Приложение "Европротокол ДТП" – как официально оформить ДТП по телефону? Появилось приложение для европротокола при ДТП. Что с ним не так? В каких случаях нужно мобильное приложение

Российский союз автостраховщиков (РСА) разрабатывает совместно с IT-компанией "Ланит" обновленное мобильное приложение в помощь автомобилистам при оформлении ДТП в рамках европротокола, запуск его в полномасштабную эксплуатацию состоится с 1 июля, сообщил "Интерфаксу" президент РСА Игорь Юргенс. До этого времени пройдут тестовые испытания нового разработанного мобильного приложения.

"Приложение скачивается владельцами гаджетов в интернете бесплатно. Оно позволяет страховщикам установить факт, время и место ДТП, водитель направляет данные об этом непосредственно в страховую компанию с места происшествия. Такие некорректируемые данные обеспечат выплату по договору ОСАГО в рамках правил европротокола, то есть там, где нет пострадавших и значительного имущественного ущерба. Правда, по закону одновременно участники ДТП должны оформить заявление о дорожном происшествии и поставить свои подписи на бумаге. Даже при несогласии сторон страховщик с 1 июня сможет произвести выплату по ОСАГО в рамках европротокола. Бланк европротокола дополнен специальным разделом, в котором участники отражают свои позиции относительно обстоятельств ДТП, согласия или несогласия. С этой даты по закону лимит выплат в рамках европротокола увеличивается вдвое - c 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей во всех регионах страны по закону об ОСАГО", - сказал глава РСА.

И.Юргенс напомнил, что согласно закону, европротокол, особенно там, где речь идет о выплатах в пределах полного имущественного лимита в 400 тыс. рублей, "должен быть дополнен возможностями регистрации данных ДТП системой ГЛОНАСС. Однако пока специальное оборудование устанавливается только на новых автомобилях. Их доля - менее 1% в российском автопарке. Автостраховщикам приходится самим решать, было мошенничество или нет". И.Юргенс добавил, что приложение РСА пока отвечает минимальным требованиям к сервису, Банк России должен утвердить требования к мобильному приложению по урегулированию убытка в рамках европротокола. Более того, ЦБ самостоятельно разрабатывает углубленную версию аналогичного приложения.

Зампред Банка России Владимир Чистюхин подтвердил "Интерфаксу" в среду, что ЦБ РФ как регулятор утверждает принципы работы мобильного приложения по европротоколу, разрабатываемого РСА. При этом он не назвал сроки, в которые может быть завершена подготовка альтернативного мобильного приложения ЦБ.

Как пояснил "Интерфаксу" исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, "проект ЦБ ориентирован на высокие технологии". "Если замысел удастся воплотить в жизнь, на месте ДТП водители смогут вносить данные в мобильное приложение по европротоколу и заверять информацию своей цифровой подписью, они обойдутся вообще без бумажной формы извещения", - сказал он.

Вместе с тем у ряда экспертов есть вопросы по поводу реализации столь сложного замысла в принципе. В любом случае, при оптимистичном прогнозе по срокам завершения работы по проекту ЦБ, приложение регулятора может появиться к концу года, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке.

Между тем РСА подготовил требования к мобильному приложению по европротоколу, как это предписано законом. "Мы направили эти требования на утверждение в Банк России месяц назад и пока не получили ответа от регулятора", - сказал исполнительный директор РСА.

Е.Уфимцев сообщил также, что "РСА продолжит развивать свой мобильный сервис по европротоколу, его возможности расширятся. На следующем этапе, приложение, в частности, научится отражать данные о треке движения автомобиля и о его ускорении, что важно для анализа обстоятельств ДТП страховщиком".

Он сказал, что для водителей также остается возможность установки на свой автомобиль специального оборудования системы "ГЛОНАСС", которое фиксирует параметры поездки. Но такое оборудование понадобится приобретать владельцам не новых автомобилей за свой счет.

