Водитель наставник на предприятии. Распоряжение об утверждении положения о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей

Профессия водителя напрямую связана с безопасностью. Для адаптации к условиям конкретной работы водители проходят стажировку при приеме на работу. О том, как она проводится и оформляется, сколько длится и как оплачивается, читайте в нашей статье

Из этой статьи вы узнаете:

Стажировка водителей при приеме на работу: что говорит закон

Профессия водителя напрямую связана с безопасностью не только самого сотрудника, но и перевозимых им людей и грузов. Для адаптации к условиям конкретной работы водители проходят стажировку при приеме на работу.

Стажировка водителей происходит на основе следующей нормативной базы:

  • Трудовой кодекс.
  • ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29.

Еще один важный документ – выпущенный еще Министерством автотранспорта СССР РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Он не несет обязательного характера, но, поскольку именно в нем наиболее подробно рассмотрены вопросы прохождения стажировки для водителей, в практике в основном ориентируются именно на него. Тем более что Письмо Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ подтверждает, что документ по-прежнему может применяться. Но важно, чтобы в локальных нормативных актах организации была зафиксирована ссылка на него.

Кто должен проходить стажировку:

  • Трудоустраивающиеся на общественный транспорт.
  • Приступающие к работе водителем первый раз. При этом неважно, какой стаж управления транспортным средством и какая категория прав имеется.
  • Допустившие перерыв в работе более 12 месяцев.
  • Переведенные на новый маршрут (в том числе проходящий по горам) либо новое транспортное средство.
  • Повышающие квалификацию.

Обратите внимание

Прием на работу водителей имеет специфику на всех этапах: от собеседования до стажировки. Соблюдать эти особые требования должны не только компании, которые занимаются перевозками, . Нарушение требований к работе водителя дорого обойдется. О четырех грубых ошибках, котрые допускают компании, когда принимают на работу водителей, читайте в статье “Справочника кадровика”.

Как проводится водительская стажировка

Шаг 1. Подготовка обеспечения правовой стороны испытания. Работодатель устанавливает правила стажировок в Положении о стажировке водителя. В нем устанавливается порядок прохождения на конкретном предприятии, права и ответственность сторон, допуск и длительность обучения и т.д.

Также разрабатывается программа стажировки водителя автомобиля. В ней подробно описываются цели и содержание испытания, указывается количество часов.

Обратите внимание

Пункт о необходимости стажировки должен быть своевременно внесен в трудовые контракты. Если этот момент упустить, то отказать работнику по причине неудовлетворительного прохождения испытания не получится.

Шаг 2. Определение ответственных лиц. Для этого работодатель выпускает приказ о назначении водителя-наставника. Это распоряжение, как и последующее – приказ о стажировке для водителя, и учетный лист, оформляются не по строгой форме, а по традициям документооборота на предприятии.

Кто имеет право проводить стажировку? К каждому водителю-стажеру прикрепляется наставник. Они выбирается из числа опытных специалистов, имеющих большой опыт работы. Перечислим требования к наставнику:

  • Длительный стаж вождения, как минимум 5 лет, при этом имеет значение опыт на такси, «большегрузах», автобусах - он тоже должен учитываться. Целесообразно дифференцировать водителей-наставников по типу транспортного средства.
  • Нет нарушений ПДД в течение последнего года.
  • В своих действиях наставник опирается на утвержденную работодателем программу и различные методические пособия.

Шаг 3. Издание приказ о стажировке водителя. Образец распоряжения приведен ниже.

Этап 1. Проверка теоретической базы - знания правил дорожного движения. Этот этап похож на первую часть экзамена на водительские права – водителю-стажеру предлагается ответить на 20 вопросов, допустимо совершить две ошибки. Может быть использовано как классическое тестирование, так и собеседование в свободной форме. При неуспешной сдаче теории она может пересдаваться максимум 3 раза.

Этап 2. Вождение на площадке. Содержание этой части – ознакомление водителя с тем автомобилем, на котором он будет работать, совершенствование практических навыков, подготовка к конкретным условиям работы (осмотр автомобиля перед началом смены, устранение мелких дефектов, обучение правилам посадки-высадки пассажиров). На этом этапе тоже может произойти расставание с кандидатом, если он не демонстрирует приемлемых навыков вождения. Для водителей автобусов первые два этапа могут происходить с привлечением сотрудников ГИБДД.

Этап 3. Стажировка по городу либо по будущему рабочему маршруту. На данном этапе отрабатываются будущие рабочие поездки, изучаются особенности маршрута. Наставник сопровождает стажера на всем пути, но берет управление автомобилем на себя только на самых сложных участках дороги.

Этап 4. Контрольный выезд. Он совершается полностью самостоятельно, без вмешательства наставника. Если водитель осуществляет перевозки опасного груза – работодатель вправе организовать экзамен.

Сколько должна длиться стажировка

Продолжительность стажировки определяется индивидуально. Она зависит как от имеющейся квалификации у кандидата на должность, так и от сложности будущей работы и от причины ее прохождения. Если, например, речь о переходе на новую машину или маршрут, часто назначаются две рабочих смены на адаптацию.

Например, для впервые трудоустраивающихся водителей автобусов срок составит 61 час теории и площадки и 163 часа на маршруте. А если допущен 30-месячный перерыв в работе – испытание будет гораздо короче, 8 часов до маршрута и 24 часа на трассе.

Оформление результатов стажировки

Стажировка завершается оформлением специального листа стажера. Он заполняется после последнего испытания – контрольной поездки по маршруту. В лист вписывается итог поездки и возможные замечания контролеров. Далее лист подписывается самим стажером и его наставником. Это подтверждает их согласие с зафиксированными результатами стажировки.

После этого лист передается кадровикам. Ответственный за набор персонала или руководитель принимает окончательное решение, брать кандидата на работу или нет. Если решение положительное, лист стажировки подписывает первое лицо предприятия. Далее необходимо выпустить распоряжение о допуске к самостоятельному управлению транспортным средством.

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Водитель автобуса должен:

  1. уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет}
  2. уметь плавно совершать повороты}
  3. поддерживать скорость без резких рывков}
  4. своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта}
  5. своевременно заканчивать маршрут}
  6. соблюдать предосторожности при начале движения или остановке}
  7. наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях}
  8. осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта}
  9. объявлять остановки}
  10. наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора}
  11. принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.

Некоторые положения

Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.

Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.

Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.

Категории водителей, подлежащих стажировке.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.

  1. 1 категория -} ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной}
  2. 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа}
  3. 3 категория - водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа}
  4. 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов}
  5. 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа}
  6. 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа}
  7. 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.

Ответственность за стажировки

За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:

  • главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок}
  • периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера}
  • прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.

В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.

В соответствии с Приказом Минтранса «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов»,

утвердить Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей. Прилагается.

ПОЛОЖЕНИЕ

о стажировке и допуске к самостоятельной работе

водителей автомобилей

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения стажировки водителей автомобилей и допуска их к самостоятельной работе.

1.2. Целью стажировки является совершенствование профессиональных знаний, умения и навыков водителей в реальных условиях работы, обеспечивающих безопасное управление автотранспортными средствами.

1.3. Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

1.4. Для стажировки водителей распоряжением администрации назначается необходимое количество водителей-наставников из числа опытных водителей 1 и 2-го класса, эффективно и безаварийно использующих транспортные средства, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, грузовых и легковых автомобилях не менее 3 лет, не допустивших за последний год нарушений транспортной дисциплины, не имеющих дисциплинарных взысканий и способных обучать и воспитывать водителей.

1.5. Водитель-стажер закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

1.6. Водитель-наставник ведет учет работы водителя-стажера, заполняя карточку стажировки, которая выдается инженером по БДД (прилагается). По окончании стажировки водитель-наставник в карточке стажировки дает письменное заключение о готовности водителя к самостоятельной работе.

1.7. С особой ответственностью водитель-наставник обязан подходить к оценке пригодности к самостоятельной работе молодых водителей, т. е. лиц, которые впервые назначаются для работы на данной категории автотранспортного средства.

1.8. За период стажировки водителям-наставникам производится оплата в установленном порядке.

2. Стажировке подлежат водители:

2.1. Имеющие стаж работы менее одного года. Продолжительность стажировки не менее 35 часов.

2.2. Не работавшие в качестве водителя более одного года. Продолжительность стажировки не менее 20 часов.

2.3. Переведенные на транспортное средство другой категории. Продолжительность стажировки не менее 20 часов.

2.4. Переведенные на другую марку грузового автомобиля или автобуса, а также назначенные для перевозки опасных грузов. Продолжительность стажировки не менее 8 часов.

3. В остальных случаях необходимость назначения и продолжительность стажировки водителей автомобилей определяет комиссия по проверке пригодности водителей к самостоятельной работе.

4. Порядок стажировки:

В период стажировки на линии водитель-стажер выполняет все обязанности по перевозке пассажиров, грузов под наблюдением и руководством водителя-наставника, указания которого являются обязательными. При работе на линии водитель-стажер осуществляет перевозки в соответствии с заданием: знакомится с пунктами погрузки-разгрузки, маршрутами движения и дорожными условиями, оформляет транспортные документы; осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства перед выездом на линию, в процессе движения и после возвращения в гараж; соблюдает порядок перевозки людей и грузов; осваивает приемы безопасной работы, не допускает нарушений Правил дорожного движения.

5. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки водителей.

5.1. Ответственность за стажировку водителей возлагается на главу администрации, который приказом определяет конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение установленного порядка стажировки.

5.2. Контроль за правильной организацией и ходом стажировки водителей возлагается на службу безопасности движения (должностное лицо).

6. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра.

7. Оформление результатов стажировки.

7.1. Для проверки пригодности водителей к самостоятельной работе приказом руководителя создается постоянная комиссия в составе заместителя руководителя по перевозкам, начальника колонны, начальника (инженера) отдела безопасности движения.

7.2. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по произвольному маршруту и собеседованием, проведенными вышеуказанной комиссией, после чего в карточке стажировки делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя с указанием марки (модели) транспортных средств и маршрутов, на которых разрешается работать.

7.3. На основании положительного заключения комиссии по предприятию издается приказ, которым водитель допускается к самостоятельной работе.

7.4. Карточка стажировки после оформления хранится в отделе кадров предприятия.

7.5. В случаях, когда стажер в ходе стажировки и итоговой проверки проявил недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, комиссия может принять решение о продлении ему срока стажировки.

Приложение

КАРТОЧКА

СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно распоряжения

(фамилия, имя, отчество)

(наименование организации)

от «____» _____________ 20__ г. № __________

с «____» _____________ 20__ г. направлен на стажировку в объеме ______ часов.

Удостоверение водителя ___________________ № _________

Водитель-наставник _____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Приказ о назначении водителя-наставника № _______ от _______________

Заключение водителя-наставника:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________

(подпись)

«____» _____________ 20__ г.

Заключение комиссии:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________

(подпись)

___________________

(подпись)

«____» _____________ 20__ г.

Оборотная сторона

Число, месяц

Маршрут (объект работы)

Тип (модель), государственный номер автомобильного транспортного средства

Время работы (с __ до __)

Количество часов стажировки

Замечания по стажировке

Подпись водителя-наставника

Подпись диспетчера

О ВОДИТЕЛЕ-НАСТАВНИКЕ И СТАЖИРОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

1. Общие положения

1.1. Водители-наставники обеспечивают профилактику дорожно-транспортных происшествий путем повышения надежности водителей, совершенствуя их профессиональное мастерство, проводя воспитательную работу среди водительского состава.

1.2. В своей деятельности водитель-наставник руководствуется Правилами дорожного движения, настоящими руководящими документами, методической литературой по подготовке водителей, приказами и распоряжениями Минсельхозпрода Республики Беларусь, автохозяйств.

1.3. Оплата труда водителя-наставника производится по тарифным ставкам водителей, работающих на автомобилях основной для данного автохозяйства марки автомобиля с выплатой соответствующей надбавки за классность.

Кроме того, водителю-наставнику может выплачиваться премия как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.

2. Требования к водителю-наставнику

2.1. Водителями-наставниками могут быть наиболее дисциплинированные водители 1-2 класса со стажем работы не менее 5 лет на преобладающей в этом хозяйстве марке автомобиля и имеющие склонность к воспитательной и педагогической работе.

2.2. Водитель-наставник должен иметь соответствующую медицинскую справку и проходить медицинское освидетельствование в установленные сроки.

2.3. При выезде на линию для проверки навыков вождения, стажировки водителей и других целей водитель-наставник обязан соблюдать общий порядок по предрейсовому медицинскому осмотру, техническому осмотру транспортного средства, выполнение этих же требований водителем-стажером.

2.4. При поступлении в автохозяйство новых марок транспортных средств водитель-наставник обязан пройти специальную подготовку в учебном комбинате (автошколе) по особенностям эксплуатации и навыкам вождения нового подвижного состава.

3. Основные задачи водителя-наставника

3.1. Систематическое проведение работы по повышению уровня профессионального мастерства водителей, обучению их производительным, и экономическим приемам управления транспортным средством.

3.2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы водителей автохозяйства и укрепление транспортной дисциплины.

4. Обязанности водителя-наставника

Водитель-наставник обязан:

4.1. Периодически проверять знания Правил дорожного движения и практические навыки водителей автохозяйства.

4.2. Участвовать в проведении инструктажей водителей и ежегодных занятий по повышению уровня технических знаний и навыков вождения автомобилей.

4.3. Проводить индивидуальные занятия с водителями, допустившими нарушения ПДД.

4.4. Контролировать соблюдение Правил дорожного движения водителями автохозяйства на линии.

4.5. Проводить совместно с руководителями автохозяйства анализ причин всех ДТП и нарушений правил движения, совершенных водителями, и использовать его в своей практической работе.

4.6. Оформлять необходимую учетно-отчетную документацию и вести ежегодный учет выполняемых работ в рабочем дневнике водителя-наставника.

5. Права и ответственность водителя-наставника

5.1. Водитель-наставник имеет право:

5.1.1. Запретить выпуск на линию и снимать с линии автомобили, которые имеют неисправности, угрожающие безопасности движения.

5.1.2. Принимать меры по отстранению от управления автомобилем водителей, находящихся в нетрезвом, болезненном или утомленном состоянии.

5.1.3. Проверять у водителей автохозяйства наличия удостоверения на право управления автомобилем.

5.1.4. Ходатайствовать перед руководством автохозяйства о лишении всех видов поощрений водителей, совершивших ДТП, допустивших нарушение ПДД или содержащих автомобили в неудовлетворительном техническом состоянии, а также о поощрении водителей, продолжительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий и нарушения Правил дорожного движения.

5.1.5. Оформляться внештатным сотрудником милиции по линии ГАИ по представлению администрации автохозяйства.

5.2. Водитель-наставник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению подготовленности водителей, предусмотренных настоящим Положением.

Стажировка водителей

Эффективным мероприятием по обеспечению безопасности движения, особенно в начале трудовой деятельности молодых водителей, является стажировка их под руководством опытных водителей-наставников.

При приеме водителей работать на специальных и грузовых автомобилях необходима стажировка не только для новичков, но и для любого водителя, переводимого работать на машину другой марки.

Установлен порядок, согласно которому водители, впервые назначаемые на работу на специальные и грузовые автомобили, проходят специальную подготовку и стажировку по 16-часовой программе.

Цель специальной подготовки и стажировки – подготовить водителей к работе на специальных и грузовых автомобилях, а также транспортных средствах новых марок, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозок пассажиров и грузов.

Учитывая специфику предприятия, специальную подготовку проводят в автопредприятиях с привлечением для этой цели квалифицированных преподавателей автокомбинатов или инженерно-технических работников автопредприятия.

Стажировка водителей, прошедших специальную подготовку, производится под руководством опытных наставников и на тех марках автомобилей, на которых придется работать в дальнейшем.

Наставник детально проверяет навыки вождения автомобиля, показывая стажеру опасные, с точки зрения безопасности движения, места на маршрутах, знакомит с порядком осмотра автомобиля перед выездом на линию, с организацией обслуживания и ремонта его на данном предприятии.

Стажировку необходимо проводить на автомобиле, оборудованном двойными педалями сцепления и тормозами и зеркалом заднего вида для водителя-наставника.

По окончании стажировки водитель-наставник обобщает все замечания по вождению автомобиля, вносит их в листок прохождения стажировки (приложение 1), который передается главному инженеру и после собеседования с ним дает заключение о возможности допуска к самостоятельной работе.

Листок прохождения стажировки хранится в отделе кадров предприятия.

Приложение 1

ЛИСТОК ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ

на грузовом, легковом автомобиле, автобусе

(марка, модель автомобиля, гос. номер)

Водитель ___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

имеет классификацию шофера ______________ класса, зачислен на работу

приказом N _________________ от _________________ в ________________

____________________________________________________________________

(наименование хозяйства)

1. Прошел занятия по установленной форме

Подписи Инженер по БД

Инженер по ТБ

Гл.инженер

Инспектор по кадрам

Инженер по эксплуатации

____________________________________________________________________

(замечания, предложения)

2. Отработал в качестве водителя __________________ дней и ________

часов на грузовом, легковом автомобиле, автобусе.

____________________________________________________________________

(замечания, предложения)

Водитель-наставник

Заключение: Допустить (не допустить) к самостоятельной работе на

грузовом, легковом автомобиле, автобусе

____________________________________________________________________

(марка, модель, гос. номер)

Гл.инженер

Инж. по эксплуатации

Обязательным этапом допуска водителя к выполнению профессиональных обязанностей является стажировка. Под этим термином подразумевается тот временной период, в течение которого соискатель данной должности должен либо продемонстрировать имеющийся профессиональный опыт, либо повысить квалификацию до требуемого уровня. Кроме того, именно во время стажировки начинающие водители полностью осваивают профессию и накапливают нужный опыт.

Стажировка водителя: для новичков

Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время .

Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

Стажировка водителей: в каких случаях она необходима

Если же водитель имеет уже солидный стаж, то при приеме на работу в эту должность он также проходит стажировку. Однако в этом случае ее практическое назначение - доказать и продемонстрировать на практике умение водить и разбираться в техническом оснащении транспортного средства.

Стажировка водителей при приеме на работу нужна, если специалисту надо пройти курс дополнительного обучения, что даст ему возможность повысить свой квалификационный уровень.

Кроме того, под эту категорию попадают выпускники специальных учебных заведений. Количество учебных смен может варьироваться от 2 до 14. Это зависит от объема предстоящей работы и уровня сложности профессиональных задач.

Обозначенное в приказе по предприятию количества смен отрабатывается в обязательном порядке. При этом работнику назначается более опытный наставник, что закрепляется в отдельном положении приказа.

Стажировка нужна также, если предстоящая работа имеет котировку . Наконец, она необходима иногда даже стажистам, которые ранее зарекомендовали себя как опытные водители, проявившие лучшие профессиональные качества в экстремальных или особо сложных ситуациях, но по каким-то причинам временно не работали. Имеется в виду перерыв более 12 месяцев.

В этом случае стажировка нужна не только для того, чтобы были реанимированы практические навыки. За это время могли стать актуальными другие дорожные знаки, правила парковки и прочие технические нюансы вождения и обслуживания автомобилей. Кроме того, на балансе предприятия могут находиться транспортные средства, которыми ранее даже опытный стажист-водитель не имел возможности управлять.

Обязательной является стажировка при открытии новой категории. Переход с категории C на категорию D - ответственный шаг. Возрастает ответственность водителя за жизни других участников движения. Ему предстоит управлять с более сложным автомобилем. Поэтому теоретическое ознакомление должно подкрепляться практикумом.

Часто возникают ситуации, когда в логистической компании осваивается новый маршрут перевозки грузов. В этом случае даже самым опытным водителям, которые не раз выходили в рейс на дальние расстояния и везли особо сложные или опасные грузы, предъявляется требование пройти стажировку в две рабочей смены.

Правовая база стажировки водителей

Процесс стажировки водителей подкрепляется целым комплексов нормативных документов. Длительность испытательного срока и критерии оценки оговариваются заранее в момент подписания трудового контракта и издания приказа на стажировку водителя. Администрация предприятия тем самым старается обезопасить себя от необходимости принимать на работу непрофессионального или недобросовестного сотрудника.

Если в трудовом в договоре особо подчеркивается факт прохождения стажировки на какой-то определенный период времени и с конкретными результатами, то впоследствии администрация, неудовлетворенная итогами, может отказать в трудоустройстве этому человеку.

Если же трудовой договор не содержит отметки о том, что считается качественным прохождением практики и указания, каким именно критериям должен отвечать испытуемый, то он впоследствии может оспорить решение об отказе утверждения в данной должности.

Поскольку все спорные вопросы о трудоустройстве решаются, как правило, в пользу рабочих, то у администрации попросту не будет оснований для отказа в приеме на работу нерадивого или необязательного сотрудника без предварительного озвучивания своих требований в приказе.

Если водитель не согласен с решением администрации об отказе в приеме на работу, он должен будет каким-то другим способом доказать свою квалификацию. Либо пройти стажировку повторно сразу же (что практикуется редко), либо попытаться еще раз устроиться на это предприятие через какой-то промежуток времени.

Водительская стажировка сверяется с РД № 12-0071 от 20.01.1986. Юридической силы данный документ не имеет. Однако именно в нем пошагово и детально расписываются правила прохождения стажировки. Поэтому многие работодатели используют этот документ в работе.

Придать РД (руководящему документу) статус обязательного документа администрация имеет право только в том случае, если его нормативы находят отражение во внутрикорпоративных документах. Кроме того, РД может быть актуальным, если во внутрикорпоративных актах имеется ссылка на него как на неоднократно используемый документ.

Руководство любого предприятия обязательно должно ориентироваться на правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности. В этом отношении применимо к стажировке рассматривается ФЗ «О безопасности дорожного движения» за номером 196.

В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.

В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.

Стажировка: практические вопросы

До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.

Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.

Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:

  • по правилам вождения;
  • по сервисному обслуживанию транспортного средства;
  • по особенностям поведения в дороге;
  • по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.

Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке. До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке. К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.

Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:

  1. Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
  2. Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
  3. Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.

Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.

Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.

Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.

Причем имеется в виду не любая машина из автопарка предприятия, но конкретная модель, которую «обкатывает» стажер под его руководством.

Стажировка: сколько она длится

Обязательная профессиональная стажировка водителей автобусов при приеме на работу должна составлять не менее 61 часа до выхода на маршрут. Однако основная часть отводится на практикум на каком-то конкретном маршруте. На нем занятия должны проходить не менее 163 часов (имеется в виду категория Д при наличии водительских прав).

Временные нормативы для стажеров:

Кроме того, если водитель переходит с категорий B/C на категорию D, то ему предписывается 30 часов практических занятий до выхода на маршрут. А на самом маршруте он должен предварительно «откатать» 72 часа.

Стажировка водителей: к вопросу об оплате

Работодатель не имеет права оплачивать работу стажера по более низким расценкам, чем для обычных водителей. Время прохождения стажировочного практикума является рабочим, поэтому оно оплачивается, согласно трудовому договору.

Отличие от оплаты штатных водителей заключается в том, что стажеру по закону не полагается выплата премиальных и прочих материальных поощрений. Работа наставника также не является бесплатной. Он должен получить вознаграждение в размере 5% от своей зарплаты. Наставничество при стажировке не является общественным поручением. Это сложная, и подчас опасная работа, поэтому она должна оплачиваться соответственно.

Стажировка: как оформляются итоги

Итоговый лист должен быть подписан как стажером, так и его наставником. В него вносятся результаты каждого отдельного этапы прохождения практикума. В листе обязательно указываются комментарии наставника.

Если по результатам прохождения практикума соискатель должности водителя показал удовлетворительные результаты, то работодатель принимает решение о его допуске к работе. Повторная стажировка предпринимается в том случае, если водитель показал низкие результаты или проявил себя как недобросовестный ученик. В этом случае сроки повторной стажировки определяет работодатель, отталкиваясь от результатов, зафиксированных в карточке водителя.

В случае резко отрицательных оценок наставника водитель подлежит увольнению. Если стажировка оказалась непосильной для водителя, то работодатель не имеет права заключать с ним контракт. Однако за работодателем остается право перевода сотрудника на другой вид работы, не связанный с управлением транспортным средством.

В настоящее время в Интернете имеется множество удобных сервисов, на которых можно скачать:

  • лист стажировки водителя;
  • программу стажировки;
  • правила приема на работу водителей;
  • правила проведения стажировки;
  • практические рекомендации для проведения данного мероприятия.

Здесь же можно ознакомиться с руководящими документами и нормативными положениями.