Русская культура XV–XVII вв. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв

Культура Русских земель в XV в. В это столетие Москва становится центром общерусской национальной культуры. В данный период усиливается роль русского языка, создаются произведения, посвященные теме государственного строительства, растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого времени оценивают как ʼʼРусское Возрождениеʼʼ. Во всœех крупных городах северовосточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются старые и создаются новые рукописные книги. Развивается грамотность

различных слоев населœения, особенно городского. В области литературы особое место занимает московское летописание.

В 1408 ᴦ. при дворе митрополита складывается традиция составления общерусских летописных сводов, первым из которых является Троицкая летопись. К 1480 ᴦ. относится создание Московского летописного свода, ставшего идеологическим обоснованием объединœения земель вокруг Москвы.

Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и побудила к созданию цикла литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является ʼʼЗадонщинаʼʼ - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после битвы. Ее характерная особенность - это связь со ʼʼСловом о полку Игоревеʼʼ. Создавая свое произведение, Софоний заимствовал у автора ʼʼСловаʼʼ литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет выразить главную мысль автора - залог победы в единстве и согласованности действий русских князей.

Подъему русской культуры и искусства способствовало восстановление и расширение культурных связей со странами Европы и Востока. Особое значение имело содружество Москвы с братскими народами Болгарии и Сербии. Так, южнеславянским влиянием проникнута житийная литература.

В эпоху Ивана III огромное значение придается развитию московской архитектуры, что было связано с укреплением великокняжеского могущества. В данный период была развернуга перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 ᴦ. итальянец

Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства - Успенского собора Кремля, затем были построены Грановитая палата͵ храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин и Алевиз Новый В целом итальянские мастеровые, ремесленники, художники оказали в это время значительное влияние на формирование русской культуры. Но не меньшиммастерством отличались и отечественные творения. К примеру, псковскими зодчими была построена в 1489 ᴦ. в Кремле домовая великокняжеская церковь Благовещения.

В данный период на высшую ступень развития поднялась церковная живопись. В конце XIV - начале XV в. в Великом Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильинœе улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора. Великим русским художником этой эпохи был Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона ʼʼТроицаʼʼ.

В конце XV в. огромный вклад в развитие живописи внес иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Его кисти принадлежит знаменитая икона ʼʼСпас в силахʼʼ.

На рубеже XV-XVI вв. значительную роль в развитии культуры оказали образование единого Российского государства и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро -суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка.

Культура Московского государства в XVI-XVII вв. В конце XV - начале XVI в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Именно их характер определял такой важнейший фактор в истории русского Средневековья, как влияние церкви на духовную жизнь. Теократические устремления иерархов Русской православной церкви в конце XV в. вошли Ав противоречие с великокняжеской политикой, в т.ч. из-за секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла и внутренняя борьба между существовавшими в ней группировками, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государства и ʼʼиосиф-лянскойʼʼ церкви, которая выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государя. Последний, отказавшись от планов секуляризации, получил идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением церковно-религиозного влияния на духовную жизнь. Церковь стремилась не допускать проникновения западного католицизма и распространения светских знаний, она установила жесткие каноны для зодчества,живописи, литературы. Потрясения опричнины и трагические события Смуты заметно затормозили формирование общерусского культурного пространства. Наступивший XVII в. стал переломным в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Начавшая складываться в XVI в. тенденция к обмирщению культуры, постепенное разрушение средневековой религиозной замкнутости и апелляция к разуму в XVII в. стали главным содержанием культурно-исторического процесса.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества постепенно становится историческая песня.

Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 ᴦ. было принято решение о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учителями выступали и светские ʼʼмастера грамотыʼʼ, открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования. В XVI в. высокообразованные русские люди были уже не только в духовной, но и в светской среде. Более широкое распространение получила рукописная книга. В связи с возросшей потребностью в ней упростился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали и светские вельможи. Но владельцами книг часто становились посадские люди и даже крестьянеʼʼ которые покупали книги на рынке.

Крупным событием в культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553-1555 гᴦ. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание ʼʼЕвангелияʼʼ и ʼʼТриоди постнойʼʼ. Но организация книгопечатного дела в России связана с именем Ивана Федорова. В 1564 ᴦ. в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу ʼʼАпостолʼʼ. Иван Федоров был не только издателœем, но и редактором книᴦ. При не совсœем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов. При этом печатание книг в Москве не прекратилось, его продолжили ученики Федорова.

