Физиологические основы мышления кратко. Общее понятие о мышлении

Общее понятие о мышлении


Мышление - высший познавательный процесс, свойственный только человеку.
В процессе мышления наш мозг отражает свойства вещей и явлений объективной действительности. Мышление дает нам возможность понять закономерности окружающего нас материального мира и закономерности нашей собственной психической жизни.
В отличие от ощущения и восприятия мышление носит обобщенный характер и совершается в понятиях.
Мышление дает нам возможность знать и судить о том, что мы непосредственно не наблюдаем и не видим.
Мышление дает нам также возможность предвидеть ход событий и результаты наших действий в будущем.
Таким образом, мышление есть процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними. Процесс мышления начинается с возникающей у человека потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения.
Мыслить беспредметно, мыслить «вообще» невозможно; наше мышление всегда направлено на тот или иной объект действительности.
Когда мы рекомендуем школьнику подумать, то всегда указываем на то, о чем надо думать, т. е. на какой вопрос надо ответить, какую задачу надо решить.
Чем больше человек знает, чем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Расширяются знания человека - появляются новые вопросы, активизируется мысль.
Процесс решения любой мыслительной задачи начинается лишь после того, как осознано то, что надо решать, т. е. обдумано.
Недостаточно одних знаний и для того, чтобы ответить на возникший вопрос, необходимо еще владеть этими знаниями, уметь применить их в нужный момент.

Физиологические механизмы мышления

Современная наука еще недостаточно изучила физиологические механизмы мыслительной деятельности человека. В общих чертах о физиологии мышления можно сказать следующее.
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.
В результате анализа и синтеза внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга образуются временные нервные связи или ассоциации, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления.
«Мышление, - указывает И. П. Павлов, - ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».
В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигнальные и второсигнальные.
Временные связи, возникающие под воздействием первосигнальных раздражителей, непосредственно связаны с нашими ощущениями, восприятиями и представлениями об окружающем внешнем мире. Однако мышление опирается не только на первосигнальные, но и на второсигнальные временные связи.
Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможным потому, что слова - «сигналы сигналов» - являются обобщенными раздражителями, которым соответствуют сложные системы временных связей.
Со словом, указывал И. П. Павлов, - «вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов,- принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире.
Мышление может правильно отражать окружающий мир только тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с деятельностью первой сигнальной системы.
Если слова - вторые сигналы - не связаны с первосигнальными раздражителями, они теряют свое познавательное значение. Вторая сигнальная система без опоры на первую сигнальную систему не может служить основой мышления, правильно отражающего окружающую действительность.
Однако в этом взаимодействии первой и второй сигнальных систем ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе. И. П. Павлов указывал, что вторая сигнальная система направляет нервные процессы первой сигнальной системы.

Мышление и речь

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Какими реально-жизненными фактами подтверждается единство мышления и речи?
Оно подтверждается фактом взаимного общения людей. Люди сообщают, излагают, передают свои мысли друг другу при помощи речи. Если в словаре человека отсутствует соответствующее слово, при помощи которого он хочет выразить нужную мысль, то эта мысль не может быть сообщена другому человеку. Точно так же, когда мы выражаем свою мысль словами, которых нет в словаре наших слушателей, наши мысли для них будут недоступными.
Все это говорит о том, что вне речи, как средства общения, обмен мыслями между людьми практически невозможен.
Единство мышления и речи подтверждается тем фактом, что люди мыслят при помощи слов на соответствующем языке. Каждый человек обдумывает что-либо при помощи слов своего родного языка: русский - на русском, француз - на французском, англичанин - на английском. Если человек хорошо владеет двумя-тремя языками, он будет выражать свои мысли на том языке, которым пользуется в данный момент как средством общения.
Однако, говоря о единстве мышления и речи, нельзя делать вывод, что они тождественны. Мышлению и речи присущи свои особенности, мышление не сводится к речи.
Различие между речью и мышлением заключается прежде всего в том, что одна и та же мысль одинаково может быть выражена на разных языках. Например, изложенные в данной главе мысли останутся неизменными, тождественными, независимо от того, на каком языке они будут написаны - на русском или на немецком. Изменятся слова, их речевая форма и структура, а мысли останутся теми же.
Далее, различие между речью и мышлением заключается в том, что одинаковая мысль на одном и том же языке может быть выражена разными словами. Этот факт объясняется тем, что понятие и слово не всегда однозначно совпадают. Существует очень много понятий, которые могут быть выражены разными словами, или звуковыми комплексами.
Например, русское слово «медведь» обозначает определенное понятие - вид животного. В этом состоит основное значение этого слова, но наряду с основным значением слово «медведь» может употребляться и в значении «неуклюжий, неповоротливый человек». Основное значение слова «корень» - определенная часть растения. Но оно также употребляется для обозначения понятия корня слова или понятия корня в математике.
Итак, наряду с такой связью слова с понятием, которая образует основное значение слова, оно также может иметь производные и переносные значения (синонимы, метафоры, аллегории и т. п.). Только в научной терминологии, как правило, соотношение слова и понятия более однозначно - в научной терминологии недопустима многозначность слова. Обычные слова имеют несколько значений, т. е. обладают относительно широким диапазоном смысловых оттенков.

