Что такое аюрведа, ее основные понятия и принципы. Аюрведа - древняя наука жизни

Наверняка многие люди слышали об аюрведе. И каждый человек примерно представляет, о чем идёт речь, когда слышит данное слово.

Древняя наука

Давайте разберемся, аюрведа - что это? Древнее учение о секретах долголетия. Последнее, следуя принципам науки, достигается посредством гармонии души, тела и ума.

История возникновения

Как появилась аюрведа? Что это за направление? Следует знать, что аюрведа считается одной из самых древних наук. Принципы данного учения оказали влияние на развитие медицины в арабских и европейских странах. С давних времён известно, что такие лечебные средства, как алоэ, мускус, сандал и другие, привозились из Индии в европейские и арабские страны. Помимо лекарственных сборов, из этой страны везли и различные благовония. Также аювердические учения использовались в Тибете.

В середине прошлого века данное учение стало популярно в западных странах, в том числе в России. Аюрведа имеет целый ряд основных принципов, которые в настоящее время используются во всем мире. К ним относятся особое дыхание, специальная диета, очищение организма посредством клизм, приёма ванн и обертываний. Существуют зарегистрированные врачи, которые практикуют аюрведу. Их количество по всему миру составляет 350 000.

Основные принципы науки. Аюрведа

Что это за учение, мы уже выяснили. Теперь поговорим об особенностях. Под основным принципом аюрведы понимается гармоничное состояние человека. Здоровым считается тот, у кого тела и душа находятся в единстве. А вот если у человека тело само по себе, а душа - сама по себе, то он находится в дисбалансе. Это значит, что ему необходимо лечение. Данный принцип в какой-то степени пересекается с традиционной медициной, так как если у человека стресс, то вероятность возникновения каких-либо заболеваний увеличивается.

Аюрведа говорит о том, что каждый из нас состоит из пяти компонентов:

  1. Воздух.
  2. Земля.
  3. Вода.
  4. Огонь.
  5. Космос.

Когда все вышеперечисленные стихии находятся в равновесии, есть определённое название такому состоянию - пракрити (это полностью здоровый организм).

Аюрведическое учение говорит о том, что в одном человеке собраны все стихии. Но одна из составляющих может преобладать над другими.

Доша

Помимо этого, в аюрведе есть такое понятие, как доша, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. Вата . Оно подразумевает под собой воздух.
  2. Питта - огонь и вода.
  3. Капха . Оно включает в себя воду, землю и космос.

Все три составляющих также присутствуют в организме и балансируют между собой. Но одно из состояний может преобладать над другими.

Физическое состояние - это доши, а эмоциональное - гуны. Жизнь такова, что может подвергать обычного человека разбалансировке, то есть нарушать гармонию доши и гуны. Человек не справляется с воздействием внешних факторов. Возможно, он обратил внимание на чьё-то плохое настроение и сам стал нервничать либо подвергся какому-то стрессу. Причин может быть великое множество. Такое состояние человека, когда у него отсутствует гармония, называется викрити.

Переходим в состояние пракрити

Аюрведическая медицина заключается в том, чтобы перевести человека из состояния викрити в пракрити. Необходимо достичь такого самочувствия пациента, чтобы он находился в гармонии с самим собой. На самом деле это очень важно, чтобы человек перестал беспокоиться, расслабился. Потому что большинство заболеваний начинаются с расстройства нервной системы. Нарушение гармонии, согласно данной науке, является основной причиной болезней человеческого организма.

Основные отличия аюрведического лечения

Прежде всего, стоит сказать о том, что аюрведическая медицина ищет причину дисбаланса питты, ваты и капхи. Предполагается, что в человеческом организме не может отсутствовать ни одна из этих составляющих. Поэтому для оздоровления нужно найти причину нарушения баланса. Считается, что если вы находите ее, то делаете шаг на пути к оздоровлению.

Врач аюрведы определяет, какая доша создаёт дисбаланс в организме, и назначает лечение для ее восстановления. В этом и заключается основное отличие данной медицины от традиционной. В последней врач проводит обследование и ставит диагноз. Далее назначаются препараты, направленные на лечение конкретного пораженного органа. Комплексную терапию нарушения гармонии всего организма в целом предлагает аюрведа. Препараты с содержанием химических элементов не используются.

Устранение дисбаланса

Аюрведическая медицина направлена на лечение, которое состоит в комплексном подходе к выздоровлению человека. То есть в нормализации его физических и психологических состояний. Часто люди не задумываются об эмоциональных причинах возникновения того или иного заболевания. Но на самом деле это очень важный момент, о котором говорит аюрведа. Лечение должно быть комплексным. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Иногда эмоциональная нормализация ведёт за собой выздоровление других систем человеческого организма. Необходимо иметь положительный настрой. В этом смысле аюрвердическая медицина намного превосходит традиционные методы лечения.

Об эффективности такой терапии говорит то, что эти древние знания и методы применяются уже больше 5000 лет. Центр аюрведы находится в Индии. Сомневаться в этом учении нет никакого смысла.

