Виды государственной помощи малоимущим семьям. Какие пособия положены малоимущим семьям Соц помощь малообеспеченным семьям

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Помощь малоимущим семьям – важный элемент государственной политики, который учитывает интересы самых малообеспеченных граждан нашего государства.

Важно понимать, что уровень среднего дохода – ключевой, но не единственный критерий, по которому законодатель составляет список льготников: в зависимости от региона и других обстоятельств ни один параметр не может считаться абсолютным по России.

Законодательная база

Именно в нем было дано определение , введены способы его расчета, а все граждане, доходы которых располагаются ниже этой отметки, должны получить помощь от государства. Также там было установлено понятие потребительской корзины – минимального перечня продуктов питания, которые необходимы среднестатистическому человеку для полноценного существования. Закон устанавливает, что прожиточный минимум должен исчисляться ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно (в зависимости от стоимости продуктов питания в регионе).

Все сопутствующие документы и подзаконные акты принимаются лишь на основании действующего закона «О прожиточном минимуме» .

Для различных категорий населения пособия имеют разную величину. Ключевых категорий малоимущих граждан всего три: трудоспособные, пенсионеры и дети. Размеры выплат индивидуальны для каждого региона, но существуют и общие тенденции.

Пособие на ребенка в среднем примерно на 5% ниже такового для трудоспособного гражданина, а для пенсионера – на 50%. Т. е. если в вашем регионе размер выплат составляет 9 тысяч рублей, то на ребенка будет выплачиваться примерно 8-8.5 тысяч, а для пенсионера – около 6 тыс. руб.

Виды государственной помощи

Денежные пособия

Прежде, чем рассказать о , необходимо разобраться в способе определения финансового достатка семьи – многие граждане по ошибке рассчитывают на помощь от государства, не зная верного способа расчета.

Для того, чтобы вычислить средний доход семьи , необходимо:

  1. Вычислить совокупный доход семьи за последние 3 месяца.
  2. Разделить их на количество членов семьи (в том числе и не имеющих дохода и несовершеннолетних) и еще на 3.
  3. Сравнить полученную цифру с установленным на текущий квартал прожиточном минимуме в вашем субъекте РФ. Если ваша цифра ниже – семья считается малообеспеченной.

Источником получаемых пособий является региональный бюджет. Целью их предоставления являются:

  • покупка товаров, входящих в потребительскую корзины (т. е. жизненно необходимых);
  • получения детского питания;
  • льготного пользования общественным транспортом;
  • льготного питания в столовых государственных учреждений (для школьников – в школьной столовой, для студентов – в университетской и т. д.);
  • компенсации денег, потраченных на одежду, необходимую в школе (спортивную и учебную форму);
  • помощь в поступлении в вуз.

Некоторые региональные администрации приняли решение выдавать единовременное , который идет в школу. Производится эта операция в начале учебного года.

– форма помощи малоимущим студентам. На нее имеют право:

  1. Инвалиды детства І и ІІ группы.
  2. Пострадавшие от воздействия радиационного загрязнения.
  3. Лица, получившие военную травму (в т. ч. инвалидность).
  4. Прошедшие военную службу или проработавшие в органах Внутренних дел более 3-х лет.

Размер социальной стипендии сильно отличается от региона к региону, но ее минимальный размер установлен на федеральном уровне: не менее 2010 рублей для ВУЗов и 730 – для колледжей и училищ.

Жилищные и коммунальные субсидии

Если речь заходит о коммунальных , то необходимо перечислить и те группы малоимущих, которые могут претендовать на них:

  • собственники жилых помещений;
  • члены жилищных кооперативов;
  • квартиросъемщики, обязательства которых с арендодателем закреплены договором;
  • члены семей всех перечисленных выше категорий.

Исключениями из этого правила являются:

  • граждане, проживающие по договору безвозмездного пользования и взявшие ссуду у юридического лица;
  • арендаторы жилья у частных собственников;
  • арендаторы жилья по договору поднайма;
  • отказополучатели, получившие жилье с исполнением наследства;
  • граждане, получающие ренту по договору бессрочного содержания;
  • и, соответственно, члены их семей.

Выплаты назначаются на срок в шесть месяцев. Выплаты происходят в денежной форме на указанный получателем банковский счет. Пенсионные карты и счета для получения других выплат тоже подходят. Возможны и выплаты через отделения связи. Если документы поданы в первой половине месяца (до 15-го числа) и одобрены, то выплаты должны производиться в 1-е число текущего месяца. Если позже – с 1-го числа следующего.

Налоговые и социальные льготы

Практика налоговых и социальных льгот в большинстве регионов ограничивается предоставлением права не уплачивать налог с льготных начислений.

Но для получения такого права необходимо обратиться в налоговую службу по месту прописки. Важно собрать требуемый пакет документов, предоставить их в отделение Федеральной налоговой службы и подать заявление, форма которого утверждена приложением к приказу ФНС N ММВ-7-11/280@ от 13 июля 2015.

Адресная помощь

Адресная помощь малоимущим в регионах может быть представлена:

  • ежемесячным или единовременным пособием;
  • социальными выплатами на оплату технических средств реабилитации;
  • обеспечение продуктами детей младше 2-х лет;
  • оказание единовременной помощи пенсионерам социальными службами.

Ключевая разница между этим и другими видами льгот в том, что они выплачиваются лишь определенной категории лиц. Адресная помощь предоставляется лишь тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума в силу непреодолимых обстоятельств или по уважительным причинам (например по состоянию здоровья). Безработные рассчитывать на подобные льготы не могут. Кроме того, адресная помощь может быть получена (более 3-х детей до 16 лет).

Предоставление одежды и других вещей

Данный вид помощи оказывается как на региональном, так и на государственном уровне. Для ее получения необходимо уже быть признанной малоимущей семьей.

Закона, обязывающего муниципальные или региональные органы власти оказывать натуральную помощь, попросту нет – узнавать о подобных процедурах необходимо в органах социальной защиты.

Четко установленной процедуры ее получения не существует.

Региональные особенности

Льготы малоимущим на региональном уровне представлены в тех же формах, что и на федеральном, но сюда же стоит добавить несколько других видов помощи.

Чаще всего это:

  • регулярные выплаты;
  • единоразовые пособия;
  • гранты на обучение;
  • надбавки к стипендиям;
  • натуральная помощь (одежда, лекарства, продукты питания).

Сумма выплат по пособиям варьируется от региона к региону и зависит от стоимости продуктов в конкретном субъекте РФ.

В ряде регионов имеются законы, которые помогают семьям с низким уровнем достатка при поступлении в вуз или – малоимущие дети могут пройти в учебные заведения без очереди. Для дошкольных заведений имеется практика снижения оплаты на 20-30%, но о конкретных нюансах этих процедур стоит узнавать отдельно для каждого субъекта РФ.

Благотворительные фонды и центры поддержки

В Российской Федерации действуют десятки фондов и центров поддержки, которые оказывают:

  • адресную помощь с сопутствующим мониторингом;
  • натуральную помощь (лекарствами, продуктами, одеждой);
  • психологическую и юридическую помощь и т. п.

Наиболее популярными являются организации «Сердце есть», «Русская береза», «Добросердие» и другие. Наличие филиалов в вашем регионе необходимо уточнять самостоятельно или в органах социальной защиты – часто они сотрудничают с волонтерскими фондами.

Что необходимо, чтобы получить помощь малоимущей семье

Федеральный закон «О малоимущих» установил и перечень необходимых документов для получения гражданами статуса малоимущих:

Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней. В случае, если один из членов семьи отсутствует, и семья не знает (или намеренно скрывает) его местоположение – право на пособие все равно сохраняется. Но выплаты будут производиться лишь после возбуждения уголовного дела по факту исчезновения этого человека. К слову, подделка документов и предоставление ложных данных в органы социальной защиты чревато отказом от оказания льгот независимо от реального положения семьи.

Оказание поддержки малообеспеченных граждан от администрации г.Ставрополь рассмотрено в следующем видеосюжете:

Естественно, все люди хотят жить так, чтобы иметь возможность позволить себе все, что они захотят. Однако в нашей стране, как и во многих других государствах, все-таки есть граждане, для которых такая жизнь является мечтой. Малообеспеченная семья - это такая семья, которая имеет очень ограниченный объем денежных средств. Их едва хватает на нужды взрослых и детей. Поэтому государство обязано помогать им.

Основное понятие

Малообеспеченная семья - это семья, средний доход которой на каждого человека не превышает установленный законодательством и региональными представительствами прожиточный минимум. При этом данное положение взрослых и их детей не зависит от них, и они не могут самостоятельно изменить его. То есть к малоимущим нельзя отнести тех людей, которые не желают работать, зависимы от алкоголя и наркотиков.

Естественно, получить представленный статус могут далеко не все. Поэтому каждому, кто хочет получить поддержку от государства, следует внимательно изучить Семейный Кодекс и другие законодательные акты. Например, малообеспеченная семья может быть даже в том случае, если она состоит из усыновителей и подопечных; одного родителя и ребенка; бабушек, дедушек и внуков. В то же время помощь не получат супруги, которые живут в гражданском браке или официально зарегистрированы, но не проживают вместе, если для них нет исключений в Кодексе. Однако самым главным критерием для оформления статуса является уровень дохода.

Куда следует обращаться для получения помощи?

Для того чтобы малообеспеченная семья имела возможность пользоваться какими-то льготами или получить дополнительную материальную помощь, необходимо знать, какие документы следует собрать, а также куда нужно их принести. Существует несколько мест, которые занимаются оформлением такого статуса:

  • Подразделение социальной поддержки населения по месту проживания граждан.
  • Специализированные лицензированные центры по социальному обслуживанию.
  • Управление соцзащиты.

Всю информацию про место нахождения представленных организаций вы можете узнать в Департаменте социальной поддержки населения или же на сайте портала Госуслуг.

Какие документы нужны для получения статуса?

Малообеспеченная семья может получить помощь, если она докажет, что действительно имеет на нее законное право. Для этого следует оформить соответствующий статус. Конечно, здесь уже не обойтись без сбора определенных справок и других документов. Вам понадобится:

  1. Заявление.
  2. Справка о составе семьи.
  3. Свидетельство о браке, а также документы, которые заверяют факт рождения детей.
  4. Справка из ЖЭКа, в которой доказывается отсутствие каких-либо задолженностей по коммунальным платежам.
  5. Бумага, в которой указаны все ваши доходы за последних 3 месяца. Причем в этом документе прописывается не только зарплата, но и пенсия, алименты, аренда автомобиля или жилплощади, гонорар, стипендия, различные пособия или другие выплаты.
  6. Малообеспеченная семья также должна представить свидетельства о наличии движимого и недвижимого имущества.
  7. Документы, в которых указывается о получении дополнительных социальных услуг.
  8. Заверенные копии паспортов взрослых членов семьи.
  9. Если у родителей есть ребенок-инвалид, то необходимо представить справку о его состоянии из медицинского учреждения.

Если у вас малообеспеченная семья, документы из основного перечня могут быть дополнены другими бумагами. Все зависит от тех правил, которые приняты в каждом конкретном регионе страны.

Следует отметить, что помощь предоставляется на полгода. Далее при необходимости вы можете оформить ее заново. Заявление о предоставлении статуса рассматривается в течение 10 дней. В некоторых случаях закон позволяет продлить этот срок до месяца.

Кто может получить помощь?

Теперь разберемся, кто вправе оформить статус малообеспеченной семьи. Это могут быть:

  1. Семьи, состоящие из двух взрослых и детей, то есть полные. Помощь им предоставляется, если они имеют низкий общий доход, а также если у них есть ребенок-инвалид.
  2. Неполные семьи с детьми.
  3. Родные военнослужащих, которые были призваны по повестке.
  4. Семьи, в которых воспитывается 3 или больше детей.

Естественно, существуют различные исключения, прописанные в законодательстве РФ.

Кто включается в состав семьи?

Уже было сказано, что для получения статуса семья может быть полной или неполной. Однако нужно понимать, кто должен входить в нее, чтобы иметь возможность оформить помощь. Итак, в состав семьи включаются:

  1. Супруги.
  2. Собственные или усыновленные дети, а также подопечные. При этом ребенок должен быть еще несовершеннолетним.
  3. Нетрудоспособные родители супругов.
  4. Совершеннолетние дети, если они имеют инвалидность и не состоят в браке.

Семьей также считаются те люди, которые не оформили свое совместное проживание официально, однако имеют общих детей.

В каких случаях помощь не предоставляется или отменяется?

Естественно, большое количество семей не могут обеспечить себя только за счет официального дохода. Однако они способны иметь дополнительный заработок. А он тоже учитывается при получении статуса малообеспеченной семьи. Поэтому следует рассмотреть те случаи, в которых вам не стоит обращаться за помощью государства. Например, вы не получите выплат, если:

  • В семье есть взрослые, которые целенаправленно не работают, не учатся в течение 3 месяцев перед подачей заявления. Естественно, из этого правила есть свои исключения (например, если они вынуждены пребывать дома из-за инвалидности своей или своих близких).
  • Супруги употребляют алкоголь или наркотики и не желают избавляться от вредных привычек.
  • Семья имеет достаточно большой земельный участок, площадь которого превышает 0,6 га. Однако если вследствие природных условий или других обстоятельств эти угодья не могут приносить пользу, то помощь может оказываться.
  • Члены семьи за последний год осуществили покупку, стоимость которой превышает 10 установленных законом минимумов.
  • Взрослые обладают каким-либо дополнительным источником дохода помимо официальной зарплаты.
  • Во владениях семьи есть более одного автомобиля или дома (квартиры).

Социальная помощь малообеспеченным семьям может быть отменена, если правила ее оформления были нарушены. Например, заявитель подал неполный перечень документов или недостоверные данные о состоянии обеспечения. Также субсидии могут отменяться, если люди переезжают на другое место жительства. Однако там они могут оформить статус повторно.

Какие виды помощи могут предоставляться государством?

Если вы решили оформить какой-то вид пособия, то муниципальные органы, которые занимаются этим вопросам, должны решить, какой именно тип помощи вам необходим. Существует несколько ее видов:

  • Материальное пособие малообеспеченным семьям или компенсация.
  • Льготы.
  • Помощь, не связанная с деньгами: обеспечение семьи продуктами, одеждой, обувью.

Что касается выплат, то их выдает Управление социальной защиты.

Какие льготы предоставляются?

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, какая именно помощь может быть предоставлена. Самым распространенным ее видом является льгота. Это специфический инструмент, при помощи которого социального блага перераспределяются. Главной особенностью льготы считается ее временный характер и конкретно определенная цель. Каждый год список таких инструментов пересматривается. Некоторые из них больше не действуют, кроме того, могут добавляться новые. Например, в 2015 году в нашей стране действуют такие льготы:

  1. Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, в которых есть беременные или кормящие женщины. Следует отметить, что такая помощь дается не во всех регионах государства. Кроме того, выплаты предоставляются на рождение ребенка (единоразово), на детей до 18 лет (каждый месяц), на малыша до 3 лет на одного родителя. А еще есть пособие для первоклассника (1 раз) и к началу учебного года.
  2. Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг. Она дается раз в полгода. На нее вправе рассчитывать сироты и матери-одиночки. Если в малообеспеченной семье есть дети дошкольного возраста, то родителям может быть выдана субсидия на оплату ДОУ. То есть взрослым будет компенсироваться определенная часть суммы.
  3. Льготы на налоги. То есть у вас есть возможность оплачивать сниженную ставку или на некоторое время вообще освободиться от ее погашения.
  4. Бесплатный проезд в транспорте. Особенно часто эта льгота предоставляется многодетным семьям. Причем транспорт может быть как местным, так и междугородним.
  5. Бесплатная помощь квалифицированных юристов. Например, малоимущие люди имеют возможность получить устную или письменную консультацию. Юрист вправе представлять интересы семьи в суде или других государственных органах.
  6. Кроме выплаты малообеспеченным семьям денежных средств могут осуществляться и образовательные льготы. Например, ребенок может быть зачислен в высшее учебное заведение вне конкурса. Естественно для этого необходимо соблюдать те правила, которые предусмотрены законом.

Особенности расчета размера помощи

Льготы малообеспеченным семьям предоставляются в том объеме, который установлен в каждом конкретном регионе. Что касается материальной помощи, то ее рассчитывает Управление социальной защиты населения на основании поданных вами документов.

Для того чтобы определить, может ли семья получить статус малоимущей, необходимо сравнить показатель ее среднедушевого дохода с установленным в регионе прожиточным минимумом. Он пересматривается и устанавливается несколько раз в год. Часто служба ориентируется на общефедеральный показатель прожиточного минимума.

Для того чтобы определить среднедушевой доход семьи, необходимо посчитать общее количество денежных средств, которые поступили за последний квартал. Далее делим полученную цифру на 3 и на общее количество членов семьи. Это и есть средний доход.

Федеральная или региональная помощь?

Нужно сказать, что государство обязано заботиться о своих гражданах, которые не имеют достаточно средств для жизни, на всех уровнях. Существуют общефедеральные социальные программы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Такие льготы устанавливаются Центральными органами социальной службы.

Что касается региональных программ, то они относятся только к тем людям, которые постоянно проживают на указанной территории. Они могут отличаться от федеральных. Однако оба варианта помощи дополняют друг друга. Региональный тип очень часто предоставляется беженцам и вынужденным переселенцам. Например, РФ гарантирует им компенсацию всех затрат, которые связаны с переездом и перевозкой вещей до места временного пребывания.

Что такое "адресная помощь"? Особенности ее предоставления

Она представляет собой осуществление всех действий, которые могут облегчить жизнь малоимущим семьям, инвалидам или одиноким гражданам. Такая помощь малообеспеченным семьям предоставляется по принципу нуждаемости. То есть социальные работники должны проинспектировать свой район и выяснить, кого необходимо взять на контроль. Однако главной проблемой современного законодательства является его уязвимость. Дело в том, что такой нормой могут воспользоваться недобросовестные люди, которые ради получения дополнительных денег могут обойти ее. Естественно, в этом случае законодательство должно быть гибким. Обязательно необходимо определить некоторые критерии предоставления помощи.

Существуют принципы осуществления такой работы:

  1. Помощь предоставляется только отдельным гражданам без привязки к какой-либо категории.
  2. Нужно законодательно определить специфический механизм осуществления выплат или оформления льгот, а также выявления тех людей, которым они нужны.
  3. Предоставление такой помощи обязательно должно обосновываться. Например, семья может доказать, что ее совокупный среднедушевой доход ниже, чем установленный государством минимум.
  4. Принцип контроля. То есть социальные работники обязаны проверить состояние малообеспеченной семьи.
  5. Ответственность получателя. Заявитель должен знать, что за предоставление недостоверных данных помощь ему не будет предоставлена. Кроме того, он может понести ответственность за то, что пытается обмануть государство.
  6. Наличие единой базы данных, в которой будет содержаться персональная информация о тех людях, которые уже получали помощь ранее, нуждаются в ней, или тех, которым было отказано по тем или иным причинам. Таким образом, будет облегчена работа социальных служб по выявлению действительно малообеспеченных граждан.
  7. Объединения усилий и координация действий всех тех организаций, которые работают по указанному профилю.

Вот и все особенности обеспечения малоимущих семей.

Как показывает практика, немногие семьи знают, что они относятся к разряду малоимущих. И уж тем более, не догадываются, на какие льготы и государственную поддержку они могут рассчитывать. Сегодня мы попытаемся ликвидировать это пробел и полностью осветить вопрос.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Сложная ситуация

Наше государство оказывает существенную поддержку тем семьям, которые оказались в сложной ситуации. Если вы относитесь к малоимущим, то можете вполне рассчитывать на нее, однако сначала необходимо подтвердить свой статус. Но как это сделать правильно и без того, чтобы несколько раз ходить в органы соцзащиты?

В каждом регионе нашей страны установлен определенный прожиточный минимум. Он варьируется в некоторых пределах для разных субъектов РФ, но всегда имеет точное выражение.

Например, в Московской области эта величина составляет чуть больше 10000 рублей.

Определить, можно ли вашу семью считать малоимущей, очень легко. Возьмите весь совокупный семейный доход за один календарный месяц и разделите его на количество членов вашей ячейки общества. Если число получилось меньше, чем прожиточный минимум, установленный в регионе, семья считается малоимущей.

Но просто посчитать мало. Теперь необходимо обратиться в органы соцзащиты с заявлением о признании статуса. Для того чтобы все прошло хорошо, потребуется документальное подтверждение всех доходов. Как правило, это справки формы 2-НДФЛ с мест работы, или же свидетельство о постановке на учет как неработающего гражданина. Если вы сидите с ребенком, тоже должен быть документ, подтверждающий этот факт.

Теперь еще один важный момент. Необходимо иметь точное представление о том, что такое семья вообще.

В нашем государстве в это понятие входят следующие группы проживающих вместе людей:

  1. супружеские пары с детьми;
  2. одинокие супружеские пары;
  3. одинокие родители и их дети.

Усыновленные дети всегда приравниваются в правах к родным. И еще одно важное условие: брак должен быть зарегистрирован. В противном случае семья таковой признана не будет.

Нередко происходит путаница понятий. Многодетные семьи автоматически приравнивают к малообеспеченным, но на практике это не так. Безусловно, там, где у родителей много детей, нередко среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, но не всегда. Если такое условие не соблюдается, то даже те семьи, в которых более трех несовершеннолетних членов, не признаются малоимущими.

Бывает и наоборот. Есть ячейки общества, в которых в силу жизненных обстоятельств, даже двое взрослых людей, не имея детей, не зарабатывают необходимую сумму. Тогда они признаются малообеспеченными.

Только после официального подтверждения статуса малоимущей семьи можно рассчитывать на государственную поддержку. Для этого важно заключить соответствующий договор с органами соцзащиты.

Оформление статуса

Итак, если по уровню доходов, ваша семья может претендовать на статус малоимущей, необходимо это оформить законодательно.

Потребуется собрать определенный пакет документов:

  1. Справка о составе семьи. Выдается в паспортном столе по месту прописки. Необходимо отметить и степень родства каждого человека по отношению друг к другу. Помните, что семьей считаются только супруги и их дети до 18 лет. Бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д. сюда не входят.
  2. каждого дееспособного члена. Достаточно формы 2-НДФЛ, но иногда могут потребоваться дополнительные документы (например, сведения о величине пенсии, размере стипендии и т.д.).
  3. Документы, удостоверяющие личности каждого члена. Для лиц, достигших 14-летнего возраста – паспорта, для младших – свидетельства о рождении.
  4. Свидетельство о заключении брака или о разводе;
  5. Счет в Сбербанке. Именно на него будут перечислять все положенные компенсации и выплаты.

Все документы собраны. С чего следует начать оформление? Обратитесь в региональный отдел соцзащиты и напишите заявление с предоставлением всех необходимых документов. Следует учитывать один момент: все дееспособные члены семьи должны быть трудоустроены. Если кто-то не работает, от него требуется справка из Центра занятости. А от женщин, которые ухаживают за малолетним ребенком, – подтверждение этого обстоятельства.

Все документы нужно сдать непосредственно сотруднику соцзащиты. Если в процессе возникнут какие-то вопросы или что-то будет непонятно – спросите. В этом деле лучше все уточнить и выяснить сразу, чтобы потом не было никаких проблем.

Вот мы и дошли до самого важного вопроса. Какие компенсации малоимущим семьям 2019 положены от нашего государства? Хоть список внушителен, но в разных регионах он может варьироваться. Дело в том, что все льготы и выплаты носят не только федеральный, но и региональный характер. Поэтому целесообразно уточнить точный перечень непосредственно в вашем субъекте РФ.

Мы же перечислим только те, которые возможны на всей территории страны:

  1. Единовременная выплата. На такую помощь можно рассчитывать один раз в каждый квартал (4 раза в год). Ее величина будет рассчитана непосредственно в администрации города с учетом тяжести положения семьи в целом. Примерные размеры – от 100 до 1500 рублей в расчете на каждого члена.
  2. Жилищная субсидия. Ее назначение тоже зависит от ситуации, в которой находится семья. Чаще всего предоставляется осиротевшим детям или родителям-одиночкам. Имеет целевое направление и предоставляется раз в полгода.
  3. Компенсации проезда на городском транспорте. Малообеспеченные семьи имеют право на оформление бесплатного проезда. Некоторым предоставляется возможность бесплатного проживания. Но это тоже решается в каждой конкретной ситуации.
  4. Беременные женщины из таких семей имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, предназначенной для оплаты необходимых лекарств и медицинских услуг – 580 рублей . Обязательное условие: нахождение на учете. Кормящие матери тоже могут рассчитывать на такую же сумму ежемесячно. Она положена до того момента, пока не закончится грудное вскармливание.

Остальные денежные выплаты касаются детей, проживающих в малообеспеченных семьях. О них мы скажем чуть ниже.

Льготы

Помимо денежных компенсаций, такие семьи имеют право на определенные льготы.

Причем, рассчитывать на них можно в любом регионе РФ:

  1. Налоговые льготы. Прежде всего, один из родителей малоимущей семьи полностью освобождается от ежемесячного удержания подоходного налога. Также налогами не будут облагаться все те денежные средства, которые начисляются в рамках социальной поддержки.
  2. Жилищные субсидии. Каждая семья оплачивает коммунальные услуги в расчете не более чем 22% от общего дохода всех членов. Это правило касается как собственников квартир, так и тех, кто живет по договору социального найма. Малоимущие семьи платят значительно ниже согласно специальным расчетам и региональным коэффициентам. Льгота оформляется раз в полгода.
  3. Бесплатные юридические консультации. Правовую помощь, в том числе и защиту в судебном разбирательстве, малоимущие семьи получают безвозмездно.
  4. Родители имеют право на получение работы, предполагающей льготные трудовые условия, снижение возраста выхода на пенсию, а также возможность освобождения от уплаты регистрационного предпринимательского взноса.
  5. Дети имеют право на зачисление в детсад вне очереди (с трех лет), бесплатное питание в школьной столовой (завтрак и обед), безвозмездный отпуск прописанных врачом лекарств (только для детей не старше 6 лет), получение спортивной и школьной форм, покупку билета до места лечения или отдыха на одного ребенка и сопровождающего взрослого со скидкой 50% (один раз в год).
  6. Вся семья в целом имеет право на получение бесплатного внеочередного дачного участка, ипотеку на льготных условиях, бесплатное посещение культурных учреждений (музеи, выставки, парки) единожды в месяц.

В некоторых регионах к этим льготам добавляются местные, их наличие необходимо уточнять в вашем отделе соцзащиты по месту прописки.

Выплаты

В основном, денежные выплаты, положенные малообеспеченным семьям, касаются детей. В разных регионах сумма варьируется, поэтому назвать ее точное значение невозможно. Но самое большое пособие можно получить на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. Если в семье всего один родитель, тогда сумма возрастет.

Во многих субъектах РФ предполагаются специальные целевые выплаты. Например, приуроченные к новому учебному году (на покупку необходимой литературы и канцтоваров), способствующие полноценному питанию и лечению беременных и кормящих женщин и т.д. Студенты, проживающие в таких семьях, получают от государства социальную стипендию. Это касается как тех, кто учится в вузах, так и воспитанников колледжей и техникумов.

Если есть дети

Наше государство максимальную поддержку старается оказать самым незащищенным гражданам – малолетним детям. Именно на них рассчитана большая часть дополнительных выплат и компенсаций. Итак, на что может рассчитывать малообеспеченная семья, имеющая детей?

Денежные выплаты:

  1. Ежемесячное пособие на ребенка до 3 лет. Оно оформляется на всю семью, поэтому получать может только один из родителей. Размер зависит от возраста ребенка: от года до полутора, от полутора до 2 лет, от 2 лет до 3 (в среднем, от 500 рублей). Переоформлять необходимо каждые полгода, сумма начисляется на каждого ребенка в семье.
  2. Выплата на третьего ребенка (и всех последующих). Если малоимущая семья еще и многодетная, ей положены ежемесячные выплаты, равные прожиточному минимуму. Выплачивается до достижения ребенком возраста 3 лет, затем идет перерасчет. Переоформляется (подтверждается) раз в полгода.
  3. Если в семье есть дети старше 3 лет, на них тоже положены ежемесячные выплаты. Они уже зависят конкретно от возраста ребенка и рассчитываются непосредственно в соцзащите.
  4. Временные пособия школьникам. К началу нового учебного года во многих регионах предусмотрено единовременное пособие в размере около 500 рублей . Для первоклашек тоже есть помощь – приблизительно 1500 рублей , срок выплаты с 1 августа до 1 декабря текущего года (для получения принесите справку о том, что ребенок зачислен в 1 класс).
  5. Пособие детям военнослужащих. Если в малоимущей семье один из родителей служит по призыву, детям тоже положены определенные выплаты. Сумма составляет около 10000 рублей и переводится ежемесячно, пока ребенку не исполнится полутора лет.

Помимо денежных льгот, детям из малообеспеченных семей предоставляются и другие:

  • связанные с поступлением в вузы;
  • обязательная молочная кухня для детей, не достигших 3 лет ;
  • бесплатное питание или определенный пакет продуктов;
  • возможность бесплатного проезда в городском транспорте;
  • бесплатное питание в школьной столовой.

Все перечисленные льготы не являются пожизненными, и при некоторых обстоятельствах, они аннулируются. Ниже мы рассмотрим, при каких именно.

Прекращение поддержки

Если вы получили статус малоимущей семьи, будьте готовы подтверждать его документально каждые полгода. Для этого придется приносить справки о доходах за последние 3 месяца. Если вы этого не сделаете, все начислений автоматически будут приостановлены.

Есть и другие варианты прекращения поддержки. Если один из супругов (или оба) получили более высокооплачиваемую работу, об этом нужно известить отделение соцзащиты. Снова будет произведен перерасчет доходов и при условии, что вы вложитесь в прожиточный минимум, статус будет снят. То же самое можно сказать и про ситуацию, когда женщина вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком.

Правительство старается поддерживать семьи, оказавшиеся в трудном материальном положении. Помощь оказывается не только посредством выплат, но и с помощью установления специальных льгот.

И если вдруг ваша семья находится в сложной ситуации, имеет смысл обратиться с заявлением в органы соцзащиты по месту прописки и улучшить свое положение.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Действующим законодательством в Российской Федерации предусмотрены различные льготы для малоимущих и малообеспеченных граждан. К мерам социальной поддержки относят государственная социальная помощь, обеспечение жилыми помещениями, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом критерии отнесения нуждающихся лиц к категории малоимущих для разных видов социальной поддержки могут отличаться.

Вопросы предоставления льгот для материально необеспеченных граждан регламентированы Федеральными законами N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Жилищным кодексом Российской Федерации и др.

Региональными программами предусмотрены получение детьми из малоимущих семей бесплатных билетов в кино, зоопарк, цирк и др.

6. Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, Также предъявляются дополнительные требования о сроке проживания в соответствующем субъекте.

Так, для того, чтобы получить социальное жилье в Москве необходимо проживать в г. Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет. Жилье предоставляется в порядке очередности.

Также малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, может быть предоставлено по договору социального найма освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей или собственников

Налоговые льготы для малоимущих

На федеральном уровне для малоимущих граждан предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость и договоров об отчуждении недвижимости (см. пп. 15 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации).

Региональным законодательством в отдельных субъектах России для малообеспеченных граждан предусмотрены льготы в виде частичного освобождения от уплаты налога на имущество , земельного и транспортных налогов. О ставках и льготах по транспортному налогу можно прочитать по ссылке.

Подготовлено "Персональные права.ру"