Сравнение

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, абстракции и конкретизации, и протекает в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.
Сравнение - это мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.
В познавательной деятельности сравнение играет крайне важную роль.
При сравнении прежде всего требуется решить, что сравнивать и по каким направлениям должно пойти сравнение. Сравнение предметов и явлений происходит всегда с определенной точки зрения, под каким-то углом зрения, ради решения какого-то вопроса. В любой деятельности сравнение служит какой-то познавательной цели, т. е. оно целенаправленно.
В зависимости от этого сравнение бывает нескольких видов.
Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на их различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения полезности для человека, сравнение будет направлено на установление сходных признаков между ними. Если же изучается строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения устанавливаются многие различия между ними.
Сравнительное изучение неодинаково в зависимости от объема сравниваемых предметов. Можно сравнивать предметы по какому-нибудь одному признаку или одновременно по нескольким признакам. Пример сравнения по одному признаку - сравнение торфа и каменного угля по калорийности. Сравнение по нескольким признакам - сравнение Каспийского и Черного морей с точки зрения их глубины, величины, богатства рыбой, значения в торговле и т. п.
Сравнительное изучение различается в зависимости от того, какие признаки сравниваются - внешние или внутренние.
Сравнение может быть неодинаковым в связи с тем, как, сравниваются признаки: в состоянии статики (неподвижности) или в состоянии их изменения и развития.
Сравнительное изучение бывает прямым или косвенным, научным или поэтическим и т. п. Понятно, что указанными видами сравнения не исчерпывается их разнообразие.
С помощью мыслительной операции сравнения мы приобретаем определенные знания, получаем необходимый материал для анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, формирования понятий. Таким образом, сравнение, становясь составным элементом других процессов мышления, обуславливает развитие наших мыслительных способностей

Анализ и синтез

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.
Анализ и синтез лишь в евоем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Ф. Энгельс писал, что мышление состоит столько же в разложении предметов на их составные элементы, сколько и в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза.
Без анализа и синтеза невозможны даже элементарные формы психической деятельности - ощущения и восприятия, не говоря уже о мышлении.
Нервным механизмом психических процессов анализа и синтеза являются основные закономерности деятельности коры головного мозга. «В действительности, - говорит И. П. Павлов,- анализаторная и синтезирующая работа нервной системы постоянно встречаются и перемежаются между собой...». Иными словами, большие полушария являются органом анализа раздражителей и органом образования новых связей, т. е. синтеза. Анализирующая и синтезирующая деятельность мозга обеспечивает широту и глубину приспосабливания, уравновешивания и взаимодействия организма с окружающей средой.
В чем же заключаются особенности мыслительных операций анализа и синтеза у человека?
Специфическая особенность анализа и синтеза у человека заключается в том, что человек может отвлекаться, т. е. абстрагироваться от конкретного предмета, когда выделяет его определенные свойства и качества или объединяет их. Это возможно потому, что у человека есть вторая сигнальная система. Анализирующая и синтезирующая деятельность коры больших полушарий включает в себя не только сигналы первой сигнальной системы, но и сигналы второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой.
Восприятие характеризуется целостным отражением предметов действительности во всей их сложности и конкретности. Чтобы понять эту сложность и конкретность предмета или явления, необходимо расчленить его на составные части. Так, химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможности выделить составные элементы этих процессов - химические элементы, атомы и молекулы.
Следует помнить, что анализ не является простым механическим перечислением всех возможных признаков и свойств пред ме т а. Анализ всегда является целевым, т. е. направлен на решение какой-то определенной задачи. В мыслительной деятельности анализу подвергаются лишь те элементы, признаки и свойства предмета, которые имеют значение для изучения этого предмета. Анализ может быть сложным и простым, т. е. сводится или к выделению отдельных единичных признаков, или к всестороннему рассмотрению многих признаков предмета или явления.
Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в анализирование более глубокое и детальное, т. е. анализ возникает сначала в практической деятельности, а затем перерастает в мыслительный анализ. Чтобы научиться мысленно, в уме, выделять отдельные части сложного механизма, надо иметь необходимую практику, т. е. хорошо знать данный механизм. Чтобы мысленно расчленить мотор автомобиля на соответствующие части, необходимо несколько раз его разобрать. Для всякой творческой, научной деятельности решающее значение имеет мыслительный анализ, т. е. умение в уме выделить необходимые части того или иного объекта.
Как и процесс анализа, синтез возникает вначале в практическом действии. Чтобы собрать в уме тот же мотор, необходимо научиться собирать его на практике.
Наиболее простой формой синтеза является суммирующий синтез. Суммирующий синтез характеризуется простым подведением итогов полученных знаний, в результате его человек не получает новых знаний. Например, перечисление прочитанных повестей А. С. Пушкина является суммирующим синтезом.
Наиболее высокой и сложной формой синтеза является синтез обобщающий. Примером такого синтеза является мыслительная деятельность школьника при овладении им чтением и письмом- когда нужно уметь соединять отдельные буквы в слова, а слова - в предложения. С помощью этого вида синтеза учащийся может составить план изучаемого раздела программы, создать целостную историко-географическую картину при изучении той или иной страны; усвоить принципы работы паровой машины или электромотора при изучении их составных частей. Такой синтез дает возможность человеку теоретически обобщить полученные знания и вывести из них определенные правила и законы.

Суждение

Содержание понятия раскрывается в суждении.
Пример суждения: «лампа есть прибор для освещения». Образуя суждение, мы познаем связи и отношения между предметами или явления: ми реального мира, т. е. раскрываем содержание понятия.
Суждение - это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения.
Примерами утверждающего суждения могут быть такие суждения, как «сумма углов треугольника равна двум прямым углам» или «психика есть функция мозга».
К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие признаков, принадлежащих предмету. Например: «эта реке не судоходна» или «эта пища не полезна».
Из этих примеров видно, что суждение раскрывает содержание понятия. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суждения, иначе это понятие не будет раскрыто.
Когда человек высказывает суждение, что «бытие определяет сознание» или «сознание вторично, бытие первично», он должен знать эти понятия. Если человек не знает данных понятий, суждение о них невозможно.
Знать какой-нибудь предмет - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем.
В конечном счете истинность суждений проверяется общественной практикой человека. Но, кроме этого, существует и логическая проверка истинности суждения посредством умозаключения.

Умозаключение

Умозаключение - сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным логическим выводам.
Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений - индуктивным и дедуктивным.
Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению или установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению или познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Индукция начинается с накопления знаний о возможно большем числе предметов и явлений в чем-либо однородных. Когда мы изучаем предметы и явления, то с помощью сравнения и анализа обязательно устанавливаем что-то общее и существенное в них. Это дает нам возможность найти сходное и различное в этих предметах и явлениях и опустить то, что является несущественным и второстепенным. Затем, при помощи синтеза мы обобщаем сходные признаки этих предметов и явлений и делаем общий вывод или заключение, устанавливаем общее правило или закон.
Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащийся установил, что корова полезна, лошадь полезна, овца также полезна, т. е. отобрал те свойства домашних животных, которые составляли содержание понятия полезности. Затем на основе этого школьник строит обобщающее заключение - «все домашние животные полезны».
В результате индуктивного умозаключения человек устанавливает причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями.
Например, школьник, наблюдая ряд единичных случаев расширения тел (следствие) при их нагревании (причина), путем обобщения и индукции устанавливает такую закономерность, что при нагревании тела расширяются.
Таким образом, основное значение индуктивного умозаключения состоит в том, что оно дает нам новые знания, помогает находить новые общие законы и правила.
При дедуктивном способе рассуждения процесс мышления противоположен индуктивному. Дедуктивное умозаключение дает человеку познание свойств и качеств предмета на основе знания общих законов и правил.
Например, зная, что тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже расширяются, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители между рельсами устанавливают определенный зазор.
Зная правило, что при умножении величин с одинаковыми знаками «плюс» будет знаком произведения, школьник будет правильно и вместе с тем уверенно решать любую задачу подобного типа.
Индуктивные и дедуктивные умозаключения связаны между собой так же, как мыслительные операции анализа и синтеза. Они никогда не протекают один без другого.


Похожая информация.


Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление . В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т.д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т.е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

33. Основные мыслительные операции.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых- в широте синтеза.

Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий.
Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).
И. П. Павлов писал, что «кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление...».
В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.
В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека - наука» (Павлов).
Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности.
Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.