Питание

Каким должно быть питание по аюрведе? Так как подобное лечение подразумевает очищение организма, то основными составляющими данного процесса являются правильный рацион и режим потребления пищи. Существуют определённые правила, которым рекомендует следовать аюрведа. Рецепты блюд составляются на основании базовых принципов питания.

Давайте их рассмотрим:

  1. Основной приём пищи должен осуществляться в полдень по местному времени.
  2. Не стоит начинать обедать в возбужденном или расстроенном состоянии. Нужно дать себе время успокоиться, и только потом приступать к еде.
  3. Важную роль в приеме пищи играет окружающая обстановка. В комнате должно быть спокойно, без работы каких-либо приборов, например, телевизора. Не стоит читать или отвлекаться на что-нибудь.
  4. После того как употребление пищи закончено, не стоит сразу вставать из-за стола, необходимо посидеть в течение 5 минут.
  5. Следует делать перерывы между едой не меньше 3 часов. Это необходимо для того, чтобы пища, которая была съедена ранее, уже переварилась в организме.
  6. Процесс приема пищи должно осуществляться в сидячем положении.
  7. Не рекомендуется ужинать после того как солнце сядет за горизонт.
  8. Употреблять пищу следует только тогда, когда наступает чувство голода.
  9. Важным моментом является тщательное пережевывание еды.
  10. Не стоит торопиться во время приема пищи.
  11. Не нужно переедать. Необходимо рассчитывать количество потребляемой пищи так, чтобы не доедать примерно одну четвертую часть до сытого состояния. Так рекомендует делать аюрведа. Продукты должны быть не холодными.
  12. Следует есть блюда, которые приготовлены непосредственно перед обедом или ужином. Если такой возможности нет, то существует другое правило. Рекомендуется есть то, что приготовлено сегодня. Не нужно кушать вчерашние или позавчерашние блюда.
  13. Во время приема пищи не рекомендуется пить в большом количестве. Если есть потребность, можно пить воду, которая была согрета специальным способом. А именно подвергалась кипячению в течение четверти часа. Ни в коем случае нельзя пить холодную жидкость, так как это неблагоприятно для желудка.
  14. Не рекомендуется смешивать молоко с другими продуктами. Его можно пить отдельно в горячем виде с добавлением специй или сахара.
  15. Нужно следить за сочетанием продуктов питания.
  16. Использование специй рекомендуется в аюверде, так как они способствуют процессу пищеварения.
  17. Питание по аюрведе подразумевает исключение из рациона сыра, приготовленного промышленным способом, йогурта, мороженого и холодного молока.
  18. Меню должно соответствовать индивидуальным особенностям организма и времени года.
  19. Существует такое понятие, как аювердический вкус. Он включает в себя 6 составляющих. Все они должны входить в обед или другой приём пищи.
  20. Кислую и солёную еду ни в коем случае нельзя употреблять вечером, также в этот перечень входит кефир.
  21. Следует отказаться от жареной, кислой и солёной пищи.
  22. Рекомендуется заниматься физкультурой. Особенно подойдёт йога.

Аюрведическая совместимость продуктов в еде

Считается несовместимыми молочные продукты и цитрусовые. Также не сочетаются молоко и кислая еда.

Не рекомендуется употреблять в пищу картошку, так как в ее состав входит крахмал. Данный продукт долго переваривается. Поэтому он обуславливает появление токсинов, что не соответствует аюрведическим принципам правильного питания.

Нельзя сочетать дыню с зерновыми культурами. Это связано с тем, что процесс переваривания первой очень быстрый. А зерно, наоборот, долго переваривается. Поэтому не нужно сочетать эти продукты. Лучше дыню есть отдельно от другой пищи.

Не стоит употреблять теплый мёд. Так как данный продукт в разогретом виде превращается в клейкую массу, которая прикрепляется к стенкам сосудов и создаёт неблагоприятную обстановку внутри организма. При обычной температуре мед будет полезным.

Молоко и продукты, содержащие большое количество белка, нельзя употреблять друг с другом. Почему? Потому что белок согревает, а молоко охлаждает. Поэтому сочетание данных групп продуктов приводит к возникновению токсинов.

Молоко и дыня также являются двумя несовместимыми продуктами. Несмотря на то что они оба охлаждают, молоко имеет свойство сворачиваться. Также последний продукт обладает слабительным свойствами. Дыня же имеет мочегонные свойства. Ещё у этих продуктов разное время переваривания в желудке.

Аюрведа для женщин

Известно, что данное учение подразумевает использование только натуральных средств. В том числе они применяются и в косметических целях. Аюрведа для женщин прежде всего интересна тем, что она предлагает широкое использование масел.

Сделаны они на растительной или животной основе. Предназначены для внутреннего и наружного использования. Помимо масел женщинам предлагаются различные косметические средства, также изготовленные из натуральных составляющих.

Можно справиться с такими проблемами кожи, как сухость, жирность, увядание и угревая сыпь, используя знания, которые дает такое учение, как аюрведа. Отзывы о натуральных средствах только положительные. Женщины остаются довольны использованием даров природы.

