Обжалование по 223. Жалоба в ФАС: срок подачи и рассмотрения

ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4689/ЗКТЭ-ДЖВ/17 на право заключения договора оказания услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории (вокзал Восстание, вокзал Зеленый Дол) (далее - Запрос котировок, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Ограничение конкуренции по 223-фз (нюансы)

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. 29.11.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).

Как подать жалобу в фас россии на действия заказчика по 223-фз

По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов). Дискриминация при установлении параметров закупки Регулирование закупки осуществляется определенным положением, и закупочная документация должна ему соответствовать. Дополнительные требования предъявлять запрещено (ч. 6 ст.
3 закона № 223-ФЗ). Однако заказчики пользуются широчайшими полномочиями в установлении в закупочной документации параметров конкурентных способов закупки. Так, АС ЦО признал соответствующим закону установление требования об объеме выручки конкурсанта не менее 1 млрд руб. (постановление от 25.01.2016, дело № А14-2205/2014).

Образец жалобы по 223-фз

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – является основным государственным контролирующим органом процедур проведения госзакупок. Иногда случается так, что важным фактором для победы в тендере, является умение юридически правильно оформить и подать жалобу в ФАС, а также отстоять свои интересы во время разбирательств. Пример подготовки жалобы в ФАС Чтобы помочь вам в этом непростом деле, мы подготовили для вас образец жалобы в ФАС, который прошел проверку юристом и будет принят контролирующим органом.


Причиной для подачи жалобы в ФАС может послужить:

  1. Какие-либо действия конкурентов, способные ограничить ваши права.
  2. Неправомерное действие государственного заказчика, которое нарушает действующее законодательство.
  3. Неправомерные действия гос.

Жалоба на заказчика по 223-фз: порядок, образец, сроки

Согласно протоколу рассмотрения котировочных заявок от 14.12.2017 № 4689/ЗКТЭ-ДЖВ/17/2 к установленному в Документации сроку подачи заявок поступили заявки следующих участников: ООО «ТЕМП» (ИНН 7841310589) ООО «ИСК» (ИНН 7725286529) Регистрационный номер 1 2 Часть заявки на бумажном носителе не требуется не требуется Электронная часть заявки представлена представлена Ценовое предложение, руб. (с НДС/без НДС) 9 383 180,40/ 11 072 152,92 9 383 180,40/ 11 072 152,87 При этом победителем Запроса котировок признана заявка ООО «Темп». Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы, заявки участников закупки и сообщил, что оценка заявок участников Запроса котировок производилась в соответствии с требованиями пункта 6.6.4 Документации путем сравнения ценовых предложений участников закупки без учета НДС.

Жалоба в фас по 223 фз

Важно

Таким образом, действия Заказчика, признавшего участника ООО «Темп» победителем Запроса котировок, соответствуют требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации. Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения. 2. Пунктом 5.3.3.1 Документации установлено, что участник Запроса котировок должен соответствовать требованию об отсутствии у участника Запроса котировок недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.


Участник Запроса котировок считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

Образец жалобы в фас по статье 18.1 закона о защите конкуренции (223-фз)

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе котировок декларации об отсутствии задолженности перед бюджетом Российской Федерации на дату рассмотрения заявки на участие в Запросе котировок может привести к ограничению количества участников в виду сокращения количества участников закупки, так как фактически задолженность участника на момент подачи заявки должна соответствовать 0 рублей 00 копеек. Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в Документации в части декларирования на момент подачи заявок отсутствие задолженности перед бюджетом Российской Федерации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках. 3.
Заказать звонок Напишите нам Скачать прайс-лист Главная / 223 ФЗ / Жалоба в ФАС по 223 ФЗ Актуальность жалобы по 223 ФЗ. Большинство участников процесса закупки участвуют в торгах как по 44 ФЗ, так и по 223 ФЗ. Однако, возможности отстоять свои интересы у участника по 223 ФЗ существенно меньше чем по 44 ФЗ.
Но участники имеют право подавать жалобу в ФАС по 223 ФЗ. Однако, ввиду того, что практика обжалования по закону 223 ФЗ появилась не так давно (44-ФЗ во многом перенял ее из 94 ФЗ), то и говорить о том, какие шаги однозначно приведут к положительному результату, не приходится. Этому способствует ряд причин: — слабое законодательное регулирование; — отсутствие правоприменительной практики по большому числу вопросов; — ограниченное число поводов обжалования действий/бездействий заказчика, которые отрегулированы законодательством.

Жалоба в фас на ограничение конкуренции образец по 223 ap

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о признании участника ООО «Темп» победителем Запроса котировок. Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1.

Жалоба в фас на ограничение конкуренции образец по 223 фз

Внимание

Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о признании участника ООО «Темп» победителем Запроса котировок, поскольку заявка ООО «Темп» содержит предложение о цене договора превышающее ценовое предложение Заявителя. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.


Пунктом 6.6.4 Документации установлено, что при оценке котировочных заявок сопоставляются предложения участников по цене без учета НДС. Сопоставление осуществляется методом математического сравнения.

