Чем икона отличается от картины? Католические иконы: отличия от православных.

Богоматерь на Руси всегда была почитаемой. Ещё самая первая церковь в Киеве - Десятинная была построена в честь святой Богородицы. С того времени и до наших дней появилось немало священных изображений, которые даже прославились как чудотворные и оказались свидетелями самых важных вех в истории нашей страны.

Икона Богоматери по подсчётам специалистов имеет около семисот образов. Здесь мы рассмотрим иконы, наиболее часто встречающиеся в церквях, узнаем, чем они отличаются друг от друга и какое значение имеют.

Владимирская:

Точная дата создания неизвестна, но считается, что апостол Лука написал её ещё при жизни Богородицы. Первое изображение появилось на простой деревянной крышке стола.

Казанская:

Казанская икона Божьей матери изображает фронтальное положение Младенца, сидящего на руке Богоматери. Она указывает на Младенца так, что её руки не видно.

Один из самых распространенных и почитаемых образов.

Семистрельная:

Икона отличается от предыдущих тем, что здесь нет изображения Младенца. Только Богородица, пронзённая мечами, которые выступают как символ печали и горечи.

Перед этой иконой молятся о прекращении семейной вражды и милосердии к родным.Часто этот образ можно встретить не только в церквях и домах, но и на рабочих столах, так как читается, что она охраняет от недоброжелателей и преступников.

На нашем сайте вы можете купить икону Семистрельную , выполненную из натурального дерева или заказать ее выполнение по индивидуальным размерам.

Остроабрамская:

Данная икона почитается не только в православии, но и в католицизме. Величественный образ Богоматери полон любви и сдержанности. Святая изображается без Младенца и по пояс, руки в молитвенном перекрёстном жесте. Только этому образу характерна пышная одежда и обилие других деталей.

Иконе Остроабрамской Богоматери молятся, если хотят снять порчу и проклятья. Молитвы перед образом снимают тоску и уныние, спасают от депрессии и прочих душевных недугов, а также защищают от преступников и недоброжелателей.

Отрада и утешение:

Пожалуй, это еще одна самая известная икона Богоматери. Святая держит Младенца на своей руке, при этом прильнув губами к его руке. Более всего привлекают внимание глаза Богоматери. Чистые, пронзительные, чёткие, кажется, что она смотрит в самую душу - это как символ спасения.

В православии считается, что икона Отрада и Утешение спасает от катаклизмов и бедствий, избавляет от грешных помыслов, указывает истинный путь и даёт внутреннюю свободу.

Призри на смирение:

У этой иконы просят помощи не только для живых, но и для мёртвых. Считается, что, если человек умирает и не раскаивается в своих грехах, то живые могут попросить об этом за него у иконы Богоматери Призри на смирение , прочитав соответствующие молитвы. Икона помогает всем ущемлённым, обделённым, гонимым и сомневающимся в вере.

На иконе изображена Богоматерь в короне со скипетром в правой руке. В левой держит Младенца, который находится на её коленях с державой.

Каждая икона по-своему уникальна и требует к себе трепетного отношения, уважения не только в стенах храмов, но и дома. Образ Богородицы - архаичен и многолик.

В нашем интернет-магазине икон вы можете приобрести любые лики святых из натурального дерева, а также купить полочки для икон или домашние киоты для хранения святых образов, вы можете на нашем сайте. Компанию 3dekor отличают широкий ассортимент, доставка по всей России и возможность изготовления по вашим индивидуальным размерам.