Аюрведа: достоинства учения

Еще одним плюсом использования аювердических средств по уходу за лицом, телом и волосами является то, что они направлены на комплексное оздоровление организма. Помимо кремов и масок индийские производители предлагают средства по уходу за зубами и волосами. Интересен тот факт, что даже декоративная косметика обладает восстанавливающим и питательным действием. Например, такое средство, как сурьма, используется индийскими женщинами для окрашивания бровей. И в то же время она ухаживает за волосками.

Кремы и маски по рецептам аюрведы содержат в своем составе не только натуральные вытяжки и масла, но и ряд минералов и других полезных компонентов. Причем данные элементы в косметологических целях стали использоваться индийцами раньше, чем европейцами.

А масло амлы способствует росту и укреплению волос. Оно добывается из местного крыжовника.

Заключение

Мы разобрались в том, что такое аюрведа, что это за наука, тоже выяснили, описали ее особенности. Также были рассмотрены основные принципы этой разновидности древней медицины.

Аюрведа — наука о жизни, зародившаяся более 5 тысяч лет назад в Индии. Она помогает определить благоприятные и неблагоприятные условия жизни, которые напрямую связаны с нашим счастьем и здоровьем, а также учит нас жить в гармонии с законами природы. Разбираемся, что такое аюрведа и доши, как определить свой тип конституции и какому образу жизни следовать, чтобы оставаться здоровым и полным сил.

Аюрведа отличается от привычной для нас медицины: в то время как с помощью таблеток врачи устраняют симптомы заболеваний, специалисты по аюрведе считают важным понять и устранить причину болезни. Они придерживаются идеи о том, что все в нашем теле связано между собой, поэтому нельзя воздействовать на отдельные его области. Проще говоря, здоровье не сводится к лабораторным анализам и ежегодным обследованиям, это процесс, который требует нашего постоянного участия.

ЧТО ТАКОЕ ДОШИ?

Согласно аюрведе, в нашем теле присутствуют три доши — это Вата, Питта и Капха . Они состоят из комбинаций 5 элементов: земли, воды, огня, ветра и эфира. Доши отвечают за наши физические и психологических характеристики, их невозможно распознать в теле, но они соединяют его и участвуют в различных функциях организма. Все они в той или иной степени присущи каждому из нас, а их баланс отвечает за состояние нашего здоровья. Огромное количество факторов, таких как стресс, недосып, неправильное питание влияют на перемещение, увеличение и уменьшение дош в организме. Более того, каждая из них изменяется согласно времени суток, фазам пищеварения, возрасту и сезону.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ДОШИ?

У каждого человека с рождения доминирует одна или две доши, при их балансе мы здоровы, счастливы и полны энергии. При дисбалансе у нас могут возникать проблемы с кожей, нарушение пищеварения, бессонница, беспокойство и более серьезные заболевания.

Для того, чтобы определить состояние дош в данный момент, можно обратиться к специалисту, но есть и более простой метод — пройти тест. В интернете есть огромное количество тестов для определения вашего типа конституции, они помогут понять, на какие доши стоит обратить внимание, ну а мы расскажем, как привести их в состояние баланса.

ВАТА: ВОЗДУХ + ЭФИР

“То, что постоянно движется в теле” — Сушрута Самхита.

Люди типа Вата не могут находиться в бездействии, при этом они заняты несколькими делами сразу. Вообще регулярность для них это что-то слишком сложное, пожалуй, это самая непостоянная доша. Они часто меняют профессию, не могут усидеть на месте и поэтому являются большими любителями путешествий. Это непостоянство выражается и во взаимоотношениях, они часто меняют партнеров, быстро про них забывают и легко знакомятся с новыми. При балансе Вата доши эти люди отличаются креативностью, у них высоко развит творческий потенциал. Они гибкие, инициативные, очень общительные и легкие на подъем. Их можно назвать оптимистами, которые действительно умеют радоваться жизни. Если же Вата находится в дисбалансе, то может появляться чувство беспокойства, тревоги и бесконечной суеты. При этом часто у людей этого типа конституции сбивается режим дня, и они начинают пропускать приемы пищи, не вовремя ложатся спать и перестают заниматься спортом.

Сама по себе эта доша сухая, легкая холодная, шершавая, тонкая и подвижная. Для того, чтобы привести Вату или любую другую дошу в баланс необходимо обогащать свою жизнь противоположными ей качествами:

  • делайте масляные массажи (кунжутное масло)
  • ешьте теплую и маслянистую пищу с использование согревающих специй
  • старайтесь есть меньше сырых продуктов
  • ешьте в спокойной обстановке
  • медитируйте
  • отдыхайте в течении дня
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например, йогой или плаванием
  • соблюдайте стабильный режим дня
  • одевайтесь тепло в холодное время года
  • старайтесь поддерживать теплую атмосферу дома
  • принимайте горячие ванны или теплый душ
  • используйте сладкие и теплые аромамасла для ароматерапии (масло лаванды, корицы)

ПИТТА: ОГОНЬ + ВОДА

“То, что поддерживает пищеварение” — Сушрута Самхита.

