Роль григория распутина в русской истории. «Влияние Григория Распутина на судьбу России»

Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ И Г.Е. РАСПУТИН

Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.

Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).

Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?

Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).

В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).

Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).

До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А.А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного... Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят... к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).

В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях : «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным... нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).

Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).

Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.

Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом... Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).

Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».

Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее...

Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.

Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.

Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).

Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!

Библиография

1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.

3. Дневники императора Николая II. М., 1991.

4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.

6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.

7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.

Григорий Распутин является одной из самых загадочных и мистических личностей в русской . Одни считают его пророком, который был способен спасти от революции, а другие обвиняют в шарлатанстве и безнравственности.

Он родился в глухой крестьянской деревне, а последние годы жизни провел в окружении царской семьи, которая боготворила его и считала святым человеком.

Предлагаем вашему вниманию главные события его , а также самые интересные факты из его жизни.

Краткая биография Распутина

Григорий Ефимович Распутин родился 21 января 1869 г. в селе Покровское Тобольской губернии. Он рос в простой семье и собственными глазами видел все тяжести и горести крестьянской жизни.

Его мать звали Анной Васильевной, а отца Ефимом Яковлевичем, – он работал ямщиком.

Детство и юность

Биография Распутина была отмечена с самого рождения, ведь маленький Гриша был у родителей единственным ребенком, которому удалось выжить. До него в семье Распутиных родилось трое детей, однако все они умерли еще в младенчестве.

Григорий вел достаточно уединенный образ жизни и мало общался со сверстниками. Причиной тому было слабое здоровье, из-за которого его дразнили и избегали с ним общения.

Еще будучи ребенком Распутин начал проявлять живой интерес к религии, которая будет сопровождать его на протяжении всей биографии.

С раннего детства ему нравилось быть рядом с отцом и помогать ему по хозяйству.

Поскольку в селе в котором рос Распутин не было школы, Гриша не получил никакого образования, впрочем, как и другие дети.

Однажды в 14-летнем возрасте он настолько сильно заболел, что был близок к смерти. Но вдруг, каким-то чудесным образом состояние его здоровья улучшилось, и он полностью выздоровел.

Мальчику показалось, что своим исцелением он обязан Божьей Матери. Именно с этого момента своей биографии, юноша начал разными способами изучать Священное Писание и заучивать молитвы.

Паломничество

Вскоре подросток обнаружил у себя пророческий дар, который в будущем сделает его знаменитым и кардинально повлияет как на его собственную жизнь, так и во многом на жизнь Российской империи.

По исполнении 18 лет, Григорий Распутин решает совершить паломничество в Верхотурский монастырь. Затем он, не останавливаясь, продолжает свои скитания, в результате чего посещает Афон в Греции, и Иерусалим.

В этот период биографии Распутин знакомится с разными монахами и представителями духовенства.

Царская семья и Распутин

Жизнь Григория Распутина коренным образом изменилась, когда в 35 лет он посетил .

Вначале он испытывал серьезные финансовые трудности. Но поскольку во время странствий ему удалось познакомиться с разными духовными деятелями, Григорию была оказана поддержка по линии церкви.

Так, епископ Сергий не только помог ему материально, но и познакомил его с архиепископом Феофаном, который был духовником царской семьи. На тот момент времени многие уже были наслышаны о прозорливом даре необычного странника по имени Григорий.

В начале 20-го века Россия переживала не самые лучшие времена. В государстве в одном месте за другим происходили забастовки крестьян, сопровождавшиеся попытками свержения действующей власти.

Ко всему этому прибавилась русско-японская война, закончившаяся , который стал возможен благодаря особым дипломатическим качествам .

Именно в этот период Распутин знакомится с и производит на него сильное впечатление. Это событие становится поворотным пунктом в биографии Григория Распутина.

Уже скоро император сам ищет случая поговорить со странником на разные темы. Когда Григорий Ефимович познакомился с императрицей Александрой Федоровной, он расположил ее к себе еще больше, чем ее царственного мужа.

Стоит заметить, что такие близкие отношения с царской семьей объяснялись еще и тем, что Распутин участвовал в лечении их сына Алексея, болевшего гемофилией.

Доктора не могли ничем помочь несчастному мальчику, а вот старцу каким-то чудесным образом удавалось его лечить и благотворно влиять на него. Из-за этого императрица боготворила и всячески защищала своего «спасителя», считая его человеком, ниспосланным свыше.

Это и немудрено, ведь как еще может отреагировать мать на ситуацию, когда ее единственный сын жестоко мучается от приступов болезни, а врачи ничего не могут сделать. Стоило же дивному старцу взять на руки больного Алексея, как он тут же затихал.


Царская семья и Распутин

По мнению историков и биографов царя, Николай 2 неоднократно советовался с Распутиным по разным политическим вопросам. Об этом знали многие представители власти, в связи с чем Распутина просто ненавидели.

Ведь ни один министр или советник не мог повлиять на мнение императора так, как это удавалось безграмотному мужику, пришедшему из глубинки.

Таким образом, Григорий Распутин принимал участие во всех государственных делах. Стоит также заметить, что в этот период своей биографии он делал все возможное, чтобы Россия не была втянута в Первую мировую войну.

Вследствие этого он нажил себе немало могущественных врагов из числа чиновников и дворянства.

Заговор и убийство Распутина

Итак, против Распутина был составлен заговор. Изначально его хотели политически уничтожить посредством различных обвинений.

Его обвиняли в бесконечном пьянстве, распутном поведении, магии и других грехах. Однако императорская чета не воспринимала эту информацию серьезно и продолжала ему всецело доверять.

Когда эта идея не увенчалось успехом, его решили уничтожить буквально. В заговоре против Распутина участвовали князь Феликс Юсупов, Великий князь Николай Николаевич младший и Владимир Пуришкевич, занимавший пост статского советника.

Первая неудачная попытка убийства была предпринята Хионией Гусевой. Женщина ножом проткнула Распутину живот, но тот все же выжил, хотя рана была действительно серьезной.

В тот момент, когда он лежал в больнице, император принял решение участвовать в военном конфликте. Однако Николай 2 по-прежнему полностью доверял «своему другу» и советовался с ним в правильности тех или иных действий. Это еще больше возбуждало ненависть у противников царя.

С каждым днем ситуация накалялась, и группа заговорщиков решила во что бы то ни стало убить Григория Распутина. 29 декабря 1916 г. они пригласили его во дворец князя Юсупова, под предлогом знакомства с одной красавицей, искавшей с ним встречи.

Старца провели в подвал, заверив, что сейчас к ним присоединится и сама дама. Распутин ничего не подозревая спокойно спустился вниз. Там он увидел накрытый стол с изысканными угощениями и его любимым вином – мадерой.

В ожидании ему предложили отведать пирожных, которые были предварительно отравлены цианистым калием. Однако после того как он их съел, по каким-то непонятным причинам яд не оказал никакого воздействия.

Это навело сверхъестественный ужас на заговорщиков. Время же было крайне ограничено, поэтому в результате недолгих рассуждений они решили застрелить Распутина из пистолета.

В него было совершено несколько выстрелов в спину, но и на этот раз он не умер, и даже смог выбежать на улицу. Там в него стреляли еще несколько раз, после чего убийцы начали избивать его руками и ногами.

Затем тело убитого завернули в ковер и выбросили в реку. Ниже вы можете посмотреть тело Распутина, извлеченное из реки.



Интересен факт, что медицинская экспертиза доказала, что даже будучи в ледяной воде, после отравленных пирожных и множества выстрелов в упор Распутин еще несколько часов был жив.

Личная жизнь Распутина

Личная жизнь Григория Распутина, как, собственно, и вся его биография, окутана множеством тайн. Достоверно известно лишь то, что его супругой была некая Прасковья Дубровина, родившая ему дочерей Матрену и Варвару, а также сына Дмитрия.


Распутин со своими детьми

В 30-е годы 20 века советская власть арестовала их и выслала в специальные поселения на Севере. Их дальнейшая судьба неизвестна, кроме Матрены, которой в будущем удалось сбежать во Францию.

Предсказания Григория Распутина

В конце жизни Распутин сделал несколько предсказаний о судьбе императора Николая II и о будущем России. В них он пророчил, что Россию ждет несколько революций и что император со всей его семьей будут убиты.

В дополнение к этому старец предвидел создание Советского Союза и его последующий распад. Также Распутин предрек России победу над Германией в великой войне и превращении ее в могущественное государство.

Говорил он и о наших днях. Например, Распутин утверждал, что начало 21 века будет сопровождаться терроризмом, который начнет процветать на Западе.

Еще он пророчествовал о том, что в будущем будет образован исламский фундаментализм, известный сегодня как ваххабизм.

Фото Распутина

Вдова Григория Распутина Параскева Феодоровна с сыном Дмитрием и его женой. Сзади стоит домработница.
Точное воссоздание места убийства Григория Распутина
Убийцы Распутина (слева направо): Дмитрий Романов, Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич

Если вам понравилась краткая биография Григория Распутина – поделитесь ею с друзьями.

Если же вам вообще нравятся биографии и – подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. С нами всегда интересно.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Историю жизни Распутина невозможно понять без знания тех особых взаимоотношений, которые сложились между ним и царской семьей. В течение более десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи одним из самых близких людей. И царь, и царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему.

Конец XIX - начало XX века характеризовались глубоким духовным кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей, традиций и идеалов, перехода значительной части образованного общества на основы существования по западной шкале координат. Царь, по своему положению являвшийся верховным хранителем народных основ, традиций и идеалов, ощущал трагический исход этого кризиса и очень нуждался в людях, которые были бы близки ему духовно. В этом и заключалась главная причина сближения царской четы и Григория Распутина. Тяга царя и царицы к Распутину носила глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с этим они видели в нем настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности своей житейской интуиции, твердо знавшего что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», - говорила царица, а царь считал, что Григорий - «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах (Наумов, 1995, с. 244).

Царь с царицей уважительно называли Распутина «наш друг» или «Григорий», а Распутин их «Папой и мамой», вкладывая в этот смысл «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».

В жизни царской семьи Распутин играл такую же роль, как святой Иоанн Кронштадтский. Они часто обращались к нему с просьбой помолиться. Распутин обладал необъяснимой властью над Царевичем Алексеем. При малейшем его недомогании призывали старца. Иногда хватало даже одного короткого телефонного разговора, чтобы добиться устранения того или иного недуга.

«Наследник жив, покуда жив я!» - Такой ультиматум ставил он своим «августейшим патронам», как бы подстраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благоволения к нему, на немилость. (Сборник исторических материалов, т.1, с. 263).

Вполне естественно, что после этих слов Александра Федоровна, повинуясь своим материнским инстинктам, в буквальном смысле молилась на «старца». Безоговорочно поверив в то, что Распутин послан царской семье Богом для того, чтобы оберегать династию, в то, что его устами глаголи истина, царице не составило большого труда убедить в этом супруга.

Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина: «Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, - дают человеку силу все переносить. И наш друг поможет нести твой тяжелый крест и великую ответственность» (Покровский, 1923, т.4, с. 52).

Безусловно, царь прислушивался к советам Григория Распутина. Из царской переписки видно, что царь с вниманием выслушивал предложения Распутина и нередко принимал их. Особенно это касалось кандидатур на посты руководителей Святейшего Синода и передвижения епископов в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни Григорий принимает участие и в подборе кандидатур на посты министров и губернаторов.

При безграничном доверии царя, мнение Распутина по тем или иным политическим и государственным вопросам учитывалось практически безоговорочно. Например, одного его слова было достаточно, чтобы кабинет министров пополнился доселе никому неизвестным человеком.

Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата…» (Симанович А.).

В последние годы правления Николая II все труднее было найти подходящего человека на какую-то должность, потому что люди элементарно боялись. Боялись того, что, прослужив некоторое время на высокопоставленной должности, они не просто попадут под волну недоверия и будут смещены с этого поста, но и попадут в немилость государя, и после этого ни о каких высоких должностях для них не могло быть и речи.

Е.Д. Черменский считал иначе. Он находит версию о значении воли Распутина при принятии государственных решений несостоятельной. Черменский утверждает, что пожелания Распутина просто полностью совпадали с мнением Николая II, и назначения министров производились только в соответствии с собственными решениями царя, принимавшимися самостоятельно. Эхом этих решений, возникающим в письменных источниках порой раньше, чем породивший его голос, служил Распутин. Сам он не мог играть в политике ту огромную роль, которая ему отводится, хотя бы вследствие своей «феноменальной необразованности» (Черменский, 1986, с.91).

Но вот какой наблюдается парадокс: царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лицо господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, как пророчество, ибо устами его говорит сам бог, внимал его советам лишь в делах назначений или в делах меньшего масштаба. В серьезных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.

У Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но они далеко не всегда совпадали с позициями государя и тот, не смотря на то, что Распутин в его глазах был «человеком божьим», не собирался их менять. Вопреки советам и даже мольбам «старца», вопреки письмам царицы Николай делал по-своему. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.

Распутин был резко против «бессмысленного кровопролития» Первой Мировой Войны. Как ни старался он царя заключить мир с Германией, на каких бы то ни было условиях, царь стоял на своем.

То же касается и крестьянского вопроса. Все попытки Распутина втолковать царю то, что крестьяне оставались самой бесправной категорией населения были тщетны. По его мнению, после проведенной в 1861 году реформы, крестьянам стало жить еще хуже чем при помещиках, так как земли у них стало меньше и отошло то, пусть даже скудное, но обеспечение, которое у них было во времена крепостничества. Он хотел убедить царя отдать крестьянам казенные и монастырские земли, но царь снова не согласился с ним.

В самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.

В итоге этой встречи великий князь Николай Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.

Отсутствие единого мнения в научной литературе обусловлено разнообразием взглядов на одну и ту же проблему, присутствующую в исторических источниках, которыми располагают ученые на сегодняшний день. Это чаще всего свидетельства близких царю людей, занимавших государственные и придворные должности при нем, а также дневники и переписка.

Приведем здесь некоторые мнения о посредничестве императрицы между государем и Распутиным. Так, решающим считал влияние императрицы адмирал Бубнов. Того же мнения придерживался и Врангель (отец белого генерала П.Н. Врангеля): «Государством правила его (царя) жена, а ею правил Распутин. Распутин внушал, царица приказывала, царь слушался». Подтверждением схемы, предложенной Аврехом, является также реплика известного либерального историка и кадетского политика А. Кизеветтера: «…в полной мере … подтверждают (письма), что Александра играла решающую роль в установлении курса внутренней политики и в деле правительственных назначений» .

Не может согласиться с влиянием Распутина через императрицу дворцовый комендант Воейков: «Можно думать, что государыня под влиянием Распутина распоряжалась всеми назначениями и разрешала важные государственные вопросы. На самом же деле это было далеко не так, если судить по результатам, число лиц, кандидатуры которых поддерживала императрица, было прямо ничтожно». Молва, «будто бы Распутин проводит назначения через Царское Село», так же беспочвенна: «фактически всё сводилось к его личным отношениям с министрами, ничего общего с императрицей не имевшим».

Встают на защиту царя другие его приближенные. Флигель-адъютант царя Мордвинов пишет: «Он (царь) соглашался только с теми мнениями, которые не противоречили его собственным». Правда, мнения часто совпадали, но это были именно совпадения, а не подчиненность.

Есть также мнение Гурко: «Расстаться с ней [императрицей Александрой Федоровной -- А.Д.] он и мысли не допускал, а потому молча, порой стиснув зубы, выносил ее гнет, выйти из-под которого он, однако, неоднократно стремился».

О непосредственном влиянии Распутина Морис Палеолог, французский посол в России, говорит следующее: «Имеет ли Распутин такую же власть над императором, как над императрицей? Нет, и разница ощутительна», особенно тогда, когда «старец» вмешивается в политику. Тогда Николай II облекается в молчание и осторожность, он избегает затруднительных вопросов; он откладывает решительные ответы, во всяком случае, он подчиняется после большой внутренней борьбы, в которой его прирожденный ум часто одерживает верх».

В своих исследованиях историки опираются не только на свидетельства современников и анализ известных фактов. Решающую роль играют материалы переписки Николая II и его жены. Приведем здесь некоторые письма императрицы своему супругу.

«Держи эту бумагу перед собой… Вели ему [Протопопову -- А.Д.] больше слушаться нашего Друга».

«Мой милый!.. Я, может быть, недостаточно умна, но у меня сильно развито чувство, а оно часто помогает больше, чем ум. Не сменяй никого до нашей встречи, давай спокойно всё обсудим вместе».

Летом 1916 г. Александра Федоровна пишет мужу в Ставку: «А сейчас Он [Распутин -- А.Д.] считает, что было бы целесообразно не слишком настойчиво наступать на западном участке фронта…»

На материалах этой переписки очень хорошо обосновывается гипотеза об опосредованном воздействии Распутина на государственные дела, которое оказывалось сначала на императрицу, а через нее -- на царя.

Сохранились также некоторые письма Распутина к самому Николаю II: «Твердость стопа Божия против немцев не наступайте держись румынского фронта оттуда слава воссияет Господь укрепит оружие молюсь горячо Григорий» и «Очень коротко и ласково беседовал с Калининым умоляет чтоб ему никто не мешал также контрразведка пущай ведет свое дело ласково беседовали об узнике по христиански… дай власть одному чтобы работал разумом Григорий».

Сказать, что Распутин ведал абсолютно всеми делами в государстве, было бы все равно, что солгать. Да, влияние его на всю царскую семью было огромно, да, по его указке назначались почти все министры и высокопоставленные чиновники с 1902 года по 1916, но слушал его далеко не всегда, и поэтому ему приходилось прибегать к каким-то другим мерам, помимо немногосложных телеграмм и разговоров.

По приказу царской семьи за Распутиным было установлено наблюдение царской охранки. Белецкий, директор департамента полиции, отмечал в своих записках, что в конце 1913 года, наблюдая за перепиской приближенных к Распутину лиц, заметили среди них письмо одного из Петроградских гипнотизеров, в котором было абсолютно четкое указание на то, что «чудотворец» брал у него уроки гипноза.

Этим же можно объяснить притягательность его глаз для всех окружающих. Все люди, знакомые с ним лично, неизменно выделяли его глаза. Они всегда производили неизгладимое впечатление. Елена Джанумова так писала о нем в своем дневнике: «Ну и глаза у него! Долго выдерживать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, но какими жестокими они могут иногда быть и как страшны в гневе…»

О другом же способе его влияния на царя высказывает свое предположение Владимир Митрофанович Пуришкевич в своем дневнике: «Зачем ты, Феликс, - сказал Распутин Юсупову - не бываешь у Бадмаева? Нужный он человек… Даст он тебе махонькую рюмочку настоечки, попьешь ты этой настоечки в час, когда на душе у тебя смутно, и сразу тебе все пустяком покажется, и сам сделаешься такой добренький, такой глупенький и будет тебе все равным-равно» Есть все основания полагать, что именно этой «настоечкой» угощал он императора. Подтверждения, пусть даже и косвенные можно найти в воспоминаниях его личного секретаря. Перед тем как рассказать об обмане, который готовил великий князь Николай Николаевич, Распутин налил себе и царю мадеры, своего любимого напитка, и велел царю пить из своего стакана, а сам пил из царского. После этого он смешал остатки вина из обоих стаканов и велел Николаю выпить его. И только после всех этих «мистических» приготовлений он поведал ему о своем видении. Через несколько дней после этого, великому князю был подан поезд, который должен был доставить его на Кавказ.

Каким бы то ни было образом, но Распутин за очень короткий срок обрел над царской четой почти безграничную власть, но, тем не менее, в какие-то моменты царь ускользал от его влияния и принимал решения самостоятельно, вопреки наставлениям «старца» и Александры Федоровны.

Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] Симанович Арон

Личность Распутина

Личность Распутина

Своей внешностью Распутин был настоящий русский крестьянин. Он был крепыш, среднего роста. Его светло-серые острые глаза сидели глубоко. Его взгляд пронизывал. Только немногие его выдерживали. Он содержал суггестивную силу, против которой только редкие люди могли устоять. Он носил длинные, на плечи ниспадающие волосы, которые делали его похожим на монаха или священника. Его каштановые волосы были тяжелые и густые.

Духовных лиц Распутин не ставил высоко. Он был верующим, но не притворялся, молился мало и неохотно, любил, однако, говорить о Боге, вести длинные беседы на религиозные темы и, несмотря на свою необразованность, любил философствовать. Его сильно интересовала духовная жизнь человека.

Он был знаток человеческой психики, что оказывало ему большую помощь. Регулярную работу он не любил, так как был лентяем, но мог в случае необходимости напряженно физически работать. Временами физическая работа была для него необходима.

Вокруг Распутина собралось несчетное количество легенд. Я не намерен состязаться с сочинителями всяких скандальных историй и хочу лишь передать мои наблюдения над действительным Распутиным.

На лбу Распутин имел шишку, которую он тщательно закрывал своими длинными волосами. Он всегда носил при себе гребенку, которой расчесывал свои длинные, блестящие и всегда умасленные волосы. Борода же его была почти всегда в беспорядке. Распутин только изредка расчесывал ее щеткой. В общем он был довольно чистоплотным и часто купался, но за столом он вел себя малокультурно.

Он пользовался только в редких случаях ножом и вилкой и предпочитал брать кушанья с тарелок своими костлявыми и сухими пальцами. Большие куски он разрывал, как зверь. Только немногие могли при этом смотреть на него без отвращения. Его рот был очень велик, но вместо зубов в нем виднелись какие-то черные корешки. Во время еды остатки пищи очень часто застревали в его бороде.

Он никогда не ел мяса, сладостей и пирожных. Его любимыми блюдами были картофель и овощи, которые доставлялись ему его почитательницами. Распутин не был антиалкоголиком, но и не ставил высоко водку. Из других напитков он предпочитал мадеру и портвейн. К сладким винам он привык в монастырях и мог их переносить в очень больших количествах.

В своей одежде Распутин всегда оставался верен своему крестьянскому наряду. Он носил русскую рубашку, опоясанную шелковым шнурком, широкие шаровары, высокие сапоги и на плечах поддевку. В Петербурге он охотно надевал шелковые рубашки, которые вышивали для него и подносили ему царица и его поклонницы. При них он также носил высокие лаковые сапоги.

Распутин любил поучать людей. Но он говорил немного и ограничивался короткими, отрывистыми и часто даже непонятными фразами. Все должны были внимательно к нему прислушиваться, так как он был очень высокого мнения о своих словах.

Почитательниц Распутина можно разделить на две категории. Одни верили в его сверхъестественные силы и его святость, в его божественное назначение, а другие просто считали модным за ним ухаживать или старались через него добиться для себя или своих близких каких-нибудь преимуществ.

Когда Распутина укоряли его слабостью к женскому полу, он обычно отвечал, что его вина не так уж велика, так как очень много высокопоставленных лиц прямо вешают ему на шею своих любовниц и даже жен, чтобы таким путем добиться от него каких-нибудь выгод для себя. И большинство этих женщин вступали в интимную связь с ним с согласия своих мужей или близких.

Были у Распутина почитательницы, которые навещали его по праздникам, чтобы поздравить, и при этом обнимали его пропитанные дегтем сапоги. Распутин, смеясь, рассказывал, что в такие дни он особенно обильно мажет свои сапоги дегтем, чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья.

Баснословный успех его у царской четы сделал его каким то божеством. Все петербургское чиновничество пришло в волнение. Одного слова Распутина было достаточно, чтобы чиновники получали высокие ордена или другие отличия. Поэтому все искали его поддержки. Распутин имел больше власти, чем любой высший сановник. Не нужно было особых знаний или талантов, чтобы при его помощи сделать самую блестящую карьеру. Для этого было достаточно прихоти Распутина.

Назначения, для которых была необходима долголетняя служба, Распутиным проводились в несколько часов. Он доставлял людям должности, о которых они раньше и мечтать не смели. Он был всемогущий чудотворец, но при этом доступнее и надежнее, чем какая-нибудь высокопоставленная особа или генерал. Ни один царский фаворит никогда в России не достигал такой власти, как он.

Распутин не старался перенять манеры и привычки благовоспитанного петербургского общества. Он вел себя в аристократических салонах с невозможным хамством.

По-видимому, он нарочно показывал свою мужицкую грубость и невоспитанность.

Это была удивительная картина, когда русские княгини, графини, знаменитые артистки, всесильные министры и высокопоставленные лица ухаживали за пьяным мужиком. Он обращался с ними хуже, чем с лакеями и горничными. По малейшему поводу он ругал этих аристократических дам самым непристойным образом и словами, от которых покраснели бы конюхи. Его наглость бывала неописуема.

К дамам и девушкам из общества он относился самым бесцеремонным образом, и присутствие их мужей и отцов его нисколько не смущало. Его поведение возмутило бы самую отъявленную проститутку, но, несмотря на это, почти не было случаев, когда кто-нибудь показывал свое возмущение. Все боялись его и льстили ему. Дамы целовали его испачканные едой руки и не гнушались его черных ногтей.

Не употребляя столовых приборов, он за столом руками распределял среди своих поклонниц куски пищи и те старались уверить его, что они это считают каким-то блаженством. Было отвратительно наблюдать такие сцены. Но гости Распутина привыкли к этому и все это принимали с беспримерным терпением.

Я не сомневаюсь, что Распутин нередко вел себя возмутительно, безобразно, чтобы показать свою ненависть к дворянству. С особенною любовью он ругался и издевался над дворянством, называл их собаками и утверждал, что в жилах любого дворянина не течет ни капли русской крови.

Разговаривая же с крестьянами или своими дочерьми, он не употреблял ни единого бранного слова. Его дочери имели особую комнату и никогда не заходили в помещения, в которых находились гости. Комната дочерей Распутина была хорошо меблирована, и из нее вела дверь в кухню, в которой жили племянницы Распутина Нюра и Катя, наблюдавшие за его дочерьми. Собственные комнаты Распутина были почти совсем пусты и в них находилось очень немного самой дешевой мебели.

Стол в столовой никогда не накрывался скатертью. Только в рабочей комнате стояло несколько кожаных кресел, и это была единственная более или менее приличная комната во всей квартире. Эта комната служила местом интимных встреч Распутина с представительницами высшего петербургского общества.

Эти сцены обычно протекали с невозможной простотой, и Распутин в таких случаях соответствующую даму выпроваживал из своей рабочей комнаты словами: "Ну, ну, матушка, все в порядке!" После такого дамского визита Распутин обыкновенно отправлялся в напротив его дома находящуюся баню. Но данные в таких случаях обещания всегда исполнялись.

При любовных похождениях Распутина бросалось в глаза, что он терпеть не мог навязчивых особ. Но, с другой стороны, он надоедливо преследовал не поддававшихся его вожделениям дам. В этом отношении он становился даже вымогателем и отказывался от всякой помощи в делах таких лиц. Бывали также случаи, что приходившие к нему с просьбами дамы прямо сами себя предлагали, считая это необходимой предпосылкой для исполнения их просьбы. В таких случаях Распутин играл роль возмущенного и читал просительнице самое строгое нравоучение. Их просьбы все же исполнялись.

