Проблемы регулирования земель водного фонда. Правовое регулирование использования земель водного фонда

1. Особенности правового режима земель водного фонда

Земельное законодательство предусматривает правовой режим категории земель водного фонда, который наиболее приспособлен к охране водных объектов. В России и других странах СНГ названный правовой режим существует с конца 60-х гг. Имеются отдаленные аналоги этого института в США, Франции, Испании. Категория земель водного фонда по своему определению связана с водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.

Первоначальная редакция ст. 102 Земельного кодекса РФ 2001г. дает следующее определение земель водного фонда: «К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов».

Как видно из этого определения, ЗК РФ вносит еще одно существенное дополнение, а именно: называет водоохранные зоны и зоны охраны водозаборов. Эти дополнения Кодекса были вызваны потребностями охраны экосистемы, желанием яснее выразить природоохранную функцию земель водного фонда, ибо они служат, помимо всего прочего, охранительным барьером сопряженных с ними водных объектов.

В связи с принятием в 2006 году Водного Кодекса Российской Федерации была обновлена редакция ст. 102 ЗК РФ.

В действующей редакции статьи 102 Земельного Кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли:

  • 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
  • 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

Таким образом, водоохранные зоны официально выпали из категории земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда категорически запрещено включать водоохранные зоны. Они могут быть во многих других категориях земель (земли поселений, земли водоохранных зон). Однако за этим «просто» скрывается более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон.

Приведенные определения земель водного фонда, которые сформулированы в различных законодательных актах, постоянно совершенствовались, начиная с 1968г., когда впервые эти земли были выделены в самостоятельную категорию земель. Причем совершенствование осуществлялось путем корректировки перечня земель. Однако формулировка данной категории земель, содержащаяся в действующем ЗК РФ, не дает исчерпывающего перечня земель, охватываемых этой категорией. При этом полный перечень и невозможно дать. Следовательно, при определении категории земель водного фонда необходим другой критерий, и этот критерий должен делать категорию земель водного фонда единственной в своем роде. При выработке названного критерия следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов, а также необходимы для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехническими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину - отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Это, как правило, земли запаса.

Вообще государственная форма собственности на большую часть водного фонда и земли водного фонда представляется необходимым условием для ведения полноценного водного хозяйства, гарантом его нормального развития.

С другой стороны, Земельный кодекс существенно ограничивает оборот земель, занятых водными объектами и гидротехническими сооружениями. Согласно ст. 27 ЗК РФ «Ограничение оборотоспособности земельных участков», это означает передачу их в частную собственность лишь в случаях, установленных федеральным законом. Согласно ст. 27 ЗК РФ, к числу земель с ограниченным оборотом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Действующее же водное законодательство прямо и четко определяет исключительно государственную собственность на водные объекты, включая в их состав и земли, кроме прудов и обводненных карьеров.

Земли водного фонда, будучи занятыми находящимися в государственной собственности водными объектами, согласно Налоговому кодексу, не признаются объектами обложения земельным налогом. Этот вопрос имеет свою предысторию. Еще недавно, согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», налог за земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, все-таки платили. При этом платить налог приходилось как за покрытые, так и за не покрытые водой земли, т.е. не только за дно, но и за берег. Теперь, со вступлением в силу гл. 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ, землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Данная налоговая льгота обусловлена теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством, в частности, в связи с целевым назначением земель водного фонда.

Однако следует отметить, что сам факт перевода земельного участка в категорию земель водного фонда не означает автоматическое освобождение от земельного налога. Далеко не все земли водного фонда заняты водными объектами; согласно ст. 102 ЗК РФ, к ним также относятся водоохранные зоны, зоны охраны водозаборов, земли ГТС. При этом земли, занятые ГТС и водоохранными зонами, не названы в Налоговом кодексе в перечне участков, изъятых из обложения земельным налогом. Следовательно, они объекты налогообложения.

Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

  • 1) создания особо охраняемых природных территорий;
  • 2) установления или изменения черты поселений;
  • 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • 4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В свою очередь, перевод участков других категорий в состав земель водного фонда должен регламентироваться другими статьями, посвященными другим категориям. В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельхозназначения возможен при непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства земельных участков, и тогда они могут попасть в состав земель водного фонда. Однако должной детализации нет, поэтому, например, неясно, является ли образование водохранилища основанием для перевода участка в состав земель водного фонда. В статье 11 упомянутого Закона, посвященной переводу земель лесного фонда, говорится о нуждах энергетики, а гидротехническое строительство и наполнение водохранилищ происходит нередко именно для этого. Но об этом нужно догадываться. Да, в ст. 102 ЗК РФ сказано о резервировании земель в целях строительства водохранилищ, но указано, что это земли водного фонда.