Люди типа Питта обладают высоким интеллектом, они уверены в себе и полны энтузиазма. Лидеры от природы, в работе они собраны, пунктуальны, умеют ставить перед собой цели и добиваться их. Физическая сила делает их выносливыми, энергичными и стрессоустойчивыми. Они большие любители планировать и организовывать. При балансе Питты люди дарят радость всем вокруг, их жизнерадостность и чувство юмора завораживают. При дисбалансе проявляется неудовлетворенность жизнью, гнев и высокомерие по отношению к другим людям. Они часто теряют контроль над собой, бывают критичны, категоричны и упрямы. Стремление к власти и контролю всех и всего вокруг — это проявление эго, которое вытесняет все положительные качества этого типа конституции.

Питта маслянистая, быстрая, горячая,подвижная, жидкая, кислая. В состояние баланса ее могут привести противоположные качества:

  • делайте масляные самомассажи (кокосовое масло)
  • пейте только теплые напитки
  • ешьте больше свежих овощей и фруктов
  • не употребляйте острую еду
  • медитируйте
  • гуляйте на свежем воздухе
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например йогой, плаванием или ходьбой
  • слушайте успокаивающую музыку
  • цените людей вокруг
  • заведите личный дневник
  • принимайте прохладный душ
  • используйте охлаждающие аромамасла (масло розы или сандалового дерева)
  • проветривайте помещения, чтобы там сохранялась прохлада

КАПХА: ЗЕМЛЯ + ВОДА

“То, что поддерживает прохладность” — Сушрута Самхита.

Этот тип конституции характеризуется отличным здоровьем, крепким телосложением и душевным спокойствием. Стабильность и постоянство позволяют им быть верными партнерами и надежными работниками. Это очень спокойные и добрые люди, которые всегда готовы прийти на помощь. В состоянии баланса Капха отличается щедростью, умением любить, нежностью и мягкостью. В состоянии дисбаланса люди этого типа могут превратиться в лентяев, любителей полежать дома и скрыться от общества. Они очень сильно привязываются к людям и вещам, часто боятся отпустить что-либо т.к. не выносят перемен. У них может проявляться склонность к накоплениям и даже жадность. От нежелания общаться и что-либо делать может возникнуть депрессия или апатия.

Капха жирная, холодная, тяжелая, медленная, гладкая, липкая, стабильная. Чтобы успокоить ее и привести в баланс нам нужно использовать противоположные качества:

  • не переедайте
  • ешьте легкую еду
  • ешьте в спокойной обстановке
  • не используйте еду как способ успокоиться
  • не уделяйте слишком много внимания повседневным проблемам
  • занимайтесь динамичными видами спорта
  • путешествуйте
  • интересуйтесь новым
  • не спите днем и соблюдайте режим
  • ходите в сауну
  • используйте теплые цветочные аромамасла (кедр, эвкалипт)
  • старайтесь придавать меньше значения материальным благам

Самое главное помните, что не бывает двух одинаковых людей, ведь все мы индивидуальны. Поэтому не стоит строго следовать всем рекомендациям описанным в книгах, статьях, или журналах. Только вы сами сможете проследить реакцию своего организма на ваше питание и жизненный ритм. Суть аюрведы в этом и заключается — она учит нас самоисцелению и дает понять, что возможности нашего организма намного шире, чем мы представляем.

Выберите язык русский английский азербайджанский албанский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский бирманский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский (традиционный) китайский (упрощенный) корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский себуанский сербский сесото сингальский словацкий словенский сомали суахили суданский тагальский таджикский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский

Аюрведа – Наука о жизни.

Аюрведа

Внимание!!!
Скоро будет закончена новая книга - "Аюрведа простыми словами"
Написана очень доходчивым языком, коротко и с наглядными примерами.
Найти ее можно будет по ссылке внизу главной странице сайта

Всемирной организацией здравоохранения ООН было выведено определение – Состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. То есть по мнению этой организации здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, как принято считать. Удивительно, то что мнение ООН совпадает с позицией древней науки Аюрведы. Однако глядя на современные системы здравоохранения, разве мы можем отметить, что соответствующие заведения делают людей настолько гармоничными, как это определяет ООН? Вряд ли. Наоборот, мы наблюдаем полный бардак, как в медицинских учреждениях, так и в здоровье людей, которые их посещают. Что уж тут говорить про психику и социальное благополучие. Хотя все это напрямую связанно одно с другим.

Я думаю, что деятели, которые выдумывали это определение, позаимствовали его из древних источников, но о выполнении своих обязательств позаботиться позабыли или не захотели. Ведь медицинская индустрия и так приносит огромные прибыли. Это профессия, которая подразумевает наличие клиентов и не заинтересована в том, чтобы все были здоровыми.

Аюрведа рассматривает человеческий организм как целостную систему не отделимую от внешней системы, природы, вселенной. Область деятельности этого древнего искусства заключается в том, чтобы изначально поддерживать гармонию во внутреннем пространстве человеческого организма, состоящем из 50-100 триллионов клеток упорядоченных определенным образом. Этот баланс возможен только при выполнении условий правильного взаимодействия тканей, органов и систем организма с внешними условиями мира в котором обитает человек, так как он является частью общей системы.

