Тсж как юридическое лицо. Все о ТСЖ по новому Жилищному кодексу РФ: что это такое, его плюсы и минусы, изменения в уставе

Гражданским кодексом в ст. 291 п. 1 товарищество собственников жилья описывается как объединение на добровольной основе большинства собственников помещений в одном или нескольких (при условии близости их месторасположения) многоквартирных зданиях, владельцев более одного жилого дома с целью:

  • содержания обслуживаемого имущества в надлежащем состоянии;
  • сохранения целостности объектов недвижимости;
  • достижения эффективности управления домовыми комплексами.

Статья 291 ГК РФ. Товарищество собственников жилья

  1. Собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах либо собственники нескольких жилых домов для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов, могут создавать товарищества собственников жилья.
  2. Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

В соответствии с нормами ГК созданные товарищества могут быть как коммерческими, так и некоммерческими структурами.

Основное отличие между ними кроется в цели финансовой деятельности . Для коммерческих организаций характерно стремление к извлечению максимальной прибыли для последующего ее перераспределения между участниками.

По нормам ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. под № 7-ФЗ некоммерческий тип структурных образований аккумулирует объем финансовых ресурсов, необходимый только для реализации возложенных на организацию обязанностей. Прибыль не является самоцелью.

Но и в этом случае участники ТСЖ не смогут претендовать на долю полученных средств , все денежные ресурсы могут быть направлены исключительно на содержание имущественных активов.

Товарищество владельцев жилья представляет собой объединение владельцев квартир или смежных домов для эффективного управления комплексом недвижимости и минимизации затрат на его содержание. ТСЖ относится к категории некоммерческих юридических лиц, главной особенностью финансовой политики является отсутствие нацеленности на получение прибыли.

Расшифровка аббревиатуры ТСЖ — «Товарищество собственников жилья» . Это организация, создаваемая собственниками для совместного управления землей и помещениями, которые относятся к совместной собственности. Вся деятельность организации осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и регулируется на законодательном уровне (ст. 135 ЖК РФ).

Зачем нужно и какова его цель?

Главной целью товарищества собственников жилья является эффективное управление . Для чего нужно и что оно делает? Задача организации – формирование комфортных для проживания собственников условий. К ним относятся:

  • коллективное управление домовым имуществом;
  • распоряжение общим имуществом и обеспечение пользования им;
  • содержание и хранение имущества;
  • коммунальные услуги для жителей дома;
  • иные действия, требуемые для успешного управления домом.

Кому подчиняется?

ТСЖ – это товарищество, сформированное непосредственно жителями дома , поэтому ТСЖ не подчиняется никому, кроме действующего законодательства. Высшим органом в ТСЖ является правление и общее собрание товарищества подотчетно его правлению.

Коммерческое ли предприятие, юридическое лицо или нет?

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация (п. 2 ст. 291 ГК РФ). Единственной возможностью формирования прибыли данной организации может быть привлечение дополнительного источника финансирования (аренда помещений дома, продажа рекламных площадей на домах и т.д.). В этом случае все полученные средства направляются на содержание имущества, без распределения между участниками ТСЖ.

Является ли юридическим лицом? Согласно действующему законодательству, данный вид организации относится к юридическому лицу. Наравне с другими юридическими лицами, органами управления должны вестись делопроизводство, уплата налогов, отчетность в контролирующих органах, сотрудничество с подрядчиками и поставщиками и т.д.

Справка . Получение статуса юр. лица объединившимися собственниками происходит после государственной регистрации.

Что такое ассоциация товариществ собственников жилья?

Ассоциация жилищных товариществ – это объединение двух и более структур для ведения совместной деятельности и защиты интересов жильцов (ст. 142 ЖК РФ). Данная организация имеет свой устав и регистрацию в налоговом органе. Направления деятельности :

  • защита интересов жильцов в органах власти;
  • совместный сервис коммунальных услуг;
  • совместные договора с поставщиками;
  • обмен опытом в работе с задолженностью.

Особенности формирования :

  • собрание жильцов в каждом ТСЖ и коллективное принятие решения об объединении;
  • утверждение устава;
  • выбора правления;
  • регистрация в качестве юр. лица;
  • объединения активов.

Ассоциация создается в случае, если на общем голосовании в каждом отдельном товариществе собственники не менее половины жилой площади дома проголосовали за данное решение.

Плюсы и минусы

К плюсам данной формы правления можно отнести :

  • решение всех вопросов на собрании жильцов;
  • учитывается мнение каждого жильца;
  • самостоятельный выбор подрядчиков;
  • прозрачная деятельность.

Минусы :

  • несовершенство законодательства;
  • при наличии должников среди жильцов, судом может быть взыскан размер долга и есть вероятность того, что жильцам придется платить по счетам во второй раз;
  • столкновения с льготниками;
  • вероятность ошибиться с выбором председателя;
  • размер платежей за эксплуатацию выше;
  • отсутствие в законе жестких мер по борьбе с неплательщиками.

Сравнение ТСЖ с другими формами правления:

ТСЖ Правление владельцами помещений Управляющая компания
Работа без посредников. Работа без посредников. Посредник при заключении договоров с поставщиками услуг.
Общая ответственность за долги. Отсутствие коллективной ответственности за долги.
Максимально прозрачная деятельность. Вероятность мошенничества.
Плата за услуги выше за счет содержания штата сотрудников. Плата за услуги ниже, за счет отсутствия посредников. Плата за услуги выше за счет посреднической деятельности.
Юридическое лицо. Отсутствие юр. лица, возможные сложности с оформлением документов с поставщиками из-за этого.
  • Юридическое лицо.
  • Общества с ограниченной ответственностью – (ООО).
  • Акционерные общества – (АО).
Работа осуществляется непосредственно собственниками многоквартирного дома, либо с привлечением третьих лиц. Каждый владелец в своих интересах вправе заключать договора с поставщиками услуг, которые оказывают услуги по обслуживанию дома. Работа осуществляется сотрудниками компании, не имеющими отношения к жильцам дома.
Деятельность осуществляется на основе устава. Отсутствие нормативных документов. Работа на основе единого договора и в соответствии с действующим законодательством.

Подробнее о плюсах и минусах ТСЖ читайте .