Поэтому земельное законодательство, и в частности ЗК РФ, нужно уточнять именно в вопросе о землях водного фонда, об их строгом режиме и формировании.

Таким образом, правовой институт земель водного фонда не является достаточно развитым и полным. В связи с этим задавались даже вопросом принять отдельный закон о землях водного фонда, но с таким же успехом можно разработать федеральные законы по всем категориям земель.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Надо отметить, что участки, занятые водоохранными зонами, не изымаются у владельцев, но имеют свой, специфический режим, ограничивающий действия частных лиц. Здесь важной проблемой является установление и соблюдение режима водоохранных зон, так как они занимают хозяйственно ценные и привлекательные для инвестиций земли.

Таким образом, водоохранные зоны по определению лежат за пределами самого водного объекта, границы которого четко установлены законодателем. Однако собственники и пользователи водными объектами, согласно ст. 39 ВК РФ 2006г., обязаны вести регулярные наблюдения за водоохранными зонами, а также бесплатно и своевременно представлять результаты таких регулярных наблюдений в уполномоченные органы.

Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных защитных полос первоначально (до 2006г.) определялся ст. ст. 111 - 113 ВК РФ 1995г. и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996г. N 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах».

Многие нормы данного Положения в несколько измененном виде вошли в ст. 65 ВК РФ 2006г. и, таким образом, получили большую юридическую силу.

Согласно новому ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещается:

использование сточных вод для удобрения почв;

размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

С другой стороны, допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Кроме того, в границах первой полосы водоохранной зоны - прибрежной защитной полосы дополнительно запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется специальными информационными знаками, оповещающими о соответствующих запретах использования.

Ширина водоохранных зон водотоков и водоемов по-прежнему определяется исходя из длины водотока и площади акватории водоема, ширина прибрежных защитных полос - в зависимости от уклона берегов. В то же время учитывается специфика определения водоохранных зон для магистральных или межхозяйственных каналов, а также прибрежных защитных полос - для окаймленных болотами озер или же водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение.

Правовые нормы о водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах необходимо неукоснительно соблюдать. Нередко не принимаются или не реализуются решения о выделении водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, довольно часто их режимы нарушаются. В настоящее время происходит возведение коттеджей прямо на берегах пригородных водоемов, водотоков и даже питьевых водохранилищ, а для некоторых хозяйственников распаханные вплоть до уреза воды сельскохозяйственные угодья являются чуть ли не предметом особой гордости. Подобные действия наносят экологический вред и действующим законодательством воспрещены.

В настоящее время компетентные органы предпринимают усилия по восстановлению правопорядка в пределах водоохранных зон. Однако вряд ли их усилия будут иметь окончательный успех, если до сих пор нет адекватного налогового обложения владельцев прибрежных земель. Земли, занятые водоохранными зонами, не названы в Налоговом кодексе РФ в перечне участков, изъятых из обложения земельным налогом. Следовательно, они - объекты налогообложения. Последнее не представляется целесообразным: раз землевладельцы отягощены рядом ограничений, значит, они теряют возможность получения дохода от деятельности, которая воспрещена в водоохранных зонах и зонах охраны водозаборов. Поэтому можно в связи с этим предусмотреть некоторые налоговые и кредитные льготы. Вырученные деньги собственники недвижимости, расположенной в черте водоохранной зоны, смогут потратить на очистные сооружения и канализацию.

Накопившийся большой опыт проектирования зон и полос рек, озер, водохранилищ послужил основанием для разработки Центром российского регистра гидротехнических сооружений и Государственного водного кадастра макета проекта водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы. Он предусматривает подробное описание природных условий местностей: климат, рельеф, почва, растительный покров, геоморфологические, геологические, гидрологические, гидрогеологические характеристики. В проекте целесообразно указывать на предельные температуры воздуха, среднемноголетнюю сумму осадков, соотношение между площадью самого водного объекта и его водосбором, глубину залегания водоупоров, водоносных горизонтов и их водообильность, гумусность, кислотность, водопроницаемость почвенного покрова. Не обходятся вниманием и характеристики самого водного объекта: уровневые режимы, количество притоков, площадь акватории, источники питания и т.д. Предлагаются также и другие конкретные рекомендации. Так, в водоохранную зону главного водного объекта (река, озеро, водохранилище, море) входят притоки на расстоянии до 2 км от их устья, а также непосредственно примыкающая к котловине (чаше) водоема или к речной долине (если долина не шире 1 км) часть овражно-балочной сети. Таким образом, модель проекта приближается к пониманию того обстоятельства, что всевозможные защитные зоны и полосы должны быть ландшафтно обусловлены и подходить под профиль речной долины и озерной котловины.

Кроме водоохранных зон, для защиты водных объектов устанавливают также округа санитарной и горно-санитарной охраны. Они предназначены защищать и сохранять природные лечебные ресурсы от загрязнения и истощения. В пределы названных округов могут входить месторождения минеральных вод, акватории и пляжи рек, озер, морей, а также рапа лиманов и озер. Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» последние имеют довольно жестко регламентированный режим хозяйствования, проживания, природопользования.

В приведенном акте содержатся весьма подробные правовые нормы относительно первой, второй и третьей зон названных округов. Так, например, в первой зоне запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, кроме связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях (с применением экологически безопасных технологий). Во второй зоне размещаются санаторно-курортные здания и сооружения, но запрещено размещение объектов, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. В третьей зоне ограничено размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов.

Проекты округов санитарной и горно-санитарной охраны разрабатываются организациями, имеющими на это лицензии, по заданиям, согласованным с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется как Земельным кодексом РФ, так и Водным кодексом РФ. Действуют также ряд федеральных законов, регулирующих особенности правового режима земель водного фонда на трансграничных площадях, в частности: Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (с изм. от 10 февраля 1999г., 8 августа 2001г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., от 9 мая 2005г.); Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» (с изм. от 8 августа 2001г., 21 марта 2002г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003г., 18 июля 2005г.). Также к землям водного фонда применяются ведомственные нормативные правовые акты. Например, Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» устанавливается порядок создания таких зон, а также определяется правовой режим земель, на которых они установлены.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

  • а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
  • б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
  • в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать как для поверхностного источника водоснабжения.

На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Текстовая часть должна содержать: а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения; б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами; в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике; г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними; д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме: а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками); б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения; в) план первого пояса ЗСО; г) план второго и третьего поясов ЗСО с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарные мероприятия должны выполняться:

  • а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
  • б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

Задача 1

охрана земля водный фонд

Пашинцеву был предоставлен земельный участок размером 155 га в пожизненное наследуемое владение для разведения крупного рогатого скота. 0,5 га из этих земель Пашинцев сдал в аренду фирме «Весна» для создания зверофермы. Через 9 месяцев после предоставления земельного участка администрация района приняла решение об изъятии 0,5 га земель из владения Пашинцева на том основании, что они используются не по целевому назначении. Пашинцев обжаловал это решение.

Какой орган, в каком порядке, и какое решение может принять по жалобе.

Разрешение спора по данному вопросу находится в компетенции федерального суда общей юрисдикции, Пашинцеву необходимо подавать жалобу на действия администрации района. По результатам рассмотрения данной жалобы суд должен вынести решение об отмене решения администрации, так как создание зверофермы на предоставленном Пашинцеву участке является целевым использованием, и решение администрации об изъятии части участка у Пашинцева незаконно. Кроме того, в случае нецелевого использования участка или его части, изъятию подлежит весь участок, а не часть его.

Задача 2

Не смотря на многократные предупреждения инспектора районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, передвижная механизированная колонна без установления границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего право на землю, ведет разработку каменного карьера на землях сельскохозяйственного формирования. Кроме того, мехколонна не проводит рекультивацию использованных для карьера участков в двух соседних хозяйствах.

Председатель райкомзема постановил наложить на руководителя мехколонны штраф.

Кто, в каком размере и порядке может наложить штраф за совершение земельных правонарушений?

Председатель райкомзема направляет материал об административном правонарушении с вынесенным им постановлением о наложении штрафа в федеральный суд общей юрисдикции. Суд рассматривает материал и решает вопрос о привлечении руководителя мехколонны к административной ответственности и наложении штрафа в размере от 100 до 500 МРОТ.

Задача 3

В администрацию края поступили жалобы от ряда сельскохозяйственных предприятий на органы железнодорожного и воздушного транспорта, которые запрещают им возводить постройки жилищного и культурно-бытового назначения на земельных территориях, прилегающих к землям этих видов транспорта, но не изъятых из использования предприятий.

Составьте ответ на жалобы.

В соответствии с действующим законодательством, земли прилегающие к территориям земель железнодорожного и воздушного транспорта, хотя и не изъяты из использования предприятий, но имеют ряд ограничений в отношении их использования, в том числе закон ограничивает постройку на землях данной категории постройки жилищного и культурно-бытового назначения. Таким образом действия органов управления предприятий железнодорожного и воздушного транспорта не противоречат закону.

Список использованной литературы

Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. от 01.01.2008) от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СПС «Консультант+»

Водный Кодекс Российской Федерации от 11.07.2004г. // СПС «Консультант+»

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997. № 112-ФЗ // СПС «Консультант+»

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ // СПС «Консультант+»

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. от 05.02.2007) // СПС «Консультант+»

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан» от 15.04.1998. № 66-ФЗ // СПС «Консультант+»

Земля считается основной составляющей окружающей среды. Она рассматривается как пространственный базис, на котором размещаются разные элементы материального мира. К важным элементам относится вода, которая имеет огромное значение для жизни современного общества.

Она представляет собой ограниченный, но в то же время возобновляемый природный ресурс. В связи с этой замечательной особенностью появилась потребность в организации и охране земель водного хозяйства. Что делается для решения этой проблемы в XXI в.?

Структура водного фонда

При рассмотрении земель водного фонда необходимо несколько слов сказать о водных объектах. Что подразумевается под этим термином? Водный объект является основным элементом водного фонда. Это скопление в границах некоторого рельефа местности или подземных вод в любых недрах, обладающих качествами водного режима.

В любой объект, кроме участков, занятых водой, включаются водоохранные и береговые зоны, подстилающие породы и т. д. Вот почему земли водного фонда — это не просто реки, моря!

В земли водного фонда РФ входят все размещенные на территории государства, что устанавливается статьей 7 ВК РФ. Они включают поверхностные воды, подземные и термальные воды, ледники и снежный покров, территориальные и морские воды. Рассмотрим водного фонда РФ.

Как видно из диаграммы, самый большой размер занимают морские и территориальные воды. Они составляют 93,4%. Наименьшую площадь охватывают поверхностные воды — 0.4%. А между тем, именно эти объекты представляют особую ценность. К ним относятся реки, озёра и другие источники пресной воды.

Юридическое значение

Правовое положение земель устанавливается порядком учёта, организации, мониторинга, а также охраны земельных ресурсов, который регулируется действующим законодательством РФ. Земли водного фонда включают площади, занятые водными объектами, а также участки, на которых размещаются различные сооружения для их обслуживания.

Другими словами, водного фонда характеризуется порядком учёта, организации и охраны водных ресурсов, который регулируется Водным законодательством РФ. К важным актам относятся ЗК РФ, ВК РФ, ФЗ №69, ФК №141.

Водное законодательство

Основным документом действующего законодательства считается ВК РФ, в котором содержится информация о водных объектах. ВК РФ определяет форму права земель водного фонда, устанавливает порядок организации и охраны водных ресурсов, назначает меры пресечения за нарушение Водного законодательства.

Важными документами считаются ФЗ №369 и ФЗ №141, в которых вносятся изменения в ЗК РФ. Кроме того, существует много нормативных актов, указов, регулирующих организацию земель водного фонда.

Распределение по категориям

Государственный земельный кадастр РФ (ГЗК) занимается учётом и регистрацией водных объектов. Что обозначает водного фонда? Согласно ст.7 ЗК РФ, все земельные ресурсы по целевому назначению подразделяются на отдельные части, которые считаются категориями. Выделяют семь основных категорий. Рассмотрим распределение земель РФ по категориям.

Как видно из диаграммы, земли водного фонда составляют 1.6%. Этот фонд, согласно ст. 102 ЗК РФ, включает следующие элементы:

    Поверхностные воды.

    Площади, переданные под разные сооружения, которые обслуживают водные объекты.

Все существующие водные объекты РФ подвергаются кадастровому учёту и регистрации в специальном реестре сведений, согласно ст. 79 ВК РФ. Этими процедурами занимается Фонд находится под защитой и охраной государства.

ГВК является информационным, систематизированным реестром сведений, который содержит всю информацию о водных ресурсах РФ, об основных водопотребителях и водопользователях. ГВК ведётся по единой системе на основе данных учёта.

Кадастровый учёт

Все земли водного фонда РФ подвергаются кадастровому учёту независимо от формы права и целевого назначения. Учётом занимаются ГЗК И ГВК. ГЗК осуществляет учёт по категориям. (Распределение земель по категориям рассматривается выше).

Кадастровому учёту подлежат все объекты, постоянно занятые водой. Из внимания исключаются временные объекты, которые появляются в результате выпадения осадков или действия ледников. Данные учёта используются для регистрации объектов в реестре сведений, для составления различных статистических отчётов и т. д.

Регистрация

Регистрация земель водного фонда проводится в специальном информационном автоматизированном реестре сведений. В нём содержатся все данные о водных объектах РФ.