ГЛОНАСС НЕ У НАС

Исполнительный директор РСА подчеркнул: "Надо понимать, что в итоге на рынке не будет применяться одно приложение. Некоторые страховщики ОСАГО разрабатывают свои приложения для клиентов, такие приложения для удобства водителей могут встраиваться в личные кабинеты клиентов как дополнительный сервис, вся информация по разным страховым полисам, таким образом, концентрируется в одном месте, это удобно."

Между тем в пресс-службе компании "АльфаСтрахование" "Интерфаксу" сообщили, что "мобильное приложение для урегулирования убытков по европротоколу разработано специалистами компании и давно работает. Опытом применения технологии страховая компания готова делиться, его можно было бы учесть при доработке требований к единому для всего рынка мобильному приложению РСА".

Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов привел в пример опыт Германии. "Там водители могут за 10 евро приобрести приспособление, которое вставляется в прикуриватель в салоне автомобиля. Оно фиксирует все параметры поездки, затем стирает их, оставляя только последние 3 минуты маршрута перед столкновением. Сигнал о столкновении передается автоматически оператору, он связывается с водителем, выясняя, может ли тот говорить, нужна ли скорая или иная помощь. Одновременно данные о ДТП в автоматическом режиме передаются страховщику, у последнего нет никаких сомнений в параметрах страхового события", - сказал он.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия") считает неоправданным установление лимитов по выплатам ОСАГО в рамках европротокола, так как это психологически удерживает автомобилистов от того, чтобы самостоятельно оформлять европротокол. Депутат предлагает повсеместно повысить лимиты выплат по европротоколу до максимума в ОСАГО по имущественному вреду - 400 тыс. рублей. На эту тему было распространено заявление для СМИ в среду. Страховщики возражают: пока нет надежных приложений, гарантирующих некорректируемую информацию о ДТП, это опасно, одолеют мошенники, фальсифицирующие само ДТП. Кроме того, средняя выплата по европротоколу в настоящее время составляет 75-77 тыс. рублей и вполне укладывается в новый общероссийский лимит по европротоколу - 100 тыс. рублей.

В распространенном заявлении депутат указывает на то, что оборудование автомобиля специальными системами на основе "ГЛОНАСС" потребует от его владельца дополнительных расходов. "Что значит оборудовать автомобиль системой "ГЛОНАСС"? Это дополнительные расходы для автовладельца - порядка 20-30 тыс. рублей без установки прибора", - подчеркнул В.Лысаков.

Появление доработанных мобильных приложений - будь то разработка РСА, ЦБ или конкретных страховщиков - должна снять настороженность страховщиков ОСАГО при работе по европротоколу, обеспечить достойный бесплатный сервис российским водителям и серьезно упростить их жизнь, перекрыть возможности обогащаться мошенникам, считает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова.

"Обращает на себя внимание тот факт, что над этим проектом для российских водителей работает весь рынок и отдельные компании, в него вовлечен технологически даже регулятор. Эти инвестиции невозвратные, но они добавят стабильности сектору ОСАГО, который переживает кризис убыточности из-за атак мошенников, помогут его преодолеть. Появление мобильных приложений, обеспечивающих некорректируемую информацию, запустит также неработающие пока нормы закона об ОСАГО о выплатах в рамках полного лимита по европротоколу в Москве и Санкт-Петербурге и на территории двух столичных областей. Там выплаты могут достигать 400 тыс. рублей по ДТП без вызова полиции при условии предоставления клиентом страховой компании некорректируемой информации системы "ГЛОНАСС", - отметила аналитик.

С 1 июня вступают в силу поправки об увеличении общероссийского лимита выплат в ОСАГО по европротоколу вдвое - до 100 тыс. рублей и праве воспользоваться европротоколом даже при наличии разногласий двух участников ДТП.

Первое, что необходимо знать о новом приложении "ДТП.Европротокол", разработанном РСА – это то, что оно пока ещё достаточно "сырое" – имеет немало недоработок и иногда выдаёт ошибки (по опыту редакции), его разрабатывали спешно, но, тем не менее, интерфейс достаточно понятный и удобный. А ещё на 08 Июля 2019 года оно практически ненужное (ниже объясняем, почему). В статье мы расскажем обо всех преимуществах и недостатках приложения для оформления европротокола и приведём инструкцию по работе с ним в случае ДТП.