Организация и устав

Основными этапами являются :

  1. Организация инициативной группы.
  2. Проведение общего собрания жильцов (голосование за принятие ТСЖ, выбор председателя и членов правления, согласование устава, составление протокола).
  3. Регистрация ТСЖ как юридическое лицо.

Уставом товарищества является документ, в соответствии с которым производится управление многоквартирным домом. Данный документ является юридической базой организации, на основании которой выстраивается вся деятельность в товариществе.

Принятие и утверждение устава происходит коллективно в очной или заочной форме на общем собрании жильцов. Процесс принятия устава состоит из нескольких этапов: составления, согласования, утверждения. В процессе принятия устава следует руководствоваться ст. 45 —48 ЖК РФ .

Председатель и правление

Правление избирается из числа жильцов на общем собрании (ст. 145 ЖК РФ). Собственниками определяется кандидатура на роль члена правления и утверждается на эту должность в ходе голосования. Далее на заседании членов правления происходит выбор путем голосования. Обязательным условием является присутствие на заседании помимо членов правления не менее 50 процентов членов товарищества.

Штат


Также в штате находятся:

  1. бухгалтер;
  2. охрана;
  3. техник;
  4. диспетчер;
  5. паспортист;
  6. слесарь;
  7. дворник;
  8. убощица;
  9. электрик.

Порядок вступления

Для вступления в число членов ТСЖ потребуется написать заявление и предоставить его в правление вместе с выпиской из госреестра, подтверждающей право собственности на недвижимость. На общем собрании после обсуждения принимается окончательное решение.

Можно ли не вступать?

Необходимость составления протокола

Каждое собрание сопровождается обязательным ведением , в котором фиксируется повестка дня и результат, проведенного голосования. Основной частью протокола является повестка дня. Данный раздел содержит пункты о текущих вопросах.

Далее в бланке фиксируется результат голосования по каждому вопросу, рассмотренному в основной части и формулируется принятое решение. Последняя часть документа содержит подведение итогов собрания, краткую информацию по вопросам, в которых не удалось прийти к согласию, перечень выполненных задач, принятые решения. Документ заверяется подписью председателя и секретаря .

Как узнать, какое товарищество обслуживает дом?


Более детально о том, как узнать, какое товарищество обслуживает дом, читайте в .

Оплата счетов

Товарищество собственников имеет право самостоятельно формировать платежные документы и отправлять их жильцам дома. Оплачивать наличными средствами можно в кассе ТСЖ. Оплатить онлайн - через сервис ГИС ЖКХ , на портале Госуслуг или в личном кабинете своего банка. Включается плата:

  • за наем;
  • за ремонтные работы;
  • за уборку помещений общего пользования;
  • капитальный ремонт;
  • сезонные работы;
  • поддержание порядка в помещениях общего пользования (освещение, мелкий ремонт).

Подробнее об особенностях оплаты счетов можно узнать из .

Нарушения и проблемы в работе

К основным проблемам деятельности товариществ относятся :

  • наличие должников по коммунальным услугам;
  • отношения с застройщиком (в новых домах);
  • дефицит информации о деятельности товарищества в связи с игнорированием жильцами общих собраний;
  • равнодушие собственников и нежелание лично участвовать в благоустройстве;
  • вероятность выбора недобросовестного председателя;
  • появление конфликтов между жильцами и правлением.

Главным способом решения многих сложностей в работе организации является грамотный выбор человека на роль председателя. Выбирая кандидатуру председателя, который будет принимать решения по финансовым вопросам, совершать сделки и принимать решения, следует внимательно изучить его репутацию.

Еще одним способом решения проблем является формирование контрольной комиссии из числа жильцов, которая будет осуществлять наблюдение и контроль за действиями председателя и членов правления. В таком случае, механизм функционирования организации будет весьма действенным и успешным.

Можно ли выйти из состава 1 квартирой или домом?

Из ТСЖ можно выйти одной квартирой , для этого потребуется погасить все долги перед товариществом и подать заявление о желании выхода в правление ТСЖ. Выход из ТСЖ целым домом возможен в случае ликвидации или реорганизации товарищества (ст. 140 ЖК РФ). Для этого каждый собственник должен написать заявление о выходе и предоставить его в правление.

Больше нюансов о том, можно ли выйти из ТСЖ одной квартирой или всем домом, вы узнаете . Для проведения данной процедуры необходимо получить большинство голосов за реорганизацию, уведомить по форме №Р12003 каждого члена организации, зарегистрировать новый орган в налоговой инспекции, оплатить пошлину, осуществить переход прав и обязанностей в новую организацию, внести изменения в ЕГРЮЛ.

ТСЖ – одна из форм управления, которая позволяет каждому собственнику принимать личное участие в решении проблем и вопросов функционирования дома. Данная форма имеет свои преимущества и недостатки, на которые нужно обратить внимание при выборе формы правления многоквартирным домом.

ЧТО ТАКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) вошли в нашу жизнь более 17 лет назад – когда 15 июня 1996 г. был принят Федеральный Закон «О товариществах собственников жилья» (в настоящий момент он утратил силу). В 2004 году эта форма управления была закреплена уже в Жилищном кодексе РФ.

С тех пор у ТСЖ появились как сторонники, так и противники. Первые считают их наиболее эффективной формой управления общим имуществом в многоквартирном доме, вторые – ловушкой для жильцов и очередным способом выманивания у них денежных средств. Так что же такое ТСЖ, в чем его суть и зачем оно нужно?

Что такое ТСЖ и зачем оно нужно

пн, 09/01/2012 - 01:04 | управдом

Моя квартира – моя крепость. Этот известный афоризм стал принципом, по которому зачастую строятся отношения собственника квартиры с окружающим его квартиру домом. Отгородившись от окружающих стальными дверями, мы нередко отгораживаемся стеной безразличия от всего, что происходит в наших подъездах, лифтах, домах, дворах. Шагнув за пределы своей квартиры (с любовью своими руками отремонтированной и обставленной), мы попадаем в другой мир – загаженный и не отремонтированный подъезд, исписанный, с прожженными кнопками лифт, неухоженный двор.

