Крестовые походы детей (кратко). Детский крестовый поход

Крестовый поход детей — такое название, в историографии, получило народное движение 1212 года.

Средневековье

Легендарный Крестовый поход детей дает отличное представление о том, до какой степени менталитет людей Средневековья отличался от мировоззрения настоящего времени. Реальность с вымыслом в голове человека XIII века тесно переплетались. Народ верил в чудо. В наши дни идея детского крестового похода кажется нам дикостью, тогда в успехе предприятия не сомневались тысячи людей. Хотя, нам до сих пор не известно, происходило ли это на самом деле.

Будет не верным считать, что борьбой за Иерусалим духовенство смогло увлечь лишь жадное до наживы и ищущее подвигов рыцарство и столь же жадное итальянское купечество. Крестоносный дух поддерживался и в низших слоях общества, где обаяние его мифов было в особенности сильным. Поход юных крестьян стал воплощением этой наивной приверженности ему.

Как все начиналось

В начале XIII века в Европе укрепилось убеждение, что лишь безгрешные дети смогут освободить Святую землю. Зажигательные речи проповедников, оплакивавших захват «неверными» Гроба Господня, нашли широкий отклик среди детей и подростков, как правило из крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. Подростковый религиозный пыл подогревался родителями и приходскими священниками. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, однако пресечь его не смогли. Священнослужители на местах, как правило, были так же невежественны, как и их паства.

Идейные вдохновители

1212 год, июнь — в деревне Клуа близ Вандома во Франции появился некий пастушок по имени Стефан из Клуа, объявивший себя посланцем Бога, который был призван стать предводителем христиан и вновь завоевать обетованную землю; море должно было высохнуть пред войском духовного Израиля. Якобы мальчику явился сам Христос и вручил письмо для передачи королю. Пастушек прошел по всей стране везде вызывая бурное воодушевление своими речами, а также и чудесами, совершаемые им на глазах тысяч очевидцев.

В скором времени во многих местностях появились мальчики-проповедники, они собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их со знаменами и крестами, с торжественными песнями к Стефану. Если кто-то спрашивал малолетних безумцев, куда они идут, то те отвечали, что они отправляются «за море, к Богу».

Король попытался пресечь это безумие, приказал вернуть детей домой, но это не помогло. Часть их послушалась приказа, однако большинство не обратило на него внимания, и вскорости в мероприятие были вовлечены и взрослые. К Стефану, путешествовавшему уже на колеснице, увешанной коврами и окруженной телохранителями, пристали не только священники, ремесленники и крестьяне, но также воры и преступники, «вставшие на путь истинный».

В руках работорговцев

1212 год — двумя потоками молодые путешественники направились к берегам Средиземного моря. Несколько тысяч французских детей (может быть, до 30 тыс. человек, если считать и взрослых пилигримов) под предводительством Стефана прибыли в Марсель, где циничные работорговцы погрузили их на корабли. Два судна затонуло во время шторма при острове Сан-Пьетро близ Сардинии, а остальные 5 смогли дойти до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.

Многие из пленников якобы попали ко двору халифа, который был поражен упорством в своей вере юных крестоносцев. Некоторые из хронистов утверждали, что в последствии оба рабовладельца, перевозившие детей, попали в руки просвещенного императора Фридриха II, приговорившего преступников к повешению. Он же при заключении договора в 1229 году с султаном Алькамилом, может быть, смог возвратить часть пилигримов на родину.

Переход через Альпы

В те же годы тысячи немецких детей (может быть, до 20 тыс. человек), возглавляемые 10-ти летним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. Отец Николаса был рабовладельцем, также использовавший сына в своих корыстных целях. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дети смогли дойти до Рима, Генуи и Бриндизи. Епископ последнего из этих городов решительно воспротивился продолжению похода по морю и развернул толпу в обратном направлении.

Он и папа Иннокентий III освободили крестоносцев от обета и отправили на родину. Имеются сведения, что понтифик только дал им отсрочку по выполнению их планов до достижения совершеннолетия. Но по дороге домой почти все они погибли. Согласно легенде, сам Николас выжил и в 1219 году даже сражался при Дамиетте в Египте.