На основании этой информации заполняется различная документация, оформляется право собственности, осуществляется контроль и надзор за состоянием объектов, своевременно выявляются нарушенные и загрязнённые объекты и т.д. Эта процедура осуществляется ГЗК и ГВК.

Правовая форма

Земли водного фонда РФ предоставляются в собственность и пользование согласно действующему Водному законодательству. Все объекты передаются в собственность и пользование субъектам РФ, муниципальным и государственным организациям, физическим и юридическим лицам согласно ст. 24,25 ВК РФ.

Все субъекты РФ перечислены Конституцией РФ. ВК РФ устанавливает порядок передачи субъектов в собственность и пользование, регулирует заключение договора водопользования, определяет размер оплаты за использование объекта и т. д.

Организация водного фонда

Водного фонда РФ — это одна из основных проблем XXI в. В последнее время появилось много перспектив для её решения. Рассмотрим организацию водного фонда РФ.

Водные ресурсы расходуются для сельскохозяйственных нужд, коммунально-бытовых, для нужд промышленности, транспорта, отдыха и спорта. Как видно из диаграммы, самым большим водопотребителем считается тепловая и атомная энергетика. Ими используется 49% расходуемых запасов.

Законодательство устанавливает порядок резервирования источников коммунально-бытового водоснабжения, регулирует применение объектов для нужд транспорта, определяет правила использования объектов для спорта и отдыха. Выполняется водохозяйственное и гидротехническое районирование территории РФ.

Мониторинг

В последнее время огромное внимание уделяется мониторингу земель водного фонда. Это связано с ростом промышленного производства, сокращением запасов питьевой воды. Потребности человека в водных ресурсах растут; реки, моря и другие объекты загрязняются, осушаются, исчезают.

Мониторинг земель водного фонда осуществляет надзор за состоянием объектов; позволяет выявить загрязнённые и нарушенные земли водного хозяйства; своевременно планировать природоохранные и водоохранные мероприятия.

Охрана

В XXI веке во всём мире большое значение приобрела охрана окружающей среды. Охрану земель устанавливает ЗК РФ. В последнее время широкое распространение получила охрана водных ресурсов, которая регулируется ВК РФ, 257, 282 и другими актами.

Водное законодательство осуществляет контроль водных объектов со стороны субъектов РФ, государственных организаций, органов местного самоуправления; устанавливает перечень объектов, подлежащих надзору; определяет меры по исчислению вреда, причинённого водному хозяйству.

Регулируется порядок оптимального воздействия на любой объект. Определены нормативные показатели качества воды. Применяются новые безвредные промышленные технологии.

Меры пресечения

Лица, нарушившие водное законодательство подлежат материальной, административной, уголовной ответственности, если их вина будет доказана. Вред, причинённый водным объектам, должен быть возмещён в добровольном и судебном порядке, согласно ст. 68, 69 ВК РФ и другим актам.

Например, материальная ответственность за факт загрязнения водного объекта, составляет:

    Для физических лиц — до 20 базовых величин.

    Для юридических лиц — до 500 базовых величин.

В XXI веке сделано многое для рациональной организации и охраны земель водного хозяйства. Проводятся различные водоохранные мероприятия, выдаются специальные нормативные акты, контролирующие восстановление, возобновление и функционирование водных объектов. Определены меры пресечения за нарушение Водного законодательства. И программа по эффективному использованию и мониторингу земель водного хозяйства будет совершенствоваться в дальнейшем.

Базовый акт водного законодательства – ВК РФ, согласно которому воды считаются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Подобно лесному законодательству, водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным, финансовым законодательством. В частности, отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются не водным, а гражданским и иными отраслями законодательства.

Объектом водных отношений согласно ст. 7 ВК РФ считается водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими, и сопряженные с ними дно и берега водного объекта рассматриваются как единый водный объект (поэтому проблемы регулирования водных отношений тесно связаны с проблемами земельного права).

Совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд. Как и земельный кадастр, государственный водный кадастр - это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Кадастр ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ), важно понять взаимодействие этих отраслей российского законодательства и сопоставить нормы ЗК и ВК.

Объектами водных отношений являются наряду с другими обособленные водные объекты - замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством.

Понятие обособленного водного объекта является важным для определения его режима: обособленный водный объект относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка. Если продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются, то обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ст. 12 - 22 ВК РФ).

Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в области земельных и водных отношений (а они, как следует из законодательства, немаловажны для надлежащей организации земельных отношений - ст. 9 - 10 ЗК) определяется земельным и водным законодательством, а при необходимости - заключенными в соответствии с ними договорами. В РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта РФ .

Муниципальная и частная собственность допускается на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности - городских и сельских поселений, других муниципальных образований - находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 39, 40 ВК РФ).

В ст. 12 ВК РФ предусматривается следующее.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им возраста 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены также на основании судебного решения, в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.


См.: Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.

Предыдущая

Согласно ст. 102 ЗК к этой категории относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

Правовой режим земель водного фонда определяется его целевым назначением, субъектами и объектами общественных отношений, их правами и обязанностями, связанными с ними особенностями управления землями данной категории.

Указанные земли могут использоваться для различных социальных нужд, связанных прежде всего с целями и режимом водопользования. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Это не только провозглашается теорией, в законодательстве, но и осуществляется на практике.

Порядок, режим использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательствами, поэтому очень важно понимание характера и содержания водного законодательства, а также уяснение взаимосвязи земельного и водного законодательств РФ.

Если объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части, то объект водных правооотношений - это водный объект или его часть, под которыми понимаются поверхностные воды и земли, покрытые ими или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

Таким образом, земли водного фонда, как и земли лесного фонда, образующие совокупность с лесом, животным миром и т.п., представляют вместе с водами единый водный объект; общественные отношения, связанные с ним, подвергаются правовому регулированию.

Водное законодательство, как и земельное, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и состоит из ВК 2006 г. и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. Объектами земельных и водных отношений являются также находящиеся в частной собственности пруды и обводненные карьеры, находящиеся на земельных участках, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности.

Права на земли водного фонда зависят от разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в области земельных, водных отношений и охраны окружающей среды, которое определяется земельным и водным законодательствами, а при необходимости - заключенными в соответствии с ними договорами.

В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Допускается муниципальная и частная собственность на указанные выше пруды и обводненные карьеры. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на него. В муниципальной собственности городских и сельских населенных пунктов, других муниципальных образований находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.

Землепользователь и водопользователь - гражданин может использовать земли водного фонда и водные объекты для собственных нужд свободно, но не причиняя вреда окружающей среде.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, их землями, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут).

Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для движения паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

Лицензия на водопользование является актом государственного органа исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования.

В зависимости от его способов и целей в лицензии или заключаемом договоре приводятся: сведения о водных объектах, землях водного фонда, водопользователях и водопотребителях; указание пространственных границ и мест забора или сброса воды; сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; требования по рациональному использованию, охране водных объектов (с учетом их понимания в сопряжении с дном и берегами) и окружающей среды.

Пользование землями водного фонда тесно связано с водопользованием. Земельное и водное законодательства РФ предусматривают требования к охране водных объектов и земель водного фонда. Общим водопользованием считается использование водных объектов и прилегающих к ним земель без применения сооружений, технических средств и устройств: оно осуществляется без получения лицензии на водопользование.

Прилегающие к водоемам земельные участки включают так называемый бечевник - полосу суши вдоль берегов водных объектов общего пользования. Каждый вправе пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у такого водного объекта, в том числе для рыболовства, отдыха, причаливания плавательных средств, но без использования транспорта.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах. Об этих запретах и иных условиях общего водопользования подобного рода, прежде всего природоохранных, население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Если условия водопользования или его запрещение не объявлены, то оно осуществляются свободно в соответствии с земельным и водным законодательствами, т.е. без причинения вреда окружающей среде.

При этом должны соблюдаться правила охраны жизни людей на воде и иные условия, которые устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора, Федерального агентства водных ресурсов и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

При водопользовании землепользователи и водопользователи обязаны:

рационально использовать водные объекты и сопряженные с ними земли, соблюдать установленные договорами, лицензией условия и требования; не допускать нарушения прав других землепользователей и водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

не допускать ухудшения качества земель водного фонда, поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов и сопряженных с ними земель; вести учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, систематические наблюдения за водными объектами и прилегающими к ним землями; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием земель и водными объектами;

проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану земель и водных объектов.

Земли водоохранных зон

Особого внимания - как в теоретическом, так и практическом плане - заслуживает регулирование использования и охраны земель водного фонда, принадлежащих водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам, предусмотренным в ст. 65 ВК.

Выделение водоохранных зон обусловлено их природоохранным назначением. Для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, сохранения среды обитания животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.

это территория, примыкающая к акватории водного объекта (т.е. к ограниченному водному пространству), на которой устанавливается специальный режим.

Зоны и полосы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других органов управления водным фондом, согласованному с органами санитарно-эпидемиологического надзора и пограничной службы.

Население информируется об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения на них хозяйственной и иной деятельности. Установление зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов или запрета на совершение сделок с землей, но они обязаны соблюдать и обеспечивать надлежащий режим.

Особым видом земель водного фонда является водоохранная зона в городе. Проблемы установления границ и поддержания режима использования и охраны земель водоохранных зон, особенно в населенных пунктах, являются весьма актуальными.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары (далее - Комитет) и ООО "Дарница" заключен договор аренды земельного участка для строительства административно-гостиничного комплекса на 3-й дачной просеке в Октябрьском районе г. Самары с правом его выкупа в течение действия срока договора. Являясь государственным органом исполнительной власти, Комитет осуществлял координацию и регулирование по вопросам земельных отношений и использованию земель, расположенных в пределах черты г. Самары.

По мнению суда первой инстанции, земельный участок, на котором ответчик ведет свою деятельность, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", отнесен к водоохранной зоне Саратовского водохранилища. Между тем согласно данному постановлению размеры и границы водоохранных зон и прибрежных полос на территории городов должны утверждаться органами исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением губернатора Самарской области установлены минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос для бассейнов рек на территории Самарской области. Однако этим постановлением не установлены размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос в городских поселениях, в том числе в г. Самаре. При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении при строительстве водоохранных зон, по мнению Федерального арбитражного суда округа, необоснован.

Режим землепользования в водоохранных зонах предусматривается в ЗК и ВК и в подзаконных нормативных правовых актах. В пределах водоохранных зон на землях водного фонда, например, запрещаются:

применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения отходов, кладбищ и скотомогильников;

складирование навоза и мусора, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков; проведение основных рубок (рубок главного пользования).

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных земельных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов. Наряду с водоохранными зонами могут быть установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию с государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Еще более строгий режим использования и охраны имеют земли водного фонда, принадлежащие прибрежным защитным полосам. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к вышеуказанным ограничениям использования земель водоохранных зон на землях водного фонда запрещаются: распашка земель; применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, выпас и организация летних лагерей скота; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов.

Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны земель и иных природных ресурсов, а также хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах осуществляется: органами исполнительной власти субъектов РФ; Федеральным агентством водных ресурсов; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и др.; государственным органом управления использованием и охраной земель; Федеральным агентством лесного хозяйства.

Таким образом, выделение земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос является эффективной мерой охраны и облагораживания земель, а государственный контроль за их использованием и охраной осуществляется усиленно, что обусловлено их важной ролью в организации надлежащего землепользования и охраны окружающей среды.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, или занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Рассмотрим их подробнее.

1. Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима". Водный кодекс РФ не определяет понятие поверхностных вод, а лишь выделяет поверхностные водные объекты, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Таким образом, законодатель рассматривает водный объект и земельный участок, на котором он расположен, как единое целое. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Береговая линия (фаница водного объекта) определяется для: моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголет-нему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

1 Водный режим - изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте.


2. Земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Водные объекты могут быть использованы для размещения таких сооружений, как: плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др. При строительстве и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении, на водных объектах устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водное законодательство вводит понятие водохозяйственной системы, под которой понимается комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Одним из принципов водного законодательства является принцип регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

Документированные сведения о водохозяйственных системах и о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, включаются в государственный водный реестр. Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), а также в случаях, установленных в федеральных законах, - сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения данных объектов.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.

С принятием ВК РФ 2006 г. и внесением соответствующих изменений в ст. 102 ЗК РФ возник вопрос о правовом режиме земель водоохранных зон и береговой полосы, которые по ранее действующему законодательству входили в состав земель водного фонда. Современный законодатель, определяя в земельном кодексе земли водного фонда исключительно как земли, покрытые поверхностными водами или занятые сооружениями, расположенными на водных объектах, значительно сужает круг земельных участков,


относимых к категории земель водного фонда. Хотя вполне очевидно, что земли, занятые водоохранными зонами или береговой полосой, как земли, предназначенные для использования и охраны водных объектов, должны подчиняться единому правовому режиму земель водного фонда.

Как уже отмечалось, водоохранные зоны могут быть отнесены к землям, выполняющим природоохранные функции (в составе земель природоохранного назначения).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. На местности границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос закрепляются специальными информационными знаками.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в


соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых фунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования также предназначается для общего пользования (ранее - так называемый бечевник). Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина последних составляет пять метров.

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения ВК РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности РФ на этот водный объект.

В собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему субъекту, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный


карьер, установлены в ст. 7 ФЗ от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральным законами.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных


ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и В К РФ не следует иное.

Предоставление водных объектов в пользование физических и юридических лиц возможно:

На основании договора водопользования;

На основании решения о предоставлении водного объекта в
пользование.

Кроме того, водное законодательство устанавливает случаи, когда возможно использование водного объекта без заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения для: судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; воспроизводства водных биологических ресурсов; рыболовства, рыбоводства, охоты; полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными и др.

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

Забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных
объектов;

Использования акватории водных объектов, в том числе для
рекреационных целей;

Использования водных объектов без забора (изъятия) водных
ресурсов для целей производства электрической энергии.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. К существенным условиям договора водопользования относятся: сведения о


Водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Договор водопользования заключается между органом государственной власти или органом местного самоуправления (в зависимости от формы собственности на водный объект) и водопользователем - физическим и (или) юридическим лицом. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Водные объекты, находящиеся в частной собственности, могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, безвозмездного срочного пользования и т. п. Водное законодательство не устанавливает способы, которыми могут отчуждаться водные объекты, находящиеся в частной собственности, и в данном случае оборот водных объектов должен регулироваться гражданским законодательством с учетом норм земельного законодательства.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

Обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

Размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных
сооружений;

Размещения стационарных и (или) плавучих платформ и
искусственных островов;

Размещения и строительства гидротехнических сооружений
(в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и
подземных переходов, а также трубопроводов, подводных
линий связи, других линейных объектов, подводных ком
муникаций;

Разведки и добычи полезных ископаемых;

Проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других
работ, связанных с изменением дна и берегов водных объ
ектов;

Подъема затонувших судов;


Сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

Забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель
сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и
пастбищ);

Организованного отдыха детей, а также организованного от
дыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. Предоставление в пользование водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа (п. 3, 4 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 1). В отношении остальных водных объектов соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ (если водный объект находится в федеральной собственности и расположен на территории субъекта РФ или находится в собственности субъекта РФ) либо органом местного самоуправления (если водный объект принадлежит на праве собственности муниципальному образованию).

Водный кодекс РФ устанавливает случаи, когда водопользование может быть приостановлено или ограничено (ст. 41), а также содержит специальные нормы, направленные на охрану водных объектов при их использовании в различных целях (гл. 5, 6).

Литература

Калиниченко Т. Г. Проблемы развития публичо-правовых начал в проекте Водного кодекса РФ // Экологическое право. 2006. № 4.

Сиваков Д. О. Новый Водный кодекс РФ - итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. № 8.

Сиваков Д. О. Объект правового регулирования водно-земельных отношений // Журнал российского права. 2002. № 1.

СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 295.


Глава 18 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА

Земли запаса являются самостоятельной категорией земель. В отличие от земель иных категорий (сельскохозяйственного назначения, поселений, особо охраняемых территорий и объектов и др.) основное целевое назначение земель запаса не определено. Значительное количество земель запаса находится в мало освоенных районах РФ (в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке).

По данным Роснедвижимости на I января 2007 г. в составе земель РФ земли запаса составляют 6,1 % (104,4 млн га) и по своим размерам занимают третье место (после земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения).

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам (ст. 103 ЗК РФ). В состав земель запаса могут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям.

В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (см. ст. 14 ЗК РФ). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен.

К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских


(фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК РФ).

Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий.

Земли запаса находятся либо в государственной, либо в муниципальной собственности. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию. Такой перевод допускается после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Работы по формированию земельного участка предполагают работы по подготовке фаниц земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка и т. п. Такие работы позволяют индивидуализировать участок земли, который предполагается в дальнейшем использовать для определенного целевого назначения. Акт о переводе земельного участка из земель запаса в состав земель иных категорий принимается в порядке, установленном ст. 3 ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».

Земли запаса предназначены для перспективного использования в сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических и иных целях. На 1 января 2007 г. структура земель запаса представлена следующим образом: в стадии мелиоративного строительства находятся 21,1 тыс. га (0,02 %), земли застройки составляют 51,4 тыс. га (0,05 %), нарушенные земли - 103,4 тыс. га (0,1 %), под дорогами занято 192,1 тыс. га (0,2 %), под древесно-кустарниковой растительностью находятся 5390,8 тыс. га (5,2 %), лесные земли составляют 7022,6 тыс. га (6,7 %), под водой находятся 10 189,5 тыс. га (9,8 %), болотами занято 14 032,2 тыс. га (13,4 %), сельскохозяйственные угодья составляют 10 441,1 тыс. га (10,0 %), и, наконец, значительный удельный вес в составе земель запаса составляют прочие земли (овраги, оползни, скалы и т. п.) - 56 977,8 тыс. га (54,6 %).

Литература

Земельное право: Учебник / Под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева. М., 2006.

Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред. Г. Е. Быстрое, Б. Д. Клюкин. М.: Контракт: ИНФРА-М, 2002.