Нередко последствия бесхозяйственности приходят в наши квартиры в виде протекающих крыш, негреющих батарей, промерзающих стен, текущих труб и т.д. За много лет под крылом государственных ЖЭКов и ДЭЗов мы привыкли, что есть люди, которые за нас должны думать о проблемах дома, пусть очень плохо, но поддерживать его в не совсем аварийном состоянии. Привыкли мы и к тому, что нас не спрашивают и перед нами не отчитываются за то, что делают с нашим домом.

С принятием Жилищного кодекса РФ к собственникам постепенно приходит осознание того, что вместе с квартирой в доме они приобретают и обязательства по содержанию и ремонту так называемого общего имущества. А после очередного повышения тарифов все больше собственников задаются вопросами – за что я плачу? почему я не вижу результатов деятельности? куда идут мои деньги?

Действующее жилищное законодательство сегодня дает собственникам возможность реально влиять на происходящее в жилищно-коммунальном хозяйстве. И наиболее эффективным способом является ТСЖ (товарищество собственников жилья).

ТСЖ не единственно возможный способ управления, и, конечно, оно не может быть универсальным рецептом «коммунального счастья». Но многие насущные вопросы содержания и ремонта многоквартирного дома позволяет наиболее эффективно решать именно товарищество.

Какие преимущества может дать создание Товарищества собственников жилья?

1. Прежде всего, товарищество – это наиболее эффективный способ объединения собственников в целях обеспечения наилучших содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества. Известная пословица – один в поле не воин, как нельзя лучше характеризует возможности отельных собственников влиять на управление и содержание многоквартирного дома.

Товарищество помогает объединить усилия по подержанию и улучшению состояния своего дома. При этом собственники с активной позицией, имеющие возможности и желание, могут выдвинуть свою кандидатуру для избрания в члены правления, ревизионной комиссии и своим участием помогать качественному обслуживанию дома, контролировать его. Те же собственники, которые не имеют возможности постоянно вникать в дела дома, также получают возможность участвовать в управлении, участвуя в ежегодных собраниях, получая отчеты о деятельности, подавая свои предложения.

Не секрет, что как коммерческие управляющие компании, так и коррумпированные – то есть ставящие свой личный интерес наживы выше государственного и социально ориентированного интереса – чиновники заинтересованы препятствовать созданию и успешной деятельности товариществ собственников жилья. Они всячески препятствуют их деятельности – потому что боятся появления силы (в лице правления и ревизионной комиссии), которая начнет реально бороться за права жильцов, требовать качественной работы и отчетности. Они боятся, что при некачественном обслуживании правление ТСЖ расторгнет договор, выгнав нерадивую компанию (более всего на эту роль подходит ДЕЗ). Сделать это при отсутствии ТСЖ гораздо сложнее: это может общее собрание собственников помещений, организация и проведение которого отнимет много сил и средств. Теперь законодатели «надумали», что делать это может некий «совет дома». Но совет – не юридическое лицо. И ДЕЗ или иная управляющая компания никогда не допустит его к реальному контролю своих доходов и расходов по данному дому.

2. Товарищество дает собственникам возможность определять, на что и в каких суммах будут израсходованы средства, собираемые на содержание и ремонт общего имущества. Товарищество обязано проводить ежегодные собрания, устанавливать размер платежей по квартплате, принимать смету доходов и расходов или финансово-хозяйственный план, производить отчет о проделанной работе и по расходованию всех финансовых средств. При этом каждый собственник вправе вносить в правление свои предложения по необходимым работам.

3. Товарищество позволяет собственникам осуществлять контроль за расходованием средств. Он реализуется посредством периодических отчетов правлением и перед собственниками. Ежегодно избранная собственниками ревизионная комиссия проверяет деятельность ТСЖ и представляет акт ревизии общему собранию.

4. Товарищество дает возможность поддерживать надлежащее техническое состояние дома, а также накапливать средства на те или иные работы.

Товарищество собственников является некоммерческой организацией, цель которой – обеспечить надлежащее содержание и ремонт общего имущества. В отличие от коммерческих организаций товарищество не имеет целью извлечение прибыли . Следовательно, все собираемые средства расходуются им на нужды содержания и ремонта. Для управляющей компании целью является получение прибыли . Следовательно, при отсутствии жесткого контроля со стороны собственников у нее неизбежно возникает «соблазн» получить больше прибыли не за счет качества и объема услуг, а за счет экономии на расходах . Для товарищества принцип «чем меньше потратили на обслуживание дома, тем больше прибыли» - неприменим.

В ТСЖ создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, так как жильцы знают, что в случае поломки общего имущества придется платить самим. После наведения порядка в доме самими жильцами никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д. (хозяин всегда знает цену своего труда). Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ. И не сразу, но появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома.

5. Развитие энергосберегающих технологий. Товарищество как никто иной заинтересовано добиваться максимальной экономии коммунальных ресурсов. Для этого у ТСЖ используют возможность внедрять передовые технологии.

И это далеко не все преимущества, которые нам может дать объединение собственников.

Три мифа о ТСЖ

Миф 1: При вступлении в ТСЖ придется больше платить

Это неверно, поскольку тарифы на снабжение ресурсами устанавливаются постановлениями правительства Москвы и не могут быть изменены ТСЖ. Что касается размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, то он также устанавливается правительством Москвы. Правда, по закону он может быть изменен решением общего собрания собственников – но… В Москве все еще действует система выделения жилищных субсидий, а для их получения необходимо соблюдать требование применения тарифов, установленных централизованно.

Миф 2: ТСЖ может без ведома жильцов распоряжаться общим имуществом и брать кредиты

И это тоже заблуждение: важнейшие вопросы решаются на общих собраниях собственников жилья, которые принимают непосредственное участие в судьбе дома. Все платежи аккумулируются на расчетном счете ТСЖ и по уставу могут расходоваться исключительно на содержание дома. К тому же, каждый участник товарищества имеет право получать полную информацию о расходовании средств ТСЖ, в том числе и полученных по кредиту.

Миф 3 (к сожалению): Если создать ТСЖ, государство в первую очередь сделает капремонт

Так должно было быть. Одновременно с программой города по созданию ТСЖ государство заявило цель этой программы: «Ответственному собственнику – отремонтированный дом». Что из этого вышло («хотели как лучше, а получилось как всегда») – см. ниже.