На вопрос для чего же нужно человеку здоровье? Аюрведа отвечает следующим образом – оно нужно для реализации своего предназначения в жизни, осознания духовной природы и смысла существования. Предназначение человека определяется в Ведах четыремя целями – Дхарма, Ардха, Кама и Мокша. Рассмотрим их подробнее.

Дхарма – выполнение своих обязанностей перед обществом и природой. Она состоит из двух частей 1. Служение и принесение пользы всем живым существам. 2. Раскрытие своего индивидуального таланта. Как видим второе может быть реализованно через первое.

У большинства людей проблема состоит в том, чтобы найти свой талант. Многие и очень многие занимаются тем, чем они занимаются без какого либо морального удовлетворения, делают это в основном ради денег или положения в обществе. Есть люди убеждающие себя в том, что они любят свою профессию. Но в отношении Дхармы это не работает. В Бхагавад-гите сказано, что ”лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие обязанности” (глава 18, текст 47).

То как человек выполняет свое предназначение, напрямую влияет на его здоровье. Проведенные учеными исследования показывают, что около 88% людей занимаются деятельностью, которая их не устраивает. И в то же время около 90% сердечных приступов настигли именно тех, кто занимался работой противоречащей их природной тяге, они делали это только ради заработка. Таким образом не выполнение Дхармы, очень пагубно сказывается на физическом самочувствии человека. А следовательно препятствует реализации следующей цели.

Ардха – накопление материальных благ при помощи исполнения своих обязанностей. Из самого определения следует, что этот процесс естественный, не являющийся самоцелью. В то время как в современном обществе, это и является основной задачей большинства людей. Процесс прибавления финансов, материальных ценностей, положения в обществе и уважения должен служить на пользу другим, подразумевает обеспечение своей семьи, для счастливого существования при отсутствии алчности и накопительства.

Приобретение материальных ценностей должно возникнуть естественным образом в результате реализации человеком своего таланта. Занятие любимым делом особенно оценивается другими людьми, которые с удовольствием пользуются плодами творчества и с радостью благодарят человека, в том числе и материально.

Достижение материального благополучия создает предпосылки для реализации следующей цели.

Кама – удовлетворение своих желаний и потребностей, помощь близким. Это возможно достичь при помощи накопленных материальных благ. Имеется в виду удовлетворении своих чувств, то есть желаний не несущих разрушительные последствия. И конечно исключает злоупотребления в каком бы то ни было виде. Так как любой переизбыток желаний несет негативный характер и является вредным для здоровья. В то время как удовлетворение позитивных желаний укрепляет здоровье и является полезным. Так же у слова Кама имеется еще одно значение – потребность в Любви. И это то, без чего ни один человек не может быть счастлив по настоящему.

Реализация первых трех целей создает предпосылки для достижения четвертой:

Мокша – Это наслаждение самой жизнью. То есть осознание того, что жизнь есть нечто большее чем выполнение своих обязанностей перед обществом, накопление материальных благ и удовлетворение своих желаний. Считается что только познав первые три, человек может осознать ценность самой жизни, как божественного дара.

Но большинство людей обычно пренебрегают первой и четвертой целями. Зато активно стремятся достичь второй и третьей, накопить богатства и получить удовольствия. Веды говорят, что невозможно достичь Мокши не выполнив свою Дхарму. Так же как и, что не возможно достичь физического здоровья, не уравновесив свой ум. Современная западная медицина так же не отрицает, что большинство болезней возникает на ментальном и психическом уровне, а лишь потом поражают тело.

Поэтому Здоровье Арведа разделяет на четыре уровня Арогья, Сукхам, Свастха и Ананда. Давайте рассмотрим каждый из них.

Арогья – Это здоровье физического тела. То есть отсутствие болезней, хорошее самочувствие и функционирование всех органов и систем организма. Эта часть обязательна для успешной жизнедеятельности. Здоровье тела необходимо для всего общего здоровья, но является только частью и не может существовать без остальных частей.

Западная медицина, как мы видим, рассматривает эту часть как единственную. Все лечение направлено на устранение прямого симптома. Редко когда рассматривается причина, а тем более другие части и составляющие комплексного подхода. Современные врачи обычно предпочитают отрезать заболевший орган. Пациенты тоже рады такому подходу. Все хотят быстро и эффективно устранить боль или дискомфорт, быстрее убрать то, что беспокоит, совершенно не задумываясь о более тонких причинах заболеваний. А то, что разрушает организм, в большинстве случаев не устраняется.

И как бы врачи и пациенты не стремились достичь физического здоровья, все их попытки будут обречены на провал и болезни будут возвращаться, если они будут придерживаться только этого уровня.

Сукхам – второй уровень здоровья, это счастье нахождения в социуме или мирское счастье. Этот уровень предусматривает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, работой, семьей, взаимоотношениями с окружающими, материальное благополучие. Как видим, второй уровень здоровья тесно связан с реализацией жизненных целей Дхармы(своего предназначения), Артхи(материального благополучия) и Камы(удовлетворения потребностей).

Взаимоотношения с окружающим миром очень важны потому что через общение мы можем осознать свою собственную духовную природу.

