, которые не может не заметить внимательный читатель.

Так, в соответствии с Законом обязанность проходить военную службу является обязанностью в принципе. Обязан - и все тут. А как военнослужащий должен выполнять эту обязанность, точнее, в соответствии с чем? Критерии качества выполнения военнослужащим этой обязанности Закон не установил, тем самым фактически исключена возможность наступления правовых последствий для военнослужащего в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им этой обязанности.

Действительно, в ч. 1 ст. 36 Закона установлено, что порядок прохождения военной службы определяется Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в частности, сказано:

"Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.), другими федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих" (п. 2 ст. 1). "Прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области" (п. 3 ст. 1).

Означает ли это, что гражданин согласно условиям контракта обязан проходить военную службу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области? Очевидно, что нет, поскольку положительный ответ на данный вопрос мотивируется только здравым смыслом.

Более того, п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы и вовсе переворачивает с "ног на голову" смысловое содержание контрактной обязанности военнослужащих проходить военную службу. Не секрет, что назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестация, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы определяют служебно-правовое положение военнослужащих, осуществляются командиром (начальником) либо происходят по воле командира (начальника) военнослужащего. Объективно, в силу принципа единоначалия, очень трудно представить ситуацию, в которой военнослужащий сам определял бы собственное служебно-правовое положение <3>.

<3> Исключением из этого правила являются события, наступление которых не зависит от воли как командира (начальника), так и военнослужащего, например: болезнь военнослужащего или изменившееся законодательство Российской Федерации. Однако это исключение лишь подтверждает правило.

Следовательно, обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока лишена правового и смыслового содержания, что, безусловно, требует соответствующей корректировки Закона <4>. Исходя из фабулы пп. 2 и 3 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, в данном случае уместно было бы говорить не об обязанности гражданина проходить военную службу, а об обязанности федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, обеспечить прохождение гражданином военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации <5>. При этом наличие в контракте такого условия, как обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исключает возможность возложения ответственности за выполнение этих обязанностей на федеральный орган исполнительной власти.

<4> Ссылка на срок исполнения обязанности проходить военную службу смысловое содержание не "спасает", так как эта "доля" рассматриваемого условия контракта фактически дублирует соответствующую "долю" ч. 2 ст. 32 Закона.
<5> Это условие не повторяет п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, поскольку в нем сказано об обеспечении федеральным органом исполнительной власти только прав военнослужащего. Например , у "ОШМ-ного" военнослужащего нет права на досрочное увольнение с военной службы. Следовательно, в данном случае и в соответствии с условиями контракта федеральный орган исполнительной власти освобожден от каких-либо обязательств по отношению к военнослужащему.

В отличие от первой вторая контрактная обязанность выглядит обоснованной со всех точек зрения, за исключением одной: ее редакция оставляет вне поля правового регулирования обязанности военнослужащих, утвержденные не нормативным правовым актом.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона гражданин обязан добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что, например, в повседневной жизни и деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации большая часть должностных обязанностей военнослужащих устанавливается не нормативным правовым актом Российской Федерации, а в иной форме (как правило, утверждается командиром (начальником)).

А это, в свою очередь, и в соответствии с контрактом означает, что военнослужащий, должностные обязанности которого не утверждены нормативным правовым актом Российской Федерации, не только не обязан добросовестно их исполнять, но и исполнять вообще.

Но вернемся к нашим ОШМ.

В соответствии с подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона военнослужащий может быть уволен по ОШМ. Может быть уволен, а может и нет. Подробно останавливаться на том, что означает "может быть" в данном случае, наверное, нет необходимости. На современном уровне развития военного права содержание именно этого "может быть" уже не представляет интереса <6>.

<6> Только на страницах нашего журнала его авторами неоднократно комментировалась данная норма права.

А вот более простой и лаконичный вопрос остается "в тени": почему при применении подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона необходимо руководствоваться п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы? Ответ "потому, что в п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы говорится о том же, что и в подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона" по понятным причинам нас не устраивает. Соответствующих ссылок в ст. 51 Закона, и в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы также нет.