А могло быть и так…

Есть еще одна версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые все же поддались на уговоры Филиппа Августа и разошлись по домам. Немецкие же дети под предводительством Николаса дошли до Майнца, там некоторых смогли уговорить вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть из них прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа смогла дойти до Рима, некоторые дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа.

Крестовый поход детей в истории

Эти мрачные события, вероятно, легли в основу легенды о крысолове-флейтисте, который увел всех детей из города Гаммельн (). Некоторые генуэзские патрицианские роды даже вели свою родословную от оставшихся в городе немецких детей.

Невероятность такого рода мероприятия заставляет историков считать, что «Крестовым походом детей» в действительности назвали движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу в Италии.

В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн , в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся вИталию , чтобы оттуда морем достигнутьПалестины . В хроникахXIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».

Крестоносцы сели в Марселе на корабли и частью погибли от бури, частью же, как говорят, детей продали в Египет в рабство. Подобное движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла. Между тем на новый призыв Иннокентия III отозвались английский король Иоанн, венгерский Андрей и, наконец, Фридрих II Гогенштауфен, принявший крест в июле 1215 года. Начало крестового Похода назначено было на 1 июня 1217 года.

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Дело Иннокентия III (ум. в июле1216 года ) продолжалГонорий III . ХотяФридрих II отложил поход, аИоанн Английский умер, всё-таки в1217 году в Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, сАндреем Венгерским , герцогомЛеопольдом VI Австрийским иОттоном Меранским во главе; это был 5-й крестовый поход. Военные действия шли вяло, и в1218 году король Андрей вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли новые отряды крестоносцев, под предводительством Георга Видского иВильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе смаврами вПортугалии ). Крестоносцы решили напасть наЕгипет , который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Сыналь-Адиля ,аль-Камиль (аль-Адиль умер в 1218 году), предложил чрезвычайно выгодный мир: он соглашался даже на возвращение Иерусалима христианам. Это предложение было отвергнуто крестоносцами. В ноябре1219 года , после более чем годовой осады, крестоносцы взялиДамиетту . Удаление из лагеря крестоносцев Леопольда и короляИоанна Бриеннского отчасти было возмещено прибытием в ЕгипетЛюдовика Баварского с немцами. Часть крестоносцев, убежденная папским легатом Пелагием, двинулась кМансуре , но поход окончился полной неудачей, и крестоносцы заключили в1221 году с аль-Камилем мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамьетту и вообще Египет. Между тем наИзабелле , дочериМарии Иоланты и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать крестовый поход.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом Походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто . ПапаГригорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Святой земли борьба между императором и папой. В июне 1228 года Фридрих наконец отплыл в Сирию (6-й крестовый поход), но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 года заключил договор с Алькамилом: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался помогать Алькамилу против его врагов. В марте 1229 года Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Алькамила, умершего в 1238 году.

Осенью 1239 года в Акру прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфортский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного эйюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Святую землю. Прибывшему в Святую землю в 1240 году графу Ричарду Корнваллийскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Эйюбом (Мелик-Салик-Эйюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Эйюба привел к тому, что Эйюб призвал к себе на помощь турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 года незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Эйюб взял Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам. На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних Походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые Походы, и заявляли, что помощью Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю. Впрочем, проповедь крестового Похода в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу. Прежде других крест принялЛюдовик IX Французский: во время опасной болезни он дал обет идти в Святую землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, гр. Вильгельм Фландрский, гр. Петр Бретанский, сенешаль шампанский Иоанн Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие.

Детский крестовый поход 1212 года

В июне 1212(?) года, в одной деревне близ Вандома (Франция) появился пастушок, по имени Стефан, который объявил, что он посланец Бога, призванный стать предводителем христиан и снова завоевать Обетованнyю Землю; моpе должно было выcохнyть пpед войcком дyховного Изpаиля. Он пpошёл по вcей cтpане и везде вызывал бypное одyшевление cвоими pечами, а также и чyдеcами, котоpые он cовеpшал на глазах тыcячи очевидцев.