Кроме того наша жизнь в обществе и социуме является непревзойденной школой для нашего развития и самопознания. Это усвоение прошлых уроков и новые уроки. Все что с нами происходит не случайно и дается нам для чего то, какого то опыта, который поможет нам в жизни. Встреченные нами люди и ситуации являются наилучшими учителями, которые мы не всегда хорошо усваиваем. Этому и учит Сукхам, потому что она звучит как счастье от того что с нами происходит.

Очень редко люди бывают удовлетворены достигнутым. Обычно это чувство недолговечное. В какие бы условия они не попали, они не довольны. Или сначала довольны. Проходит какое то время, даже после достижения желаемого и человек начинает страдать, потому что ему кажется этого мало.

Здоровье возможно только при чувстве глубокой удовлетворенности и благодарности за все, что у нас есть. В Йоге это называется Сантоша – удовлетворенность тем, что есть. Это непременное условие для хорошего самочувствия, отсутствие обеспокоенности, благодарность судьбе, людям, вселенной, богу.

На первом и втором уровне здоровья основан третий:

Свастха – укорененность в себе самом. Это означает осознание человека как совокупности тела, души и ума. В основном все мы привыкли ассоциировать себя только с физическим телом. И даже многие рассуждающие о душе и духовности на самом деле не осознают то, о чем они говорят. Если понаблюдать за поведением такого человека можно понять, что вся его жизнь ограничена только пониманием себя как плоти, даже развитием собственного мозга мало кто осознанно занимается, что уж говорить о душе.

Этот уровень подразумевает понимание и принятие себя как вечного божественного неповторимого создания, индивидуальности не ограниченной только руками, ногами, желудком и половыми органами, а так же мозгами, которые образуют хитросплетения ума создающие наше восприятие нас и мира. В Бхагавад-гите сказано: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело»(глава 2, текст 20).

В йоге существует понятие Пратьяхара – контроль над своими чувствами. Очень часто люди живут полагаясь только на свои чувства. Удовлетворение своих желаний требуемых чувствами превращается в смысл жизни. Но все эти чувства связанны в основном с желаниями физического тела. В основном происходит так, что чувства начинают управлять умом. Задача пятой ступени йоги научить ум управлять своими чувствами. На мой взгляд понятие Пратьяхары близко к третьему уровню здоровья Свастха, так как позволяет беспокойному уму укорениться в себе.

Также третий уровень здоровья неразрывно связан с четвертой целью предназначения человека – Мокшей, так как осознание прелести самого процесса существования возможно только при контроле над разбегающимися в материальном мире чувствами и осознании себя как целостной абсолютной части мироздания.

И четвертый уровень здоровья возникает на базе первых трех:

Ананда – Радость, блаженство, безграничное счастье независящее ни от чего. Причем уровень и качество его постоянно нарастают. Это очень высокий уровень духовного счастья. Когда человек испытывает постоянный экстаз от самого своего существования. И это радостное состояние захватывает все тело человека. Как видим этот уровень очень плотно переплетается с Мокшей, настолько что четвертый уровень здоровья и четвертая цель существования человека практически переплетаются в одно целое.

Большинство людей стремится достичь только первого уровня – здоровья тела. Некоторые осознают что необходимо еще и социальное здоровье или душевное равновесие. И совершенно никто не стремится в духовности обрести безграничную радость.

Как мы можем с вами проследить все уровни здоровья и цели существования человека в этом мире очень плотно переплетаются между друг другом и дополняют друг друга. Поэтому смею утверждать, что полноценное достижение одного совершенно невозможно без другого, а работает в должной мере только все в комплексе.

Возникновение : Аюрведа как система появилась примерно 30 – 50 тысяч лет назад во времена миграции Ариев с древнего материка Арктида(Гиперборея) по некоторым гипотезам это была та же самая Атлантида. А согласно древнегреческим летописям местоположение этого материка совпадало с современной Антарктидой и после разлома коры, отколовшаяся часть сместилась и представляет собой современную Евразию. До этого раскола, последовавшего за глобальной катастрофой и смещением полюсов, часть Ариев переместилась на территории современной Азии. Их путь, скорее всего, пролегал в районе уральских гор. Как мы знаем, последнее время часто говорят о находках в этих местах. Древние поселения и стоянки, одним из которых, является найденный недавно в Челябинской области Аркаим.

Предполагается, что древние Арии обладали очень развитой цивилизацией и достаточным количеством знаний, большинство из которых были утеряны в связи с катастрофами и трудностями миграций. Одной из сохранившихся и дошедших до наших дней системой и является Аюрведа. Арии, скорее всего и являлись прародителями современной славянской нации. Перемешавшись с древними племенами ближнего Востока, они скорее всего образовали Индийскую нацию. И так получилось что носителями древних ведических традиций стали именно Индусы. Их далекие предки учились жить в гармонии с природой. Древние Арии понимали, что каждый человек в отдельности является клеточкой единого организма – нашей планеты. Он включает в себя как всех живых существ, так и растения и минералы. И все части, все клеточки любого живого организма должны взаимодействовать и помогать друг другу. И только находясь в симбиозе, взаимодействии, каждая из них в отдельности будет находиться в гармонии.