Опыт работы сотен ТСЖ на практике доказал эффективность данного способа управления многоквартирными домами. В условиях формирующегося рынка ЖКХ именно ТСЖ наилучшим образом защищает права и интересы собственников в отношениях с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями. А все, что стоит на страже интересов жителей, всегда будет относиться к разряду «перспективных».

Самостоятельно организовав товарищество, «взяв власть в свои руки», «став хозяевами своей судьбы», собственники квартир начинают пристальнее следить за проведением работ, не оставлять без внимания факты брака. Да и в целом, как показывает практика, начинают относиться к своему имуществу бережнее, чем прежде. Поэтому и ремонтные работы в домах с ТСЖ, как правило, проводятся на более высоком уровне.

Один из наиболее эффективных способов реализации и защиты прав жителей многоквартирных домов - самоорганизация, самоуправление. В недавнем прошлом основной формой самоорганизации жителей были домовые комитеты, включавшие как собственников, так и не-собственников жилья. Сегодня государство делает ставку в первую очередь на собственников жилья, считая их наиболее сознательной и ответственной частью населения. В 2007 году разбогатевший при Лужкове город выделил на капремонты миллиарды рублей . Но при этом он открыто признал, что не в состоянии гарантировать, что они не будут разворованы, дойдут до конкретных домов . Государство открыто заявило, что бессильно без помощи самих граждан, без их контроля довести уровень жилищно-коммунального хозяйства до соответствия современным стандартам.

Но эта ситуация имела и оборотную, более жесткую сторону. Много лет мы слышим о реформе ЖКХ. Но пока, помимо регулярного повышения квартплаты, она не затрагивала нас никак. С 2007 года город начал постепенно уходить из жилищно-коммунальной сферы, оставляя жильцов с ней один на один . Он начал перекладывать на нас ответственность за решение проблем в этой сфере. Отныне на каждого собственника жилья легла материальная ответственность не только за личную собственность - квартиру, но и за общественную собственность - а в многоквартирном доме это стены, батареи, лифты, лестницы, коммуникации, крыша и т.д. Кроме того, на нас самих оказалась переложена обязанность контроля за качеством и количеством коммунальных услуг , получаемых нами от тех или иных технико-эксплуатационных организаций.

Тогда же возникла идея «размонополизировать» прежних монополистов управления в сфере ЖКХ - ДЕЗы. Почуяв миллиарды, выделенные на капремонты, ДЕЗы начали теснить коммерческие управляющие компании , агрессивно нацеленные на рынок, обладающие более современной материальной базой. Из ДЕЗов в эти компании «побежали» сотрудники. При этом заговорили об акционировании и самих ДЕЗов. В мае 2008 года ДЕЗы поделили на ГУ ИСы – организации, через которые в районы должны приходить и распределяться бюджетные деньги, и собственно ДЕЗы, нацеленные на получение коммерческой прибыли (другое дело, что в действительности ДЕЗы и ГУ ИСы так и остались тесно слитыми – в целях наиболее «непрозрачного» распределения и расходования субсидий).

Государство не сняло с себя полностью административный контроль за результатами деятельности управляющих организаций в ЖКХ. Но непосредственный, повседневный контроль рублем оно переложило на нас самих. Не захотим контролировать - нам же будет хуже: качество услуг будет ухудшаться, а стоимость их будет беспредельно расти .

Таким образом, город понадеялся на сознательность жителей. И - в соответствии со своими стратегическими установками в сфере ЖКХ, согласно ст. 161 Жилищного кодекса, обязал всех собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из трех способов управления домом :

а) непосредственно собственниками помещений,

б) товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом,

в) управляющей компанией.

Наибольшую эффективность с точки зрения защиты интересов самих жильцов доказала такая форма самоорганизации граждан, как некоммерческая организация Товарищество собственников жилья :

Для управления многоквартирным домом (или несколькими домами – с экономической точки зрения это более выгодно) и контроля за таким управлением,

Для контроля за объемом и качеством предоставляемых населению коммунальных услуг,

Для влияния на стоимость таких услуг,

Для ведения дополнительной хозяйственной деятельности в целях

увеличения средств, направляемых на содержание и благоустройство жилого многоквартирного дома, и следовательно, в конечном итоге

уменьшения ложащихся на плечи жильцов расходов по его содержанию, а, значит,

снижения квартплаты,

Возможности ТСЖ, до сих пор недооценены населением. Причин этого несколько:

  1. Настороженность граждан, отождествляющих ТСЖ в целом с созданными компаниями-застройщиками (выступающими в этом случае как частные управляющие компании) в новостройках ООО «ТСЖ», сопряженными с необоснованным завышением квартплаты.
  2. Недостаточная информированность о преимуществах этой формы самоуправления и положительных примерах деятельности ТСЖ.
  3. Непонимание экономической выгоды создания ТСЖ.
  4. Привычка доверяться монополистам «советских» коммунальных предприятий - ДЕЗам, не заинтересованным в контроле за качеством и количеством оказываемых ими услуг.
  5. Неразвитость гражданско-правовых механизмов функционирования ТСЖ, противоречивость законодательной сферы в этой области.

А в домах, где жители уже организовали ТСЖ, результаты их деятельности видны невооруженным глазом:

а)повышается уровень благоустройства, улучшается психологический климат – люди начинают ощущать себя хозяевами не только в своей квартире, но во всем доме;

б) ТСЖ как официальная организация имеет дополнительные возможностиэффективно бороться с проявлениями вандализма;

в) ТСЖ заинтересованы разбираться с должниками;

г) у ТСЖ есть возможность самому выбрать, каким образом в доме будет реализовываться комплекс коммунальных услуг: оно может

- делегировать эту деятельность по своему выбору той или иной управляющей компании (включая и ДЕЗ);

- самостоятельно организовать свой «мини-ДЕЗ» - эксплуатационную службу и нанять управляющего-домоуправа;

д) ТСЖ - это возможность для жильцов работать в своем доме: пригодятся «свои» штатные юрист, экономист, инженер, столяр, электрик, маляры, уборщики, консьержи и т.д.

е) ТСЖ - наиболее эффективный орган контроля за бюджетом дома .