Что за приложение ДТП.Европротокол?

Это программа, представленная на сегодняшний день Российским союзом автостраховщиков, для упрощённого оформления ДТП по страхованию ОСАГО (для Каско оно не работает):

  • для водителя её плюс в том, что в теории можно сделать всё гораздо проще, без лишней писанины и упорядоченно,
  • для страховщиков преимущество заключается в достоверности информации – все фото передаются в контексте текущей геолокации и достоверной даты, которые не могут быть изменены водителем.

На сегодня программа доступно на 2 платформы телефонов:

Перейдя по ссылкам, Вы обнаружите, что средний рейтинг по отзывам автолюбителей у этого приложения – твёрдая двоечка (по состоянию на дату написания статьи). И это неспроста. Фактически, на сегодня оно бесполезное, потому что:

  • Вам всё равно придётся заполнить извещение о ДТП,
  • Вы всё равно обязаны предоставить копию извещения в страховую компанию,
  • Вы также не имеете права приступать к ремонту авто в течение 15 дней после аварии.

В целом, приложение ДТП.Европротокол – это просто дополнение к стандартному порядку оформления ДТП – помимо всё тех же обязанностей, Вы можете воспользоваться программой для уведомления своего страховщика по ОСАГО о случившемся страховом случае. Но тех самых прочих обязанностей с Вас оно не снимает, и Вас ждут те же процедуры: заполнение извещения, фотографирование обстоятельств и машин, уведомление страховщика виновником ДТП.

Обязан ли я пользоваться приложением?

Нет. Такой обязанности нет ни у одной категории водителей, согласно действующему Федеральному закону "Об ОСАГО". Но есть категория автолюбителей, для которых предусмотрен повышенный лимит возмещения по европротоколу – 400 000 рублей вместо стандартных 100 000 рублей . К этой категории относятся жители 4 локаций России:

  • жители Москвы,
  • Московской области,
  • Санкт-Петербурга,
  • Ленинградской области.

И именно для них ФЗ предписывает обязательно два варианта оформления аварии без участия сотрудников ГИБДД:

  • либо через описываемое нами мобильное приложение ДТП.Европротокол,
  • либо если автомобиль оборудован системой ГЛОНАСС, которая также способна передавать геолокацию в базу РСА.

Зачем оно нужно?

Хороший вопрос, учитывая то, что мы пишем о его бесполезности на текущий момент! Дело в том, что с 1 октября 2019 года оно станет обязательным для всех категорий водителей, а лимиты по европротоколу будут также для всех уже не 100 тысяч, а все 400. Это устанавливает ФЗ №223, вносящий соответствующие изменения в ФЗ "Об ОСАГО".

Очевидно, по крайней мере, остаётся надеяться, что приложение к этому времени станет нести бóльшую пользу.

Официальный порядок оформления ДТП – инструкция

Как мы уже писали выше, ДТП.Европротокол – достаточно удобное и понятное приложение, хотя и с немалым количеством ошибок и недоразумений. Так, если у Вас более одного автомобиля, то добавить оба в одно приложение не получится – придётся заводить 2 учётные записи и каждый раз перелогиниваться.

Итак, как официально оформить ДТП по европротоколу через приложение "ДТП.Европротокол"?

1. Прежде всего, Вам нужен смартфон на iOS или Andriod, на который необходимо установить приложение по одной из ссылок выше.

2. Далее откройте приложение, где Вам будет представлен начальный экран с выбором двух услуг: Европротокола или проверки полиса ОСАГО . Выбирайте пункт "ДТП.Европротокол".

3. Теперь Вам нужно зарегистрировать в приложении, для чего нужно будет ввести следующие данные:

  • придуманный Вами логин и пароль, а также подтвердить пароль,
  • данные транспортного средства: госномер, VIN, номера кузова и шасси,
  • серию и номер полиса ОСАГО,
  • способ подтверждения Вашей личности и заполненных данных: по Email или по телефону,
  • а также согласиться с пользовательским соглашением.

