Обеспечение заявки статья по 223 фз. Обеспечение заявки на участие в тендере

Федеральный Закон №223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.06.2011 г.), вступивший в силу с 1 января 2012 года, также регулирует сферу государственных закупок. Однако, в отличие от 44-ФЗ, регулирующего закупку государственных и бюджетных учреждений, 223-ФЗ устанавливает нормы для закупочной деятельности не только государственных компаний, но и монополистов, организаций, которые занимаются регламентированными видами деятельности.

И при организации тендерной закупки, аукциона или конкурса по 223-ФЗ, необходимым условием является обеспечение заявки участия организации-конкурсанта . И в данной статье будут рассматриваться вопросы относительно обеспечения заявок по 223-ФЗ: какие виды их существуют и какие к ним требования.

Переход разных заказчиков под действие ступившего в силу Федерального Закона 223-ФЗ осуществлялся поэтапно. С начала 2012 года под 223-ФЗ перешли государственные корпорации и унитарные предприятия, естественные монополии и другие организации, деятельность которых регулируется государственными законами. Другими словами, это те организации, у которых имеются точно определенные и утвержденные государством тарифы на предоставляемые услуги.

Уже с начала 2014 года, под действие 223-ФЗ попадали остальные заказчики. Указанные в 223-ФЗ унитарные предприятия муниципального типа и автономные учреждения должны были применять нормы этого закона на практике. И если заказчик не производит закупку по 223-ФЗ, то он по умолчанию должен был работать с 44-ФЗ.

С организацией разных тендеров, аукционов и конкурсов в сфере госзаказа у поставщиков и заказчиков появилось больше возможностей. В первую очередь, распределение средств бюджета становится максимально эффективным, множество организаций благодаря обеспечению заявки могут претендовать на участие в госзаказе (и не только).

Помимо этого, становится доступным формирование прозрачного рынка в сфере госзакупок.

Как выше упоминалось, обеспечение заявки (тендерной, аукционной, конкурсной) по 223-ФЗ является основным условием для подачи этой заявки. Размер ее устанавливается в зависимости от способа обеспечения и стоимости самого контракта.


В настоящее время госзаказ может быть размещен одним из способов:

  1. Организация торгов (аукцион или конкурс);
  2. Без организации торгов.

При проведении аукциона победителем является конкурсант, который, в отличие от других участников, предложил меньшую цену. При организации конкурса, госзаказ может быть размещен с сопровождающими его параметрами оценки (размер обеспечения, сроки подачи заявок, возврат обеспечения и т.п.). На основании указанных оценочных параметров заказчик сам выбирает победителя конкурса. Победителем в конкурсе становится участник, предложение которого содержит наиболее выгодные условия.

Относительно тендера, как способа размещения госзаказа, то в России его можно приравнять к торгам (конкурс). Соответственно, способ обеспечения тендерной заявки – это практически то же, что и обеспечение конкурсной заявки (аукционной).

Обеспечение заявки для участия в аукционе

Получение тендерного кредита – это, пожалуй, наиболее популярный и доступный метод обеспечения аукционной заявки по 223-ФЗ. Использование тендерного кредита позволяет организации сохранить значительную сумму денежных средств, не изымая их из оборота под проведение аукциона. При этом, получение тендерного кредита открывает больше возможностей для организаций, так как позволяет принимать участие сразу в нескольких аукционах, в том числе в тех, где обеспечение заявки и стоимость самого контракта довольно высокая. Тем не менее, побеждая в таком аукционе, конкурсант получает гарантированный государственный стабильный источник инвестиций.

Обеспечение заявки для участия в конкурсах

При проведении конкурсов на госзаказ, весомым основанием для отказа в рассмотрении и принятии заявки от организации является необеспеченность данной заявки как по 223-ФЗ, так и по44-ФЗ. Поэтому, чтобы избежать подобного, стоит заблаговременно обратиться в банк и получить банковскую гарантию . Таким образом, гарантом исполнения условий договора конкурсантом в случае его победы будет выступать банк, выдавший гарантию. Порядок получения, размер и условия получения банковской гарантии рассматривается непосредственно банком.