При наличии в доме ТСЖ высшим органом управления домом является общее собрание членов товарищества . Оно может быть созвано по инициативе любого члена товарищества или правления товарищества. Общее собрание считается правомочным, если в нем приняли участие собственники помещений (или их полномочные представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Форма проведения собрания может быть как очной, так и заочной, то есть письменной (информация, опрос, голосование). И в том, и в другом случае правомочны решения, принимаемые количеством голосов больше 50% от общего числа. Решения общего собрания большинством голосов являются обязательными для всех членов товарищества – собственников как жилых, так и нежилых помещений.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

Внесение изменений в устав товарищества;

Принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

Избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

Образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

Утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана (в случае если хозяйственная деятельность ТСЖ содержит коммерческую составляющую, подразумевающую составление сметы доходов и расходов и отчет по такой смете; если же коммерческая составляющая отсутствует, имеет место финансово-хозяйственный план, формируемый в рамках планово-нормативной ставки оплаты коммунальных услуг; т.е. деятельность ТСЖ фактически уподобляется бюджетной организации, получающей бюджетные средства и отчитывающейся за них – в таком случае финансово-хозяйственный план утверждается правлением и предоставляется общему собранию для ознакомления);

Рассмотрение обоснованности жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

Принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

Определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

Принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.

Членство в ТСЖ устанавливается на основании заявления о приеме в ТСЖ. Собственник помещения в доме, где образовано ТСЖ, вправе не вступать в ТСЖ, однако в таком случае он обязан подписать с ТСЖ договор об обслуживании - поскольку именно ТСЖрешает вопрос о коммунальном обслуживании дома в целом. В случае если он не подписывает такой договор, действует так называемая «оферта»: обязанность оплачивать коммунальные платежи никто не отменял. Аналогичный договор об обслуживании должны подписывать с ТСЖ и проживающие по договору социального найма. Решения общего собрания ТСЖ, как управляющего органа многоквартирного дома – если они не противоречат законодательству – являются обязательными для всех собственников, нанимателей и арендаторов данного дома .

Также все пользователи нежилых помещений в доме подписывают договор о содержании и ремонте общего имущества .

Вся деятельность ТСЖ, как и любой общественной организации, регулируется Уставом , проект которого предоставляется общему собранию ТСЖ и, после внесения в него уточнений, принимается большинством голосов в очной или заочной форме. Устав должен учитывать все возможные интересы и сферы деятельности ТСЖ.

Текущую деятельность товарищества осуществляет правление , которое избирается общим собранием сроком на 2 года. Уставом может быть предусмотрен порядок введения в правление новых членов, замена членов правления. Правление вправе самостоятельно принимать решения по всем текущим вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции общего собрания.

К функциям правления относятся:

Соблюдение товариществом законодательства и требований устава;

Контроль за своевременным внесением установленных обязательных платежей и дополнительных взносов, если решение о них принято общим собранием;

Составление смет доходов и расходов на год либо финансово-хозяйственного плана и отчетов о финансовой деятельности товарищества (последний предоставляется общему собранию для утверждения);

Финансовое планирование (в случае наличия свободных средств);

Самоуправление домом – обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества;

Наем работников для обслуживания дома и увольнение их;

Делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность;

Созыв и проведение общих собраний для решения вопросов, находящихся в его компетенции.

Заключение договоров на обслуживание и ремонт общего имущества с соблюдением прав и законных интересов всех собственников в доме.

Товарищество заинтересовано в заключении договоров с инженерно-эксплуатационными организациями, составленными с учетом реальных интересов жильцов . Жители домов, не управляемых ТСЖ (или ЖСК), автоматически обязаны соблюдать стереотипный договор, предлагаемый компаниями, ряд пунктов которого чреват дополнительными поборами.

Свои обязанности члены правления могут выполнять за вознаграждение.

Руководство правлением осуществляет председатель . Он избирается членами правления из их состава на срок до 2 лет. В случаях, не требующих, согласно уставу, обязательного одобрения правлением или общим собранием, председатель действует от имени ТСЖ без доверенности.

Для осуществления контроля за деятельностью ТСЖ общее собрание избирает ревизионную комиссию на срок не более 2 лет. Ревизионная комиссия ежегодно проводит ревизию финансовой деятельности товарищества и представляет общему собранию заключения о ней. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание не имеет права утвердить финансовый отчет, годовой баланс и общий размер обязательных взносов и платежей.

Вся финансовая деятельность правления ТСЖ является прозрачной для его членов.

Во избежание банкротства ТСЖ в уставе четко оговариваются условия, запрещающие председателю или правлению действия, могущие повлечь за собой его финансовый крах.

ТСЖ может быть реорганизовано посредством объединения товариществ или реорганизации в иную организационно-правовую форму (в жилищный или жилищно-строительный кооператив).

ТСЖ может быть ликвидировано по решению общего собрания, а также по решению суда – в случае допущенных грубых нарушений, если они неустранимы.

Таковы некоторые основные положения о Товариществах собственников жилья.

………….

У премьер-министра горбачевских времен Виктора Черномырдина было изречение, получившее широкое распространение: «Хотели как лучше - получилось, как всегда». Новейшая история ТСЖ - подтверждение того, как можно «слоновьими методами» дискредитировать замечательную идею. Как-то раз первому заму мэра, руководителю Комплекса городского хозяйства Бирюкову задали вопрос: «Неужели теперь москвичей будут добровольно-принудительно загонять в ТСЖ?» Он ответил: «Разумеется, нет. Мы просто будет активно приглашать жителей участвовать в программе “Ответственным собственникам – отремонтированный дом”. Задача органов власти всех уровней - работать с жителями по созданию ТСЖ, чтобы к концу 2008 года мы смогли передать отремонтированное жилье собственникам. Создавать ТСЖ надо значительно быстрее того темпа, что мы предлагаем для ремонта ». Вот так последняя фраза перечеркнула предыдущие: по принципу «пятилетку - в четыре года!» возник очередной «аврал». Вообще-то, капитальные ремонты в Москве планировалось провести до 2014 года. Однако, вместо того, чтобы развернуть планомерную широкомасштабную информационно-разъяснительную работу по поводу пользы ТСЖ - а именно об этом говорилось в майском Постановлении, - муниципальные управы, получив это Постановление, с осени развернули кампанию по немедленной , фактически насильственной организации городом ТСЖ . На те муниципальные дома, где неприватизированные квартиры составляли 53% – то есть где город имел «контрольный пакет», без извещения жильцов, без их согласия, без подробной информации, явочным порядком были поданы документы на организацию в них ТСЖ - на основании того, что, по Жилищному кодексу, ТСЖ создается большинством голосов общего собрания жильцов, которое можно проводить в заочной форме. Поскольку город имел в таких домах большинство квартир - следовательно, у него было и большинство голосов. Вот он и решил сам с собой. Только в одном Бибирево были оформлены документы на 26 ТСЖ.