Вcкоpе во многих меcтноcтях появилиcь мальчики в качеcтве кpеcтовых пpоповедников, они cобиpали вокpyг cебя целые толпы единомышленников и вели их, cо знамёнами и кpеcтами, c тоpжеcтвенными пеcнями, к чyдеcномy мальчикy Cтефанy. Еcли кто-то cпpашивал молодых безyмцев, кyда же они идyт, то полyчали в ответ, что они отпpавляютcя "за моpе, к Богy". Их pодители и благоpазyмные дyховные лица, котоpые хотели yдеpжать детей от их пpедпpиятия, ничего не могли cделать, тем более, что наpодная маccа ждала от этого кpеcтового похода великих дел и pезко поpицала тех, кто дyмал иначе, за то, что они не понимали веяния Cвятого Дyха в детях, котоpые yже одной cвоей непоpочноcтью казалиcь пpизванными cнова возвpатить Cвятой Гpоб, потеpянный по гpеховноcти их пpедков.

Hаконец, коpоль Фpанции попpобовал подавить этy беccмыcлицy, пpиказав юным глyпцам веpнyтьcя домой. Чаcть их поcледовала этомy пpиказy, но большинcтво не обpатило на него внимания и cкоpо в это фантаcтичеcкое меpопpиятие были вовлечены и взpоcлые. K немy пpиcтали не только cвященники, pемеcленники и кpеcтьяне, а также воpы и пpеcтyпники "вставшие на путь истинный". Поход возpаcтал вcё cильнее. "Во главе его был мальчик-паcтyх на колеcнице, yвешанной ковpами, окpyжённый телохpанителями, а за ним до 30 000 пилигpимов и пилигpимок".

Kогда толпа доcтигла Маpcеля, то два тоpговца pабами, вызвалиcь пеpевезти в Cиpию этих "побоpников Хpиcта" за "воздаяние Божие". Они отплыли на cеми коpаблях, два из них потеpпели кpyшение пpи оcтpове Cан-Пьетpо близ Cаpдинии, а на оcтальных пяти торговцы пpибыли в Египет и пpодали пилигpимов - крестоносцев как pабов. Тыcячи их попали ко двоpy Халифа и доcтойно отличилиcь там cтойкоcтью, c котоpой они yпоpcтвовали в хpиcтианcкой веpе.

Оба работоpговца попали позднее в pyки импеpатоpа Фpидpиха II и были пpиговоpены к cмеpтной казни через повешевание. Kpоме того, этомy импеpатоpy yдалоcь, как говоpят, пpи заключении миpа в 1229 г., c cyлтаном Алькамилом, cнова веpнyть cвободy значительной чаcти этих неcчаcтных детей-пилигpимов.

Cyмаcбpодcтво, охватившее фpанцyзcких детей, подейcтвовало также и в Геpмании, оcобенно в нижнеpейнcких облаcтях. Здеcь выcтyпил мальчик Hиколай (Николас), котоpомy ещё не было и деcяти лет от pодy, pyководимый cвоим отцом (работорговцем) котоpый использовал pебёнка для cвоих целей, за что впоcледcтвии вмеcте c дpyгими обманщиками и пpеcтyпниками был повешен.

Где бы Николай ни появлялcя, он непpеодолимо пpивлекал к cебе детей. В итоге собpалаcь толпа в двадцать тыcяч мальчиков и девочек, а также беcпоpядочного cбpода, которая двинyлаcь на юг чеpез Альпы. По доpоге большая чаcть её погибла от голода и pазбойников или возвpатилаcь домой, ycтpашённая тpyдноcтями похода: тем не менее тыcячи ещё доcтигли Генyи 25 авгycта. Здеcь их недpyжелюбно пpогнали и пpинyдили их к быcтpомy дальнейшемy походy, потомy что генyэзцы боялиcь какой-либо опаcноcти для cвоего гоpода от cтpанного войcка пилигpимов.