Банковская гарантия, как способ обеспечения

В положениях, которые указаны в 223-ФЗ, относительно банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения, указано следующее:

Если при проведении конкурса заказчик (уполномоченный орган) установил обязательное к исполнению требование обеспечения исполнения контракта, данный контракт может быть заключен с конкурсантом, победившим в торгах, только в том случае, если:

участник предоставляет безотзывную банковскую гарантию (данный документ выдается банком либо кредитной организацией).

участник передает заказчику определенную денежную сумму в залог (депозит), размер которой равен обеспечению исполнения контракта, что должно быть указано в электронном виде с конкурсной документацией.

В приведенных в этих положениях о способах обеспечения заявок по 223-ФЗ конкурсант, претендующий на участие в открытом аукционе, может самостоятельно в электронной форме определить способ обеспечения исполнения условий контракта.

Электронный аукцион

Постановление Правительства РФ №616 от 21.06.2012 года («Об утверждении списка товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме») позволяет проводить закупки в электронной форме. Однако, заказчик не всегда должен производить закупку именно таким методом, исходя из перечня товаров, работ, услуг, указанного в Постановлении №616.

Если заказчик может уложиться в собственный лимит (ценовой порог), при этом сумма закупки небольшая и заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, он может сделать это и не в электронной форме. Если же поставщик выявил желание принимать участие в электронном аукционе, но в предоставленном пакете документов заказчик запрашивает копию поданной заявки (на бумажном носителе), то конкурсант в праве обжаловать действия заказчика. Сделать это он может в антимонопольной службе. Предлогом к рассмотрению жалобы будет «избыточное требование заказчика».

Схема участия в тендерных закупках по 223-ФЗ

Алгоритм участия в тендерных закупках в соответствии с положениями 223-ФЗ выглядит следующим образом:

  • Поиск необходимого тендера в плане закупок – Заказчиком составляется план:

на один год – в случае закупок аптечных препаратов и лекарственных средств;

на три года – если закупается высокотехнологичная/инновационная продукция.

  • Поиск извещения на специальном сайте закупок — zakupki.gov.ru, Если закупка связана с государственными засекреченными проектами или входят в категорию отдельно определенных Правительством РФ, то извещения о них заказчик может не публиковать на этом сайте. Извещение о предстоящей закупке должно быть указано место для подачи заявок на участие. В этом случае поставщику желательно иметь полномочия сразу на нескольких электронных торговых площадках.
  • Подача заявки для участия (непосредственно заказчику либо на электронной площадке).
  • Поиск протоколов на сайте закупок zakupki.gov.ru.

Относительно установления размеров сумм обеспечения

Как правильно установить размер обеспечения, следует знать каждому конкурсанту, ведь обеспечение заявки на участие является главным условием аукционов, конкурсов, тендеров. Так, размер устанавливается от вида размещения госзаказа. Если предстоящим является конкурс, то достаточный размер обеспечения устанавливается в пределах от 1% до 5% от начальной стоимости контракта. Если обеспечением заявки является банковская гарантия, то ее размер не должен быть менее 5% от установленной стоимости контракта.

Обеспечение возвращается?

Возврат обеспечения заявки может быть произведен организации в одном из случаев:

  • возврат денежных средств обеспечения тендерной заявки осуществляется, если заявка конкурсанта отклонена;
  • возврат денежной суммы производится, если тендер был завершен без объявления победителя;
  • возврат обеспечения производится всем участникам конкурса, кроме организации, победившей в тендере.

Возврат денежных средств обеспечения не осуществляется, если обеспечение исполнения контракта не было предоставлено или было предоставлено заказчику, но с нарушением установленных действующим Федеральным Законом условий, до даты заключения контракта.

Здравствуйте Алексей!

Вы в праве обратиться как в ФАС так и в Арбитражный суд.

в первом случае:

при обращении в ФАС с жалобой заказчик рискует быть подвергнутым ответственности по КоАП РФ,

Статья 7.31.1. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона

1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - девяноста тысяч рублей.
3. Нарушение оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
4. Нарушение оператором электронной площадки установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
5. Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
6. Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.

а так же его обяжут вернуть сумму обеспечения заявки.

2. Если обратитесь в Арбитражный суд:

Исковое заявление о возврате заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, а так же взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Либо исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения.

Так же добавлю, что перед обращением в Арбитражный суд обязательно обратитесь к заказчику с письменным обращением (претензией) о возврате заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.

С Уважением Яков Андреевич!