Но одновременно «сверху» была спущена установка, что если жители срочно соберут инициативную группу человек из трех-пяти и назовут ее «правление» (безо всяких выборов), тогда дальше власть должна перейти к ним - вместе со всей ответственностью. Если же они не воспользуются данной возможностью, город имеет право назначить в такой дом председателя - из числа сотрудников ДЕЗа-ГУИСа. И тогда все (!) собственники в этом доме обязаны будут исполнять решения такого «виртуального» правления и председателя, который будет действовать, естественно, не в интересах жильцов этого дома, а в интересах представляемой им организации (и своих собственных?), тем самым вольно или невольно способствуя растворению в воздухе львиной доли выделяемых на дом средств… Безответственность и провокационность такого подхода к созданию ТСЖ очевидна. Ведь часто дома, где собственников меньше 50% - с психологической точки зрения наиболее проблемные.

В каких-то домах народ был более готов к ответственности, в каких-то вообще не готов. Так возникли ТСЖ «от жителей», организованные при поддержке города и с его участием, и ТСЖ «без жителей» (впоследствии их обозвали «липовыми»). Но относительно этих, вторых, поначалу власти рассчитывали, что и в них «проснутся» инициативные жители и возьмут власть в свои руки. И в некоторых ТСЖ так и произошло. Остальные – действительно, «липовые» - частично были ликвидированы, частично судьба их до сих пор «покрыта мраком».

К сожалению, до сих пор среди большинства жителей царит «пост-перестроечное» ощущение – что против их воли их никуда загнать не могут. И «совковое» ощущение – что город и дальше будет их опекать. И что привычные ДЕЗы лучше всего нового. А то, что их кровные деньги тратятся бесконтрольно - до них не доходит.

Когда государство объявляет, что имеет законные права действовать определенным образом в интересах граждан, а чиновники, воплощающие это государство, намеренно искажают то, на что рассчитывает в своих действиях государство, гражданам только и остается самоорганизовываться, чтобы отстаивать свои права. Парадокс же заключается в том, что в момент массового создания ТСЖ цель государства в сфере ЖКХ совпала с интересами граждан. Но большинство граждан этого не поняли .

К счастью, и в Москве, и во всей стране существует положительный опыт создания ТСЖ. Их организаторы готовы дать совет, прийти на помощь. Существуют ассоциации ТСЖ . Существуют и квартальные ТСЖ - ведь очевидно, что экономически более выгодны ТСЖ из нескольких домов. Так и политически выгодны объединения нескольких ТСЖ - у них больше возможностей отстаивать свои интересы на всех уровнях власти.

Нынешняя ситуация уникальна . По сути, это вторая и последняя приватизация . Сегодня государство, как всегда противоречиво, но, тем не менее, настойчиво пытается дать нам шанс, памятуя обо всех уроках прошлой приватизации, воспользоваться плодами этой.


В соответствии с законодательством, как некоммерческая организация ТСЖ может осуществлять предпринимательскую деятельность, но при этом не имеет права делить прибыль от нее между членами ТСЖ, а обязано расходовать ее целево - направлять на достижение целей, ради которых оно создано, то есть на повышение благоустройства дома и снижение затрат по его содержанию.

За 1 голос в данном случае считается не 1 человек, а 1 доля в общей площади дома (то есть 1 кв.м). Каждый собственник обладает количеством голосов соответственно % от общей площади дома, занимаемому принадлежащим ему помещением.

Соответственно, город как собственник и член товарищества отвечает за выполнение решений общего собрания нанимателями муниципальных квартир. Одновременно он является гарантом учитывания их прав при решениях общего собрания, а также правления.

Изменения, которым подверглось жилищное законодательство в 2015 году, непосредственно коснулись и деятельности ТСЖ. С тех пор изменений не происходило, поэтому положения актуальны до сих пор.

Так обязанностью собственников стало проведение собраний для внесения изменений в устав товарищества. По новой редакции закона устав должен регистрироваться в ФНС, а председатель должен получить выписку из ЕГРЮЛ.

Плюсы и минусы данного способа управления

Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ , ТСЖ (Товарищество собственников жилья) – это некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в многоквартирном доме для организации коллективного управления всем недвижимым имуществом, обеспечения его использования, обладания и распоряжения в пределах определенных нормами законодательства.

Членство в ТСЖ позволяет участвовать в общих собраниях, следовательно, дает возможность непосредственно влиять на принятие всех решений, касающихся управления домом и определения размера взносов.

Несомненным плюсом ТСЖ является то, что именно оно решает, каким образом будет содержаться дом – нужна ли дому постоянная охрана, требуется ли проведение текущего ремонта вестибюля, лестничных клеток и коридоров, какие коммуникации требуют замены и прочее.

Поскольку ТСЖ имеет право распоряжаться всеми помещениями общего пользования, жильцы совместным решением могут определить назначение чердака и подвала.

Так как за ТСЖ закрепляется право на прилегающую территорию, можно по выбору жильцов устроить рядом с домом детскую площадку или парковку.

В целом создание ТСЖ позволяет качественно улучшить проживание, если собственники верно подойдут к организации управления домом.

Немаловажно, что источником поступления средств в ТСЖ, помимо взносов жильцов, могут стать и государственные средства .

Поскольку собственниками неприватизированных помещений считаются муниципальные органы, то таковые обязаны принимать непосредственное участие в расходах, необходимых для содержания данного дома. При невыполнении данного обязательства ТСЖ имеет право взыскивать эти платежи в принудительном порядке.

