Чем отличается водительское удостоверение нового образца от старого документа. В России вводят водительские удостоверения с электронными чипами

«Выдача документов нового поколения, содержащих электронные носители информации (микрочипы) на территории Новосибирской области не осуществляется, - сообщил представитель регионального ГУ МВД Сергей Страдымов. - Госпошлина за выдачу обычных пластиковых водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств остается прежней - 2000 и 850 рублей соответственно».

С 3 августа 2018 года госпошлина составляет 3000 и 1500 рублей соответственно. Правда, коснулось только документов нового образца, которых пока просто нет.

Кто первым получит новые права?

В водительские права нового образца будет вмонтирован чип идентификации, который призван помочь инспекторам ГИБДД при проверке и подтвердить их подлинность. Сам чип будет содержать те же данные, что находятся на лицевой стороне водительского удостоверения. А кроме этого - идентификационный код, который не виден глазу, но система сможет его считать и идентифицировать это удостоверение. Внешне новый документ от привычного «розового» отличаться не будет - чип зашьют внутри.

Однако критики «чипирования» уверяют, что правительство в очередной раз таким образом решило заработать на автомобилистах. Дескать, во всех цивилизованных странах у человека вообще может не быть при себе водительского удостоверения - можно просто предъявить паспорт и по имени проверить наличие документов в базе.

«Продвинутых европейских» документов с чипом сибирякам ждать еще очень долго, - добавил Сергей Страдымов в телефонной беседе. - У нас в области просто нет такого оборудования. И когда предвидится, я затрудняюсь сказать. Первыми новые права с микрочипом получат, конечно, москвичи».

В ГИБДД напомнили, что водительское удостоверение подлежит замене при следующих условиях: в результате порчи документа, утери, кражи, при смене фамилии водителя и обязательно каждые 10 лет. За управление с просроченными правами - штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. В качестве оправдания для роста госпошлин в правительстве называют существенные бюджетные расходы.

Кому и зачем это нужно?

«Чипированные» водительские права дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. В ГИБДД добавляют, что при этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин РФ собирается отправиться. Внешний вид российских прав унифицирован с международными стандартами, поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2018 года не должна вызвать сложностей.

Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в некоторых цветовых решениях и указании региона. Для российского документа это отметка «RUS» в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.

Водитель в России - дойная корова

Новые водительские права - это заставить водителей раскошелиться, уверен руководитель авто-мотоассоциации Новосибирска Алексей Носов. При этом инициатива изначально исходила не от ГИБДД, а от крупных российских бизнес-структур, которые с 2013 года лоббировали свои интересы и в итоге своего добились.

«Повышенные госпошлины якобы должны пойти на специальное оборудование автомобилей ГИБДД, но реально гаишникам от этих денег достанутся крохи - основной капитал осядет в банках, через которые автомобилисты будут платить эти самые пошлины, и у разработчика чипов. В США и Великобритании водительские права сейчас уже не нужны. Все документы заменяет паспорт или удостоверение личности, - говорит Алексей Носов. - Каждый человек есть в базе и стоит только набрать его ФИО, как сразу становится ясно, есть ли у него водительские права и какой категории. Единственный плюс от «чипированного» документав том, что с ним можно ездить по странам Евросоюза. Но большинству российских водителей это даром не нужно!Еще уверяют, что новые права якобы облегчат работу сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Но давайте говорить честно. Количество личного состава гаишников за последние годы сократилось вдвое. Вас когда последний раз останавливали на трассе, чтобы проверить документы? В среднем это происходит раз-два в год. Поэтому говорить о сложностях работы ГИБДД в этом плане просто не приходится -везде стоят видеокамеры».

Что касается самого процесса сдачи экзамена для получения водительских прав в ГИБДД, то здесь будущих автомобилистов действительно ждут серьезные испытания. «Известия » сегодня пишут, что через полгода вступит в силу проект постановления об изменении в правилах проведения экзаменов, разработанный МВД России. Главное нововведение: вместо проверки навыков управления на закрытых площадках ученикам придется быть готовыми к практическому экзамену в условиях реального дорожного движения.

