Особенности увольнения военнослужащего по собственному желанию. Можно ли военнослужащему уволиться по собственному желанию

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами
и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие
по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:военнослужащий находится на стационарном лечении;военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;военнослужащий участвует в походах кораблей;в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:военный билет;
учетно-послужную карточку;
карту профессионального психологического отбора;
предписание в военный комиссариат;
воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации
на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий
по призыву получает их на руки.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными
к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.Старший военный прокурор 2 отдела
организационного управления
Главной военной прокуратурыполковник юстиции
Марат Шарипов

Увольнение военнослужащих в РФ осуществляется в соответствии с положениями федерального законодательства, нормативных актов, издаваемых Министерством обороны, а в ряде случаев — подписываемых президентом РФ. Офицеры и военные пенсионеры, вышедшие в запас или в отставку, получают значительные льготы от государства. В чем заключается процедура увольнения военнослужащего? Какие государственные гарантии для офицеров запаса и отставных военных установлены законодательством?

Общие положения законодательства об увольнении из армии

Для начала изучим ряд общих формулировок законодательства РФ, регулирующих увольнение военнослужащих. Какие из его положений заслуживают внимание в первую очередь?

Можно отметить, что в том случае, если от прохождения службы в армии освобождаются офицеры, занимающие военные должности на уровне высшего командного состава, то их увольнение осуществляется в соответствии с нормативными актами, подписываемыми президентом России.

В случае если увольняются военнослужащие, имеющие звания до полковников или капитанов 1 ранга, то освобождение их от осуществляется в порядке, установленном в федеральных нормативных актах.

Офицеры армии РФ увольняются в зависимости от возраста, а также состояния здоровья в запас или в отставку. В первом случае осуществляется постановка граждан на воинский учет, во втором проведение данной процедуры не предусмотрено законодательством.

Основания для увольнения из армии

В соответствии с законодательством РФ, увольнение с военной службы возможно в случае:

Достижения офицером предельного возраста выполнения своих обязанностей в армии;

Истечения срока призыва или контракта с вооруженными силами;

Наличия медицинских показаний, препятствующих прохождению службы в армии;

Лишения офицера воинского звания (например, по причине утраты доверия со стороны командования);

Лишения свободы по приговору суда;

Отчисления из образовательной организации при вооруженных силах РФ;

Лишения права служить в армии в соответствии с приговором суда;

Избрания офицера на должность в Госдуме, региональном парламенте, муниципальном образовании;

Прекращения службы в армии в период, когда ее деятельность приостановлена;

У офицера;

Получения военнослужащим подданства другого государства.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту возможно по причине:

Организационно-штатных мероприятий;

Перехода офицера на службу в МВД, национальную гвардию, пожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения военнослужащим условий по контракту;

Недопуска офицера к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление по приговору суда;

Несоответствия результатов участия в испытаниях требуемым;

Перехода офицера на гражданскую службу;

Прекращения гражданства РФ;

Получения офицером подданства другого государства;

Непрохождения химико-токсикологического обследования;

Совершения административного правонарушения в виде употребления запрещенных веществ без разрешения врача.

В ряде случаев офицер, который служит по контракту, вправе уйти со службы досрочно. Изучим подробнее специфику данных правоотношений.

Досрочное прекращение контракта: основания

Офицер-контрактник получает право инициировать досрочное увольнение с военной службы, если:

Условия контракта в отношении него будут нарушены;

Служить не позволяют проблемы со здоровьем;

Возникнут семейные обстоятельства, препятствующие возможности прохождения офицером службы в армии;

Он получит должность на уровне высших структур исполнительной власти субъекта РФ или статус члена Совета Федерации;

Он будет избран депутатом Госдумы, парламента в субъекте РФ, муниципальном образовании.

Таков порядок увольнения офицеров армии РФ. Можно отметить, что министр обороны России может издавать отдельные приказы, регламентирующие порядок освобождения военнослужащих от занимаемых ими должностей. Рассмотрим один из ключевых правовых актов соответствующего типа — приказ министра обороны № 660, принятый 30.10.2015 года, в части регулирования процедуры увольнения военнослужащих.

Процедура увольнения военнослужащих: регламент от Министерства обороны

В соответствии с указанным источником права, увольнение офицеров из армии предполагает, в частности:

Разработку компетентными структурами вооруженных сил плановых документов, обеспечение работы кадровых органов, отвечающих за увольнение военнослужащих;

Контроль над выполнением планов по освобождению военнослужащих от занимаемых должностей в вооруженных силах.

Планы, в соответствии с которыми осуществляется увольнение офицеров, должны направляться кадровыми структурами на утверждение уполномоченным должностным лицам. В данных документах содержатся сведения о военнослужащих, которые достигают предельного возраста службы в армии, включая тех, у которых истекает срок подписанного с вооруженными силами контракта после достижения предельного возраста службы.