Ст. 153 ЖК РФ позволяет ТСЖ стать инициатором строительства добавочных помещений к общему имуществу, которые в последующем могут применяться для получения дохода. Например, пристроить к дому магазин или кафе и прочее.

Сдача в аренду такого помещения покроет существенную часть расходов, что снизит сумму взносов.

Еще одним достоинством ТСЖ можно назвать возможность отказа от услуг по эксплуатации зданий и организации .

То есть жильцы сами решают, кого им нанять для обслуживания дома и самостоятельно договариваются о .

Единственным минусом создания ТСЖ является риск неправильной организации управления. Но данная проблема легко решаема, поскольку жильцы могут переизбрать членов правления и совместным решением определить план управления.

В каких домах можно создать товарищество

Ст. 136 ЖК РФ гласит, что собственники помещений в одном многоквартирном доме имеют право создать лишь одно ТСЖ .

Могут создавать общее ТСЖ и собственники из нескольких многоквартирных домов, чьи , сети инженерно-технического обеспечения и прочие элементы инфраструктуры граничат между собой.

Допускается создание ТСЖ собственниками нескольких близко расположенных зданий, например, домов на одного хозяина, дачных домиков с приусадебными участками и без них, если их земельные участки граничат или располагаются на общей территории и имеют общие элементы инфраструктуры.

Два ТСЖ и более могут создавать объединение с целью совместного управления имуществом.

Возможно создание ТСЖ еще на этапе строительства дома , что подтверждается ст. 139 ЖК РФ. Примечательно, что собственники помещений в доме под управлением ТСЖ сами решают вступать им в товарищество или нет.

Как принимается решение о создании

Для того чтобы создать ТСЖ, необходимо провести собрание жильцов , на котором будет выбран . На собрании должно присутствовать не менее 2/3 всех собственников дома.

Решение о создании ТСЖ принимается большинством голосов, согласно внесенным изменениям теперь необходимо согласие 2/3 всех собственников помещений, тогда как раньше достаточно было 50% голосов.

Оформляется решение протоколом общего собрания ТСЖ. Голоса собственников определяются пропорциональным принципом – чем больше площадь жилого помещения, тем больше голосов у собственника.

Утверждение устава

Порядок принятия устава ТСЖ определяется ст. 45-48 ЖК РФ. Устав должен быть утвержден всеми собственниками жилых помещений дома.

Можно проводить собрание в заочной форме, если перед этим товарищества.

В Уставе должны быть отражены все основные аспекты обслуживания и содержания дома. В нем указывается адрес дома, место и дата составления документа. Также прописываются цель функционирования ТСЖ, права и обязанности всех участников товарищества.

Собственники помещений называются собственниками недвижимости, то есть ТСЖ переименовывается в ТСН.

Начиная с 1 сентября 2014 года, все ТСЖ должны регистрироваться в качестве ТСН, при этом для уже действующих товариществ перерегистрация не нужна.

Изменения Жилищного кодекса РФ коснулись и устава, в частности:

Для внесения изменений в действующий устав проводится общее собрание, на котором устав изменяется на основании протокола.

Все внесенные изменения заверяются нотариусом и отправляются на подтверждение в налоговые органы . Спустя 5 дней председатель может получить выписку из Росреестра о внесении изменений.

Процедура регистрации

Регистрация ТСЖ аналогична постановке на учет юридического лица и особых сложностей не представляет. После регистрации ТСЖ присваивается индивидуальный расчетный счет, на который впоследствии поступают внесенные жильцами средства.

Для процедуры регистрации ТСЖ необходимы следующие документы :

  • бланк заявления о постановке на учет юридического лица;
  • протокол общего собрания собственников недвижимости;
  • расчет доли каждого из собственников;
  • устав ТСЖ.

Согласно ст. 140 ЖК РФ решением общего собрания ТСЖ может преобразовываться в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

Заключение договоров с жильцами дома

Создание ТСЖ возможно при согласии 2/3 собственников. Но остальные жильцы пользуются услугами тех же поставщиков. Поэтому товарищество заключает с жильцами, не являющимися его членами, индивидуальные договоры на оказание услуг .

Законом не предполагается обязательное письменное заключение такого документа.

Организация текущей работы по управлению домом

Текущие работы по управлению домом организуются действующими управленцами — председателем и правлением , выбранных жильцами. Они могут являться такими же собственниками либо наниматься «со стороны».

Правление обязано заключать договоры с поставщиками услуг, собирать платежи, следить за текущим состоянием дома и прочее.

Некоторые документы, например договора ТСЖ с поставляющими организациями, могут быть закрыты для просмотра членами ТСЖ, но они доступны ревизионной комиссии.

Порядок отчета о работе перед жильцами

План любых работ по обслуживанию дома и смета годовых расходов утверждается общим собранием жильцов .

Если решение было принято посредством заочного голосования, любой член ТСЖ имеет право на раскрытие информации о деятельности товарищества и на ознакомление с протоколами заочных собраний.

Также можно ознакомиться с расходами ТСЖ посредством просмотра расчетного счета товарищества, который отражает не только все поступления, но и снятия.

Процедура разрешения споров

Если член ТСЖ не доволен организацией управления домом, он может вынести на обсуждение данный вопрос на общем собрании жильцов. Вопросы финансового характера разрешаются при участии ревизионной комиссии.

Если спор не удалось урегулировать внутри товарищества, жилец может в жилищную инспекцию, которая контролирует обеспечение предоставления гражданам коммунальных услуг.

Также возможно обращение в налоговые органы , если имеются подозрения на наличие финансовых махинаций.

Видео-обзор с изменениями

На примере Краснодарского края показывается, как муниципальные власти помогают представителям многоквартирных домов разобраться с тонкостями в организации управления общедомовым имуществом.

Есть ли в законодательстве какие-либо ограничения, касающиеся статуса лиц, которые могут быть членами ТСЖ? Каковы особенности членства организаций в ТСЖ? Может ли юридическое лицо быть включено в состав правления?

