Мир в 30 е годы 20 века. Россия в начале XX века

Тема 13. СТРАНЫ МИРА В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

1. Экономическое развитие Советской России в 1920-е годы. Новая экономическая политика.

2. Внутриполитическое развитие Советской России в 1920-е годы. Образование СССР.

3. Создание и развитие мировой Версальско-Вашингтонской системы и её влияние на внешнюю политику СССР в 1920-е годы.

4. Кризис НЭПа во второй половине 1920-хх годов. Внутрипартийная борьба и её результаты.

В конце 1920-го года в России закончилась Гражданская война, но положение в стране от этого не улучшилось, а наоборот ещё более ухудшилось.

Весной 1921 года страна переживала мощный социально-экономический кризис, который грозил большевиками потерей всех завоеваний Октября и гражданской войны. Кризис охватил все сферы хозяйственной жизни общества оказавшегося на грани полной катастрофы в результате войн продолжавшихся 7 лет.

Экономическая ситуация отрицательно влияла и на внутриполитическое положение в стране. Крестьяне, недовольные продразверсткой стали сокращать посевные площади, а выращенный хлеб отказывались сдавать государству. Чтобы получить продовольствие для голодающих городов, правительство вынуждено было прибегать к силовому давлению, на что крестьяне отвечали восстаниями. В начале 1921 г. было зафиксировано более 40 крупных крестьянских вооруженных выступлений. Сильное повстанческое движение наблюдалось в Западной Сибири, где восставшим крестьянам даже удалось захватить несколько городов. В Центральном Черноземье развернулось восстание Антонова, охватившее современные Воронежскую, Орловскую и Тамбовскую области.

Руководитель крестьянского восстания в Центральном Черноземье А.С. Антонов

Нестабильная ситуация была не только в сельской местности, но и в городах. Сокращение военного производства, закрытие заводов, уменьшение продовольственных пайков, дороговизна и продолжавшаяся инфляция вызвали забастовки рабочих в Москве, Петрограде, Воронеже и других крупных промышленных центрах.

Кульминационным пунктом кризиса стало восстание в марте 1921 г. матросов крепости Кронштадт. Они требовали больших прав для крестьян и свободных выборов, выдвинув лозунг «Советы, но без коммунистов».

В качестве выхода из социально-экономического кризиса В.И. Ленин предложил заменить продразверстку продналогом, фиксировавшим твердо установленный процент урожая. Продналог стал основой Новой Экономической Политики (НЭПа), которая была предложена Лениным на X съезде РКП(б), проходившем в марте 1921 года.

В.И. Ленин с участниками X РКП(б). Москва, март 1921 года Похожие картинки

Форум сайта российских соотечественников, проживающих в Казахстане - arvedi.kz * Просмотр темы - История нашей Родины. Вопросы,

http://forum.arvedi.kz/viewtopic.php?p=1…

Открыть 711×405

НЭП должен был заменить военный коммунизм и обеспечить выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян. Это был целый комплекс социально-экономических мер, призванный оздоровить советское общество. Но НЭП характеризовался изменениями не только в сфере экономики, но и внутренней и внешней политике Советского государства.

Законодательное оформление новой экономической политики началось весной 1921 года. Прежде всего, принимаются меры направленные на улучшение положения в сельском хозяйстве. В мае этого года вводиться продналог, фиксировавший твердо установленный процент урожая, сдававшийся крестьянами государству, излишки его они могли свободно продавать на рынке. Кроме того, продналог был вдвое меньше продразверстки и объявлялся заранее накануне посевной, при его взимании применялся дифференцированный подход, когда более зажиточные слои деревни, к ним относились кулаки, сдавали государству зерна больше, чем менее зажиточные середняки и бедняки.

Следующим этапом стало принятие в октябре 1922 года нового земельного кодекса РСФСР. По нему крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в ограниченном размере, аренда земли и применение наемного труда. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и т.д. Всего насчитывалось около 50 различных объединений. Начало новому законодательству о кооперации положил декрет от 7 апреля 1921 г.

В результате всех этих мер сельское хозяйство в 1920-хх гг. переживало экономический подъем, что выразилось в значительном увеличении посевных площадей и росте благосостояния крестьян. И уже в 1922 году удалось получить большой урожай.

Одновременно с реформами в области сельского хозяйства, проводились меры направленные на восстановление промышленности и финансовой системы страны. Осенью 1921 года издается ряд декретов, стимулировавших развитие кустарной и мелкой промышленности, некоторые предприятия последней были переданы в частные руки. Но их было немного, к концу 1920-хх гг. капиталистический сектор в промышленности охватывал около 20% всех предприятий, в основном мелких, остальные 80% контролировались государством. В управлении государственной промышленностью стали использоваться принципы хозяйственного и коммерческого расчета. Делались попытки привлечь в страну иностранный капитал, для этого в Советской России создавались различные концессии, в основном, для эксплуатации природных богатств. К 1927 году на территории СССР было создано около 65 иностранных концессий.

Но темпы промышленного роста оказались замедленными, особенно в первой половине 1920-х годов. Кризис в промышленности удалось преодолеть только в 1924 году. Первоначально возродились отрасли легкой промышленности, работавшие на крестьянский рынок, тяжелая промышленность продолжала отставать. В 1924 году объем годового промышленного производства в два с половиной раза превышал количество товаров выпущенных в 1920 г. и составлял теперь 40% от уровня 1913 г. (довоенного), из этого числа на долю металлургической промышленности приходилось всего 28%.

К 1927 году уровень промышленного производства превзошел довоенный, что объясняется завершением восстановительного периода и возобновлением работы большинства существующих предприятий. Но в это же время перед промышленностью встала серьезная проблема: требовалось кардинальное изменение работающего оборудования, которое использовалось ещё с начала 1910-хх гг., на что были нужны крупные капиталовложения.

Возрождению промышленности и сельского хозяйства способствовала финансовая реформа. Она проводилась в 1922-1924 гг. и её результатом стало введение новой финансовой единицы, обеспеченной золотом. Осенью 1922 г. Государственный банк начал выпускать казначейские билеты нового достоинства – червонцы, равные по стоимости 1 «золотому» рублю.

Нарком финансов Г.Я. Сокольников

Золотой рубль 1923 г.

Итак, в начале 1920-хх гг. советское правительство осуществило целый комплекс социально-экономических мер: подоходный прогрессивный налог с крестьянства (1921 – 1922 гг. – продналог), легализация товарно-денежных отношений, свобода торговли, разрешение аренды небольших предприятий, свободный наем рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, упорядочение финансовой сферы, допуск иностранного капитала. Следовательно, НЭП отличался от военного коммунизма использованием в экономике рыночных отношений в переходный период от капитализма к социализму при сосуществовании разных экономических укладов. Общими чертами обоих вышеназванных систем стало сохранение под контролем государства крупной промышленности, транспорта, связи, применение жестких административных мер в управлении хозяйственной жизнью страны, неэквивалентный экономический обмен с деревней и сдерживание роста частного предпринимательства.

Военный коммунизм и НЭП имели и общую цель, которая выражалась в строительстве социалистической модели общества в условиях диктатуры пролетариата.

В результате проведенных реформ ситуация в стране стабилизировалась не только экономически, но и политически: пополнился потребительский рынок и отступил голод, что улучшило жизнь людей, прекратились мятежи и восстания, произошел переход от гражданской войны к общенациональному согласию. Признаком экономического подъема стал ежегодно возрастающий экспорт изделий и сырья из страны: он на 75% состоял из продукции сельского хозяйства, включая зерно; другими важными статьями экспорта были лес и нефть.

Положительную роль во внутриполитической стабилизации сыграло и завершение образования нового Советского государства, что выразилось в создании Союза Советских Социалистических Республик. Ещё в 1918 году, после провозглашения РСФР на территории бывшей Российской империи возникли и другие национальные образования, контролируемые коммунистическими партиями. В большинстве случаев контакты РСФСР, с другими советскими республиками, проходили через союзы, и они считались формально независимыми государствами. Но существовали ещё и автономные республики, входившие в состав РСФСР. Некоторые представители руководства РКП(б), не проводили различия между союзными и автономными республиками и считали, что как те, так и другие должны полностью контролироваться центром во всех своих делах.

Одним из проявлений этих противоречий стал «грузинский инцидент», когда лидеры компартии Грузии выступили против проекта автономизации и отстаивали идею самостоятельного (а не в составе Закавказской республики) вхождения Грузии в союз на принципах суверенитета. Против них выступили И.В. Сталин, а также Н.И. Орджоникидзе и Ф.И. Дзержинский.

Ознакомившись с материалами комиссии и узнав о «грузинском инциденте» В.И. Ленин в ноябре 1922 г. направил в Политбюро ЦК РКП(б) письмо с изложением точного плана образования СССР. В этом письме Ленин требовал, чтобы РСФСР признавала себя равноправной с другими республиками, и вместе с ними создавало новое государство.

Процесс образования СССР вступил в завершающую фазу во второй половине 1922 г. В качестве первого шага три Закавказские республики – Армения, Грузия и Азербайджан – были объединены в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). В декабре 1922 г. в Москве состоялся съезд представителей четырех республик – РСФСР, Украинской, Белорусской и Закавказской, которые подписали союзный договор и проголосовали за создание СССР. Затем делегаты этих четырех республик собрались все вместе, провозгласили свой съезд I Съездом Советов СССР и избрали комиссию для подготовки проекта конституции. В июле 1923 г. Конституция СССР была одобрена и затем формально ратифицирована 31 января 1924 г. на II Съезде Советов СССР.

Герб СССР 1920-хх гг.

Экономическая стабилизация и завершение государственного строительства Советского общества способствовали частичной либерализации правящего режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) вооруженные силы, ослабла система принуждения, происходило оживление Советов, которые в годы гражданской войны превратились в простых исполнителей партийных решений. Шло активное привлечение старых специалистов, прежде всего в хозяйственные органы управления. Происходило повышение заработной платы технической интеллигенции, создавались условия для её творческой работы и т.д.

В первой половине 1920-хх гг. некоторые представители большевистского руководства стали выступать за формирование правовых гарантий реализации новой экономической политики. Под их влиянием проводится реформа ВЧК, в результате которой этот орган был упразднен, а для подавления открытых контрреволюционных выступлений, борьбы со шпионажем и контрабандой было создано Государственное политическое управление при НКВД. Все дела по окончании расследования стали передаваться в суд. Принят был ряд законов, направленных на укрепление правопорядка: закон о трудовом землепользовании, Уголовный кодекс, декрет об основных частных и имущественных правах и т.д. В 1922 году была учреждена государственная прокуратура, созданы народный суд, губернский суд, Верховный суд республики с выборными судьями и народными заседателями.

В первой половине 1920-хх гг. многие надеялись, что экономический плюрализм, возникший в результате введения НЭПа, приведет к постепенной демократизации общественной жизни. Однако лидеры большевиков, напротив, считали необходимым ещё более ожесточить политический режим, иначе НЭП привел бы не к социализму, а вернул бы страну снова к капитализму. В стране сохранялись конституционные положения о лишении политических прав отдельных категорий граждан, среди которых были предприниматели, священнослужители и другие, так называемые бывшие, которым запрещалось участвовать в выборах. В 1920-е годы продолжались преследования Русской православной церкви и оппозиционной интеллигенции.

По вопросам связанным с НЭПом, развернулась борьба между представителями различных политических партий. Эсеры и меньшевики видели в нем возможность создания необходимых предпосылок для социалистического строительства без революционных взрывов и катаклизмов. Но долго обсуждать эти вопросы им не позволили, состоявшаяся в августе 1922 года XII партийная конференция РКП(б) признала все антибольшевистские партии «антисоветскими». В том же году в Москве состоялся крупный политический судебный процесс, над партией эсеров, после чего её деятельность была запрещена. В июне 1923 г. в ЦК РКП(б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками». По мнению ученых, эсеры в 1923 г. и меньшевики в 1924 г. на территории СССР перестали существовать как организованная сила.

Таким образом, общественно-политическое развитие советского государства в 1920-е годы не было адекватно экономическим преобразованиям. Экономическая «свобода» не сопровождалась глубокой реформой советской политической системы, не произошло и подлинной демократизации. Но в то же время подавление политической оппозиции ещё больше укрепило власть большевиков, и тем самым способствовало стабилизации в стране. Это позволило Советскому государству в первой половине 1920-хх гг. выйти из внешнеполитической изоляции и восстановить своё положение на международной арене.

Международная политика в первой половине 1920-хх гг. характеризовалась установлением так называемой Версальско-Вашингтонской системы. Её основу составили мирные договоры подписанные странами Антанты с государствами проигравшего Первую мировую войну Четвертного союза – Германией, Австрией, Венгрией и Турцией. Эти договоры, получившие название Версальский, Сен-Жерменский, и Севрский, стали результатом работы Парижской мирной конференции проходившей в 1919 – 1920гг. Ещё одним важнейшим результатом её работы стало образование Лиги Наций. В задачу Лиги Наций входило разрешение экономических вопросов, проведение разоружения и установление системы коллективной безопасности. Если положения Версальской мирной конференции касались в основном разоружения сухопутных армий, то на Вашингтонской мирной конференции 1922 г. были рассмотрены вопросы ограничения морского вооружения развитых капиталистических стран. Положения Вашигтонской мирной конференции дополнили Версальские антивоенные соглашения и стали основой для действовавшей в 1920 – 30-хх гг. системы коллективной безопасности. Лига Наций выступала её гарантом.

Творцы Версальского мира: Ллойд Джордж, Клемансо,

Вудро Вильсон. Париж, 1919 г.

Не все страны согласились с положениями Версальских коллективных договоров, например, Китай отказался их ратифицировать из-за конфликта с Японией за Шаньдуньский полуостров, который до Первой мировой войны являлся Германской колонией, а в 1919 г. был оккупирован Японией. США также отказались вступать в Лигу Наций и не ратифицировали Версальский договор составной частью которого, был её Устав. Вместо него они подписали специальный американо-германский мирный договор.

Президент Китая в 1921 г. Сунь-Ятсен

Тем не менее, несмотря на все эти трудности, Лига Наций стала первой международной организацией с постоянно действующим секретариатом, штаб-квартира, которого находилась в Женеве. Она представляла собой организацию, в которой принимали участие не только крупные европейские державы и США, но и ряд независимых и полузависимых стран Азии и Африки, латиноамериканские страны и британские доминионы. Тем не менее, Версальская система, действовавшая под контролем Лиги Наций, отвечала, прежде всего, интересам европейских стран победительниц в Первой мировой войне. Мандатная система предоставляла им право на управление колониальными территориями стран, потерпевших поражение в войне. Так Сирия и Палестина, принадлежавшие до 1918 года Турции, в 1919 – 1920 гг. были разделены между Францией и Британией. Представители этих двух европейских стран в основном и контролировали работу Лиги наций.