Приказ Минобороны № 660 предполагает проведение ответственными подразделениями вооруженных сил мероприятий по своевременному увольнению военнослужащих. В них должны участвовать командиры воинских частей, представители кадровых структур, органов материально-технического обеспечения, медицинских служб, финансовых структур, комиссий по аттестации.

Значительный объем задач приходится решать именно командиру части. Ему нужно:

Заблаговременно выяснить у военнослужащего перспективы заключения нового контракта с вооруженными силами с учетом состояния здоровья, обеспеченности жильем;

Направить личное дело офицера, который собирается увольняться, в уполномоченный орган;

Содействовать прохождению военнослужащим медицинского освидетельствования;

Предоставить офицеру отпуск при его наличии, а также дополнительный отдых, предусмотренный действующими нормативами;

Организовать аттестацию военнослужащего в предусмотренных законом случаях;

Довести до офицера решение о его служебном предназначении по истечении контракта или при достижении им предельного возраста службы в армии;

Провести беседу с офицером об увольнении и зафиксировать ее результаты в отдельном документе по установленной форме.

На офицера, который собирается уволиться, оформляется также представление по установленной форме. Данный источник входит в состав документов, собираемых в рамках оформления увольнения военнослужащего.

Увольнение из армии в предусмотренных законом случаях дает право человеку на ряд гражданских привилегий. Порядок их предоставления зависит от категории военнослужащего, места, в котором проходила воинская служба, оснований для увольнения человека из армии. Так,законодательством РФ установлен особый вид пособия для офицеров, уволившихся из вооруженных сил. Изучим их специфику.

Увольнение из армии: пособие

Для военнослужащих, которые уволены из армии по достижении предельного возраста службы, по состоянию здоровья или же по причине организационно-штатных мероприятий, установлено единовременное пособие при увольнении с военной службы. Его величина соответствует:

5 окладам, если офицер прослужил в вооруженных силах менее 10 лет;

10 окладам, если длительность службы составила от 10 до 15 лет;

15 окладам, если офицер служил от 15 до 20 лет;

20 окладам, если длительность службы в вооруженных силах составила 20 лет и более.

Есть и иные основания для начисления подобных выплат — даже в случае, если офицер прекратил выполнение воинского долга по основаниям, не соответствующим тем, что указаны выше. Так, если человек был уволен с военной службы при контрактных взаимоотношениях с армией и длительности исполнения воинского долга менее 20 лет, то ему выплачивается пособие, соответствующего 2 окладам. Если срок службы составил 20 лет и более, то соответствующая выплата будет назначена в размере 7 окладов.

Единовременное пособие не выплачивается, если увольнение с военной службы произошло по причине:

Лишения офицера воинского звания;

Лишения свободы военнослужащего по приговору суда;

Отчисления офицера из образовательной организации при вооруженных силах в силу недисциплинированности, низкой успеваемости, нежелания проходить учебу;

Лишения права офицера служить в армии по приговору суда;

Перехода офицера на службу в МВД, противопожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения условий контракта;

Недопуска к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление в соответствии с приговором суда;

Несоответствия результатов пройденных офицером испытаний установленным требованиям;

Несоблюдения ограничений, неисполнения возложенных обязанностей, нарушения запретов в рамках прохождения службы в армии, силовых структурах,

Утраты доверия со стороны командования.

Законодательством РФ гарантирован ряд привилегий военнослужащим, которые уволены в запас. Изучим их специфику.

Государственные гарантии для военнослужащих запаса

Если офицер уволен в запас - по возрасту, состоянию своего здоровья либо в результате организационно-штатных мероприятий, - то ему полагаются следующие привилегии, гарантируемые государством:

Надбавки к пенсии;

Содействие в решении жилищных вопросов;

Предоставление компенсаций по земельному и имущественному налогам;

Льготы при обращении в медицинские учреждения;

Льготы при пользовании общественным транспортом;

Привилегии при получении образования;

Содействие в трудоустройстве.

Изучим подробнее их специфику.

Государственные гарантии для офицеров запаса: надбавки к пенсии

Военнослужащие запаса вправе получать различные надбавки к пенсии. Они могут начисляться по разным основаниям. В числе основных:

Надбавки военным пенсионерам, которые имеют иждивенцев;

Увеличение размера пенсии, выплачиваемой за выслугу лет, назначаемой при наличии у гражданина инвалидности;

Назначение повышенной пенсии военнослужащим запаса, которые имеют почетные звания, например Героя Соцтруда.

Государственные гарантии для офицеров запаса: поддержка по жилищному вопросу

Офицер запаса вправе рассчитывать на поддержку государства при решении жилищного вопроса. Объем данной помощи будет зависеть от многих факторов — от состава семьи военнослужащего, имеющегося у него и его родственников жилплощади. Один из самых распространенных инструментов государственной поддержки по рассматриваемому вопросу — выдача специальных сертификатов. Рекомендуется для уточнения объема государственной поддержки по жилью, а также о порядке выдачи сертификатов обращаться в компетентные структуры власти — например, департаменты жилищной политики муниципалитетов.

