Управл безоп труда происходит с помощью. Управление безопасностью труда на предприятии

Охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О мерах по улучшению условий и охраны труда" N 843 от 26 августа 1995 года обеспечение безопасных условий труда на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования возлагается на администрацию предприятия, собственника, либо уполномоченного им органа управления. Следовательно, охрана труда, то есть защита жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности - одна из главнейших задач любого предприятия.

Безопасность труда - это такое состояние условий труда, при котором с определенной вероятностью исключено воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов. Безопасность труда и охрана труда соотносятся между собой как две категории - цель и средство ее достижения. Безопасность - это цель, достигаемая с помощью мероприятий по охране труда. Управление безопасностью труда собственно и заключается в оптимизации производственной деятельности предприятия по критериям безопасности.

Переход от отдельных, частных мероприятий защитного характера по следам уже происшедших травм и заболеваний, от борьбы с последствиями неудовлетворительного состояния безопасности к активному, целенаправленному воздействию на процесс формирования условий труда на производстве является главной задачей системы управления безопасностью труда (СУБТ).

Преимущества системного подхода очевидны, они доказаны практикой. Поэтому системы управления безопасностью труда (охраной труда) находят все более широкое применение в различных отраслях экономики. Однако в процессе их внедрения появляется немало проблем, связанных и с недостаточно ясным пониманием сути тех преобразований, которые требует переход от традиционных методов работы по охране труда к управлению безопасностью труда.

СУБТ является составной частью системы управления предприятием, ее целевой подсистемой, направленной на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Она функционирует в тесном взаимодействии с другими подсистемами управления различными сферами деятельности предприятия: производственной, социально-экономической, охраной окружающей среды и др.

Непосредственным объектом управления служит процесс обеспечения безопасности труда в системе "человек - техника - производственная среда", а следовательно, состояние условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках и в цехах предприятия. Причем управление должно быть направлено как на формирование безопасных условий труда при проектировании и сооружении новых производственных объектов, так и на улучшение уже сложившихся условий труда, повышение безопасности в действующем производстве.

Всякое управление предполагает целенаправленное воздействие на управляемый объект путем регулирования тех факторов, от которых зависит его состояние. Все факторы, воздействующие на обеспечение безопасности труда, можно разделить на организационные, технические, санитарно-гигиенические и психофизиологические.

К организационным факторам относятся:

организация инструктажа и обучения работающих безопасности труда;

обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работающих;

формы и методы организации труда (индивидуальная, бригадная, сменность, режим труда и отдыха);

организация обслуживания и содержание рабочих мест (компоновка и оснащение рабочего места);

состояние оргтехоснастки, ручного и вспомогательного инструмента;

безопасность складирования материалов, заготовок, деталей и готовых изделий; уборка рабочего места);

организация управления безопасностью труда.

К техническим факторам относятся:

конструкторские (безопасность конструкции технологического оборудования, технологической оснастки, грузоподъемных машин, транспортных средств и грузозахватных устройств, ручного механизированного инструмента);

эксплуатационные (соблюдение сроков планового ремонта, поддержание в исправном состоянии технологического оборудования, исправное состояние электрооборудования и средств защиты от электрического тока и др.);

технологические (выбор безопасных технологических методов и режимов работы; комплексная механизация и автоматизация, роботизация тяжелых и опасных операций; выбор исходных материалов, заготовок и производственного оборудования; размещение производственного оборудования и организация рабочих мест; выбор безопасных способов, средств транспортирования исходных материалов, заготовок, деталей, готовой продукции и отходов производства; выбор средств коллективной и индивидуальной защиты; включение требований безопасности в технологическую документацию; контроль выполнения требований безопасности в действующих технологических процессах).

Санитарно-гигиеническими факторами являются:

микроклимат на рабочем месте (эффективно-эквивалентная температура);

чистота воздуха рабочей зоны (содержание токсических веществ, промышленной пыли);

условия естественного и искусственного освещения;

уровень вибрации;

уровень производственного шума;

инфракрасное (тепловое) излучение;

электромагнитные излучения;

ионизирующие излучения.

К психофизиологическим факторам относятся:

тяжесть и напряженность труда (статическая и динамическая физическая нагрузка, рабочая поза, напряженность зрения, длительность сосредоточенного наблюдения, число важных объектов наблюдения, темп работы, число информационных сигналов, монотонность, режим труда и отдыха, нервно-эмоциональная нагрузка);

соответствие психофизиологических возможностей человека, индивидуальных особенностей его организма характеру выполняемой работы (антропометрические особенности, скорость и точность реакций, устойчивость внимания, личностные качества и др.);

профессиональная подготовленность работников (обученность, освоение безопасных приемов труда, знание правил и инструкций по охране труда) ;

применение средств индивидуальной защиты, выполнение требований инструкций по охране труда и технологической документации;

соблюдение трудовой и производственной дисциплины.

Приведенный классификатор охватывает все основные факторы, влияющие на безопасность трудовой деятельности. Указанные факторы рассматриваются не как источники возможного повреждения здоровья человека, а с позиции их роли в формировании условий труда, в обеспечении безопасности труда в процессе производства.

Разработка СУБТ начинается с установления целей, задач, показателей и критериев эффективности управления. Программно-целевой подход к управлению безопасностью труда состоит в определении главной цели СУБТ и последующем развитии ее в иерархическую систему подцелей (дерево целей).

Главная цель СУБТ - обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности человека в процессе труда. Она выражается в создании безопасных и высокопроизводительных условий труда, в предупреждении производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.

Эта сложная цель обеспечивается достижением совокупности взаимосвязанных основных и частных целей управления безопасностью труда. Иерархия целей СУБТ соответствует классификации технических, организационных, санитарно-гигиенических и психофизиологических факторов, воздействующих на безопасность труда в производстве.

СУБТ представляет собой механизм для решения проблем, связанных с достижением поставленных целей. Поэтому организационная структура и функции управления должны быть тесно связаны со структурой целей. Исходя из дерева целей, распределяются задачи и функциональные обязанности по охране труда среди структурных подразделений предприятий и должностных лиц.

Конкретизация достижения целевых нормативов во времени осуществляется при планировании мероприятий по охране труда. Четкая постановка целей, задач и детальная разработка плановых заданий обеспечивают программно-целевое управление безопасностью труда.

Если конкретные цели и планы работы по охране труда не определены, то управление фактически исчезает. Остается лишь текущее регулирование, направленное на ликвидацию выявленных нарушений и поддержание безопасности труда на прежнем уровне. При этом эффективность работы по охране труда значительно снижается.

Основными критериями эффективности СУБТ, характеризующими степень достижения установленных целей, являются:

улучшение условий и повышение безопасности труда работающих;

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

повышение производительности труда, качества продукции и эффективности производственной деятельности за счет улучшения условий труда.

Обобщающие показатели эффективности управления определяются путем комплексной оценки состояния условий и охраны труда, расчета уровня безопасности труда, изучения динамики показателей производственного травматизма и заболеваемости.

Управление происходит посредством целенаправленного регулирования организационных, технических, санитарно-гигиенических и психофизиологических факторов, воздействующих на безопасность труда.

Внедрение СУБТ, как правило, не требует больших капитальных вложений, поскольку она является составной частью действующей системы управления предприятием и ориентирована на использование имеющихся вычислительной техники и других технических средств. Основная доля затрат необходима только для разработки проекта системы и программно-математического обеспечения задач автоматизированной обработки информации по охране труда. Поэтому при достижении положительного социального результата внедрение СУБТ практически всегда оправдано и с экономической точки зрения.

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда -- это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда -- это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней.

  • 1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).
  • 2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.
  • 3. Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
  • 4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.
  • 5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные -- единым и межотраслевым, предприятий -- отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

  • * обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • * принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
  • * государственное управление охраной труда;
  • * государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
  • * содействие общественному контролю в области охраны труда;
  • * расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
  • * защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • * установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
  • * координация деятельности в области охраны труда;
  • * распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • * государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;
  • * подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • * организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
  • * обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;
  • * международное сотрудничество в области охраны труда;
  • * проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;
  • * установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

  • * определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;
  • * установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности;
  • * проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;
  • * определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;
  • * предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
  • * определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
  • * приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в которой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.

Работодатель не имеет права применять новые сырье и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (статья 9 Закона).

Работник имеет право без каких-либо последствий для него отказаться от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности.

Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.

Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих мероприятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, -- в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

В трудовом кодексе Российской Федерации также нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены:

  • * обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда;
  • * медицинские осмотры некоторых категорий работников (работающие на транспортных предприятиях, пищевой промышленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):
  • * необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;
  • * права работников на охрану труда и гарантии такого права;
  • * обязанность работников, в том числе руководителей, проходить обучение и проверку знаний по охране труда;
  • * несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядок расследования несчастных случаев, оформления материалов расследования и рассмотрения разногласий по материалам расследования.

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

К основным нормативным правовым актам по безопасности труда относятся:

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утверждаемая Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) -- это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС -- 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию. ССБТ включает в себя несколько подсистем.

Организационно-методические стандарты - устанавливают цель, задачи, структуру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда.

Стандарты требований и норм по видам ОВПФ - устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня.

Стандарты требований безопасности к оборудованию - устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты требований безопасности к производственным процессам - устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты требований безопасности к системам защиты - устанавливают требования безопасности к системам защиты от ОВПФ

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям - устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Кроме ГОСТов ССБТ к нормативным правовым актам в области безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (Сан-ПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортех-надзора России; документация Госэнергонадзора России, например, правила устройства энергоустановок (ПУЭ), межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок: межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, выпуск которых начат недавно, а также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания (МУ), методические руководства (МР), рекомендации, которые принимаются Правительством России, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопасностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-методическими документами.

Введение

Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

2.2. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Заключение

Литература


Введение

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

Хотелось бы, чтобы и для российских руко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в уго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

Познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;

Выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;

Рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

Принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

Содействие общественному контролю в области охраны труда;

Расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

Защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

Координация деятельности в области охраны труда;

Распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

Государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

Подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

Обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

Установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

Определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

Управление безопасностью труда - ряд мер со стороны управленческого персонала по обеспечению безопасности труда.

Безопасные условия труда - условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено, или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

Требования безопасности труда - требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего.

Согласно ст. 211 ТК РФ, требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности. Поэтому в любой организации все обязанности по обеспечению безопасных условий труда должны быть возложены на административно- управленческий персонал и распределены между отдельными службами должностями в соответствии с их функциональными обязанностями.

Служба охраны труда в организации: смотреть в ТК РФ ст. 217.

Общее руководство работой всех структурных подразделений по обеспечению охраны труда и техники безопасности возлагается на руководителя (начальника, управляющего). Непосредственное руководство возлагается на главного инженера. К руководству охраной труда через советы трудовых коллективов привлекаются все работающие.

Стандартные меры в рамках системы безопасности труда. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; санитарно-гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Во время работы работник проходит: 1) обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на место работу, но до момента запуска этого оборудования в эксплуатацию; 2) проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной опасностью) – ежегодно; 3) осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и др. кожных заболеваний – ежедневно перед началом смены; 4) проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно; 5) проверку санитарно-гигиенических знаний – один раз в год; 6) периодический медицинский осмотр.

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен проходить один раз в 3 месяца.

Во время работы на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструмента, оборудования, инвентаря, товаров и тары; нервно-психологические нагрузки; физические перегрузки; пониженная температура поверхностей оборудования, продукции; повышенная температура поверхностей оборудования; повышенный уровень электромагнитных излучений).

/ Система безопасности труда

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых " Формула долголетия ", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни. Подписывайтесь на канал и вы узнаете, как сделать свою жизнь долгой и здоровой.

Новое видео: ЧТО ТАКОЕ "СТРЕСС-ТЕСТ" ДЛЯ СЕРДЦА И ЧТО ДАЕТ ВЕЛОЭРГОМЕТРИЯ?

5.6.1 Организационные факторы безопасности труда

В сфере производства система безопасности труда решает ряд важных задач, исходя их которых, формируется ее структура :

· способствует обеспечению общей организации безопасности производства;

· способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов;

· способствует организации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе;

· осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы.

Как правило, все эти функции на предприятии выполняет один человек, которому приходится быть и психологом, и инженером и менеджером. В качестве менеджера работник, отвечающий за безопасность труда, должен осуществлять организацию безопасной деятельности персонала, а именно:

  • создавать определенный психологический настрой на безопасную работу;
  • разрабатывать и доводить до сведения работников правила безопасности труда;
  • заниматься воспитанием безопасного поведения работников;
  • проводить анализ несчастных случаев и делать соответствующие выводы;
  • которые потом доводить до сведения как руководства, так и работников;
  • разрабатывать п рофилактические меры безопасного труда;
  • организовывать медицинское обеспечение трудовой деятельности и т. д.

Понятно, что один человек физически не может полноценно и эффективно осуществлять все эти и другие функции. Поэтому первоочередная задача ответственного за безопасность труда - это обеспечить тесное взаимодействие между руководством организации, руководителями подразделений и лицами, курирующими отдельные направления работ, связанных с безопасностью труда (инженерной службой, заведующей медсанчастью, руководителем профсоюзного комитета и пр.). Для стимулирования выполнения правил техники безопасности следует мотивировать пунктуальное выполнение требований безопасности труда, ставить в пример другим работникам и социально поощряться. Безопасному поведению может способствовать и материальная стимуляция, которая используется для усиления мотива выгоды.

Так как возможности человека по восприятию информации ограничены, то специалисты по технике безопасности рекомендуют уменьшать инструкции до необходимого минимума, сокращая малоинформативные пункты за счёт:

· исключения ненужных требований

· исключения требований, очевидных для нормальных, здравомыслящих людей

· перевода пунктов, содержащих общие положения, из инструкций по безопасности в инструкции по эксплуатации техники и учебные пособия

· ликвидация дублирования одних и тех же пунктов в разных правилах .

Существует два вида коммуникационного воздействия, повышающего безопасность труда: односторонние и с обратной связью. К первому типу относятся печатные издания в виде брошюр (инструкции по ТБ, правила и наставления), плакаты по технике безопасности, стенные газеты и аудиовизуальные средства (видеоматериалы, кино и звуковые файлы). К системе воздействия с обратной связью можно отнести беседы, коллективное обсуждения с работниками несчастных случаев, и обсуждение оптимального использования средств защиты. В любом случае главной задачей при воспитании нового отношения к безопасности в труде является создание искреннего интереса к к вопросам безопасности - только тогда все выше означенные методы будут давать положительный эффект .

Безопасность труда будет повышаться только в том случае, если каждые произошедшие на предприятии чрезвычайное происшествие или несчастный случай подвергаются тщательному анализу. Схема объектов для психологического анализа чрезвычайных ситуаций показана на Рис. 5.10.


Рис. 5.10. Объекты для психологического анализа чрезвычайных ситуаций.

После анализа чрезвычайной ситуации проводится психологическая подготовка персонала к повреждающим факторам производственной среды и экстремальным ситуациям. Она может проводится разными способами: в виде обучения работников или моделирования опасных ситуаций, чтобы довести действия персонала до предельно возможной четкости и автоматизма. Для этого проводятся или запланированные учения или внезапные имитации аварийных ситуаций.