Конспект НОД в старшей группе «Весенние чудеса». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в весенний лес

Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом yглy. Высyнyть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок. Сергей Городецкий



Велика роль природы в духовной жизни общества. Чем больше мы узнаём красоту своего края, тем больше начинаем любить его. Ознакомление детей с природой – это средство образования и накопление знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей. Мы считаем, что направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер.




1. развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную); 2. учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации; 3. способствовать проектной деятельности индивидуального и группового характера; 4. помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее и выражать их в образной форме; 5. развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем); 6. расширить и систематизировать знания детей о весне; 7. развивать и обогащать словарный запас по теме проекта, монологическую и диалогическую речь; 8. воспитывать любовь и бережное отношение к природе; 9. развивать познавательную активность детей посредством дидактических игр; 10. развивать детское творчество через продуктивную, театральную деятельности; 11. поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.


Как наиболее эффективно построить работу в этом направлении? Формы работы Интеграция узких специалистов и воспитателей Внедрение новых технологий, методов и приемов в продуктивную деятельность детей Интеграция образовательных областей Создание предметно – развивающей среды Взаимодействие с семьей Взаимодействие с другими социальными институтами






Подобрать и составить конспекты по всем направлениям психолого – педагогической работы с детьми. Поискать информацию в СМИ, интернете (сотрудничество с родителями). Пополнить предметно - развивающую среду пособиями, атрибутами и т.д. Понаблюдать за природными изменениями. Подобрать книги о весне. Просмотреть презентации по данной теме. Подобрать дидактические пособия.




1. В непосредственной образовательной деятельности (конспекты): "Весенние явления", "Весна, весна на улице" "Рассматривание картины Ю. Левитана "Весна. Большая вода" (коммуникация); "Путешествие в весенний лес" - (познание - математика); "Весна идет! Весне дорогу" (художественное творчество - рисование); "Дневник наблюдений" (художественное чтение, художественное творчество); "Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!"(художественное творчество - лепка); "Птицы весны", "День весеннего равноденствия" "Пришла весна - встречай детвора"





Весна, весна кругом живёт и дышит, Весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши, Да так поёт, что слышит весь район. Раскрыты окна. Веет тёплый ветер, И лёгкий пар клубится у реки, И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики.




















Что мы приобрели? Умение самостоятельно организовывать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). Находить и анализировать эффективность использования источников информации. Творческий подход к проектной деятельности индивидуального и группового характера. Умение символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме. Навыки взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект родителей, общение между собой и с воспитателем). Развили такие качества как: любовь к природе, животным. Расширили представления о весне через поисковую, исследовательскую деятельность. Знания о весне, признаках весны, жизнь животных весной.


В чем мы уверенны? В том, что: приобретенные детьми умения, навыки и знания будут активно реализовываться в течение всей их жизни; наши дети станут заботливо относится к растениям, животным в весенний период; они будут читать стихи о весне, вести наблюдения за природой.


Весна идёт Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла. Расколол я тонкое Звонкое стекло, Озеро широкое Снова потекло. Говорят прохожие: -Вот весна идёт!- А это я работаю, Разбиваю лёд. Агния Барто


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МБДОУ детский сад № 8 «Елочка» Уренского Муниципального района Нижегородской областиПрезентация по ознакомлению с природой«Весенняя страда»Подготовила: воспитатель старшей группы Мальцева Фируза Николаевна ТЕМА: «ВЕСЕННЯЯ СТРАДА»Программное содержание.Закреплять знания о весенних изменениях в природе.Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.).Развивать любознательность, творчество, инициативу. Краткое описание слайдов.Слайд 4. Оргмомент. Чтение стихотворения.Слайд 5. За лесами, за лугами Раздается в поле гром: Это тракторы плугами Пашут легкий чернозем.Трактор везет за собой плуг – рыхлитель земли. Он переворачивает верхний слой почвы.Слайд 6. А это борона. Она с острыми зубьями, поэтому называется «зубовая». Борона разбивает крупные комья земли на мелкие. Бороной боронят землю.Слайд 7, 8, 9. Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку. Сеялка делает бороздки.Из сеялки семена равномерно падают на землю в бороздки.Слайд 10-15. Таким способом сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры – это растения, дающие зерно – пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и другие.Слайд 11. Пшеница (манная крупа). Слайд 12. Рожь. Слайд 13. Рис. Слайд 14. Просо. Слайд 15. Ячмень (крупа перловая и ячневая).Слайд 16. Зернобобовые культуры – это бобы, горох и другие.Агрономы – специалисты сельского хозяйства – знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ ГОД КОРМИТ. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? (Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи.Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? (Мука бывает пшеничная – ее делают из пшеницы, и ржаная – ее делают из ржи. Слайд 17. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи.Слайд 18. Из ржаной муки выпекают черный хлеб и ржаные пряники.Вывод. Как нужно относиться к хлебу?Пословицы о хлебе.-- Хлеб всему голова.-- Хлеб да вода – богатырская еда.Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель : Продолжать расширять и обогащать знание детей об овощах.

Задачи : Учить различать по цвету, форме; расширять представление детей о сезонных работах в саду и огороде; уточнить представление детей о том, что из чего можно вырастить растение; продолжать учить детей приемам посева семян, подвести детей к пониманию условий необходимых для роста растений: солнце, вода, тепло; воспитывать интерес к растительному миру, желание трудиться;

Предварительная работа : наблюдение за комнатными растениями, рассматривание иллюстраций, загадки об овощах, беседа «В каком виде едят помидоры», дидактическая игра «Вершки и корешки».

Материал : стаканчики с землей, розетки с семенами, лейки с водой, деревянные палочки.

Словарная работа : лунка, рассада, садовод, цветовод, овощевод.

Планируемые результаты : с интересом разгадывание загадок об овощах, доброжелательное взаимодействие с воспитателем и сверстниками во время игры, проявление самостоятельности при работе.

Ход НОД :

Вводное слово воспитателя:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Дети: весной.

Воспитатель: правильно, это весна. Сегодня мы с вами поговорим о весне, о весенних заботах людей. Ребята, а кто из вас может мне назвать весенние месяцы?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель : правильно это март, апрель, май, а как вы думаете солнце светит ярче или нет?

Дети: да.

Воспитатель : правильно, весной дни становятся длиннее, солнце греет ярче, теплее. Сегодня мы с вами поговорим о весенних заботах в саду и на огороде.

Скажите пожалуйста где выращивают фрукты?

Дети : в саду.

Воспитатель : как называют людей работающих в саду?

Дети : садовод.

Воспитатель : а где выращивают овощи?

Дети : на огороде, на полях.

Воспитатель : как называют людей которые выращивают овощи?

Дети : овощеводы.

Воспитатель : сегодня мы с вами будем маленькими овощеводами подготовим рассаду, а какую вы узнаете, отгадав загадку:

Как на нашей грядке,

выросли загадки.

Сочные да крупные,

вот такие круглые.

Летом зеленеют,

к осени краснеют.

Дети : помидор.

Правильно, а в мае ребята высадим нашу рассаду в грунт на огороде.

Воспитатель : помидоры начали выращивать в Перу и Мексике, после открытия Америки, помидоры, как комнатные растения привезли в Европу. Но вот уже 180 лет все знают, что спелые, красивые ягоды-так его называли в начале, очень вкусны. Они богаты витаминами «А», «С». Поэтому в конце марта начале в апреля семена высаживают в специальные теплицы-так они успевают вызреть до конца лета. Томаты-однолетние растения. Для прорастания семян необходима температура плюс 22, 23 градуса. Томаты хорошо развиваются в рыхлой почве. Мы уже отметили, что помидорам нужен теплый климат, хорошую почву, тепло. Ребята, скажите, у нас в группе тепло?

Дети: да.

Воспитатель : Скажите, а что еще необходимо, чтобы наши семена взошли?

Дети : вода.

Воспитатель: Да, правильно, все необходимые условия у нас с вами имеются: вода, земля, теплое помещение. Давайте мы с вами ребята немножко отдохнем. Подвижная игра с мячом «Бывает не бывает.»

Иней летом - нет

Снег зимой - да

Мороз летом - нет

Листопад весной

Метель осенью

Заморозки весной

Дождь летом

Гроза весной

Роса зимой

Летом почки-

(На фланелеграфе выкладывается алгоритм последовательности работы посадки семян. Все действия проговариваются, затем ребенок повторяет и дети самостоятельно выполняют работу.)

Воспитатель : ребята, на ваших столах есть все необходимое, давайте подойдем к столам и самостоятельно выполним работу. Мы с вами говорили, что семена высаживаются в специальные теплицы, а такую тепличку, которая будет давать нашим семенам, мы приготовим сами, ящик прикроем пленкой, будет дополнительное тепло и влага.

Вот в руке у меня календарь наблюдений за посадкой томатов, где мы с вами будем отмечать всходы и рост нашей рассады. А когда температура воздуха на улице будет плюс 15, плюс 20 высадим на улицу, где в течение лета будем ухаживать за ними, а осенью соберем урожай. На этом наше занятие закончилось, все сегодня хорошо поработали.

Итог:

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии, было ли вам трудно сажать семена томатов? (ответы детей)

Кривошеина Е. В., Купцова А. В. – воспитатели, Акшатина Н. А. – педагог-психолог, МАДОУ№ 99 г. Томск.

Цели:

  1. Систематизация и закрепление знаний детей о смене времен года, закрепление названий весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.
  2. Развитие навыков элементарной исследовательской деятельности, логического мышления, физиологического дыхания. Воспитание бережного отношения к природе, гуманных проявлении в поведении и деятельности в природе.
  3. Закрепление навыков коллективной работы.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна) .

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …) . Давайте найдем наше настроение и вспомним, какое еще бывает настроение.

Дидактическое упражнение: “Найди настроение. Покажи настроение”. (С использованием пиктограмм)

Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое? ” Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее) . А лужи весной какие? (Весенние) . А небо, весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)

Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.

Весной набухают почки.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.

Весной просыпаются насекомые?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и - мачеха.

Весной появляется трава.
Весной идет дождь.

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на мольберте картинки с приметами в две “дорожки”: ранняя, поздняя весна)

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Подвижная игра: “Весна, весна красная”.

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают

на носочки, вдох)

С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу) .

Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет! ” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах! ”)

Весна приготовила для вас сюрприз.

Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая)

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку)

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется) . Давайте проверим. (Роняю) . Значит, она какая? (Хрупкая) . Что еще бьется при падении? (Стекло)

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки) . Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос)

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Пальчиковая гимнастика:

“Кап-кап-кап звенит капель – (барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино)

Это к нам пришёл апрель”.

Послушайте стихотворение. (Чтение ребенком стихотворения “Капель”)

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель,

На улице весна.

Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

Какие еще весенние месяцы знаете?

Давайте дружно скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”.

Так что же весной ярко светит, греет, припекает?

Давайте позовем солнышко.

Закличка “Солнышко” (с хлопками) :

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)

Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)

Платье алое надень, (хлопки по коленям)

Подари нам красный день! (хлопки над головой) .

Гимнастика для глаз:

Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.

Что же можно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Потрудись весной – сытым будешь зимой.

Февраль силён метелью, а март – капелью.
Больше землю удобряй, будет выше урожай.

Воспитатель: Ребята, а когда станет совсем тепло, мы с вами высадим наши цветы на клумбу нашего участка. Эти цветы будут радовать нас с вами всё лето, до самой осени.

Путешествие по Весне для старшей возрастной группы детского сада.

Автор: Петрова Ольга Васильевна - воспитатель 1 категории города Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада №171 «Крепыш».
Назначение: Данный материал предназначен для использования воспитателями детских садов в старшей возрастной группе. Мною представлена непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие по весне».
Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: обобщить знания и представления детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:
Упражнять детей в умении устанавливать различные причинно- следственные отношения и связи в использовании элементарной поисковой деятельности, в умении принимать и ставить самостоятельные познавательные задачи.
Развивать умение детей связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их.
Продолжать учить детей слушать друг друга, дополнять и уточнять ответы товарищей, высказывать свое мнение, доказывать правоту.

Материал:

Ката-схема движения по маршруту

Кроссворд

Репродукции картин разных периодов весны.
Музыка Шаинского - «Голубой вагон».
Металлофон, 2 стакана с водой, свистульки, колокольчики, бумага, барабан.
Музыка Ф. Шопена - «Весенний вальс».
Билет на проезд (символический знак за правильный ответ).Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие отправиться в увлекательное путешествие просим собраться возле паровозика из Ромашкова.
Сегодня паровозик из Ромашкова приглашает нас попутешествовать по весне.
Вот карта-схема, как вы думаете, что это обозначено на ней?
Дети: Остановки, станции.
Воспитатель: Мы будем следовать по намеченному маршруту. На проезд я предлагаю вам приобрести билеты. Билеты выдаются тому, кто вспомнит пословицы или поговорки о весне.
Дети: (называют пословицу или поговорку и получают билет)
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Весной трех погожих дней подряд не бывает.
Весной запашку затянешь - ножки протянешь.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Матушка весна всем красна.
После самой лютой зимы все равно придет весна.
Пришел марток - надевай семеро порток.
Воспитатель: Проходите, занимайте свои места согласно билетам.
(дети садятся, звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»)
Воспитатель: Первая остановка (читают название) «Весенняя». Ребята, а что случилось, если бы весна не сменила зиму?
Дети: День не прибавился бы, не стала бы короче ночь.
Солнышко не светило бы так ярко.
Мы бы не увидели, как тает снег, бегут ручейки.
Не появились бы проталины.
Не прилетели бы перелетные птицы из жарких стран и мы бы не услышали их пение.
Никто бы не увидел, как распускаются первые листочки на деревьях и кустарниках. Как появляется травушка- муравушка.
Мы бы не увидели проснувшихся насекомых.
Воспитатель: Я согласна с вами, что весна приносит с собой много разного чуда. А может ли пахнуть весна? Чем она пахнет?
Дети: Свежая травка пахнет огурцом.
Цветущие деревья – медом.
Ароматом цветов и трав пахнет весна.
Воспитатель: Я думаю вы хорошо знаете первоцветы и предлагаю вам отгадать кроссворд:

1. Из под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
2. Из-под снега появились,
Солнцу, ветру удивились,
Будто облако с небес
Синевой окрасив лес? (Пролески/Подлесок)
3. Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыш)
4. Кто живет весною с желтой головою,
Солнышко пригреет – голова белеет? (Одуванчик)
5. Шмель цветку очень рад, ах, медовый аромат,
И цветки красивые- розовые, синие. (Медуница)
6. Как гусята разбежались желтые цветочки,
Улыбнулись детворе желтые комочки. (Гусиный лук)
7. Я знаменита не цветами, а необычными листами,
То твердыми, холодными, То мягкими и теплыми. (Мать и мачеха)
Воспитатель:
"Фиалки, ландыши для нас
Веселый лес весной припас.
Но мы их рвать не будем –
Пусть дарят радость людям!" (В. Берестов)
Молодцы отгадали весь кроссворд. Мы продолжаем наше путешествие и следующая станция «Музыкальная». Мы много раз слушали, как звучит весна. Попробуйте изобразить с помощью этих инструментов музыку весны. (На столе стоят металлофон, 2 стакана с водой, свистульки, колокольчики, бумага, барабан).
(Дети имитируют звуки весны)
Воспитатель: Я рада, что вы умеете чувствовать запахи и слушать звуки весны.
А что интересного происходит весной с растениями?
Дети: Все растения начинают расти.
Воспитатель: Давайте представим, что мы семечко из которого начинает расти росточек. (Под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс» дети имитируют рост растения, распускание цветка.)
Воспитатель: Какая красивая, зеленая, радующая глаз у нас получилась полянка. А чем занимаются люди весной?
Дети: Сажают цветы, деревья, овощи.
Воспитатель: Зачем это им?
Дети: Овощи для питания, цветы для красоты.
Воспитатель: Весной вырастает много растений и трав, и каждый из них очень важен для природы. Особенно много трав в лесу. Мы часто туда ходим, играем, собираем цветы, но в лесу с нами могут случиться неприятности. А вот и станция «Лесная». Представьте себе, что вы в лесу поцарапали колено. Ваши действия?
Дети: Можно ранку обработать соком чистотела, так как он содержит йод или приложить лист подорожника, так как он обладает противовоспалительным действием.
Воспитатель: А вот и последняя станция «Художественная» Посмотрите, сколько здесь прекрасных пейзажей. Рассмотрите их внимательно и выберите лишь те, которые посвящены весне, а вешая их на мольберт, нужно объяснить свой выбор.


(Дети выбирают картины и объясняют, почему они решили, что эта картина о весне)
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Что больше всего вам понравилось, запомнилось в нашем путешествии? (выслушиваются высказывания детей) А теперь я предлагаю вам занять свои места и вернуться в наш детский сад.

Спасибо за внимание!
Творческих успехов!