4. На этом регистрация автомобиля закончена. Как мы уже упоминали выше, если у Вас 2 и более автомобилей, то под каждый придётся заводить новые логин и пароль.

Нижеследующие пункты Вам понадобятся уже непосредственно для оформления ДТП с помощью приложения.

5. Теперь Вам нужно стандартно заполнить извещение о ДТП – бланки выдают при покупке полиса ОСАГО. Заполняются 2 бланка обоими участниками, каждый столбец, где вводятся данные автомобилей и участников аварии, заполняются отдельно – то есть Вы заполнили свой бланк, не заполняя столбец с данными водителя Б, второй водитель аналогично, далее Вы меняетесь частично заполненными европротоколами и заполняете пустые поля как второй участник ДТП.

6. Теперь заходим в приложение. Для регистрации ДТП Вам нужно будет выбрать соответствующий пункт в меню, появившемся после создания учётной записи под Ваш полис ОСАГО.

Для оформления Вам нужно будет последовательно выполнить 4 простых шага:

  1. ввести данные полиса второго участника для проверки выполнения условий возможности оформления аварии по европротоколу,
  2. сфотографировать по подсказкам приложения заполненный европротокол, обстоятельства ДТП и повреждённые машины,
  3. нажать кнопку для определения координат места страхового случая,
  4. и ввести дополнительные данные, необходимые для завершения оформления.

Как видите, всё достаточно просто! Но есть существенное "но" – помимо самого приложения, Вам придётся пройти все те же стандартные процедуры, предусмотренные законом. Приложение их не заменяет, а только дополняет. Именно поэтому мы и писали о его ненужности на сегодняшний день.

7. Теперь ещё раз сфотографируйте обстоятельства ДТП и повреждения уже для себя – после загрузки сфотографированных для приложения медиаданных доступа к ним у Вас, увы, не будет.

8. Виновнику аварии обязательно в течение 5 дней нужно отправить свой бланк заполненного извещения в свою страховую компанию и заполучить доказательства вручения (отметку о принятии или отправить в течение этого же срока почтой заказным письмом). Также виновнику запрещается приступать к ремонту авто до осмотра страховой в течение 15 дней.

Это важно! При невыполнении одного из условий выше Вас может ждать регресс от страховой .

На этом инструкция по оформлению аварии с помощью приложения ДТП.Европротокол завершена. Как видите, программа достаточно удобная и интуитивно понятная.

Европротокол - это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕВРОПРОТОКОЛ, А В КАКИХ НУЖНО ВЫЗЫВАТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение . Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.

  2. Установить знак аварийной остановки . В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП . Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.


  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон) . Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.

  5. Заполнить бланки извещения о ДТП

  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как выглядит бланк европротокола?

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона . На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия . Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения ;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия ;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто . На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП . Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона . Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).

  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 100 000,00 рублей. Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, в случае предоставления данных систем ГЛОНАСС или иных глобальных навигационных спутниковых систем, сумма выплат по Европротоколу при ДТП составит уже 400 000 рублей (то есть максимальный лимит по ОСАГО). То есть только при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

Часто задаваемые вопросы

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:

  • заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
  • заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), т. е. паспорт;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя, т. е. доверенность;
  • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке или заявление об организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (лицевая сторона, полностью заполненная обоими участниками ДТП с подписями и схемой; оборотная сторона, заполненная потерпевшим; оборотная сторона, заполненная причинителем вреда прикладывается только в случае, если страховщику потерпевшего было представлено оба экземпляра извещения о ДТП)
  • документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.

При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.

Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.

Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.

В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства , следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.

Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).

Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.

Появилось приложение от Российского союза автостраховщиков. С его помощью можно оформить ДТП по европротоколу, то есть получить страховое возмещение по ОСАГО без вызова сотрудников ГИБДД . Причем документы сразу отправляются в автоматизированную систему вместе с фотографиями повреждений и координатами места аварии.