Такое решение в МВД объяснили результатами анализа ДТП, произошедших по вине водителей. Оказалось, что чаще всего к авариям приводят несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушения правил проезда пешеходных переходов, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушения требований расположения транспортного средства на проезжей части.

При этом доля ДТП, совершенных водителями при движении задним ходом, парковке или из-за несоблюдения бокового интервала, то есть, при применении тех самых умений, которые сейчас проверяются при проведении экзамена на площадке, оказалась незначительной.

В МВД также установили минимальные и максимальные сроки проведения повторных экзаменов для тех, кто провалился, - сейчас в правилах их просто нет. Теперь же предусматривается проведение повторного теоретического экзамена не ранее чем через семь и не позднее 30 календарных дней, а повторного практического экзамена - не ранее чем через семь и не позднее 60 календарных дней. С одной стороны, это означает, что после провала нельзя будет отправиться пересдавать экзамен уже на следующий день. Но зато и в ГИБДД должны обеспечить своевременную готовность принять экзамен и не растягивать этот процесс на месяцы.

Для того, чтобы печатать документы нового поколения, у подразделений ГИБДД должны быть определённые «технические возможности». Когда именно начнут выдавать такие удостоверения, неизвестно.

Проект приказа МВД, касающийся водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортного средства нового поколения, был опубликован на сайте regulation.gov.ru. В начале текущего месяца стало известно о том, что госпошлина на указанные документы вырастет: за выдачу новых прав придётся заплатить 3 000 рублей, за СТС – 1 500 рублей.

Документы нового поколения получат встроенные микрочипы, которые будут содержать информацию об обладателе водительских прав и СТС. В МВД уже оценили ежегодные закупки чипов для водительских документов: примерно 18 млн. единиц. На это в 2019 году ведомство потратит 4,9 млрд. рублей, в 2020-ом – 5,1 млрд. рублей, в 2021-ом – 5,3 млрд. рублей, в 2022-ом – 5,6 млрд. рублей, в 2023-ем – 5,8 млрд. рублей, в 2024-ом – 6,1 млрд. рублей. В текущем году с чипами планируют выдать около 10 тысяч прав и СТС, на что потребуется 2,6 млн. рублей.

Новости / Авто и общество

За езду без прав накажут строже

О том, что санкции за езду без прав изменят, рассказали в Министерстве внутренних дел РФ. Сейчас ведомство рассматривает предложения об усилении ответственности за нарушения по статье 12.7 КоАП «Управление транспортным...

1717 0 0 20.08.2018

При этом в полицейском ведомстве не скрывают того, что цель нововведений – реализация правительственного плана по «закупкам микроэлектронной продукции». Эта задача предполагает загрузку отечественного предприятия, выпускающего микрочипы (речь идёт о заводе «Микрон», которых находится в Зеленограде). Расплачиваться, однако, придётся обычным автовладельцам: именно на их карманы ляжет дополнительная финансовая нагрузка.

Также на новых правах надпись «водительское удостоверение» продублируют сиреневым цветом на английском (Driving License) и французском (Permis de Conduire) языках. В ГИБДД считают, что это упростит использование российских документов за границей: местной полиции станет проще понимать предназначение предъявляемого пластика. Отметим, надписи в СТС тоже переведут на английский и французский.

Помимо этого, в МВД решили усилить защиту российских водительских прав: изображение руля, которое при изменении угла зрения меняет цвет с розового на зелёный, появится в правом нижнем углу документа; внизу появится дорога с линиями горизонтальной разметки; а на заднюю сторону удостоверения нанесут две защитные фоновые сетки с «плавными цветовыми переходами», накладывающимися друг на друга.

Как сообщает «Коммерсант » со ссылкой на официального представителя МВД Ирину Волк, ранее выданные права и свидетельства о регистрации ТС не нужно менять до окончания срока их действия. За выдачу документов старого образца предусмотрены прежние пошлины (2 000 рублей за права и 500 рублей – за СТС).