Решение этой небольшой задачи кроется в ч. 5 ст. 32 Закона, в которой определено: прекращение действия контракта о прохождении военной службы регулируется в том числе Положением о порядке прохождения военной службы.

Несмотря на отсутствие прямого указания, это именно то, что нам нужно. Увольнение военнослужащего с военной службы всегда сопряжено с прекращением действия заключенного им контракта о прохождении военной службы, в том числе и тогда, когда военнослужащий увольняется в связи с ОШМ.

"Знают, знают офицеры, ОШМ недруг карьеры. То не русская рулетка, ОШМ стреляет метко!" При проведении ОШМ возникают классические для России вопросы, требующие понятного ответа: "кто виноват?" и "что делать?", только в "ОШМ-ной" последовательности: "что делать?" и "кто виноват?".

Второй "ОШМ-ный" вопрос оставим в покое как нерушимый памятник отечественному государственному управлению, а на первый попытаемся ответить.

Вооруженные информацией, полученной при решении нашей небольшой задачи, т.е. с помощью ч. 5 ст. 32 Закона от подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона переходим к абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Анализ содержания указанной нормы права в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет выделить три признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (вот здесь это "может быть" дублирует Закон и препятствует нормальной "работе" соответствующих норм права) досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).

Казалось бы, при такой конкретности правового механизма увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ яблоку раздора в военных умах упасть негде! Ан нет. При ближайшем рассмотрении "посадочных мест" обнаруживаются целые площадки, не устающие принимать "спорные фрукты". Один из таких "аэродромов" обслуживает споры и другие виды разногласий, порожденные третьим из указанных признаков, а именно имеющейся в нем фразе "на другую воинскую должность (должность)".

Ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не содержат определения понятия "другая воинская должность" <7>. Отсутствие легитимности данного понятия спровоцировало два основных и противоположных подхода к его толкованию:

  1. Под другой воинской должностью понимается высшая или низшая воинская должность, предлагаемая военнослужащему в качестве альтернативы воинской должности, сокращаемой в связи с ОШМ, поскольку в соответствии со ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы только перед назначением военнослужащего на эту должность требуется согласие "ОШМ-ного" военнослужащего.
  2. Под другой воинской должностью понимается любая воинская должность, в том числе равная ей, поскольку словосочетание "другая воинская должность" в данном случае означает иную воинскую должность, не ту, которую военнослужащий занимал до проведения ОШМ.

Соответственно ситуация, описанная под номером 1, обеспечивала правовое обоснование назначения "ОШМ-ного" военнослужащего на воинскую должность, равную сокращаемой воинской должности, при отсутствии согласия военнослужащего с таким назначением.

В ситуации, описанной под номером 2, "ОШМ-ный" военнослужащий, не согласившийся с назначением на другую воинскую должность, мог быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.

Здесь еще раз коснемся проблемы применения рассматриваемых норм права на практике, связанной с "может быть", так как она непосредственно влияет на понимание сути данных правил.

Часть 2 ст. 51 Закона содержит перечень случаев, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе случай, предусмотренный подп. "а" этой нормы. И здесь все предельно ясно.

Но что "делает" Положение о порядке прохождения военной службы?

Вначале оно "подтверждает", что увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Закона, и в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (п. 2 ст. 34). А затем дублирует основную конструкцию оснований увольнения с военной службы, предусмотренных ст. 51 Закона (первые абзацы пунктов 3 - 7 ст. 34).

В рассматриваемом нами случае ОШМ в соответствии с п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и в "переводе на русский язык" этот правовой механизм предстает в следующем виде:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Не нужно обладать специальными лингвистическими познаниями, чтобы понять, какая фраза в представленном механизме лишняя. Убрав ее и опять же руководствуясь п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, получаем следующую редакцию:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (Закон);
  • условиями, определяющими досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями, являются:

отсутствие других оснований для увольнения;

сокращение занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций;

отсутствие его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Неопределенность в применении п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы была настолько очевидной, что Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599 в Положение о порядке прохождения военной службы были внесены соответствующие изменения, устраняющие возможность двоякого толкования его смыслового содержания. Но желания привести правовые нормы в порядок хватило только на ликвидацию многовариантного толкования понятия "другая воинская должность". Теперь он (этот пункт) выглядит следующим образом <8>:

<8> Применительно к рассматриваемому в статье случаю ОШМ.

