На каком основании пограничники охраняют посольства. Как охраняются посольства в разных странах мира

Наиболее надежным способом доставки дипломатической почты является ее пересылка в сопровождении дипломатического курьера. Дипломатические курьеры хотя и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, но, как правило, не имеют дипломатических рангов и не входят в состав персонала представительств. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов дипломатических курьеров.

На практике, с одной стороны, существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам в основном те же иммунитета, которыми наделены дипломаты. Однако, с другой стороны, недостаточная урегулированность статуса дипломатических курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Много конфликтов возникает в связи с незапрещаемым Конвенцией личным досмотром дипкурьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля. Возможность такого досмотра предусмотрена законодательством ряда стран.

Не урегулирован Конвенцией и на практике вопрос о возможности технического контроля дипломатических курьеров в аэропортах, который также предусматривается законодательством ряда государств.

В дипломатической практике встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения дипломатических курьеров, что не противоречит Конвенции, при условии, однако, что такие ограничения не препятствуют свободной доставке дипломатической почты. Вопросы статуса дипломатического курьера затрагиваются в проекте статей Дополнительного протокола.

В нем впервые регулируются вопросы назначения, документирования, гражданства дипломатического курьера, устанавливаются его функции, порядок прекращения функций, возможность объявления курьера персоной нон грата. Протокол предусматривает предоставление курьеру личной неприкосновенности, неприкосновенности временного жилого помещения, служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов .

В ст. 17 ("Неприкосновенность временного жилого помещения") предусматривается, что, хотя "временное жилое помещение дипломатического курьера неприкосновенно", согласие дипломатического курьера на вступление в эти помещения местных властей "может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 1).

В п. 3 этой же статьи устанавливается, что временное жилое помещение дипломатического курьера может быть подвергнуто досмотру или обыску при наличии "серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы, обладание, импорт или экспорт которых запрещен законом или карантинными правилами"; "такой досмотр или обыск должен проводиться только в присутствии дипломатического курьера" и при условии, что не будет нарушена личная неприкосновенность курьера, неприкосновенность дипломатической почты, а также не будет задержки или препятствий в доставке дипломатической почты.

Положения о временном жилом помещении дипкурьера представляют новацию в дипломатическом праве, обусловленную главным образом стремлением сторон к законченному и всестороннему урегулированию статуса дипломатических курьеров, а не потребностями практики, поскольку на практике каких-либо инцидентов с временными жилыми помещениями, по существу, нет.

В ст. 18 ("Иммунитет от юрисдикции") проекта протокола устанавливается, что дипломатический курьер пользуется служебным иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания (п. 1 и п. 2).

В особых случаях представительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников с выдачей ему специального курьерского листа. Такой сотрудник рассматривается как дипкурьер "ad hok", т.е. имеющий временный характер, функции которого прекращаются с момента доставки документов по назначению .

Дипломатическая почта может также быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. При этом он должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту. Однако он сам не считается дипломатическим курьером, что следует учитывать при формировании отправляемой с ним почты.

Усиление террористической деятельности в западных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.

Принципиальное решение об утверждении внутренней охраны было принято американским конгрессом еще в 1932 году; с 1948 года в американских представительствах за рубежом несут постоянную охрану морские пехотинцы США. Численность подразделений морской пехоты в посольствах США в Лондоне и Париже достигает 35 человек .

В настоящее время внутренняя охрана создана в представительствах большинства государств. В последние годы выявилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличению численности сотрудников внутренней охраны.

Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана обычно вооружена огнестрельным оружием, а в некоторых странах располагает даже тяжелым вооружением. Известно много прецедентов, когда внутренняя охрана применяла оружие при нападениях на дипломатические представительства.

Будучи первоначально созданной главным образом для защиты представительств от нападения террористов, на практике внутренняя охрана активно используется и для противодействия местным спецслужбам. Эта мысль была отчетливо выражена государственным секретарем США Д. Шульцем на слушаниях в сенатском комитете по разведке 23 апреля 1987 г., где он следующим образом сформулировал две главные задачи в усилиях по обеспечению безопасности американских представительств:

"- обеспечение физической безопасности наших представительств от насилия толпы, атак террористов и несанкционированного вторжения;

Обеспечение технической безопасности наших представительств и нашей коммуникационной сети .

В доктрине международного права вопросы, связанные с внутренней охраной, насколько это известно, никем не исследовались.

Действующими договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатических представительствах прямо не регулируется в силу того, что создание внутренней охраны - сравнительно новое явление в дипломатической практике.

В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах, при условии, однако, что ее организация и деятельность будут связаны с сугубо внутренними делами представительства. Осуществление каких-либо охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, будет представлять собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, к каковым относится предусмотренное в п. 2 ст. 22 Конвенции выполнение "специальной обязанности" по обеспечению безопасности иностранных дипломатических представительств. Ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в самом общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.

Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.

Аккредитующие государства нередко направляют сотрудников внутренней охраны открыто, прямо указывая в запросах на визы и в нотной переписке должности этих лиц. Более того, в нотной переписке иногда даже прямо указывается, какие функции выполняют те или иные сотрудники внутренней охраны. Многие государства пребывания, будучи, видимо, не в состоянии обеспечить необходимую защиту иностранных дипломатических представительств, сами выражают заинтересованность в организации внутренней охраны в этих представительствах .

В целом настоящий вопрос недостаточно урегулирован нормами международного права на современном этапе. Необходимо заключение многостороннего договора, который мог бы на основе существующей практики содержать следующие положения:

возможность учреждения внутренней охраны;

ее количественный состав (квота);

примерный объем ее компетенции (в пределах помещений представительства);

наличие оружия у сотрудников внутренней охраны (количества оружия, виды, порядок ввоза и регистрации, ношение лишь в пределах помещений представительства);

координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.

РОСА-Орел пишет:

Привет Всем! Только что вернулись из Ирака, наших погранцов видел только в Шереметьево, придирчивые откормленные и невменяемые, смотрели на нас как на жирных наемников..., но это отдельная тема...Наше посольство в Багдаде охраняют ребята из "заслона", нормальные парни из совершенно официальной структуры. Кстати об арабской вязи на снаряжении и экипировке - "руси" - Россия. Наша группа, на этот раз, работала в провинции Басра, на станции Наджибия...

Внутреннюю охрану посольств осуществляют сами россияне. Согласно законодательству России в "мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений" и "дипломатических представительств за границей" участвуют Служба внешней разведки (СВР) , Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная пограничная служба (с 2003 г. в составе ФСБ) , а также Департамент безопасности МИД.
Департамент безопасности МИД выполняет:
координирующие и инспекционные функции,
а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля.
Представители ФСБ отвечают:
за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).
Сотрудники пограничной службы ФСБ отвечают:
за обеспечение физической защиты посольства и его персонала.
И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится
"Управлению К" внешней контрразведки СВР, доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника "Управления К" еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за контрразведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя:
негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией. С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.
Полная статья

Заработная плата: от 42000 до 60000 руб. в месяц .

Работодатель: Спец. подразделение полиции по охране иностранных дипломатических представительств ГУ МВД по г. Мос.

Описание вакансии

Должностные обязанности

Охрана общественного порядка на прилегающей к охраняемому объекту территории. Недопущение противоправных действий в отношении дипломатического представительства.

Требования к квалификации

Специальное подразделение полиции по охране иностранных дипломатических представительств ГУ МВД России по г. Москве приглашает на работу мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, образование не ниже среднего специального. Группа здоровья - ОБЯЗАТЕЛЬНО "А" (Годен к строевой службе) Регистрация - Москва, Московская область. Необходимы сотрудники на сержантские должности (без высшего или средне-специального образования) с зарплатой от 42.000 рублей и на офицерские должности (обязательно высшее или средне-специальное образование) с зарплатой от 45.000 рублей. Бывшие или действующие сотрудники полиции приветствуются. Лица старше 35 лет, не проходившие ранее государственную службу, не трудоустраиваются. При прохождении собеседования обязательно прохождения входного тестирования по физической подготовке (челночный бег, силовой комплекс). Старший офицерский состав не рассматривается, вакансия имеется только по должности "ИНСПЕКТОР СЛУЖБЫ" других вакансий нет. Строгое отсутствие административных взысканий (серьезные нарушения ПДД). А так же отсутствие судимостей у Ваших ближайших родственников. При трудоустройстве необходимо полное медицинское обследование (ВВК, ЦПД, тестирование у психолога) прохождение тестирования по физической подготовке. Прохождение комиссии бесплатное, направления выдаются.

Условия работы и компенсации

Охрана дипломатических представительств в г. Москве. График работы по 12 часов: день, ночь, трое суток выходной. Зарплата от 42.000 р до 60.000 р. Полное соблюдение ТК РФ, медицинское страхование. Предоставляется бесплатный проезд в метро, отпуск 35-60 суток, путёвки в санатории и пансионаты МВД РФ, выплачивается денежное вознаграждение по итогам года, а также другие выплаты и льготы. Сотрудники подразделения имеют возможность получения бесплатного высшего образования в высших учебных заведениях МВД РФ. Лица, прослужившие более 20 лет, имеют право на оформление пенсии.

Полк по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств ГУ МВД России по г. Москве 25 апреля отмечает 80-летие с момента образования службы. Накануне этого знаменательного события корреспондент газеты «Петровка, 38» провела один день в этом подразделении и узнала некоторые секреты службы.

Оперативное взаимодействие

Всего в Москве дипломатических миссий - 277, из них более 150 посольств. Под круглосуточной охраной полка находится 114 объектов - это не только посольства и консульства, но и резиденции глав дипломатических миссий, военных атташе, представительства международных организаций, в том числе ООН и ЕС, - говорит об объектах обслуживания командир полка полковник полиции Андрей Дремучев. - Все эти объекты охраняются стационарно или путём патрулирования. Зона ответственности полицейских - периметр объекта и прилегающая к нему территория. Всё, что находится внутри, - это территория иностранного государства, которая охраняется службой собственной безопасности посольства.

Что касается структуры, в полку восемь рот, за каждой закреплено определённое количество объектов. Посольства разбросаны по всей территории города. Есть даже посольский городок на Мосфильмовской. У каждого диппредставительства установлен отдельный пост охраны.

Как правило, сотрудник несёт службу на одном и том же объекте. Перед каждым заступлением на службу с офицерами проводится инструктаж, во время которого помимо обычных вводных обсуждается алгоритм действий сотрудника в случае обострения обстановки в конкретном месте дислокации. Оснащены постовые, как и все полицейские. Имеют штатное оружие, табельный пистолет Макарова, автомат при необходимости. Если вдруг возникают какие-то проблемы, полицейский докладывает в дежурную часть и командиру взвода, у которого на контроле до 13 объектов. В случае необходимости есть резервная группа, готовая оперативно среагировать на вызов и встать в оцепление.

Если проходит массовая акция, например, почтить память погибших в теракте в Ницце и к посольству Франции пришли сотни жителей Москвы, то, когда речь идёт о таких трагических событиях, согласовываем с дипкорпусом места для возложения цветов, устанавливаем барьеры для организации прохода.

Отмечу, инспекторы полка не просто охраняют территорию диппредставительства, они пристально следят за происходящим на улицах города и всегда готовы прийти на помощь гражданам. Так, инспектор службы лейтенант полиции Игорь Ильютченко дежурил у консульского отдела Республики Чили, когда его коллега - постовой соседнего посольства Габонской Республики сообщил о произошедшем на его глазах ограблении. Полицейский передал по рации приметы преступника и направление его бегства. Не прошло и пяти минут, как Ильютченко обезоружил вооружённого преступника.

Отношение доверительное

С годами специфика происшествий сильно изменилась, - вспоминает Андрей Дремучев (а ему есть что вспомнить: свою карьеру правоохранителя и службу в этом подразделении он начал в 1982 году). - Так, в 90-е годы, после развала СССР, было много перебежчиков, пытавшихся укрыться в иностранном государстве или передать в посольство секретную информацию. Помню, как наш постовой задержал гражданина, который перекинул на территорию турецкой миссии рюкзак и пытался сам перелезть через забор.

Если говорить про сегодняшний день, то один из самых напряжённых объектов - консульство Таджикистана. После введения нормы о въезде граждан стран СНГ в Россию по заграничным паспортам, таджикское консульство ежедневно посещают от 500 до 1500 человек. В 2016 году старший инспектор службы капитан полиции Андрей Кириллов разоблачил злоумышленников - не допустил в консульство Таджикистана нескольких граждан этой страны по поддельным документам. В ноябре того же года он в ночное время на соседней улице предотвратил кражу и задержал нарушителей. Злодеи с помощью лебёдки, установленной на автомобиле «Урал», готовили похищение кабеля из технического колодца МГТС. По итогам 2016 года Андрей Кириллов занесён на Доску почёта ГУ МВД России по г. Москве.

А полицейский контактирует напрямую с представителями посольства?

Они контактируют в рамках служебных обязанностей. Например, для осуществления режима охраны, допуска/пропуска. Тут уже посольство высказывает свои пожелания, как пропускать посетителей. Обычно для этого назначается рабочая встреча. На ней руководитель строевого подразделения решает возникшие вопросы с начальником службы безопасности или другими представителями посольства. Бывает, посол просит вывести кнопку тревожной сигнализации на наш пост. Иногда мы сами обращаемся в посольство по техническим вопросам, допустим, о подключении электричества к постовому помещению.

Регламент общения с главой диппредставительства есть?

Строевая стойка, приветствие, отдание воинской чести при въезде и выезде посла - это обязательно. Чтобы посланец другой страны понимал - отношение России к нему хорошее, доверительное.

Набор качеств для сотрудника

У нас за каждым вновь принятым на службу сотрудником закрепляется наставник - офицер из числа старших инспекторов, - говорит исполняющий обязанности помощника командира полка начальник отделения по работе с личным составом капитан полиции Дмитрий Спесивых. Он работает в подразделении уже более 10 лет. - Офицер обучает новичка во время стажировки, курирует его в течение первого года службы. Каждый новобранец проходит специальный курс подготовки. Занятия проводятся не только в Центре профессиональной подготовки столичного главка, где слушателям даются общие полицейские навыки, но и в подразделении, где опытные офицеры полка, сотрудники ФСБ и МИД обучают специальным навыкам обеспечения безопасности иностранных дипломатических представительств. За это время командиры изучают деловые и моральные качества кандидатов на офицерские должности в полку, формируют у стажёров понимание высокой степени ответственности и важности госслужбы, отрабатывают методы противодействия возможным террористическим и экстремистским атакам на дипломатические представительства. И остаются только те, кому это по плечу.

На первом месте для наших сотрудников, которые представляют полицию России в глазах иностранных граждан, - культура и вежливость. А ещё дипломатичность, умение грамотно сформулировать свои мысли, разговаривая с посетителями дипмиссии, нашими соотечественниками. К тому же, внешний вид сотрудников охраны посольств должен быть безупречным. При заступлении на дежурство новой смены проводится строевой смотр, проверяется в порядке ли обмундирование и снаряжение.

Вакансии есть, но очень мало. Скажем так, некомплект рабочий - два процента от штатной численности личного состава.

Наши чемпионы

Мы находимся в составе Управления охраны общественного порядка (УООП). 12 сотрудников полка входят в состав сборной команды УООП главка, - говорит Дмитрий Спесивых. - Есть среди нас те, кто неоднократно занимал первые места в личном и командном первенстве среди подразделений московской полиции. Это инспектор службы 6-й роты майор полиции Александр Старовойтов, который стал чемпионом МВД и ГУ МВД России по г. Москве по автомногоборью. Он также является призёром чемпионата главка по лыжным гонкам. Инспектор службы 2-й роты капитан полиции Ирина Дмитриева - неоднократная победительница чемпионатов МВД и ГУ МВД России по г. Москве по лёгкой атлетике и служебному биатлону. Инспектор службы 4-й роты, старший лейтенант полиции Антон Зайков - чемпион по плаванию ГУ МВД России по г. Москве и золотой призёр Полицейских игр в Америке. По боевому самбо неоднократные призёры чемпионата главка - инспектор службы 3-й роты капитан полиции Евгений Шпагин и инспектор службы 7-й роты капитан полиции Руслан Писенко. В общем, нам есть кем гордиться!

Немного истории

25 апреля 1937 года началась история службы по охране дипломатического корпуса, когда полномочия были переданы 2-му отделу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. В то время постоянных постов не было, милиционеры на мотоциклах в течение дня объезжали столичные посольства.

История же нынешнего подразделения ведётся с 18 апреля 1969 года, тогда и был создан полк милиции по охране дипломатических представительств УВД Мосгорисполкома, который вскоре преобразовался в отдел милиции по охране диппредставительств. За 48 лет существования у полка было всего три командира.

Айрин ДАШКОВА, фото из архива полка

ccsr >> но по качеству боевой подготовки и умению пользоваться различными видами стрелкового вооружения и инженерными боеприпасами, все они уступают офицерам-общевойсковикам
U235 > А зачем им это? ФСО - это охранники-телохранители. Для общевойскового боя у них есть есть Президентский полк и взаимодействующие с ними столичные части ВВ и мотострелковая бригада в Теплом стане.
Вообще-то речь идет об охране посольств, и там для офицеров КГБ (ФСБ) это лишь одна из задач, причем не самая главная, т.к. они обязаны и другими вопросами заниматься. А поэтому там никаких охранников-телохранителей нет - там другие навыки для работы требуются.
ccsr >> И там служили многие, перешедшие из Минобороны - им гораздо проще набрать уже готовых специалистов для переподготовки, чем самим учить всему, начиная с азов стрелкового дела.
U235 > Упаси Боже, если б ФСОшники стреляли как военные Трупов с перепугу застреленных граждан было бы немерянно. У ФСО своя, ГБшная, школа стрельбы и свои, совершенно не похожие на армейские правила ношения и применения оружия.

"Андрей Константи́нович Лугово́й(19 сентября 1966, Баку, АзССР) - российский политический деятель и предприниматель, депутат Государственной думы Российской Федерации от ЛДПР. Бывший сотрудник органов государственной охраны России, экс-глава группы охранных предприятий «Девятый вал». Подозревается прокуратурой Великобритании в убийстве Александра Литвиненко.
Родился в семье военнослужащих. В 1987 году окончил Московское Высшее общевойсковое Краснознаменное орденов Ленина и Октябрьской революции командное училище имени Верховного Совета РСФСР, был распределён в Кремлёвский полк. Полк подчинялся 9-му управлению КГБ (государственная охрана). Был командиром взвода, учебной роты полка. В 1991‑1996 годах работал в Главном управлении охраны РФ, Службе безопасности президента РФ, Федеральной службе охраны. Охранял высших государственных лиц, включая и. о. премьера Егора Гайдара, главу администрации президента РФ Сергея Филатова, главу МИД РФ Андрея Козырева, 1-го вице-премьера Большакова А. А.
После увольнения возглавил службу безопасности телеканала ОРТ.
Ряд СМИ называют Лугового бывшим сотрудником ФСБ. Сам он принадлежность к ФСБ категорически отрицает, утверждая, что работал в органах государственной охраны (сначала в девятом управлении КГБ СССР, затем в Главном управлении охраны РФ) и не занимался «оперативной работой, вербовкой или еще чем-то».

U235 >Да и оружие другое. Основным оружием охранника-телохранителя является пистолет. А стрелять из пистолетов в армии мало где умеют. По этой части в ФСО все равно переучивают почти что полностью. Равно как и по тактике и вообще психологии.
Вы это все применительно к территории России рассказываете, и забываете, что в большинстве посольств офицеры ФСБ занимаются совсем другими делами, тем более что их там зачастую меньше чем пальцев на одной руке. Они же не нелегалы в конце концов, и пользуются дипломатическим иммунитетом. Да и посла им своим телом прикрывать на приемах не приходится...
U235 >Военный опыт телохранителю может быть даже вреден, так как диктует порой поведение прямо противоположное требуемому от охранника. Поэтому во многих конторах, в том числе и в ФСО, воевавших в охранники берут неохотно. Там нужны скорее оперативники, чем военные. Иван не даст соврать. Основной кадровый источник ФСО - Президентский полк.
Там еще нужны и люди с высшим образованием, а поэтому начинать учить бывшего срочника из полка охраны утомительно и долго, да еще и неизвестно каким он станет офицером. Вот поэтому и берут со стороны проверенных людей - так дешевле обходится.

U235 >Большая часть оперативников ФСО, с большим отрывом, - бывшие солдаты-срочники этого полка. Следом идут бывшие ФСБшники и пограничники. Из МВОКУ если и брали - то офицеров того же президентского полка.
Не берусь обсуждать откуда и кого они брали, но у нас служил командиром взвода прапорщик, служивший рядовым в этом полку - отличный командир взвода, но на большее не тянул, а поэтому даже экстерном военное училище не окончил. Хотя командиром взвода был отличным - пользовался заслуженным авторитетом.