Несмотря на то, что , документы нового поколения в РФ пока оформить не получится. В МВД отметили, что их выдача будет происходить в тех подразделениях ГИБДД, где есть «необходимые технические возможности для их оформления», для этого ведомству нужно будет создать всю требуемую инфраструктуру. Когда именно это произойдёт, пока не сообщается. Но очевидно, что новые права и СТС начнут печатать до конца года, раз планируется в 2018-ом выдать около 10 тысяч документов.

Категории в удостоверениях водителей говорят об определённом виде транспортных средств, управление которыми разрешено обладателям соответствующего пункта. В конце 2013 года в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» внесли изменения, которые отразились на внешнем виде пластикового удостоверения и списке категорий, расширенных новыми дополнениями. И уже с 2014 года все российские водители получили возможность обменять старые права на свидетельство нового образца, хотя не просроченные удостоверения действительны и сегодня, вплоть до наступления даты конца. Если водитель катается за рулём транспортного средства, на управление которого у него нет разрешения, это будет расценено как езда без прав. За такое нарушение предусмотрено наказание штрафами от 5 до 15 тысяч рублей.

Поскольку сейчас на дворе уже 2018 год, не лишним будет пробежаться по всем действующим категориям водительских прав и их расшифровкам.

Актуальные категории и подкатегории водительских прав

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос. Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах - это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля - любительское занятие.

Как выглядит удостоверение нового образца

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности. В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями. Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления - специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст. Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения. Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек - на обратной поверхности.

Лицевая часть прав

Вверху размещено название: водительское удостоверение. В левой половине находится цветное фото владельца без головного убора (разрешены мусульманам и иудеям по религиозным соображениям), тёмных очков.

На лицевой части документа личная информация о водителе

Внизу под изображением водитель расписывается так же, как в паспорте. В правой половине удостоверения на кириллице и латинскими буквами напечатаны чётким шрифтом:

  1. Фамилия
  2. Имя и отчество владельца прав
  3. Дата, под ней регион рождения

4а) дата выдачи

4b) дата, в течение которой это свидетельство действительно

4с) регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД, оформившее права

  1. Номер и серия удостоверения
  2. Цветное фото (слева)
  3. Роспись владельца прав (под фото)
  4. Регион проживания
  5. Какие категории открыты

Знакомство с нововведениями в современных водительских правах

На обратной стороне настоящего пластикового свидетельства образца 2018 года нарисована таблица категорий и подкатегорий с надписями, разрешающими водителю управление определённым видом колёсного транспорта.

С обратной стороны пластиковых прав нового образца находится таблица водительских категорий и подкатегорий с отметками какими транспортными средствами владельцу разрешено управление

В графах латинскими буквами и цифрами перечислены категории и подкатегории, а также нарисованы пиктограммы видов колёсной техники. В связи с появлением новых видов транспортных средств, законодатели решили список категорий увеличить с 5 до 7 и ввести 9 разделов подкатегории.

Таблица: категории и подкатегории в новом водительском удостоверении образца 2018 с расшифровкой