На вопрос Чем икона отличается от картины? заданный автором Простодушничать лучший ответ это Икона - откровение Божие, выраженное в линиях и красках. Оно дано всей Церкви и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца- это мировоззрение Церкви. Отображения инобытия в нашем мире. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, авторство же иконописца намерено скрывается. Иконописание - не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Картина принадлежит миру душевному, она должна быть эмоциональна. Кисть иконописца бесстрастна, личных эмоций нет. Восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Картина - средство для общения с автором, его идеями и переживаниями. Икона - для общения с Богом и Его святыми. Икона - откровение Божие, выраженное в линиях и красках. Оно дано всей Церкви и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца- это мировоззрение Церкви. Отображения инобытия в нашем мире. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, авторство же иконописца намерено скрывается. Иконописание - не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Картина принадлежит миру душевному, она должна быть эмоциональна. Кисть иконописца бесстрастна, личных эмоций нет. Восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Картина - средство для общения с автором, его идеями и переживаниями. Икона - для общения с Богом и Его святыми. Второе отличие - это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке - идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Самого пространства на иконе нет. Передний и задний планы имеют не перспективное, а смысловое значение. Третье отличие в отсутствии внешнего источника света на иконе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Нет и падающих от фигур теней. Икона -светоносна. Технически это достигается за счет того, что белый грунтовый слой -левкас, просвечивает сквозь красочный слой. Нимб на иконах представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. На картинах нимб в виде круга висит над головой святого. Это награда, данная святому извне (у католиков) . У православных - венец святости рожден изнутри.
Четвертое отличие в использовании цвета. Цвет несет символическую функцию в иконе. Например, - красный цвет- символ царского достоинства или жертвенности, ради Христа. Золото - символ Божественного света. Знак причастности к Божеству по благодати. Цветовые синонимы золоту - это золотисто-желтая охра, красный и белый цвета. Белый так же цвет жертвенных животных (агнца) . Глухой черный - это силы зла или преисподняя. Пятое. Для икон характерна единовременность изображения: Все события происходят сразу. События Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас. Таковы основные отличия иконы от картины.
Картину - произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным изображением - иконой - предстоим в молитве. Картина - веха на пути эстетического становления человека, икона - веха на пути спасения!

Ответ от Monkey Talking [гуру]
Картина Мадонна Грандука
Почаевская икона Божией Матери


Ответ от Пользователь удален [мастер]
ничем, кроме отношения к самой картине.
Тут вот сказали что икона отображает мировоззрение церкви.
ЭТИМ действительно сказано всё, в том числе и о мирровозрении церкви.
А если учесть, что на всех картинах один и тот же образ отличается от других настолько, как будто изображены совершенно разные люди:
то блондины, то брюнеты, то с маленькими головами - то с неестествнно огромными, то греческого - византийского народа, то славянского. .
если ЭТО всё разноликое отражает мирровозрение церкви, то само мировозрение церкви наглядно предстает ликом - истинно неопределенным.


Ответ от Приспособление [гуру]
только тем, что на нее молятся, кланятся ей и т. п. Исходя из этого, возьмите себе красивую картинку, распечатанную на собственном принтере и вперед, не нужно кучу бабла тратить покупая.


Ответ от Евровидение [новичек]
у иконы нет заднего плана


Ответ от Dom-Dom [эксперт]
если икона рисуется художником как предмет искусства, то ничем.
А если как промежуточное звено между богом и человеком, то силой воздействия и направлением воздействия


Ответ от Олег Нагорный [гуру]
Строго говоря икона - это всего только греческое слово означающее образ. Следовательно картина - это род иконы.
В Новом Завете, например, Христос называет иконой портрет кесаря на монете: Мф. 20:22
В специальном, узком смысле слово стало употребляться для обозначения именно церковных картин.


Ответ от Al"bertych [гуру]
Икона-это окно в "тот"мир. (или, скорее, -из того мира)
И если на картину смотрим мы, то с иконы смотрят на нас.
И техника написания икон это подтверждает


Ответ от Ѝраст Фандорин [гуру]
Картиной можно восторгаться, ее можно рисовать (если хватит таланта) , икона же это символ идолопоклонничества, как бы ее не трактовали. Если начать молиться на какую-нибудь картину, она тут же станет иконой


Ответ от Irina Meyer [гуру]
Икона в первую очередь предмет молитвы, а не эстетического наслаждения или нравственного назидания.


Ответ от Lisа [гуру]
1. Икона - это образ.
2. Его не рисуют, не пишут, а раскрывают.
3. Иконы как правило каноничны.


Ответ от Марат [гуру]
своим предназначением


Ответ от Летний Дождь [гуру]
Для кого как. Для некоторых ничем, а для некоторых всем.


Ответ от Анастасия Егорова [гуру]
И от идола тоже ничем не отличается =)


Ответ от Можно Жора. [гуру]
Картину художник волен написать как хочет, как ему нравится, а иконы только по церковным канонам.


Ответ от Павел [гуру]
Икона - (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т. ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия) , согласно догмату которого - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней". В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.


/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/263/100263638_99892733_250_318.gif" width="433" height="550" alt="99892733_250_318 (433x550, 260Kb)">

ВЫ, конечно, заметили, что икона сильно отличается от картины. На картине художник изображает хорошо знакомые и сразу узнаваемые предметы. Естественно, что у каждого, кто на них смотрит, они вызывают определенные ассоциации и настроение. С иконой дело обстоит совершенно иначе. Чтобы правильно «прочитать» то, что изображено на иконе, нужно знать ее основные особенности.

С самого начала икона являлась предметом поклонения, а потому должна была вызывать у каждого, кто на нее смотрел, только одно чувство - восхищение тем, что на ней изображено. Поэтому и изображение на иконе подчинялось иным законам, чем на картине. Пространство картины построено по законам перспективы. Наиболее удаленные предметы изображаются самыми маленькими, причем предполагается, что зритель смотрит на картину как в раскрытое окно. Его взгляд последовательно переходил с одного предмета на другой. Зритель мог представить себе, как он входит в картину и передвигается внутри, рассматривая все, что нарисовал художник.

Иконописец должен был заставить зрителя сосредоточиться на собственных переживаниях и чувствах. Мир иконы - плоский и должен оставаться недоступным для человека. Поэтому и привычной перспективы на иконах не было. Удаленные предметы не уменьшались, а изображались выше остальных. Чем ближе был предмет к верхнему краю иконы, тем дальше от зрителя он находился.

Величина изображения персонажа отражала его значение. Все важное для сюжета изображалось большим, не имевшее значения - маленьким. Например, на иконах с изображениями святых все действующие лица располагались вокруг центрального персонажа, размеры которого сознательно увеличивались иконописцем. Сильно вытянутая вверх фигура святого казалась устремленной ввысь и как бы парила перед зрителем. Место действия также не изображалось, а просто обозначалось. Вместо пейзажа рисовали одну горку, а вместо леса - одно дерево. Если действие происходило внутри какого-либо здания, то на иконе появлялся его условный силуэт - палата. Само же действие изображалось перед ней, а зритель должен был представить, что оно происходит внутри.

Предметы быта рисовали так, чтобы зритель мог увидеть самое важное. Например, стол всегда изображали повернутым к зрителю, чтобы показать все, что на нем лежит. Вообще казалось, что предметы с одной иконы переходили на другую совершенно не меняясь. Подобная каноничность изображения, свойственная не только русской, но и всем иконам в целом, также подчеркивала границу между миром иконы и зрителем.

Огромное значение имело цветовое решение иконы. Для иконописца каждый цвет имел четкое значение. Красный цвет символизировал кровь и связывался с мученичеством, голубой - божественную природу, зеленый - смирение. Очень часто, особенно на иконах, где изображали святых, фон оставляли одноцветным, чтобы еще сильнее выделить образ персонажа.

Размер иконы зависел от ее назначения и места, где она должна была находиться. Иконы, предназначенные для храма, обычно больше по размеру, и изображения на них содержат меньше мелких деталей. Домашние иконы, наоборот, мельче и написаны так, чтобы их можно было рассматривать. Но небольшие иконы писали и для храмов, только помещали их на стены или столбы, чтобы к ним можно было подойти поближе. Особо почитаемые иконы помещались в специальные шкафы со стеклянными стенками - киоты. Существовали и самые маленькие - личные иконы. Их брали с собой в дорогу, чтобы они охраняли путешественника во время пути.