Они изучали свойства растений и их влияние на человеческий организм. Определяли законы по которым взаимодействует все во вселенной.

Человеком собравшим знания об Аюрведе воедино считается мудрец Дханвантари. У него было много учеников и последователей. Благодаря которым, эта наука и дошла до наших дней.

Аюрведа включает в себя практические методы лечения заболеваний такие как хирургию, терапию, педиатрию и т.д. Но основной ее частью является знание о природе человеческого тела и правильном образе жизни, благодаря которому никакие заболевания просто не возникают.

Аюрведа рассматривает каждый человеческий организм как соотношение стихий Воздуха, Эфира, Земли, Огня и Воды. Именно совокупность этих стихий в каждом существе определяет его конституцию тела, тип психики и потребности.

Вот это соотношение стихий и представляет собой идеальное для каждого человека состояние, поддерживая и балансируя которое, он никогда не будет болеть ни физически ни психически, оно называется – Пракрити(природа).

Знания Аюрведы всегда перекликаются с любой традиционно народной медициной. Древние славяне обладали теми же знаниями.

Чтобы сильно не вдаваться в детали, я начну сразу описывать те факты, которые естественным образом сохраняют наше природное равновесие.

Закон биоритмов – в природе есть определенные законы, которые необходимо соблюдать. Например наш мозг имеет такую особенность отдыхать примерно с 22х до 24х часов. Психика восстанавливается с 23х до 2х часов. То есть человек ложащийся спать после 2х часов ночи не дает никакой возможности отдохнуть своим психоментальным составляющим. Вставать желательно до 8ми часов утра. В это время с 3х до 9ти утра организмом управляют высшие силы энергии. Именно они помогают поддерживать свои умственные и физические способности на высшем уровне в течении всего дня. Если человек не следует этому режиму, то он не получает удовлетворенности от жизни, а лишь накапливает физическую и моральную усталость, в результате чего приобретает массу заболеваний или предпосылки к ним.

Еще одним важным условием являются утренние обязательные процедуры, такие как: опорожнение кишечника, медитация, физические упражнения, принятие душа. Это важно сделать до 9ти утра потому что после 9ти наша кожа начинает впитывать через поры все вредные выделения, которые вышли в течении ночи через кожу.

Работать и достигать своих жизненных целей желательно с 9ти до 17ти-18ти часов. Это самые благоприятные часы для плодотворной работы. После 18 часов желательно посвятить оставшееся до сна время отдыху, семье, чтению книг, прогулкам на свежем воздухе, духовным практикам, медитации.

Кроме того важно соблюдать режим питания.

Утром 9-10 часов желательно принимать легкую пищу. В районе 12ти часов самое сильное пищеварение. Поэтому рекомендуется плотно пообедать. Вечером желательно не нагружать свой кишечник. Идеально будет поесть овощей или фруктов в районе 18-19 часов.

Если вы поели перед сном, то эта пища не будет переварена, она будет лежать всю ночь и гнить в ваших внутренностях, выделяя яды и токсины, которыми будет зашлаковываться весь ваш организм.

Кроме того наши тела отличаются друг от друга, следовательно и режимы будут у всех немного отличаться. Какие бывают типы личности я опишу ниже, а так же правила наиболее подходящие для каждого из видов.

Соблюдая эти простые правила вы уже сможете избежать многих неприятностей. Аюрведа рекомендует для полного возвращения к своей природе соблюдать диету показанную именно для вашего типа конституции.

Что бы точно определить тип конституции личности и узнать свою диету необходимо вычислить по гороскопу рождения первоначальный баланс стихий в вашей личности, определяющих врожденную конституцию, затем по ряду тестов узнать то к чему ваше тело пришло в течении жизни. Лишь тогда можно с точностью назначить диету и комплекс процедур приводящих личность в гармонию.

Я постараюсь максимально просто донести до вас основные прикладные принципы Аюрведы, но для того чтобы было лучшее понимание, придется все же пояснить некоторые термины.

Принципы Аюрведической регуляции в теле базируются на понятии Пракрити (в западной медицине Гомеостаз ) – идеальное соотношение и количество всех составляющих систем организма. И Викрити – соотношение в настоящий момент, то есть насколько организм отклонился от своей врожденной природы. Благодаря этим показателям становится возможным наладить баланс организма. Прочитав раздел Аюрведа вы сможете получить начальные знания, которые помогут вам более осознанно относиться к своему здоровью и обходиться без врачей и таблеток.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

Аюрведа переводится с индийского как «наука о жизни». Вопреки расхожему мнению, восточная система подразумевает не только проведение массажей, втирание масел и использование целебных трав. Аюрведа - это целый комплекс профилактических и лечебных методик, цель которых - обеспечить гармонию души и тела человека.

История

Древняя наука зародилась в Индии более 3,5 тыс. лет назад. Считается, что сакральные знания передали людям древнеиндийские боги, отчасти поэтому за пределами страны аюрведа долгое время рассматривалась как национальное учение и особой популярностью не пользовалась. Только с расцветом книжного дела у нее стали появляться сторонники по всему миру.
В 1985 г. ВОЗ признала древнюю систему как действительно эффективный метод альтернативного лечения. В России, согласно приказу Министерства здравоохранения, аюрведа входит в список оздоровительных методик, которые могут официально применяться в медицинской практике. Чем же объясняется такое доверие к восточным лекарям?

