Интеллектуальная игра ко дню конституции для старшеклассников. Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Сценарий игровой программы ко Дню Конституции РФ.

«Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Ход мероприятия

Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства больше 20 лет, а если быть точнее, то 24 года.

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Права, свободы человека -

Таков приоритет страны.

Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,

Мы все едины, мы - народ!

Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме. Ну, а изучать Конституцию как документ вы будете, или уже начали на уроках обществознания.

Перед вами экран с темами конкурса. Команды по очереди выбирают, в который будем играть.

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

А напоследок хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!

1.Кто быстрее ?

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – поднимаем зелёный сигнал. Если это противоречит закону, красный.

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

2.Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

3.Пойми меня

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

Демократия- власть народа;

Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;

Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

Свидетель-очевидец преступления;

Адвокат-защитник;

Преступление- особо тяжкое противоправное действие;

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

Суверенитет-независимость.

4.Термины

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 команда: (конституция)

Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 команда: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 команда (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 команда (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

5.Конкурс капитанов.

Кто является Верховным Главнокомандующим? (В. В. Путин)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

6.Сканворд

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

7.Сказка ложь, да в ней намек…

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

8.Отгадай сказку.

    В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

    В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого живые летательные аппараты? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

    В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

    В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

    В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

    В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

    В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

    Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

    Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

    Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

    Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

    Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

    В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

    Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

9.Анаграммы

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок - К О Р Ё Н Б Е

Семья – М Я С Ь Е

Страна – А Р А Н С Т

Документ – К У Н Т Е М О Д

Закон – К О Н З А

Политика – И П О К А Л И Т

Жизнь – З И Н Ь Ж И

Родители – Д И Л И Е Т О Р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

10. Государственные праздники

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год

2. Праздник Весны и Труда

3. День защитника Отечества

4. Рождество Христово

5. День Победы

6. День народного единства

7. День независимости России

8. Международный женский день

11.Вопрос – ответ

1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

    Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни

    Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

12.Определи статью

    Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

    Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

    Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

    Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

    Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

    Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

    Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

Для зрителей

    Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

    Переговорное устройство милиции? (Рация)

    Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

    Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)

    Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)

    Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)

    Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

    Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)

    Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат.)

    Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

    Что такое символ? (Условный знак, обозначение).

    Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

    Что такое герб? (Эмблема государства).

    Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

    Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

    Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

    Что такое гимн? (Торжественная песня).

    Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

    Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

    Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

    Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

    Что означает слово «герб»? (наследство).

    Старинное русское название флага? (стяг).

    Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

    Кто является главой Российского государства? (президент).

    Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

    Назовите денежную единицу России. (Рубль).

    Назовите растение – символ России. (Береза).

    Назовите столицу России. (Москва).

    Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

    Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

    Что при вступлении в должность президент приносит народу? (Присягу).

Интеллектуальная игра,

посвященная Дню Конституции РФ

Цель: формирование гражданской компетентности обучающихся.

Задачи:

1 .Воспитывать уважение к основному закону страны - Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2 .Формировать умение применять на практике знания, полученные на уроках обществознания и права.

3 .Воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за свою страну.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Ход занятия: Вступительное слово учителя.

«Конституция – основной закон страны. Важно знать Конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра покажет, насколько хорошо участники игры её знают. Удачи».

Игра «Герб команды»

Необходимые материалы: листы бумаги формата А4, маркеры или фломастеры для каждого скотч.

Ход проведения:

участникам предлагается разделить лист на четыре части, начертив на нем две пересекающиеся диагональные линии. Данный лист будет являться основой для «герба». Чтобы создать свой «герб», каждая команда должна обозначить на листе соответствующие элементы:

- в верхней части указывается название команды;

- в правой части - 3 наиболее сильные стороны команды;

- в нижней части «герба» - 3 качества, которые более всего ценит в людях;

- в левой части необходимо написать ответ на вопрос «Что мы ждём от сегодняшней игры?».

Капитан команды устно описывает свой «герб».

1 конкурс «Разминка»

Задаются вопросы. Капитан команды поднимает карточку, если есть правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Победа в этом конкурсе зависит от быстроты реакции и правильности ответов.