Социальная природа мышления

Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.
Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.
Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.
Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.
Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.
Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

Мыслительные операции

В процессе мыслительной деятельности у людей выработались определенные приемы, или операции, мышления. Рассмотрим некоторые из них.
Анализ и синтез. Когда мы изучаем какой-нибудь предмет, то нередко (в особенности если предмет сложный) расчленяем его на части и затем рассматриваем каждую из них отдельно. Как знакомят младших школьников с растением? Предлагают выделить его части: ствол, ветви, листья, корни. И затем уже определяют назначение каждой из этих частей.
Но в процессе умственной работы человеку приходится делать и обратную мыслительную операцию: отдельные части или элементы предмета соединять вместе. Так, нельзя получить представления о растении, если мысленно не объединить его отдельные части (ствол, листья, ветки, корни) в одно целое. Прием объединения отдельных элементов или частей в целое называется синтезом.
Анализ и синтез - важнейшие мыслительные приемы. Многие процессы мышления включают их. Умственная деятельность человека есть, как говорил академик Павлов, деятельность аналитико-синтетическая.
Мысленный анализ и синтез возникли у человека в результате практических действий с предметами. «Уже разбивание ореха,- писал Энгельс,- есть начало анализа». Анализ и синтез применяются и в самых простых умственных операциях, и в очень сложных мыслительных процессах, связанных с творчеством.
Сравнение. Мысленное выделение (анализ) отдельных качеств предметов, а также объединение (синтез) отдельных элементов в целое дают возможность сравнивать друг с другом предметы и явления. Сравнение имеет большое значение в процессах мышления. К. Д. Ушинский считал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, что все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.
Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-нибудь признаку или по целому ряду признаков и свойств; так, климат двух стран можно сравнить друг с другом по средней годовой температуре, а можно и по количеству выпадающих осадков, по устойчивости погоды, по преобладающим ветрам, по влиянию на здоровье жителей и т. п.
Абстракция и конкретизация. В процессе мышления нередко приходится отвлекаться от ряда признаков предмета или от самих предметов, выделивкакой-то один признак или свойство. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о цвете благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, которые окрашены в зеленый цвет. Или, допустим, мы говорим: «сила - важное качество», но не поясняем конкретно, о какой силе идет речь: человека, животного, машины, о силе земного притяжения и т. п. В обоих случаях мы отвлеклись от целого ряда предметов, обладающих данными свойствами, и говорим о свойстве вообще. Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение одного, нужного для нас, называется абстракцией. Но если мы указываем на определенный предмет или подчеркиваем конкретный признак этого предмета, то здесь происходит процесс так называемой конкретизации. Мы говорим, например, о зеленом цвете обоев в комнате или высказываем мысль о том, что наш товарищ обладает большой физической силой. В том и другом случае мы имеем дело с конкретными понятиями, хотя они и выражены теми же словами, как и приведенные выше абстрактные понятия («цвет», «сила»).
Обобщение. Понятия образуются у человека в результате процесса обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений, имеющих общие свойства. Обобщения будут правильными, когда предметы и явления объединяются по существенному признаку. Так, мыслить понятие «металл» - это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др., и объединить их в одном обобщающем слове - «металл». Но не всегда в основу обобщения берется существенный признак. Иногда объединение происходит по случайным признакам. Такие ошибки часто допускают дети.
К обобщению прибегает писатель, беря некоторые черты у отдельных людей и объединяя в одном лице, создавая таким путём типический образ литературного героя. А. М. Горький говорил о том, что необходимо очень хорошо присмотреться к сотне людей какого-либо класса для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного его представителя.

Основные формы мышления

Думая о чем-либо, мы всегда оперируем понятиями. Понятие - это мысль о предмете или явлении, отражающая общие и притом существенные его свойства. Если я вижу вещь, которая состоит из доски, опирающейся на четыре ножки, и понимаю, каково назначение этого предмета, то у меня возникает понятие «стол». Отдельные конкретные признаки в понятии могут не учитываться, как например цвет стола, размеры его, наличие или отсутствие ящиков.
Понятие отличается от представления, которое является образом предмета. Когда я представляю дом, в котором живу, я мысленно вижу именно этот дом, со всеми его особенностями (новый, из серых кирпичей, пятиэтажный). Когда же я мыслю: «Дом - жилище человека», я не имею в виду какой-либо определенный дом, а пользуюсь понятием, обобщающим любые дома. Поэтому понятие шире, чем представление. В понятиях мы можем выразить го, что невозможно представить в наглядном образе. Так, нам не удается мысленно увидеть геометрическую фигуру, имеющую тысячу углов, но понятие «тысячеугольник» имеется, и мы знаем, что практически такая фигура может существовать.
Понятия выражаются словами. Однако нельзя считать, что понятие и слово тождественны. Во-первых, одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Например, слова «самолет», «аэроплан» обозначают один и тот же предмет. Во-вторых, одно и то же слово иногда выражает разные понятия. Так, словом «коса» называют заплетенные волосы женщины и орудие для кошения травы, а в географии - полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. Наконец, на разных языках одно и то же понятие обозначается различными словами (по-русски - стол, по-английски - the table, по-немецки - der Tisch и т. д.).
Мысли о предметах и явлениях, о связях и отношениях между ними мы выражаем в форме суждений, например: «На улице идет дождь»; «Ученик не решил задачу».
Суждение - это форма мышления, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо. В суждениях нередко раскрывается содержание понятий: «Психология - наука о законах психической жизни человека». В этом суждении раскрывается содержание понятия «психология».
На основе одного или нескольких суждений нередко делается какой-либо вывод. Например, мы высказали два суждения: «В V классе - все пионеры»; «Иванов - ученик V класса этой школы». Исходя из первого и второго суждений, мы высказываем третье суждение: «Следовательно, Иванов - пионер».
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Примером умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение, или, как его обычно называют, индукция,- это способ рассуждения, при котором на основе ряда отдельных фактов (выраженных в частных суждениях) делается вывод, высказывается общее суждение. Например, установив, что один, другой, третий и т. д. предметы, опущенные в воду, становятся в ней на столько-то легче, делается вывод о том, что всякое тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода (закон Архимеда).
Дедуктивное умозаключение, или, как говорят, дедукция,- это способ рассуждения, при котором от общих положений идут к частным выводам. Так, зная, что все тела при нагревании расширяются, можно сделать вывод, что и железные рельсы в жаркое время несколько удлиняются. Оба вида рассуждений (и индуктивное и дедуктивное) помогают человеку расширять свои знания об окружающем мире.
Процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях, называется логическим мышлением, а наука о формах и законах правильного мышления называется логикой. Особенностью логического мышления являются логичность выводов, их строгая аргументация. При логическом мышлении рассматриваемые явления получают убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия. Путем логического мышления вскрываются связи и отношения между понятиями. Эти связи и отношения выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.
Ярким примером строго логического мышления могут служить доказательства теорем в геометрии и другие математические выводы, где все последующее основано на предыдущих положениях, одно неизбежно вытекает из другого.

Понимание

Одной из целей мыслительной деятельности человека является понимание сущности какого-либо предмета, явления или мысли, высказанной другими.
В одних случаях понимание сводится к уяснению того, что представляет собой предмет, который перед нами. Так, биолог поймет, какой вид растения он нашел в иоле, включив это растение в соответствующий класс (или вид).
В других случаях понимание заключается в том, что находится причина какого-либо факта, устанавливается связь между явлениями и т. п. Например, механику удается понять, почему машина перестала работать.
Большое значение в умственной работе имеет понимание речи (как устной, так и письменной). Понимание сводится прежде всего к тому, чтобы за словами и фразами чужого сообщения у слушателя или читателя возникали соответствующие представления предметов или явлений, устанавливались связи нового с уже знакомым и понятным.
Так, понимание фразы на иностранном языке наступает тогда, когда человеку известно, что обозначает каждое слово в ней, и, кроме того, уясняется связь между словами в данном предложении.
Огромное значение для понимания имеют знания, прежний опыт, так как, обладая им, оказывается возможным соотнести новое со старым, непонятное с понятным, незнакомое с тем, что уже известно человеку.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

Существенный вклад в учение о мышлении внесли также работы по изучению нейрофизиологических механизмов мыслительной деятельности. Итак, мы переходим к следующему вопросу – «Физиологические основы мышления».

Впервые естественнонаучное обоснование материалистической теории психики как отражательного процесса, дал И.М. Сеченов, высказав «мысль о возможности подвести все главнейшие формы психической деятельности под тип рефлекторных процессов». Мышление по Сеченову представляет собой результат рефлекторных мозговых процессов, осуществляющих сопоставление объектов друг с другом в каком либо отношении.

Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является «средством умственного общения» и условием развития мышления. « Когда мысль человека переходит из чувствительной области во внечувствительную, роль как система условных знаков, развившаяся параллельно и приспособительно к мышлению, становится необходимостью. Без нее элементы внечувственного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознание, поэтому речь составляет основное условие мышления внечувственными объектами».

Как же Сеченов понимал рефлекторный процесс мысли?

Началом мысли, первым звеном рефлекторного процесса может быть любое чувственное раздражение, в том числе слышимая речь или «письмена» (по сеченовской терминологии).

Центральное звено в рефлекторном процессе составляет, согласно теории Сеченова, аналетико-синтетическая деятельность мозга. Мысль по Сеченову, является «продолженным анализом», «продолженным синтезом», «продолженным обобщением» внешних воздействий. Имеется в виду, что анализ и синтез продолжается не над «чувственными продуктами», а над «абстрактами».

Произносимая или записываемая мысль представляет собой конечное, третье звено рефлексов головного мозга.

Итак, мышление по Сеченову, есть речевой рефлекторный процесс. Это представление подтверждено исследованиями И.П. Павлова и его школы. И.П. Павлов ввел понятие 2-ой сигнальной системы и охарактеризовал ее как высший физиологический аппарат управления речью, речевым мышлением и опосредствованной этим мышлением практической деятельностью. По мысли Павлого, вторая сигнальная система обеспечивает качественное отличие мышления человека от мышления животных. «Раздражение идущее в кору от речевых органов представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет специально человеческое высшее мышление».

Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют также открытые И.П. Павловым механизмы ориентировочно-исследовательной деятельности, а именно условный ориентировочный (исследовательский) рефлекс, и условный рефлекс на отношение между раздражителями. По Павлову, исследовательский рефлекс у человека идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентацию в окружающем мире.

Дальнейшие нейрофизиологические исследования внесли новые данные о механизмах мозговых регуляций сложной деятельности. В 30-ые годы П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном было введено понятие обратной связи как основное для понимания механизма саморегулирования деятельности животных и человека. В современной нейрофизиологии термином «обратная связь» обозначается механизм регуляции деятельности посредством сигнализации об эффектах, осуществленных рабочими органами текущих реакций, благодаря которой происходит их коррекция. Разработка проблемы регулирования посредством обратных связей имеет важное значение с точки зрения развития научных представлений о механизмах мыслительной деятельности, т.к. она позволяет понять также и физиологическую необходимость активности субъекта в процессе познания.

Кратко подведем итоги:

  1. Мышление – результат рефлекторных мозговых процессов (И.М. Сеченов)
  2. Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют:
  • Условный ориентировочный рефлекс;
  • Условный рефлекс на отношение между раздражителями;
  • Вторая сигнальная система (И.П. Павлов);
  • Принцип обратной связи (П.К. Анохин, Н.Л. Бернштейн).

Теперь перейдем к нейронным механизмам мыслительной деятельности и рассмотрим теорию А.Н. Лука. Физиологической основой человеческого мышления, по А.Н. Луку, является пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения.

Однако обработка и суммация импульсов – это еще не мышление. Необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых выделяется структурная инварианта и отсеивается шум. Эта инварианта лежит в основе образов. С этого уровня взаимодействия и начинается мышление.

Физиологической основой образа служит нейральная модель, или совокупность нервных клеток и их синоптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу.

Любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде некой структуры. При этом предполагается, однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т.е. код. Это одно из условий объективности познания. Однако, человек опознает предметы, даже если он их видит в необычном ракурсе, в перевернутом виде и т.д. Возникающие при этом нейральные «узоры» возбуждения не идентичны, т.е. совпадает не всеми своими элементами.

Но в них может быть выделена структурная инварианта, которая позволяет опознать объект по вероятностному, а не тождественному совпадению возбужденных нейронов.

Нейронная модель – кодовое обозначение объекта или события. В структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта. Под структурой понимаются элементы, из которых состоит объект, способы с помощью которых эти элементы вступают во взаимоотношение – статические или динамические.

Например, буква и ее фонетическое звучание тождественны в информационном плане, следовательно они имеют структурное сходство. Именно в таком смысле можно говорить о сходстве структуры нейронной модели со структурой отражаемого объекта. На уровне отдельных элементов вполне достаточно однозначного соответствия. Но на уровне модели непременно имеет место структурное сходство, или изоморфизм модели и объекта.

Другой пример структурного сходства – молекула воды и ее формула Н 2 О.

Модель в мозге – это, по сути, информация, обрабатываемая определенным образом. Совершенно одинаковые нервные импульсы, группируясь во времени и пространстве, образуют модели все возрастающей сложности, отражающие действительности все более полно, приближаясь к ней, но никогда ее не исчерпывая.

Создание нейронной модели можно считать коррелятом того, что принято именовать формированием представления. Движение возбуждения и торможения, их переход с одной модели на другую – это материальный базис процесса мышления. Для того чтобы возникла мысль, требуется активация по крайней мере двух моделей. Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, ха­рактеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внеш­него мира и внутренних переживаний. Первый этап в организации мышления у детей состоит в построении сенсомоторных схем (до 2-х лет). Сенсомоторная схема - это выполнение организованной последовательности действий, составляющих определенную форму поведения (ходьба, еда, речь и пр.). Сенсомоторная схема соотносит сенсорную информацию с моторными (мышечными) действиями. В формировании сенсо- моторных схем ведущая роль принадлежит таламо-кортикальным системам головного мозга. С развитием речи и появлением способности мысленно активировать сенсорно- мотор­ные схемы, не совершая действия, формируется первая фаза чело­ веческого мышления (2-7 лет).

Фазы человеческого мышления

text_fields

text_fields

arrow_upward

Первая фаза человеческого мышления

Основной особенностью первой фазы человеческого мышления ста­новится способность ребенка предсказывать результат действия, не производя его фактически. В этот период ребенок уже хорошо знает, что случится, если, например, бросить чашку со стола на пол, или дернуть кошку за хвост, или прыгать по лужам и т.д. Действие, однако, остается основным элементом мышления ребенка в этом возрасте. Если попросить ребенка дать определение какому-либо бытовому предмету или понятию, то его ответ будет содержать действие: стул - это то, на чем сидят, стол - это то, на чем едят, прогулка - это то, где бегают и т.д. В этот период развивается речь, которая первоначально базируется также на сенсорно-моторной схеме: слушаю - повторяю. При развитии речи сенсо-моторная схема по­лучает название - слово. В период 2-7 лет бурное развитие претер­певает височная и моторная области коры головного мозга.