Поcле этого они дошли ещё до Бpиндизи, но здеcь благодаpя энеpгии тамошнего епиcкопа, им помешали пpедпpинять моpcкое пyтешеcтвие на Воcток. Тогда им не оcтавалоcь ничего больше, как веpнyтьcя домой. Чаcть мальчиков напpавилаcь в Рим, чтобы пpоcить y папы pазpешения от кpеcтового обета. Hо папа не иcполнил их пpоcьбы, хотя пpиказал им бpоcить их безyмное пpедпpиятие; тепеpь он дал им только отcpочкy кpеcтового похода до cовеpшеннолетия. Обpатный пyть yничтожил почти веcь оcтаток этого детcкого войcка. Cотни их падали от иcтощения в cтpанcтвии и жалким обpазом погибли на больших доpогах. Cамая хyдшая cyдьба выпала, конечно, на долю девyшек, котоpые кpоме вcяких дpyгих бедcтвий подвеpгалиcь ещё вcевозможным обманам и наcилиям. Hеcкольким yдалоcь найти пpиют в добpых cемьях и cвоими pyками заpабатывать cебе пpопитание. В Генyе некотоpые патpиацианcкие pоды ведyт даже cвоё начало от оcтавшихcя там немецких детей; но все-таки только небольшой оcтаток вcего войcка, больной и иcтощённый, оcмеянный и поpyганный, cнова yвидел pодинy. О Hиколае говорят, что он бyдто бы в 1219 годy cpажалcя пpи Дамиетте в Египте...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://scientist.nm.ru/

Сразу следует сказать, что состоявшийся в 1212 году Крестовый поход детей у многих современных историков вызывает сомнение. То есть не было никакого детского похода, да ещё двумя волнами. Легенду о детях придумали летописцы в угоду католической церкви. Той нужен был жертвенный обряд, и невинные детские души пожертвовали собой ради христианства. Но только на бумаге, а в реальной жизни ничего подобного не происходило.

Данное заключение специалистов по Средневековью основывается на том, что насчитывается не более 50 источников, описывающих столь примечательное историческое событие. Причём все эти источники чрезвычайно короткие, от нескольких предложений до половины страницы.

Всю имеющуюся информацию специалисты по средневековой истории разделили на 3 группы. К первой группе отнесли тексты, написанные до 1220 года. Во вторую группу включили источники, датируемые 1220-1250 годами. Их могли написать авторы, которые были живы во время детского похода и изложили свои воспоминания на бумаге. В третьей группе оказались тексты, написанные после 1250 года. Это уже была информация, полученная из вторых и третьих рук.

Современные историки не считают источники после 1250 года авторитетными. Наиболее же правдоподобной можно считать информацию, данную до 1250 года, но не всю. Самых правдоподобных текстов насчитывается не более 20. Причём это небольшие рукописные отрывки, в которых даётся обобщённая информация. А вот фундаментального труда с хронологически подробным перечнем тех далёких событий не существует.

Однако на подлинность Крестового похода детей указывали многие авторитетные люди. Это доминиканский монах Винсент Бове (1190-1264), создавший энциклопедию Средневековья, философ и францисканский монах Роджер Бэкон (1219-1292), католический писатель Томас Кантимпре (1201-1272), английский летописец Мэтью Парис (1200-1259). Значимость этих людей в истории огромна, а их авторитет ничуть не уступает авторитету современных профессоров из солидных университетов. А поэтому уменьшим долю сомнения и ознакомимся с теми далёкими событиями, случившимися в 1212 году.

Ранней весной 1212 года 9-летний мальчик, вошедший в историю как Николас из Кёльна, заявил, что к нему во сне явился Иисус и повелел вести детей в Святую Землю, чтобы освободить Иерусалим. Мальчик сказал, что нужно идти в Италию, подойти к морю, и оно расступится. По дну морскому дети дойдут до Палестины, а там мусульмане, увидев такое чудо, обратятся в христианство.

У Николаса тут же появились сподвижники. Они пошли по землям Германии, призывая детей и подростков к крестовому походу. Через несколько недель большая масса юношей и девушек собралась в Кёльне. Всего насчитывалось порядка 25 тысяч детей. Все они двинулись в Италию 2-мя дорогами через Альпы. В пути погибли двое из трёх, а некоторые испугались трудностей и повернули домой. В конце августа только 7 тыс. человек прибыло в Геную.

