Буквы «э» — «е. Письмо заглавной буквы «э

Буква э пишется:
  1. В начале некоторых русских слов: этот, это, эти, этак, этакий, эдак, эдакий, экий, эва, эвон, эвот (прост.), эхма, эк, эка (прост.), эй, эге, э-ге-ге, э-хе-хе.
  2. В начале заимствованных слов: эстетика, эпитет, эскимо, эпопея, эфир, энергия, эпиграф, эгоизм, эволюция, эмоция, эпатаж и др.
Буква э сохраняется и после приставок: переэкзаменовка, сэкономить, антиэстетический, наэлектризовать, реэкспорт и т. п.
  1. В начале собственных имен и географических названий: Эмиль, Эдуард, Эразм, Эрнест, Эльвира, Элла, Эквадор, Эльбрус, Эгейское море, Эльба и др. Однако в древнейших заимствованиях Европа, Египет, Еврипид, Ева пишется буква е.
  2. В сложных словах: двухэлементный, политэкономия, полиэфирный, полиоэнцефалит, квинтэссенция и т. д.
  3. В сложносокращенных словах: ГРЭС, ТЭЦ, ЛЭП (линия электропередач), ГЭС и др. Но слово ЮНЕСКО пишется с е.
  4. В середине и в конце заимствованных слов после гласных о и у: поэма, алоэ, орфоэпия, каноэ, дуэт, дуэль, менуэт, силуэт, суэцкий, пируэт, а также в иностранных фамилиях и географических наименованиях: Моэм, Хемингуэй, Уэльс, Пуэрто-Рико, Форт Уэрт, Куэнъ-Лунъ и др. Но слово проект и его производные (проектирование, проектированный, проектировать, проектировка, проектировочный, проектировщик, проектный, проектор, проекционный, проекция) пишутся через е.
После гласной а пишется и буква э, и буква е, например: маэстро, фаэтон, но траектория, а также реестр, феерия. Правописание таких слов проверяется по словарю.
Буква е пишется:
  1. В середине и в конце заимствований после согласных:
  1. в нарицательных существительных: кафе, пюре, пенсне, безе, галифе, эссе, турне, тире, гофре, денди, тест, модель, теннис, синтез, шатен, коттедж, фонема, метр. Исключения: мэр, пэр, сэр и их производные (мэрия, пэрия, пэрство), пленэр, удэге, удэгеец;
  2. в собственных именах и географических названиях: Вагнер, Чосер, Шопен, Ромен Роллан, Бизе, Хосе, Стендаль, Туапсе, Тананариве и др. Исключения: Бэла, Бэкон, Бэнеску, Бодуэн де Куртенэ, Кабэ, Улан-Удэ, Хуанхэ, Сухэ-Батор, Си- хотэ-Алинъ и некоторые другие. Названия иностранных газет и журналов пишутся по-разному: одни с е («Юманите», «Руде право», «Твентис сенчури» и др.), другие - с э («Фратерни- тэ», «Ревю милитэр женераль» и др.). Слова мэгэзин (журнал) и джорнэл (газета, журнал) пишутся с э (журнал «Нью- Йорк тайме мэгэзин», «Уолл-стрит джорнэл»);
  3. в частицах, предлогах и союзах де, дер, дель, делла, а также в словах Сен и Тер, входящих в состав иноязычных имен и фамилий: фон дер Гольц, Андреа дель Сартро, Лука делла Роббиа, Сен-Симон, Тер-Гевондян, Анжелло де Торро и др.
  1. После гласной и: пациент, диета, диез, гигиена, полиомиелит, реквием, аудиенция и др. Исключение: Мариэтта, агентство «Ассошиэйтед Пресс» и некоторые другие собственные имена.
Буква ё (употребляется для обозначения звука [о] после мягких согласных) появилась в русском алфавите в XVIII в. Ее ввел Н. М. Карамзин. Но эта буква не получила широкого распространения вплоть до наших дней: ее написание считается необязательным. Однако в ряде случаев ее необходимо обозначать.
  1. Когда нужно предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро - от ведро; совершённый (причастие) - от совершенный (прилагательное).
  2. Когда надо указать произношение малоизвестного географического названия. Например: река Олёкма, Ега, Тёша, Оленёк и др.
  3. Для подчеркивания ударения в фамилиях: Бокарёв (а не Бокарев), Дикарёв (а не Дйкарев), Гёрлиц (а не Герлйц), Будё (а не Буде) и др.
  4. В специальных текстах для указания ударения и правильного произношения: в букварях, школьных учебниках, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.
В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например: йод, йот, район, майор, йодоформ, йотированный, Иожеф, Иокаи, Йокулъ, Йорген, Йошкар-Ола, Йорк, Йоркшир, Нью-Йорк, микрорайон, майонез, майолика. Буквенное сочетание ьо пишется в заимствованных словах, если звуки следуют за согласной: батальон, бульон, медальон, компаньон, шиньон, почтальон, каньон, павильон и др.
  1. Слуга разносил коктейли и крошечные сандвичи (заимствование, искл.) (И. Радунская). 2. Он протер пенсне (заимствование; после согласных), внимательным взглядом окинул зал (Б. Горбатов). 3. Я приехал туда [в Боброво] на белой моей лошади и в белом кителе со стеком (заимствование, после согласной) (А. Блок). 4. Да война-то вон какая, поспел и он, воюет на энском (в начале слова) направлении (Г. Бакланов). 5. В интереснейшем по составу турнире юный маэстро (заимствование, после гласной) даже не ставил перед собой творческих задач (М. Тайманов).