Вторая фаза человеческого мышления

Вторая фаза - способность к логическому рассуждению и испо­льзование, конкретных понятий в пределах реальных событий. В этот период (7-10 лет) активируются корково- корковые ассоциативные связи. Третья фаза - способность к формальным операциям, к абстракциям, к оценке гипотез (11-15 лет). Считают, что в этот период завершается формирование связей лобной коры с другими отделами мозга.

Мысленное моделирование человеком различных событий состав­ляет сущность его мышления. Человек оценивает свои действия, ведущие к поставленной им цели, условия, которые приводят к успешному результату. Причем, последовательность событий может моделироваться в любом направлении, мысленные действия могут совершаться в разных точках выбора решения. Например, человек может начинать рассмотрение цепи событий и действий с желаемого результата и двигаться назад - в направлении начальных действий, мысленно выявлять, какие из них ведут к цели, находить условия, которые следует соблюсти для ее достижения.

Аспекты человеческого мышления

text_fields

text_fields

arrow_upward

Мышление имеет, как минимум, два аспекта :

  • распознавание (при­ нятие решения) и
  • устойчивое сохранение поиска (стратегия решения задач).

Мышление, как процесс принятия решения , требует участия височных и лобных отделов коры больших полушарий.

Мышление, как поиск , осуществляется при участии, преимущественно, задних (теменно-затылочных) отделов коры мозга, а соответствие решения выработанному критерию (стратегия) реализуется при участии фрон­тальных, височных и лимбических отделов мозга.

Структурные пред­посылки мышления

text_fields

text_fields

arrow_upward

Структурные пред­посылки мышления считают связаными с корой больших полушарий, преимущественно, с теми ее областями, которые объединены общим названием ассоциативная кора. В отличие от специфических, первич­ных корковых проекций различных сенсорных систем, ассоциативная кора является местом интеграции информации, поступающей из пер­вичных проекций. Кроме того, считают, что в ассоциативных областях текущие сенсорные данные объединяются с информацией, содержа­щейся в памяти. Например, ассоциативные поля теменной зоны объединяют сведения, приходящие от первичных корковых проекций кожи, мышц, сухожилий, суставов, со слуховой и зрительной инфор­мацией, поступающей от височной и затылочной коры. Интеграция всех сенсорных данных со следами памяти (участие височной коры и гиппокампа) дает возможность человеку оценивать положение тела и головы в пространстве. Включение в оценку пространственных отно­шений лобных отделов коры позволяет человеку интерпретировать сен­сорные раздражения в зависимости от конкретной ситуации. Именно ассоциативные поля коры лобной доли мозга имеют особое значение в интерпретации раздражителей и событий. Благодаря двусторонним связям лобной коры и лимбической системы, в систему оценки си­туации включаются эмоции. Кроме того, лобная кора ответственна за выбор целей и прогнозирование событий.

Решающая роль лобных долей мозга в планировании и решении задач подтверждается сведениями о поведении людей с поврежде­ниями этих областей коры. Они оказывались неспособными к ре­шению задач в изменившейся ситуации или к осуществлению пос­ледовательных действий. То есть, одна и та же задача не могла быть решена, если ставилось дополнительное условие. Кроме того, использование языка, совершенно необходимое для многих мысли­тельных действий, возможно только при совместной работе лобных и височных долей (зоны Брока и зоны Вернике).

Билатеральная (полушарная) организация мозга - это еще один анатомический аспект, необходимый для целостного понимания того, как организовано мышление. Проникновение в процессы, связанные с мышлением, обусловлено возможностью клинического и физиоло­гического исследования людей с повреждениями мозга, в особен­ности тех, у кого полушария оказались разделенными друг от друга - расщепленный мозг.

Человек имеет два полушария - правое и левое, выполняющие разные функции, но совместно обеспечивающие целенаправленное поведение. Полушария связаны между собой пучками волокон, самым мощным из которых является мозолистое тело.

Правое полу­шарие контролирует и регулирует сенсомоторные и двигательные функции левой половины тела, левое - правой . То, что многие функции левого и правого полушарий головного мозга различны, было обнаружено у людей с расщепленным мозгом после травм или хирургических операций, выполненных в лечебных целях при тяже­лых формах эпилепсии.

Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, воспри­ятием, мыслями и идеями, характеризуется разной эмоциональной оценкой идентичных событий. Каждое полушарие располагает соб­ственной цепью воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого полушария.