В соответствии с п. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает у собственников помещений в МКД на основании их заявлений о вступлении в товарищество. Таким образом, жилищное законодательство не делает различий между собственниками помещений - физическими и юридическими лицами. Более того, из приведенной формулировки видно, что членом ТСЖ может стать собственник как жилого, так и нежилого помещения. На это обратили внимание ФАС УО (Постановление от 19.01.2010 № Ф09-11095/09-С5 ) и ФАС СКО (Постановление от 04.08.2010 № А53-25409/2009 ). Главное, что товарищество создается в МКД, который представляет собой совокупность двух или более квартир . Соответственно, для управления зданием, состоящим из нежилых помещений (и, например, одного жилого помещения - квартиры), ТСЖ не создается. Подчеркнем, что устав товарищества должен соответствовать закону (в частности, ЖК РФ), следовательно, он не может содержать запрета на вступление в ТСЖ юридических лиц (такое положение нарушает законные права собственников помещений).

Не исключена ситуация, когда одна организация владеет на праве собственности помещениями в МКД площадью, превышающей 50% общей площади помещений в доме. Поскольку для создания ТСЖ достаточно голосов такой организации, ее мнение будет ключевым, однако обойти процедуру, предусмотренную законом (проведение общего собрания собственников помещений и голосование по вопросам повестки), нельзя. Сказанное справедливо и для случая, когда одной компании принадлежат все помещения в МКД. То есть просто издать внутренний приказ о порядке управления домом недостаточно (протокол общего собрания с решением о выборе способа управления необходим в силу п. 2 ст. 161 ЖК РФ , а с решением о создании ТСЖ и утверждении его устава - как минимум для регистрации ТСЖ как юридического лица).

К сведению (по ширине текста)

В силу п. 1 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом. Подчеркнем: собственников (во множественном числе) и совместного управления. Однако запрет на создание ТСЖ в МКД, все помещения в котором принадлежат одному лицу, в ЖК РФ отсутствует. Кстати, ранее ТСЖ могло быть образовано при объединении как минимум двух домовладельцев (п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»), за исключением случая создания ТСЖ во вновь создаваемом кондоминиуме.

Теперь же следует исходить из того, является ли МКД как объект права единым зданием или совокупностью помещений. Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 , собственник всех помещений в здании вправе обратиться с заявлением к органу, осуществляющему госрегистрацию прав, и избрать правовой режим здания как единого объекта. После такой регистрации прекращается его право собственности на отдельные помещения. Значит, в этом случае здание с юридической точки зрения уже не представляет собой МКД как совокупность двух или более квартир (отсутствуют такие объекты права, как отдельные жилые помещения) и к нему не применяются положения ЖК РФ.

К сведению закончилось

Обратите внимание, что дом, в котором более половины его площади принадлежит публично-правовому образованию (РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию), может быть передан в управление только управляющей организации. Такова специальная норма (п. 2 ст. 163 ЖК РФ ), которая имеет приоритет перед общей нормой, разрешающей создавать ТСЖ собственникам помещений в любом доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ ).

Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ ). Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ ). В частности, от имени ООО действует без доверенности его единоличный исполнительный орган (пп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ). Он же представляет интересы общества и совершает сделки, а также выдает доверенности на право представительства от имени общества. Полагаем, что именно единоличный исполнительный орган ООО либо лицо, имеющее специальную доверенность, подписанную данным органом, выступает от имени ООО как собственника помещений в МКД на собраниях собственников помещений, а также на собраниях членов ТСЖ (если ООО вступило в товарищество).

На практике часто обсуждается такой вопрос, как возможность включения юридического лица - собственника помещений в МКД и члена ТСЖ в состав правлениия товарищества. Напомним, что правление ТСЖ является исполнительным органом, подотчетным общему собранию членов товарищества и осуществляющим руководство деятельностью ТСЖ (п. 1 , 4 ст. 147 ЖК РФ ). В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Требования к членам правления сформулированы в п. 2 и 3.1 ст. 147 ЖК РФ . Во-первых, правление избирается из числа членов ТСЖ. Во-вторых, членом правления не может являться лицо, с которым ТСЖ заключило договор управления МКД, член ревизионной комиссии ТСЖ (остальные ограничения касаются исключительно физических лиц, поэтому в рамках рассматриваемого вопроса неактуальны). Никаких запретов на избрание юридического лица в качестве члена правления ЖК РФ не установлено .

Примечательно, что председатель правления ТСЖ не назван в качестве органа управления товариществом. Жилищный кодекс также не содержит никаких специальных правил, не допускающих выбор юридического лица в качестве председателя.

Представляется, что нельзя смешивать юридическое лицо как председателя правления ТСЖ и физическое лицо, выступающее от имени этого юридического лица. Совершать сделки, подписывать платежные документы - значит совершать физические действия, которые в конечном счете осуществляет гражданин. Однако было бы неправильным считать, что председателем правления ТСЖ является руководитель организации, которой принадлежит помещение в МКД. Председателем правления признается само юридическое лицо, от имени которого выступает его руководитель. В свою очередь, в силу п. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления также действует без доверенности от имени ТСЖ. Получается, что юридическое лицо действует без доверенности от имени ТСЖ, а от имени юридического лица также без доверенности действует его руководитель. Поэтому договоры и платежные документы должен подписывать данный гражданин, заверяя их печатью ТСЖ. В договорах же, заключаемых товариществом, в преамбулах должно быть отражено примерно следующее: «ТСЖ «Х» в лице председателя правления ООО «Y», от имени которого на основании устава (либо договора, либо доверенности) действует Иванов И. И.».

В рассмотренной ситуации не приходится говорить о трудовых отношениях между председателем правления и ТСЖ, тем более между ТСЖ и гражданином, представляющим интересы организации - председателя правления (между последними вообще не возникает никаких отношений). Между тем Жилищный кодекс (пп. 11 п. 2 ст. 145 ) допускает установление вознаграждения членам правления (в том числе председателю), опять-таки не упоминая об их статусе (физические или юридические лица). Поэтому, если общее собрание определит размер и порядок выплаты вознаграждения, его суммы поступят в доход организации - члена правления. Никакие обязательства перед бюджетом у ТСЖ в таком случае не возникнут (товарищество не является налоговым агентом юридического лица в данной ситуации).

________________________

См. п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Законодательство знает подобные запреты. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в качестве единоличного исполнительного органа ООО может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного ст. 42 указанного закона.