Икона - это книга о вере

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и

нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

Икона - это образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Икона рассчитана только на молящегося перед ней верующего христианина, ее назначение - содействовать молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное. Языком линий и красок икона раскрывает учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

В иконе церковь хочет выразить свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви.

Мир не видит святых, как слепой не видит света. Видение же Церкви тем и отличается от обычного, мирского, что в видимом всеми, она видит невидимое; во временном потоке жизни она видит струю вечности. И именно то, что ускользает от обычного зрения, Церковь показывает в иконописном образе.

Но как можно выразить невыразимое, показать святость, благодать? Ясно, что для этого нет никаких человеческих средств. Поэтому церковное искусство, веками вырабатывавшее свой образ, дает в нем лишь намек, некое подобие, символическое обозначение невидимого; дает особыми формами, особыми красками и линиями, особым, единственным, только Церковью усвоенным языком такое изображение, которое при глубоком, внимательном подходе к нему оказывается совершенно соответствующим тому состоянию, которое святыми отцами описано словесно. Явно, что такой образ не может быть написан как угодно и чем угодно. Очевидно, что здесь не может быть ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного. Язык иконы вырабатывался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.

Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Эта незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых как конструктивных форм самого образа, так и средств его выражения. Таковыми и являются традиции иконописания.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости - значение икон гораздо глубже. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу.

Нашим далеким предкам, жившим во времена расцвета иконописи в допетровской Руси, был вполне доступен язык иконы, поскольку язык этот понятен для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и участвующих в таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами академического письма – по сути картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, пришедший в Россию с католического Запада, получил особенное развитие в послепетровское время, в Синодальный период истории Русской Православной Церкви.

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Но при этом нередко возникает вопрос: а зачем же тогда необходимо придерживаться древних правил иконописного изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности – и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? Может быть, древние иконописцы просто не имели элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквях и дома вместо икон добротно написанные картины?

Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения – картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.

Живописная картина

Икона

Внутренние отличия картины и иконы

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир.

Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций - восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Выделить внешние отличия, может показаться затруднительным, поскольку живопись за века своего существования породила множество техник, школ, направлений. Но при всем этом многообразии, икону от живописной картины отличает целый ряд очень важных моментов:

  • Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило удлиненные, пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем.
  • Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Но при этом на канонических иконах не всегда присутствуют изображения только в обратной перспективе. На одной и той же иконе, в зависимости от богословской идеи, могут встречаться изображения и в обратной, и в прямой перспективе. (читайте интересную статью об обратной перспективе )
  • Отсутствие внешнего источника света. . Икона светоносна сама по себе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой (левкас) просвечивает сквозь краски (см. раздел Как мы пишем иконы (техника иконописи) .
  • На некоторых иконах мы можем видеть единовременность изображения: несколько событий происходят сразу. Так, например, на иконе Введения юная Пресвятая Дева изображена на ней дважды: перед ступенями храма и в самом храме, в общении с архангелом Гавриилом.
  • Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства (см. раздел Что означает икона (символика иконы ).
  • Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.
  • Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад не признавался древними иконописцами, поскольку его функция – чисто декоративная.

Именно сравнивая икону с живописной картиной зачастую гораздо легче вникнуть смысл, понять икону.На нашем сайте вы также можете ознакомиться со статьей С.В.Алексеева "Икона и картина" (из книги "Зримая истина").

Православная икона – живописный образ, воплотивший слово Божие. Все, что свидетельствует о Боге, должно быть достойно Его, и поэтому в иконе большое значение имеет формальная сторона, а именно – мастерство иконописца. Икона (в особенности древнерусская) является частью мировой художественной культуры, а имена выдающихся иконописцев известны не только одному православному миру.