Государственные гарантии офицерам запаса: налоговые льготы

Основные налоговые льготы, на которые вправе претендовать офицер запаса — это компенсация государством земельного и имущественного налога. Оба типа платежей в бюджет могут быть исчислены в существенном размере. В частности, налог на имущество сейчас определяется исходя из его кадастровой стоимости, которая, как правило, намного выше инвентаризационной, по которой данный платеж исчислялся ранее. Поэтому данный объем помощи государства может быть весьма уместен для семейного бюджета военнослужащего запаса.

Льготы для офицеров запаса в области медобслуживания

Офицеры запаса, которые служили в лет и более, вправе получать привилегии в области медицинского обслуживания, представленные в довольно широком спектре — точный их перечень следует уточнять при обращении в конкретные медучреждения или органы власти, которым они подотчетны. Можно отметить, что основания увольнения с военной службы с точки зрения возникновения у офицера прав на получение рассматриваемых льгот не имеют значения, если общий стаж военной службы человека — 25 лет и более. Аналогично их вправе получать прапорщики и мичманы, прослужившие в вооруженных силах 20 лет и более.

Транспортные льготы для офицеров запаса

Военнослужащие, уволенные в запас, вправе пользоваться значительными льготами в области пользования транспортом. В числе основных — возможность бесплатно путешествовать на поезде, судах, самолетах к местам отдыха и обратно — раз в год. Кроме того, если офицеру запаса требуется пройти стационарное лечение по заключению специальной комиссии, то его проезд к месту соответствующего медицинского учреждения также оплачивается государством.

Льготы в сфере образования для офицеров запаса

Ряд иных значимых льгот, которые может получить офицер запаса — возможность поступить без экзаменов в вузы. Данная привилегия предоставляется, если:

У человека есть незаконченное высшее образование или же специальность, полученная в военном вузе;

У военнослужащего запаса есть полное среднее образование.

Другая возможность в сфере образования для военнослужащих запаса — возможность без экзаменов поступить в учреждения среднего образования при наличии соответствующего военного аттестата или документа, подтверждающего получение 9 классов образования.

Можно отметить, что второе высшее образование военнослужащий запаса в любом случае получает бесплатно, в то время как аналогичная возможность в общем случае не предусмотрена для гражданских лиц.

Итак, мы рассмотрели то, каким образом осуществляется увольнение с военной службы офицеров, а также то, какие выплаты и льготы им полагаются по законодательству. Рассмотрим теперь привилегии, установленные законами РФ для военных пенсионеров.

Льготы для военных пенсионеров: надбавки к пенсии

Прежде всего стоит отметить, что в отношении граждан, имеющих данный статус, гарантируется перерасчет пенсий по факту увеличения размера довольствия для тех или иных категорий военнослужащих. Следующая значимая привилегия для военных пенсионеров заключается в начислении надбавки к пенсиям за выслугу лет, а также назначаемым при инвалидности в размере 100%. При этом соответствующая надбавка не должна быть меньше, чем 200% от минимальной величины пенсии по старости. Отметим, что в том случае, если человек получает от государства выплаты за выдающиеся достижения или заслуги перед страной, подобные надбавки могут не начисляться.

Для пенсионеров, являющихся победителями Олимпийских игр, полагается надбавка в размере не менее, чем 100% от минимальной величины пенсии по старости.

На величину пенсии могут влиять офицерские звания, должности офицеров. Кроме того, может учитываться служба на отдаленных территориях, высокогорных местностях и иных районах с особым климатом.

Военная пенсия исчисляется, прежде всего, с учетом размера оклада военнослужащего. Порядок его исчисления определяется отдельными положениями законодательства. Так, например, за 20 лет службы оклад офицера увеличивается на 50% без учета инфляционных надбавок, а за каждый последующий год — еще на 3%, до достижения надбавки к окладу в размере 85%.

Льготы для военных пенсионеров: северные коэффициенты

Если воинская служба человека, вышедшего на пенсию, шла в районах Крайнего Севера в течение 15 лет, и местностях, которые приравнены к соответствующим территориям, в течение 20 лет, то даже при переселении в более южные районы военный пенсионер вправе рассчитывать на сохранение к пенсии. Правда, его величина ограничена значением в 1,5 единицы (но это во многих случаях больше, чем коэффициент в ряде регионов).

Льготы для военных пенсионеров: ЖКХ

Военные пенсионеры могут в соответствии с региональным законодательством иметь льготы при оплате ЖКХ. Например, в Москве действуют правовые акты, по которым соответствующая компенсация составляет 50% от расходов за жилищно-коммунальные услуги. Конкретный перечень льгот по ЖКХ, опять же, имеет смысл узнавать в жилищном департаменте города, в котором проживает военнослужащий запаса.

Льготы для ветеранов боевых действий

Многие из военных пенсионеров и офицеров, уволенных в запас, имеют статус ветеранов боевых действий. Рассмотрим то, какие льготы гарантированы для них законодательством РФ.

В соответствии с действующими нормами могут пользоваться следующими привилегиями:

Компенсацией 50% расходов от платы за жилые помещения вне зависимости от конкретной разновидности жилфонда;

Внеочередным получением медицинской помощи в рамках государственных программ;

Льготами в рамках пенсионного обеспечения;

Получением жилья от государства в порядке, который определен законодательством;

Возможностью оформлять отпуск в удобное время;

Обучением на курсах профессиональной переподготовки за счет работодателя;

Возможностью покупать билеты на все типы транспорта вне очереди;

Поступлением вне конкурса в высшие и средние учебные заведения, а также возможностью получать специальные стипендии, которые гарантируются Правительством РФ.

Резюме

Итак, мы рассмотрели порядок увольнения с военной службы, установленный законодательством РФ, определили основные виды государственных гарантий для военнослужащих запаса и вышедших в отставку. Основные из них утверждены на уровне федеральных источников права. Но в некоторых случаях порядок увольнения из армии регулируется приказами, которые издает министр обороны. В ряде случаев участие в освобождении офицеров от занимаемых должностей принимает президент РФ. Так, в соответствии с подписываемыми им нормативными актами увольняются военнослужащие, занимающие высшие военные должности.

Офицеры запаса, а также вышедшие в отставку имеют довольно много привилегий — в части снабжения жильем, предоставления налоговых льгот, медицинских услуг, преимуществ при получении образования. Увольнение из армии во многих случаях может быть связано с выходом офицера на пенсию, и потому для нас важно было также изучить перечень льгот и привилегий для военных пенсионеров. Таковые представлены в достаточно широком спектре. Граждане в данном статусе получают пенсию, исчисляемую и индексируемую по особым правилам — в частности, с учетом северного коэффициента вне зависимости от того, где человек проживает после увольнения из армии. Величину военных пенсий определяют офицерские звания, должности, места службы граждан.

Многие из военных пенсионеров имеют статус ветеранов боевых действий. Для них законодательством РФ также установлен ряд льгот. Так, государство в установленных законом случаях оплачивает и предоставляет жилье военным в соответствующем статусе.

Значительные льготы установлены законодательством РФ для военнослужащих различных категорий в сфере образования. Это важный аспект, поскольку переподготовка военнослужащих на гражданские специальности может потребовать от них прохождения дополнительного обучения в образовательных учреждениях.

Законодательство РФ регламентирует особый порядок увольнения военнослужащего по предусмотренным основаниям, в том числе и по собственному желанию. Данная процедура отличается сложностью и длительностью. В отличие от рядовых граждан, эти лица не могут уволиться с военной службы по собственному желанию без объяснения причин.

Законодательство в сфере регулирования деятельности военнослужащих менее лояльно, в сравнении с регламентированными нормами трудовых отношений для рядовых работников, и не позволяет военным увольняться со службы при наличии лишь их собственной инициативы. Срок сложения полномочий также увеличен, что связано с более сложной процедурой, включающей в себя рассмотрение ситуации аттестационной комиссией. Если гражданскому лицу работодатель не может запретить уволиться по собственному желанию, то военнослужащий более ограничен в действиях. При получении отрицательного решения аттестационной комиссии, если она сочтет недостаточными причины для прекращения отношений, гражданин не сможет разорвать договор и покинуть службу.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Нормативная база, регулирующая увольнение военнослужащего и порядок действий для реализации процедуры

Отношения, возникающие между работодателем и работником в контексте воинской службы, регулируется не ТК РФ, а Федеральным Законом «О воинской обязанности». Поводы для увольнения регламентируются в статье 51 данного нормативного акта.

Следует отметить, что увольнение военнослужащего по собственному желанию невозможно при наличии одного лишь волеизъявления. Для одобрения его рапорта необходимы веские основания. Для увольнения гражданина с военной службы по собственному желанию, ему необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Определиться с причиной, по которой гражданину необходимо покинуть военную службу.
  • Составить и подать рапорт об увольнении командиру, офицеру, вышестоящему начальнику, отвечающему за кадровые вопросы. В рапорте следует подробно изложить обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему осуществлению деятельности в должности.
  • Командир или офицер, в ведении которого находятся кадровые вопросы, направляет документ на рассмотрение аттестационной комиссии.
  • Комиссия изучает просьбу увольняющегося и документацию, которая аргументирует основательность, серьезность причины, оценивает доводы самого увольняющегося.
  • Принятие решения комиссией. Если ответ положительный, гражданин покидает службу. Отрицательное решение можно обжаловать в установленном законодательством порядке.
  • Заключение аттестационной комиссии доносится до увольняющегося командиром.