"4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.)) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность)".

В обновленном состоянии содержание абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 этого Положения позволяет выделить уже четыре признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (и снова это бесполезное "может быть") досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие других оснований для увольнения;
  • сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности);
  • невозможность назначения на равную воинскую должность (должность);
  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Указанные изменения Положения о порядке прохождения военной службы прекратили споры и другие виды разногласий, порожденные вольным толкованием понятия "другая воинская должность (должность)".

Вместе с тем изменения Положения о порядке прохождения военной службы не затронули показанных выше структурных недостатков его содержания, что позволило сделать ряд следующих наблюдений:

  • с одной стороны, изменившееся Положение о порядке прохождения военной службы упростило процесс принятия правильного решения в отношении военнослужащих, воинские должности которых подлежат сокращению в связи с ОШМ, что, безусловно, обеспечивает "прозрачность" порядка увольнения военнослужащих в связи с ОШМ. С другой стороны, военнослужащие, воинские должности которых были сокращены в связи с ОШМ до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599, остались вне сферы его действия и вместе с командованием вынуждены заниматься поиском компромиссного решения либо добиваться защиты своих прав в суде;
  • наличие в п. 4 ст. 34 двух слов "может быть" по-прежнему не позволяет Положению о порядке прохождения военной службы дать ответ на вопрос: что является определяющим фактором для увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ? Ведь при отсутствии других оснований для увольнения, при сокращении занимаемой военнослужащим воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность военнослужащий все еще может быть уволен с военной службы, а может и нет;
  • обращение внимания читателей на правовой сумбур с условиями контракта было сделано не случайно. Юридико-технический уровень, заданный Законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" в 1993 г. был опосредован революционными процессами, происходящими в стране и ее Вооруженных Силах, и носил не прикладной, а государственно-правовой характер. Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. сохранили этот подход, сделав оговорку о том, что все необходимые пояснения об их практическом применении будут даны в Положении о порядке прохождения военной службы.

При всех достоинствах Положения о порядке прохождения военной службы предлагаемая им правовая регламентация условий заключения контракта о прохождении военной службы и порядка увольнения военнослужащего с военной службы не отвечает современным потребностям, выдвигающим гораздо большие по объему, количеству и качественному содержанию требования.

Например , в отличие от военнослужащих, реализующих свое право на труд посредством прохождения военной службы (что само по себе требует более кропотливого подхода к созданию соответствующей правовой базы), работник и работодатель заключают трудовой контракт, условия которого, а также порядок увольнения работника детально регламентированы (см. Трудовой кодекс Российской Федерации).

Вот и получается, что гражданин правового государства (или еще стремящегося стать правовым), принявший решение добровольно проходить военную службу, помимо тягот и лишений, связанных с непосредственным исполнением обязанностей военной службы, должен периодически защищать свои права, не имея соответствующих норм права. В такой же ситуации находится и командир (начальник), подчиненный или бывший подчиненный которого решил злоупотребить предоставленными ему правами.

Приведенные в настоящей статье примеры являются лишь частным случаем, подтверждающим необходимость скорейшего (но не спешного), качественного, научно обоснованного и комплексного изменения законодательства Российской Федерации о порядке прохождения военной службы, без которого престиж военной службы будет лишен юридической составляющей.

Здравствуйте, я военнослужащий, мичман, в часть пришла деректива со штатами, вопрос в следующем: название должности осталось прежним, тарифная сетка и разряд тоже, но ВУС изменился, является ли это моей возможностью уволиться из рядов ВС РФ по ОШМ,...

Возможно сокращение матери одиночки при оргштатных мероприятиях?

Я являюсь военнослужащий,в ближайшее время у нас планируются сокращения оркштатные мероприятия,я я являюсь матерью одиночкой,меня имеют права сократить и потом принять обратно на работу?помогите помогите пожайлуста я ещё планирую служить)у меня...

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями

Выдали уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата сотрудников(хотя вслух озвучивали причину - ликвидация организации). Вопрос: можно ли не отрабатывать два месяца, но получить все выплаты и необходимые документы для службы...