Категория и подкатегория прав Тип транспортного средства Вид транспорта, которым разрешено управлять
«А» Мотоциклы – любыми мотоциклами (мотоциклами с коляской);
– трёхколёсными и четырёхколёсными ТС (массой не более 400 кг);
– ТС категории «А1».
Категорию можно открыть при достижении 18 лет.
«А1» Лёгкие мотоциклы – мотоциклами с объёмом 125 см3, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт;
– мотоциклами с небольшим объёмом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Категория доступна с 16 лет.
«В» Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонны) с числом сидений не более восьми – легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами;
– мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешённая максимальная масса которого не более 750 кг).
«ВЕ» Легковые автомобили с прицепом – автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой - не более 750 кг) и превышающим массу автомобиля без нагрузки;
– автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой более 750 кг) и превышающим массу автомобиля 3 500 кг.
«В1» Трициклы и квадрициклы квадрицикл и квадроцикл - не одно и то же. Трициклы и квадрициклы по внешнему виду похожи на маленький автомобиль. У них 4 колеса и они могут ездить по дорогам общего пользования. Для их управления нужно особое разрешение. Езда без категории чревата штрафом. Кроме удостоверения водителя, их владельцам нужны права тракториста-машиниста.
«С» Грузовые автомобили (от 3,5 тонны) – средними грузовиками (от 3500 кг до 7500 кг);
– тяжёлыми грузовиками (более 7500 кг);
– грузовиками с прицепом (массой не более 750 кг);
– грузовиками подкатегории «С1».
«СЕ» Грузовые автомобили с прицепом – автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом (массой более 750 килограммов);
– автомобилями категории «C1E».
«С1» Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонны) – средними грузовиками (массой - от 3,5 до 7,5 тонны);
– перевозка лёгкого прицепа (до 750 кг).
«С1Е» Средние грузовики с прицепом – автомобилями категории «С1» с тяжёлыми более 750 кг прицепами (суммарная масса грузовика - не более 12 тонн).
«D» Автобусы – автобусами различных размеров (разрешённая максимальная масса не имеет значения);
– автобусами с прицепом (максимальной массой - не более 750 кг);
– автобусами категории «D1».
«DE» Автобусы с прицепом – автомобилями категории «D» с прицепом (максимальной массой - более 750 кг);
– сочленёнными автобусами;
– автобусами с прицепом категории «D1E».
«D1» Небольшие автобусы – маленькими автобусами (9–16 сидячих мест);
– использовать лёгкий прицеп (массой до 750 кг).
«D1E» Небольшие автобусы с прицепом – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом (не предназначен для перевозки пассажиров), массой - более 750 кг (но не больше массы автомобиля без нагрузки), общей массой (автобуса и прицепа) - не более 12 тонн.
«М»
введена
5 ноября 2013 года
Мопеды и лёгкие квадроциклы – мопедами и лёгкими квадроциклами;
– мопедами и лёгкими квадроциклами водителям, у которых есть любая другая категория прав (кроме тракториста-машиниста).
«Tm» Трамваи разрешается управление трамваями
«Tb» Троллейбусы разрешается управление троллейбусами

Возрастные ограничения при выдаче водительских прав

Право управлять тем или иным видом колёсного транспортного средства приобретается только после прохождения курсов специальной подготовки, сдачи экзамена для подтверждения квалификации и выдачи компетентным органом соответствующего удостоверения. На получение водительских прав в России накладываются возрастные ограничения.

Информация о том, во сколько лет можно сдавать на водительские права и каким транспортом разрешено управлять приведено в таблице.

К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров - категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет; легковыми и грузовыми автомобилями с 18 лет, автобусами, трамваями и троллейбусами с 21 года

Отличие водительских прав старого и нового образца

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше - всего 5, в водительском удостоверении нового образца - 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше - специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Разновидности водительских прав в РФ

В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:

Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется

  1. Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм - самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.

    Этот тип удостоверения размером 85х55 мм, изготавливается из тонкого синтетического материала с нанесённой защитной сеткой розового цвета; сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок

  2. Комбинированные из двойной бумажной основы между которыми вклеивалась тонкая пластиковая пластинка размером 85х55 мм. Снаружи права были ламинированные. Выдавались до 2011 года.

    Права, размер которых был 85,6х54 мм, с таким оформлением обратной стороны выдавались с 2011 по 2014 год

  3. Пластиковые свидетельства в виде карточки, размером 85,6х54 мм с первоначальной редакцией. На обратной стороне была сетка из 9 категорий и подкатегорий. Выдавались удостоверения с 2011 по 2014 год.

    Удостоверение изготавливается на пластиковой основе, размеры составляют 85,6х54 мм (с закругленными углами), степень защищенности от подделок бланка удостоверения - «Б». Цвета - голубой и розовый. На лицевой стороне помещено изображение отличительного знака «RUS»

  4. С 2014 года выдаются права новой формы, на обратной стороне которых нанесена сетка с 16 категориями и подкатегориями.

Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.

Видео: водительские удостоверения нового образца

Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.

Технологии используются в обычной жизни практически повсеместно, достигают они и сферы документации и учета. Введение в обиход биометрических водительских прав позволит не только эффективно использовать федеральный бюджет, но и на расстоянии совершать юридически значимые действия.