Для того чтобы комиссия одобрила рапорт увольняющегося, необходимо убедить ее в том, что причина для прекращения службы уважительная и действительно существует. Гражданину необходимо озаботиться сбором документальных доказательств, которые подтвердят его позицию.

Уважительные причины для увольнения

Поводы, по которым лицо вправе оставить военную службу, перечислены в статье 51. Следует определиться с одним из следующих оснований и указать его в рапорте:

  • Выслуга лет.
  • Прекращение службы в связи с достижением установленного законодательством возраста.
  • Окончание действия заключенного контракта.
  • Неудовлетворительное состояние здоровья, которое значительно усложняет или делает невозможным дальнейшее прохождение военной службы.
  • В отношении гражданина имеются основания для того, чтобы он был лишен звания.
  • Осуждение гражданина к лишению свободы.
  • В связи с избранием депутатом.
  • При лишении гражданства.
  • При осуществлении лицом предпринимательской деятельности.
  • Другие основания, указанные в законе.

В России возраст для увольнения из ВС РФ составляет 45 лет, если у гражданина имеется непрерывающийся 25 летний стаж, который включает не менее 12 с половиной лет службы в армии. Как показывает практика, аттестационные комиссии, зачастую, принимают решение на основании аргументации причины в рапорте, поэтому важно уделить этому моменту максимум внимания. Повод следует конкретизировать и подкрепить документальными доказательствами.

Особенности составления рапорта

Законодательство предписывает при желании уволиться из ВС РФ оформлять волеизъявление в письменной форме в виде рапорта. Подать его необходимо командиру или офицеру, в ведение которого находится решение кадровых вопросов. Рапорт заменяет заявление, которым оформляется желание прекратить трудовую деятельность в конкретной организации у гражданских лиц. Требование оформления волеизъявления именно в таком виде закреплено в ст. 106 Дисциплинарного Устава ВС РФ. Текст рапорта составляется в свободной форме, законодательство не содержит какого-то особого шаблона для оформления подобного вида документации. Однако, для того чтобы он был принят и рассмотрен необходимо указать следующие сведения:

  • Сведения о командире воинской части, офицере, в ведении которого находятся кадровые вопросы (ФИО, должность).
  • Сведения о увольняющемся.
  • Просьба о досрочном увольнении по собственной инициативе.
  • Обстоятельства, служащие причиной прекращения службы в армии. Необходимо максимально конкретизировать данный пункт. От полноты аргументации будет зависеть решение аттестационной комиссии. Целесообразно указать как минимум два повода.
  • Просьба о рассмотрении вопроса аттестационной комиссией.
  • Просьба или отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
  • Просьба о направлении личного дела в военкомат района проживания.
  • Перечень документов, служащих приложением.
  • Дата и подпись военнослужащего.

Важно! Военнослужащему необходимо подготовить и приложить к рапорту доказательства причин увольнения по собственному желанию. Бумага оформляется в двух экземплярах, один необходимо сохранить. Он послужит доказательством в случае, если командир будет уклоняться от передачи рапорта на разбирательство аттестационной комиссии.

Выплаты, положенные военнослужащему при увольнении

Выплаты, которые получит увольняющийся, назначаются в зависимости от ведомства, где проходила служба, а также, исходя из причины прекращения обязательств. Так, военнослужащему, уходящему из ВС, по выслуге лет положена военная пенсия. При увольнении по иным причинам может выплачиваться единовременное пособие, которое будет зависеть от срока пребывания в рядах армии:

  • Выплаты в размере двух окладов получают лица, пребывавшие на службе менее 20 лет.
  • Семь окладов положено гражданам, прослужившим в армии более 20 лет.
  • Один оклад может быть добавлен к выплате, если у увольняющегося имеются государственные награды.

Выплаты положены лицам, находившимся на госслужбе в армии, и контрактникам, которые желают разорвать договор. В зависимости от заслуг перед государством и иных особых обстоятельств увольняющемуся могут быть выплачены и другие поощрения в деньгах. Подобная премия может составлять от 1 до 3 окладов в дополнение к основной выплате. Размеры денежных перечислений будут зависеть также от звания увольняющегося и должности, которую он занимал на момент сложения полномочий.