Вопросы:

    Когда принята ныне действующая Конституция РФ? 12 декабря 1993г.

    Что является основной обязанностью нашего го­сударства? ст. 2, гл.1. Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и граждани­на - обязанность государства.

    На какой срок избирается президент РФ? 6 лет

    Какая форма правления в РФ? республика

    Кто является верховным главнокомандующим в РФ? президент

    Какова главная цель Конституции РФ? защита прав и свобод человека

    Назвать одну из обязанностей граждан РФ.

    Есть ли у нашего государства единые партия и ре­лигия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ признаётся полити­ческое многообразие, многопартийность. РФ - с ветское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.)

    С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закреплёнными в Кон­ституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)

    С какого возраста гражданин РФ может самостоя­тельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (ст. 60, гл. 2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет).

    Кто имеет привилегии перед законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).

2. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1 . Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2 . Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд.

Задание 5 . Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

    конкурс «Найди ошибку»

Командам выдаётся текст. В тексте надо найти ошибки. (3 мин.) За каждую найденную и исправленную ошибку в тексте присуждается команде 1 балл.

«Конституция РФ принята 11 декабря 1993 года. Она состоит из краткой вступительной статьи и трёх разделов.

Конституцию принято называть основным законам. Однако это не означает, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в нашем государстве должны ориентироваться на Конституцию.

Конституция базируется на таких ценностях, как нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности социального мира. Конституция провозглашает главной ценностью – международное сотрудничество.

РФ – социальное государство, конфедерация.

В РФ признаётся идеологическое и политическое многообразие. Однако государственной идеологией, по- прежнему остаётся марксизм – ленинизм.

Граждане РФ обладают многочисленными правами и свободами. В то же время у них есть обязанности. Соблюдать законы РФ, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, любить Отечество и другие.

Граждане РФ должны знать и соблюдать Конституцию РФ».

4 конкурс «Кто больше»

Кто больше назовёт слов, связанных с понятием «Выборы»

Команды называют слова по очереди. Ведущий фиксирует слова на доске.

За каждое названное слова команде начисляется 1 балл.

5 конкурс «Наши права»

Задание первой команде.

«В одном из 10 классов произошло неприятное событие.

Олег Смирнов, фактический лидер класса, прыснул газовым баллончиком ученику из параллельного класса и повредил ему глаза.

Директор школы созвал собрание класса.

Пожелавших выступить и осудить одноклассника оказалось не много. Многие предпочли отмолчаться, дабы не вызывать на себя гнев Смирнова. Однако директор стал поочерёдно вызывать учеников, оставшихся в стороне от обсуждения. Один из них заявил: «Но у нас свобода слова!»

«Правильно! – подхватил директор. – Вот и высказывайтесь»

(Действия директора – нарушение свободы слова, которое запрещается Конституцией.

Моральные нормы требуют публичного осуждения Олега Смирнова. Этот случай показывает, что действия морали шире, чем права, и не всякая этическая норма находит защиту в сфере права).

Задание второй команде

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались каждый при своём мнении. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности. «Ты жадина, поэтому и не даёшь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, потому вечно и канючишь!» - ответил другой.

(«Жадина», «ни к чему не способный человек» - это сведения, порочащие честь и достоинство человека. Вопрос о правомерности их распространения зависит от того, соответствует ли он действительности

Выражение «балбес» - оскорбление, так как унижается честь и достоинство человека в неприличной форме. Свобода слова имеет свои ограничения.)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Оценочный лист члена жюри

Название конкурса /максимальный балл

Команда

Команда

«Рзминка» /за каждый правильный ответ 1 балл

«Сказка ложь, да в ней намёк» » /за каждый правильный ответ 1 балл

«Найди ошибку» /за каждую правильно найденную и исправленную ошибку 1 балл

«Кто больше» /за каждое названное слово 1 балл

«Наши права» /максимальная оценка 5 баллов

Ежегодно 12 декабря в России отмечают День Конституции. Дата выбрана не случайно, именно в этот день всенародным голосованием принят основной закон, который определяет устройство общества, организацию органов власти, избирательную систему, обязанности гражданина России. В этот день повсеместно устраивают интересные развлекательные мероприятия с конкурсами, викторинами и играми, благодаря которым у юных жителей страны появляется возможность развить в себе чувство патриотизма, почувствовать гордость за Россию, понять значимость символики государства, его Конституции.