Правомерны ли действия начальника при выводе меня в распоряжение при ОШМ

Здравствуйте! Хочу проконсультироваться в вопросе, по прохождению военной службы. Я выведен приказом Командующего в распоряжение командира части (на основании проведения ОШМ, переименование в/ч) в феврале месяце, от предложенных мне должностей...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Могут ли меня уволить до получения жилищной субсидии?

Здравствуйте, я военнослужащий увольняюсь по здоровью: В - ограничено годен, выслуга лет в календарном исчислении - 12 лет, проживаю в служебном жилье, квадратных метров по нормам хватает. Собираюсь подавать документы в очередь на получение жилищной...

389 стоимость
вопроса

вопрос решен

Имею ли я право уволиться по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ)?

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, у меня 20 календарных лет выслуги. Нашу воинскую часть сокращают и из нее создают другую в/ч. В новом штате моей должности нет, но меня назначают на должность с аналогичным тарифом, но ВУС другой. Имею ли я...

Увольнение по ОШМ

Здравствуйте! Хочу уточнить. Изменение внутренних войск в нац. гвардию - это ОШМ, и если да, то могу ли я уволиться по ОШМ и получить квартиру так-как мой стаж 13 лет я не являюсь участником НИС, а состою в очереди на получение квартиры. Добвлю я...

Увольнение из армии по ОШМ, отказавшись от равнозначной должности

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста могу ли я уволиться по ОШМ отказавшись от равнозначной должности? Контракт заканчивается 22.01.17 г. Должность сокращена 23 сентября 2015 г. Приказ по Службе о выводе в распоряжение начальника Службы состоялся...

Как добиться увольнения по ОШМ, если денежное довольствие значительно сокращается?

Добрый день! В нашей части, год назад прошли ОШМ, нас сократили с 9й сетки, на 2ю, с сохранением ДД по старой сетке! Сейчас пришли новые ОШМ, наш взвод выводят за штат и вводят за ново по 2й сетке, в связи с чем наше ДД резко и сильно сокращается, с...

Увольнение со службы ошм

Здравствуйте, я старший лейтенант, выслуга 10,5 лет. Нашу часть сокращают и пришла телеграмма о том что нам предлагают должностя с тем же тарифным разрядом. Но ВУС не совпадает. Рапорт о увольнении я ещё не писал. Могу ли уволиться по ОШМ? И...

28 Декабря 2015, 10:35, вопрос №1085859 Alexander Abramov, г. Москва

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Является ли снижение зарплаты - организационно-штатным мероприятием?

Здравствуйте! Ситуация такая. Я в/сл ВВ МВД РФ с 2000г. в 2014 прошли ОШМ, мы писали рапорта на то, что согласны на сокращение тарифной сетки (с 8 на 2), но с сохранением заработной платы (т.е. получаем до сих пор по 8 сетке). А сейчас снова...

Какой порядок увольнения военнослужащего в связи с проведением ОШМ?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста могут ли меня уволить с военной службы без обеспечения жилищной субсидией в связи с проведением ОШМ? Выслугу в календарном исчислении 20.5 лет. В связи с проведением ОШМ в части был выведен в распоряжение командира...

Увольнение по ошм возможно в ситуациях, установленных Законом «О воинской обязанности и военной службе». Если нет иных оснований для увольнения, то лицо, проходящее военную службу на основании контракта, может уволиться в связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий. С этой целью военнослужащий обращается с раппортом к командиру части. К организационно-штатным мероприятиям зачастую относят передислокацию воинских частей, их расформирование, переформирование, перевод на другие штаты и иные мероприятия, которые проводятся на основании издаваемых нормативно-правовых актов.


Аноним

Меня уволили по ОШМ (более 10 лет), не обеспечили жильем,так как я являюсь участником Военной накопительно-ипотечной системы. По 166 приказу МО РФ я получу все выплаты после исключения из списков воинской части. Правомерно ли меня уволили? Если обращусь в Суд есть ли у меня гарантия выиграть дело? Заранее спасибо, ВИКТОР.

Ответ юриста:

Чухутов Владимир Петрович (28.01.2014 в 11:32:15)

Из Вашего вопроса видно, что на момент исключения Вас из списков части Вы не получили расчёт это незаконно. Вы можете обратиться в суд с исковым заявлением на командира В/Ч, с требованием востановить в списках части до выплаты всех причитающихся Вам денежных средств. Также если Вы на момент исключения не обеспечены жильём Вас не имели права увольнять. Действия командования не законны Вы имеете полное право подать в суд.

Готов помоч.

Ваш отзыв- лучшая благодарность.

Доброго времени суток!!! У меня такая ситуация. Я ст.сержант, занимал должность командира взвода по штату ст. сержант, 9-го тарифного разряда. С 1.07.13г должность стала по штату старшего прапорщика 9го т.р. меня на собеседования до сих пор не вызывали. Я так понимаю что это ОШМ., могу ли я уволится по ОШМ.,какой рапорт мне нужно написать, о выводе меня в распоряжения командира В/Ч с решением вопроса о моем прохождении военной службы. Или сразу рапорт на увольнение по ОШМ . Я хочу уволиться, выслуга лет 10 лет календарей, 20 льготной.

Ответ юриста:

Михайловский Юрий Иосифович (25.01.2014 в 21:30:39)

Добрый вечер!

Вы можете быть уволены в связи с организационно-штатными мероприятиями, а с Рапортом спешить не нужно. Если ситуация Вам уже ясна, то возможен вывод в распоряжение или подавайте Рапорт в связи с организационно-штатными мероприятиями после предоставления жилого помещения.

Статья 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ

"О воинской обязанности и военной службе". Основания увольнения с военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 25.03.2013) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")

VIII. Порядок увольнения с военной службы

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин.

Еще ответы юристов по этому вопросу

Аноним

Как правильно заполнить лист беседы при увольнении по ОШМ ?

Ответ юриста:

Морозов Игорь Владимирович (26.12.2013 в 14:25:27)

Лист беседы заполняет сам командир в/ч. В пункте "обеспеченность жилой площадью..." указывается признан нуждающимся в жилом помещении от МО РФ, в пункте "отношение к увольнению" указывается не согласен с увольнением из ВС РФ без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС), в пункте "просьбы военнослужащего" можно указать не увольнять меня с военной службы без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС), указывается примечания и пишется прошу предоставить мне надлежаще заверенную копию листа беседы.

Еще ответы юристов по этому вопросу

Аноним

Здравствуйте!

Такой вопрос, с 2009 года служим с товарищем на сержантских должностях на базе, оба офицеры, сейчас с округа начали давить на командование части - убрать всех офицеров с сержантских должностей, а предлагают только ком.взводов в пехоте, у нас выслуги по 18 лет. В части нашей ждут новый штат и нас должны вывести в распоряжение, думали может по ОШМ уволиться, а командование кричит: кто не согласится на предлагаемые офицерские должности либо на ковер к командующему вызовут, либо назначат куда захотят в округе и по ОШМ увольнять не будут. Мы стоим на 6 т р с сохранением 13. Что посоветуете? Возможно ли уволиться по ОШМ, жильем оба не обеспечены и на учете не стоим?

Ответ юриста:

ООО ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "ВАШ ГАРАНТЪ" (14.12.2013 в 16:14:05)

Здравствуйте!

В силу п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы можно выделить три признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы, а именно:

Отсутствие других оснований для увольнения;

сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности);

отсутствие согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).

Остановимся на Вашем вопросе об увольнении по ОШМ .

Увольнение по ОШМ - это более точным понятием «Увольнение по организационно-штатным мероприятиям»

В соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, имеются несколько оснований увольнения с военной службы, одно из которых и как раз в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Так, подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлена возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

При наличии у военнослужащего выслуги лет не менее 10 лет он имеет право при увольнении по ОШМ на получение жилого помещения предоставляемое по договору социального найма, а также материального обеспечения в виде денежного довольствия и материального обеспечения.

Имейте в виду, что в случае возникновения основания увольнения, при котором у Вас возникает право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, Вы не можете быть исключены из списков части без обеспечения Вами всеми необходимыми видами довольствия (в частности, на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, на денежное обеспечение, на вещевое обеспечение и т.п.).