Философия

Аюрведа рассматривает человека как комбинацию из нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Оформляясь в группы, эти элементы образуют ткани и органы, а также основные жизненные силы (доши), которые контролируют все функции организма. Пока доши работают в согласии друг с другом, человек остается здоровым, как только баланс нарушается - возникает болезнь. Именно поэтому суть любого лечения состоит в том, чтобы восстановить хрупкое равновесие между управляющими субстанциями.

От соотношения дош в организме также зависит изначальная природа человека - пракрити. Это психические и соматические особенности пациента, которые даются ему от рождения и не меняются в течение всей жизни. Зная свою пракрити и следуя конкретным рекомендациям по образу жизни, человек может оставаться здоровым и счастливым. Диагносты, определяя врожденную конституцию пациента, устанавливают его склонность к различным заболеваниям.

Всего выделяют 3 главных типа пракрити: Вату, Питту и Капху.

Вата
Символизирует движение. Человек этого типа худощав, порывист, общителен. Он быстро усваивает информацию, обладает богатым воображением и острым умом. В то же время непостоянен, раздражителен, легко возбудим. Люди Вата плохо питаются, нерационально организуют свой график, мало отдыхают. Узнать их можно по тонкой сухой коже, холодным рукам, ломким ногтям с бледной пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: дефицит веса, бессонница, нервные расстройства, нарушения пищеварения.

Питта

Люди, управляемые стихией огня. Они часто рыжеволосые, с белой кожей, покрытой веснушками. Имеют среднее телосложение. Очень уравновешены, целеустремленны, педантичны. Для них важно жить по графику и всегда держать ситуацию под контролем. Человек Питта обычно делает хорошую карьеру. Он смел, отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. Любит хорошо поесть. Врачи отличают таких пациентов по сильному пульсу, который легко прощупывается. Ногти у Питты - гибкие с красноватой пластиной.

Частые заболевания: тепловые удары, пищеварительные язвы, гастриты, патологии печени.

Капха

Люди Капха обладают замедленным обменом веществ. У них, как правило, ширококостное телосложение, развитые мускулы, но плавные, неспешные движения. Капхи любят поразмыслить, не склонны к импульсивным поступкам. Они терпеливы, уравновешены, миролюбивы, верны. Много едят, но физически мало активны, поэтому часто страдают от лишнего веса. Пульс у таких пациентов может быть слегка замедленным, ногти - блестящие, здоровые, с белой пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: ожирение, сердечно-сосудистые и ЛОР-заболевания.

Любая лечебная программа в аюрведе подбирается с учетом пракрити.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Для выявления болезни, помимо традиционного осмотра, целители аюрведы применяют довольно нестандартные методики, например, обнюхивание пациента или пульсовую диагностику. После того как проблема становится очевидной, приступают к лечению.

Как и в традиционной медицине, терапия может быть симптоматической (Шамана) или этиологической (т. е. устраняющей причину заболевания, Шодхана). В лечебные комплексы входят:

  • ароматерапия;
  • цвето- и музыкотерапия;
  • вкусовая терапия;
  • апитерапия (лечение пчелиными укусами);
  • дыхательная гимнастика;
  • духовные практики (йога, медитация);
  • фитопрепараты.

Для приготовления лекарств в аюрведе используются более 700 растений, минералы и вещества животного происхождения. Особенно часто в рецептуру включаются дерево Ним, Туласи, Трифала, Босвеллия. Токсичные металлы перед смешиванием подвергают специальной обработке. Препараты изготавливаются в виде порошков, пилюль, таблеток, сиропов и растворов.

Важная роль в лечении отводится диете. Считается, что в рационе человека должны присутствовать все 6 основных вкусов:

  • кислый,
  • соленый,
  • сладкий,
  • острый,
  • горький,
  • вяжущий.

По мнению индийских лекарей, каждое из вкусовых ощущений обладает определенным воздействием на организм. Например, сладкое стимулирует образование кровяных клеток, а кислое улучшает пищеварение. Только полная палитра вкусов может обеспечить нормальную работу всего организма в целом.

Готовить разрешается исключительно из свежих продуктов. При этом важно соблюдать принцип их сочетаемости. Так, в одном блюде не должны присутствовать одновременно белки и жиры. Фрукты нужно есть отдельно от крахмалосодержащих овощей. Молоко не следует комбинировать с другими продуктами, содержащими белки.

Дважды в год в профилактических целях врачи прописывают своим пациентам очищающие процедуры - панчакарму.
В курс терапии обычно включают массаж, травяные клизмы, кровопускание, промывание носовых пазух.

Но пожалуй, главное в аюрведе - ее духовная составляющая. Приверженцы этой методики убеждены, что физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его души. Если пациент доволен собой, любит мир, умеет прощать обиды и избавляться от раздражения, то никакие недуги ему не страшны.