Но пользоваться этим приложением нужно с осторожностью. У него странные правила, и может случиться так, что никакого возмещения вы не получите. Проблема в том, что разработчик и организатор всей этой системы в явном виде снимает с себя ответственность не только за сбои в приложении, но и за корректность его работы в принципе. То есть приложение работает, но если вдруг оно что-то не передало или передало не в том виде, а вы от этого пострадали, - они не виноваты. Вот это напрягает, честно говоря.

Что такое европротокол?

Европротокол - это процедура оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД . При этом пострадавшая сторона не теряет право на выплаты по ОСАГО . Можно оформить аварию вместе со вторым водителем, разъехаться, а потом подать в страховую документы и отремонтировать машину за ее счет. Это не программа конкретной страховой компании, а стандартная норма по федеральному закону вообще для всех.

Екатерина Мирошкина

экономист

Оформлять аварию по европротоколу можно не всегда, а только если соблюдаются такие условия:

  1. В аварии участвуют два автомобиля. Три - уже не подойдет.
  2. У всех есть полис ОСАГО .
  3. В ДТП пострадали только машины, а люди - нет.
  4. Оба водителя согласны с обстоятельствами и оформили документы.

Если у водителей есть разногласия, европротокол все равно можно оформлять, но тогда нужно использовать средства контроля и мониторинга, которые позволят передать информацию в общую систему страховых компаний без корректировок.

Если ДТП произошло в Москве или Санкт-Петербурге, то выплата по европротоколу больше - до 400 тысяч рублей. Это так называемый безлимитный европротокол, но данные об аварии нужно обязательно фиксировать и передавать в автоматизированную систему. Страховая должна получить не корректируемые фотографии и координаты со спутника. Иначе даже в Москве выплатят только 100 тысяч рублей.

При чем здесь приложение?

Приложение разработал и запустил Российский союз автостраховщиков. Это организация, которая занимается вопросами ОСАГО и следит за работой страховых компаний.

Через приложение как раз и осуществляется та самая передача информации об аварии, участниках и повреждениях в единую систему в не корректируемом виде. Страховая компания сможет проверить эту информацию. Когда пострадавший приедет за возмещением, у нее не должно быть сомнений, что эта авария действительно была, случилась там-то и именно тогда появились эта трещина на бампере и царапина на крыле.

То есть это то самое программное обеспечение, которое уже сейчас нужно для безлимитного европротокола в Москве и Петербурге. А с октября 2019 года оно будет нужно вообще для любого европротокола.

В идеале приложение должно упростить жизнь водителям и контроль - страховщикам. Например, у водителей есть разногласия, а они все равно оформляют ДТП без полиции, а данные и фото отправляют в общую систему.

Но с приложением не все так однозначно, использовать его нужно с осторожностью. Вместо того чтобы упростить жизнь, оно может внезапно ее усложнить.

Как пользоваться приложением при ДТП ?

Если с машиной ничего не происходит, приложение почти не пригождается. Оно бесплатное, поэтому просто стоит на телефоне и ждет своего часа. Там можно проверять полисы ОСАГО , так что польза есть даже без ДТП .

Если случилось ДТП и все похоже на европротокол, то нужно сделать так:

  1. Проверить, выполняются ли условия для европротокола. В приложении есть подсказки. Если нет, вызывайте сотрудников ГИБДД и не слушайте, что говорит вторая сторона.
  2. Сфотографировать повреждения, обстоятельства ДТП и документы. Там тоже описано, как это делать. Например, фото места аварии нужно с трех ракурсов, а каждую поврежденную деталь нужно фотографировать отдельно.
  3. Определить адрес и координаты ДТП . Для этого на машине должна стоять система мониторинга.
  4. Отправить все в единую систему.
  5. Дождаться подтверждения.

Все это не освобождает вас от обязанности заполнять бланк извещения о ДТП . Его тоже нужно фотографировать, но при этом нужно иметь на бумаге и отнести в свою страховую в течение пяти рабочих дней.

Страховые компании принимают доказательства из приложения?

Это лучше узнать в своей страховой компании. Заодно уточнить, как лучше оформлять ДТП и правильно фиксировать повреждения, чтобы точно получить возмещение.