Каждый, кто имеет дело с закупками или планирует в них участвовать, должен знать, что ФЗ № 223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не определяет порядок проведения тендера. Этот закон только обязывает заказчика тщательно разработать, утвердить и опубликовать положение о закупке. Тем не менее мы поговорим о том, как заключается договор по 223-ФЗ и в каких случаях возможно его изменение и расторжение.

Согласно ст. 2 ФЗ №223, в положении о закупке должна быть указана следующая информация:

    порядок подготовки закупки;

    способы закупки и порядок ее проведения;

    способы обеспечения контракта;

    заключение договора по 223-ФЗ по итогам закупки.

Часто, чтобы избежать недоразумений на этапе заключения сделки, заказчик вместе с тендерной документацией размещает образец договора по 223-ФЗ, который будет заключен по итогам закупки.

Итак, заказчик обязан размещать на официальном сайте следующую информацию:

Обеспечение контракта по 223-ФЗ

Как мы уже говорили, финансовая сторона вопроса и вся информация о требованиях к исполнителю заказа и документации должна быть в положении о закупке. Это касается и обеспечения контракта.

По закону, если в документации не указан обязательный способ обеспечения контракта 223-ФЗ, то участник сам может выбрать тот, который для него удобнее (депозит на счет заказчика или банковская гарантия).

Размер и порядок предоставления обеспечения заявок или исполнения контракта установлен в положениях о закупках конкретного заказчика, а также в документации о проведении закупки. Данное требование обусловлено тем, что это - гарантия исполнения контракта. Заказчик должен быть уверен, что условия договора будут выполнены добросовестно.

Именно по этой причине от обеспечения контракта 223-ФЗ освобождаются государственные поставщики.

Способ обеспечения участник может выбрать самостоятельно, если он не указан в положении или в документации о такой закупке. Специалисты советуют предварительно согласовать с заказчиком этот вопрос, и желательно в письменной форме.

Согласитесь, если в момент заключения контракта по 223-ФЗ заказчик объявит, что для него предпочтительнее обеспечение наличными и запретит банковскую гарантию, это может стать для Вас причиной потери выгодного контракта.

Совет: в таком случае можно жаловаться в ФАС, но время, отведенное на заключение контракта, уйдет, и сделка, скорее всего, не состоится. Поэтому изначально внимательно изучайте положение о закупке заказчика

Что, если один из участников демпингует цену контракта?

Демпинговой заявка считается при понижении цены более, чем на 25% от начальной.

Как вы понимаете, это — достаточно привлекательная и одновременно очень рискованная для заказчика возможность.

Каких-либо требований, согласно 223-ФЗ, для участников, предложивших такую цену, не установлено, однако зачастую заказчики в целях защиты от недобросовестных исполнителей устанавливают особые условия для тех, кто объявляет чрезмерно низкую цену:

    обеспечение контракта по 223-ФЗ увеличивается на 50%;

    документы, подтверждающие, что компания-исполнитель добросовестно и без неустоек выполнила определённое количество договоров за какой-либо период времени или на определенную сумму;

    требования к подтверждению наличия квалифицированных специалистов в штате участника;

    требование к предоставлению информации о финансовом состоянии (бух. баланс и фин. отчёты) и т.д.

Если подтверждение опыта участника подходит для сделки, он должен направить заказчику соответствующие документы вместе с подписанным проектом контракта по 223-ФЗ.

Большое значение имеет не только цена контракта, но и качество предлагаемых услуг. Заказчики на своё усмотрение могут устанавливать требования к подробному описанию этапов выполнения работ, техническим характеристикам используемых материалов и прочее.

Изменение, продление и расторжение контракта по 223-ФЗ

На сегодняшний день изменение договора по 223-ФЗ регламентируется только положениями о закупках Заказчиков по 223-ФЗ. Порядок, сроки и прочие условия изменения или расторжения договора должны быть указаны именно в положениях о закупках.

Важный момент: продление договора не считается закупкой, потому что исполнитель заказа не меняется (контрагент), меняется только срок действия контракта.

Продленный контракт считается новым, потому что его условия значительно меняются: объект сделки — ключевой момент договора, и поэтому любые изменения относительно его количества, цены и качества могут быть существенны. Новый договор обязательно должен быть внесен в реестр контрактов по 223-ФЗ.

Если у Вас нет серьезного опыта участия в тендерах, Вам может понадобиться образец контракта по 223-ФЗ. Зачем? Чтобы понимать, какого рода документ Вам предстоит подписать и защитить себя от любых недоразумений и финансовых потерь. Юридическую помощь в этом вопросе оказывают консультанты компании “РусТендер”.

Отчетность по договорам

Каждый месяц заказчик обязан отчитываться о количестве и общей цене заключенных договоров не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца. Соответствующий документ необходимо разместить на официальном сайте госзакупок.

В отчет по договорам 223-ФЗ входят сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам всех закупок:

    открытые конкурсы и аукционы, запрос котировок и предложений;

    закупки у единственного поставщика;

    тендеры, сведения о которых представляют государственную тайну.

Законодательство обязывает отчитываться обо всех крупных закупках в виде обобщенных сведений. Так выглядит образец отчета:

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Виды обеспечения заявки

От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства , внесенные на счет, или банковская гарантия . Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.

Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита. Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита. Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией . Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

Размеры обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК .

Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК .

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов .

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

Сроки возврата обеспечения заявки

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

— для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
— отмена торгов;


— направление заявки после окончания срока подачи заявок;

Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.

Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:

— опубликование итогового протокола;
— отмена торгов;
— подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;
— получение заявки после истечения срока для подачи;
— истечение срока аккредитации;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;
— отстранение участника от торгов;
— участник не явился на процедуру торгов по аукциону;
— заявка не соответствует требования документации и Закона;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.

В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?

Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:

— уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— непредоставления обеспечения исполнения контракта;
— подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ

В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.

Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.

На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.

Изданным 18 июля 2011 года, право определения порядка обеспечения заявок передано непосредственным заказчикам. При разработке положений о закупочной деятельности специалисты корпораций самостоятельно выбирают механизмы защиты. Условиями утверждения локального документа является подробное описание схем, их законность, а также наличие условий и сроков возврата.

Какие виды обеспечения используют?

Жестких ограничений законодатель не установил. Заказчики пользуются существующими гражданско-правовыми инструментами, следуют рекомендациям РФ, придерживаются устоявшейся практики. Распространение получили две формы:

  • внесение денежной суммы;

Участники получают информацию о порядке обеспечения задолго до подачи документов. Согласно четвертой статье закона 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать положение о закупке в течение 15 суток со дня официального утверждения. Минимальный срок действия локального акта – 12 месяцев.

Повторно условие о допустимой форме гарантий и их размере размещают в извещениях о проведении аукционов/конкурсов. Отсутствие сведений является основанием признания процедуры недействительной.

Порядок возврата обеспечения заявки по 223-ФЗ

Победителем закупки может стать лишь один участник. Лицам, направившим заявку на рассмотрение, возвращают полный размер перечисленных в обеспечение средств. Заказчик не вправе удерживать суммы или требовать от дополнительных документов. Вернуть деньги он обязан без напоминаний.

Четкую правовую оценку по этому вопросу дали служители Фемиды в 2016 году. Принимая постановление по делу А56-44371/2015, Тринадцатый ААС детально охарактеризовал каждый этап отношений.

Практика

Спор между участником закупки ООО «НПК» и заказчиком ОАО «Ленэнерго» возник по поводу возврата обеспечительного платежа в размере 300 000 рублей. Несостоявшийся исполнитель по контракту направил требование о перечислении сумм сразу после объявления победителя. Однако руководство акционерного общества обращение попросту проигнорировало. Ни письменного ответа, ни денег истец не получил.

Юристы общества «НПК» обратились в арбитраж и взыскали с «Ленэнерго» не только сумму обеспечительного платежа, но и проценты за неправомерное удержание. Суд признал факт неосновательного обогащения и удовлетворил требования истца в полном объеме. Правоту первой инстанции подтвердила и апелляция. Доводы ответчика о несоблюдении претензионного порядка во внимание не приняли. Недобросовестному заказчику пришлось вернуть деньги, возместить все убытки и компенсировать процессуальные издержки.

Вывод

Таким образом, действующий механизм закупочной деятельности защищает интересы не только заказчиков, но и участников. Злоупотребления в этой сфере обходятся дорого. Даже незначительная задержка в исполнении обязательств оборачивается серьезными финансовыми санкциями. Суды подходят к разрешению конфликтов предельно внимательно и объективно.