Особенности увольнения лиц, проходящих службу по контракту

Согласно законодательству граждане, проходящие службу в рядах ВС РФ, обязаны в полном объеме выполнять условия заключенного контракта и могут разорвать его лишь в регламентированных случаях. Для реализации увольнения до окончания контракта необходимо наличие уважительных причин, одного желания будет недостаточно. Определение серьезности повода для разрыва договора законодатель оставил на усмотрение аттестационной комиссии и командира увольняющегося. Как показывает практика, увольнение военнослужащего по контракту до окончания его действия по собственному желанию возможно при наличии следующих оснований:

  • Если родственники или супруг/супруга лица проживают не в Российской Федерации, возможен разрыв контракта.
  • Если заработка гражданина не достаточно для обеспечения семьи, лицо имеет право инициировать расторжение контракта.
  • Если на попечении военнослужащего находится человек, за которым необходим уход по состоянию здоровья, разрыв контракта может быть одобрен.
  • Если у женщины, проходящей военную службу, серьезно ухудшилось состояние здоровья во время беременности, но нет оснований для увольнения по иным причинам, расторжение договора возможно.

Поскольку законодательство не конкретизирует уважительные причины, по которым возможно увольнение контрактника и досрочное расторжение договора, могут быть использованы иные основания. Повод для прекращения обязательств по инициативе лица необходимо подтвердить документально. Также возможен разрыв контракта вследствие иных поводов, указанных в нормативном акте, к примеру, в связи с переводом на службу в ОВД.

Служба в ВС РФ производится по контракту и в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ (Далее – ФЗ № 53-ФЗ). Военнослужащий может уволиться с воинской службы по собственному желанию, включая досрочное прерывание контракта при наличии уважительных причин.

Основания, признаваемые уважительными для увольнения

Увольнение в связи с достижением предельного возраста или истечением срока действия контракта не требует представления подтверждающих документов. Одновременно к моменту подачи рапорта в/с обязан пройти медкомиссию (для исключения в дальнейшем претензий со стороны лица).

При направлении рапорта на досрочное увольнение в/с должен тщательно изложить и подтвердить уважительность причины увольнения. Уважительными признаются причины, не позволяющие военнослужащему выполнять обязанности в полном объеме. Перечень оснований для возможности досрочного увольнения приведен в ст. 51 ФЗ № 53-ФЗ . Досрочным считается увольнение до окончания действия имеющегося контракта.

Основание Краткое описание
Достижение предельного возраста Предельный возраст службы зависит от звания в/с
Окончания срока контракта В/с имеет право не продлевать контракт при достижении предельного возраста и подать рапорт на увольнение
Нарушение условий контракта Рассматриваются основания, при которых допускается нарушение условий контракта в отношении в/с
Состояние здоровья Для признания у в/с состояния здоровья, ограниченно годного для продолжения службы, необходимо пройти ВВК
Семейные обстоятельства Наличие медицинских противопоказаний у членов семьи к проживанию в местности несения службы с отсутствием возможности перевода
Перемена места службы супруга-военнослужащего или супруги
Потребность в исполнении опекунства несовершеннолетних брата или сестры
Потребность обеспечения ухода за членом семьи или ребенком до 18 лет при отсутствии второго родителя
Назначение на должности законодательной или исполнительной власти Рассматриваются случаи исполнения полномочий федерального, регионального или муниципального уровня

Основания увольнения определены ст. 34 Указа президента РФ от 16.09.1999 № 1237 .

Подача рапорта командиру

Решение об увольнении в/с принимает вышестоящий воинский начальник на основании рапорта лица и решения аттестационной комиссии. О намерении досрочно уволиться военнослужащий сообщает непосредственному командиру в рапорте. Порядок обращения к вышестоящему должностному лицу, командиру установлен в гл. 6 Дисциплинарного Устава ВС РФ . Особенности обращения:

  • Лица, подавшие рапорт, должны получить письменный ответ. Отказ в удовлетворении просьбы доводится до в/с излагается с указанием оснований, ссылок на законодательные нормы.
  • Неудовлетворительное решение по рапорту может быть оспорено в суде.
  • Командир, которому представляется рапорт, не имеет права препятствовать обращению.

Рассмотрение рапорта производится в течение 30 суток, исчисляемых от дня регистрации рапорта в книге учета письменных обращений. Увеличение срока рассмотрения производится командиром в связи с необходимостью проведения дополнительных мероприятий, запросов, проверки сведений. О продлении периода, предоставляемого нормами на ответ, дополнительно сообщается военнослужащему.

Форма и сведения рапорта об увольнении

В документообороте ВС РФ применяется форма письменного обращения к командиру – рапорт. Документ имеет произвольную форму, составляется аналогично гражданскому заявлению.

Раздел рапорта Состав данных
Шапка, расположенная в правом верхнем углу Должность, ФИО командира, должность, звание, ФИО в/с
Оглавление документа, располагаемое по центру «Рапорт об увольнении»
Первая часть основного раздела Просьба об увольнении с военной службы, указание причины, ссылка на статью закона. Обстоятельства, побудившие к досрочному увольнению, описываются подробно
Вторая часть Просьба о рассмотрении просьбы о досрочном увольнении аттестационной комиссией
Третья часть основного раздела Приложения – документы, подтверждающие уважительность причины
Заключительная часть Дата, подпись лица

Рапорт составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у в/с для подтверждения факта обращения.