Вряд ли все страховые компании уже работают с этим приложением и системой. Пока документы на бумаге все-таки надежнее.

Тем более никаких конкретных указаний Центробанка по этому поводу пока не было.

Это приложение работает во всех регионах?

Возможность отправлять информацию о ДТП в единую систему предусмотрена для всех регионов. Но для Москвы и Петербурга выше сумма возмещения и свои требования по оформлению.

В описании приложения упоминается то безлимитный европротокол, то просто европротокол. По логике оно должно работать для всех регионов с учетом норм закона и сумм возмещения. Но одни пользователи в отзывах говорят, что приложение работает только в Москве и Петербурге, а другие - что нет проблем и в регионах.

Дело в том, что безлимитный протокол без этого приложения и мониторинговой системы оформить вообще нельзя. Так что тут без вариантов: при ущербе от 100 тысяч нужно вызывать ГИБДД или использовать приложение. Если все получится, это реальный шанс сэкономить много времени.

Пока приложения не было, в теории была возможность получить до 400 тысяч рублей возмещения, а на практике страховые компании никому не советовали на это надеяться и просили вызывать сотрудников ГИБДД .

Если собираетесь использовать приложение, заранее установите его, зарегистрируйтесь, укажите все данные и проверьте. Когда оно действительно пригодится, лучше понимать, как все работает. И обязательно уточните в страховой компании, как правильно действовать при оформлении европротокола, особенно безлимитного.

Потом можно изменить фотографии?

Нет, в этом и смысл приложения. Фотографии нужно сделать на телефон и сразу отправить их в систему. Они не будут доступны в режиме редактирования, после отправки исправить их не получится.

Страховщики понимают, что если фотография пришла через приложение, то ее точно не меняли. Такие фотографии вызовут больше доверия, чем просто сделанные на телефон и предоставленные в страховую. Особенно если у двух участников аварии они будут разными.

А если нет интернета, данные отправятся?

ДТП все равно можно зарегистрировать. Потом можно нажать кнопку «Отправить» - когда появится интернет, все должно сработать. Но никто ничего не гарантирует.

Что не так с приложением?

Это приложение Российского союза автостраховщиков - официальной организации, которая, к примеру, говорит водителям, кто может продавать полисы ОСАГО , и принимает жалобы на страховые компании. Ее статус зафиксирован в федеральном законе.

О приложении рассказали даже федеральные СМИ . Его и правда можно установить и использовать - мы протестировали, но без отправки данных об аварии. Регистрация работает, подсказки появляются, данные заполняются и есть пользовательское соглашение. Оно и вызвало вопросы.

Вот что там написано.

Мобильное приложение - это именно та программа, о которой идет речь в законе об ОСАГО . Она фиксирует и передает данные о ДТП куда положено и в подходящем виде.

Мобильное приложение - это именно та программа, о которой идет речь в законе об ОСАГО . Она фиксирует и передает данные о ДТП куда положено и в подходящем виде:

РСА ничего не гарантирует и ни за что не отвечает. Если фотографии не передадутся, а информация о ДТП не попадет в систему, - ну извините, так вышло, мы предупреждали, вы согласились.

РСА ничего не гарантирует и ни за что не отвечает. Если фотографии не передадутся, а информация о ДТП не попадет в систему, - ну извините, так вышло, мы предупреждали, вы согласились:

Еще немного о правах РСА по поводу приложения.

Еще немного о правах РСА по поводу приложения:

Ваша учетная запись со всей информацией может внезапно пропасть. В это время вы можете судиться со страховой. Или кто-то из участников ДТП будет судиться с вами. Захотите сослаться на информацию в приложении, а ее уже там нет.

Ваша учетная запись со всей информацией может внезапно пропасть. В это время вы можете судиться со страховой. Или кто-то из участников ДТП будет судиться с вами. Захотите сослаться на информацию в приложении, а ее уже там нет:

Непонятно, что тут имеет в виду РСА , но, возможно, мы уже что-то невольно нарушили. Честное слово, не хотели никому навредить. Искренне верим, что все это будет корректно работать.

Непонятно, что тут имеет в виду РСА , но, возможно, мы уже что-то невольно нарушили. Честное слово, не хотели никому навредить. Искренне верим, что все это будет корректно работать:

Проблемы с доступностью могут быть у любого приложения. Это программы, у них бывают сбои, ничего не поделать. Но РСА не дает гарантии, что результат передачи данных о ДТП вообще будет точным, корректным и поможет получить нужный результат. Но необходимость этой программы зафиксирована в законе, альтернативы у нее нет.

Проблемы с доступностью могут быть у любого приложения. Это программы, у них бывают сбои, ничего не поделать. Но РСА не дает гарантии, что результат передачи данных о ДТП вообще будет точным, корректным и поможет получить нужный результат. Но необходимость этой программы зафиксирована в законе, альтернативы у нее нет:, а они пропали, РСА за это не отвечает.

А если и придется ответить, то максимум 10 тысячами рублей:

Получается, что официальная организация, у которой есть права на разработку и запуск приложения, подтверждающего право на возмещение по европротоколу, ни за что не отвечает и ничего не гарантирует. Может быть, там все работает нормально. Скорее всего, приложение пока еще сырое, его еще будут тестировать и дорабатывать.

РСА принимает предложения по поводу доработок. Если хотите что-то сказать по делу и сделать сервис лучше, напишите на [email protected]

Если нужна помощь в фиксации ДТП или есть вопросы, работает телефон поддержки 8-800-200-22-75.

Что делать, если случилось ДТП и все похоже на европротокол?

Если ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей, делайте все как обычно без сотрудников ГИБДД и разъезжайтесь.

Не забудьте заполнить извещение, сфотографировать машину и место аварии. Потом отнесете извещение в страховую: вам дадут направление на ремонт или выплатят деньги.

Если авария с ущербом больше 100 тысяч рублей или вы сомневаетесь в сумме, лучше вызывайте сотрудников ГИБДД . Даже если это Москва, где действует безлимитный европротокол, все равно вызывайте. Так надежнее.

В любой ситуации с европротоколом пробуйте использовать приложение. Но не как основной инструмент, а как дополнительный. Не надейтесь только на него, собирайте другие доказательства, перестраховывайтесь и заполняйте документы, как будто никакого приложения вообще не существует. Только в этом случае вы точно получите возмещение, если имеете на него право.

Если в процессе использования приложения возникли проблемы, напишите об этом в РСА или в отзывах к приложению - туда, где их реально будут пытаться решать.

«Европротокол» (Европейский протокол) – это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения и оперативно покинуть место ДТП, не создавая заторов на дороге. Такая практика широко применяется во многих странах мира, она ежегодно экономит водителям тысячи часов. С марта 2009 года упрощенная процедура оформления ДТП была введена в России. «Европротокол» действует во всех регионах России. По данным за 2017 год им воспользовались 33% водителей.

С 1 июня 2018 года вступили в силу поправки в Закон об ОСАГО (в статью 11.1), вносящие существенные изменения в условия применения упрощенной процедуры и порядок оформления ДТП.

До внесения этих изменений данной процедурой можно было воспользоваться только при условии, что ДТП произошло в результате столкновения двух автомобилей, не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров и не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, ответственность каждого из водителей на момент ДТП была застрахована по договору ОСАГО, заключенному в отношении именно того ТС, при использовании которого произошло ДТП, и у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств ДТП, а также характера и перечня видимых повреждений автомобилей. С 1 июня 2018 года «Европротоколом» можно воспользоваться и при наличии таких разногласий, если участниками ДТП соблюдены требования закона о фиксировании и передаче данных об этом ДТП в АИС ОСАГО.

Закон об ОСАГО требует, что в том случае, если у участников есть разногласия в отношении события, то оформление «Европотокола» обязательно должно сопровождаться фиксированием участниками происшествия данных о ДТП с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО.

При условии выполнения требований закона о фиксации и передаче в АИС ОСАГО данных о ДТП имеющие разногласия водители могут воспользоваться упрощенной процедурой оформления документов для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей (максимальный лимит страхового возмещения, установленный с 1 июня 2018 года).