Как правильно разрешать конфликты. Как разрешить конфликт на работе: пять способов

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие бывают конфликты с сотрудниками

Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы рабочее время сотрудники посвящали выполнению своих прямых обязанностей, а не выясняли отношения между собой. Однако, как и в любом коллективе, проблемы иногда возникают, поэтому вопрос, как улаживать конфликты с сотрудниками, актуален для многих управленцев. Теме формирования спокойных рабочих отношений и посвящена данная статья.

Как улаживать конфликты с сотрудниками

Если деятельность компании подразумевает работу большого количества людей в постоянном контакте между собой, полностью избежать ситуаций недопонимания невозможно. По сути, рабочий коллектив представляет собой общность самых разных по характеру и темпераменту личностей, вынужденных взаимодействовать по служебным моментам и улаживать при этом возникающие разногласия. И далеко не всегда человек, будучи хорошим специалистом в своей области, обязательно при этом обладает тактом и воспитанием, позволяющими ему спокойно реагировать на ошибки коллег. Нередки случаи, когда сотрудники обвиняют друг друга в допущенных промахах, которые повлекли снижение эффективности работы всего коллектива.

Мудрый руководитель обязан разбираться в хитросплетениях отношений между своими сотрудниками и своевременно улаживать спорные ситуации. Ему под силу предотвратить проблемы, вызванные несовпадением темпераментов, если он будет хорошим психологом, понимающим, что данным людям нельзя работать в тандеме. Тогда он сможет спокойно заниматься оптимизацией производственного процесса, а не думать о том, как улаживать конфликты с сотрудниками.

Проблемные взаимоотношения между работниками компании принимают различные формы. Они могут быть скрытыми от посторонних глаз или явными, находящимися у всех на виду. Конфликт может протекать вяло и продолжаться длительное время, а может вспыхнуть в один момент. От того, как поведет себя руководитель, обнаружив, что выполнение работы находится под угрозой из-за плохих отношений между сотрудниками, зависит очень многое.

Существует три основных пути , как улаживать конфликты с сотрудниками:

  1. Не принимайте сторону какого-то одного из противников, для начала выслушайте доводы обоих.

Нейтралитет руководителя – важнейший момент, гарантирующий беспристрастное отношение при выяснении обстоятельств конфликта и помогающий эффективно улаживать его. Даже если одна из сторон вызывает у вас большую симпатию, не поддавайтесь чувствам, будьте справедливы и хладнокровны, принимая решение, которое сгладит проблему.

Особенно опасно встать на сторону одного из сотрудников, если коллектив небольшой и непредвзятое отношение соблюдать крайне сложно. Если вы чувствуете, что не сможете сохранять нейтралитет, поскольку заранее одобряете действия одного из работников, подумайте о том, чтобы доверить разрешение конфликта третьему лицу, не испытывающему к его участникам особых чувств.

Одним из вариантов того, как улаживать конфликты с сотрудниками, может стать перенос разбирательства в неформальную обстановку, за пределами офисных стен. Вполне возможно, что неприязненные отношения, возникшие на рабочем месте, сойдут на нет, если люди узнают друг друга с новой стороны.

Выясните, какие взаимные претензии являются причиной конфликта, чтобы понять, как его уладить. Дайте возможность каждому сотруднику высказаться в полной мере, не перебивая и не останавливая его. Иногда даже этого бывает достаточно, чтобы человек успокоился и стал смотреть на ситуацию без лишних эмоций.

  1. Выделите факты.

Суть большинства конфликтов, которые приходится улаживать управленцу, зачастую сложно сформулировать даже его непосредственным участникам. Складываясь из мелочей, они перерастают в настоящие войны с привлечением на свою сторону остальных сотрудников. Задача руководителя – отыскать среди бурных эмоциональных высказываний смысл претензий, которые мешают нормальной работе коллектива. При этом будьте готовы услышать не конкретные обвинения, а, скорее всего, предположения типа «Мне кажется, он считает меня плохим работником» или «Он ко мне придирается».