Вместе с тем, у Вас, как у военнослужащего, могут иметься основания вывода в распоряжение командира войсковой части или начальника учебного заведения, где военнослужащих зачастую не обеспечивают в полной мере всеми положенными видами довольствия.

Необходимо так же отметить, что ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не содержат определения понятия "другая воинская должность". Отсутствие легитимности данного понятия спровоцировало два основных и противоположных подхода к его толкованию.

Что делать?

Согласно п. 10 ст. 9 Положения военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом.

Увольнение в связи с ОШМ не отнесено к основаниям, когда военнослужащий подлежит увольнению, следовательно он может быть уволен в связи с ОШМ.

Если же рапорт подан позже 3-х месячного срока, установленного командиру для принятия решения о заключении контракта, то в продлении может быть отказано

Если Вы направили свой рапорт о желании быть уволенным в связи с ОШМ раньше, чем рапорт о заключении контракта, то тем самым Вы изъявили свое желание досрочно закончить военную службу.

Поданный после этого рапорт о Вашем желании заключить контракт командир вправе не удовлетворять.

2. Получаете на руки заключенный контракт.

3. Выводитесь в распоряжение, в связи с сокращением должности.

4. Обращаетесь с рапортом о желании быть уволенным в связи с ОШМ исключительно после предоставления жилого помещения.

С Уважением, ЮФ «ВАШ ГАРАНТЪ».

Ждем отзывы.

Еще ответы юристов по этому вопросу

Жизнь всегда готовит нам сюрпризы, которые не всегда можно предусмотреть и/или реально оценить. Не редко такие ситуации могут и заставляют задуматься о том, чтобы воспользоваться такой возможностью, как проведение организационно-штатного мероприятия для молодых людей, которые служат в армии. Стоит отметить, что такая возможность дает шанс такому срочнику решить форс-мажорные ситуации и проблемы личного характера. А о том, каким образом получить такую возможность и какие есть особенности данного процесса поговорим детальнее в данной статье нашего официального ресурса.

Что же такое ОШМ?

Организационно штатное мероприятие (ОШМ ) является комплексом мер, которые могут предусмотреть оправданное в законе про реорганизацию и ликвидацию относительно структур, которые являются основополагающими относительно срочной и контрактной службы относительно вооруженных сил Российской Федерации. Именно они ставят за свою цель усовершенствование структур организации, а также приятие комплекса мер, которые помогут упростить и значительно облегчить процедуру увольнения служащего относительно той или иной соответствующей причины. Стоит отметить, что данный метод не только получил свое широкое распространение в современных военных структурах нашей страны. При этом служебно должностные статусы различных работников кардинально меняются.

В результате ОШМ в армии происходит полное изменение численности, как персонала, так и различных должностей, относительно указанной выше проблематики. Так, что в порядке увольнения в трудовой книжке и личном деле будут записи об увольнении в следствии ОШМ, что вполне закономерно и логично относительно указанного выше в данной статье процесса.

Возможно ли практика увольнения в порядке прохождения военной службы?

В принципе такое практикуется в реальной жизни, при этом данная практика полностью соответствует закону. Ведь ее определяет ТК и разнообразные отрасли закона, которые касаются армии, а именно положения о порядке прохождения военных служб, что достаточно закономерно объясняется положениями, которые уже указаны выше в данной статье нашего официального ресурса.

Стоит отметить тот факт, что порядок увольнения военнослужащего по ОШМ полностью соответствует общим правилам, к основным положениям которых, можно отнести следующие особенности, которые перечислены далее:

  1. Издание указа от руководств;
  2. Сотрудников ознакамливают с документацией;
  3. Оформление необходимых документов и осуществление нужных выплат.

Расторжение контрактов с военнослужащими с армии по причинам ОШМ является серьезным основанием для досрочного увольнения без очереди. Это является вполне законным и подтверждается статьей 51 №53-ФЗ закона страны. Кроме этого военнослужащие с армии, а именно: офицер или же солдат, могут получить поддержку со стороны получения особых льгот или выплат, все это детально указывается в законе, а точнее, в статье 23 №306-ФЗ закона страны.

Каковы причины увольнений по ОШМ?

Можно привести несколько реальных причин увольнения военнослужащих в армии с их должностей по причине, предусмотренной процессом ОШМ. К таким причинам можно отнести следующие основные положения (на деле их несколько больше и точный перечень в соответствующих положениях законодательства):

  1. Сокращения занимаемых должностей, при отсутствии альтернативы, которая равна занимаемой должности, или же отказы от получения должности менее оплачиваемой.
  2. Окончания периодов работы под руководством конкретных руководителей, при этом, не имея альтернативной должности или не согласие работников на менее оплачиваемые должности.

Так, же может возникнуть и такие ситуации, в которых для служащих в армии организовывается порядок перевода на гражданские должности, такое возможно при проведении ОШМ. Но стоит заметить, что пребывание на такой должности может длиться не больше полгода. Для получения полной информации можно обратиться к статье 23 №53-ФЗ закона страны.

В том случаи если военнослужащим в армии не были предоставлены жилые квадраты до того момента, как был проведен ОШМ, то в случаи порядкового увольнения работников обязаны предоставить квартиру, как обозначено в статье 23 №53-ФЗ закона страны.
Порядок увольнения при проведении ОШМ касается лишь тех военнослужащих в армии, которые работаю при помощи контракта. Очень часто сами служащие в армии дают ходатайство об увольнениях по причинам ОШМ.

Какой же порядок увольнений по причинам ОШМ?

Стоит напомнить, что порядок увольнения по причинам ОШМ военнослужащих должна происходить лишь в случаях, при которых существует реальный контракт. В таком случаи существует несколько условий увольнений. Если хотя бы несколько условий полностью соблюдены и соответствуют закону, то служащему могут выдать письменные уведомления о увольнениях по причинам ОШМ.

Для чего необходимы льготы и компенсации военнослужащим в армии в случаи порядкового увольнения?

Это связанно с тем фактом, что ОШМ пересекает нормативные течения службы в армии , начислениях выслуги лет, выплат зарплат, именно благодаря всему этому служащие оказываются социально незащищенными.

Важно! По всем вопросам связанными с прохождением военной службы, ОШМ, выплат, звания, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните по номеру горячей юридической линии 8-800-777-32-63 , который работает на всей территории России.
Юристы по военным вопросам и адвокаты по военным вопросам , постараются проконсультировать Вас с практической точки зрения и ответят на все заданные вопросы.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Увольнение по ОШМ: что мне будет положено?

Здравствуйте. Звание ст.прапорщик, продолжительность службы 14,5 лет (из них 2 года срочной службы), служба в районе крайнего севера, стою в очереди на жильё на СПб. В часть пришли ОШМ, моя должность станет сержантской, планирую увольняться по ОШМ. Подскажите, пожалуйста: что мне будет положено при увольнении, положена ли будет квартира? Слышал что выведут за штат до . На какой срок это осуществляется?

Ответы юристов

Лучший ответ

Агибалов Иван Иванович (22.12.2015 в 11:48:39)

Здравствуйте. Здравствуйте. В соответствии со статьями 15 и 23 "О статусе военнослужащих": Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих. Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. Согласно Указу Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 20.02.2014) «Вопросы прохождения военной службы»: 17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если Вашем случае увольнение происходит по такому основанию, как организационно-штатные мероприятия, то Вы не подлежите увольнению и исключению из списков, до тех пор, пока Вам не будет предоставлено жилое помещение или жилищная субсидия. Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса. Желаю успеха!

Аноним (23.12.2015 в 11:52:48)

Лучший ответ

Алексей Владимирович (22.12.2015 в 11:52:09)

4) обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

5) предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими и физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года).

Аноним (23.12.2015 в 11:53:06)

Спасибо за ответ.Подскажите пожалуйста. ОШМ ещё не провели,меня на 4 месяца отправляют в командировку,могут ли меня без моего согласия поставить на ниже стоящую должность(есть ли какие-то временные рамки когда ты можешь согласиться или отказаться от предлагаемой должности или в моё отсутствие в/ч не имеет права на действия связанные с моей должностью)