В определенных отношениях каждое полу­шарие имеет отдельное, собственное мышление. Левое - речевое, правое - зрительно-пространственное . Левое полушарие обрабаты­вает информацию аналитически и последовательно, правое - одно­временно и целостно. Каждое полушарие вносит свой уникальный вклад в мышление и сознание (рис. 17.4). Ниже приводятся два при­мера различных функций правого и левого полушарий.

Исследования лиц с расщепленным мозгом

text_fields

text_fields

arrow_upward

Рис.17.4. Основные функции правого и левого полушарий мозга человека.

Женщина, у которой было перерезано мозолистое тело по поводу тяжелой эпилепсии, для предотвращения генерализации припадков, проходила зрительное тестирование с помощью тахистоскопа - при­бора, позволяющего предъявлять на экране зрительное изображение в течение точно контролируемого, обычно короткого, времени (де­сятые доли секунды). В центре экрана находится черная точка, на которую должна смотреть испытуемая, не отрывая взгляда, так на­зываемая, точка фиксации взора. На десятую долю секунды справа от точки появляется изображение предмета. За столь короткое время испытуемая не успевает перевести взор от точки на изображение. Смысл подобной стимуляции состоит в том, чтобы изображение попало в одно полушарие мозга, в данном случае - в левое. Если на экране справа появляется ложка, то оперированная испытуемая отвечает, что она видела «ложку». Если изображение ложки появля­ется слева от точки фиксации взора, то есть попадает в правое неречевое полушарие, то испытуемая отвечает: «Не видела ничего». Однако, если ей предлагалось выбрать левой рукой наощупь среди нескольких предметов тот, который возможно мелькнул на экране, но не был ею опознан, то она выбирала ложку. То есть, правое полушарие было способно опознавать предмет, но не смогло его назвать, т.к. связи с речевым левым полушарием были рассечены. На вопрос, что она держит в руках, оперированная отвечала: «ка­рандаш». Больная «знает», и наощупь, т.е. пространственным спосо­бом, опознает, что она видела, но не может правильно определить предмет словесно.

В другом исследовании с применением тахистоскопа испытуемой с расщепленным мозгом предъявляли четыре фотографии разных людей и называли их имена. Затем испытуемая садилась перед экраном, фиксировала взор на точку в центре экрана. Справа от точки на экране появляется половина фотографии лица одного че­ловека, слева - половина изображения лица другого. Испытуемая называет имя человека, фотография половины лица которого попала в правое поле зрения и, соответственно, в левое полушарие. То есть, на вопрос отвечает левое, речевое полушарие. Потом части фотографии лица человека предъявляются испытуемой еще раз. Но на этот раз ее просят показать, а не назвать человека, лицо ко­торого она видела. Испытуемая показывает на фотографии лицо, половина изображения которого попала в левое поле зрения, т.е. в правое, не говорящее полушарие, но способное оценить зрительно-пространственные соотношения.

Итак, исследования лиц с расщепленным мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за язык и речь, а правое управляет пониманием и навыками, связанными с пространственным и зрительным восприятием. В то же время, правое полушарие об­ладает способностью понимать речь, но не может ее программиро­вать. Таким образом, если схематизировать функции полушарий в отношении мышления, то оказывается, что левое и правое полуша­рия в равной степени способны к распознаванию стимулов внеш­него мира, но пользуются разными способами или стратегиями решения задачи и имеют разные возможности в выражении резуль­татов решения - языковую для левого полушария и пространствен­но-зрительную для правого полушария.

Между полушариями головного мозга существуют не только функ­циональные, но и структурные различия, особенно в височной об­ласти. В частности, участок коры височной доли, примыкающий и перекрещивающийся с зоной Вернике, у подавляющего большинства людей (70 из 100 исследованных посмертно) слева значительно боль­ше, чем справа.

Структурная ассиметрия характерна не только для мозга взрослого человека, владеющего речью, но и для мозга человеческого плода. Асимметрия правой и левой половины мозга зарегистрирована с помощью вызванных потенциалов также у новорожденных. Асим­метрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандер­тальского человека. Видимо, асимметрия полушарий составляет часть генетической программы человека.

При удалении височных зон левого полушария у взрослого больного человека развивается необратимый дефект речи - афазия. Однако, подобная операция у детей младенческого возраста не приводит к нарушениям речи. Более того, специальные психологические тесты не выявляют различий в развитии интеллекта между детьми, перенесши­ми операцию, и их нормальными сверстниками. Нет различий также и в развитии детей с право- и левосторонней гемисферэктомией (удаление большей части полушария). Причиной компенсации функ­ций при повреждении мозга является его пластичности.

Два полушария мозга обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они взаимодействуют и обуславливают высокую приспособляемость человека к окружающим условиям среды, огромную пластичность его поведения, обеспечивая целостное вос­приятие внешнего мира и самого себя.