Чтобы приблизиться к истине, спросите, на чем основаны такие мнения. Это даст возможность выйти к истокам проблемы, понять, что послужило причиной ее возникновения и так ли серьезен повод, каким его видят непосредственные участники. Опираясь на выявленные факты, вы сможете подумать над тем, как улаживать конфликт с сотрудниками, который отвлекает их от продуктивной работы. Имейте в виду, что это может потребовать немалых усилий, ведь большую часть услышанного вами будут составлять эмоциональные высказывания и обиды.

  1. Поинтересуйтесь, как сами участники конфликта видят пути его разрешения.

Получив максимум информации о сути проблемной ситуации, вы по-прежнему можете находиться в сомнениях по поводу того, как улаживать конфликт с сотрудниками. Попробуйте узнать, что об этом думают его стороны. Зачастую это помогает выбрать единственное верное решение.

Не стоит исключать вероятность того, что причина возникновения подобной ситуации кроется во внутренней политике компании, ее корпоративной культуре, применяемых управленческих приемах и ошибках при налаживании процессов взаимодействия между сотрудниками и руководством. Чтобы выявлять такие моменты, важно иметь обратную связь с работниками, понимать, какими методами возможно свести к минимуму случаи конфликтов, чтобы не приходилось их улаживать.

Ваша роль должна заключаться в создании оптимальных условий для налаживания нормальных рабочих взаимоотношений между сотрудниками. Разобрав несколько конфликтов, вы будете лучше понимать природу их появления и пути разрешения.

Как улаживать конфликты с сотрудниками и руководителем

Однако не всегда участниками конфликта становятся работники, стоящие на одной ступени служебной лестницы. Нередки случаи возникновения натянутых или откровенно враждебных взаимоотношений между руководителем и подчиненным. Как улаживать конфликты с сотрудниками, второй стороной которых является их непосредственный начальник, – вопрос, требующий максимального такта и осторожности.

Хорошо, если руководитель достаточно умен и смел, чтобы признать свою неправоту. Но зачастую раскаиваться в совершенных ошибках, даже мнимых, и улаживать конфликт приходится подчиненным.

Умение наказывать – неотъемлемое качество, которое должно быть присуще человеку, облеченному властью. Если сотрудники знают, что их промахи не будут иметь никаких последствий, это грозит полным развалом работы. В этом случае руководителю придется не только улаживать конфликты, но и спасать репутацию компании. Конечно, наказание должно быть адекватным проступку и преследовать цель предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем.

Без наказаний нельзя обойтись ни в одном коллективе, поскольку от ошибок в процессе работы не застрахован даже самый исполнительный и внимательный сотрудник. Важным моментом при этом является полная уверенность руководителя в справедливости применяемых им санкций. Главный смысл любого наказания – служить уроком не только для того, кому оно адресовано, но и для всех остальных работников.

Встречаются руководители, которые обладают врожденным знанием, как улаживать конфликты с сотрудниками, не создавая излишнего ажиотажа вокруг проблемной ситуации. Работники такой компании могут быть спокойны: если наказание и последует, то оно будет адекватным. Но есть и такие начальники, которые используют конфликты между сотрудниками в собственных целях.

Поддерживая холодную войну и провоцируя работников на постоянное выяснение отношений, такой руководитель, вместо того чтобы улаживать конфликты, добивается того, что неугодные ему работники оказываются в опале и постепенно выживаются из компании. Однако в данном случае речь скорее идет о небольших предприятиях, где в подобные дрязги так или иначе оказываются втянуты все работающие в фирме. Руководитель, который действительно заботится о деловой репутации своей компании, нацеливает своих сотрудников на результаты труда, а не на выяснение отношений.

История богата примерами того, как известные личности могли улаживать конфликты, не допуская серьезных последствий. Образцом мудрого руководителя можно назвать княгиню Ольгу. На ее долю выпало править Русью в сложнейший период истории – расцвет междоусобных войн, когда все решали сила и напор. Ничто не мешало юной княгине дать команду своей дружине захватывать соседние земли, воплощая образ правительницы, привычный для современников.

Однако Ольга поступает совершенно иначе, она начинает разбираться в сути конфликтов между соседями, улаживать их мирным путем. Своим мудрым правлением она показала, что можно жить без постоянных нашествий на расположенные рядом земли, а в условиях взаимовыгодного сотрудничества.

Попробуем применить опыт княгини Ольги к современным реалиям.

Допустим, на пост руководителя компании, в которой сложились крайне натянутые отношения между работниками, заступает абсолютно новый человек, никогда не работавший в этом коллективе. С чего ему начать свою деятельность, как улаживать конфликты с сотрудниками?

Первый вариант – он не будет вмешиваться в межличностные отношения, а все свои усилия направит на обеспечение производственного процесса. Какое-то время такая политика позволит ему сохранять нейтралитет, но рано или поздно результаты внутренних распрей дадут о себе знать, и ему придется думать, как улаживать конфликты с сотрудниками. Когда главной целью работников является не забота об имидже и прибыли компании, а отстаивание собственных интересов, бурного развития ожидать не приходится. Как и в Древней Руси, когда соседствующие княжества боролись между собой, вместо того чтобы сплотиться против общего врага.

Другая модель поведения руководителя в такой непростой ситуации – стремление разобраться в сути всех конфликтов между сотрудниками, вникнуть во все тонкости взаимоотношений, мешающих нормальной работе, улаживать проблемы лично. Неудивительно, что такой подход вызовет у подчиненных вполне естественную реакцию – недовольство.

Какой же путь должен предпочесть мудрый руководитель? Ни один из перечисленных. Попробуем представить, как поступила бы в этой ситуации княгиня Ольга. Она не стала бы игнорировать междоусобные войны, предоставляя князьям убивать друг друга, чтобы доказать свою силу. Но и не пошла бы на то, чтобы жестоко подавлять попытки враждующих добиться справедливости. Искать причину возникновения конфликта между сотрудниками и руководством и улаживать его – вот путь, который представляется наиболее верным в подобной ситуации.

Чаще всего проблемы возникают, когда компания переживает не лучшие времена, испытывает финансовые проблемы или находится в процессе становления. Все это не может не отражаться на социальном климате и вынуждает руководство ломать голову над тем, как улаживать конфликты с сотрудниками. Другой возможной причиной может стать привилегированное положение отдельных работников, вызывающее справедливые нарекания со стороны остальных.

Сложность положения руководителя заключается в том, чтобы сохранять ясность ума, не поддаваться эмоциям, царящим в коллективе, и улаживать конфликты с сотрудниками, принимая мудрые решения. В связи с этим вспоминается известный библейский эпизод о царе Соломоне.

Сюжет рассказывает о споре двух женщин, каждая из которых считала себя матерью ребенка. Они пришли к царю Соломону, известному своей мудростью, чтобы он помог решить их проблему. В ответ на это царь занес над младенцем меч, заявив, что разрубит его пополам и каждой даст по половине. Одна из женщин тотчас же отпустила ребенка, не желая ему страшной гибели. Ее-то Соломон и признал настоящей матерью.

То, как вы ведете себя во время конфликта и каким способом его разрешаете, влияет на вашу карьеру самым прямым образом. Если вы побеждаете в конфликтах, действуя резко и агрессивно, в долгосрочной перспективе вы проигрываете, поскольку ваша способность уязвить и обидеть коллег когда-нибудь неминуемо сработает против вас .

Сотрудники с большим опытом работы могут это подтвердить, так как знают, что со временем расстановка сил меняется, бывшие подчиненные становятся боссами, – и наоборот.

Если же вы во время конфликта остаетесь пассивными, чтобы сохранить лицо и быть приятными для всех, это тоже не выход: так вы теряете возможность достичь своих целей и отстоять свои интересы .

Найдите дистанцию, где вы не требуете подчиниться вашим нуждам, но при этом заявляете о своих интересах

Ключ к тому, чтобы эффективно справиться с конфликтом, не действуя агрессивно, но и не оставаясь пассивным, – найти ту дистанцию между вами и собеседником, где вы не переходите к агрессии и не требуете подчиниться вашим нуждам, но при этом помните о своих интересах и заявляете о них. Такой подход называется ассертивным.

