Верные суждения о системе российского права. Право.Подготовка к ЕГЭ

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017, 2018 г. – задание №17. Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4) Гражданское право относят к частному праву.
5) Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

ЕГЭ по обществознанию задания 17 Характеристика основных социальных объектов Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Решение:

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений. (суждение номер 1)

Административное право- отрасль права , регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления , а также отношения управленческого характера ,возникающие в процессе организации и исполнительно —распорядительной деятельности органов государства. Другими словами, осуществляет контроль над исполнительной властью. (суждение номер 3)

Ответ: 245

Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №17.

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.
2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.
3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.
5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

Решение:

Ответ: 135

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016 г. – задание №17

Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ОТРАСЛИ ПРАВА А) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу 1) административное право физического лица 2) гражданское право Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе В) установление наследников Г) подача жалобы на должностное лицо его руководителю Д) получение водительского удостоверения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Решение:

Административное право регулирует отношения, возникающие между органами управления, а также отношения органов управления с гражданами и их объединениями. Административное правоотношения возникают при подаче жалобы на должностное лицо, получении водительского удостоверения т.п. Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ним личные неимущественные отношения.Типичные имущественные правонарушения — купля-продажа, мена, аренда, дарение и т.д. Личные неимущественные правонарушения — признание человека автором литературного произведения и т.д.

Ответ: 21211

Вариант № 3076561

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИ­СТЕ­МА ОБЩЕСТВА

Ответ:

В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Этнос; профессиональная группа; малая группа; большая группа; социальная группа.

Ответ:

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «собственность».

1) владение; 2) легитимность; 3) распоряжение; 4) ответственность; 5) пользование; 6) эмиссия.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

Ответ:

Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Ответ:

Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины

2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий

3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества

4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр

5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства

6) увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники

Ответ:

Выберите верные суждения об инфляции и её последствиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.

2) В период инфляции покупательная способность национальной валюты снижается.

3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

4) В период высокой инфляции возрастает объём инвестиций в долгосрочные инновационные проекты.

5) Экономисты рассматривают дефицит товаров как один из видов инфляции.

Ответ:

Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Карина работает менеджером среднего звена. Одну часть своих сбережений она разместила на банковском депозите, другую - потратила на приобретение акций различных компаний. Карина брала кредит на покупку автомобиля. Что из перечисленного относится к источникам доходов Карины? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) процент по кредиту

2) зарплата

3) проценты по вкладу

4) дивиденды

5) транспортный налог

6) коммунальные платежи

Ответ:

На гра­фи­ке по­ка­за­но из­ме­не­ние спро­са на мо­ре­про­дук­ты на по­тре­би­тель­ском рынке: кри­вая спро­са пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния D в по­ло­же­ние D1 (на гра­фи­ке P - цена товара, Q - ко­ли­че­ство товара). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое изменение? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Вы­рос­ли по­шли­ны на ввоз в стра­ну рыб­ной продукции.

2) Были об­на­ро­до­ва­ны ла­бо­ра­тор­ные исследования, под­твер­див­шие бла­го­твор­ное вли­я­ние фос­фо­ра на ра­бо­ту мозга.

3) В ре­зуль­та­те ин­фля­ции в стра­не со­кра­ти­лись до­хо­ды населения.

4) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство рыб­ных ферм.

5) Учёные опро­верг­ли ре­зуль­та­тив­ность диеты, ос­но­ван­ной на упо­треб­ле­нии морепродуктов.

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) По­ня­тие «социальная стратификация» обо­зна­ча­ет любые изменения, про­ис­хо­дя­щие в обществе.

2) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция пред­по­ла­га­ет де­ле­ние об­ще­ства на со­ци­аль­ные слои путём объ­еди­не­ния раз­лич­ных со­ци­аль­ных по­зи­ций с при­мер­но оди­на­ко­вым со­ци­аль­ным статусом.

3) Со­цио­ло­ги вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие кри­те­рии со­ци­аль­ной стратификации: доход, власть.

4) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция пред­по­ла­га­ет вы­де­ле­ние со­ци­аль­ных слоёв в за­ви­си­мо­сти от лич­ных ка­честв человека.

5) Пре­стиж про­фес­сии как кри­те­рий со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции свя­зан с со­ци­аль­ной привлекательностью, ува­жи­тель­ным от­но­ше­ни­ем в об­ще­стве к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.

