Служба медицины катастроф является. Всероссийская служба медицины катастроф

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – это функциональная подсистема РСЧС, объединяющая органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, предназначенных для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных конфликтах. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности ВСМК осуществляет Минздравсоцразвития России через штаб Всероссийской службы медицины катастроф, а также через межведомственные координационные и совещательные органы в установленном порядке. Руководителем ВСМК является Министр здравоохранения и социального развития РФ.

Побудительным мотивом к созданию службы явилось то, что в конце 90-х XX столетия на территории страны произошло несколько крупных чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами, что обусловило к началу 90-х гг. прошлого столетия необходимость развития в стране нового научного направления в отечественной медицине – медицины катастроф – и создания новой отрасли здравоохранения – службы медицины катастроф.

Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 года № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» было положено начало создания службы экстренной медицинской помощи (ЭМП). Постановлением определялось:

  • Минздраву СССР организовать в 1990 шесть центров экстренной медицинской помощи (два – в Москве и в городах Новосибирске, Ташкенте, Хабаровске, Киеве), возложив на них подготовку службы к действиям в чрезвычайных ситуациях, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий;
  • создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и др. ресурсов;
  • Минобороны СССР сформировать в 1990 четыре многофункциональных отряда специального назначения;
  • организовать в союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;
  • осуществить в течение 1990–1991 годов на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие этого постановления приказом Минздрава СССР от 14.05.1990 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в чрезвычайных ситуациях и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в район чрезвычайных ситуаций. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и плановоконсультативной медицинской помощи (санитарной авиации). Министром здравоохранения СССР 8 февраля 1991 года было утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В Положении указывалось, что служба экстренной медицинской помощи создается по территориальному принципу. Главной задачей службы является оказание экстренной высококвалифицированной медицинской помощи населению в районах чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура и регламент функционирования вновь созданной службы не были оптимальны, что заставило искать пути ее совершенствования и обусловили необходимость принятия Минздравом России решения о создании иной структуры. В связи с этим служба экстренной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» была преобразована во ВСМК. Этим же постановлением был определен комплекс мероприятий по реализации положений данного программного документа, в т.ч. и по созданию на базе Специализированного научно-практического центра экстренной медицинской помощи «Защита» Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»),

Дальнейшее развитие система спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения в чрезвычайных ситуациях получила после выхода в свет постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», которым было утверждено «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» и «Положение о межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф».

ВСМК создана на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (см. табл.).

Федеральный уровень: Минздравсоцразвития России, Росздрав, ВЦМК «Защита» – штаб ВСМК ВЦМК и МОСН Минобороны России; Учреждения и формирования Минздравсоцразвития, Росздрава, Роспотребнадзора, МВД России, Минтранса России и других министерств и ведомств; Клинические и научные базы.
Межрегиональный уровень: РЦМК – филиалы ВЦМК «Защита» – 7:1. Северо-Западный;

2. Центральный;

4. Приволжский;

5. Уральский;

6. Сибирский;

7. Дальневосточный.

Региональный уровень: ЛПУ и санитарная авиация субъектов РФ МОСН военных округов, формирования регионального подчинения МВД России, Минтранса России и др. ведомств ТЦМК-82.
Муниципальный уровень: Органы управления здравоохранением местной администрации, центры СМК, станции СМП, лечебные учреждения и формирования, в т.ч. ведомственные.
Объектовый уровень: Руководители здравоохранения объекта, медицинские силы и средства организации или объекта (поликлиника, медсанчасть, медпункт и т.п.).

На федеральном уровне в здравоохранении страны головным учреждением по проблемам медицины катастроф является ВЦМК «Защита» (см. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита») .

К учреждениям здравоохранения ВСМК относятся учреждения здравоохранения, имеющие задание на выделение профильных и развертывание дополнительных больничных коек, и создающие медицинские формирования. К штатным и нештатным формированиям ВСМК относятся: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, специализированной медицинской помощи; экстренного реагирования, врачебно-сестринские бригады, бригады доврачебной помощи; санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки. Профиль, количество и сроки готовности медицинских учреждений, штатных и нештатных формирований, а также учреждения-формирователи, на базе которых они создаются, определяются органами исполнительной власти соответствующего уровня, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных действиях. Функционирование ВСМК осуществляется в трех режимах - повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы.

Органы управления ВСМК создаются в мирное время по решению соответствующих органов исполнительной власти. Они образуют единую систему, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, обеспечивающую надлежащее решение вопросов предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий, террористических актов и военных действий. Финансирование ВСМК катастроф осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организацией с учетом федеральных, региональных целевых программ.

Опыт работы ВСМК по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций убедительно доказал необходимость такой службы в системе здравоохранения страны, ее эффективность в деле спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и в вооруженных конфликтах. Ее функционирование и практическая деятельность на протяжении многих лет позволяют утверждать, что служба медицины катастроф является общепризнанной на всех уровнях. Она стала надежным элементом системы безопасности страны.

Источники: Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация и режимы функционирования. Гончаров С.Ф. и др. -М., 2000; Всероссийская служба медицины катастроф – подсистема единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России. Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты: Медицина катастроф и реабилитация. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. -М., 1999. Гл. 1 С.


Всероссийская служба медицины катастроф организуется на пяти уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.

Организационная структура службы медицины катастроф включает следующие элементы: руководящие органы (руководство), органы управления, силы и средства.

Руководящими органами ВСМК на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии.

В состав комиссии федерального уровня входят по должности:

· Министр здравоохранения РФ (председатель комиссии),

· заместитель Министра здравоохранения РФ (заместитель председателя),

· президент Российской академии медицинских наук (заместитель председателя),

· главный Государственный санитарный врач РФ (заместитель председателя),

· директор Всероссийского центра медицина катастроф «Защита»,

· руководители медицинских (медико-санитарных) служб Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства путей сообщения РФ,

· председатель центрального комитета Российского общества Красного Креста.

Состав региональных комиссий определяется федеральной межведомственной координационной комиссией Службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав указанных комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой, директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.

Основными задачами комиссий являются :

· участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;

· разработка проектов законодательства и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции ВСМК;

· участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности ВСМК;

· решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности ВСМК, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений ВСМК;

· обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК к выполнению возложенных на них задач;

· решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав ВСМК формирований и учреждений различных федеральных органов исполнительной власти при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

· участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

· реализация единой системы подготовки сил и средств ВСМК;

· координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

· определение научных и клинических баз ВСМК;

· комплексная разработка проблем подготовки и деятельности ВСМК;

· разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

· определение основных направлений международного сотрудничества в области медицины катастроф.

Органами управления ВСМК являются соответствующие центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов ВСМК. На местном и объектовом уровнях функции штабов ВСМК возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

Основным документом , регулирующим деятельность ВСМК, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

К силам службы медицины катастроф относятся существующие и вновь создаваемые в здравоохранении учреждения и формирования.

К средствам службы относится любое имущество, необходимое для деятельности службы (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) и санитарно-транспортная техника.

Силы службы медицины катастроф условно подразделяются на стационарные и подвижные. К стационарным силам на разных уровнях административно-территориального деления относятся центры медицины катастроф, создаваемые на базе клинических институтов, медицинских вузов, крупных областных (краевых) больниц или других лечебно-профилактических учреждений. К подвижным силам службы относятся штатные формирования, созданные на базе центров медицины катастроф и нештатные формирования, созданные по заданию соответствующих межведомственных комиссий на базе лечебно-профилактических учреждений различных министерств и ведомств.

Формирования Всероссийской службы медицины катастроф - это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы, создаваемые для решения задач службы медицины катастроф в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, медицинских учебных и научно-исследовательских учреждений и обеспеченные по табелям специальным оснащением. Формирования Всероссийской службы медицины катастроф предназначаются для работы в районах чрезвычайных ситуаций, в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

СИЛЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

СТАЦИОНАРНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ
Штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф НЕШТАТНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Клинической базы службы медицины катастроф Местного, городского, районного уровня
Всероссийский

центр медицины катастроф «Защита» - головное научно-практическое учреждение ВСМК с клиническими и научными базами

Подвижные

Многопрофильные госпитали

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) Бригады скорой

мед. помощи линейные (БСкМПвр, БСкМПф)

Региональные центры медицины катастроф с клиническими базами регионального уровня Подвижные госпитали (ПГ) или отряды (ПО)

Бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ):

Хирургический профиль: (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические

детские хирургические) и др.

Терапевтический профиль: токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные и др.

Профиль этих

бригад аналогичен БСМП ПГ

Специализированные бригады

скорой мед. помощи (СБСМП): интенсивной терапии, токсико-терапевтические, психиатрические, педиатрические

Территориальные центры медицины катастроф с клиническими базами территориального уровня Создаются на базе НИИ мед. профиля, клиник, мед. вузов, крупных специализированных и многопрофильных

Формирования, финансируемые из бюджета Всероссийской службы медицины катастроф, являются штатными.

Учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф являются центры медицины катастроф, больницы и госпитали службы.

На федеральном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции регионального центра; медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами.

На региональном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), медицинскими формированиями военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

На территориальном и местном уровнях Всероссийская служба медицины катастроф представлена: территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.

Организационная структура службы медицины катастроф министерства здравоохранения Российской Федерации

В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и структурой Всероссийской службы медицины катастроф Служба создана на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и располагает соответствующими учреждениями и формированиями.

Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство Службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения Минздрава России.

Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий.

На федеральном уровне Служба представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита») с входящими в него формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи; специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федерального управления «Медбиоэкстрим»; клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной и планово-консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению; научными базами.

ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службы медицины катастроф и службы медицины катастроф Минздрава России (схема 3). Основным штатным подразделением Центра является штаб ВСМК и Службы. ВЦМК «Защита» одновременно выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона Российской Федерации, Евроазиатского центра медицины катастроф государств-участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

На региональном уровне Служба представлена филиалами ВЦМК «Защита», межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы России в гг. Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня. Филиалами ВЦМК «Защита» в федеральных округах являются: г.Москва (Центральный регион), г. Хабаровск (Дальневосточный регион), г. Новосибирск (Западно-Сибирский регион), г. Екатеринбург (Уральский регион), г. Нижний Новгород (Приволжский регион), г. Санкт-Петербург (Северо-Западный регион), г. Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский регион).

Филиалы ВЦМК «Защита» при выполнении задач применительно к региону подчиняются ВЦМК «Защита».

На территориальном уровне Служба представлена: территориальными центрами медицины катастроф, центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня, входящими в них формированиями и учреждениями, клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального органа управления здравоохранения, а по специальным вопросам - соответствующему региональному центру медицины катастроф.

На местном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служба представлена имеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Центры медицины катастроф являются учреждениями здравоохранения Российской Федерации и, как правило, включают в свой состав администрацию, оперативное и дежурно-диспетчерское подразделения, подразделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, оперативную группу управления со средствами связи, клиническую базу, бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности, транспортное подразделение.

Центры медицины катастроф работают круглосуточно под руководством соответствующих органов здравоохранения. Они в своей работе взаимодействуют в установленном порядке с имеющимися на данной территории силами и средствами военно-медицинской службы МО РФ, Главным врачебно-санитарным управлением министерства путей сообщения, медицинскими подразделениями частей и соединений гражданской обороны, с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности и транспортными организациями других министерств и ведомств.

На клинической базе центра медицины катастроф может создаваться подвижное формирование (госпиталь, отряд), предназначенное для оперативного выдвижения в зону чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению и автономной работы в течение до 15 суток. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание экстренной, планово-консультативной и специализированной медицинской помощи населению в районе постоянной дислокации.

Центры Службы с формированиями и учреждениями постоянной готовности, входящими в их состав, являются штатными силами Службы. Работа филиалов ВЦМК «Защита» и территориальных центров регламентируется соответственно Положением о региональном центре медицины катастроф и Положением о территориальном центре медицины катастроф, утвержденных приказом Минздрава России от 21 июня 1996 года №261.

На федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются нештатные формирования Службы за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений Минздрава России, основными из которых являются следующие.

На федеральном и региональном уровнях :

· бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.);

· санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады);

· специализированные противоэпидемические бригады.

На территориальном, местном и объектовом уровнях :

· бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

· специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);

· бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады),

· бригады доврачебной помощи;

· медицинские отряды;

· бригады специализированной медицинской помощи;

· санитарно-эпидемиологические отряды;

· санитарно-эпидемиологические бригады;

· противоэпидемические бригады.

Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя; при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.

Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и решения научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и научно-исследовательские институты, лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреждения.

Центры медицины катастроф обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средства и оказывать консультативную помощь структурным подразделениям службы медицины катастроф.

К подвижным сипам службы медицины катастроф Минздрава, созданным на базе лечебно-профилактических учреждений, относятся:

1. Подвижные штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф всех уровней:

· подвижные многопрофильные госпитали (ПМГ), созданные на клинической базе центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшего населению и автономной работы в течение 15 сут;

· подвижные госпитали (ПГ) или отряды, созданные на базе некоторых центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации и оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очаге (на границе очага), их временной госпитализации и подготовки к дальнейшей эвакуации. Профили этих госпиталей (отрядов) определяются решением межведомственных комиссий службы медицины катастроф;

· бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ), предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощи, организационно-консультативной помощи ЛПУ и координационной помощи медицинским работникам на местах. Они создаются на клинической базе центров медицины катастроф. Бригады имеют следующий профиль: хирургический (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, детские хирургические), терапевтический (токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные) и др.

2. Подвижные нештатные формирования клинической базы службы медицины катастроф всех уровней:

· бригады специализированной медицинской помощи (БСМП), создаваемые на базе НИИ медицинского профиля, медицинских вузов, крупных специализированных больниц, подчиненных Минздраву РФ. Они предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, усиления и перепрофилизации лечебных учреждений, обеспечивающих эти виды помощи, развертывания стационаров (отделений) по своему профилю на базе больниц, которым эти бригады приданы.

Профиль этих бригад аналогичен бригадам специализированной медицинской помощи постоянной готовности. Кроме того, могут создаваться специализированные бригады педиатрической помощи разного профиля.

3. Подвижные нештатные формирования территориального, местного и объектового уровней, создаваемые по заданию межведомственной территориальной (местной) комиссии на базе городских станций скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, медико-санитарных частей предприятий, диспансеров и т. д.

· бригады скорой медицинской помощи линейные (врачебные и фелъдшерские) для работы в очаге и на границе очага для оказании доврачебной и первой врачебной помощи;

· специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсико-терапевтические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.) для работы в очаге и на границе очага для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

· бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады (ВСЕ) - это мобильные бригады, предназначенные для работы в очаге (на границе очага) самостоятельно или для усиления бригад скорой медицинской помощи; оказывают первую врачебную помощь и готовят пораженных к дальнейшей эвакуации;

· бригады доврачебной помощи (БДП) для оказания доврачебной помощи и участия в медицинской эвакуации пораженных;

· медицинские отряды (МО) - мобильные медицинские формирования, предназначенные для приема, медицинской сортировки, оказания доврачебной и первой врачебной помощи и подготовки пораженных к дальнейшей эвакуации. МО состоит из 2-5 ВСЕ и 3-5 БДП, объединенных единым руководством. Медицинский отряд может развертывать пункт медицинской помощи (ПМП) как этап медицинской эвакуации.



Медицина катастроф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных», в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач — один больной».

Служба медицины катастроф России находится в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В процессе деятельности обычно работает в тесном взаимодействии с аварийно-спасательными формированиями МЧС.

Структура Службы Медицины Катастроф (СМК ) в России

1. Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас» МЧС РФ — единственное формирование МЧС, в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами. Данному формированию придан аэромобильный госпиталь.

Аэромобильный госпиталь работает в составе отряда с 1996 года. С того времени качество оказываемой медицинской помощи с первой доврачебной перешло на уровень квалифицированной медицинской помощи - к пострадавшим стали выезжать травматологи, хирурги, реаниматологи, терапевты, педиатры.

Аэромобильный госпиталь может быть доставлен в зону ЧС любым доступным транспортом, в том числе и десантированием на многокупольных парашютных системах. Уже через сорок минут после прибытия на место развертывания медицинский персонал может принимать первых пациентов для оказания квалифицированной медицинской помощи. Полностью семь отделений госпиталя (приемно-сортировочное, операционное, реанимационное, госпитальное, диагностическое, амбулаторное и перевязочное) готовы к работе через 1,5-2 часа.

В автономном режиме госпиталь может работать до 14 суток. Такая технология применяется только в отряде Центроспас и не имеет аналогов в мире. Аэромобильный госпиталь рассчитан на 50 пострадавших и способен оказать помощь от 300 до 500 пациентам в сутки.

Состав службы 75 человек: 22 врача, 19 медицинских сестер, психолог, провизор, 32 инженерно-технических сотрудника. Cреди врачей: докторов наук - 2, кандидатов наук - 1.

В составе других подразделений МЧС медиков нет. На должность спасателя охотно принимаются люди с медицинским образованием, но они не экипируются медицинским оборудованием, медикаментами и не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. «Центроспас» не относится непосредственно к Службе Медицины Катастроф, но принимает активное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС. Также существуют реанимационно-противошоковые группы (РПГ) в составе военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ). В состав РПГ входит два врача-реаниматолога, с необходимым оборудованием, которые спускаются в шахту вместе с отделением горноспасателей для оказания помощи пострадавшим шахтерам. До 2011 года самостоятельные управления ВГСЧ были в ведении Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго. В 2011 году все ВГСЧ переданы в подчинение МЧС. Это еще одно исключение из общего правила.

2. Головное учреждение СМК — Всероссийский Центр Медицины Катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ .
Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня.
В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) — решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом. Участвует в различных гуманитарных операциях совместно с Пограничной службой ФСБ России и МЧС России.

Часто медики полевого многопрофильного госпиталя работают на базе аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас» МЧС России или же развёртывается совместный (сводный) госпиталь в районе ЧС. Возможно развертывание собственного госпиталя ВЦМК "Защита". Также авиамедицинская эвакуация пострадавших осуществляется авиатранспортом МЧС с использованием специальных авиаэвакомодулей, совместно разработанных специалистами МЧС и ВЦМК «Защита».

Стоит отметить, что полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК "Защита" был образован раньше госпиталя МЧС. Однако работа всегда велась совместно с подразделениями МЧС, госпиталь прикомандировывался к опергруппе МЧС, оставаясь в ведомственной принадлежности Минздрава РФ. В ВЦМК "Защита" был создан Штаб ВСМК (Всероссийской службы медицины катастроф), который по сути дела (да и официально) являлся штабом данного направления Минздрава РФ. Однако при возникновении Минздравсоцразвития, в структуре которого был зачем-то создан свой штаб, реальной власти данное подраздение ВСМК не имеет.

3. Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) — учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области (республика, автономный край и т. п.). В Москве — свой отдельный центр Медицины Катастроф — Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).

Служба медицины катастроф не имеет собственной выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств. Санитарная авиация использует цветографическую схему авиации МЧС (эта техника действительно принадлежит МЧС России). Поэтому лётно-технический персонал — сотрудники МЧС, медицинский персонал — сотрудники аэромобильного госпиталя "Центроспас" МЧС, того или иного Центра Медицины Катастроф и (или) подразделения ФМБА.

Санитарные автомобили используют цветографическую схему, установленную ГОСТом для автомобилей скорой помощи: белый или желтый цвет кузова, красная полоса с красным крестом по борту, надписи «03» спереди и сзади автомобиля (в 2010 году ГОСТ изменен — надпись «Скорая Медицинская Помощь» на красной полосе по борту, красный крест спереди и сзади. На машинах, полученных до 2010 года, может сохраняться устаревшая окраска).

Без выполнения этих условий автомобиль не может пройти техосмотр, получить разрешение на установку спецсигналов и средств оперативной радиосвязи. Дополнительно могут наноситься надписи «Медицина Катастроф», «ЦЭМП», эмблема СМК — золотой колокол на фоне красного креста и флага Российской Федерации, эмблемы «Звезда жизни» («Star of Life») — синяя шестилучевая «снежинка» на белом фоне, эмблемы ФМБА (ФМБА также не имеет выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств) и другие опознавательные знаки. Реанимационно-противошоковые группы военизированных горноспасательных частей, для передвижения на поверхности и транспортировки извлеченных из шахты пострадавших, имеют санитарный автомобиль с цветографической схемой скорой помощи по ГОСТу, с дополнительно нанесенной символикой ВГСЧ.

В основе деятельности СМК РФ лежат принципы:

  • СМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается постановлениями Правительства, указами Президента, приказами МЗ. Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП).
  • СМК организуется по территориально- производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной.
  • Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием централизованного и децентрализованного управления.
  • Двухэтапная система организации ЭМП.
  • Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания ЭМП в ЧС.
  • Эшелонирование и маневр силами и средствами ЭМП.
  • Взаимодействие СМК с мед. силами других министерств и ведомств, службами РСЧС.
  • Своевременность,непрерывность и эффективность оказания ЭМП.
  • Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС, т. е. единолично в пределах своей компетенции принимать решение в соответствии с предложениями подчиненных.
  • Принцип универсальности.
  • Разумная достаточность сил и средств СМК и экономическая целесообразность.
  • Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность специалистов службы.
  • Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Задачи службы медицины катастроф:

  • проведение мероприятий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию медико-санитарных последствий возможных катастроф
  • организация, подготовка и поддержание в высокой степени готовности органов управления, учреждений, формирований и личного состава службы к работе по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС
  • своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастрофы на население и быстрейшую его реабилитацию
  • обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и прилегающих территориях
  • сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений
  • проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно- медицинского освидетельствования пораженных с целью определения степени тяжести поражения и прогнозирования трудоспособности.

Решение задач, стоящих перед СМК, может быть обеспечено проведением следующих мероприятий:

  • создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы, разработка и внедрение в практику здравоохранения теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС
  • накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы в ЧС
  • подготовка медицинского состава к работе в ЧС и обучение всего населения оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных катастрофах
  • оперативное управление силами СМК, маневр ими, взаимодействие.

Для успешной реализации задач, стоящих перед СМК, используются имеющиеся и дополнительно созданные на базе действующих учреждений здравоохранения силы СМК.К ним относятся формирования, учреждения, органы управления и руководства.

{mospagebreak}

Формирования СМК МЗ РФ:

  • бригады скорой медицинской помощи — БСМП (линейные и специализированные), предназначены для оказания ЭМП в районе бедствия на догоспитальном этапе
  • бригады экстренной медицинской помощи — БЭМП (врачебно-сестринские и доврачебные);их основное назначение — усиление службы скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в районе катастрофы
  • медицинские отряды (МО), состоящие из бригад ЭМП; служат для оказания неотложной первой врачебной помощи на догоспитальном этапе
  • специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП); входят в состав центров медицины катастроф и предназначены для усиления ЛПУ, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь
  • автономные выездные медицинские госпитали (АВМГ); предназначены для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи в очагах катастроф или в непосредственной близости их.

С целью максимально оперативного выдвижения к месту катастрофы ряд территориальных служб медицины катастроф в своем составе дополнительно развертывают:

  • оперативные группы управления (ОГУ)
  • санитарную авиацию (СА)
  • подвижные комплексы медицины катастроф (ПКМК) на базе автомобильного шасси
  • аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы (АЛЭК) на базе вертолета Ми-17МВ.

Для проведения в районах широкомасштабных катастроф санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий на базе ГЦСЭН создаются подвижные формирования:

  • санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО)
  • санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)
  • противоэпидемиологические бригады (ПЭБ)
  • специализированные противоэпидемиологические бригады (СПЭБ)
  • группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Учреждения службы МК:

  • Всероссийский центр МК "Защита" и его клинические базы
  • региональные центры МК (Новосибирск, Хабаровск, Москва, Чита, Екатеринбург, Казань, Ростов, Санкт-Петербург, Красноярск, Самара)
  • территориальные центры МК (краевые, областные, городские)
  • межрайонные (зональные) центры МК
  • клиники региональных (территориальных) центров МК
  • территориальные ЛПУ здравоохранения (согласно плана на ЧС)
  • базы, склады спецмедснабжения
  • учебные заведения по подготовке медицинских работников (первичной и последипломной) по медицине катастроф.

Органы руководства и управления службой МК:

  • МЗ РФ (отдел МК)
  • территориальные органы управления (отделения МК) территорий РФ
  • межведомственные координационные комиссии
  • штабы Всероссийской службы МК
  • штабы медицинской службы гражданской защиты.

Начальником Всероссийской СМК является министр здравоохранения РФ.

На федеральном уровне органом управления служит Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздравсоцразвития России.

ВЦМК «Защита» — государственное многопрофильное учреждение, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздравсоцразвития.

Управление службой медицины катастроф

Основные его подразделения таковы:

Управление;

Штаб ВСМК;

Филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах);

Клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ);

Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);

Институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями);

Центр медицинской экспертизы и реабилитации;

Отдел медико-технических проблем экстремальной медицины;

Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях;

Отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.

Научно-практические подразделения разрабатывают предложения по государственной политике в области медицины катастроф с целью предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

В составе ВЦМК «Защита» действуют Учёный совет, секции Учёного совета по основным направлениям научной деятельности центра.

На региональном уровне органы управления службы медицины катастроф — филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, а также мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф служит территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения с правом юридического лица.

Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением.

Как правило, в составе ТЦМК существуют такие структуры:

Администрация;

Оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы;

Отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;

Штатные и нештатные формирования — бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация).

На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они созданы), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляют специально назначенные должностные лица по делам

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

1. Государственный и приоритетный характер . Обеспечивается соответствую-щими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Фе-дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Территориально-производственный принцип .

Лекция № 3 Всероссийская служба медицины катастроф

Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономиче-ских, медико-географических и других особенностей региона или административной территории.

Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохране-ния, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю-щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией всœе уров-ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по-вышение квалификации личного состава службы (руководителœей, медицинского пер-сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без значительной их реорганизации.

6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства бывают использо-ваны для решения соответствующих задач и имеют определœенное функциональное предназначение — для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.

7. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных по-следствий ЧС организуется на базе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

8. Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со-става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа должна быть осу-ществлена различными мерами поощрения.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч-реждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формиро-ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу-лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис-пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен-ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечиваю-щей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся об-становке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа-листов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом ʼʼОб аварийно-спасательных службах и статусе спасателœейʼʼ, принятым Государствен-ной Думой 14.07.95.

Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви-дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

Всеобщая подготовка населœения, в т.ч. лиц с профессиями повышен-ного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.

Этот принцип реализуется соз-данием и четкой реализацией стройной системы подготовки населœения, а также соз-данием учебно-методической базы.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»

ВЦМК «ЗАЩИТА»), головное научно-практическое государственное учреждение Минздравсоцразвития России по проблемам медицины катастроф.

Является рабочим органом Федеральной межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф; выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона РФ; имеет статус сотрудничающего центра Всемирной организации здравоохранения и Евразийского регионального центра по проблемам медицины катастроф государств-участников СНГ. ВЦМК «Защита» состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения.

СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Создан в 1993. Руководство состоит из директора ВЦМК «Защита», первого заместителя директора, заместителей директора по научной, лечебной работе и другим направлениям деятельности Центра. Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Минздравсоцразвития России временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, Центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздравсоцразвития России для чрезвычайных ситуаций).

Директор ВЦМК - Гончаров С.Ф. (с 1993).

СМК Минздрава России является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения РФ.

Начальником СМК Минздрава России является Министр здравоохранения РФ.

Начальником Службы на межрегиональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе, на региональном и местном уровнях - руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители учреждений здравоохранения.

Органами управления Службы являются центры медицины катастроф (ВЦМК «Защита», его филиалы - РЦМК, ТЦМК), которые одновременно выполняют функции штабов службы.

Формирования службы медицины катастроф Минздрава России: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, бригады (специализированной медицинской помощи, врачебные, врачебно-сестринские, фельдшерские).

Формирования организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными. Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.

Нештатные формирования создаются на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счет их персонала. Финансируются за счет средств этих учреждений. Обеспечение их готовности возлагается на руководителя объекта. При возникновении чрезвычайных ситуаций эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.

К формированиям относятся:

1. Многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита»,

2. Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП),

3. Врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи,

4. Врачебно-сестринские бригады,

5. Фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи,

6. Бригады доврачебной помощи.

Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) - это мобильное многопрофильное лечебно-диагностическое формирование ВЦМК «Защита.

ПМГ предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема пораженных; их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению.

При полном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для госпитализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек. Госпиталь в полевых условиях размещается в пневмокаркасных модулях, а в населенных пунктах - в зданиях местных лечебных учреждений или приспособленных помещениях, выделенных для этих целей местной администрацией в районе ЧС (школы, клубы, спортивные залы и др.).

Организационно-штатная структурагоспиталя состоит из двух частей - штатной или постоянной и нештатной или переменной.

Постоянная часть ПМГ включает: управление; лечебно-диагностические подразделения (приемно-диагностическое, хирургическое, педиатрическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитально-эвакуационное, лабораторное, переливания и заготовки крови, поликлиническое, медицинской статистики); бригада экстренного реагирования (БЭР) и подразделения обеспечения автономной работы госпиталя - аптека, отделение материально-технического обеспечения и инженерно-технический отдел).

Переменная часть ПМГ используется в соответствии с характером ЧС и преобладанием среди пораженных той или иной патологии и, как правило, включает бригады специализированной медицинской помощи хирургического, травматологического, нейрохирургического, ожогового, офтальмологического, анестезиолого-реанимационного, терапевтического, педиатрического, радиологического, токсикологического и других профилей. Бригады формируются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений Минздрава России, ФМБА России, РАМН, предназначенных и привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Перечень, количество, состав БрСМП, привлекаемых для работы в составе ПМГ, зависят в основном от таких факторов, как вид ЧС, массовость поступления и структура входящего потока пораженных (больных), объем оказываемой медицинской помощи и др.

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимости от характера ЧС госпиталь комплектуется бригадами различного профиля и развертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

Все пораженные (больные) после оказания им необходимого объема медицинской помощи и временной госпитализации по нетранспортабельности подлежат эвакуации в стационарные ЛПУ для продолжения лечения.

Бригады специализированной медицинской помощи могут быть штатными или нештатными. Они предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе республиканских, областных (краевых), городских, многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифицированных специалистов на добровольной основе.

В соответствии с Типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи СМК имеется 21 тип бригад. Наиболее часто привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады .

Врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формированиями и создаются на базе городских, центральных районных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений. Основными задачами бригад являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС. За 6 часов работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной помощи и эвакуации пораженных из очага, являются бригады доврачебной помощи (создаются на базе ЛПУ) и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.