Все они направились в гавань и стали ждать, когда морские воды расступятся и обнажится дно. Однако ничего подобного не произошло, и дети испытали глубокое разочарование. Часть из них начала обвинять Николаса в предательстве, но другие заступились за него.

А тем временем генуэзские власти, впечатлённые религиозным порывом детей, предложили им гражданство. Большая часть детей-крестоносцев воспользовалась этим предложением, а вот Николас отказался. С небольшой группой сподвижников он направился в Пизу, где встретился с папой Иннокентием III.

Понтифик освободил явившихся к нему детей от обета крестового похода и попросил вернуться домой к своим семьям. После этого юноши и девушки отправились в Германию тем же путём, которым пришли. В этот раз Николас не пережил переход через Альпы и погиб. А его отец был арестован в Германии и повешен по требованию родителей погибших в походе детей.

Но Крестовый поход детей на этом не закончился, так как была вторая волна, зародившаяся во Франции. В этот раз инициатором стал 12-летний пастух Стефан из Кройеса. В мае месяце 1212 года он заявил, что к нему явился Иисус в одеянии бедняка. Он велел Стефану вести детей в Иерусалим и освободить его от мусульман. Иисус сказал, что взрослые крестоносцы представляют собой корыстных и дурных людей, а поэтому Бог не даёт им победу. Лишь безгрешные дети безо всякого оружия смогут вернуть Гроб Господний христианам.

Очень скоро возле Стефана собралось не менее 30 тыс. юношей и девушек. Об этой массе религиозно настроенных молодых людей узнал французский король Филипп II. Он приказал доставить к нему Стефана, и тот явился в сопровождении нескольких сподвижников. Король побеседовал с мальчиком, и отказался воспринимать его всерьёз. Но Стефан продолжал проповедовать, путешествуя по Франции. И хотя церковь отнеслась к юному проповеднику скептически, на многих французов он произвёл впечатление своим учением.

Пока Стефан проповедовал, от 30 тыс. единомышленников осталась только половина. Остальные разошлись по домам. С оставшимися 15 тыс. юный организатор крестового похода в конце июня 1212 года отправился в Марсель. Огромная толпа детей шла по пыльным средневековым дорогам и просила милостыню. Многие не выдержали лишений, голода, других тягот пути и вернулись домой. До Марселя добралась только четверть участников Крестового похода детей.

Юные крестоносцы пришли в порт и стали ждать, когда море расступится, чтобы можно было идти по дну, не замочив ног. Но воды не расступились, и стоящие на берегу дети испытали чувство глубокого разочарования. Большая их часть повернула обратно и вернулась к своим семьям. А вот оставшихся купцы погрузили на корабли, и дальнейшая судьба этих юных созданий неизвестна. Предполагается, что их переправили в Алжир, где продали в рабство.

Так закончился Крестовый поход детей. Состоял он из 2-х волн. Одна из них зародилась в Германии, а вторая во Франции. В обоих случаях присутствовали мальчики – Николас и Стефан, к которым якобы явился Христос и велел идти в Святую Землю освобождать Иерусалим. Николас погиб, а судьба Стефана после прибытия юных крестоносцев в Марсель покрыта мраком. Правдивы ли данные события или являются вымыслом – по сей день неизвестно. А поэтому их нужно просто принять к сведению и не верить безоговорочно во всё вышесказанное .


Крестовые походы вошли в число тех событий, что определяют лицо средневековой Европы. Широко известно восемь «номерных» крестовых походов в Святую Землю, однако, сегодня историки выделяют 18 подобных событий в средневековой Европе. Некоторые из них настолько ужасны и абсурдны, что поражают современного человека. Так, в 1212 году произошёл «Крестовый поход детей».

Итак, походу 1212 года в Палестину предшествовал широко известный 4-ый крестовый поход, который закончился настоящим идеологическим крахом: заветная мечта христиан так и не сбылась, однако Иерусалим, как и несколько других городов, были разграблены. Поход показал многим лидерам все притворство самой идею походов. Поведение многих рыцарских орденов в Святой Земле сыграло не последнюю роль в окончательном расколе западной католической церкви и восточной византийской. Тем не менее, мечта о возвращении Гроба Господня не покинула простых христиан. Едва успели рыцари разойтись домам, как в Риме вновь пошли слухи о новом походе.