Особенности увольнения военнослужащих, не обеспеченных жильем

Лицам, имеющим выслугу более 10 лет и увольняемым в связи с ОШМ, достижением предельной выслуги, состоянием здоровья, предоставляется возможность приобретения жилья в населенном пункте, выбранном в/с по желанию (ст. 23 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

При нарушении закона в/с имеет право оспорить увольнение в судебном органе. Лицо восстанавливают в рядах ВС РФ с выплатой положенного довольствия. Увольнение без обеспечения жильем допускается только в случаях добровольного согласия лица. При этом обязанность обеспечения принимают военкоматы, курирующие уволенных со службы лиц.

Дата увольнения со службы

В/с числится в рядах ВС РФ до дня издания приказа, исключающего лицо из списков личного состава части. Днем увольнения считается дата поступления выписки из приказа в воинскую (войсковую) часть и регистрация документа.

Пример неправильного определения даты увольнения

Вышестоящему органу было направлено представление об увольнении в/с майора Р. по состоянию здоровья. Приказ об увольнении был продиктован в воинскую часть телефонограммой. На основании данных о приказе было произведено увольнение и произведен расчет с в/с Р. Приказ поступил в часть спустя 14 дней. В/с оспорил увольнение, был восстановлен в должности, несмотря на состояние здоровья, не позволяющее продолжение службы. Увольнение произведено в день поступления приказа.

Расчет при увольнении военнослужащего

При увольнении в/с получает в части полный расчет:

  1. Денежным довольствием, причитающегося в/с. Довольствие, выплачиваемое за неполный месяц, рассчитывается пропорционально.
  2. Компенсацией взамен вещевого довольствия.
  3. Компенсацией взамен продовольственного обеспечения.

В зависимости от выслуги лет в/с получает выходное пособие. При выслуге менее 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Лицам, представленным к государственной награде, дополнительно выплачивают один оклад. В/с, имеющие выслугу свыше 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

Ошибки, допускаемые при увольнении военнослужащего

По выводам Верховного Суда РФ, незаконно уволенный военнослужащий, заявивший на компенсацию морального вреда, имеет право на возмещение. Отмена приказа об увольнении с восстановлением в списках части производится непосредственным начальником.

Председатель ВС РФ В.М.Лебедев (Пост. Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 )

Вопрос № 1. Как определяется предельный срок для службы и заключения контракта?

Для лиц высшего командного состава, в отношении которых установлено ограничение в 65 лет, допускается заключение контракта еще на 5 лет, остальные в/с имеют возможность для продления контракта до 65 лет.

Вопрос № 2. Как производится служба по истечении контракта, если в отношении в/с не выполнено условие предоставления жилья?

В/с не увольняется до исполнения обязательств, находится в списках части без выплат надбавок.

От него зависит дальнейшая судьба армейца, касающаяся устройства на работу, социальных гарантий, пенсионных выплат. Значительное число вопросов военных затрагивают именно сферы увольнения, в ней же происходит наибольшее количество нарушений прав.

Несмотря на то, что нормы окончания службы четко прописаны в законах, они не всегда соблюдаются так, как это написано на бумаге. Разные трактовки и халатное отношение исполнителей приводят к тому, что, уйдя в запас или на пенсию, военный теряет часть льгот, а неправомерное увольнение по статье ставит крест на их дальнейшей карьере.

Знание законов и практики их применения позволяет изучить все виды оснований увольнения армейцев с воинской службы, гарантии, полагающиеся военным при каждом из вариантов, и типичные ошибки. Осведомленность также помогает понять, как действовать в случаях, если увольнение было совершено неправомерно, или когда законный рапорт об уходе игнорируется, либо на него получен отказ.

Что говорит закон

Особенности процедур окончания службы, которыми необходимо руководствоваться, прописаны в законодательстве довольно четко.

Подробно правовые причины и порядок увольнения изложены в:

  • ст.23 ФЗ №76;
  • ст.51 ФЗ №53;
  • гл.8 Указа Президента №1237.

Согласно документам, существует несколько обстоятельств, позволяющих военному покинуть ВС.

Закон разделяет их на те, при которых:

  • военнослужащий физически не может продолжить службу;
  • имеются основания, когда прошение обязаны или могут удовлетворить;
  • армеец совершил действия, когда его не могут больше оставить на службе;
  • возникли определенные обстоятельства, и продолжение службы невозможно.

Таким образом, увольнение может инициироваться самим военным, его командиром или внешними обстоятельствами.

Самовольно прекратить службу, если нет достаточных оснований, военнослужащему не позволено, однако, закон предусматривает причины, при которых армеец может покинуть ее досрочно.

