Презентация конвенции оон правах ребенка. Презентация для начальных классов "конвенция и права детей"

Конвенция о правах ребенка, других международных актов получили свое подтверждение и развитие в российском законодательстве. Эти документы дают ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Зачастую дети просто не знают о самом существовании Конвенции, текста Конституции РФ. Огромное значение в процессе осознания прав человека и прав ребенка в частности имеет правовое просвещение. Этот урок является пусть небольшим, но вкладом в дело просвещения и образования в области прав человека и его основных свобод.

Цели: Познакомить учащихся с основными положениями о Конвенции, научить применять полученные знания о своих правах в реальных жизненных ситуациях.

Ход урока

  1. Объявление темы и задачи урока.
  2. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.
  3. Обсуждение статей Конвенции о правах ребенка.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Подведение итогов.

В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них. Декларация была одобрена в 1924 году Ассамблеей Лиги Наций и получила название Женевской. "Быть объектом особой заботы и помощи со стороны общества и государства», - такое отношение к детям провозгласила «Всеобщая декларация прав человека", принятая ООН 10 декабря 1948 года. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает новую Декларацию прав ребенка, содержащую 10 принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка единогласно принимается Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей, обязались пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями этого международного документа.

На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года.


  • Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.
  • Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.
  • Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.
  • Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.

Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.



Недискриминация (статья 2)

Дети не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку " расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и

обстоятельств рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств".


Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3)

Во всех решениях или действиях, которые затрагивают ребенка или детей как группу, в первую очередь необходимо учитывать наилучшие интересы ребенка. Это остается справедливым, независимо от того, принимаются ли решения правительственными, административными или судебными властями, либо семьями.


Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6)

Дети имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое, эмоциональное, психосоциальное, познавательное социальное и культурное.


Взгляды ребёнка (статья 12)

Детям необходимо давать возможность участвовать в решении всех вопросов, касающихся их жизни, и обеспечивать свободу выражения их мнений. Они имеют право на то, чтобы к их мнению прислушивались и самым серьезным образом принимали его во внимание.



Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу


Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право


статья 15, 16

Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не нарушает общественную безопасность и порядок

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию


Каждый ребенок имеет право на доступ к информации и материалам, способствующим духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребенка


Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых


Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь со стороны государства.

Государство может передать ребенка на воспитание тем людям, которые уважают его родные язык, религию и культуру


Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания


Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее - доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству


Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию


Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни


Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы.

Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка


Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить использования детей в производстве и торговле наркотиками


Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде


Конвенция о Правах ребёнка Установила минимальные стандарты
благополучия детей имея статус международного
закона
Является рамочным законом для всех участников
правоприменения в отношении детей
Используется как единый инструмент в
применении к гражданским, политическим,
экономическим, социальным и культурным правам
Применимо во все времена ко всем детям в любых
ситуациях
Ратифицирована большинством стран
2

Структура Конвенции

Четыре части:
Преамбула представляет контекст принятия
Конвенции.
Часть Первая (статьи 1 - 41) устанавливает
права всех детей.
Часть Вторая (статьи 42 - 45) представляет
механизм мониторинга (контроль за исполнением)
и осуществления Конвенции.
Часть Третья (статьи 46 - 54) отражает процесс
ратификации и вступления в силу.
3

Основные принципы КПР

Защита детей от любых
форм дискриминации (Ст. 2)
Наилучшее обеспечение
прав ребёнка (Ст Ст.3)
Право на Жизнь,
Выживание и Развитие (Ст. 6)
Уважение к
самовыражению мнению
ребёнка (Ст. 12)
4

Недискриминация

Все Дети
Некотрые дети
Имеют одни и те же права на
развитие своего потенциала
независимо от расы, цвета
кожи, пола, касты, языка,
мнения, особенностей,
инвалидности, рождения и
любых других характеристик
Нуждаются в большем
внимании чем другие в
заботе, утверждении
равенства возможностей
5

Приоритет интересов

Всегда принимать решения в интересах
ребёнка
Поддерживать подходы, когда ребёнок
будет в центре внимания
Придерживаться принципов примирения
Основа для Оценки
закон
практика
6

Право на жизнь, Выживание и Развитие

Физическое, ментальное,
духовное, моральное и
социальное развитие
Государства должны принимать
позитивные действия
Обеспечение доступа к основным
службам
7

Уважение к мнению ребёнка

Мнение ребёнка
должно быть услышанным,
уважаться, принимая во внимание
всё, что влияет на ребёнка
весомость мнения учитывается
исходя из возраста и развития
ребёнка
8

Статья 6

1. Государства-участники
признают, что каждый ребенок
имеет неотъемлемое право на
жизнь.
2. Государства-участники
обеспечивают в максимально
возможной степени выживание и
здоровое развитие ребенка.
9

Статья 7

– 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с
момента рождения имеет право на имя и на приобретение
гражданства, а также, насколько это возможно, право знать
своих родителей и право на их заботу.
–2. Государства-участники обеспечивают осуществление
этих прав в соответствии с их национальным
законодательством и выполнение их обязательств согласно
соответствующим международным документам в этой
области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не
имел гражданства.
10

Статья 8

– 1. Государства-участники обязуются уважать право
ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая
гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается
законом, не допуская противозаконного вмешательства.
–2. Если ребенок незаконно лишается части или всех
элементов своей индивидуальности, государства-участники
обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для
скорейшего восстановления его индивидуальности.
11

Статья 9

– 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не
разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за
исключением случаев, когда компетентные органы,
согласно судебному решению, определяют в соответствии с
применимым законом и процедурами, что такое разлучение
необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое
определение может оказаться необходимым в том или ином
конкретном случае, например, когда родители жестоко
обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда
родители проживают раздельно и необходимо принять
решение относительно места проживания ребенка.
12

Статья 12

– 1.
Государства-участники обеспечивают
ребенку, способному сформулировать свои
собственные взгляды, право свободно
выражать эти взгляды по всем вопросам,
затрагивающим ребенка, причем взглядам
ребенка уделяется должное внимание в
соответствии с возрастом и зрелостью
ребенка.
13

Статья 14

1. Государства-участники уважают
право ребенка на свободу мысли,
совести и религии.
14

Статья 15

– 1. Государства-участники признают право ребенка на
свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
–2. В отношении осуществления данного права не могут
применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые
применяются в соответствии с законом и которые
необходимы в демократическом обществе в интересах
государственной безопасности или общественной
безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны
здоровья или нравственности населения или защиты прав
и свобод других лиц.
15

Статья 16

– 1. Ни один ребенок не может быть объектом
произвольного или незаконного вмешательства в
осуществление его права на личную жизнь,
семейную жизнь, неприкосновенность жилища или
тайну корреспонденции, или незаконного
посягательства на его честь и репутацию.
–2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого
вмешательства или посягательства.
16

Статья 17

– Государства-участники признают важную роль средств
массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел
доступ к информации и материалам из различных
национальных и международных источников, особенно к
таким информации и материалам, которые направлены на
содействие социальному, духовному и моральному
благополучию, а также здоровому физическому и
психическому развитию ребенка. С этой целью государстваучастники:
17

Статья 19

– 1. Государства-участники принимают все необходимые
законодательные, административные, социальные и
просветительные меры с целью защиты ребенка от всех
форм физического или психологического насилия,
оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или
небрежного обращения, грубого обращения или
эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со
стороны родителей, законных опекунов или любого другого
лица, заботящегося о ребенке.
18

Статья 27

– 1. Государства-участники признают право каждого
ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального
развития ребенка.
–2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка,
несут основную ответственность за обеспечение в пределах
своих способностей и финансовых возможностей условий
жизни, необходимых для развития ребенка.
19

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с
целью постепенного достижения осуществления этого права на основе
равных возможностей они, в частности:
–a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
–b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так
и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и
принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и
предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
–c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе
способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
–d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования
и профессиональной подготовки для всех детей;
–e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и
снижению числа учащихся, покинувших школу.
20

Статья 30

– В тех государствах, где существуют этнические,
религиозные или языковые меньшинства или лица
из числа коренного населения, ребенку,
принадлежащему к таким меньшинствам или
коренному населению, не может быть отказано в
праве совместно с другими членами своей группы
пользоваться своей культурой, исповедовать свою
религию и исполнять ее обряды, а также
пользоваться родным языком..
21

Статья 31

– 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и
досуг, право участвовать в играх и развлекательных
мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
–2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка
на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и
содействуют предоставлению соответствующих и равных
возможностей для культурной и творческой деятельности,
досуга и отдыха.
22

Статья 39

– Государства-участники принимают все необходимые меры
для того, чтобы содействовать физическому и
психологическому восстановлению и социальной реинтеграции
ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения,
эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое
восстановление и реинтеграция должны осуществляться в
условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и
достоинство ребенка.
23

Статья 42

Государства-участники обязуются,
используя надлежащие и действенные
средства, широко информировать о
принципах и положениях Конвенции как
взрослых, так и детей.

Слайд 2

Слайд 3

Что такое право? это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо Существует документ международного значения «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. (Принята 10 декабря 1948 г. ООН). Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами. Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств. ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств. Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». (Принята 20 ноября 1989 г. ООН). «Знать законы, зн

Слайд 5

Слайд 6

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран: 1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства; 2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; 3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению; 4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Слайд 7

Слайд 8

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости. У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права. Они отличаются от прав взрослых: 1) меньшими возможностями защитить самого себя; 2) физической и психологической незрелостью; 3) ранимостью; 4) зависимостью от опеки старших. Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

Слайд 9

Статья 20 1. 2. 3. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Слайд 10

Основное В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отмечу такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Слайд 11

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей 5-9 марта 1990 г. в Джомтьене (Таиланд). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Слайд 12

Статья 13 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: a) для уважения прав и репутации других лиц; или b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Слайд 13

Статья 14 1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. 2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка. 3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Слайд 14

Статья 26 1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. 2. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком или от его имени.

Конвенция о правах ребенка, других международных актов получили свое подтверждение и развитие в российском законодательстве. Эти документы дают ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Зачастую дети просто не знают о самом существовании Конвенции, текста Конституции РФ. Огромное значение в процессе осознания прав человека и прав ребенка в частности имеет правовое просвещение. Этот урок является пусть небольшим, но вкладом в дело просвещения и образования в области прав человека и его основных свобод.

Цели: Познакомить учащихся с основными положениями о Конвенции, научить применять полученные знания о своих правах в реальных жизненных ситуациях.

Ход урока

  1. Объявление темы и задачи урока.
  2. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.
  3. Обсуждение статей Конвенции о правах ребенка.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Подведение итогов.