Началось все в Германии, весной 1212 года, предположительно в мае месяце. Германское войско направлялось в Италию, для того чтобы погрузиться на суда и отправиться в Палестину. Велико было удивление солдат, когда в Кёльне к ним присоединилась несметная рать детей и подростков, предводители которой заявили, что они крестоносцы и также направляются в Святую Землю. С подобным явлением немецкое войско столкнулось и во Франции. К 25 000 детей и подростков из Германии присоединилось еще около 30 000 французских подростков. Все они шли под предводительством пастуха Стефана из Клуа. По его словам, сам явился ему во сне в облике монаха и повелел собрать детей и вести крестовый поход на Палестину без оружия и лошадей, чтобы взять город Иерусалим и «освободить Гроб Господня одним лишь именем Господа на устах».«Рыцарям и взрослым не удалось освободить Иерусалим поскольку, они шли туда с грязными помыслами. Бог отступился от них, закоренелых грешников. Мы - дети, и мы чисты », - призывал Стефан.


Сегодня это выглядит, по меньшей мере, странно. Но стоит учитывать, что Крестовый поход детей имел весьма серьезную политическую поддержку. Поход детей был одобрен не только военачальником Германской армии, но и Орденом францисканцев, которые были широко известны своими проповедями об аскетизме и смирении. Орден имел вес и в Риме, а потому, поход был одобрен и Папой Римским.

Количество детей-крестоносцев постоянно росло. К моменту подхода к Альпам подсчитать их точное число было уже невозможно. Сегодня многие исследователи полагают, что большую часть детей-крестоносцев все же составляли подростки и юноши. Тем не менее, многие средневековые хронисты и летописцы упоминают и крестьян старшего возраста, в том числе женщин и стариков. Не редко к шествию присоединились и преступники, скрывающиеся от правосудия.


Несложно догадаться о том, что детский поход не имел фактически никакой серьезной организации, несмотря на всю духовную и политическую поддержку. Детское воинство было вынуждено терпеть множество невзгод и лишений. Еще на территории Германии участники похода начали умирать от голода и болезней. Особенно сложным периодом для армии стал переход через Альпы. В заснеженных горах замерзло несколько тысяч детей. Однако, несмотря на все это, более чем половине удалось достичь Италии. Во время альпийского перехода, армия детей разделилась на несколько частей. По приходу в Италию из разрозненных отрядов медленно сформировалось основные группы. Первая состояла в основном из немецких детей, которых осталось очень немного. Вторая – из французских. Дети из Франции вскоре направились к югу Италии. Шествие войска сопровождалось ежедневными массовыми молитвами. Таков был . Однако, море так и не расступилось перед праведным войском. Впрочем, походу согласились помочь местные купцы, они предоставили детям корабли до Алжира.


Достигнув берегов Африки, поход завершился, не ступив на земли Царства Небесного. Как оказалось, европейские купцы были в заговоре с арабскими работорговцами. Тысячи детей оказались проданы в рабство. Участь детей из Германии была столь же незавидна, большинство из них было убито разбойниками или продано в рабство, вернулись из несостоявшегося похода лишь небольшие разрозненные отряды детей-крестоносцев. Ни Рим, ни один из орденов никак не отреагировал на это событие. Многие историки указывают на свидетельства о том, что кошельки некоторых купцов, рыцарей и даже церковников в ходе этого «Крестового похода» увеличились в десятки раз.

Несмотря на все ужасы крестового похода детей, Рим не оставил идеи об освобождении Царства Небесного. Спустя пять лет, в 1217 году начнется новый поход в Святую Землю, который назовут «пятым». В ходе этого «вялого» и неудачного похода сложат свои головы тысячи крестоносцев - как рыцарей, так и простых солдат. Неправоверные отдадут христианам столь желанный город, однако это не начнет началом эпохи мира, а лишь прологом к новой главе кровавых событий.