Для начала стоит отметить, что подача жалобы 223 фз возможна не только на действия или бездействия заказчика, но и на закупочные комиссии и операторов ЭТП.

Случаи, при которых можно прибегнуть к таким мерам, описаны в , а именно:

  1. Проведение торгов с нарушениями 223-фз, либо
  2. Нарушение сроков публикации в ЕИС документации, положения, сведений о контрактах и т.д.
  3. Установление неправомерных требований к участникам тендера.
  4. Проведение закупок без опубликованного в ЕИС положения, либо без применения норм 44 ФЗ (ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8).
  5. Отсутствие в ЕИС сведений о закупках, осуществляемых в обязательном порядке у СМП.
  6. Нарушение норм 223 ФЗ оператором ЭТП.

Кроме того, в ч. 13 ст. 3 сказано, что ФАС рассматривает споры только в пределах доводов, которые в них указаны. При этом в ч. 17 и 20 ст. 18.1 № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган может принимать решения ФАС 223 ФЗ и относительно других выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 N ИА/3655/18).

Обжалование в ФАС по 223 ФЗ: пошаговая инструкция

Кто же вправе обращаться в ФАС? До окончания подачи заявок сделать это может любой участник конкурентной процедуры. После окончания срока приема заявок такая возможность будет только у тех, кто подал предложение (ч. 10, 11 ст. 3).

Также жалоба на заказчика по 223 ФЗ может быть подана и , органами исполнительной власти субъектов РФ и их организаций.

  1. Информация о нарушителе.
  2. Данные заявителя.
  3. Сведения об обжалуемых торгах.
  4. Суть спора и аргументы.
  5. Список документов-приложений.

Подписать документ должен составитель, либо его представитель. Во втором случае необходимо к документам приложить .

Жалоба в ФАС по 223 ФЗ может быть отправлена как в центральное отделение, так и в его региональные управления. Причем центральный аппарат принимает абсолютно все споры, а потом, по своему усмотрению, может направить их на рассмотрение в региональный отдел.

Дела о процедурах с НМЦК более 1 млрд.руб. рассматривает только центр.

Отправить оформленные документы можно разными способами:

  1. Почтой.
  2. Факсом.
  3. Электронным письмом (желательно с ЭЦП).
  4. Курьером.

Сроки обжалования:

  • 3 месяца с даты признания торгов несостоявшимися, либо для закупок, по итогам которых не заключили договор;
  • 10 дней в остальных случаях.

Такие сроки высчитываются с момента размещения информации о торгах в ЕИС, либо с даты подведения итогов закупки.

С начала 2018 года вступили в силу положения закона 223-ФЗ, которые меняют подход к обжалованию нарушений в ФАС. Изменения коснулись и оснований, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы, и порядка обжалования.

На что можно жаловаться

Как было

Процедура обжалования закупок по 223-ФЗ давно требовала внесения коррективов. Ее порядок регулируется статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, однако основания для подачи жалоб в этой норме отсутствуют. Они содержатся в статье 3 закона 223-ФЗ, но .

Ранее складывалась такая практика:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • поставщик подавал жалобу по 223-ФЗ в ФАС;
  • антимонопольный орган ее рассматривал и выносил предписание;
  • заказчик обращался в суд;
  • суд, как правило, поддерживал сторону заказчика.

При этом судьи указывали на то, что в соответствии с законом 223-ФЗ ФАС не имела оснований для рассмотрения жалобы .

Как стало

Поправки внесли изменения в перечень оснований для подачи жалоб. Теперь в ФАС можно жаловаться, если:

  1. Заказчик осуществляет закупку с нарушением норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке.
  2. Заказчик не разместил в ЕИС информацию, которая должна быть размещена. Это может быть отсутствие в системе Положения о закупке, документации конкретной процедуры, например, проекта контракта, и так далее.
  3. К участнику предъявляются требования, которые не содержатся в закупочной документации.
  4. Заказчик осуществляет закупку при отсутствии в ЕИС Положения о закупке и при этом не применяет нормы закона 44-ФЗ.

    Примечание. Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать свои Положения в ЕИС. При проведении процедур в отсутствии этого документа на заказчиков накладывается обязанность применять положения закона 44-ФЗ. Аналогичная мера действует и в том случае, если заказчик не выполнил норму .

  5. Заказчик не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупки у МСП или эти данные недостоверны.

Это закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в ФАС.

Итак, прежний перечень оснований немного расширен. Но это небольшое на первый взгляд изменение дает возможность обращаться в ФАС по любым нарушениям заказчиками норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке. Указанная норма предполагает весьма широкую трактовку, что дает участникам разнообразные основания для жалоб.

Кто может подавать жалобы

Часть 10 статьи 3 закона 223-ФЗ гласит, что любое лицо, которое посчитает свои права и законные интересы нарушенными действиями или бездействием заказчика, комиссии по закупкам или ЭТП, может на них пожаловаться. Однако в следующей части этой же статьи сделана оговорка: после того, как этап приема заявок завершен, жаловаться могут только участники, подавшие заявки .

Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.

В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок .

Еще одно новшество в части субъектов, которые могут жаловаться в ФАС - таким правом наделили Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (). Напомним, что она осуществляет мониторинг и оценку соответствия закупок определенных заказчиков у субъектов малого бизнеса.

Чтобы корпорация имела право подать жалобу в ФАС, нарушение должно быть допущено:

  • заказчиком, чьи действия относятся к сфере контроля Корпорации МСП;
  • в отношении субъекта малого или среднего бизнеса.

Аналогичные полномочия имеют и региональные органы исполнительной власти (в отношении заказчиков, за которыми они осуществляют контроль).

Изменения в порядке обжалования

Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:

  • жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
  • ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.

Изменение в части самой процедуры заключается в том, что теперь ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ не может выходить за ее рамки.

Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.

Например, участник пожаловался на положение технической документации. При этом ФАС проверяла и то, присутствует ли закупка в плановых документах, правильно ли был определен тип процедуры и так далее. Если находились нарушения, то проверяющие выносили по ним предписания.

Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся . Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.

Если права участника закупок по 223-ФЗ были нарушены, то он может пожаловаться на действия заказчика. Жалобы рассматривает Федеральная антимонопольная служба. Разберемся, каков алгоритм рассмотрения жалобы и как правильно ее оформить.

Какие жалобы рассматривает ФАС

ФАС России рассматривает жалобы на действия или бездействие заказчика при закупке товаров, работ, услуг, если заказчик:

  • не разместил положение о закупке в ЕИС (ООС), а также не разместил изменения, вносимые в указанное положение, информацию о закупке, подлежащую размещению на официальном сайте, или нарушил сроки размещения;
  • предъявил к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренные документацией о закупке;
  • закупил товары, работы или услуги в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС (ООС) положения о закупке;
  • не разместил или разместил в ЕИС (ООС) недостоверную информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП.

Вебинар в Школе электронных торгов

Сроки обжалования

Действия заказчика могут быть обжалованы не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте, со дня размещения, за исключением случаев, предусмотренных Порядком рассмотрения жалоб ФАС, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Если договор не был заключен по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, то допускается обжалование в ФАС в течение 3 месяцев со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов

Если же предусмотрено размещение результатов торгов на сайте, то обжалование возможно со дня размещения на этом сайте. В течение 3 дней после получения жалобы ФАС принимает решение либо о возвращении жалобы, либо о принятии жалобы к рассмотрению.

Жалоба должна содержать:

  • наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), ФИО, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
  • указание на обжалуемые закупки/торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте является обязательным в соответствии с законодательством РФ, адрес сайта, на котором она размещена;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ (п. 6 ч. 6 ст. 18.1 Приказа ФАС России № 17/13).

Жалобу могут вернуть

Жалоба возвращается заявителю, если не содержит надлежащие сведения, предусмотренные ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, п. 6 Порядка рассмотрения жалоб или если она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Также жалобу могут вернуть из-за наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Если антимонопольным органом уже было принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии жалобу тоже могут возвратить.

Действия ФАС при возврате и принятии жалоб

ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю об этом с указанием причин возвращения жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС в течение трех рабочих дней со дня ее поступления размещает информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте zakupki.gov.ru, на сайте торгов или на сайте антимонопольного органа. Затем ФАС направляет заявителю, заказчику или организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки/торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления по электронной почте, оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте, заявителю по адресу, указанному в жалобе.

Если заказчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, но не явился на слушание, то его неявка не является препятствием для рассмотрения.

Права заказчика

Заказчик вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Оно должно содержать сведения, указанные в пункте 6 Порядка, в ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Возражение на жалобу направляется в ФАС не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Также заказчик может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Обязанности заказчика

Заказчик обязан в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Кроме того, он должен представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, внесенные изменения в документацию, заявки на участие в закупочной процедуре, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

Со дня направления уведомления заказчик обязан приостановить проведение закупочной процедуры до рассмотрения жалобы по существу. Он не вправе заключать договор до принятия ФАС решения по жалобе.

Права участника (заявителя)

Участник вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Он может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Участник может отозвать жалобу до принятия по ней решения.

Помните, что заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия или бездействие заказчика или его представителя. Закон о защите конкуренции и Порядок рассмотрения жалоб не возлагают на заявителя обязанностей.

Возможное развитие событий

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия ФАС принимает следующие варианты решений:

  • признать жалобу обоснованной и выдать предписание,
  • признать жалобу обоснованной и не выдавать предписание,
  • признать жалобу необоснованной и не выдать предписание,
  • признать жалобу необоснованной и выдать предписание.

Предписание

По итогам рассмотрения жалобы ФАС выдает предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупке, об аннулировании закупки. Также ФАС может выдать предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Выводы

Участник закупок по 223-ФЗ имеет право жаловаться на неправомерные действия заказчика. Об этом следует помнить обеим сторонам, как заказчикам, так и участникам. Если участник намерен жаловаться, то действия его должны быть обоснованы и подкреплены соответствующими документами.

Заказчику следует понимать всю меру своей ответственности и внимательно изучать требования законодательства при подготовке к проведению закупочных процедур и не доводить до разбирательств.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)