Конкурс: «Это гимн нашей страны»

В конкурсе приглашают поучаствовать две команды (в каждой по 3-5 человек). Команды получают конверт, в котором находятся вырезанные строчки гимна, (кому-то достаются строчки куплета, кому-то припева).
Задача игроков.
1. Определить какие строчки им достались (припева или куплета).
2. Расставить их в верном порядке.
Важно! Внимательные заметят, что в их конверте не хватает одной строчки (завершающей). Побеждает та команда, которая не только справилась с заданием быстрее, но и правильно назвала последнюю «отсутствующую» строчку гимна.

Игра «Отыщи слова»

Приглашают принять участие две команды по 3-4 человека. Игра требует внимания и быстрой реакции, она проводится двумя способами.
1. В центре ставят доску, на которой в большой сетке по типу кроссворда записаны буквы. В ней скрыты слова, связанные с темой «Конституция». По сигналу ведущего игроки ищут слова, записывают их на листочек. Побеждает та команда, которая найдет за отведенное время (минуты 2-3) больше всего слов.
2. Каждая команда получает буквы (разрезать предварительно распечатки слов), из которых на время нужно составить больше слов на тему «Конституция».
Примеры слов:
столица;
гимн;
конституция;
флаг;
орел;
права.
Игра «Кто я?»
Игра посвящена личностям, которые сыграли важную роль в политике, в судьбе страны, регионов, отдельных городов и районов.
Приглашают две команды (3-4 человека). Игроки по очереди тянут карточки, на которых записаны имена выдающихся личностей. Задача игрока объяснить другим членам команды, кто эта личность, не называя имени и должности. Каждая верно отгаданная личность – балл в копилку.
Как играть?
1. Карточка: Ген. Сек. М.С. Горбачев. Подсказки: общественный и политический деятель, пережил войну и развал СССР. Главная в его жизни должность досталась ему после соответствующего указа.
2. Карточка: известный столичный мэр Лужков. Подсказки: Занимал главный в своей карьере пост на протяжение 18 лет. Имеет отношение к надбавкам пенсионерам, решению транспортного вопроса в Москве.
3. Карточка: основатель ЛДПР В.В. Жириновский. Подсказки: Скандально известный политический деятель, который в свое время сделал ставку на «периферию». Прославился не только своими «профессиональными качествами», но и своеобразным чувством юмора.
4. Карточка: Первый президент Б.Н. Ельцин. Подсказки: Политик, имя которого известно всем. За 6 лет работы на посту, который и принес ему такую славу, в разы увеличил бюджет России. Имел отношение к «течению реформаторов».

Игра «Правовой сундук»

Конституция закрепляет не только обязанности человека, но и его права. О последних и идет речь в этом конкурс. Ведущий подготавливает:
сундук (можно из картона);
предметы-подсказки.
К предметам-подсказкам относят:
сердечко (картонное, игрушечное, брелок или другой вариант);
свидетельство о рождении;
картинка домика;
любая мягкая игрушка;
рупор;
замок;
книга;
что-то из аптечки (например, игрушечный фонендоскоп);
машина игрушечная.
Правила игры.
1. Игра проводится с двумя командами по несколько человек в каждой.
2. Член каждой команды наугад тянет из сундука предмет.
3. Команда изучает предмет, пытается понять, какое отношение он имеет к человеческим правам.
4. Правильно озвученное право – очко.
Пример:
рупор – право высказывать свое мнение;
фонендоскоп – право на медицинскую помощь;
сердечко – право на любовь;
замок – право на неприкосновенность личной жизни;
изображение дома – право на жилище;
мягкая игрушка – право на отдых;
книга – право на образование;
свидетельство – право на имя с момента рождения человека;
машинка – право на свободное передвижение.

Викторина «Законы и дети»

Количество участников – 3. Вопросы задают по очереди. Ответ нужно дать в течение 3-5 секунд. Каждый верный ответ – балл.
Важно! К некоторым вопросам правильных ответов может быть несколько.
Примеры вопросов.
1) Как только ребенку исполняется ___ лет, он несет ответственность за каждое нарушение закона.
а) 18;
б) 14;
в) 16.
Правильный ответ В.
2) Несовершеннолетним нарушителям закона это наказание не грозит.
а) исправительные работы;
б) штраф, размер которого зависит от вида нарушения;
в) тюремное заключение сроком более десятка лет.
Правильный ответ В.
3) С ___ лет ребенок несет административную ответственность.
а) 10;
б) 16;
в) 14.
Ответ Б.
4) Заявить о физическом насилии ребенок может, обратившись...
а) на горячую линию «телефона доверия»;
б) ни к кому, разобраться с обидчиком придется самостоятельно;
в) в отделение полиции.
Ответ В и А.
5) Это правонарушение связанно с уголовной ответственностью.
а) нарочно испортил чужую книгу;
б) избиение другого человека;
в) разбил школьное окно.
Верный ответ Б.
6) Использование нецензурной лексики в общественных местах связано с этим видом ответственности...
а) с дисциплинарной;
б) административной;
в) с уголовной.
Ответ Б.
7) Дети, которым еще нет 18, в общественных местах без родителей по закону могут находиться до этого времени.
а) до 9 вечера.
б) до 3 утра;
в) до полуночи.
Верный ответ А.
8) Когда ребенку исполняется 14 лет, он может понести уголовную ответственность за такие виды нарушения закона:
а) за кражу;
б) за причиненный вред здоровью другого по неосторожности;
в) за разбой.
Ответ А и В.
Игра-импровизация «Изобрази ситуацию»
Предварительно ведущий подготавливает:
карточки, где записаны разные виды ситуация;
шляпу, в которой карточки перемешаны (альтернативно мешочек).
Набирают две команды по 4-5 игроков. Игра проходит в два этапа.
Первый этап.
1. Представитель каждой команды тянет наугад листик.
2. Полученное задание, определенную ситуацию он изображает без слов.
3. Остальные члены команды пытаются угадать, о чем идет речь.
Второй этап.
По отгаданной ситуации команда отвечает на вопросы:
назовите участников ситуации;
какие права были нарушены;
кто в данной ситуации к обязанностям отнесся безответственно, халатно;
какое решение данной проблемы вы можете предложить.
Примеры ситуаций
1. Мальчик дразнит девочку, которая в итоге наносит обидчику удар книжкой.
2. Учащимся запрещают курить на школьной территории.
3. Несовершеннолетний ночью в квартире устроил шумную вечеринку.

Игра «Символ победы!»

Хорошая игра для двух небольших команд. Правила.
1. Каждая команда получает множество разноцветных полосок бумаги.
2. По сигналу ведущего игроки на скорость находят полоски, из которых можно составить государственный флаг страны.
Балл присуждается не просто самой быстрой команде, а и той, которая сможет объяснить значение каждого цвета на флаге.
Игра «Как же все запутано!»
Ведущий делает карточки с правами и обязанностями, разрезает их, чтобы получились отдельные слова или словосочетания. Карточки перемешивают (в рамках двух групп, «обязанности» и «права»), расставляют попарно в неправильном порядке.
На время по сигналу ведущего участники начинают составлять верные словосочетания.
Примеры сочетания слов по теме «Права», которые нужно переставить:
иметь свое мнение;
вступать в банки;
выражать имя;
вносить вклады в брак;
давать согласие на мелкие сделки бытового типа;
работать при движении на дороге;
совершать изменение собственного имени;
управлять велосипедом в свободное от учебы время.
Примеры пар слов по теме «Обязанности», которые командам нужно поменять местами:
соблюдать родителей;
получать воинский учет;
слушаться правила поведения;
встать на основное общее образование.
Игра «Права и сказочные герои»
Игра, в которой принимают участие несколько игроков. Им по очереди предлагают догадаться, о каком праве идет речь.
1. Три поросенка могли бы пожаловаться на посягательство, на их право... (на неприкосновенность жилища).
2. Колобок, которому несколько раз угрожала опасность, мог бы подать соответствующее заявление о посягательстве на его конституционное право... (на жизнь).
3. Кай, попав к Снежной королеве, пострадал от ущемления его права... (на свободу).
4. Дедуля из «Репки» вырастил огромный овощ благодаря тому, что он воспользовался правом... (заниматься домашним хозяйством).
5. Бабка Ёжка спокойно летала на метле благодаря своему праву... (на свободное перемещение).

Главная книга страны
(интерактивная игра, посвященная Дню
к онституции)

Цель: активизировать интерес к изучению Конституции РФ, законов РФ, других законодательных актов.

Участники: 4 команды по 5 человек, учащиеся 9–11 классов, учащиеся-болельщики, классные руководители, учителя истории и обществознания.

Оборудование: кабинет истории, «круглые столы» для участников, бумага, маркеры, памятки цветовых обозначений, таблицы оценок для жюри.

Оформление: название игры, герб, флаг страны, экран, тематическая выставка рисунков.

Ход игры

На этапе подготовки к игре проводятся следующие мероприятия:

– анкетирование старшеклассников (см. Приложение 2);

– подготовительный урок с целью предоставления общих знаний о символике и истории герба, флага и гимна. Более подробно даются сведения о составляющих герба в российской и европейской геральдике, поясняются цветовые обозначения (см. Приложение 4);

– учащиеся заранее дают название своей команде, выбирают капитана.

Звучат позывные. Выходят ведущие.

Звучит музыка (фоном).

1-й ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята! Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция России.

2-й ведущий. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра.

1-й ведущий. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, им слово для представления и приветствия.

Проходит представление команд.

2-й ведущий. Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойные соперники, а значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной.

1-й ведущий. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри, или, как мы его сегодня назвали, совет старейшин.

2-й ведущий. И сейчас мы с удовольствием представляем его членов.

Представление жюри.

1-й ведущий. Итак, мы начинаем!

Звучат позывные.

1-й ведущий. Каждая команда уже выбрала себе капитана и сейчас получит задания для первого конкурса под названием «Аргументы и факты».

2-й ведущий. Мы приглашаем капитанов подойти к нам и выбрать конверт с заданием (п риложение 1).

1-й ведущий. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, все равны перед законом. Так ли это, мы узнаем из выступления команд. Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи либо привести факты, свидетельствующие против нее.

2-й ведущий. Время подготовки задания – 5 минут, время основного выступления – 3 минуты. По окончании основного выступления все участники игры могут задавать вопросы выступающей команде.

1-й ведущий. А пока наши команды размышляют, мы предлагаем вам, уважаемые зрители, посмотреть…

Выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время вышло. Слово предоставляется команде _____, выдвигающей аргументы в пользу конституционной статьи.

Выступление команды.

1-й ведущий. Спасибо. Теперь слово их оппонентам.

Выступление команд.

2-й ведущий. Прения закончились. Спасибо всем командам за активную работу. И просим наш уважаемый совет старейшин оценить выступление игроков.

Выступление жюри (критерии оценок см. в Приложении 3).

1-й ведущий. А наша игра продолжается, и мы объявляем второй конкурс…

2-й ведущий. Который называется «Мозговой штурм».

1-й ведущий. Каждой команде предстоит продемонстрировать знание статей Конституции и ответить на 4 вопроса, используя текст главной книги страны. Цена каждого вопроса – 1 балл, вопросы задаются по очереди каждой команде.

2) На сколько глав разделена Конституция РФ? (9 глав.)

3) Возможно ли наше государство назвать унитарным? (Нет. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты. Ст. 1, 5, 65, 68, 69,72.)

4) Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ? (Нет, так как Конституция РФ является основным законом страны.)

5) Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти принадлежать одному лицу? (Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения.)

6) Возможно ли на территории какого-либо субъекта федерации ввести другую денежную единицу? (Ст. 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег не допускается.)

7) Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента страны? (Ст. 81. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)

8) Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание.)

9) На какие части делится парламент Российской Федерации? (Ст. 95. Совет Федерации, Государственная дума.)

10) Какую ветвь власти представляет парламент? (Законодательную.)

11) Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации? (Ст. 110. Правительству Российской Федерации.)

12) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, быть избранным в Государственную думу? (Нет. Ст. 97. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

13) Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие? (Согласно ст. 118 правосудие осуществляется только судом.)

14) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической партии? (Ст. 129. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации.)

15) Какой язык на территории России является государственным? (Ст. 68. Русский язык.)

16) Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике Российской Федерации субъектами РФ? (Ст. 70. Государственные гимн, герб, флаг Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.)

1-й ведущий. Ну, что ж, команды показали блестящие знания конституции, и мы просим наше жюри оценить этот конкурс.

Выступление жюри.

1-й ведущий. Спасибо, а мы объявляем третий конкурс.

2-й ведущий. Давайте с вами вспомним результаты анкеты, которую проводили среди старшеклассников ребята из кружка «Пресс-центр».

На экране диаграммы результатов анкеты.

2-й ведущий. Что же отметило общественное мнение?

1-й ведущий. 100 % респондентов знакомы с официальными символами страны.

2-й ведущий. 98 % хорошо знакомы с символами города и области.

1-й ведущий. 95 % считают, что школе просто необходима собственная символика – для поддержки имиджа.

2-й ведущий. Поэтому мы с вами сегодня создадим проекты герба школы. Основные правила составления гербов вы уже знаете, перед вами на столе лежит памятка по цветовым обозначениям, принятым в геральдике.

Через 10 минут каждая команда представит нам свой проект герба школы и ответит на вопросы, если таковые возникнут со стороны других команд. А жюри, пользуясь критериями оценок, определит победителя как в творческом задании, так и в общем состязании.

1-й ведущий. А пока наши команды работают, на сцене…

Идет выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время на подготовку истекло. Слово защитникам проектов.

Проходит защита проектов.

1-й ведущий. Спасибо командам за представленные проекты. Пришло время подвести итоги. Слово совету старейшин.

Жюри объявляет результаты конкурса.

Звучит музыка.

2-й ведущий. Ну, что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью, предоставленной Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

1-й ведущий. И для награждения команд мы приглашаем на сцену…

Звучит музыка. Церемония награждения.

Слайд 2

Главы основного закона

Правильные ответы:

1Б, 2И, 3Д, 4З, 5А, 6Г, 7Е, 8В, 9Ж.

Слайд 3

Основы конституционного строя

  • Слайд 4

    Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________ формой правления

    республиканской

    Слайд 5

    Российская Федерация –______________

    государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    социальное

    Слайд 6

    Российская Федерация – ___________

    государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    светское

    Слайд 7

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    разделения

    Слайд 8

    Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____________ или права изменить его.

    гражданства

    Слайд 9

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ___________ государства.

    обязанность

    Слайд 10

    Высшим непосредственным выражением власти народа являются ____________ и свободные выборы.

    референдум

    Слайд 11

    Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой _____________.

    равноправны

    Слайд 12

    Право или обязанность?

  • Слайд 13

    1. Указание своей национальной принадлежности

    2. Участие в управлении делами государства

    3.Забота родителей о детях

    Обязанность

    4. Получение основного общего образования

    Обязанность

    5. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры

    Слайд 14

    6. Забота о сохранение исторического и культурного наследия

    Обязанность

    7. Уплата законно установленных налогов и сборов

    Обязанность

    8. Сохранение природы и окружающей среды

    Обязанность

    9. Защита Отечества

    Обязанность

    10. Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях

    Обязанность

    Слайд 15

    Основной закон в цифрах

  • Слайд 16

    1. Сколько глав в Конституции РФ?

    2. Сколько статей в Конституции РФ?

    3. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    4. Каков срок полномочий Президента РФ?

    5. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ?

    6.Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ?

    Слайд 17

    7. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ?