Правовое просвещение. Правовое просвещение граждан Проблемные вопросы в организации правового просвещения обучающихся

Правовое просвещение
Проблеме прав человека посвящено много научных, учебных и популярных изданий. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Вопросы формирования гражданского правосознания и правовой культуры всегда остаются актуальными. Таким образом, соблюдение и защита прав человека являются необходимыми условиями построения современного государства

Важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав человека имеет создание института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях. Дети достаточно много времени проводят в школе, поэтому очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение, достаточно ли хороши эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развить свои способности, склонности, не имея при этом проблем с физическим и психическим здоровьем.

Понятие «качество жизни» - социально- психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество жизни школьника определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижении и уважении, в реализации возможностей личности. В процессе постепенного перехода к новому качеству образования постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения, которые происходят в системе образования. И прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администрацией.

Однако, чтобы защищать свои права, надо их знать. Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях, - низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что права детей соблюдаются, даже когда эти права нарушены. Поэтому одной из форм работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса является просветительская деятельность.

Для полноценного содействия правовому просвещению участников образовательного процесса Уполномоченный должен изучить основные законы, регулирующие их права. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется документами:

Декларация прав Ребенка

Конвенция ООН о правах Ребенка

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Устав школы

Положение о группе продленного дня

Положение о родительском собрании

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Для организации просветительской работы Уполномоченного в школе можно провести ряд организационных мероприятий. Оформить стенд, где разместить Правила школьной жизни, Устав школы. На стенде также можно разместить материалы:


  • «Кто такой – омбудсмен?» (история становления института уполномоченного);

  • выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребенка;

  • обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»;

  • контактная информация о государственных и общественных организациях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, телефоны доверия.
Правовое просвещение обучающихся необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. На каждом возрастном этапе необходимо включать основы знаний различных документов, защищающих права ребенка в различных жизненных ситуациях. Дети должны обладать знаниями своего правового статуса (Приложение 1).

Для организации правового просвещения обучающихся можно выбрать разные формы и методы, сообразно возрасту. Это могут быть классные часы, беседы, деловые игры и занятия по правовой тематике, День правовых знаний, ученические лектории, встречи с представителями правоохранительных органов, органами самоуправления, День самоуправления, «Неделя права», индивидуальные беседы с детьми. С обучающимися можно проводить анкетирование с целью определения уровня правовых знаний. (Приложение 2)

Правовое просвещение педагогов можно осуществлять на педагогических советах, собраниях трудового коллектива, заседаниях школьных методических объединений в виде лекций, сообщений круглых столов по правовой тематике. Также возможны индивидуальные консультации и методические советы классным руководителям по проблеме прав ребенка

Для правового просвещения родителей можно выделить время на общешкольных и классных родительских собраниях, проводить индивидуальное беседы с родителями по вопросам нарушения прав ребенка.

Таким образом, просветительская деятельность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса способствует формированию ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения, понимания школьным сообществом связи зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества. Работа Уполномоченного в этом направлении должна способствовать организации школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества востребовались гражданские качества и умения школьников, возникла ситуативная гражданская активность всех участников образовательного процесса, побуждающая обращаться к принятым нормам, законам и поступать в соответствии с ними. В современных условиях создание именно такого правового школьного пространства может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государство

Приложение 1


Правовой статус несовершеннолетних

Права, обязанности, ответственность

Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности.

С рождения

-право на жизнь (ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка,ч.1ст.20

Конституции РФ);

Право на имя (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ);

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27. Конвенции ООН о правах ребенка)



С начальной школы - необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание

С рождения

-право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

Право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства за защитой своих прав;

Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ)


С начальной школы – необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства

С рождения

-Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9,12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.54,57,60 СКРФ)

С начальной школы- необходимость знаний семейного права, гражданского права, наследственного права

С рождения

-Право на гражданство (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан

С рождения

-право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья(ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей

С рождения

-право на отдых и досуг

Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни(ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка;

Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)


С начальной школы – необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья

С рождения

-право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст.33 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за изготовление, распространение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность

С рождения

- право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера

С рождения

-право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С 6 лет

-право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст.43 Конституции РФ)



С начальной школы – необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образования

С 6 лет

-право совершения мелких бытовых сделок (ст.28 ГК РФ)

С начальной школы- необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли –продажи, договоров на оказание услуг

С 8 лет

-право быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач

-ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав

С 10 лет

- право давать согласие на изменения своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства

С 11 лет

- ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно-опасным) поведением (ст.50 Закона РФ «Об образовании»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов

С 14 лет

- право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»)

Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве

С 14 лет

-право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С 14 лет

- право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности;

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ);

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст.1074 ГК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда.

С 14 лет

- право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ)

Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления

С 14 лет

- право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого т руда (ст.63 ТК РФ);

Право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Право на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст.267 ТК РФ);

Право на объединение в профсоюзы;

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст.21 ТК РФ)

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);

Материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)



Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка

трудоустройства, особенности регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю



С 14 лет

- обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»

Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умения обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовую службу

С 14 лет

-уголовная ответственность за преступления, предусмотренная ст.20 УК РФ

Необходимость знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечение к судебному разбирательству

С 15 лет

- право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, об охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договором на оказание медицинских услуг

С 15 лет

- право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ)



С 16 лет

- право вступать при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст.13 СК РФ);

Право самостоятельно осуществлять родительские право (ст.62 СК РФ)



Необходимость знаний семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 16 лет

-право работать не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С 16 лет

- обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст.13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной службе

С 16 лет

- административная ответственность (ст.2 КоАП РФ)

Необходимость знаний основ законодательства административных правонарушений и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях

С 17 лет

- обязанность юношей встать на военный учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство ст.9 Закона РФ « О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательство об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-право на вступление в брак (ст.13 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умения заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 18 лет

- право голосовать и избирать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органа власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства

С 18 лет

- право на управление легковыми автомобилями (ст.25 Правил дорожного движения РФ)

Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С 18 лет

-право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умения составления уставов, учредительных документов

С 18 лет

- воинская обязанность для юношей (ст.59 Конституции РФ, ст.22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-полная материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)

Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда навыки составления исков, объяснительных записок

С 18 лет

-полная уголовная ответственность (ст.20,87 УК РФ)

Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних

Приложение 2


Анкета
Определение уровня правовых знаний.
Цель: выявление знаний о правах и обязанностях человека, готовности к гражданскому становлению.
1.Дайте определение понятия «конституция».

2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

3.Перечислите личные права граждан Российской Федерации.

4.Какие социально-экономические права гражданина Российской Федерации вы знаете?

5.Назовите политические права гражданина Российской федерации.

6.Каковы культурные права гражданина Российской Федерации.

7.Какие обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции?

8.Уголовная ответственность гражданина Российской Федерации начинается:

а) с 14 лет

б)16 лет


в)18 лет;

9.Полноправным гражданином Российской Федерации молодой человек становится:

а) с 16 лет

б)18 лет


в)20 лет;

10.Дайте определение понятия «гражданин».

11.Высший законодательный орган Российской Федерации это:

а) Совет Федерации

б) Федеральное Собрание

в) Государственная Дума


Форма подведения итогов: процентное соотношение правильных/неправильных ответов.

Приложение 3

Анализ конфликтной ситуации
Личностные характеристики субъектов противостояния:

Учитель русского языка характеризуется повышенной эмоциональностью, категоричностью своих высказываний, нежеланием разбираться в ситуации, которая произошла «здесь и сейчас»;

Учащийся 9 класса Артем обладает завышенной самооценкой, не развита саморегуляция, неустойчивая нервная система (возрастная особенность), высокая эмоциональность объясняется наличием чувства неуверенности в себе.

Конфликт характеризуется наличием основных этапов.

1. Предконфликтная ситуация возникла в начале учебного года и характеризовалась тем, что учитель неоднократно в беседах с Артемом предъявляла претензии к качеству подготовки к урокам. Учитель настаивала на выполнении своих требований, главный аргумент – подготовка и сдача экзамена по предмету. На эти требования учащийся не обратил должного внимания, посчитав, что учитель к нему слишком требователен, расценивал её действия как преднамеренно враждебные с целью унизить. Между учителем и учеником появилась предубежденность и неприязнь в эмоциональной сфере.

2. Конфликт перешел из латентного состояния в открытое, когда после очередной «двойки» за четверть учитель сказала, что Артем не будет допущен к сдаче экзаменов, т.к. «тройку» она ему не поставит ни при каких обстоятельствах. Таким образом, можно считать, что конфликт достиг своего апогея. Анализируя поведение учителя на этой ступени конфликта, можно сказать, что были забыты истинные причины и цели конфликта и главной целью стало нанесение максимального урона учащемуся. На беседу с учителем была приглашена мама Артема. Она согласилась с требованиями учителя, посчитала их справедливыми. На беседе присутствовал Артем, он также согласился с требованиями учителя и выразил готовность изменить своё отношение к подготовке к урокам, быть более ответственным. Мама попросила учителя дать ей рекомендации, как помочь ребенку в решении возникших трудностей. Учитель ответила, что она не поставит Артему положительную отметку даже за его старания. У Артема такой ответ усилил негативное отношение к учителю и к предмету, нежелание что-либо менять в отношениях. Конфликт обострился.

Для разрешения данной ситуации была привлечена так называемая «третья сила» в лице завуча. В результате неоднократных бесед обеим сторонам стало ясно, что конфликт достиг того накала, что продолжать его больше не следует, необходимо искать пути решения возникших проблем и трудностей.

Таким образом, конфликт вызрел, способ завершения данного конфликта был направлен на изменение самой конфликтной ситуации путем воздействия на самих участников и изменения их отношения к этой ситуации.

3. Фаза завершения конфликта началась с эмоциональной разрядки. Учитель, «спустив пар», перешла к более конструктивному поведению: избегала словесных раздражителей, конкретно и определенно высказала свои требования, предлагала пути решения возникших проблем. Артем принял эти требования и высказал желание их выполнять.

При анализе эмоционального содержания оказалось, что каждая сторона привнесла в конфликт собственную совокупность стрессов и эмоций, среди которых были и обида, и чувство беспомощности, и комплексы, и амбиции.

Основной путь урегулирования конфликта – переговоры. Причем переговоры были начаты после вмешательства посредника. Конфликтующие стороны обсудили спорный вопрос, выработали пути преодоления возникших разногласий, приняли общие правила поведения при взаимодействии.

Со стороны ученика нарушение школьных требований, неподготовленность домашних заданий, нарушение дисциплины, негативное отношение к требованиям

взрослых, попытка любой ценой продемонстрировать свою взрослость. Все это накладывается на особенности подросткового возраста, который и так характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, частой сменой настроения;

Со стороны учителя отсутствием умения учитывать в работе с подростками их индивидуальные особенности, подчеркиванием собственного превосходства, построение взаимоотношений на эмоциональной основе.
Наиболее важные мероприятия:


  1. Участие в Совете школы.

  2. Выступление на педагогических советах по актуальным вопросам с анализом прошедших мероприятий, акций, проблемам правового характера.

  3. Участие и выступления на методических объединениях классных руководителей по вопросам тематики и методики проведения классных часов.

  4. Участие в семинарах Уполномоченных.

  5. Изучение и анализ обстановки в школе (организация встреч администрации с учащимися, ответы на вопросы и т.д.).

  6. Комплектация библиотеки по вопросам прав человека.

  7. Стенд «Права».

  8. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке к классным часам по правовой тематике.

  9. Урегулирование конфликтов между детьми, педагогами, родителями.

  10. Профилактические беседы с учителями с целью предупреждения нарушений прав детей.

  11. Беседы с учителями по запросу родителей.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

МАОУ Заревской СОШ с УИОП

В.С.Власов

Как известно, правовое обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведенях началось в Ярославской области экспериментально в 1973 году, повсеместно – в 1975-м. Программа была единой, позаимствованной из сети партийного политического просвещения и творчески переработанной, адаптированной к условиям школы. По сути, был лишь упрощён язык изложения материала. Методика – от общего к частному – оставалось неизменной. Сначала в 8 классе, затем в силу школьной реформы (продлившей среднее образование) в 9 классе преподавались “Основы советского государства и права”. Этому предмету практически ничего не предшествовало и ничто его не подкрепляло в выпускных классах. Можно лишь отметить очень слабую связь его с просуществовавшим некоторое время предметом для старшеклассников “Этика и психология семейных отношений.”

До введения в рабочие программы педвузов преподавания основ государства и права, методика которого, естественно, дублировала школьную, учителя получали методическое обеспечение в Институте усовершенствования учителей при Ярославском облоно, где активно сотрудничали преподаватели юридического факультета ЯрГУ и работники правоохранительных органов. Значительную поддержку юридическому просвещению в учебных заведениях оказывал научно-методический Совет по правовому воспитанию при правлении областной организации общества “Знание”. Именно он внедрял и контролировал разнообразие форм юридического просвещения молодёжи: кинолектории, читательские конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, школы молодожёнов и молодой семьи. На молодое поколение были рассчитаны отдельные передачи телевизионной программы “Закон, коллектив, личность”, постоянная рубрика “Юридическая азбука” в областной молодёжной газете “Юность”. Наконец, не одному выпускнику юридических вузов первую путёвку в профессию дал Университет старшеклассников при Ярославском городском Дворце пионеров и школьников.

Не лишним будет напомнить, что вся эта многогранная работа была в поле зрения партийных, комсомольских и советских органов.

Распад сложившейся системы правового просвещения, включая преподавание в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, произошёл естественным образом, вслед за событиями 1991 года, хотя предпосылки его уже были созданы происшедшими в 1989-1990 г.г. изменениями в экономической и политической сферах жизни российского общества. Речь идёт о возвращении и легализации формы частной собственности, о провозглашении, а затем и активном утверждении политического плюрализма с его кульминационным моментом отказа КПСС от руководящей и направляющей роли, роли ядра политической системы. Последнее означало отказ от контроля средств и методов правового воспитания населения. В какой-то момент пробила себе дорогу и идея “свободы преподавания”.

Собственно, и до узаконения этой “свободы” преподаватели курса “Основы Советского государства и права” в российских учебных заведениях были поставлены в неудобное положение, хотя до “десоветизации” России было ещё далеко. Дело в том, что указанные выше изменения кардинально противоречили основополагающим частям курса, раскрывавшим правовые институты на базе устаревающего, но ещё действовавшего союзного законодательства. К тому же, в большинстве своём не имея юридического образования, преподаватели столкнулись с коллизиями и проблемами в законотворчестве, конъюнктурой в правоприменительной практике, а в некоторых случаях и с прямым игнорированием законов в экономической и политической сферах.

Разумеется, “срабатывали” и личные политические пристрастия преподавателей. Ни возраст, ни пребывание некоторых из них в КПСС существенной роли здесь не сыграли. Правовое воспитание объективно зашло в тупик. Не могли преподаватели в то время, естественно, рассчитывать и на указания сверху, и на методическое обеспечение. Растеряны были и сотрудники органов образования, строившие эту работу по накатанным рельсам, которые вдруг потеряли устойчивость. Резко свернуло свою деятельность общество “Знание”, лекторы-юристы которого стали нужны лишь одним кооператорам, затем предпринимателям с их специфическими запросами. Всплеск интереса к некоторым положениям гражданского и хозяйственного законодательства, инициируемый разгосударствлением и приватизацией, общей тенденции угасания только что народившегося юридического всеобуча не изменил.

В 1992 году в общеобразовательных школах России началось непонятное: учителям было объявлено: “Преподавайте основы права, как сочтёте нужным, интересным и...возможным”. Последнее и сыграло основную роль – учитель есть учитель, он без методического обеспечения, даже если ему и есть что сказать своё, не может длительное время вести предмет. На определённый период преподавание основ государства и права было вообще прекращено в большинстве учебных заведений. Затем вопросы права стали вкрапливаться в такие дисциплины, как “Человек и общество”, “Основы цивлизации” и т.п. Юридические же вузы именно в этот период по нелепому совпадению ввели у себя вступительный экзамен, который, проанализировав и объединив существующие названия, можно было бы именовать: “Основы юридических знаний”, ибо ничего другого от вчерашнего выпускника школы ждать было нельзя. Более-менее систематизированное представление о юриспруденции он мог получить лишь на подготовительных курсах и из редких в то время учебных пособий, которые писались уже с учётом нового законодательства.

Справедливости ради следует отметить, что законодательный орган Российской Федерации – её Верховный Совет – в июле 1992 года проявил озабоченность положением дел с правовым обучением и немедленно принял постановление о введении во всех средних учебных заведениях предмета “Основы налогового законодательства”. Практически это не было реализовано, да и сам Верховный Совет через год был неконституционным образом распущен при известных обстоятельствах обострения противостояния двух ветвей власти. Представляется, что в любом случае указанный предмет не смог бы прижиться в школе в силу методической необеспеченности и кадровой проблемы: в дебрях налогового законодательства не только историкам, но юристам не дано каждому разобраться, тем более – популярно объяснить ученикам.

Затем “наверху” возникло предложение, интересное по своей сути и, по-моему, перспективное – изучать в школах “всенародно принятую” Конституцию РФ 1993 года. К сожалению, и здесь не последовало практических шагов. Дело в том, что тексты конституций в каждом государстве, где они приняты, пишутся более доступным для массового читателя языком, нежели тексты законов и иных нормативных актов, содержащих труднодоступные населению юридические фразы и термины. Конституции, вообще, не нормативный акт в чистом виде, а политико-правовой документ, отсюда и известная его декларативность, непозволительная для обычного закона. Представляется, что преподаватели, имеющие в большинстве своём базовое историческое образование, могли бы не только легче комментировать соответствующие статьи конституций (именно конституций, ибо в нашей стране она уже пятая по счёту), но и сравнивать их, опираясь на знание исторического материала жизни Отечества. Методически возможно было бы даже не разрывать по времени преподавание истории и изучение текста Конституции РФ, если действительно не замыкаться на анализе положений только действующего Основного Закона.

Во всяком случае, не стоит хоронить эту идею. Вполне возможно уже сейчас поработать над изданием учебного пособия типа “рабочей тетради”, где и дать популярно изложенный и иллюстрированный комментарий Конституции РФ для занятий по основам права.

В настоящее время разработано несколько концепций “гражданского образования”. Под ним авторами (это, прежде всего, Я.Соколов, А.Никитин, Н.Элиасберг) понимается совокупность взаимосвязанных и априорно последовательных “модулей” по различным обществоведческим дисциплинам, включая сведения о государстве и праве, рассчитанных на определённый учебный период. При этом предлагается начать преподавание уже в начальной школе, памятуя, очевидно, о том, что гражданином человек становится уже с момента рождения. Учебники под общим названием “Граждановедение” вошли в федеральный комплект. Такое же название носит специальное приложение к “Учительской газете”, выпускаемое еженедельно с января 1997 года, где помещаются материалы в помощь преподавателям обществоведческих дисциплин, в том числе и по основам права, аккумулируется опыт практических занятий рядовых учителей и их подходы к методике.

Разнообразие предложений, подходов и концепций преподавания основ права в последнее время обусловлено и тем, что издательство “Просвещение” утратило монополию на выпуск учебной литературы для школьников. Возрастает инициатива и самостоятельность провинциальных авторов и творческих коллективов.

В целом можно только приветствовать предлагаемые концепции введения в общеобразовательных школах курса “Граждановедение” как воплощение объёмной и систематизированной гуманизации основного общего и среднего образования. Что касается юридических знаний, и это должно быть понято, прежде всего, юристами, право и не может преподноситься школьникам в отрыве от иных обществоведческих дисциплин. Автор убедился в этом, руководя четыре учебных года занятиями КЮП – классов юридической подготовки, созданных в своё время на базе средней школы № 84 г.Ярославля, где право чередовалось с логикой, психологией, политологией, основами философии, экономикой, историей мировой культуры и риторикой. Эти предметы, правда, вели не школьные учителя, а преподаватели ярославских вузов, вплоть до доктора философских наук. Но... не боги же горшки обжигают! Кстати, в КЮП недоставало основного – преподавания этики. Вопросы нравственности, конечно, вписывались в материалы занятий по основам права, но этого было крайне мало.

3.1 Организация правового просвещения в общеобразовательной школе

Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Но, увы, правовые дисциплины еще не нашли широкого представительства в школьных программах. Всего 34 часа в год выделяется на них, согласитесь, немногое можно сделать за это время. А ведь подросток с первых дней пребывания в учебном заведении включен в определенную правовую систему. Более того, как гражданин России, согласно Конституции, он приобретает «основные права и свободы» от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). И вся его последующая жизнь, в том числе и в отроческие годы, протекает в определенном правовом пространстве и регулируется конкретными отраслями права или отдельными законами и подзаконными актами. К ним можно отнести правовые акты международных организаций, текущее законодательство России и некоторые ведомственные нормативные акты. Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием всех этих документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотны в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. У подростков порой нет правильной правовой модели законопослушного поведения. В жизни они чаще всего руководствуются собственной интуицией, а то и недостоверными или некомпетентными советами. И это не удивительно, ибо воспитание и обучение осуществляют учителя, не имеющие, как правило, соответствующей подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки таких учителей. (9, с.176)

Нельзя сказать, что ничего не делается в этой области. Два десятилетия существовал курс «Основы советского государства и права». С 1993 года Правительство РФ рекомендовало ввести курс «Права человека». С 1994 года Правительством было разрешено углубленное изучение в школах права, экономики и других дисциплин. Но все эти попытки носят разрозненный, непоследовательный и бессистемный характер.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обучения формирование:

устойчивой потребности в правомерном поведении;

углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе разработаны разные типы программ курса права: для общеобразовательной школы, для классов или образовательного учреждения гуманитарного профиля, а также обучаемых в системе социально-экономического профиля.

Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку. (7, с.104)

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организацию предпрофильного правового обучения целесообразно структурировать по отдельным проблемам. Обратим внимание на то, что данная деятельность может осуществляться педагогом самостоятельно с учетом уровня подготовки школьников, наличия того или иного профиля обучения в старшей школе. Важно учитывать также традиции и особенности работы целого образовательного учреждения, уровень профессионального мастерства педагогических кадров, наличие учебной и методической литературы и др.

В теории правового воспитания и обучения в школе также нет единой концепции. Правда, существуют несколько научных точек зрения. Представители одной из них считают, что правовое обучение и воспитание следует вести на основе курса «Советское государство и право», предлагая реализовать подготовку учителей в рамках психолого-педагогических дисциплин; по мнению других, основой должен стать курс «Права и свободы граждан». Думается, каждая из этих точек зрения имеет право на существование и реализацию в школьных программах, но заметим, что они не свободны от некоторой односторонности и ошибок. В частности, правовое обучение и воспитание школьников не должно ограничиваться лишь изучением их прав и свобод, а курс «Основы советского государства и права», естественно, нуждается в коренной переработке в силу определенных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в стране.

Суммируя сказанное, хотелось бы высказать свою точку зрения относительно концепции правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. По моему мнению, оно должно осуществляться в рамках курса «Правоведение», формирующего гражданственность и правосознание у подростков. Задачи курса: помочь подростку адаптироваться в современных условиях; воспитание законопослушного гражданина; самореализация подростка в жизни; предотвращение правонарушений несовершеннолетних; обучение подростка умению прогнозировать правовые последствия.

Представляется, что такое обучение и воспитание должно носить сквозной характер, то есть вестись с первого по одиннадцатый класс включительно. И каждый год обучения должен соответствовать той сумме правовых знаний, которые необходимы учащимся в данное время согласно возрастным критериям. Быть непрерывным - осуществляться ежегодно в каждом классе, системным - соответствовать правовой системе, действующей в данное время, для данного субъекта на данной территории. Теоретико-прикладной характер обучения означает, что вместе с суммой теоретических знаний учащийся приобретает навыки по их реализации в жизни.

Адаптивность правовой подготовки предусматривает необходимость помочь подростку быстрее и безболезненнее войти в жизнь полноправным членом общества. В общеобразовательной школе обучаются дети, чей правовой статус в зависимости от возраста (6-17 лет) и других критериев определяется тем или иным законодательством. Эти критерии, думается, должны послужить главной отправной точкой в формировании учебных программ.

Определяя цели и задачи правового обучения и воспитания школьников, следует выделить средства и методологию, а также формы их реализации. Формы, на наш взгляд, отличаются прежде всего тем, что обучение протекает несколько отлично от воспитания, хотя эта градация весьма условна, в процессе реализации формы могут носить комплексный характер.

Несколько слов о тех, кто преподает право в школе. Это должны быть учителя-правоведы, получившие соответствующую подготовку на уровне высшего образования. Их подготовку необходимо осуществлять в рамках головного института «Правовой педагогики». Это объясняется многими причинами: отсутствием достаточного количества учителей-правоведов и профессорско-преподавательского состава для подготовки таких учителей, методики обучения праву в школах и педагогических вузах, слабым правовым регулированием.

Основной целью этого института было бы формирование политики в области правового обучения и воспитания подростка в школе, подготовка педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава, разработка учебно-методической базы и оказание помощи учебным заведениям.

Данный институт может быть ведущей организацией по правовому обучению и воспитанию, но наряду с ним следует создать в системе повышения квалификации педагогических работников соответствующие факультеты. Весь процесс правового обучения и воспитания должен соответствовать ступенями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. При этом правовое обучение и воспитание в начальных классах должно отличаться большим нравственно-эстетическим характером процесса привития школьникам общечеловеческих норм поведения, создавая своего рода морально-психологическую базу.

Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

Организация самостоятельной работы учащихся является обязательной частью процесса обучения иностранным языкам. В последние годы данному виду деятельности уделяется всё больше внимания, так как в современном...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации...

Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка "Рукоделие"

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы организации работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Затруднения - это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки - это серьезные просчеты...

Организация экономического просвещения учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ №8 г.о. Самара

2.1 Общая характеристика учебного предмета Обществознание -- учебный предмет в МБОУ СОШ №8 г.о. Самара, который изучается с 6 по 11 классы. В предмет обществознание включены следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме...

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое просвещение

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал...

Правовое просвещение

Профессиональная подготовка школьников

Процесс обучения праву в младших классах

Важное место, как уже отмечалось выше, принадлежит общеобразовательной школе. В условиях развивающегося общества возрастает роль школы как основного института правового воспитания подрастающего поколения...

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации...

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Кулакова»

с. Приуральское

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Чапина В.И.

ПРОГРАММА

по правовому просвещению

на 2014-2015 учебный год.

Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна

I. Основные положения программы.

1.1. Пояснительная записка.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы.

Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

1.2. Цель и задачи программы.

Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи :

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.

II. Общая характеристика содержания работы

Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ).

III. План действий по реализации программы

мероприятия

сроки

Ответственные исполнители

Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся:

  • - социологический опрос школьников «Меня беспокоит» (7-11 класс), «Знаю ли я свои права?» (4-6 класс);
  • - анкетирование учащихся по проблеме соблюдения прав детей в семье и школе,
  • - мониторинг занятости учащихся во внеурочное время.

сентябрь 2014г.

Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов):

  • «Ты оказался в трудной жизненной ситуации»;
  • «Подросток и закон»;
  • «Детский телефон доверия».

сентябрь - октябрь 2014года

Учитель обществознания, классные руководители

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних (инспектор Пальшина Т.П), с участковым уполномоченным Рочевым М.И. с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов.

сентябрь 2014года

заместитель директора по воспитательной работе

Проведение правовых дней с привлечением работника правоохранительных органов (участковый уполномоченный Рочев М.И.), специалиста по социальным вопросам (Букреева М.Г.). Организация классных часов, лекций, бесед на темы:

  • - «Права и обязанности учащихся»;
  • - «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»;
  • - «Военная служба: долг и обязанность»;
  • - «Административные правонарушения подростков»;
  • - «Когда лучше прикусить язык: ответственность за оскорбление и клевету»;
  • - «Коррупция как правовая проблема»;
  • - «Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство?»
  • - «Профилактика и пресечение противоправных проявлений со стороны лиц, причастных к неформальным молодёжным объединениям. Экстремизм в молодёжной среде»
  • и др.

ноябрь – декабрь 2014года

Учитель обществознания, классные руководители

Участие в профилактических операциях

в соответствии со сроками проведения

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Проведение викторин, дискуссий, с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения с участием участкового уполномоченного, работников Дома Культуры:

  • - «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»;
  • - «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»;
  • - «Легко ли быть молодым?»;
  • - правовой брейн-ринг «Что я знаю о праве»;
  • - турнир знатоков права;
  • - деловая игра «Гражданином быть обязан » и др.

январь - февраль 2015 года

Учитель обществознания, классные руководители

Проведение школьных конкурсов:

  • - конкурс школьных мини-сочинений о правах человека и толерантности: «Права человека и будущее России»,
  • - «Что значит законопослушный гражданин» (7-11 класс);
  • - конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право» (2-6 класс).

март 2015 года

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя русского языка и литературы

Проведение историко - правовых часов, приуроченных ко Дню Конституции РФ:

- «Учусь быть гражданином»;

- «Символы и атрибуты государства Российского»

Конкурс сочинений на темы «Конституция РФ», «РФ-правовое государство» и др.

Создание презентаций.

учитель истории и обществознания, классные руководители

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов:

  • - «От безответственности до преступления один шаг»;
  • - «Закон суров, но он закон»;
  • - «Ты и твои права».

апрель – май 2015г.

Учитель обществознания, классные руководители

Проведение общешкольных родительских собраний

- «Законопослушное поведение несовершеннолетних»,

- «Права детей и обязанности взрослых» с участием работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов.

Проведение правовых консультаций для родителей по спорным вопросам в воспитании несовершеннолетних, приглашение на Совет Профилактики (невыполнение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних ст. 5.35 Административного Кодекса)

февраль - март 2015г.

заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания, классные руководители

Разработка и создание предупреждающего плаката «Безопасность в интернете»; работа над буклетом о рекомендованных и не рекомендованных для посещения молодежью сайтах

май 2015г.

Учитель обществознания, классные руководители

IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:

  • обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать права и законы;
  • жить по законам морали и государства;
  • быть законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
  • быть толерантными во всех областях общественной жизни;
  • осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

V. Координация и контроль реализации программы.

Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который

  • осуществляет организационное и информационное обеспечение программы;
  • координирует взаимодействие классных руководителей с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
  • анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.

По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов, других заинтересованных организаций.

Наименование.

Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса:

« Я - член общества»

  1. Основание для разработки.

  • Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Необходимость профилактики правонарушений

  • Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

  1. Цели и задачи программы.

Цель: правовое просвещение участников образовательного процесса и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Задачи:

1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;

2. правовое просвещение родителей и учащихся

  1. создание условий, направленных на развитие ученического самоуправления

  1. Целевые группы.

Программа предназначена для учащихся 9-10 классов и их родителей.

  1. Концепция деятельности.

Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»

  1. Срок реализации .

Программа рассчитана на два года

Актуальность проблемы : Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума.

Нормативно-правовая основа:

Конституция РФ , Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Консультант», а также к правовой литературе, Интернет-ресурсам.

Структура и содержание деятельности:

Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем в течение каждого учебного года. Эти темы рассматриваются в течение учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.

Работа с учащимися

Задачи:

Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);

Воспитание толерантной личности;

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Тематический план:

Тема

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака».

Как не оступиться

Административная ответственность несовершеннолетнего. Материальная ответственность подростка. Ответственность за приём ПАВ. Терроризм, заведомо ложные вызовы. Водитель и его возраст. Иногда достаточно и одной рюмки.

Конкурсы:

  1. Конкурс плакатов – «Я знаю свои права», «Я имею право на…», «Мы за безопасность…», «Мое право на образование»
  2. Конкурс сочинений – «Мое будущее …», «Я- полноправный член общества»

Викторина:

1. «Имею право»

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

  1. понимание необходимости здорового образа жизни и адекватного поведения.
  2. выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
  3. приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
  4. воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
  5. оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма, табакокурения.
  2. Профессиональная ориентация и самоопределение.
  3. Культурно-творческая деятельность.
  4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях
  5. Просветительская деятельность.
  6. Работа с родителями.

Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.

  • Работа по профилактике правонарушений;
  • сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • организация правовой информированности учащихся, родителей;
  • посещение учащихся на дому;
  1. Профессиональная ориентация и самоопределение (по программе профориентационной работы):
  • проф. диагностика (анкетирование);
  • проф. просвещение (беседы «Многообразие профессий», «Память, внимание и профессиональная успешность»…
  1. Культурно-творческая деятельность:
  • участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; в интегрированной декаде
  • каникулярный отдых;
  1. Блок дополнительного образования:
  • привлечение учащихся группы риска» в кружки, секции
  1. Просветительская деятельность:
  • формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;
  • проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением фельдшера Забоеву М.Ю.
  1. Работа с родителями:
  • сбор и накопление информации о детях из разных семей;
  • консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
  • родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Тема

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права детей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное, эгоцентричное, тревожно-мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание; эгоцентрическое воспитание или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно-мнительное воспитание.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления.

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план:

Тема

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав МОУ «СОШ» с. Приуральское

Права и обязанности детей и родителей.

Конституция РФ, Конституция Республики Коми, Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание.

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью по возможности (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.

Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям, рекомендуется обратиться в юридические фирмы.

Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.

Планируемые результаты :

Разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

Углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;

Сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;

Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Информационные ресурсы:

  1. Административный кодекс РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  4. Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
  5. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Конституция РФ.
  3. Конституция Республики Коми.

11) http://school-sector.relarn.ru/prava http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты»

19) http://www.dom-i-zakon.ru - Юридический портал «Первый столичный юридический центр»

20) http://www.kid.ru- ребенок

Литература:

  1. Конституция РФ.
  2. Конституция Республики Коми.
  3. Всеобщая декларация прав человека.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
  6. В.В.Антонов «Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека»
  7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  8. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
  9. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
  10. Конвенция о правах ребенка. «Каждый имеет право…»

г. Сыктывкар,2012 г. (Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н.Л. Струтинскяя)

  1. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г, Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. - Брянск: «Курсив», 2006.
  2. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. - М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
  3. Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
  4. Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
  5. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2002
  6. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2003
  7. Трудовой кодекс РФ.
  8. Уголовный кодекс РФ.
  9. Хасан Б.И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
  10. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
  11. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

    С.В. ШЕВНИН

    На протяжении последних лет одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры является, безусловно, работа по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    Вопросы организации этой работы подробно регламентированы соответствующим Приказом Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182, в котором разъяснение законодательства рассматривается как неотъемлемая часть системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде.
    Вместе с тем организация и проведение подобных мероприятий среди несовершеннолетних имеют свои особенности.
    При этом прокуратурой Арбажского района Кировской области накоплен положительный опыт проведения такой работы.
    Так, согласно распоряжению прокурора района за оперативными сотрудниками прокуратуры закреплены все образовательные учреждения района.
    Ежегодно составляются графики выступлений прокурорских работников в образовательных учреждениях.
    Соответственно, в планах мероприятий по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению прокуратуры района (а они рассчитаны на полугодие) существенное место отведено работе именно с несовершеннолетними.
    Вот лишь несколько примеров проводимой нами работы.
    Так, в 2012/13 учебном году по инициативе работников Арбажской центральной библиотеки им. А.П. Батуева и районной прокуратуры был образован клуб для старшеклассников "В правовом поле".
    В рамках работы этого клуба в период с сентября по май перед учащимися МКОУ СОШ пгт Арбаж (Арбажской средней школы - наиболее крупного общеобразовательного учреждения района) регулярно выступали представители прокуратуры.
    Темы бесед, выступлений - самые разные, но все они так или иначе связаны с правом, направлены на повышение уровня правовых знаний школьников, их правовой культуры, например: "Закон и подросток", "Ответственность за хулиганство и вандализм", "Служу в Российской Армии - правовые аспекты призыва", "Право в современном мире" и т.д.
    В течение нескольких лет в образовательных учреждениях района проводится декада правовых знаний.
    Например, в период ноября-декабря 2013 года перед школьниками выступали представители различных структур, ведомств, так или иначе участвующих в исполнении законов о несовершеннолетних.
    Сотрудники прокуратуры выступили во всех школах района - как в районном центре, так и в сельских.
    Мы, в частности, рассказывали подросткам о возникновении и развитии права, о роли и предназначении правоохранительных органов, о возможности получения юридического образования, об особенностях работы в органах прокуратуры, давали ответы на поступающие вопросы. Приводились примеры из конкретных уголовных дел о преступлениях, совершенных как несовершеннолетними, так и взрослыми (особенно - если они были совершены в группе с несовершеннолетними).
    При этом важно общаться с подростками на понятном, доступном для них языке, постепенно переходя от более простых тем, вопросов к более сложным.
    Например, если попытаться рассказать школьнику о том, что факт привлечения к уголовной ответственности, а тем более наличия судимости (пусть и полученной в несовершеннолетнем возрасте) влечет за собой отрицательные правовые последствия, он, скорее всего, просто кивнет головой в знак согласия, не особенно, может быть, поняв, о чем идет речь.
    Гораздо эффективнее на примерах конкретных уголовных дел разъяснить, что, например, человека, который беспричинно развязал драку, избил более слабого и беззащитного, вряд ли примут на работу в службу охраны солидного заведения; подростку, который в период летних школьных каникул в пьяном виде совершил угон машины, едва ли в дальнейшем доверят большегрузный автомобиль; ученику, который попался на воровстве в школьной раздевалке, никто во взрослой жизни не доверит серьезных денег и т.п.
    Приходится объяснять детям, что, оказывается, одни и те же слова, выражения в русском языке могут иметь совершенно разное значение с точки зрения административного и уголовного права.
    Так, жесткое либо "исключительно образное" выражение, которое ты адресовал неудачливому партнеру по команде во время игры в спортивном зале - это, как правило, всего лишь безобидный выход энергии.
    А вот если ты подобным образом обратишься в повседневной ситуации к постороннему человеку на улице, - возможно, отвечать тебе придется уже практически как взрослому.
    Конечно же, подросткам еще сложно воспринимать, скажем, такие выражения, как "назначение уголовного наказания в виде штрафа", "компенсация затрат на лечение потерпевшего" и "возмещение морального вреда, причиненного преступлением".
    Поэтому полезнее, например, просто рассказать об уголовном деле, по результатам судебного рассмотрения которого виновный заплатил штраф, оплатил лечение потерпевшего да еще и возместил ему моральный вред, потратив на все это внушительную сумму денег.
    А после подробного рассказа задать ребятам вопрос: "Если бы не преступление, поводом к совершению которого послужила секундная несдержанность или же злоупотребление спиртным, - на какие цели можно было бы потратить эти деньги их владельцу?".
    Ответы, как правило, связаны с возможной покупкой скутера, ноутбука, планшетника и других подобных вещей, которые так интересуют сейчас подростков. То есть вывод очевиден: преступлений лучше не совершать.
    И еще хочется сказать вот о чем. Значительная часть выпускников, получив школьное образование, уезжает за пределы нашего района с целью продолжения учебы, в том числе получения высшего образования.
    Это влечет резкую смену "родной" обстановки, новую жизнь в непривычной среде, в большом, чужом, порой многомиллионном городе, сложную учебу, т.е. условия, в которых рассчитывать по большей части приходится только на себя.
    А многих юношей ждет призыв на военную службу в многонациональный армейский коллектив.
    Как не растеряться, не сломаться, как адаптироваться в незнакомой среде, не поддаться мнимым соблазнам, реализовать себя?
    Об этом мы, прокурорские работники, в жизни которых, конечно же, были и вузы с их общагами, и армейская служба, и первые непростые шаги в выбранной профессии, также предельно откровенно рассказываем школьникам.
    Считаю, что подобная деятельность районной прокуратуры является результативной.
    Так, в течение нескольких последних лет уровень подростковой преступности в Арбажском районе ниже, чем в среднем по области, причем особо тяжкие преступления, а также тяжкие преступления против личности, совершенные несовершеннолетними, не регистрировались.
    В 2013 г. по сравнению с 2012 г. в два раза снизилось количество зарегистрированных общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности.
    И, напротив, большое количество выпускников школ района намерены связать либо уже связали свою жизнь с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой.
    В 2013/14 учебном году соответствующая разъяснительная и просветительская работа сотрудниками районной прокуратуры продолжена.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.