С каждым годом к русскому языку втирается в доверие всё больше иностранных слов. С ними есть одна маленькая проблема: нет чётких правил, как и что писать. А если правила и есть, то в каждом из них немало исключений. Однажды мы уже разбирали заимствованных слов, которые ставят нас перед выбором [э] или [е]. На этот раз рассмотрим восемь слов, которые мы произносим через «Э», но писать должны через «Е».

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: риелтор

Если развернуть какую-нибудь местную газету объявлений наподобие «Из рук в руки», можно несколько раз споткнуться о «риэлторские услуги». «Риелтор» и «риелторский» нужно писать с буквой «е», даже если произносим «э». Такое подтверждение можно найти в «Русском орфографическом словаре РАН» под редакцией В. В. Лопатина. Исторически сложилось, что после гласной «и» в русском языке следует писать букву «е»: риелтор, спаниель, коэффициент, диета. А буква «о» в последнем слоге, вместо которой нередко пишут «е» (например, в «Большом словаре иностранных слов»), потому что так пишется на языке-источнике (от англ. Realtor).

Правильно: фейсбук

С в русском языке особенно сложно. Они появляются, мы начинаем активно их использовать, но когда дело доходит до правописания - впадаем в ступор. И нет словаря, где бы можно было подсмотреть ответ. Как минимум потому, что в словаре все эти слова не успевают зафиксировать. И весь труд на плечах лингвистов, которым приходится по аналогии с другими словами решать, что норма, а что нет. К самой известной социальной сети вопросов много, но главные, пожалуй: как писать - через «э» или «е» и нужны ли кавычки.

Правописание подчиняется негласному правилу для иностранных слов: слышим «э», но пишем «е». Кириллицей название писать стали давно, при этом поначалу заключая его в кавычки: социальная сеть «Фейсбук». Но вскоре в неформальной письменной речи от кавычек и заглавной буквы избавились: «Ты уже опубликовал пост в фейсбуке?». СМИ тоже к такому приобщились.

Правильно: Хеллоуин

«Это возмутительно! - скажете вы. Почему это в оригинальном слове мы говорим „э“, а писать должны через „е“?». Тут и правда больше вопросов, чем ответов. Тем более что в русском языке мы так же, как и в оригинале, произносим большинство заимствованных слов твёрдо. Похоже, русский язык просто не любит букву «э». В общем, самый страшный праздник пишем тоже через «е»: Хеллоуин. И хотя праздник многие до сих пор не признают, слово успело занять место в орфографическом словаре Лопатина.

Правильно: бренд

У нас есть «мэр», «рэп», «сэр» и так далее. А ещё есть «бренд» и «тренд», которые по идее должны тоже писаться через «э» и даже какое-то время так и писались. Но период адаптации в русском языке давно завершился, буква «е» вновь одержала победу, а слова «бренд» и «тренд» триумфально вошли в орфографический словарь (всё тот же под редакцией Лопатина). Но произносить эти слова нужно через «э».

Правильно: стейк

В интервью изданию The Village сотрудники портала «Грамота.ру» рассказали , что однажды им написал небезызвестный дизайнер Артемий Лебедев. Он возмутился, что каждый день ест «стейк», а в словарях такого слова нет! Теперь такое слово в словарях есть, и пишется оно тоже через «е», даже если отчаянно хочется дотянуться до клавиши с буквой «э». Кстати, слово «стейк-хаус» пишется через дефис, и уже тоже включено в словарь РАН. Сюда же напишем «брейк». Ну и не забываем, конечно, что произносится всё не так, как пишется.

Правильно: карате

Прежде чем отдать , убедитесь, что знаете, как пишутся все эти порой нелёгкие названия единоборств: капоэйра, самбо, кикбоксинг или карате. Нас в этом списке интересует «карате», на конце которого отчётливо слышится «э». Никого не удивим, если скажем, что это слово тоже испытало колебания в написании, когда только пришло в русский язык. Сейчас официальная словарная фиксация «карате» - разумеется, через букву «е». Хотя сами спортсмены бастуют и упорно пишут «каратэ» (некоторые лингвисты, кстати, тоже). К слову, с «кашне» и «портмоне» та же история: раньше писали «э», а сейчас по-прежнему произносим «э», но на конце уже пишем «е». Беспощадное время!

Правильно: флешка

Флеш-диск (от англ. Flash) или его сокращённая версия «флешка» - пишутся через «е». И буква «е» в этих случаях (как обычно) не смягчает предшествующий ей согласный. А вот флешмоб, в отличие от флеш-диска, флеш-карты и прочего, будет писаться слитно, а не через дефис. Поскольку «моб» самостоятельно не употребляется. Ещё один пример: бизнес-идея, но бизнесмен. Ну и ещё один флеш-пример: флешбэк. Здесь можно совсем запутаться, потому что первая буква «е», а вторая внезапно «э». Но заимствования пришли в разное время, поэтому и написание у них заметно отличается.

Правильно: тег

И снова в XXI век. Ставить теги (и хештеги) научились более или менее все, даже бабушки. А вот как пишется англицизм (tag) на русском языке - через «э» или через «е» - неоднозначно. Например, по запросу «тег» в гугле 15 миллионов результатов, а по «тэгу» - почти шесть миллионов. Здесь никаких сюрпризов не будет. Пишется всё-таки «тег». Хотя никто не застрахован, что норма через десять лет вновь изменится, и уже никто не вспомнит, что когда-то мы мучились: произносили «э», а писали «е».

Цель : Формирование в памяти детей ясного, чёткого образа строчной буквы э.

Задачи:

Образовательные:

1. Отработать начертание строчной буквы э.

2. Учить списыванию.

3. Формировать навык грамотного письма.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся.

2. Развивать фонематический слух учащихся, мелкую моторику руки.

3. Учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные:

1. Воспитывать потребность в знаниях, умение работать в коллективе, в парах.

2.Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Ход урока:

Организационный момент. (слайд 1)

Психологический настрой.

Ребята, сегодня к нам за помощью обратились сказочные герои (слайд 2). У них рассыпалась пирамидка и они не могут поставить кольца в нужном порядке. Поможем им?

Для этого придётся выполнить несколько заданий.

Да, поможем.

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

    Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

    Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Актуализация знаний.

С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке обучения грамоте?

Что вы уже знаете об этом звуке? (составление кластера на доске)

Чем звук отличается от буквы?

Вывод: - О чём мы сейчас говорили?

Вы всё правильно сказали. Мы можем надеть первое кольцо пирамидки. (Слайд 3)

А чего вы ещё не знаете или не умеете?

А хотите узнать?

Мы познакомились со звуком «э»

Звуки слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

Мы говорили о звуках и буквах.

Мы не знаем как пишется строчная и заглавная буква э.

Да, хотим.

Познавательные:

    Структурирование знания;

    Рефлексия, контроль и оценка процесса результатов деятельности;

    Анализ объектов с целью выделения признаков;

    Синтез как составление целого из частей;

    Сообщение темы и целей урока.

Кто уже догадался, какая будет тема урока?

(появляется тема на доске)

А какую цель вы поставите перед собой?

А зачем вам это нужно?

Письмо строчной буквы э.

Научиться писать строчную букву э, соединять её с другими буквами, писать в слогах, словах и предложениях.

Красиво и грамотно писать, это пригодится в жизни.

Коммуникативные:

    Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Владение монологической и диалогической формами речи.

    Открытие нового знания.

    Сравнение печатной и письменной строчной буквы «э» (на доске образец печатной и письменной буквы «э»)

Посмотрите ещё раз на эти буквы. Они похожи?

Что у них общего? Из каких элементов они состоят?

В написании каких букв встречается полуовал?

Вы уже умеете писать эти буквы?

Значит, научиться писать строчную букву э вам не составит большого труда. (Слайд 4)

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Средство есть наверняка,

Только нету языка.

    Комментированный показ учителем на доске буквы э.

Начинаем писать букву э немного ниже верхней линии рабочей строки, закругляем, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала. Пишется букв э с одним отрывом.

5. Пробное действие.

Напишите букву э в воздухе, на ладони, на ладони соседа и на спине соседа так, чтобы он почувствовал, узнал и запомнил эту букву.

6. Первичное закрепление.

1) Отработка написания новой буквы в прописи.

Откройте прописи, положите их наклонно. Сделайте массаж пальчикам. Сядьте прямо и возьмите правильно ручку.

Откуда надо начинать писать букву э?

Как узнали?

Обведите на табло сначала элементы, а потом всю букву э строчную.

2) Письмо буквы э в рабочей строке.

Ещё раз посмотрите как пишется буква э в рабочей строке. (Слайд 5)

Пропишите эту букву, помните о правилах письма:

    Посадка и наклон букв;

    Расстояние между буквами;

    Высота букв.

Подчеркните самую красивую букву. Покажите её соседу по парте. (Самоанализ)

Прочитайте ниже в прописи слоги.

Как соединяется буква э с другими буквами?

Обведите только те слоги, которые заканчиваются на согласный, твёрдый, глухой звук.

Проверьте друг у друга, правильно ли вы сделали? (Взаимопроверка)

Проверьте, у вас также? У кого не так? Почему? (Слайд 6)

3) – Кто нас сегодня встречал на странице букваря?

Кто помнит, кто такие эскимосы? (Слайд 7)

А как называется их жилище?

А что было в руках у эскимоса?

Что такое эскимо?

Где стоит звук э в слове эскимо?

Найдите это слово в прописи, прочитайте и запишите его. Сделайте разбор этого слова (1 человек выполняет разбор у доски, остальные в прописях).

Давайте сделаем вывод: - Из каких же частей состоят слова? (Слайд 8). Надеваем второе кольцо на пирамидку.

Физкультминутка.

Мы красиво написали,

А теперь все дружно встали.

Я называю слова. Если услышите звук э, приседаете, если нет, то хлопните 1 раз в ладоши.

Слова: этот, ёлка, этажи, юбка, ива, экскурсия, ели, эхо.

    Работа над предложением.

Отгадайте загадку:

Живёт без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Что такое эхо?

Слайд 9. Поиграемвэхо

Что можно сказать об этой записи?

Какое задание вы могли бы предложить?

Как назовём эту запись?

Значит, как его нужно писать?

Учитель исправляет маркером.

Запишите это предложение в тетрадь письменными буквами самостоятельно. Но сначала подготовьте пальчики.

Пальчиковая гимнастика. (1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять и т. д.)

У кого получилось?

Кого не получилось?

Проверьте, так ли у вас?

(Слайд 10)

- Давайте сделаем вывод:

Из чего состоит предложение?

Надеваем третье кольцо пирамидки.

(Слайд 11)

    Работа со словами.

Прочитайте следующую запись. (Слайд 12)

Слова на слайде: это этажи этот эти

Какое слово лишнее? Почему?

Сколько предметов оно обозначает?

Прочитайте остальные слова.

Что можете сказать об этих словах?

Подберите слова к словам это, эти, этот.

    Работа с деформированным предложением. (Работа в парах)

Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте. (Слайд 13)

Можно ли эту запись назвать предложением?

Почему?

Подумайте вместе в парах и обсудите как надо поменять местами слова, чтобы получить предложение?

Проверка. (Дети зачитывают варианты ответов).

Какие надо помнить правила записи предложения?

Запишите в тетрадь это предложение с комментированием.

Проверьте, у вас так получилось? Если нет, то найдите ошибки и исправьте. (Слайд 14)

В этом доме два этажа.

Сколько букв э встретилось в этом предложении?

А сколько звуков э?

Почему?

Давайте сделаем вывод: - Что можно составить из слов?

Надеваем четвёртое кольцо пирамидки.

(Слайд 15) Предложение.

- Как называется всё то, что мы сейчас произносили?

Какая бывает речь?

Надеваем пятое кольцо пирамидки.

(Слайд 16) Речь.

7. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

Посмотрите, какую пирамидку мы помогли собрать сказочным героям.

Давайте прочитаем ещё раз порядок колец.

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли этой цели?

Что понравилось на уроке?

Кому было трудно?

Почему? Что для этого нужно?

Если вам всё понятно сегодня на уроке и нет никаких трудностей, то поставьте себе зелёный кружок.

Если есть ещё над чем поработать, то поставьте жёлтый.

Если многое осталось непонятным, то поставьте красный.

Спасибо всем за хорошую и дружную работу. И сказочные герои вас тоже благодарят. Урок окончен.

Да, похожи.

Они состоят из левого полуовала и маленькой горизонтальной линии.

В буквах «Х», «Ж», «С».

Да

Обучающиеся тренируются в написании буквы э в воздухе, на ладонях, на спине соседа.

Сверху.

Показывают стрелки в прописи.

Нижним соединением.

Эскимос

Жители крайнего севера.

Хижина.

Эскимо.

Сливочное мороженое в шоколадной глазури.

Вначале слова.

Слова состоят из слогов.

Эхо.

Отражённый звук.

С ошибками.

Исправить ошибки и записать письменными буквами.

Предложение.

Предложение пишется с заглавной буквы, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка.

Ученики записывают предложение в тетрадь.

Дети поднимают руки.

Предложение состоит из слов.

Этажи, в нём 3 слога.

Много, это мн.ч.

Этот, это, эти.

Это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него.

Дети придумывают слова, например: дерево, цветы, мальчик, стол и т. д.

В, доме, два, этом, этажа

Нет, нельзя.

Непонятно.

Дети работают в парах, обсуждают.

Записывают предложение и проверяют.

Два.

Три.

В букве е звук э.

Из слов можно составить предложение.

Речь.

Устная и письменная.

1. Всё, что мы произносим – это речь.

2. Она состоит из предложений.

3. Предложения состоят из слов.

4. Слова состоят из слогов.

5. Слоги состоят звуков и букв.

Дети оценивают себя цветовыми кружочками.

В русском языке буква э встречается в основном в заимствованных словах, русских слов же мало.

Правописание буквы Э в начале слова и после согласных

Буква э употребляется, как правило, в иноязычных словах и пишется в из начале, например: э ра, э пос, э кспресс . В отдельных словах в таких случаях пишется е: é герь, é ресь .

Буква э пишется также после гласных, кроме буквы и , например: поэ зия, дуэ т, статуэ тка . В некоторых словах пишется буква е , например: прое кт, рее стр .

Русских слов с буквой э всего несколько, например: э тот, э такий, э х .

Правописание буквы е

Буква е пишется после согласных и после ц , например: кашнé , кафé , партé р, шедé вр, гигие на, дие та . Исключения: слова мэ р, сэ р, пэ р и образованные от них родственные (например мэ рия ), а также некоторые собственные имена: Бэ ла, Улан-Удэ .

Примечание

Если слово начинается с буквы э , то она сохраняется также после приставки и в составе сложного слова, например: отэ кзаменовать, антиэ лектрон, двухэ лементный .

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Тема:

1. Буквы э или е в начале русских и заимствованных слов пишутся в соответствии с произношением, например: эге, экий, этот; эвкалипт, эллин, этика - еда, ель, ехать; евангелие, егерь, ересь.

2. Буква э сохраняется после приставок на согласную, в сложных словах, первая часть которых оканчивается на согласную, в сложносокращенных словах и аббревиатурах, например: разэтакий, сэкономить; бельэтаж, двухэтажный; политэкономия, нэп.

3. После гласных, кроме и, в соответствии с произношением пишется э; после и, как правило, пишется е, например: алоэ, дуэт, маэстро; гигиена, диета, реквием.

Исключения: проект, реестр, траектория, феерия и некоторые другие.

4. После согласных в русских и заимствованных словах пишется е, например: белеть, делитель; декольте, тендер.

Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрство и т. п.), пленэр (живопись или киносъемка на открытом воздухе), а также некоторые собственные имена: Бэла, Додэ, Сихотэ-Алинь и др.

5. Употребление буквы ё желательно в случаях, если необходимо предупредить неверное произношение или возможное вследствие этого ошибочное понимание слова, например: озеро Акгёль, город Белёв, желёзка (ср.: железка), познаёшь (ср.: познаешь).

6. В иноязычных словах (в начале слов и после гласных), если произносится ё, пишется сочетание йо: йод, йоркширский, майор, район и некоторые другие.

Упражнение 44. Объясните употребление гласных е и э.

Адекватный, бенефис, Бодуэн де Куртенэ, бромэтил, бекон, Бэкон, геенна, гейзер, гиена, декаэдр, декольте, денди, диез, диэлектрик, дуэт; Ева, еда, ералаш, каноэ, кашне, квинтэссенция, кеб, кекс, коттедж, леди, маэстро, метр, мэрия, октаэдр, отэкзаменовать, пенсне, пиетет, пируэт, полиомиелит, поэзия, поэтому, Рафаэль, силуэт, стенд, Суэц, Тэн, Улан-Удэ, Шопен, эй, эра, этажерка, это, эфир, эхо, эшелон.

Упражнение 45. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Все греческие эпические песни сложены г…кзам…тром. (Черн.) 2. Квартира состояла из шести прекрасных комнат в бель…таже. (Леек.) 3. Выслушав и выстукав паци…нта, доктор присел на угол письменного стола. (Купр.) 4. Вечер проектировался, однако же, запросто: ожидались одни только «друзья дома». (Дост.) 5. …ст…тика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем …ст…тика поведения. (Макар.) 6. У подножья каланчи находилось д…по од…сской пожарной команды. (Кат.) 7. Журавлев перелистал тонкие, хрупкие страницы, и мелкий синеватый т…кст, напечатанный на г…ктографе, как бы распахнул перед ним прошлое. (Лид.) 8. Кабель пробит - и могучая сила уходит в эту брешь. В какие-то доли секунды маленькие чуткие р…ле должны отозваться на случившееся и спасти от гибели г…н…раторы на станции. (Гран.) 9. Хоробрых издевался над казенной восточной …кзотикой. (Пауст.) 10. Был уже поздний вечер, когда Энгельс вернулся с несколькими представителями м…рии. (Серебр.) 11. В общей толчее скрипели колесами дрожки, повозки, фа…тоны. (Коч.) 12. В нетопленном фой… было холодно. (Сим.)

Упражнение 46. Объясните употребление буквы ё и сочетания йо.

1. Всё и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. (П.) 2. Бог дал вёдро, пора бы сено убрать. (П.) 3. У корыта лежала боком на земле громадная розовая йоркширская свинья. (Купр.) 4. Идеалисты, буддисты йогов изучают, «Вестник теософии» издают. (Горьк.) 5. Это - город, это - Нью-Йорк. (Горьк.) 6. Я люблю Машеньку, люблю страстно, больше жизни! Шесть лет разлуки ни на йоту не уменьшили моей любви к ней. (Ч.) 7. Уставшие глаза отдыхают в прохладной полутьме мечети, выложенной синей холодной майоликой. (С.-М.) 8. Конский падёж после выхода войска из Астрахани усилился еще пуще. (Злоб.) 9. На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. (Пауст.) 10. В лицо ударил воздух морского раздолья, смешанный с запахом копченой рыбы, йода, смолы. (Беляев)