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Личность Распутина Своей внешностью Распутин был настоящий русский крестьянин. Он был крепыш, среднего роста. Его светло-серые острые глаза сидели глубоко. Его взгляд пронизывал. Только немногие его выдерживали. Он содержал суггестивную силу, против которой только

Из книги Столыпин автора Рыбас Святослав Юрьевич

Дом Распутина В столовой Распутина обычно собиралось самое разнообразное общество. Каждый посетитель считал своей обязанностью приносить что-нибудь съестное. Мясные блюда не почитались. Приносили много икры, дорогой рыбы, фруктов и свежего хлеба. Кроме того, на столе

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Сила Распутина Распутин часто утверждал, что он владеет особой силой, при помощи которой он может все достигнуть и в опасные моменты даже спасти свою жизнь. Скептики этому не верили. В действительности Распутин обладал особой способностью, которую он называл своей

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Из книги О падении дома Романовых автора Баранов Евгений Захарович

Возвращение Распутина Влияние на царя его матери в этот период ослабело, а усилилась позиция супруги, считавшей, что парламентаризм и реформы разрушают страну, и благоволившей, напомним, к Распутину.Распутин же испытывал к Столыпину яростную вражду. Известно, что

Из книги Хищницы автора Лурье Лев Яковлевич

Дом Распутина В столовой Распутина обычно собиралось самое разнообразное общество. Каждый посетитель считал своей обязанностью приносить что-нибудь съедобное. Мясные блюда не почитались. Приносили много икры, дорогой рыбы, фруктов и свежего хлеба. Кроме того, на столе

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

«Сила» Распутина Распутин часто утверждал, что он владеет особой силой, при помощи которой он может все достигнуть и в опасные моменты даже спасти свою жизнь. Скептики этому не верили.В действительности Распутин обладал особой способностью, которую он называл своей

Из книги автора

Дар прозорливости у Распутина Я посещал Распутина всегда с утра, и мы с ним устанавливали программу дня. В то же время я узнавал события прошедшего вечера. Мы всегда обменивались нашими сведениями.Однажды я нашел Распутина в большом волнении и заключил из этого, что с ним

Из книги автора

Покушения на Распутина Мне было прекрасно известно, насколько Распутина ненавидели его враги, и об его безопасности я был в постоянном беспокойстве. Для меня было ясно, что неслыханное возвышение этого мужика должно повлечь за собой трагическую развязку.Во время ночных

Из книги автора

Убийство Распутина В полночь ко мне позвонил Распутин по телефону и сказал:- Приехал «маленький», я поеду с ним.- Боже упаси, - воскликнул я испуганный. - Оставайся дома, иначе они тебя убьют.Слово «маленький» приводило меня в ужас.- Не беспокойся, - возразил Распутин. -

Из книги автора

Похороны Распутина После нахождения тела Распутина туда явились Протопопов, начальник политической охраны Глобачев, начальник петербургского гарнизона генерал Хабалов, петербургский градоначальник Балк и полицмейстер Галле. В их присутствии тело было перенесено в

Из книги автора

Завещание Распутина После убийства Распутина царь продолжал оставаться в подавленном состоянии. Он потерял всю жизнеспособность. Только этим можно объяснить то, что он без особого противодействия подписал свое отречение. Еще до наступления революции царь был уверен в

Из книги автора

Маша РАСПУТИНА Первые 16 лет своей жизни Маша Распутина (настоящее имя – Алла Агеева, псевдоним – фамилия прадеда) прожила в сибирской деревне Уроп Кемеровской области, что в пяти тысячах километров от Москвы. Несмотря на свой внешне бойцовский характер, будущая звезда

Из книги автора

Как Распутина убили В 1923–1924 гг. мне пришлось встречаться в харчевне «Низок» с одним из ее завсегдатаев, носившим довольно странную кличку «Чертопхая». Этот человек, лет сорока пяти, белокурый, одетый оборванцем, можно сказать, ничем особенным не выделялся из общей массы

Из книги автора

Борьба за Распутина Советы «наверх» Шабельская продолжала регулярно посылать до самой смерти. К 1916 году ей, как и другим черносотенцам, становилось все больше не по себе. Она чувствовала: что-то идет не так. И писала о самом тонком и чувствительном – о Григории Распутине.

Из книги автора

Протеже Распутина Здесь уместно коснуться вопроса об отношении к нашему ведомству Распутина. К этому времени, то есть к концу 1915 г., как я сказал, положение Сазонова в связи с его «либеральничаниями» по польскому, еврейскому и думскому вопросам и в связи с неудачами на

Политика - дело грязное. А еще очень интересное и прибыльное. Если у штурвала государства стоит человек безвольный, рядом с ним обязательно возникнут жутковатые люди, которых в разные времена называли «фаворитами», «серыми кардиналами» или «неформальными лидерами». Именно они управляют страной: распределяют высшие должности, контролируют законотворчество и внешнюю политику. Политическая карьера большинства закулисных интриганов коротка, а их судьба проста и незавидна. Лишь один подобный «фаворит» до сих пор оценивается неоднозначно. Его жизнь окутана магической аурой. Он стал одним из самых популярных мифов массовой культуры двадцатого века.

В середине 19 века крестьянин из села Покровского Тобольской губернии Ефим Яковлевич Распутин возрастом в двадцать лет женился на двадцатидвухлетней девице Анне. Жена неоднократно рожала дочерей, но они умирали. Умер и первый мальчик Андрей. Из переписи населения села за 1897 год известно, что десятого января 1869 года (день Григория Нисского по юлианскому календарю) у нее родился второй сын, названный в честь календарного святого. Однако метрических книг сельской церкви не сохранилось, а в дальнейшем Распутин всегда называл разные даты своего рождения, скрывая реальный возраст, поэтому точный день и год появления на свет Распутина до сих пор неизвестны.


Распутин с детьми (слева направо): Матрена, Варя, Митя.


«Распута» означает беспутного, безнравственного человека. Раньше в ходу были имена Распута и Беспута. Позже через отчества они превратились в фамилии (например, Савка, Распутин сын), особенно популярные на Севере.

Отец Распутина поначалу много пил, но затем взялся за ум и обзавелся хозяйством. Зимой он подрабатывал ямщиком, летом же пахал землю, рыбачил и разгружал баржи. Юный Григорий был тщедушным и мечтательным, однако продлилось это недолго - едва возмужав, он начал драться со сверстниками и родителями, гулять (однажды умудрился пропить на ярмарке телегу с сеном и лошадьми, после чего шел домой восемьдесят верст пешком). Односельчане вспоминали, что уже в юности он обладал мощным сексуальным магнетизмом. Гришку не раз заставали с девками и били.


Вверху: Распутин в повозке. Внизу: Дом Распутина в Покровском.


Вскоре Распутин начал воровать, за что едва не был выслан в Восточную Сибирь. Однажды его избили за очередную кражу - да так сильно, что Гришка, по словам сельчан, сделался «странным и тупым». Сам же Распутин утверждал, что после удара колом в грудь он находился на пороге смерти и испытал «радость страдания».

Травма не прошла бесследно - Распутин бросил пить, курить, женился на Прасковье Дубровиной из соседнего села (выбрав, как и отец, девицу старше себя), завел детей и начал ходить по святым местам.

Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал разные голоса, проходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения - он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе. Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по чистому совпадению беды случалась прямо на следующий день (горели избы, болел скот, умирали люди) - и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи... и последовательницы.

Это продолжалось около десяти лет. Распутин узнал о хлыстах (сектантах, которые били себя хлыстами и подавляли похоть с помощью группового секса), а также отделившихся от них скопцах (проповедников кастрации). Предполагается, что он перенял часть их учений и не раз самолично «избавлял» паломниц от греха в бане.


Распутин со своими поклонниками (преимущественно - поклонницами).


В «божественном» возрасте 33 лет Григорий начинает штурмовать Петербург. Заручившись рекомендациями провинциальных священников, он селится у ректора Духовной академии епископа Сергия - будущего сталинского патриарха. Тот, впечатленный экзотическим персонажем, представляет «старца» (долгие годы пеших скитаний придали молодому Распутину вид старика) сильным мира сего. Так начался путь «божьего человека» к славе.

Первым громким пророчеством Распутина было предсказание гибели наших кораблей при Цусиме. Возможно, он взял это из газетных новостей, сообщавших, что эскадра старых кораблей вышла навстречу современному японскому флоту без соблюдения мер секретности.

Аве, цезарь!

Последний правитель дома Романовых отличался безволием и суеверностью: он считал себя Иовом, обреченным на испытания, и вел бессодержательные дневники, где обливался виртуальными слезами, глядя на то, как его страна катится под откос. Царица также жила в отрыве от реального мира и верила в сверхъестественную силу «народных старцев». Зная об этом, ее подруга - черногорская княгиня Милица - водила во дворец откровенных мерзавцев. Монархи внимали бредням жуликов и шизофреников с детским восторгом. Война с Японией, революция и болезнь царевича окончательно разбалансировали маятник слабой царской психики. Все было готово для появления Распутина.

В семье Романовых долгое время рождались лишь дочери. Чтобы зачать сына, царица прибегала к помощи французского мага Филиппа. Именно он, а не Распутин, первым смог воспользоваться духовной наивностью царской семьи. О масштабах бардака, царившего в головах последних русских монархов (одних из самых образованных людей того времени), можно судить хотя бы по тому, что царица чувствовала себя в безопасности благодаря волшебной иконе с колокольчиком, который якобы звонил при приближении злых людей.


Никки и Аликс в период их помолвки (конец 1890-х)


Первая встреча царя и царицы с Распутиным произошла 1 ноября 1905 года во дворце за чаем. Он отговорил безвольных монархов от побега в Англию (говорят, те уже собирали вещи), что, скорее всего, спасло бы их от смерти и направило бы историю России в другое русло. В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела), потом якобы исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами. Лохматый мужик навсегда завладел сердцами и умами августейшей четы.


Обратите внимание - на всех фотографиях Распутин обязательно держит одну руку приподнятой.


Император лично устраивает Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых» (которая, впрочем, не прижилась). Вскоре Распутин-Новых приобретает еще один рычаг влияния при дворе - боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову (близкую подругу царицы - по слухам даже слишком близкую, спавшую с ней в одной кровати). Он становится духовником Романовых и приезжает к царю в любое время без записи на аудиенцию.

При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах. Каждый день он демонстрировал царице (которую называл «мамой») чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой.

Именно тогда Распутин сделал свое самое знаменитое предсказание: «Пока я жив, будет жить и династия».

Растущая власть Распутина не устраивала двор. Против него возбуждались дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю. В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген (десять лет назад отчисливший из духовной семинарии некоего Иосифа Джугашвили) пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове. За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти.


Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор


Тайные агенты наблюдали в окна самые пикантные сцены из жизни человека, которого вскоре назовут «святой черт». Некогда замятые, слухи о сексуальных похождениях Гришки стали раздуваться с новой силой. Полиция фиксировала посещение Распутиным бань в компании с проститутками и женами влиятельнейших лиц. По Питеру ходили копии нежного письма царицы к Распутину, из которых можно было заключить, что они были любовниками. Эти истории подхватили газеты - и слово «Rasputin» стало известным всей Европе.

Народное здравоохранение

Люди, верившие в чудеса Распутина, считают, что он сам, а также его смерть упомянута в самой Библии: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марк, 16-18).

Сегодня никто не сомневается в том, что Распутин действительно благоприятно действовал на физическое состояние царевича и психическую стабильность его матери. Как ему это удавалось?


Царица у постели больного наследника


Современники отмечали, что речь Распутина всегда отличалась бессвязностью, следить за его мыслями было очень тяжело. Огромный, с длинными руками, прической трактирного полового и бородой «лопатой» он часто говорил сам с собой и хлопал себя по бедрам. Все без исключения собеседники Распутина признавали его необычный взгляд - глубоко запавшие серые глаза, будто светившиеся изнутри и сковывающие вашу волю. Столыпин вспоминал, что при встрече с Распутиным ощутил, что его пытаются загипнотизировать.


Распутин и царица пьют чай


Это, безусловно, влияло на царя и царицу. Однако неоднократное избавление царских детей от болей объяснить трудно. Главным целительным оружием Распутина была молитва - а молиться он мог целыми ночами. Однажды в Беловежской пуще у наследника начались сильные внутренние кровотечения. Врачи сообщили родителям, что он не выживет. Распутину была отправлена телеграмма с просьбой исцелить Алексея на расстоянии. Тот быстро выздоровел, чем немало удивил придворных эскулапов.

Убить дракона

Человек, называвший себя «маленькой мушкой» и назначавший чиновников по телефонному звонку, был неграмотен. Читать и писать он научился лишь в Петербурге. После себя оставил лишь короткие записки, исполненные страшными каракулями. До конца жизни Распутин выглядел, как бродяга, что неоднократно мешало ему «снимать» проституток для ежедневных оргий. О здоровом образе жизни странник быстро забыл - он пил, и пьяным звонил министрам с различными «прошениями», неисполнение которых было карьерным самоубийством.

Денег Распутин не копил, то голодая, то швыряясь ими направо и налево. Он всерьез влиял на внешнюю политику страны, дважды уговорив Николая не начинать войну на Балканах (внушая царю, что немцы - опасная сила, а «братушки», т. е. славяне, - свиньи).


Факсимиле письма Распутина с прошением о каком-то своем протеже


Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве. В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями.

Политики активно критиковали царицу - «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине. Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II - на половой орган Распутина. Священники тоже не отставали. Было объявлено, что убийство Гришки - благо, за которое «сорок грехов снимется».

29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, прокричав при этом: «Я убила Антихриста!». Свидетели говорили, что от удара «у Гришки вылезли кишки». Рана была смертельной, но Распутин выкарабкался. По воспоминаниям дочери с тех пор он изменился - стал быстро уставать и принимал от болей опиум.

Смерть Распутина еще более таинственна, чем его жизнь. Декорации этой драмы хорошо известны: ночью 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Романов (по слухам - любовник Юсупова) и депутат Пуришкевич пригласили Распутина в Юсуповский дворец. Там ему предложили пирожные и вино, щедро сдобренные цианидом. На Распутина это якобы не подействовало.

В ход пошел «план Б»: Юсупов выстрелил Распутину из револьвера в спину. Пока заговорщики готовились избавиться от тела, он внезапно ожил, сорвал с плеча Юсупова погон и побежал на улицу. Пуришкевич не растерялся - тремя выстрелами окончательно свалил «старца», после чего тот лишь лязгал зубами и хрипел.


Труп Распутина


Для верности его еще раз избили, обвязали шторой и бросили в прорубь Невы. Вода, погубившая старшего брата и сестру Распутина, забрала и жизнь рокового мужика - но не сразу. Исследование тела, выловленного три дня спустя, показало наличие воды в легких (протокол вскрытия не сохранился). Это говорило о том, что Гришка был жив и попросту захлебнулся.

Царица была в ярости, но по настоянию Николая II убийцы избежали наказания. Народ славил их как избавителей от «темных сил». Распутина называли по-всякому: демоном, немецким шпионом или любовником императрицы, но Романовы были верны ему до конца: самую одиозную фигуру России похоронили в Царском Селе.

Через два месяца грянула февральская революция. Предсказание Распутина о падении монархии сбылось. 4 марта 1917 года Керенский приказал выкопать и сжечь тело. Эксгумация прошла ночью, причем по показаниям эксгуматоров горящий труп пытался подняться. Это стало последним штрихом к легенде о сверхсиле Распутина (считается, что кремируемый может шевелиться за счет сокращения в огне сухожилий, в связи с чем последние следует перерезать).


Акт о сожжении тела Распутина

«Кто вы, мистер Распутин?» - такой вопрос могли бы задать ему английская и немецкая разведка в начале 20 века. Ловкий оборотень или бесхитростный мужик? Мятежный святой или половой психопат? Чтобы бросить тень на человека, достаточно лишь правильно осветить его жизнь. Разумно предположить, что истинный облик царского фаворита был до неузнаваемости искажен «черным пиаром». А за вычетом компромата перед нами предстает обычный мужик - неграмотный, но очень хитрый шизофреник, добившийся славы лишь благодаря удачному стечению обстоятельств и одержимости глав дома Романовых религиозной метафизикой.


Князь Феликс Юсупов, убийца Распутина


Это интересно

У Распутина предположительно был старший брат Дмитрий (простудился во время купания и умер от пневмонии) и сестра Мария (страдавшая от эпилепсии и утонувшая в реке). Своих детей он назвал в честь них. Третью дочь Гришка назвал Варварой.
Распутина хорошо знал Бонч-Бруевич.
Род Юсуповых ведет начало от племянника пророка Магомета. Ирония судьбы: дальний родственник основателя ислама убил человека, называвшегося православным святым.
После свержения Романовых деятельность Распутина расследовала специальная комиссия, членом которой был поэт Блок. Следствие так и не было закончено.
Дочь Распутина Матрена успела эмигрировать во Францию, а затем в США. Там она работала танцовщицей и дрессировщицей тигров. Умерла в 1977 году. Остальные члены семьи были раскулачены и сосланы в лагеря, где их след затерялся.
Сегодня церковь не признает святость Распутина, указывая на его сомнительную нравственность.
Юсупов успешно судился с MGM из-за фильма о Распутине. После этого случая в кино стали ставить предупреждение о вымысле «все совпадения случайны».

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.