Ответ:

В стра­не Л. про­ве­ли со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния го­тов­но­сти мо­ло­дых людей к уча­стию в об­суж­де­нии за­ко­нов му­ни­ци­паль­но­го са­мо­управ­ле­ния и ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной молодёжной политики. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Треть ре­спон­ден­тов не хочет участ­во­вать в политике.

2) Бо́ль­шая доля мо­ло­дых людей го­то­ва об­суж­дать за­ко­ны му­ни­ци­паль­но­го са­мо­управ­ле­ния и участ­во­вать в ак­ци­ях и мероприятиях.

3) Каж­дый пятый мо­ло­дой че­ло­век не ин­те­ре­су­ет­ся по­ли­ти­кой в силу раз­ных причин.

4) Почти рав­ные доли опро­шен­ных считают, что об­суж­де­ние за­ко­нов и уча­стие в ак­ци­ях и ме­ро­при­я­ти­ях будет для них по­лез­ным и интересным.

Ответ:

Выберите верные суждения о президентской республике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент избирается парламентом.

2) Президент возглавляет исполнительную ветвь государственной власти.

3) Правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

4) Президент не имеет права вето в отношении законов, принятых парламентом.

5) Президент не обладает правом роспуска парламента.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Федерации, ко­то­рые их исполняют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛАСТИ

А) ре­ше­ние во­про­са о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству Рос­сий­ской Федерации

Б) утвер­жде­ние указа Пре­зи­ден­та РФ о вве­де­нии чрез­вы­чай­но­го положения

В) утвер­жде­ние во­ен­ной док­три­ны Рос­сий­ской Федерации

Г) от­ре­ше­ние Пре­зи­ден­та РФ от должности

Д) обес­пе­че­ние про­ве­де­ния в государстве

единой финансовой, кре­дит­ной и де­неж­ной политики

1) Совет Федерации

2) Пре­зи­дент РФ

3) Пра­ви­тель­ство РФ

4) Го­су­дар­ствен­ная Дума

А Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сильное государство

2) соблюдение прав и свобод личности

3) гражданское равноправие

4) приоритет личности перед обществом и государством

5) стабильность

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­но­сит­ся к социально-экономическим пра­вам че­ло­ве­ка и гражданина, за­креп­лен­ным в Кон­сти­ту­ции РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) право на охра­ну здоровья

2) право из­би­рать и быть избранным

3) право на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по возрасту

4) гарантии су­деб­ной защиты

5) право вы­би­рать язык общения

Ответ:

Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Отрасли материального права, в от­ли­чие от от­рас­лей про­цес­су­аль­но­го права, устанавливают порядок применения правовых норм.

2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

4) Гражданское право относят к частному праву.

5) Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между пра­во­вым по­ло­же­ни­ем лич­но­сти в РФ и при­ве­ден­ны­ми кон­сти­ту­ци­он­ны­ми правами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Молодая пара перед за­клю­че­ни­ем брака об­ра­ти­лась к но­та­ри­усу для оформ­ле­ния брач­но­го договора. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны воз­мож­ные пунк­ты со­дер­жа­ния дан­но­го документа.

1) режим сов­мест­ной соб­ствен­но­сти на иму­ще­ство супругов

2) по­ря­док рас­тор­же­ния брака

3) права су­пру­гов по вза­им­но­му содержанию

4) спо­со­бы уча­стия в до­хо­дах друг друга

5) огра­ни­че­ние мест пре­бы­ва­ния од­но­го из супругов

6) ре­гу­ли­ро­ва­ние обя­зан­но­стей в от­но­ше­нии детей

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Целенаправленное си­сте­ма­ти­че­ское изу­че­ние объ­ек­та без воз­дей­ствия на него на­зы­ва­ют __________(А). Кон­цен­три­руя __________(Б) на объекте, ис­сле­до­ва­тель опи­ра­ет­ся на име­ю­щи­е­ся у него не­ко­то­рые зна­ния о нём, без ко­то­рых нель­зя опре­де­лить цель этого вида деятельности. Этот метод ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­тив­но­стью __________(В), его спо­соб­но­стью к от­бо­ру нуж­ной информации, опре­де­ля­е­мой целью исследования. Вза­и­мо­дей­ствие между субъ­ек­том и объ­ек­том опо­сре­ду­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми __________(Г): при­бо­ра­ми и инструментами, с по­мо­щью ко­то­рых ведётся наблюдение. Мик­ро­скоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, ра­дио­ло­ка­тор и ге­не­ра­тор ультразвука, мно­гие дру­гие при­спо­соб­ле­ния пре­вра­ща­ют не­до­ступ­ные ор­га­нам чувств че­ло­ве­ка микробы, эле­мен­тар­ные ча­сти­цы и т.п. в эм­пи­ри­че­ские __________(Д). Дан­ный метод на­уч­но­го по­зна­ния даёт ис­ход­ную __________(Е) об объекте, не­об­хо­ди­мую для его даль­ней­ше­го исследования».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Ответ:


Какую роль семейные традиции играют в семейной жизни? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, насколько важно участие старшего поколения в воспитании детей.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Развитие и формирование личности начинается с мо­мента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценност­ных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания чело­века и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, нацио­нальные и общечеловеческие ценности.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Традиции в семье также весьма важны. Семья - это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. Семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите субъекты, влияющие на развитие личности детей (кроме семьи) и проиллюстрируйте каждый примером.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Развитие и формирование личности начинается с мо­мента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценност­ных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания чело­века и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, нацио­нальные и общечеловеческие ценности.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Традиции в семье также весьма важны. Семья - это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Развитие и формирование личности начинается с мо­мента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценност­ных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания чело­века и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, нацио­нальные и общечеловеческие ценности.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Традиции в семье также весьма важны. Семья - это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. Семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». (Ж.П. Сартр)

29.2 Экономика: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен». (Генри Томас Бокль)

29.3 Социология, социальная психология: «Соглашения предотвращают конфликты. (Х. Маккей)

29.4 Политология: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов». (О. Бисмарк)

29.5 Правоведение: «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии». (Ас-Самараканди)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Монархия; республика; демократия; форма правления; форма государства.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира.

1) высказывание мнения, 2) непосредственное наблюдение, 3) проведение эксперимента, 4) мысленное моделирование, 5) пересказ текста, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2. Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

3. Чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны.

4. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

5. Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

5

Установите соответствие между фактами, признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Римма готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Риммой для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изучение испанского языка

2. покупка туристической путёвки

3. интерес к общению в Интернете

4. чтение книг об Испании

5. знатоки испанского искусства

6. путешествие по Испании

7

Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Прибыль - это превышение всех доходов фирмы над её издержками.

2. К факторным доходам относят спрос и предложение.

3. Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

4. Факторный доход от труда называется заработной платой.

5. Рента является факторным доходом от использования земли.

8

Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Фирма Y оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. издержки на приобретение моющих средств

2. арендная плата за офис фирмы

3. издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5. издержки на выплату сдельной заработной платы работников

6. оплата потреблённой электроэнергии

10

На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения S в положение S 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара).

1. плохие отзывы покупателей

2. увеличение количества производителей мебели

3. дефицит дерева для производства мебели

4. снижение доходов потребителей

5. увеличение объёмов жилищного строительства

11

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2. Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3. В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4. Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнением ролевых требований к индивиду.

5. Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. I

12

Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать более дешёвые продукты, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обеих странах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, в стране Z больше, чем в стране У.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, больше доли тех, кто покупает более дешёвые продукты.

13

Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

2. В парламентских выборах в любой стране участвуют только политические партии.

3. Любая избирательная система предполагает всеобщее прямое открытое голосование.

4. Учёные выделяют пропорциональную и мажоритарную избирательные системы.

5. Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение выборов в два тура.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Законодательную власть в государстве Z осуществляет парламент. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государственного (территориального) устройства государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в стране действует Конституция

2. парламент имеет двухпалатную структуру

3. территориальные субъекты государства имеют право принятия собственной Конституции

4. государство Z разделено на территориальные единицы, обладающие определённой политической самостоятельностью

5. парламент на своём заседании избирает главу государства

6. граждане обладают всей полнотой прав и свобод

16

Что из перечисленного относится к группе политических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на доступ к любым государственным должностям

2. право избирать и быть избранным

3. право на защиту чести и доброго имени

4. право на свободу и личную неприкосновенность

5. право обращаться в органы государственной власти

17

Выберите верные суждения о системе права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

2. Для правовых норм характерна строгая иерархичность и соподчинённость.

3. Отрасли процессуального права устанавливают порядок применения правовых норм.

4. Административное право регулирует имущественные, а также связанные и не связанные с ними неимущественные отношения.

5. Гражданское право относится к отраслям публичного права.

18

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Ирина претендует на наследство по завещанию умершего брата. Юлия, дочь умершего, отказалась выделить своей тёте соответствующую долю. Ирина обратилась в суд. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. ответчик

3. трудовое право

4. органы внутренних дел

5. гражданское судопроизводство

6. Уголовно-процессуальный кодекс

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Социальная ________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе________(Б) было незначительным. В современных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины________(В), уровня образования, доступа к власти,________(Г) занимаемой позиции. Так возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В некоторых обществах переход из одной социальной________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной________(Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. мобильность

2. привилегии

3. обязанности

7. расслоение

9. стратификация

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Правосознание - это отношение людей к праву...

Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам. Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...

В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура - явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос , например: это общее состояние «юридических дел» в обществе;

2) четыре проявления правовой воспитанности , например:

Законопослушание;

Правовая активность;

Полное и эффективное использование правовых средств в практической деятельности;

Стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

В правильном ответе должны быть даны ответы на три вопроса :

1) ответ на первый вопрос : правосознание - это отношение людей к праву;

2) ответ на второй вопрос : ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам;

3) ответ на третий вопрос (разновидности): массовое, групповое, индивидуальное.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть следующие примеры .

1) Андрей узнал о внесении изменений в КоАП РФ, ознакомился с новой редакцией интересующих его статей, теперь он соблюдает их при вождении своего автомобиля.

2) Макар - предприниматель, при совершении сделок и заключении договоров он строго следует нормам гражданского права, поскольку считает, что закон нарушать нельзя ни при каких обстоятельствах.

3) Иван посчитал, что его незаконно уволили с работы, и подал иск в суд. Могут быть приведены другие примеры

Как утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может отразиться на правовой системе общества? Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения.

Показать ответ

Могут быть высказаны следующие предположения .

Утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может следующим образом отразиться на правовой системе общества:

1) будут приниматься законы, защищающие права человека;

2) будут созданы условия для развития взаимной ответственности гражданина и государства;

3) будут созданы условия для реализации принципа верховенства права, для соблюдения законов всеми субъектами права.

Могут быть высказаны другие уместные предположения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «власть»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о легитимности власти, и одно предложение, раскрывающее особенности государственной власти.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: власть - это возможность и способность навязывать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о легитимности власти, опирающейся на знания курса, например: Легитимность власти проявляется в готовности граждан подчиняться ей.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о легитимности власти.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса особенности государственной власти, например: Государственная власть обращается ко всему обществу и обладает наиболее широким спектром ресурсов.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее особенности государственной власти.)

Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.

Показать ответ

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие способы:

1) переобучение и переквалификация специалистов (например, при государственной службе занятости открыты курсы переподготовки по гражданским специальностям офицеров, уволенных в связи с сокращением численности вооружённых сил);

2) создание условий для самозанятости (например, специальные программы кредитования граждан, желающих открыть своё дело);

3) реализация программ поддержки молодых работников и работников с ограниченными физическими возможностями (например, предоставление фирмам, в которых данные категории работников составляют определённую долю, налоговых льгот);

4) создание условий для сокращения предложения труда (например, некоторое расширение категорий населения, имеющих право досрочного выхода на пенсию).

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами иные способы

При устройстве на работу Елена Алексеевна заполняла анкету, в которой указала, что она специалист со средним профессиональным образованием, происходит из семьи рабочих, разведена, имеет трёх детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса Елены Алексеевны, которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Религия как одна из форм культуры.

2. Функции религии:

а) регулятивная;

б) мировоззренческая;

в) компенсаторная;

г) воспитательная;

д) интеграционная;

е) культурная и др.

3. Многообразие религий в современном мире:

а) архаические религии;

б) национальные религии;

в) мировые религии.

4. Особенности мировых религий.

5. Принцип свободы совести.

6. Изменение отношения к религии в современном обществе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)

29.2. Экономика «Инфляция - одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении». (М. Фридмен)

29.3. Социология, социальная психология «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

29.4. Политология «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живёт, вступают в действие принятые законы». (К. Ясперс)

29.5. Правоведение «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)