Дворец Лиги Наций в Женеве. Других символов

и логотипов у этой международной организации не было

Советская Россия, находившая в начале 1920-хх гг. в международной изоляции, претендовала на активное участие в европейской политике. Несмотря на то, что её руководители выступали за уничтожение капиталистического строя и установление во всем мире власти рабочих и крестьян экономические интересы заставили европейские страны пойти с ней на сближение. Первый шаг в этом направлении сделала Великобритания, заключившая в 1921 г. торговый договор с Советской Россией. В январе следующего 1922 г. представители Советской России получили разрешение принять участие в работе Каннской международной конференции. В апреле - мае этого же года делегация Советской России прибыла на конференцию в Геную. Вместе с ней на Генуэзской мирной конференции присутствовала и делегация Германии. Руководили работой конференции представители Англии и Франции. Обе страны пытались навязать Советской России и Германии свои условия соглашения, однако согласия с их стороны не получили. В то же время делегации Советской России и Германии провели совместное совещание в Рапалло, результатом которого стало достижение договоренности об отказе от каких-либо экономических и дипломатических претензий и заключение договора о дружбе и взаимопомощи.

Советская делегация на Генуэзской конференции.

В центре нарком Г.В. Чичерин

Следует указать на то, что в начале 1920-хх годов Германия представляла собой такую же страну изгой, как и Советская Россия. Проигравшая войну и вынужденная выплачивать странам-победительницам денежные репарации Германия на рубеже 1910-1920-хх гг. оказалась в состоянии острого социально-экономического и политического кризиса. Демократическое правительство Веймарской республики, пришедшее к власти в 1918 г., не контролировало ситуацию. В стране нарастали экстремистские, реваншистские, а некоторых землях, например в Баварии, и сепаратистские настроения. Кроме того, в Германии фактически действовала неподконтрольная правительству вооруженная сила, получившая названия «Фрайкор» (Добровольческий корпус). В 1920 г. руководители «Фрайкора» совместно с консервативными политическими лидерами организовали так называемый «Капповский путч». Это была попытка государственного переворота направленная против Веймарского правительства и подписанного им Версальского договора. Во главе его стояли лидер Немецкой отечественной партии В. Капп, генералы Э. Людендорф, В. Лютвиц и др. Однако путч провалился из-за активного протеста демократических сил Веймарской республики, правоцентристских партий и профсоюзов. Захват Берлина заговорщиками был сорван всеобщей забастовкой железнодорожников и рабочих. Заговорщики оказались в политической изоляции и вынуждены были прекратить антиправительственные действия, их руководитель Капп отказался от политической деятельности.

Однако несмотря на провал государственного переворота внутриполитическая ситуация в Германии была далека от стабилизации. В стране продолжал расширяться экономический и политический хаос. В глазах большинства населения Веймарская республика была незаконнорожденной и к её руководителям относились как к предателям поставленным иностранными правительствами. Как противовес им стали создаваться различные радикальные политические партии правого и левого направлений. Некоторые политические объединения имели свои вооруженные отряды, сформированные из бывших фронтовиков и членов Фрайкора. Среди таких групп особенно выделялась организация «Стальной шлем» - националистическое объединение бывших военных, созданное в 1918 году.

Именно в это время, на волне всеобщего недовольства и растерянности в столице Баварии городе Мюнхене образовалась небольшая националистическая партия получившая название Национал-Социалистическая Рабочая Германии (НДСАП). В начале 1921 г. её возглавил отставной ефрейтор и по совместительству полицейский осведомитель Адольф Гитлер. Достаточно быстро под руководством Гитлера НДСАП стала завоевывать популярность среди населения Баварии и уже в конце 1921 г. в ней насчитывалось 3 тысячи человек. Кроме политической деятельности, партия Адольфа Гитлера вела и своеобразную вооруженную борьбу со своими политическими противниками, для чего Гитлер создал своеобразную партийную милицию, названную штурмовыми отрядами, или СА.

Следует сказать, что Гитлер, в начале 1920-хх гг., в своей политической деятельности копировал ещё одного европейского диктатора Бенито Муссолини пришедшего к власти в Италии в 1922 гг. Захват власти в стране Муссолини осуществил с помощью вооруженного похода на Рим. Именно в результате этого похода ему удалось возглавить правительство Итальянской республики, присвоив себе титул «дуче» т.е. вождь. В своих политических речах Муссолини призывал к объединению «молодые нации» в борьбе против «старых» за воссоздание «великой латинской империи». Сразу же после захвата власти Муссолини стал применять в международной политике тактику «конструктивной агрессии», её целью стало создание военного союза стран Юго-Восточной Европы направленного против Англии и Франции. С этой целью в 1925 г. Италия и Венгрия заключили вначале в 1925 г. торговый договор, а в 1927 г. – договор о дружбе.

Б. Муссолини

Гитлер внимательно следил за политической карьерой Муссолини и пытался в своей деятельности копировать и развивать его политические приемы. Единственным его отличием стало то, что Гитлер выступал не за «конструктивную», а за открытую агрессию по расширению жизненного пространства для Германии на востоке. В начале ноября 1923 г. Гитлер преисполнился уверенности, что Веймарская республика находится на грани краха, и решил, по примеру своего политического учителя совершить «марш на Берлин», чтобы сбросить правительство Германии, состоящее из «еврейско-марксистских предателей». Первая стадия нацисткой революции, по его мнению, должна была совершиться в Мюнхене, где Гитлер с помощью СА намеревался сместить местное баварское земельное правительство и привлечь на свою сторону армию. «Марш на Берлин» начался в Мюнхенской пивной, где Гитлер произнес зажигательную речь, после чего его сторонники попытались захватить власть в городе. Эти события произошли 10 ноября. На следующий день 11 ноября в Мюнхен вошли регулярные армейские части, и восстание было подавлено, через несколько дней Гитлер был арестован. В следующем 1924 г. над Гитлером и несколькими его политическими сторонниками состоялся окончившийся вынесением приговора. Гитлер был осужден на заключение в крепость Ландсберг сроком на один год. Именно в тюрьме Гитлер написал свою знаменитую книгу «Моя борьба».

Тяжелое экономическое и политическое положение в Германии вызывало опасение в других европейских странах и США. Лидеры капиталистических стран опасались прихода там к власти коммунистов. Для улучшения положения в Германии был создан так называемый экспертный комитет под руководством американского экономиста Ч. Дауэса, который должен был выработать комплекс мер по стабилизации экономического положения Германии. В результате его работы был принят так называемый «План Дауэса» одобренный на Лондонской конференции в июле – августе 1924 г. В соответствии с этим планом Франция выводила свои войска из оккупированного её Рурского промышленного района. Снимались экономические санкции с Рейнской промышленной области. Одновременно Германии предоставлялся крупный финансовый заем в размере 800 млн. марок, а сумма ежегодных репарационных выплат значительно снижалась.

В следующем 1925 г. представители Германии были приглашены на международную конференцию в Локарно, на которой с ней было заключено несколько договоров. Самым важным из них стало соглашение о принятии Германии в Лигу Наций. Кроме того, на конференции в Локарно был подписан Рейнский гарантийный пакт о неприкосновенности германо-французской и германо-бельгийской границ и сохранении демилитаризации Рейнской зоны. В то же время Германия не подписала никаких соглашений относительно своих восточных границ, что дало ей возможность через 11 лет расторгнуть Локарнский договор и ремилитаризовать Рейнскую зону.

Большую роль в работе конференции сыграли сторонники панъевропейского движения, которые выступали за создание обновленного и самостоятельного европейского союза, способного противостоять другим политическим полюсам – Америке, России, Британской империи, Восточной Азии. Реализацией этой политической идеи стало подписание пакта Бриана-Келлога в 1928 г. (Бриан был премьер-министром Франции, а Келлог – госсекретарем США). Этот пакт содержал важные международные правовые нормы: отказ от войны как средства урегулирования международных споров и разрешение любых конфликтов мирными средствами. В разное время к пакту присоединились 48 государств, в том числе США, Франция, Великобритания, Япония, СССР, Германия. Фактически пакт Бриана-Келлога завершил формирование Версальско-Вашингтонской системы.

СССР проводил и активную внешнюю политику в отношении азиатских стран, прежде всего, пограничных. Здесь советской дипломатии удалось добиться значительных успехов, в ходе которых ей даже удалось потеснить позиции Британской империи на Среднем Востоке. Первый успех был достигнут в Афганистане, где в 1919 г. к власти пришли силы, объявившие о проведении независимого политического курса. После кратковременного военного конфликта британскому правительству пришлось пойти на признание полного суверенитета этой страны в вопросах внутренней и внешней политики. Новое Афганское правительство в первой половине 1920-хх гг. установило тесные контакты с правительством Советской России. В Афганистан были даже приглашены советские военные советники принимавшие участие в процессе перевооружения Афганской армии.

В начале 1920-хх гг. Советская Россия активизировала своё присутствие и на территории Ирана. Здесь дипломатическая деятельность частично подкреплялась активными боевыми действиями на севере Ирана, где 18 мая 1920 Красная Каспийская флотилия захватила порт Энзели. Эта успешная боевая операция послужила толчком для мощного национально-освободительного движения, развернувшегося в 1920 – 1921 гг. Под его влиянием иранский меджлис (парламент) отказался от ратификации договора, подписанного с Великобританией о фактическом протекторате над этой страной. Это был чувствительный удар по внешнеполитическим амбициям Британской империи. В мае 1923 г. английский министр иностранных дел Д. Керзон направил Советскому правительству ультиматум с требованием прекратить пропагандистскую деятельность в Афганистане и Иране, выразил протест против задержания английских рыболовецких судов в советских территориальных водах, судебного преследования католического священника Буткевича, расстрела в годы гражданской войны английского гражданина Хадсона, обвиненного в шпионаже. Такой курс на ожесточение отношений с Советской Россией наносил только вред репутации британского правительства.

В начале 1920-хх гг. Советская Россия оказала большую помощь Турции, где в это время происходили значительные перемены в её государственном устройстве. Следует отметить, что Турция в конце 1918 г. была оккупирована войсками стран Антанты. Когда в следующем 1919 г. Греция начала военные действия в Малой Азии, страна оказалась на грани полного исчезновения. Однако этого не могли принять здоровые патриотические силы во главе с генералом Мустафой Кемалем, под руководством которого в г. Анкаре состоялся Национальный конгресс, потребовавший воссоздания турецкого государства в национальных границах. Османское султанское правительство ответило на это вынесением смертных приговоров Мустафе Кемалю и его единомышленникам.

Но здесь им на помощь пришло Советское правительство, которое после освобождения Красной армией г. Еревана и территории современной Республики Армения, заключило в 1921 г. договор о дружбе с Турцией и предоставило Кемалю крупный денежный заем и вооружение для создаваемой им национальной турецкой армии. Этот договор получил название Карский, кроме РСФСР с Турцией его подписали: Азербайджанская, Армянская и Грузинская Советские республики. По нему были признана кавказская граница. В результате полученной советской поддержки национальной турецкой армии под командованием Кемаля удалось освободить от греческой оккупации Малую Азию и ликвидировать султанат. В 1923 году новое турецкое национальное правительство в Анкаре подписало со странами Антанты Лозаннский договор, по которому из Турции выводились оккупационные войска, отменялись капитуляции и репарации. В том же 1923 г. Мустафа Кемаль (с 1934 г. – Кемаль Ататюрк) стал президентом Турецкой республики. Тогда же была основана республиканская народная партия, под руководством которой в стране прошли крупные реформы. Предпосылкой для их проведения стало исключение религиозного исламского права из управления, конституции, судопроизводства и воспитания. В ходе реформы образования был введен новый латинский алфавит и запрещена арабская письменность, отменено обязательное преподавание арабского и персидского языков в высшей школе.

Кемаль Ататюрк

Кроме активизации своей деятельности на Среднем Востоке дипломатия Советской России вела в первой половине 1920-хх гг. и активную политику в странах Дальнего Востока. В 1920 – 1921 гг. РСФСР поддержала национально-освободительное движение в Монголии, где к власти пришло революционное правительство во главе с Улан-Батором. Тесные партнерские отношения в первой половине 1920-хх гг. установились между Советской Россией и Китаем. 31 мая 1924 г. в Пекине был подписан договор между СССР и Китаем о взаимном признании.

В то же время, необходимо отметить, что советская внешняя политика в годы НЭПа испытывала определенные противоречия. С одной стороны национальные интересы требовали мирного сосуществования с зарубежными государствами; с другой – советское руководство, направляя деятельность Коминтерна, продолжало думать (хотя и не так явно, как раньше) о мировой революции, что затрудняло контакты с мировым сообществом, вызывало его недоверие (1927 г. – разрыв дипломатических отношений с Англией; 1929 г. – советско-китайский конфликт).

Нэповская модель социально-экономического развития испытывала различные трудности. Прежде всего, усугублялась классовая дифференциация и усиливалась конфронтация между отдельными социальными группами советского общества. Благодаря легализации рыночных отношений наблюдался рост зажиточных и предпринимательских слоев: в городе - «новой буржуазии» (нэпманов), в деревне – кулаков. В свою очередь менее зажиточные группы населения требовали принятия решительных мер против буржуазных слоев города и деревни. В стране наблюдались противоречия между товарно-денежными отношениями и централизованным руководством. Следует обратить внимание ещё и на то, что рыночная экономика на стадии становления сопровождается негативными моментами: ростом безработицы, инфляцией, усилением имущественного неравенства и т.д. Но это противоречило принципам социальной политики советской власти, сущность которой заключалась в защите интересов рабочих и крестьян. И как только негативные тенденции становились явными, правительству приходилось использовать различные методы для их устранения, первоначально они были экономические, во второй половине 1920-хх годов применялись уже чисто административные.

В ходе реализации новой экономической политики советское общество пережило три глубоких социально-экономических кризиса: 1923 – 1924 гг. «кризис ножниц цен»; 1925 – 1926 гг. первый кризис хлебозаготовок; 1927 – 1928 гг. второй кризис хлебозаготовок.

Ускорила свертывание НЭПа и развернувшаяся после смерти В.И. Ленина борьба за власть между различными политическими лидерами и их сторонниками. Коммунистическая партия большевиков в 1920-е годы не представляла собой единую монолитную структуру, ещё на рубеже 1920 – 21 гг. в ней появились течения критиковавшие руководство за преобладание военных, бюрократических, недемократических методов управления. Поэтому неслучайно в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) после долгих дискуссий была принята резолюция «О единстве партии», запрещавшая внутрипартийные фракции и группировки. Однако это не избавило партию от внутренних конфликтов и борьбы, возникающих в основном, в связи: 1) с личным соперничеством руководства большевиков за власть (особенно после смерти в январе 1924 г. В.И. Ленина); 2) с разным пониманием проблем строительства нового общества.

Внутрипартийная борьба вылилась в форму дискуссий: 1923 – 1924 гг. – борьба с троцкистами; 1925 г. – борьба с «новой оппозицией», сторонниками Каменева и Зиновьева; 1926 – 1927 гг. – борьба с «объединенным троцкистско-зиновьевским блоком».