В XVII в. просвещение охватывает всœе более широкие слои населœения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителœей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебники.

В конце XVII в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотными оставались основная масса крепостного крестьянства и женская часть населœения страны. В 1665 ᴦ. при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 ᴦ. по инициативе Сильвестра Медведева начинает работать первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (с 1701 ᴦ. - академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

Рост образованности населœения обусловил повышение спроса на книги. В течение XVII в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимала литература светского содержания. В 1660-х гᴦ. в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. при аптекарском приказе начинает работать первая в России научная библиотека. С 1621 ᴦ. при царском дворе появляется рукописная газета ʼʼКурантыʼʼ, содержащая переводы иностранных известий.

В XVI-XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний. Новым в XVII в. становится появление письменных руководств, содержащих сведения по практическому применению геометрии, математики, физики, химии. Так, потребность в описании земель и их измерении вызвала крайне важно сть создания руководства по исчислению площадей, определœению качества земельных участков. В артиллерии и пушкарском делœе помимо математических расчетов требовалось знание ряда физических явлений и химических свойств веществ. В 1621 ᴦ. Οʜᴎсим Михайлов (Родышевский) на базе зарубежного и отечественного опыта составил ʼʼУстав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской наукиʼʼ, содержащий практические сведения в этой области. Прикладной характер имели и медицинские знания, в базе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 ᴦ. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника ʼʼВертоградʼʼ. А в 1581 ᴦ. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Потребности широких слоев населœения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные ʼʼТравникиʼʼ и ʼʼЛечебникиʼʼ. оригинальные и переводные.

Благодаря русским мореплавателям и путешественникам расширяются географические знания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. В XVII в. были сделаны великие русские географические открытия, внесшие большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в делœе изучения Азии. Οʜᴎ составили карты и описания территорий Сибири и Дальнего Востока. В 1633-1638 гᴦ. казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федор Алексеев в 1648 ᴦ. открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В. Д. Пояркова (1643-1646) и Е. П. Хабарова открыли путь по Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В. В. Атласов в 1697-1699 гᴦ. обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств Ивана Петлина (1618-1619) и Федора Байкова (1654). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно интересна была поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675-1678), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая. На рубеже XVI-XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства (ʼʼБольшой чертежʼʼ), которая не сохранилась. В 1627 ᴦ. в Разрядном приказе была создана ʼʼКнига к Большому чертежуʼʼ - указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половинœе столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 ᴦ. Семен Ремезов завершил работу над ʼʼЧертежной книгой Сибириʼʼ, ставшей важным событием в географии и этнографии.

Развитию общественно-политической мысли способствовала обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование Российского государства. В центре внимания были коренные вопросы жизни страны.

Большое распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой. Эти взгляды нашли отражение в сочинœениях И. А. Хворостинина и подъячего посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 ᴦ. бежал в Швецию и составил там свое описание Московского государства.

Развитие литературы в ХVI-XVII вв. отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание.

Архитектура России в первой половинœе XVI в. отличается интенсивным строительством каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь - и городская, и сельская -остается деревянной. Внесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре. Наоборот, наблюдается возвращение к национальным истокам, что проявилось в возрождении традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани. Много церквей и храмов сооружается на средства богатого купечества. Активно идет строительство военно-инженерных сооружений. В 1500-1508 гᴦ. Петр Фрязин возводит каменный Нижегородский кремль, строительство крепостей ведется в начале века в Пскове и Туле. Около 1516 ᴦ. завершается строительство кирпичного Московского Кремля, сменившего белокаменный кремль эпохи Дмитрия Донского. В 1535-1538 гᴦ. в Москве была возведена вторая линия укреплений - Китайгород, а к концу века - третья линия - Белый город. Мощными крепостями стали многие монастыри. Итогом развития этого направления зодчества в XVI в. стал грандиозный Смоленский Кремль (1595-1602, архитектор Федор Конь).

В XVII в. в русской архитектуре усиливается декоративность. Несмотря на сопротивление церкви, в культовое строительство проникает светское начало. Яркими примерами шатрового стиля являются московские церкви Рождества Богородицы в Пугинках (1649-1652) и Троицы в Никитниках (1635-1653). Зодчими всœе шире используется кирпич, но основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры стал царский дворец в Коломенском (1667-1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Из кирпича строились в основном здания правительственных учреждений, торговых и промышленных предприятий. Началось использование полихромных изразцов фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид.

В последней четверти XVII в. возникает новый архитектурный стиль - московское (ʼʼнарышкинскоеʼʼ) барокко, характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Его особенностями являлись светский нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность. В этом стиле на рубеже XVIII в. были возведены церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове и Спаса Нерукотворного в Уборах. Примером гражданского сооружения, построенного в данном же стиле, являлась знаменитая Сухарева башня в Москве (1692-1701) архитектора М. И. Чоглокова.

Русская живопись XVI-XVII вв. характеризуется значительным расширением тематики. Так, в росписи Золотой палаты Кремля (1547-1552) наряду с церковными сюжетами отражены события русской истории. На первый план житийных икон выступают жанровые сцены. В серединœе столетия была создана посвященная взятию Казани икона ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ, на которой изображены Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской. В XVII в. основным художественным центром, где складывались новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата Кремля. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора. Во главе художественной школы стоял мастер Оружейной палаты Симон Ушаков, на протяжении 30 лет фактически руководивший иконописцами всœей страны. Для работ этого художника характерен отход от канонических образов, интерес к изображению человеческого лица (иконы ʼʼВеликий архиерейʼʼ и ʼʼСпас Нерукотворныйʼʼ, живописный портрет московских правителœей от Ивана Калиты до царя Алексея Михайловича и двух царевичей ʼʼНасаждение древа государства Российскогоʼʼ). Портретная живопись стала первым светским жанром изобразительного искусства. В первой половинœе XVII в. портреты (ʼʼпарсуныʼʼ) писались в иконописной манере, а масляной краской по холсту они стали писаться позднее. К последним относятся портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова и других государственных деятелœей.

В XVII в. отчетливая тенденция к обмирщению русской культуры проявилась в распространении в придворной среде светских музыкально-театральных постановок. Так, в 1672 ᴦ. при московском дворе была учреждена актерская труппа под руководством выписанного из Европы И. Г. Грегори, ставились пьесы на античные темы, к примеру ʼʼТемир-Аксакова действоʼʼ и ʼʼАртаксерксово действоʼʼ, а в доме князя В. В. Голицына играли комедии Мольера.

Сложнейшие процессы, протекавшие в культуре Московского государства в XVII в., свидетельствовали о расширении творческого диапазона российской культуры и кризисе церковного мировоззрения, преодолении национальной замкнутости, внесении в духовную жизнь общества личностного начала, которого ранее не знала средневековая культура.

Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв." 2017, 2018.

Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетие начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились и углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.

Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия.

Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.

Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.

Русская литература XVII в.

Русская литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в. — хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись в результате реформ в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. — Иван Грозный,

Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в этом проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди — купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые действовали в легко узнаваемых ситуациях.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения — провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию из-за границы разными путями. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Эти произведения на русской почве, сохраняя некоторые черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор. Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» — типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества.

В XVII в. возник новый литературный жанр — демократическая сатира, тесно связанная с народным творчеством и народной смеховой культурой. Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. В частности, появились многочисленные пародии, например на судопроизводство («Повесть о Шсмякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»).

Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве-в былинах, но былины не были рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения, для которого характерны равное число слогов в строке, пауза в середине строки и концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением. Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий. Он получил прекрасное образование в Киево-Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял многочисленные декламации и монологи, ставшие образцами новой панегирической поэзии и вошедшие в сборник «Рифмагион». Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. У Полоцкого ощущаются тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Таков «Вертоград многоцветный» — своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, — истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора.

Авторская проза впервые появляется также в XVII в.; примером ее являются сочинения протопопа Аввакума Петрова. Он оставил около 90 текстов, написанных на закате его жизни в ссылке. Среди них знаменитое «Житие» — эмоциональная и красноречивая исповедь, поражающая своей искренностью и смелостью. В его книге впервые объединены автор и герой произведения, что раньше сочли бы проявлением гордыни.

Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо». Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.

Зодчества также коснулся общий отход от церковно-схоластического мировоззрения. Усиление светских мотивов было в значительной мере связано с расширением среды, в которой формировались эстетические представления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и понимание красоты внедрялись в архитектурное творчество, уводя от освященных церковной традицией образцов.

Русская архитектура и строительство XVII в.

Гражданское, светское строительство активно развивалось, и если в начале века было в основном деревянным, то к его концу все чаше использовался камень. Замечательным образцом деревянного зодчества был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, высокими кровлями и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раскраска. В каменном строительстве нужно отметить реставрацию стен и башен Московского Кремля, шатер, возведенный над Спасской башней, Теремный дворец Московского Кремля, Сухаревскую башню.

Число каменных гражданских построек возрастает во второй половине XVII в. Бояре, богатые купцы и дворяне все чаше строили в городах и в своих усадьбах каменные жилые палаты. Наиболее характерен тип, повторяющий планировку деревянных хором и состоящий из двух квадратных помещений с продолговатыми сенями между ними. Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения. Фасады украшались плоскими лопатками или колонками, окна обрамляли богатые наличники.

В храмовом строительстве тоже постепенно намечаются новые черты, связанные с обмирщением . Так, в деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами (прямоугольный сруб — клеть, покрытый двускатной кровлей, над которой возвышается маковка с крестом), распространенными по всей России, строятся запрещенные шатровые храмы (судя по всему, они были недостаточно каноничными, а в эпоху борьбы, которую вела церковь против светских элементов, этого было достаточно для запрета), ярусные церкви. В поисках сложного и богатого силуэта зодчие со второй половины XVII в. используют принцип многоглавия, великолепным воплощением которого является церковь Преображения в Кижах, представляющая собой поразительный по красоте 22-главый храм.

Те же тенденции проявились и в каменном храмовом зодчестве. Новый стиль сложился к середине XVII в. и был противоположен архитектуре XVI в. Этому стилю были присущи затейливость и асимметрия конструкции. Обычно это был пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружался приделами, папертями, лестницами и крыльцами с обязательными деталями отделки — бочонкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон. Фасады церквей становятся полихромными, яркая раскраска деталей, цветные изразцы придают им праздничную нарядность. В этих храмах выразилось то светское начало, которое современники назвали «узорочье» (церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках).

Хотя шатровое строительство было запрещено, шатры оставались одной из наиболее излюбленных архитектурных форм и их широко применяли, но не в качестве завершения церкви, а для венчания колоколен и крылец. Высокая, стройная, столпообразная колокольня, завершенная шатром, — одна из самых распространенных тем архитектуры второй половины XVII в.

В конце XVII в. в архитектуре появляется новый стиль, получивший название московского, или нарышкинского, барокко. Это название не объясняет сущности явления. Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных случайна. Также неправомерно называть это архитектурное направление «барокко», поскольку сходство московской архитектуры конца XVII в. с западноевропейским стилем барокко является чисто внешним. Цикличность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, в этом стиле сложились в самобытную систему, но во внешнем оформлении наиболее близкую стилю европейского барокко благодаря примененным ордерным деталям.

Наиболее полно и ярко новое направление проявилось в строительстве небольших церквей в подмосковных усадьбах. Это ярусные постройки: нижний ярус обычно квадратный в плане, реже прямоугольный, на нем стоит восьмерик, а выше — второй восьмерик, более узкий; композиция завершается барабаном с главой. Очень часто это сооружение расположено на подклете и имеет вокруг открытые галереи. В верхнем узком восьмерике находится звонница, и получалась церковь под колокольней. Декоративное убранство этих храмов существенно отличается от храмов предшествующей поры, перегруженных тяжеловесным и пестрым декором. Новые церкви легки и изящны, на гладком фоне красных кирпичных стен четко и ясно рисуются белые колонки, оформляющие грани объемов. Декор сосредоточен на обрамлении окон и дверей: они, как правило, имеют по сторонам небольшие колонки на кронштейнах, поддерживающие вычурный разорванный фронтончик. Вместо тяжелых кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных элементов, которые часто называют «петушиные гребешки». Ярким памятником данного течения является церковь Покрова в Филях, тонко прорисованные детали которой в сочетании с безукоризненными пропорциями придают ей легкий, ажурный вид, а ярусная композиция создает эффект вертикального движения.

Русская живопись XVII в.

Живопись не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов, а с другой — упорные попытки превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое неприкосновенным. Поэтому иконопись в XVII в. представлена несколькими основными направлениями и школами.

В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годунов- ская школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, перегруженности композиции. Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо». Основные стилевые черты строгановской художественной манеры — изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция. Одна из особенностей школы — правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин», «Избранные святые»; в образе Ники- ты-воина не найти ни значительности, ни воинственности, скорее, его можно сравнить со светским щеголем.

Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется влиянием западноевропейской живописи. Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном. Он указывал на необходимость соединения иконописного канона с правдой жизни, поэтому в его иконах появляются элементы реализма, реальные человеческие лица. Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве. Среди работ Симона Ушакова — Спас Нерукотворный, излюбленный образ мастера, в котором он пытается добиться телесного цвета лица и сдержанной, но отчетливо выраженной объемности. Но в этой и других работах художника чувствуется отсутствие духовного накала, одухотворенности, горения, характерных для икон XIV-XV вв. Поэтому в иконописи XVII в. проявляются черты упадка. В культуре стали слишком сильны тенденции ее обмирщения. Следование иконописным канонам, которого требовали старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом, не могло исправить ситуацию.

Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) — первый светский портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа. В парсунах

XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего столетия — внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа, тонкий колорит.

Русская музыка XVII в.

Русская музыка в XVII в. также пережила решительные перемены. В это время старая русская культура столкнулась с западноевропейской, что существенно отразилось в музыке. Со старым в музыке связана древняя традиция канонического методического знаменного распева, с новым — партесное многоголосие (пенис по партиям) западного типа, усиливавшее светское начало.

Партесное многоголосие было завезено в Россию из Украины и Белоруссии и прижилось не сразу: до конца XVII в. в храмах продолжал звучать знаменный распев, перемежавшийся с троестрочным и демественным пением, а также с новыми партесными сочинениями. Одним из самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты — духовные песни, текстами для которых служили поэтические переложения псалмов Давида. Со временем они вытеснили древние духовные стихи, так как были проще них, их ясный, закругленный напев был близок к народным украинским песням. Канты, начавшись как род духовной лирики, очень скоро вышли за рамки домашнего духовного музицирования и приобрели новые черты. Так, появились светские канты с самым разным содержанием — философским, любовным, морализаторским.

Сторонники старины осудили эти новинки. Протопоп Аввакум сетовал, что в церквях звучит новая музыка, а не божественное пение. Но хотя старое пение было любимо на Руси, объективные причины подталкивали к появлению многоголосия. Из-за большого числа песнопений их могли понять только самые опытные певчие, которых было не так уж много. В отсутствие опытного регента хор звучал фальшиво. Проблемой стало и то, что русский язык существенно изменился по сравнению с древним периодом, из него постепенно исчезали древние полугласные звуки. Поэтому образовалось несложение между текстами и напевами. Попытки реанимировать и реформировать знаменное пение, предпринятые теоретиками музыки Иваном Шайдуром и Александром Мезенцем, были недостаточны. Поэтому постепенно знаменный распев сдавал свои позиции и остался неприкосновенным лишь у старообрядцев, которые хранят его и сегодня. В новом партесном пении XVII в. проявляются тенденции барокко. Если старый знаменный распев был во всем подобен иконе — плоскостным, одномерным, то в партесном пении возникает чувство пространства, а пышная многослойная фактура передает ощущение движения и света, типичные для всего искусства барокко.

Таким образом, XVII в. стал последним веком существования древнерусского искусства, когда стало особенно заметно западное влияние. Начинается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре, который будет завершен в XVIII в. после петровских реформ.

 Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
 Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.
В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
 Центральной темой в литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
 В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е. описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
 В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
 В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских», в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.  

Культура при Иване IV Грозном

Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.
 Публицистический характер имели сочинения князя Андрея Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
 Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля- ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
 В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».

Культура. В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.
 Происходит усиление личностного начала и светских элементов в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. - «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
 Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
 Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. извест- но 153 переводных сочинения, из которых три четверти - светского содержания.
 Усиливается социальная значимость произведений литературы и искусства. Появляется большое количество сатирических произведений - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
 В XVII в. создаются последние русские летописи - в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
 Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля - нарышкинское (московское) барокко.
 В живописи наибольшую известность получили Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
 В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время называли парсунами.

Русская культура в 15-17 в.

В 16 в. Продолжало развиваться русское летописание. В середине 16 в. Московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию 16 в. - так называемую Никоновскую летопись. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Они не имеют внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Еще одним направлением в архитектуре 16 в. Было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В 16 в. Велось широкое строительство каменных кремлей. Крупнейшим русским живописцем был Дионисий. В 17 в. Начинается складывание всероссийского рынка. Во второй половине 17 в. Было создано несколько гос. школ. в 1687 г. В Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. В 17 в. Были созданы последние официальные летописный сочинения. Был создан придворный театр с Москве. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского или московского барокко.

Формирование однопартийного режима в СССР в 20-30-х годах

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно - административная система, построенная на огосударствлении средств производства. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. В 30-е гг. ВКП (б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, отлаженным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология. Малейшее отступление от этих простых истин каралось. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - "тройки", Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: "Шахтинское дело" (1928), процесс над "Промышленной партией" (1930), "Дело академиков" (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). "Большой террор" унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности. Принцип разделения властей отсутствовал. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Развитие культуры народов России в XV–XVII вв

Основные направления развития культуры:

– появление книгопечатания;

– развитие системы образования;

– усиление светских элементов.

Живопись:

– появление портретной живописи;

– житейское иконописание.

Литература:

– написание произведений разговорным языком («Житие Протопопа Аввакума»);

– появление произведений обличительно-сатирического характера;

– историческая публицистика;

– «Хождения» – путевой дневник купца Василия Познякова;

– первый свод всемирной истории Хронограф (1512 г.);

– универсальный сборник советов по частной и общественной жизни «Домострой»;

– «Начала грамоты греческой и русской» Максима Грека .

– учебная литература «Букварь» В. Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого (1634 г.), «Букварь» Кариона Истомина (кон. XVII в.) (население в основном неграмотно).

Образование:

1640-е гг. – школа при Андреевском монастыре;

1665 г. – открыта школа подъячих для приказов при Заиконоспасском монастыре (преподавал Симеон Полоцкий);

1680 г. – школа при Печатном дворе;

1687 г. – Славяно-греко-латинское училище (позднее – Академия, первые преподаватели – братья Лихуды).

Церковные деятели, занимавшиеся просвещением: Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский .

Архитектура:

– сочетание церковных и светских элементов, обмирщение культуры – освобождение от влияния церкви;

– строительство царского дворца в Коломенском;

– строительство храма Василия Блаженного;

– формирование «шатрового» стиля (церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) , зодчий Фёдор Конь – Белый город в Москве, Смоленская крепость.

1586 г. – мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку .

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Экономика недвижимости автора Бурханова Наталья

14. Возникновение и развитие ипотеки в России Первые акты о залоге в России появились в XIII-XIV вв., а законодательные нормы – в конце XIV или начале XV вв. в Псковской Судной Грамоте. В то время в русском праве появилась новая форма залога, которая обеспечивалась гарантиями

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Расцвет индийской культуры в XVII в В рассматриваемый период получили новое развитие вышивка, декоративная керамика, работы по металлу, слоновой кости и уже упоминавшаяся выше каллиграфия. Ранние мусульманские правители и знать не поощряли живопись, поскольку Коран

Из книги Преступники и преступления с древности до наших дней. Маньяки, убийцы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

11. Ритуальные убийства в Европе и России в XVII - XIX в.в Важное значение крови для жизни было несомненно известно человеку уже в самые древние времена: слишком часто и достаточно убедительно говорили ему об этом явления, наблюдаемые на охоте и при убое. Да и сам человек

Из книги Реклама: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма и последователи позитивизма, придерживавшегося

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Справочник по проектированию электрических сетей автора Карапетян И. Г.

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

1.1. Развитие энергосистем России Начало развития электроэнергетики России связано с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). Энергетики нашей страны первыми в мире получили опыт широкого государственного

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Развитие культуры в 1950–1980-х гг Для развития культуры в СССР характерно три периода: 2-я пол. 1950-х – 1-я пол. 1960-х гг. – период «Оттепели»: ослабление цензуры и идеологического давления, оживление культурных процессов, расширение тематики произведений, волюнтаризм Н.

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Развитие криминалистики в россии Путь, по которому развивалась криминалистика в Росии, нельзя назвать прямым и легким. В XX веке революцию, гражданскую войну, разруху, голод, бандитизм – все это прошли следователи вместе с народом. Работники царской полиции уничтожили все

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Развитие дактилоскопии в России Семеновский возглавил регистрационное бюро Центророзыска и занимался научными исследованиями в области дактилоскопии. В 1923 году он издал книгу «Дактилоскопия как метод регистрации», которая помогла восстановить аппарат регистрации

Из книги автора

Развитие сестринского дела в России В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских

Из книги автора

Культура России XVII в. В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение. Этот процесс охватил все сферы культурной жизни. На развитие культуры также

Из книги автора

Черты современной культуры России Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука),