Продажа имущества банкротов публичное предложение. Продажа посредством публичного предложения

При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.

Когда проводятся торги

Публичное предложение - это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.

Существует 2 формы подачи предложений

Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.

Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.

Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

  • Я купил недвижимость за 1 рубль, а потом проснулся…
  • Как определяется победитель торгов на третьем этапе аукционов по банкротству
  • 8 шагов для победы в электронных торгах по банкротству
  • Где искать информацию о предстоящих торгах и аукционах по банкротству
  • Сервисы поиска лотов аукционов по банкротству
  • Примеры покупки и перепродажи имущества банкротов - жилая недвижимость
  • Как выгодно продать нежилое помещение в маленьком городе
  • 2 стратегии инвестирования в имущество банкротов
  • С чего начать обучение торгам по банкротству
  • Пассивная стратегия инвестирования в имущество банкротов
  • Схема работы с посредниками на аукционах по банкротству
  • У торгов по банкротству есть подводные камни и опасность нарваться на мошенников
  • Законы о несостоятельности и банкротстве
  • Новый закон о банкротстве на территории республики Крым и Севастополя

Торги и аукционы по банкротству – сегодня одна из самых популярных тем, связанных с вложением денег. И она интересует всех. Плюс ко всему закон о банкротстве физических лиц с 1 октября 2015 года вступил в силу, и теперь не только имущество организаций, но и обычных людей, которые не могут платить по своим долгам, будет продаваться по этой схеме.

В этом разделе разберем, насколько реальны рекламные обещания курсов о том, что после обучения вы сможете скупать имущество банкротов на аукционах за копейки .

Я купил недвижимость за 1 рубль, а потом проснулся…

Для начала сразу хочу сказать, что приобрести, например, двушку в Москве за 100 000 рублей или внедорожник Land Cruiser за 3000 рублей вряд ли получится. Нужно быть реалистами и понимать, что помимо вас, на торгах еще есть другие люди со своими интересами: арбитражные управляющие, а также профессиональные компании, для которых получение самых выгодных лотов – ежедневная работа.

Кроме того, ликвидные объекты чаще всего уходят с торгов еще до публичного предложения (см. ниже). Но давайте все же разберемся в том, как покупать имущество с торгов по банкротству по шагам.

Торги на аукционах по банкротству проводятся в 3 этапа:

  1. Первый этап –торги на повышение. Имущество банкрота выставляется по рыночной цене. Дальше идут торги на повышение цены .
  2. Второй этап – цена снижается на 10-30%, и организуется второй раунд торгов на повышение. Если победитель не был определен, далее идет публичное предложение.
  3. Публичное предложение – наиболее интересный этап торгов для инвестора. Если в течение первых двух этапов покупатель так и не был найден, имущество выставляется на торги с шагом на понижение стоимости. Порядок снижения цены определяется арбитражным управляющим для каждого аукциона и указан в описании публичного предложения.

Как определяется победитель торгов на третьем этапе аукционов по банкротству

Ранее на этом этапе решала не цена (она была фиксирована), а именно скорость подачи заявки. Поэтому использовались автоматические системы, которые выполняли необходимые действия за участника сразу же, как только открывался очередной этап снижения стоимости на публичном предложении. Участнику необходимо было только решить, какая цена его устроит, и настроить робота на работу.

В качестве примера систем, которые использовались для подачи заявки на участие в торгах по банкротству, можно привести Аукционного робота для ЭТП - AuSe. Но мы ее не тестировали, ниже опишем методику, которую использовали.

Однако с 22 июня 2015 года были внесены поправки в федеральный закон от N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014 N432 п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве) в части критериев определения победителя торгов посредством публичного предложения . И в итоге сообщение такого плана можно было встретить площадках аукционов по банкротству:

Как видите, теперь организаторы могут выбирать самостоятельно критерии определения победителя торгов (по старому – кто первый подал заявку или по новому методу – кто больше предложил цену ). Поэтому настоятельно рекомендую сначала уточнять, каким образом будет выбран победитель торгов , чтобы потом не было неприятных сюрпризов. А также внимательнее ознакомьтесь с данными изменениями, чтобы знать все тонкости.

8 шагов для победы в электронных торгах по банкротству

Но что же все-таки нужно сделать? Все расписано по этапам:

  1. Оформить электронную подпись для участия в торгах – около 5000-6000 рублей в зависимости от количества площадок и фирмы-изготовителя.
  2. Найти объект недвижимости или другое имущество, которое хотите приобрести.
  3. Пройти аккредитацию на электронной площадке, на которой выставлена на торги эта собственность. Процедура достаточно проста – вы заполняете заявление, передаете копии своих документов и подписываете их электронной подписью, полученной на первом шаге.
  4. После аккредитации необходимо детально изучить документы на объект, которые прикреплены к лоту.
  5. Дальше нужно связаться с арбитражным управляющим и выехать на просмотр объекта (крайне желательно, если стоимость имущества большая).
  6. Потом надо перечислить на счет организатора торгов задаток (10-20% от стоимости имущества).
  7. При открытии очередного этапа торгов подать заявку, если выигрываете – перевести оставшуюся стоимость покупки.
  8. На финальной стадии оформить документы купли-продажи.

Где искать информацию о предстоящих торгах и аукционах по банкротству

Найти интересующую информацию легче, чем может показаться. Итак, условно поиск объектов (лотов) можно разбить на три группы:

  1. Официальные источники, в которых публикуется информация обо всех торгах.
  2. Конкретные площадки, на которых организуются торги по банкротству (см. ниже).
  3. Сервисы-агрегаторы, которые собирают информацию из первых двух и выдают ее в более удобном и систематизированном виде.

Давайте разберемся подробнее с каждым из этих пунктов. На самом деле тут все довольно просто.

Официальные источники информации о торгах по банкротству:

  • «КоммерсантЪ» (очень неудобный поиск). Есть все данные о банкротстве, по закону именно там обязаны публиковать;
  • Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс).

Если вы боитесь что-то пропустить, можно проверять данные и там, и там. Но вообще смысла в этом нет.

TOP-10 самых крупных площадок, на которых проходят торги с аукционов по банкротству:

  • Российский аукционный дом (lot-online);
  • Центр реализации;
  • Сбербанк АСТ ;
  • Межрегиональная электронная торговая система;
  • «Фабрикант»;
  • utender.ru;
  • B2B-центр;
  • электронная площадка «Аукционы Сибири»;
  • Аукционный тендерный центр;
  • RUSSIA Online.

Вы сами видите, как распределяется поток имущества. Исходя из этого, можете выбирать, каким площадкам больше всего уделять внимания.

Сервисы поиска лотов аукционов по банкротству

Список сервисов-агрегаторов для подбора лотов:

  • bankrot-pro.com;
  • bankrot.pro.

Реальный случай из моей практики : интересная квартира в Подмосковье, квартиры в этом же доме стоят 5 000 000 рублей, а на публичных торгах выставлена квартира за 1 000 000. Глаза загорелись, и я начал звонить.

В условиях было прописано, просмотр объекта и документов(!) осуществляется в среду с 10:00 до 11:00. На запросы по электронной почте приходили готовые отписки, что, мол, приезжайте и смотрите, порядок ознакомления описан в публичном предложении.

Когда я дозвонился до управляющего, мне сказали примерно так: вы знаете, до вас уже 40 человек подали заявку, можете не тратить свое время.

Далее я поискал в истории торгов в «Коммерсанте» по номеру объекта информацию о том, как проходили торги ранее. Оказалось, что это уже не первое публичное предложение по данному объекту, и за последний год минимум 3 победителя торгов отказались от его приобретения. Стало очевидно, что там есть подводные камни.

Примеры покупки и перепродажи имущества банкротов - жилая недвижимость

Олег Селифанов опытный инвестор, который занимается поиском, покупкой и перепродажей имущества банкротов.

Как выгодно продать нежилое помещение в маленьком городе

Фрагмент видео со всероссийской конференции инвесторов «Инвестирование в недвижимость - 2016»

2 стратегии инвестирования в имущество банкротов

Самое главное: вы должны понимать, что если будете всем заниматься лично, то это больше работа, чем инвестирование в недвижимость . То есть сам по себе процесс мало похож на получение пассивного дохода.

Для того, чтобы иметь возможность рассчитывать на неплохую прибыль, конечно, стоит пройти курс по работе с аукционами и на практике провести несколько сделок. Сейчас рынок имущества банкротов растет, но вместе с ним увеличивается и количество его участников.

С чего начать обучение торгам по банкротству

Мы регулярно организуем онлайн-семинары с различными проверенными специалистами по обучению торгам. Прежде всего изучите этот бесплатный курс от нашего эксперта . В отличие от многих тренеров-теоретиков он сам постоянно выигрывает очень интересные лоты за счет своей авторской методики поиска недооцененных активов в недвижимости.

Пассивная стратегия инвестирования в имущество банкротов

Возможно, для вас более интересной будет именно пассивная стратегия инвестирования в аукционы по банкротству. Если у вас, также как и у меня, от чтения юридической макулатуры слипаются глаза и тянет в сон, рекомендую рассмотреть работу через посредников. Они берут комиссию за то, что участвуют в торгах по банкротству за других.

Да, вы получаете меньше. Но зато экономите кучу времени и можете сосредоточится на том, чтобы привлечь дополнительные инвестиции для приобретения имущества банкротов .

Схема работы с посредниками на аукционах по банкротству

Существует много профессиональных (и не очень профессиональных) команд , которые не только обучают, как купить недвижимость на аукционе по банкротству, но и могут приобрести объект за вас. В этом случае вы выплачиваете комиссию около 20%.

Мы бы рекомендовали продумать схему работы, в которой посреднику будет выгодно выкупить объект дешевле. К примеру, платить фикс плюс % от разницы в оптимальной цене лота и достигнутой. Правда, тут стоит помнить, что в торгах на понижение цены не всегда будет выигрывать тот, кто первым сделал ставку на очередном этапе.

Информация обновлена!

Поскольку мы практически ежедневно получаем просьбы кого-то порекомендовать, мы договорились с компанией, которая давно на рынке аукционов. Она не только обучает, но еще и активно участвует в торгах с профессиональной командой юристов и других специалистов, знает все уловки и хитрости арбитражных управляющих.

Если Вы рассматриваете инвестиции в аукционы по банкротству под ключ и готовы инвестировать от 1 млн. рублей, напишите нам на vip@сайт по пунктам:

  1. Что бы вы хотели купить (коммерческую недвижимость, жилую или другие активы).
  2. Регион(ы), в которых рассматриваете покупку. Можно несколько.
  3. Сумму, которой располагаете для инвестирования в аукционы по банкротству на данный момент.
  4. Свои контактные данные, куда вам позвонить. Другие способы связи тоже пригодятся.
  5. Если есть понимание, какая доходность от сделки для вас является минимальной, тоже укажите (срок сделки от 2-3 месяцев и больше в зависимости от вида имущества).

Если вы не хотите переписываться, а желаете поговорить с живым человеком, звоните в офис . Вашу информацию запишут и вместе с пожеланиями передадут тому, кто работает по этому направлению.

У торгов по банкротству есть подводные камни и опасность нарваться на мошенников

Леонид Васильев занимается составлением базы ликвидных объектов с аукционов по банкротству и знает, какие могут скрываться подводные камни при поиске недвижимости. Он также умеет определять мошеннические схемы и бороться с ними. Узнать больше об опыте этого специалиста вы можете в рамках нашего курса.

Законы о несостоятельности и банкротстве

Напоследок рекомендуем изучить законодательство, которое регламентирует аукционы по банкротству. Напомним, что с 1 октября 2015 года .А для юридических лиц процедура продажи имущества с аукционов по банкротству регламентируется законом «О несостоятельности (банкротстве)» в РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 . Его стоит изучить в первую очередь.

В случае банкротства юридического лица по решению суда его имущество (недвижимость, спец.техника, материалы и оборудование, а также дебиторская задолженность) передается арбитражному управляющему. И тот организует торги по банкротству.

Новый закон о банкротстве на территории республики Крым и Севастополя

Есть также отдельный федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Cевастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Текст закона можно почитать тут . . Следите также за всеми поправками, это очень важно.

Проведение торгов и публичное предложение по залоговому имуществу.
Интересный вопрос по продаже залогового имущества, путем публичного предложения. 1. Залоговый кредитор не воспользовался правом оставить предмет залога за собой. 2. Предмет залога подлежит продаже посредством публичного предложения в порядке п. 4ст. 139 ЗОБа. (п.4.1. ст. 138 ЗОБа). 3. Кто при этом устанавливает порядок продажи - залоговый кредитор или собрание? А может быть АУ.
Мне думается следующее: С одной стороны залоговым кредитором - Порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества (п. 4 ст. 138). С другой стороны: 1. В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах (п. 4.1. ст. 138 ЗОБ). А также: Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается (п. 13 Закона РФ N 2872-I «О залоге»), и: Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается (п. 5 Закона N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). В связи с этим в Постановлении ВАС сказано, что выручка от продажи заложенного имущества (при не оставлении предмета залога за собой) выручка от продажи заложенного имущества направляется на погашение требований залогового кредитора (п. 13 ПВАС № 58). Право залогового кредитора реализовано – его отказом. АУ переходит к реализации имущества по ст. 110 ЗОБа. В п. 4 ст. 139 и в Законе, фактически весь порядок описан, не только одного - снижения начальной цены продажи имущества и срок снижения. В связи с этим, думаю, что порядок устанавливает собрание кредиторов. Хотя надо бы проверить через суд.

Тема на форуме не нова.
Что ж, давайте пойдем по очередному кругу обсуждения.
Для начала отметим, что ГК и АПК являются общими нормативными правовыми актами. ЗОБ – закон специальный. Значит, нормы ГК и АПК применяются по отношению к ЗОБу субсидиарно.
ГК (п.3 ст.64): «Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)».
АПК (ст.223 АПК) Говорит о том, что дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства.

С 19.07.2009 появилось право залогового кредитора реализовать залог через публичку (после введения в ЗОБ п. 41.1. ст. 138). Т.о., оставление предмета залога за собой – не последняя преференция залогового кредитора.

Залог в публичке сохраняется. См. 58 Пленум. По результатам публички «выручка от продажи заложенного имущества направляется на погашение требований залогового кредитора в порядке, предусмотренном…»
А это означает, что нормы ЗОБа как специального Закона делают
п. 13 Статьи 28.1. Закона РФ N 2872-I «О залоге»
п. 5 Статьи 58 Закона N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)
к банкротству отношения не имеющими.

Остался вопрос - если на публичке залоговое имущество не реализовано, залог прекращается? В ЗОБе ответа нет. Обращаемся субсидиарно к ГК. Что находим?
Статья 352. Прекращение залога
1. Залог прекращается:

4) в случае реализации (продажи) заложенного имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя в порядке, установленном законом, а также в случае, если его реализация оказалась невозможной (пп. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ).

Реализация осуществилась? - Нет.
- Все возможности для реализации использованы? Первые торги, вторые торги, публичка – все (и всё согласно Порядку проведения торгов, написанному ЗК).
- Другие способы реализации законодательством предусмотрены? - Нет.

Залог прекращается.
Как продавать незаложенное все знают.
Залоговый кредитор против? – В суд!

P.S. "Хотя надо бы проверить через суд".

Комментарий к статье 23 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”

1. Рассматриваемая статья имеет непосредственное отношение к ст. 18 комментируемого Закона. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения может иметь место только в том случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся (то есть применению такого способа всегда предшествует аукцион). Для несостоявшегося конкурса подобной возможности не предусмотрено.

Здесь нужно учитывать, что согласно п. 3 ст. 18 комментируемого Закона аукцион признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник. При этом признание аукциона, в котором участвовало только одно лицо, несостоявшимся не влечет обязанность организатора заключить договор купли-продажи с единственным участником аукциона. Договор в этом случае заключается посредством публичного предложения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 3 октября 2012 г. по делу N А55-417/2012) .

Как указывается в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г., 13 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218, в ст. ст. 18 и 23 комментируемого Закона не содержится запрета на повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся аукционе, поэтому продажа спорного имущества не является обязательной посредством публичного предложения.

Как отмечает О.А. Беляева, подобная позиция суда представляется весьма спорной, и отсутствие в законе разрешения на проведение повторного аукциона следует рассматривать как запрет на такое действие <14>.

——————————–

<14> Беляева О.А. Аукцион и продажа посредством публичного предложения: соотношение процедур // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 55 – 62.

2. Применительно к продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения законодатель выделяет следующие понятия:

первоначальное предложение – цена продажи государственного или муниципального имущества, которая устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже этого имущества на аукционе, ранее признанном несостоявшимся. Такое первоначальное предложение должно быть равным начальной цене, применяемой при проведении аукциона, или превышать ее;

цена отсечения , составляющая 50 процентов начальной цены такого аукциона. Определение такой суммы необходимо, поскольку при продаже посредством публичного предложения цена первоначального предложения последовательно снижается на шаг понижения до цены отсечения, но не более того. Иными словами, это минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество;

шаг понижения , то есть величина снижения цены первоначального предложения, которая устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 10 процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549);

шаг аукциона – величина повышения цены, которая устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 50 процентов шага понижения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Данный термин, имеющий отношение к аукциону, востребован при продаже имущества посредством публичного предложения, поскольку может сложиться ситуация, при которой сразу несколько участников подтвердят цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из шагов понижения.

В этом случае согласно ч. 5 комментируемой статьи со всеми участниками продажи должен быть проведен аукцион, предусматривающий открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальная цена имущества при проведении аукциона будет считаться равной цене первоначального предложения или предложения, которое сложилось на определенном шаге понижения.

3. Пункт 2 комментируемой статьи определяет содержание информационного сообщения о продаже посредством публичного предложения .

Помимо сведений, о которых идет речь в ст. 15 комментируемого Закона (характеристика имущества, начальная цена его продажи и др.), в таком информационном сообщении должны указываться:

– дата, точное время и место проведения продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

– шаг понижения и шаг аукциона;

– цена отсечения.

Кроме того, в ч. 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указано, что такое информационное сообщение должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, о назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке согласно ст. 437 ГК РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.

4. Организацию продажи федерального имущества посредством публичного предложения осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в отношении недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации – Министерство обороны Российской Федерации. Также по решению Правительства РФ организацию продажи в данном случае могут выполнять юридические лица в соответствии с агентским договором.

При продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, продавцы определяются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, применительно к муниципальной собственности – в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления.

Продавец в процессе подготовки и проведения продажи имущества осуществляет, в частности, следующие функции:

– устанавливает цену первоначального предложения, шаг понижения, цену отсечения и шаг аукциона;

– определяет размер, срок и порядок перечисления задатка претендентами, а также иные условия договора о задатке;

– определяет место, даты начала и окончания приема заявок, место и дату подведения итогов продажи имущества;

– организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении продажи имущества, размещение соответствующей информации в сети Интернет;

– принимает от претендентов заявки и прилагаемые к ним документы, проверяет правильность их оформления, устанавливает факт поступления задатка в установленный срок;

– принимает решение о признании претендентов участниками продажи имущества или об отказе в допуске к участию в продаже имущества;

– определяет победителя продажи имущества, уведомляет его о том, а также оформляет протокол об итогах продажи, уведомляет победителя продажи имущества о его победе;

– заключает с победителем продажи имущества договор купли-продажи имущества;

– обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю) продажи имущества и совершает действия, связанные с переходом права собственности на него (ч. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

5. Для участия в продаже имущества претенденты лично или через своего представителя представляют продавцу в установленный срок заявку и иные документы в соответствии с формой заявки и перечнем документов, опубликованными в информационном сообщении (ч. 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения). Одно лицо вправе подать лишь одну заявку.

Срок приема заявок при продаже имущества посредством публичного предложения должен составлять не менее чем двадцать пять дней. Прием заявок заканчивается не позднее чем за три рабочих дня до установленной даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов (ч. 8 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Заявки, поступившие по истечении срока приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку (ч. 10 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Для участия в продаже посредством публичного предложения необходимо внесение претендентом задатка , размер которого составляет 10 процентов начальной цены имущества, указанной в информационном сообщении, так же как и при продаже государственного или муниципального имущества на аукционе или при продаже акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе (ст. ст. 18, 20 комментируемого Закона). Документом, который подтверждает поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

Претендент не может быть допущен к участию в продаже посредством публичного предложения в случае, если:

– представленные им документы не подтверждают право претендента быть покупателем государственного, муниципального имущества (см. ст. 5 комментируемого Закона);

– были представлены не все документы в соответствии с перечнем, приведенным в соответствующем информационном сообщении, или же их оформление не соответствует законодательству Российской Федерации;

– заявка была подана лицом, которое не уполномочивалось претендентом на осуществление таких действий;

– не подтверждено поступление задатка на счета, указанные в информационном сообщении, в установленный срок.

Данный перечень оснований для отказа претенденту в участии в продаже посредством публичного предложения является закрытым .

Установлено также, что претендент вправе отозвать поданную им заявку на участие в продаже посредством публичного предложения до момента признания его участником такой продажи.

6. В день определения участников продажи имущества продавец рассматривает заявки и документы претендентов, от которых поступил задаток, и принимает решение о признании их участниками продажи имущества или об отказе в допуске к участию в продаже имущества . Соответствующие решения продавца оформляются протоколом, в котором приводятся сведения о перечне принятых и отозванных заявок, о претендентах, признанных участниками продажи имущества, и претендентах, которым было отказано в допуске. Решение о признании продажи имущества несостоявшейся также оформляется протоколом (ч. ч. 12, 13 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Претенденты уведомляются о принятом в отношении их решении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем оформления соответствующего протокола, под расписку или путем направления заказного письма (ч. 15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Информация об отказе в допуске к участию в продаже имущества в установленном порядке размещается в сети Интернет.

С момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками продажи имущества претендент приобретает статус участника продажи имущества (ч. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Согласно п. 4 комментируемой статьи продажа посредством публичного предложения должна быть проведена не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения (то есть со дня оформления соответствующего протокола). В п. “а” ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указывается также на то, что продажа имущества проводится не позднее пятнадцати рабочих дней с даты определения участников.

7. Продажа посредством публичного предложения проводится с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одного рабочего дня и в рамках одной процедуры.

Участникам продажи имущества выдаются пронумерованные карточки. Путем поднятия таких карточек участники должны заявлять свои предложения о приобретении имущества после оглашения цены первоначального предложения и цены предложения, которая складывается в случае применения шага понижения.

Продажа осуществляется ведущим в присутствии уполномоченного представителя продавца, который начинает продажу своим объявлением об открытии продажи имущества.

Затем ведущим оглашаются наименование имущества и его основные характеристики, цена первоначального предложения, цена отсечения, шаг понижения и шаг аукциона. Участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек.

В случае если предложений по первоначальной цене имущества от участников не последует, ведущим проводится последовательное снижение цены на шаг понижения, вплоть до цены отсечения.

Установлено, что право приобретения имущества принадлежит тому участнику продажи имущества, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения на соответствующем шаге понижения, если не имеется предложений других участников, после того как ведущий троекратно повторит сложившуюся цену продажи.

В этом случае ведущий объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника, подтвердившего начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.

Если же несколько участников подтверждают одну и ту же цену первоначального предложения или цену предложения, которая сложилась на одном из шагов понижения, то, как говорилось выше, для всех участников проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим, в соответствии с п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, открытую форму подачи предложений о цене имущества.

В случае если участники аукциона не заявят предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену.

После завершения аукциона ведущий делает объявление о продаже имущества, называет победителя, цену и номер его карточки.

Предложенная победителем цена заносится в протокол об итогах продажи имущества . Такой протокол, подписанный ведущим продажи имущества и уполномоченным представителем продавца, представляет собой документ, удостоверяющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества (ч. ч. 17, 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения).

Победителю продажи имущества или его полномочному представителю в день подведения итогов продажи имущества выдается под расписку соответствующее уведомление.

Согласно ч. 13 комментируемой статьи договор купли-продажи с победителем должен быть заключен не позднее чем через пятнадцать рабочих дней с даты выдачи уведомления о признании участника продажи имущества победителем. В ч. 23 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения указывается также, что договор заключается не ранее чем через 10 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества.

В случае если имеет место уклонение или отказ победителя от заключения в указанный срок договора купли-продажи имущества, он утрачивает право на заключение такого договора, а задаток ему не возвращается.

Если же заключение договора состоялось, то внесенный победителем задаток засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества. Согласно ч. 24 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения денежные средства в счет оплаты приватизируемого федерального имущества должны быть перечислены победителем в федеральный бюджет в размере и сроки, установленные договором купли-продажи, но не позднее 30 рабочих дней со дня его заключения договора купли-продажи.

Передача государственного или муниципального имущества, а также оформление права собственности на него осуществляются в установленном порядке не позднее тридцати дней после дня полной оплаты имущества победителем.

Суммы задатков, внесенные остальными участниками продажи имущества, должны быть возвращены им в течение пяти дней с даты подведения итогов продажи.

8. Частью 6 комментируемой статьи установлено, что продажа посредством публичного предложения признается несостоявшейся , если в ней принял участие только один участник.

Согласно ч. 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения продажа имущества также признается несостоявшейся в случае, если:

– не было подано ни одной заявки на участие в продаже имущества или ни один из претендентов не признан участником продажи имущества;

– после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

9. Исходя из ч. 15 комментируемой статьи в не урегулированной ею части порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения устанавливается Правительством РФ . По этому поводу принято Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549. Также при проведении такой продажи в электронной форме следует руководствоваться общими положениями разд. I и разд. V Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 860.