В руководстве РКП(б) (с 1925 г. – ВКП(б)) в ходе дискуссий оформились три фракции: 1) левые во главе с Л.Д. Троцким выступали за усиление планового хозяйства, за быстрые темпы индустриализации, за наступление на зажиточных крестьян, за ограничение частного капитала; 2) правые (лидер – Н.И. Бухарин), считали, что плановая экономика не должна быть чрезмерно жесткой; выступали за ускоренные темпы индустриализации и вовлечение крестьян в социализм через кооперацию; более терпимо относились к частному капиталу и зажиточным слоям деревни. Кроме того, они стояли на принципах последовательного развития НЭПа на основе методов «гражданского мира» и сохранение внутрипартийной демократии; 3) центр во главе со И.В. Сталиным осуществлял лавирование в зависимости от обстановки в стране между правыми и левыми. Первоначально Сталин поддержал Бухарина и программу правых, затем, во второй половине 1920-хх гг. после поражения Троцкого он принимает программу левых.

Лидеры ВКП(б) второй половины 1920-хх гг.

Первоначально внутрипартийная борьба велась путем дискуссий, но после укрепления личной власти Сталин стал применять к политическим противникам методы административного и судебного воздействия.

В результате острой внутрипартийной борьбы к концу 1920-хх гг. четко обозначились две основные альтернативы дальнейшего экономического развития советского государства: бухаринская (нэповская) и сталинская (антинэповская). Н.И. Бухарин и его сторонники выступали за гармоничное, сбалансированное развитие

Много интересных событий насчитывает история России. 20 век - это новая эпоха в летописи нашего государства. Как начался он с нестабильного положения в стране, так им и закончился. За эти сто лет народ видел и великие победы, и большие поражения, и просчеты руководства страны, и тиранов у власти и, наоборот, простых руководителей.

История России. 20 век. Начало

С чего началась новая эпоха? Казалось бы, у власти Николай Второй, все вроде бы хорошо, но народ бунтует. Чего ему не хватает? Конечно же, фабричного законодательства и решения земельного вопроса. Эти проблемы станут основными причинами первой революции, которая начнется с расстрела у Зимнего дворца. Рабочая демонстрация с мирными целями направлялась к царю, но ее ожидал совершенно иной прием. Первая русская революция закончилась нарушением октябрьского манифеста, и страна вновь погрузилась в неразбериху. Вторая революция привела к свержению единоличного царствования - монархии. Третья - к установлению в стране большевистской политики. Страна превращается в СССР и у власти встают коммунисты: при них государство расцветает, обгоняет по экономическим показателям Запад, становится мощным промышленным и военным центром. Но вдруг война…

История России. 20 век. Испытание войной

За ХХ век было немало войн: это и война с Японией, когда царская власть показала свою несостоятельность в полной мере, и Первая мировая, когда успехи русских солдат были предельно занижены; это внутренняя гражданская, когда страна погрузилась в террор, и Великая Вторая мировая, где советский народ показал патриотизм и отвагу; это и афганская, где погибли молодые ребята, и молниеносная чеченская, где жесткость боевиков не знала предела. История России 20 века была наполнена событиями, но главным из них все же остается ВОВ. Не стоит забывать о Московской битве, когда враг был у ворот столицы; о Сталинградском сражении, когда советские солдаты переломили ход войны; о Курской дуге, где советская техника превзошла мощную «немецкую машину» - все это славные страницы нашей военной истории.

История России. 20 век. Вторая половина и распад СССР

После смерти Сталина начинается ожесточенная борьба за власть, в которой победу одерживает неординарный Н. Хрущев. При нем мы полетели первыми в космос, создали водородную бомбу и чуть не привели весь мир к ядерной войне. Множество кризисов, первый визит в США, освоение целины и кукуруза - все это олицетворяет его деятельность. После был Л. Брежнев, пришедший также после заговора. Его время называют "эпохой застоя", уж очень нерешительным был вождь. Сменившие его Ю. Андропов, а затем К. Черненко мало запомнились миру, а вот М. Горбачев остался в памяти у всех. Именно он «развалил» мощное и сильное государство. Нестабильность положения на рубеже веков сыграла свою роль: как все началось, так и закончилось. Дефолт, лихие 90-е, кризис и дефициты, августовский путч - все это история России. ХХ век - сложный период в становлении нашей страны. От политической нестабильности, от произвола власти мы пришли к сильному государству с сильным народом.

С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом обстоятельств:

Произошел спад революционной волны в Европы.

Окончилась неудачей попытка революционизировать Европу ввязыванием Красной Армии в период советско-польской войны.

Исходя из этого, советское руководство вырабатывает новую модель поведения страны в мире. Эта модель покоилась на двух противоречивых основаниях:

1)принципе пролетарского интернационализма. Согласно ему СССР поддерживал коммунистическое национально-освободительное движение в мире прагматической концепции

2) мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Она подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с западными странами.

В советской внешней политике 20-х гг. идеологические установки постепенно уступали место прагматическому курсу. В результате СССР в основном сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции. Советский Союз официально признали 22 государства разных континентов.

В 1929-1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Кризис ускорил структурную перестройку капиталистической экономики и привел к усилению вмешательства государств в экономику, общественную жизнь.

В условиях мирового кризиса лидерам Коминтерна казалось, что наступает новый период пролетарских революций. Поэтому главным врагом пролетариев они посчитали реформистов. Тем самым был углублен раскол рабочего движения на коммунистическое и социал-демократическое. Когда же в 1933 г. был взят курс на создание широких народных фронтов, было уже поздно -возникли два очага агрессии: фашистская Германия на Западе, милитаристская Япония на Востоке.

Экономический кризис 1929-1933 гг. ускорил подготовку новой мировой войны. Ввиду возрастания военной угрозы Советский Союз в 1935 г. подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией.

В 1936 г. Германия и Япония подписали антикоминтерновский пакт - своеобразный военно-политический союз. Через год к нему присоединилась Италия. После оформления фашистского блока усилились агрессивные действия Германии. В марте 1938 г. Австрия была оккупирована и присоединена к Германии. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав четырех держав: Германии, Англии, Франции, Италии. На ней было подписано соглашение о расчленении Чехословакии: Судетская область переходила к Германии.

В октябре 1938г. Япония захватила Южный Китай, изолировав его от внешнего мира. В мае - августе 1939 г. Япония развязала боевые действия против СССР и Монголии в районе реки Халхин-Гол.

К лету 1939 г. для СССР стала реальной угроза войны на два фронта. В этих условиях перед Советским правительством встала необходимость выработки внешней политики, которая позволила бы предотвратить военное столкновение в столь тяжелой обстановке политической изоляции СССР. Существовало два возможных направления внешнеполитических решений:


Добиваться заключения военного союза с Англией и Францией, что могло бы стать преградой агрессии

Попытаться избежать войны переговорами с Германией, а в случае невозможности хотя бы избежать войны на два фронта, как можно быстрее ликвидировать конфликт на р. Халхин-Гол.

Первое направление стало официально прорабатываться сторонами в августе 1939 г., когда в Москву прибыла совместная англо-французская военная делегация, однако переговоры зашли в тупик и 21 августа закончились безрезультатно.

Второй путь открылся после настойчивых предложений Берлина, начиная с мая 1939 г., заключить договор с Советским Союзом. Советскому руководству было известно, что, наряду с переговорами в Москве, Англия вела секретные переговоры в Берлине. 15 августа в Москве начались переговоры между Молотовым и германским послом Шуленбергом. 23 августа после прилета Риббентропа в Москву СССР и Германия подписали договор о ненападении.

Договор о ненападении между СССР и Германией произвел сильнее впечатление в Японии. Кабинет Хиранумы подал в отставку. В апреле 1940 г. Япония заключила с СССР договор о нейтралитете.

Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность:

1) неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и 2) исповедовать православную веру.

Будучи преемником и наследником византийского императора, царь-самодержец, согласно СЗРИ, получал власть непосредственно от Бога. Поэтому любое покушение на верховную власть императора или его отказ хотя бы от части своих прерогатив считались святотатством. Конечно, самодержавие могло проводить реформы сверху, но в его намерения никогда не входило создание какого-либо конституционного органа, т.к. он неизбежно стал бы оплотом организованной оппозиции. В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат. Государственный Совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Мнения, высказываемые членами Совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы решений государя. Исполнительный орган самодержавного государства - Совет Министров - имел также консультативные функции. Что же касается Сената, то к рассматриваемому периоду он фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного Суда. Сенаторы, назначаемые почти всегда пожизненно самим государем, должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах. Как и в прошлом, высшие государственные чиновники в подавляющем большинстве были потомственными дворянами. Дворянская аристократия также занимала ключевые должности в провинции, и прежде всего пост губернатора. Сохраняли свое влияние на местах и дворянские собрания, представлявшие собой одновременно выборный орган дворянского самоуправления и основное звено административной системы.

Единственное значительное изменение данного института затрагивало его состав, неуклонно падал удельный вес представителей помещиков и, параллельно, увеличивалось представительство дворянства, избравшего путь государственной службы или предпринимательства. Помещики оставались очень консервативной и по-прежнему влиятельной (хотя и неуклонно терявшей свое влияние) силой. Между ними и верхушкой чиновничества наблюдалась взаимная неприязнь. По мнению помещиков чиновничество (большинство представителей которого принадлежали к дворянскому сословию) переродилось "в класс внесословных интеллектуалов", став "непреодолимой стеной, которая разделила монарха и его народ". Даже робкие попытки высшего чиновничества провести необходимую модернизацию России (не в последнюю очередь с целью самосохранения дворянства как класса) встречали неизменно резкий отпор консервативной и недальновидной помещичьей среды. Совершенно отстранена от политической власти была набиравшая силу русская буржуазия. Смерть жесткого консерватора Александра III и восшествие на престол Николая II (1894 - 1917) пробудило надежды тех, кто по-прежнему стремился к таким реформам, как отделение религии от государства, гарантии основных свобод, наличие выборных органов власти. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ 60-х - 70-х гг. Однако, 29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически оказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их "бессмысленными мечтаниями", заявил: "Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель". На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие. Социальная база самодержавия медленно, но неуклонно сокращалась. Однако Николай II этого не понимал.

Особенности экономического развития. Деятельность С.Ю. Витте

Подобно тому, как политическая система Российской империи значительно отличалась от западной, свою специфику имело и развитие капитализма. Понимая, что развитие промышленности необходимо для поддержания должного уровня боеготовности армии, правительство с очень большим опасением смотрело на социальные последствия индустриализации - возрастание роли буржуазии и появление пролетариата. Соперничество с европейскими державами вынуждало русское самодержавие создавать широкую сеть железных дорог и финансировать тяжелую промышленность. Таким образом, железнодорожное строительство (только за период с 1861 по 1900 г. было построено и введено в эксплуатацию51 600 км железных дорог, причем 22 тыс. из них были введены в эксплуатацию в течение одного десятилетия, с 1890 по 1900 г.) дало значительный импульс развитию всей экономики в целом и превратилось в движущую силу индустриализации России. Однако в течение трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом относительно скромным (2,5 - 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьезным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырье и оборудование для строительства железных дорог. На пути к реальным переменам стояли два основных препятствия: первое - слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленные крайне низкой покупательной способностью народных масс, в особенности крестьянства; второе - нестабильность финансового рынка и слабость банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений. Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства. Она приняла конкретные формы в 1880-е гг., а в полную меру проявилась в 1890-е гг. Продолжая дело, начатое его предшественниками Михаилом Х. Рейтерном, Николаем Х. Бунге и Иван А. Вышнеградским, Сергей Юльевич Витте, министр финансов с 1892 по 1901 гг., сумел убедить Николая II в необходимости проведения последовательной программы развития промышленности. Эта программа предполагала резкое усиление роли государства в экономике, значительную поддержку национальной промышленности (как казенной, так и, прежде всего, частной) и состояла из четырех основных пунктов:

1) жесткая налоговая политика, которая, будучи весьма льготной для промышленности, требовала значительных жертв со стороны городского, а в особенности сельского населения. Тяжелое налоговое обложение крестьянства, постоянно растущие косвенные налоги на товары широкого потребления (в первую очередь государственная винная монополия - 1894 г.) и другие меры гарантировали в течение 12 лет бюджетные излишки и позволили высвободить необходимый капитал для вложения в промышленное производство и размещение государственных заказов на промышленных предприятиях (т.о. основными плательщиками налогов стали не предприниматели, а население);

2) строгий протекционизм, который оградил начавшие развиваться секторы отечественной промышленности от иностранной конкуренции;

3) денежная реформа (1897 г.), гарантировавшую стабильность финансовой системы и платежеспособность рубля. Была введена система единого обеспечения рубля золотом, его свободная конвертируемость, жесткая упорядоченность права эмиссии - в результате золотой рубль на рубеже веков превратился в одну из устойчивых европейских валют. Реформа также повлияла на расширение иностранных капиталовложений, чему в немалой мере способствовало развитие банковского дела, причем некоторые банки приобрели первостепенное значение (например, Русский банк для внешней торговли, Северный банк, Русско-Азиатский банк).

4) привлечение иностранного капитала. Оно производилось либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия (иностранные фирмы в России, смешанные предприятия, размещение русских ценных бумаг на европейских биржах, и т.д.), либо в виде государственных оп! ционных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском, но главным образом на французском рынках ценных бумаг. Доля иностранного капитала в акционерных обществах, по разным источникам, варьируется от 15 до 29% от общего капитала. На самом деле более показательными представляются суммы капиталовложений по отраслям и странам за десятилетие с 1890 по 1900 г. Наибольшее количество иностранных инвестиций шло в угольную промышленность и металлургию, а среди иностранных инвесторов составляли большинство французы и бельгийцы, им принадлежало 58% капиталовложений, в то время как немцы владели всего 24%, а англичане - 15%. К концу XX в. приток иностранного капитала стал массовым явлением.

Такое положение, естественно, привело к серьезной политической полемике, особенно в 1898-1899 гг., между Витте и теми деловым кругами, которые успешно сотрудничали с иностранными фирмами с одной стороны, и с другой - такими министрами, как Михаил Н. Муравьев (МИД) и Алексей Н. Куропаткин (Военное министерство), поддержанными помещиками. Витте стремился ускорить процесс индустриализации, который позволил бы Российской империи догнать Запад. Противники Витте считали, что опора на заграницу неизбежно ставила Россию в подчиненное положение к иностранным инвесторам, а это, в свою очередь, создавало угрозу национальной безопасности. В марте 1899 г. Николай II решил спор в пользу Витте. Последний убедил царя в том, что стабильность политической власти в России гарантировала ее экономическую независимость. ("Только разлагающиеся нации могут бояться закрепощения их прибывающими иностранцами. Россия не Китай!").

Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии 1890-х гг. Однако вскоре обнаружились и связанные с ним проблемы: стоило в последние месяцы 1899 гг. произойти свертыванию иностранных инвестиций в связи с мировым экономическим кризисом, как тут же появились затруднения с получением новых кредитов и в российских банках и их вздорожание. Как следствие наступил кризис в горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности, контролируемой в значительной степени иностранным капиталом или выполняющей государственные заказы. Все же результаты экономической политики Витте были впечатляющими. За тринадцать лет (1887 - 1900 гг.) занятость в промышленности увеличивалась в среднем на 4,6% в год, Общая протяженность железнодорожной сети удвоилась за двенадцатилетний срок (1892-1904 гг.). За эти годы было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что значительно упростило дальнейшее освоение региона, были проложены новые железнодорожные ветки, имеющие скорее стратегическое, нежели экономическое, значение. Так, например, строительство ветки Оренбург - Ташкент, запланированное по соглашению с правительством Франции в тот период, когда вследствие инцидента в Фашоде (Судан) испортились отношения между Францией и Британией, имело единственной целью обеспечить связь между европейской частью России и Средней Азией в предвидении возможных совместных военных действий против британских колоний.

"Железнодорожная лихорадка" способствовала развитию надежной современной металлургической промышленности с высокой концентрацией производства (13 промышленных рабочих была занята на 2% предприятий). За 10 лет производство чугуна, проката и стали утроилось. Добыча нефти увеличилась в пять раз, а Бакинский регион, освоение которого развернулось с 1880 г., к концу 1900 г. давал половину мировой добычи нефти. Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных заводов. Он на тридцать лет вперед определил лицо промышленной карты России. Центральный регион вокруг Москвы приобрел еще большее значение, так же как и район вокруг Санкт-Петербурга, где сосредоточились такие промышленные гиганты, как Путиловские заводы, насчитывавшие более 12 тыс. рабочих, металлургические и химические предприятия. Урал же, напротив, пришел к то му времени в окончательный упадок из-за своей социальной и технологи ческой отсталости. Место Урала заняла Новороссия. Разработка запасов железной руды Криворожья и каменного угля в Донбассе позволили ей выйти на одно из первых мест в империи по темпам экономического развития. В районе Лодзи (Польша) примерно в равной пропорции были представлены тяжелая и перерабатывающая промышленность. В портовых городах Балтики (Рига, Ревель, Санкт-Петербург) развивались отрасли промышленности, для которых требовалась рабочая сила более высокой квалификации, такие как точная механика, электрооборудование, военная промышленность. В портах Причерноморья развивалась химическая и особенно пищевая промышленность. Многоотраслевой стала промышленность Москвы. По-прежнему ведущим оставалось текстильное производство в районе верхнего течения Волги. Небывалый подъем экономики в конце XIX в. способствовал накоплению капиталов, но одновременно с этим и появлению новых социальных прослоек с их проблемами и запросами, чуждыми самодержавному обществу. Он породил, тем самым, серьезный дестабилизирующий фактор в этой жесткой и неподвижной политической системе.

Дальнейшему развитию страны мешал низкий уровень промышленного потребления сельского населения, и неразвитый потребительский рынок в городе. Развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком. Основным противоречием развития экономики страны стал колоссальный разрыв между сельским хозяйством с его архаичными способами производства и промышленностью, опирающейся на передовую технологию. Россия стала страной с многоукладной экономикой. Одним из последствий экономического развития 1890-х гг. стало образование промышленного пролетариата. Ленин считал, что пролетарское и полупролетарское население города и деревни достигало 63,7 млн. человек, однако это явное преувеличение. В действительности же количество рабочих, занятых в различных отраслях сельского хозяйства, промышленности и торговли, не превышало 9 млн. Что же касается рабочих в строгом (европейском) смысле слова,! их насчитывалось всего 3 млн. Тем не менее, чрезвычайно высокий уровень промышленной концентрации способствовал возникновению подлинного рабочего класса. Русский пролетариат был молодым, с ярко выраженным разделением между небольшим ядром квалифицированных рабочих и подавляющим большинством недавних выходцев из деревни, не отличавшихся высокими профессиональными навыками и не утративших связь с родной деревней. Это разделение четко ощущалось самими рабочими и препятствовало их объединению для борьбы за свои права. Отличительной чертой русского пролетариата был невысокий удельный вес т.н. "рабочей аристократии", настроенной достаточно умеренно. Около трети рабочих жили за пределами традиционных промышленных центров: вокруг изолированно стоящих заводов, вдоль путей сообщения, либо неподалеку от источников энергоснабжения.

Как известно, еще в царствование Александра III в России появились зачатки рабочего законодательства, однако в целом условия труда и быта рабочих оставались крайне тяжелыми. Нерешенность и острота рабочего вопроса проявилась в серии стачек, наиболее значительной из которых была стачка в мае-июне 1896 г. 35 тысяч работников текстильной промышленности С.-Петербурга. Они выдвигали чисто экономические и социальные требования. Правительство, испугавшись размаха и длительности забастовки, пошло на уступки, в июне 1897 г. рабочий день был ограничен 11,5 часами, обязательным выходным днем было объявлено воскресенье. Однако, подобно предыдущим этот закон плохо соблюдался, а у правительства не было достаточных сил и возможностей для того, чтобы контролировать предпринимателей, категорически противившихся какому бы то ни было вмешательству властей в их отношения с рабочими. В принципе все виды рабочих объединений и профсоюзов были запрещены. Однако, чтобы предупредить возможные контакты между рабочими и агитаторами, власти решили создать официальные профсоюзы, которые получили название зубатовских по имени Сергея В. Зубатова, перешедшего, подобно многим бывшим революционерам, на службу в царскую! охранку, а с 1896 г. возглавившего Московское охранное отделение. Идея Зубатова была проста и полностью соответствовала самодержавной идеологии, согласно которой царь-батюшка являлся естественным защитником рабочего люда. Поскольку забастовки и всякие другие формы рабочего движения не разрешались, правительству надлежало самому взять в руки заботу о "законных" (т.е. экономических) интересах трудящихся.

Таким образом, власти стремились укрепить традиционные верноподданические настроения в рабочей среде и избежать постепенного перерастания борьбы рабочих за свои права в революционную борьбу против существующего строя, направив их недовольство против частных предпринимателей. Существование зубатовских профсоюзов (особенно влиятельных в Москве, где они почти полностью монополизировали влияние на рабочих) стало причиной острого конфликта между Министерством финансов (С.Ю. Витте) и МВД (В.К. Плеве) Исходя из стремления обеспечить высокие темпы экономического роста Витте категорически протестовал против поддержки государством рабочих организаций в любом их виде. Плеве, в свою очередь, видя свою задачу прежде всего в искоренении революционных настроений долгое время видел в "зубатовщине" чуть ли не панацею. В действительности организации подобного рода оказались обоюдоострым оружием, ибо с одной стороны они восстанавливали против правительства промышленников, а с другой - прививали рабочему классу зачатки организованности, так, что в критической ситуации объединенные в "зубатовском" профсоюзе рабочие могли выйти из под контроля властей и использовать организационную форму официального профсоюза для борьбы с властями. Такие случаи отмечались, в частности на Украине в 1903 г. Недостаточная эффективность зубатовских организаций вызвала конфликт их основателя с министром внутренних дел Плеве и в том же 1903 г. Зубатов подал в отставку. Однако его организации распущены не были. В рабочей среде к началу XX в. накопился огромный потенциал недовольства существующим положением вещей.

Вместе с тем, вплоть до 1905 г. контакты между рабочей средой и профессиональными революционерами были весьма ограничены. Реформа 1861 г. освободила крестьян лишь с юридической точки зрения, не дав им экономической независимости. Юридические меры подчинения исчезли, однако экономическая зависимость крестьян от помещика сохранилась и даже усилилась. Из-за значительного прироста крестьянского населения (на 65% за 40 лет) все более острым становился недостаток земли (хотя и в это время земельные наделы русских крестьян были больше, чем у их собратьев в Европе!). 30% крестьян составили "излишек" населения, экономически ненужный и лишенный занятости. К 1900 г. средний надел крестьянской семьи снизился до двух десятин, это было намного меньше того, что она имела в 1861 г (тогда это был едва ли не минимальный возможный надел). Положение усугублялось отсталостью сельскохозяйственной техники. 13 крестьянских дворов была безлошадной, еще 13 имела всего одну лошадь. Неудивительно, что русский крестьянин получал самые низкие урожаи зерновых в Европе (5 - 6 ц. с га, тогда как в Западной Европе в среднем - 20-25). Обнищание крестьянского населения усугублялось усилением налогового гнета. Налоги, за счет которых в значительной мере шло развитие промышленности, ложились на крестьянство тяжелым бременем. В условиях падения цен на зерно (вдвое за 1851 - 1900 гг.) и роста цен на землю и арендной платы нужда в наличных деньгах для уплаты налогов вынуждала крестьянина продавать часть необходимой для собственного потребления сельскохозяйственной продукции. "Мы будем меньше есть, но будем больше экспортировать", - заявил в 1887 г. министр финансов Вышнеградский.

Четыре года спустя в перенаселенных черноземных губерниях страны разразился страшный голод, унесший десятки тысяч жизней. Он вскрыл всю глубину аграрного кризиса. Голод вызвал возмущение интеллигенции, способствовал мобилизации общественного мнения, потрясенного неспособностью властей предотвратить эт у катастрофу, тогда как страна экспортировала ежегодно пятую! часть у рожая зерновых. Находясь в зависимости от устаревшей сельскохозяйственной техники, от власти помещиков, которым они продолжали выплачивать высокую арендную плату и вынуждены были дешево продавать свой труд, крестьяне в большинстве своем терпели еще и мелочную опеку общины. Община устанавливала правила и условия периодического перераспределения земель (в строгой зависимости от количества едоков в каждой семье), календарные сроки сельских работ и порядок чередования культур, брала на себя коллективную ответственность (до 1903 г., отменена по инициативе Витте) за выплату налогов и выкупных платежей каждого из своих членов. Община решала, выдать или нет паспорт крестьянину, чтобы он мог покинуть насовсем или на время свою деревню и искать работу в другом месте. Чтобы стать полным собственником, крестьянину надо было не только полностью рассчитаться за землю, но и получить согласие не менее двух третей членов своей общины. Существование общины почти полностью затормозило экономическое развитие деревни, тем не менее она сохранялась, поскольку считалась гарантом политической стабильности в крестьянской среде.

Сохранение общинных традиций имело также другие последствия - оно задержало процесс социального расслоение в деревне. Чувство солидарности, принадлежности к общине мешало зарождению классового сознания у крестьян, тем самым тормозился процесс пролетаризации самых обездоленных. Даже после переселения в город крестьяне-бедняки, ставшие рабочими, не теряли полностью связь с деревней, по крайней мере в течение одного поколения. За ними сохранялся общинный надел и они могли вернуться в деревню на время полевых работ. (Однако начиная с 1900 г. практика эта заметно сократилась, особенно среди петербургских и московских рабочих, которым удалось перевезти в город и свои семьи.) В противовес этому общинные традиции замедлили экономическое раскрепощение и наиболее богатого сельского населения, кулаков, хотя, конечно, кулачество начало выкупать земли, брать в арену инвентарь, использовать на сезонных работах батраков,! давать им деньги в долг.

Расширение железнодорожной сети должно было активизировать товарообмен, что привело бы к значительному увеличению городского потребительского рынка. Однако большинство русских городов все еще было слишком слабо развито в экономическом отношении и, как следствие, бедно. Поэтому сельским производителям (кулакам) зачастую просто некому было продавать свою продукцию. На рубеже веков в России, по существу, не существовало того слоя общества, который можно было бы назвать деревенской буржуазией. В деревне бытовало совершенно особое отношение к собственности на землю, объяснявшееся общинным укладом. Они были твердо убеждены, что земля не должна принадлежать никому, будучи не предметом собственности, а скорее изначальной данностью их окружения, подобно, например, солнцу. Такого рода представления толкали крестьян на захват господских земель, лесов, помещичьих пастбищ и т. д. Наследие прошлого также ощущалось в консервативном мышлении землевладельцев. Помещик не стремился внедрять технические усовершенствования, которые увеличили бы производительность труда: рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно, так как крестьянское население постоянно росло; кроме того, помещик мог использовать примитивный инвентарь самих крестьян, привыкших к барщине. Имелись, конечно, и некоторые исключения, в основном на окраинах - в Прибалтике, Причерноморье, в степных районах юго-востока, в тех местностях, где давление общинного уклада и пережитки крепостничества были слабее. Поместное дворянство постепенно приходило в упадок из-за непроизводительных расходов, которые в конечном итоге привели к переходу земли в руки других социальных слоев. Однако процесс проходил достаточно медленно и не решал острейшей проблемы крестьянского малоземелья.

Хронология истории России в XX-м веке включает в себя массу печальных и трагических проишествий.
Так, коронация последнего императора Российской Империи Николая II, прозванного в народе «царём-тряпкой», начинается с катастрофической давки на Ходынском поле, приведшей к многочисленным жертвам. После прихода к власти в 1894 году, в 1904-м он начинает «маленькую победоносную» войну с Японией, в последствии позорно проигранную Российской стороной. В 1914 году Россия вступает в Первую Мировую Войну, которая в дальнейшем окажет на страну самое катастрофическое влияние.

Уже в 1917 году осуществляется Октябрьская революция, в ходе которой император отказывается от трона, а в 1918 году, по распоряжению большевиков, расстреливается, вместе со всей царской семьёй.

Воздвигнутое в ходе революции правительство страны, под руководством Ленина, заключает со странами-участниками конфликта Брестский мир, под тяжкими и даже грабительскими для страны условиями, и таким образом РСФСР выходит из войны.
Некоторые части населения страны и даже целые регионы выступают против большевистской власти. Наступает гражданская война между сторонниками советского правительства и их оппонентами. Эта война полностью развалила остатки и без того слабой после участия в ПМВ экономики страны.
Страна фактически лежала в руинах, преобладал массовый голод и увеличение преступности. В данных обстоятельствах Владимир Ленин начинает программу по восстановлению экономики страны после тяжелейшего послевоенного упадка — так же известную как НЭП (Новая Экономическая Политика). В данный же период, в 1922 году, образуется государство СССР, в которое поначалу входили четыре республики.

В 1922 г, когда Владимир Ленин уже был неспособен управлять делами государства из-за болезни, государство возглавляет Иосиф Сталин. Он запускает несколько масштабнейших государственных программ, таких как индустриализация и коллективизация, с целью проведения крупнейших экономических преобразований в стране в кратчайшие сроки, и переводит экономику страны на полное государственное регулирование.
С 1934 года Сталин проводит массовые внутрипартийные чистки, апогей которых приходится на 1937 г. было Репрессировано абсолютное большинство оппозиционных группе Сталина деятелей, в т.ч. революционных прокоммунистических лидеров.

В 1941 г. начинается масштабнейший военный конфликт за всю историю России в двадцатом веке — Великая Отечественная Война, продлившаяся четыре года, закончившаяся победой СССР и военной капитуляцией Германии. Советский Союз при этом потерял более 27 миллионов человек.

Несмотря на то, что Советский Союз больше всех пострадал от Второй Мировой войны, он полностью восстановил экономику страны менее чем за десять лет.
Середина двадцатого столетия - это период управления СССР Никитой Хрущевым, а так же время очередного критического конфликта, теперь уже с Соединёнными Штатами. После окончания WW2 наступает крупнейшее перестраивание мировых связей, основное участие в которых принимали как раз СССР и США, что известно как «холодная война», а после «Карибского кризиса» мир едва не был поставлен на порог ядерной катастрофы,
Во время управления страной Михаилом Горбачёвым начинается период перестройки - крупнейших изменений во всех сферах внешней и внутренней политики СССР.

В 1991 году Советский Союз распадается, образуется новое государство — Российская Федерация, президентом которой избирается Борис Николаевич Ельцин.
20-й век для России завершается чеченскими войнами, дефолтом, девальвацией рубля, а так же избранием Владимира Путина в 1999-м году.