Что такое права с биометрическим чипом

Биометрические документы становятся все популярнее, но не все до конца понимают, что это такое. В данном случае, биометрические права – это обычное , содержащее специальную микросхему, в которой содержится биометрическая (физиологическая) информация.

Разработка биометрических прав в Российской Федерации началась в 2015 году совместными усилиями Сбербанка и Министерства цифрового развития. Целью проекта является разработка и внедрение компьютерного чипа на удостоверение водителя. Чип будет содержать данные про водителя:

  • фото;
  • информация о регистрации по месту жительства или пребывания, предоставленные ФМС;
  • данные о семейном положении, предоставленные ЗАГС;
  • информация с воинского учета;
  • группа крови;
  • отпечатки пальцев;
  • подпись в электронном формате.

Стоит ли делать права с чипом?

Помимо этого, была создана общая система идентификации, куда будут вноситься данные о каждом водителе, и разработана уникальная электронная подпись.

При получении прав, данные о водителе и его электронная подпись будут вноситься в общую систему и в дальнейшем существенно облегчат работу МВД и ГИБДД. Таким образом, считывая специальным устройством с микросхемы данные, можно узнать всю необходимую информацию про владельца.

Сегодня подобная система используется в заграничных паспортах, где имеется чип с данными о владельце. Данная технология используется при создании любых биометрических документов, что повышает эффективность их использования и снижает уровень махинаций.

Наличие электронной подписи в микросхеме позволит использовать права не только как документ, подтверждающий квалификацию водителя, но и полноценный документ, подтверждающий личность (со всеми возможными операциями с ним).

Когда начнут выдавать

Сбербанк и Министерство цифрового развития уже согласовали проект с МВД и начали тестовый запуск, при этом, начало выдачи полноценных биометрических прав назначено на 1 декабря 2018 года. Что необходимо для получения таких прав? Водительские права будут отныне получаться в обычном порядке:

  • учеба в автошколе;
  • прохождение ;
  • сдача экзаменов.

Зачем в правах будет чип, расскажет это видео:

Но с небольшими изменениями: при сдаче необходимых документов для получения , необходимо будет предоставить и данные биометрии (подпись, фото и пр.). Разработчики проекта обещают выдачу документов в обычном режиме без задержек.

Гражданам, которые уже имеют права, будет необходимо обратиться в структуры с целью заменить старые документы на новые, и в процессе обмена также предоставить данные биометрии для внесения их в микросхему. Со временем, будет возможно получить права (а позже и биометрический паспорт) в МФЦ.

Какие возможности дадут новые права

Новые водительские удостоверения с микросхемами, можно будет использовать как внутренний паспорт, т.е. гражданское удостоверение личности, что существенно упростит множество операций для владельцев.

Ведущие технологи проекта поясняют, что микросхема с биометрическими данными на водительском удостоверении позволит использовать его для операций с удаленной идентификацией. Как это работает?

Когда начнут выдавать права с биометрическим чипом?

Если гражданину необходимо получить некую финансовую услугу, он может подтвердить свою личность биометрическими правами, также воспользоваться правами можно будет и при совершении каких-либо юридических операций или любых других, где будет требоваться подтверждение личности.

У владельцев подобных документов будут широкие возможности:

  • дистанционное получение госуслуг;
  • удаленное использование электронной подписи для совершения каких-либо операций;
  • получение юридических услуг на расстоянии;
  • упрощенные процедуры для граждан и бизнеса;
  • сниженные административные барьеры.

Со временем планируют заменить и бумажный внутренний паспорт гражданина Российской Федерации на пластиковую карточку с данными биометрии.

Заключение

Биометрические технологии позволят государственным структурам совершать наблюдение и контролировать обстановку в целом на дорогах, а также существенно экономить федеральные средства и получать информацию о водителях почти мгновенно.

Как получить права в 2018 году, смотрите в этом видео:

При этом информационные ресурсы страны будут крайне эффективно использоваться. Подобная технология уже давно используется в странах Европы, где паспорта были заменены на ID-карту, содержащую подробную информацию о владельце.