Решение проблем или принятие решений? Понятия «проблема», «проблемная ситуация». Классификация проблем

Словарь Ушакова

Проблема

пробле ма , проблемы, жен. (греч. problema - задача) (книж. ). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. Проблема личности в истории. Проблемы использования отходов. Проблемы ирригации степей. Проблемы морали. Разрешить проблему.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Проблема

(от греч. problema - задача, задание) - неразрешенная задача или (вопрос) вопросы, подготовленные к разрешению. Возникающая ситуация связана с тем взглядом, с таким познанием предмета, который не познан, но является знанием о незнании.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Проблема

Проблема

♦ Problème

Трудность, требующая решения. Значит, проблема это вопрос? Обычно она действительно принимает для нас форму вопроса, вернее, мы сами задаем ей эту форму. Вот как об этом говорится в знаменитом фрагменте из работы Башляра: «Прежде всего нужно научиться ставить проблемы. Что бы там ни говорили, сами собой проблемы в науке не ставятся. Именно чувство проблемы и служит признаком подлинно научного ума. Для научного ума всякое знание есть ответ на вопрос. Если бы не было вопросов, не было бы и научного знания. Само собой ничего не происходит. Ничто не дано заранее. Все должно быть выстроено» («Формирование научного ума», I). Это справедливо и по отношению к философии, и вообще ко всякой мыслительной деятельности, достойной этого имени. Но далеко не всякий вопрос является проблемой. Если, например, некто спрашивает у вас, который теперь час, – это не проблема, а вопрос. Но если вы в свою очередь спросите: «Почему вы хотите знать, который теперь час?», вы тем самым превратите, в данном случае, правда, совершенно безосновательно, вопрос в проблему. И ваш собеседник вполне может поинтересоваться: «С какой стати вы раздуваете из моего вопроса проблему?» В философии все обстоит несколько иначе. Здесь значение имеют только проблемы, но, прежде чем приступать к их решению, их необходимо поставить. Но что это значит – поставить проблему? Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан не тому или иному индивидууму, но всякому конечному рациональному уму, наделенному культурой хотя бы в минимальной степени. Именно такую цель преследует введение диссертации по философии: от случайности вопроса оно переходит к необходимости проблемы, а затем, по возможности, к разработке проблематики.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Проблема

Ы, ж.

1. Сложный вопрос, требующий особого изучения и решения.

Проблемы экологии.

2. перен. , разг. То, что трудно разрешить, осуществить.

|| прил. (к I знач.) проблемный , -ая, -ое.

Проблемная статья.

Это не проблема . То, что может быть легко выполнено.

Тезаурус русской деловой лексики

Проблема

Syn: вопрос, дело, задача

Энциклопедический словарь

Проблема

(от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Словарь Ожегова

ПРОБЛЕ МА, ы, ж.

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

2. перен. О чёмн. трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

Проблема [греч. problēma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

А.А. Вербицкий

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Проблема(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе по­знания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдви­жения П. и кончается ее решением....

Философский словарь

(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения П. и кончается ее решением. Иногда...

Философский словарь

по , конспективно: преграда, трудность, задача; вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания и практики. Иногда сама проблема формулируется одновременно с ее решением, случается даже, что она осознается только через некоторое время после ее...

Философский словарь

1) форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос (или комплекс вопросов), возникший в ходе познания и требующий ответа; 2) более или менее осознанное противоречие в субъект-...

Философский словарь

Форма знания, содержанием которой является то, что не познано человеком, т.е. это знание о незнании. Считается, что современная наука начинается не с наблюдения, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Проблемы...

Философский словарь

Атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феноменеЖизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все...

Новейший философский словарь

ПРОБЛЕМА (греч problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели Творчество как процесс создания...

Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.

Специфика. Задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.

ПРОБЛЕМА

В основном – ситуация, в которой некоторые из имеющихся компонентов известны, и необходимо установить или определить дополнительные компоненты. Проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми. См. решение задач.

ПРОБЛЕМА

от греч. probl?ma – преграда, трудность, задача) – возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания м. б. представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный характер содержания отличает их от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. B научном познании способы разрешения П. совпадают с общими методами исследования. На современном этапе развития в отечественной конфликтологии больше нерешенных, чем решенных П.

Проблема

греч. problcma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А.Вербицкий

Проблема

греч. problema – задача, задание) – 1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования, а также решения, которого не существует (в отличие от задачи, для решения которой нужно воспользоваться уже существующим знанием); 2. в психиатрии и психологии – это обычная в работе психиатра и психолога диагностическая ситуация «кота в мешке», в которой только некоторые из имеющихся в ней компоненты известны, и необходимо установить или определить неизвестные либо почему-либо отсутствующие переменные с тем, чтобы решить поблему дагноза, планировать вытекающие из последненго практические действия, предметно решать многие другие задачи, в том числе и вопросы терапии, прогноза.

ПРОБЛЕМА

проблема научная) - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.

Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.

Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.

В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.

Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.

Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами.

Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.

У каждого из нас есть свои проблемы. Зарождаясь внутри они переводятся из образов в мысли, из мыслей в слова. Источников проблем бесконечно и раскрывать их суть не имеет здесь смысла. Меня интересует другое. Что такое вообще сама по себе проблема? Как она определяется в образе и мыслях каждого человека, когда он говорит себе или другому человеку, что у него есть проблема?

Меня эти вопросы интересовали. Поискать в интернет, где можно найти очень много информации по сущности проблемы мне не особо хотелось, чтобы самому вывести это определение. При этом до своих рассуждений дело так и не дошло. Несколько раз меня овладевал интерес и я читал сложное определение с большими рассуждениями "что же такое проблема". В итоге запутался ещё больше и вам эти ссылки с громоздкими определениями давать не буду, чтобы не взрывать мозг не всегда нужными громоздкими дискуссиями по этой проблеме.
В ВУЗе, где я обучаюсь, был предмет экспериментальная психология. Наш преподаватель составил нам презентацию, которая мне очень понравилась своей простотой объяснения сложных методов познания мира и конкретно получение психологических знаний. Там же нашёл и определение, интересующегося слова - проблема. Определение мне понравилось своей простотой.

Друзья, прежде чем развернуть определение в скрывающимся окне "прежде чем прочитать, дайте ответ на вопросы выше" мне бы хотелось услышать (прочитать) ответ об сущности проблемы. Напишите свой ответ на эти два вопроса:
1. Что такое проблема? В самых общих словах, можно с примерами.
2. Чем порождаются проблемы? Откуда они берутся?

Проблема — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный прак-тический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).

v Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активно-стью самих людей, их постоянным изменением.

v Основания порождения проблемы:

v недостаточность информации для описания или объяснения реальности.

v противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей какую-либо часть реальность.


Как же всё гениально и просто... Теперь, когда возникают противоречия или нехватка информации, решение которых имеет существенный практический или теоретический интерес, это будет твёрдо называться проблемой. Под существенным имеется ввиду повышенная значимость, вставшей перед нами, задачи.

Разберу небольшой пример на своём случае. Я живу в обычной Московской квартире в спальном районе, где вокруг дома рассажены деревья, ближайшая автодорога на таком расстояние, что звуков не слышно. Я люблю читать сконцентрировано, чтобы было поменьше посторонних звуков. Тишина вокруг дома мне вполне устраивает, кроме одного случая. Напротив моего окна из комнаты находиться детский сад. Дети обычно до обеда очень резво играют, громко радуются жизни. Я разделяю их радость, когда мне не нужно сконцентрироваться на чтение. Когда мне хочется сконцентрироваться, то тут возникает проблема. Громко радостные дети создают помехи, раздражая мои слуховые ощущения.
1. Нехватки информации здесь нет. Есть варианты решения проблем.
1.1 Закрыть окно и их не будет слышно
1.2 Отложить чтение на послеобеденное время, когда они уйдут со двора в детский сад.
1.3 Можно включить спокойную музыку.
2. Противоречия:
2.1 Закрыть окно не могу, так как будет жарко и душно. В этом случае концентрация так же падает и в этом случае помехой будет ощущение дискомфорта в отношение температурного баланса. Свежий воздух, поступающий в окно наоборот придаёт улучшению концентрации и увеличивает скорость мысленных процессов.
2.2. Отложить чтение можно, но это будет очередное откладывание дел на потом.
2.3 Музыка также может отвлекать. Часто могу уйти совсем далеко от темы книги. Заметил, что при музыки это происходит чаще, чем без музыки.

Возникает проблема с противоречиями. Ещё один хороший способ - это понизить значимость и не считать это проблемой. Только как это сделать? У меня это не всегда получается, но если текст захватывает, то значимость всего вокруг отпадает на второй план и тогда уже не слышно радостных громких криков детей из детского сада!

греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П.

К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.