Если нарисовать схематически, в виде двух стрелок, агрессию и пассивность, то агрессия будет направлена в одну сторону, пассивность – в другую. И, соответственно, оба подхода будут уводить вас в сторону от цели. А ассертивность будет находиться посредине, поскольку ассертивные люди никогда не сдвигаются слишком далеко ни в одну сторону во время конфликта, сохраняя баланс. Это значит, они слышат и уважают как своего собеседника, так и себя самого .

Как приятные люди могут уладить конфликт

Легко подумать, что приятные люди слишком пассивны и потому уступчивы. Но такая постоянная уступчивость рано или поздно закончится взрывом и даже большей агрессией. Чтобы уладить конфликт и не действовать при этом ни агрессивно, ни пассивно, нужно научиться делать конфликт здоровым.

Как же сделать конфликт здоровым, если вы приятный человек и не хотите никого обидеть?

1. Учитесь искусству не только молчать, но и говорить

Самый простой и быстрый способ мотивировать себя выйти из зоны пассивности – напомнить себе, что если не пытаться изменить ситуацию, она совершенно точно обернется против вас .

Главное, что вам нужно сделать, – сместить фокус внимания с того, какая это «головная боль» и как вам не хочется в это ввязываться, на детали обсуждаемого предмета и то, какой вы хотите видеть ситуацию в идеале .

2. Говорите «и» вместо «но»

3. Используйте вопросы

Когда вы заявляете о своем интересе, это не должно выглядеть так, словно вы пробиваете дыры в идее вашего противника (даже если на самом деле так и есть).

К примеру, вы собираетесь сказать: «Ваша идея не сработает, потому что вы не знаете, как организован наш отдел продаж». И вы правы.

Но лучше скажите: «Как вы думаете, наш отдел продаж сможет в своем нынешнем составе это сделать?» Так вы дадите противнику возможность объяснить, как он себе это представляет.

4. Не говорите «всегда» и «никогда»

Эти слова немедленно заставляют оппонента защищаться – хотя бы потому, что человек слишком сложен сам по себе, чтобы делать все одинаково.

Вместо этого изложите факты . Если что-то действительно повторяется слишком часто, скажите: «Мне кажется, подобная ситуация была в прошлом году».

5. Задавайте вопросы, пока не доберетесь до сути

Это очень важно. Мы редко понимаем мотивы другого и то, что заставило его принять то или иное решение . Мы в первую очередь концентрируемся на том, что нас хотят обидеть или наши интересы ущемлены, а это сразу запускает эмоциональную реакцию. Автоматически это делает все идеи «противника» глупыми в наших глазах.

Постарайтесь понять причины. Задавайте вопросы: «Почему вы решили сделать так? Почему вам кажется, что это сработает лучше? Можете ли вы мне помочь понять?» Даже если вы не общаетесь напрямую, эти вопросы способствуют большему пониманию и доверию.

6. Возражая, предлагайте решение

Никто не любит, когда их идею просто перечеркивают.

Постройте диалог так: «Одна из проблем, которые я вижу, – это… Но мне кажется, мы сможем ее решить, если найдем способ, как…».

Так вы сообщаете, что понимаете противника, признаете его идею и хотите работать вместе . А понимание и готовность сотрудничать – это главные киллеры любого конфликта.

Об авторе

Тревис Бредбери (Travis Bradberry) – соавтор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», переведенной на 23 языка, сооснователь консалтингового центра TalentSmart, в число клиентов которого входят три четверти компаний из списка Fortune 500.

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты . Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор - это такаядискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих воз­ражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвоз­ражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

относятся:

Ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

Учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

Учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

Осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт - это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Фазы развития конфликта

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора - повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой - в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Исходы конфликтных ситуаций

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от него самого. Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо,убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои.

При этом учителю нужно:

1)проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит изF

лишне быстро;

5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие

события привели его в это состояние;

6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему,коснуться его, улыбнуться;

8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию , справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача - погасить

возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации - это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход - это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Сглаживание конфликта - это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…»

Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

Компромисс - это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости

претензий друг к другу.

Конфронтация - это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).

Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» - возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

Принуждение - это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.

Статья подготовлена с помощью книги ИльинаЕ. П.»Психология общения и межличностных отношений».

Умение разрешать конфликты – первый шаг к эффективному общению в семье или на работе.
Отношения, где периодически возникают конфликты, с последующим прояснением ситуации, считаются более благополучными по сравнению с такими, где конфликтов вообще нет.

Этот утверждение показывает истинную суть конфликта, способного как разрушить, так и укрепить отношения.

Типы реагирования в конфликтной ситуации

Самый распространенный стиль реагирования в конфликте – это избегание или отрицание конфликта как такового. В этом случае конфликт вытесняется его участниками на задний план, но продолжает «аккомпанировать» им в любых общих интеракциях, создавая потенциал для дальнейшего напряжения и еще большего конфликта.

Вторая распространенная реакция на конфликт – во всем обвинить своего партнера и переложить ответственность за происходящее на него, а самому прийти в наступление. Такое возможно тогда, когда участники ошибочно путают конфликт с возможностью «бесплатного» выражения своих отрицательных эмоций. Выпускание пара не помогает решению конфликта, а лишь способствует возрастанию трений, разногласий между его участниками.

Третий стиль не столь популярен как первые два, так как требует от участников применения силы для победы друг над другом. В этом случае более «сильный партнер» всегда рад конфликту, потому что в разбирательствах ему удается реализовать свои соревновательные импульсы, хотя сам конфликт при этом остается нерешенным. Точно также некоторые заявляют о своей готовности идти на компромиссы, хотя на самом деле конфликты для таких людей по той или иной причине выгодны, и они просто манипулируют своим партнером.

Есть ли альтернатива?

Общий принцип успешного решения любых конфликтов заключается в том, что участники конфликта воспринимают его как ситуацию, которую они могут решить сообща. В этом случае обе стороны остаются в выигрыше, потому что способны найти решение, приемлемое для обоих. Этот принцип легок в теории, но часто сложен на практике, так как требует приложения сил.

Ваша личная реакция играет первостепенную роль в том, как события будут развиваться дальше. Кто-то может быть поглощен своими интересами настолько, что, применив силу, за пару мгновений разрушит даже самые крепкие отношения. Но если, наоборот, кто-то привык всегда уступать только потому, что избегает любого конфликта, то тем самым он сообщает другому, что с ним вообще можно не считаться и не брать его в расчет.

Как решить конфликт эффективно?

Как только вы обнаружили себя в конфликте, то важно не горячиться и дать остыть своим эмоциям, это позволит вам справиться с возникшими разногласиями на рациональном уровне, а затем используйте один из приемов:

Психологическапя амортизация

Термин из курса Школы Психологического айкидо .
Если партнер разозлен и настроен агрессивно, то лучшим способом ухода из под прямого огня является простое согласие с доводами партнера. Как только вы обнаружите долю правды в аргументах противника, сразу с ними соглашайтесь.

Например: «Да, я с тобой согласен, мне бы тоже хотелось быть более ответственным и позвонить тебе прошлым вечером, как я и обещал».

Обвинения партнера могут быть абсолютно беспочвенными, но вам лучше согласиться с тем, что у каждого из нас свое восприятие одного и того же. Это не значит что, соглашаясь, вы поступаетесь своими собственными принципами, вы просто принимаете позицию другого и его право на свое мнение. Иногда крупная победа требует маленьких поражений.

Соучастие

Попробуйте поставить себя на место другого, посмотрите на мир его глазами, дайте другому почувствовать, что он услышан. Вы можете словесно сообщить партнеру, что понимаете то, что он пытается вам сказать, делайте это через переформулирование его же слов. Например: «Я понимаю, что сейчас ты говоришь о потере доверия ко мне».

Или вы можете дать партнеру понять, что понимаете его чувства. При этом важно никогда не приписывать свои эмоции другому человеку («сейчас ты расстроен и разозлен»), а высказать свои предположения о том, как другой может себя чувствовать. Например: «Мне кажется, ты испытываешь сейчас злость и раздражение из-за того, что произошло. Так ли это?».

Внимание

При этом о себе и своих чувствах говорите с позиции «Я», а не «Ты»: «Я чувствую себя разочарованным из-за того, что между нами произошло» эффективнее, чем: «Ты меня разочаровал».

Поглаживания

Покажите свое уважительное отношение к партнеру, даже если он злится на вас. Например: «Я уважаю твою смелость начать обсуждение этого вопроса со мной» или «Я восхищен твоим мужеством».

Модель решения конфликтов

1. Определите проблему и обсудите ее с партнером. Найдите общие точки соприкосновения и причины разногласий, проясните свои позиции.

2. Фаза мозгового штурма. Найдите несколько решений. Отталкивайтесь от того, с чем вы оба согласны и к чему оба хотите прийти. Включите в список столько вариантов решений, сколько вам придет в голову, независимо от того, реалистичны они или нет.

3. Теперь проанализируйте решения. Для этого внимательно изучите составленный список и к каждому из решений найдите свои «за» и «против». Делайте это до тех пор, пока из всего многообразия не останется одного или двух лучших решений вашей проблемы.

4. Выберите решение, которое кажется самым приемлемым, даже если оно не идеально.

5. Осуществите решение. Обговорите с партнером детали выполнения принятого соглашения. Подстрахуйтесь и договоритесь также о действиях в случае форс-мажорных обстоятельств.

6. Конфликт – это процесс, поэтому не мешает время от времени узнавать у своего партнера, как у него обстоят дела с принятыми соглашениями. Может быть, пришло время заключить новую договоренность или что-то добавить в уже существующую.

Цитата/афоризм

Э.Кливер: «Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы».

Просмотры: 1 864

Семейные ссоры, пререкания с сослуживцами, словесные перепалки в общественном транспорте, споры с друзьями на повышенных тонах знакомы нам не понаслышке. Подобные ситуации – неотъемлемая часть жизни и общения между людьми. У каждого человека возникают разногласия с окружающими, но иногда они могут перерасти в конфликтную ситуацию. Что такое конфликт? Термин происходит от латинского слова conflictus – столкновение. Характеризует высшую степень противоречий во взглядах, интересах, потребностях между участниками: людьми, группами и обществом. Изучением этого явления занимается отдельная наука – конфликтология. Любой конфликт характеризуется борьбой обеих сторон с целью ликвидировать эти противоречия. Дома, на работе, в компании друзей и везде, где присутствуют люди, возникновение конфликтной ситуации неизбежно. Почему? Потому что каждый из нас – неповторимая личность, имеющая собственный взгляд на жизнь. Мнение другого человека, не совпадающее с нашим, автоматически становится неправильным. Когда обе личности убеждены в своей правоте и всячески пытаются ее доказать, происходит столкновение взглядов и возникает конфликт. Никто от этого не застрахован, даже самый скромный и сговорчивый человек. Важный признак любой конфликтной ситуации — ущемление интересов друг друга и острые эмоциональные переживания. Чтобы выстроить правильную линию поведения, необходимо знать разновидности и возможные причины конфликтов.

Признаки и виды конфликтов

В основе всех конфликтных ситуаций лежит биполярность, то есть начала, противоречащие друг другу. Следующий важный признак – активность, поддерживаемая оппонентами, и наличие одного или нескольких носителей конфликта (субъектов). Отечественные психологи под субъектами понимали человека или группу людей, обладающих сознанием и способностью к активным действиям. Получается, если нет субъекта, то нет и конфликта. Человек может конфликтовать только с другой личностью или группой людей. Столкновение интересов с природой или техникой невозможно. В зависимости от субъектов, конфликты делятся на два основных вида:

  • Внутриличностные . Когда противоречие назревает внутри нас, и мы сами выступаем в роли противника. Например, человек трудится на опостылевшем вредном предприятии и получает хорошую зарплату. Смена места работы принесет моральное удовлетворение, но лишит его большого заработка. Так внутри личности формируется конфликт, источником которого является дилемма: уволиться или остаться.
  • Социальные .

Социальная группа конфликтов включает в себя три подгруппы:

  1. Межличностные . В таком конфликте участвуют минимум два человека. При этом каждый субъект старается отстоять собственные интересы и доказать свою правоту. В ход могут идти взаимные нападки, оскорбления, обвинения. Например, начальник просит подчиненного помочь компании и поработать в выходные, при этом не собирается оплачивать его труд. Сотрудник справедливо возмущается и отказывается бесплатно работать. В результате между ними происходит межличностный конфликт .
  2. Личностногрупповые . Происходит столкновение взглядов группы и отдельного человека. Поведение субъекта не соответствует групповым нормам, ценностям и ожиданиям. Например, школьники не принимают новичка в своем классе, офисные работники не могут прийти к взаимопониманию с новым руководителем отдела. Итогом таких конфликтов часто становится .
  3. Межгрупповые . Участниками конфликта выступают группы, намерения которых не совпадают с задачами другой группы. Это могут быть масштабные события, такие как войны, государственные перевороты, религиозные расколы и т.д. Борьба за власть или территорию среди руководства страны, региона, предприятия. Столкновения футбольных фанатов, соперничающих команд, забастовки сотрудников, требующих выплатить заработную плату. К межгрупповым конфликтам также относятся ссоры между соседями, группами родственников или сослуживцев.

Разрушительные функции конфликта

Субъекты конфликтной ситуации могут переключить внимание с цели своей деятельности, например, с работы, на отношения. В результате эффективность общего дела снижается. Конфликт разрушает сложившуюся систему отношений, поэтому человек может потерять социальные связи и стать одиноким. Длительная ссора, сопровождаемая отрицательными эмоциями, нередко приводит к серьезным психосоматическим болезням и деформации личности. В некоторых случаях конфликты сопровождаются применением физической силы. По статистике, 70% умышленных убийств происходит из-за обострения конфликтов. Так решение проблем с помощью насилия может закрепиться в социальном обществе. Конфликт приводит к тому, что человек пессимистично смотрит на жизнь, становится неуверенным в себе или, наоборот, любой ценой стремится победить оппонента. Такие люди обожают скандалить и с удовольствием берут на себя роль организатора и участника склоки. Подобных индивидуумов называют конфликтными личностями. Их отличительные черты:

  • Излишняя самоуверенность, навязчивость и бестактность
  • Стремление всегда и во всем доминировать
  • Неумение контролировать свои эмоции
  • Склонность недооценивать других людей и переоценивать себя: «Я лучше всех», «Я все делаю правильно»
  • Чрезмерная прямолинейность в высказываниях, желание говорить всем правду в глаза
  • Излишняя принципиальность. Когда отказывает здравый смысл, и человек готов на всё ради принципов

Поведение в конфликтной ситуации

При столкновении интересов будьте сдержаны и контролируйте свои эмоции, мимику, движения. Постарайтесь обдумать все действия. Избегайте враждебности и резкой критики в адрес оппонента. Во время диалога с конфликтующим собеседником говорите на доступном ему языке. Не стоит показывать интеллектуальное преимущество, даже если ваш IQ гораздо выше. Избегайте оскорблений, а если нецензурная брань посыпалась на вас, попробуйте вежливо поставить собеседника на место: «Я считал вас интеллигентным человеком, а вы разговаривайте, как мой сосед – алкоголик дядя Толя» или «Вероятно, вас воспитывали в подворотне и нормальная человеческая речь вам не знакома». После чего все же дайте оппоненту возможность высказаться и приводите свои аргументы. Попробуйте отвлечься на пару минут и рассмотреть конфликт в долгосрочной перспективе (недели, месяцы). Возможно, последствия будут настолько серьезными, что вы разругаетесь с лучшим другом, лишитесь работы, но уже ничего не сможете изменить. Вам это нужно? Такой метод отлично предотвращает конфликтные ситуации.

Способы разрешения конфликта

Скандалы крайне негативно влияют на людей и могут стать причиной внутриличностного конфликта , который приводит к ухудшению здоровья и излишней нервозности. Жизнерадостный человек постепенно превращается в пессимиста, видящего мир в черно-белых тонах. Вряд ли такая перспектива кому-то понравится. Ссориться могут все, а разрешать конфликты умеет далеко не каждый. Одинаковых конфликтных ситуаций не бывает, поэтому нужно знать, как правильно себя вести. Такие знания помогут улучшить взаимоотношения с окружающими и создать вокруг себя комфортную психологическую обстановку. Специалисты выделяют следующие способы поведения:

Конкуренция . Подходит для сильных и активных людей, стремящихся в первую очередь реализовать свои потребности. Их силы значительно превосходят возможности оппонента. Такие личности принуждают соперника принимать методы устранения противоречий удобные лишь для них самих. Например, авторитарный начальник вводит систему штрафов для подчиненных. В итоге улучшается дисциплина в отделе, и беспрекословно выполняются все поручения.

Избегание . Разумно применять, когда победа противодействующей стороны очевидна. Чтобы выиграть время, люди специально уклоняются от решения вопросов. Такое поведение оптимально при разногласиях с руководством. А также в ситуациях, когда человек осознает свою неправоту, безнадежность спора, вероятность развития большого скандала. Если он хочет сохранить с соперником хорошие отношения, а отстаивание своего мнения непринципиально. Например, секретарь не подготовил документы в срок и, пытаясь избежать конфликта, приводит бесполезные доводы: кончилась краска в принтере, бумаги пропали со стола, было много звонков или посетителей, которые заняли все рабочее время.

Приспособление . Человек признает доминирование соперника и ради урегулирования конфликта готов пренебрегать собственными принципами. Он стремится сгладить разногласия посредством уступчивости и готовности к примирению. Этот способ подходит в случаях, когда у человека недостаточно власти и ресурсов для подавления конфликта или продолжение противостояния может навредить карьере, своим интересам, здоровью. Например, женщина, столкнувшись с грабителем в темном переулке, снимает золотые серьги. Она предпочитает сделать это добровольно, поскольку преступник может вырвать украшения с ушами.

Сотрудничество . Самый благоприятный способ погашения споров. Участники конфликта, учитывая обоюдные интересы, вступают на путь примирения. Благодаря совместному решению вопроса, стороны поддерживают хорошие отношения. Такая линия поведения подходит при равнозначных возможностях оппонентов.

Компромисс . Урегулировать конфликт можно с помощью взаимных уступок. Иногда это единственно правильный путь. Способ подходит для оппонентов, имеющих взаимоисключающие интересы, но одинаковые возможности. Например, покупатель на базаре долго торгуется с продавцом. В результате они договариваются о цене, которая устраивает обе стороны.

Положительные стороны конфликта

У многих людей конфликтная ситуация ассоциируется с враждебностью, агрессией и угрозами. Однако в конфликте есть и конструктивное начало. Например, любая ссора выполняет диагностическую функцию, поскольку обнаруживается подлинное отношение оппонентов друг к другу. Разрешенный внутриличностный конфликт позволяет человеку понять свои возможности, желания и глубже узнать самого себя. Столкновение взглядов помогает развитию взаимоотношений социальной группы и отдельного человека, общей совместной деятельности. Иногда конфликтные ситуации способствуют сплочению группы. Конфликт всегда сигнализирует об изменениях. Он «сообщает» человеку, что в его душе или отношениях с окружающими что-то не так. Благодаря своевременным сигналам, личность может измениться в лучшую сторону. В межличностных конфликтах, например, с близким другом или родственником, часто происходит разговор начистоту. Озвучив взаимные претензии и обиды, люди начинают лучше понимать друг друга. Конфликт разряжает напряжение между оппонентами, снижает интенсивность отрицательных эмоций и помогает снять стресс.

Разногласия присутствуют в жизни каждого. Конфликт имеет двойственную природу: конструктивное и деструктивное начало. Однако в большинстве случаев лучше предотвратить саму ссору, чем бороться с последствиями. Если конфликтная ситуация уже произошла, старайтесь ее разрешить с минимальными потерями нервных клеток.