Среди основных обстоятельств, по которым армеец может лично инициировать процедуру увольнения:

  • состояние здоровья, если боец не может продолжать работу;
  • окончание действия контракта;
  • предельный возраст;
  • нарушение прописанных в контракте условий;
  • личные обстоятельства.

Если у контрактника нет нарушений устава, правил службы, норм закона, то до срока, когда положена военная пенсия, увольнение без его согласия не допускается. Правило действует на всех не достигших возрастного лимита службы.

Каждое из вышеперечисленных обстоятельств имеет свои нюансы, обеспечивает военного социальными гарантиями, или лишает их. От причины увольнения зависят и положенные армейцу выплаты.

По состоянию здоровья или болезни

Для признания ухудшающегося здоровья основанием к увольнению необходимо одновременное выполнение нескольких прописанных в законах условий:

  1. Причиной ухода может послужить заболевание или травма, после чего армеец признан негодным для дальнейшей работы в армии или годным ограниченно.
  2. Чтобы использовать состояние здоровья в качестве основания для увольнения военнослужащего, необходимо иметь заключение военной медицинской комиссии с обязательным врачебным освидетельствованием.
  3. Увольнение возможно, если заболевание, диагностированное ВВК, включено в официальный перечень болезней, утвержденный МО.
  4. Инициировать организацию сбора ВВК имеет право как сам военнослужащий, путем подачи рапорта об ухудшении своего здоровья, так и его командир либо врач.
  5. Если комиссация производится по решению командования, боец должен быть поставлен об этом в известность.
  6. В зависимости от состояния здоровья в соответствии с заключением ВВК военный может быть отправлен как в отставку, так и в запас.
  7. «Ограниченно годные» контрактники, имеющие звание выше старшины, могут продолжить службу, если существует возможность предоставить им должность (где разрешено работать при их заболевании).
  8. По этому основанию не допускается увольнять военнослужащего, пока он проходит лечение в стационаре (как по решению командования, так и по личной инициативе).

Все военные, уволенные по медицинским показаниям, кроме стандартного набора выплат, обладают правом на получение социальных пособий, льгот, компенсаций (ФЗ №306).

При этом прекращение службы:

  • не влияет на имеющуюся обязанность руководства по обеспечению армейца жильем (если такое право возникло ранее);
  • не исключает его из ипотечной программы кредитования военнослужащих (если имеется сертификат).

Законом утверждены денежные выплаты, когда заболевание или травма, полученные на службе, привели к тому, что военнослужащий стал негоден для ее дальнейшего прохождения.

При увольнении:

  • контрактника единовременная выплата составляет 2 млн. рублей;
  • призывника - 1 млн. рублей;
  • военного в запасе - 1 млн. рублей.

Если проблемы со здоровьем, приобретенные на армейской службе, привели армейца к получению инвалидности, назначаются ежемесячные выплаты:

  • 14 тыс. рублей по I группе;
  • 7 тыс. рублей по II группе;
  • 2,8 тыс. рублей по III группе.

При наличии 20-ти лет выслуги увольнение по медицинскому заключению дает право на военную пенсию.

В связи с достижением предельного возраста

Возможность уволиться возникает у тех армейцев, которые достигли определенного возраста. Его лимиты утверждены 53 ФЗ (ст.49). Они зависят от звания военнослужащего и пола.

Возрастные пределы

Звание Возрастной предел в годах
Маршал РФ 65
Генерал армии 65
Адмирал флота 65
Генерал-полковник 65
Адмирал 65
Генерал-лейтенант 60
Вице-адмирал 60
Генерал-майор 60
Контр-адмирал 60
Полковник 55
Капитан 1 ранга 55
Военнослужащий иного звания 50
Военнообязанный любого звания женского пола 45

Для силовиков и военных, не перечисленных выше, возрастной предел может быть изменен отдельными ФЗ.

При достижении лимита возраста контракт с армейцем разрывается, и ему назначается военная пенсия.

Если выслуга армейца более 10-ти лет, он признан нуждающимся в улучшении условий проживания, его нельзя уволить до тех пор, пока он сам этого не захочет, или пока военный не будет обеспечен жильем либо субсидией на покупку помещения. Правило не распространяется на тех, кому предстоит увольнение «по статье».

Правовые нормы допускают продолжение деятельности военнослужащих пенсионного возраста, не имеющих медицинских ограничений на дальнейшую работу, если признает их годными. В этом случае с военнообязанным заключается срочный контракт на год. Данный срок для высшего командования может увеличиваться таким способом на 5 лет, для иных званий - от 5-ти до 20-ти лет.

По окончанию контракта

Прекращение военной службы по контракту, связанное с окончанием последнего - аналог гражданской процедуры прекращения трудового договора. Особых условий данная причина увольнения не имеет. Есть дата окончания контракта, наступление которой должно само по себе являться причиной увольнения. Армеец получает право уйти, либо продлить контракт.

Однако на практике так не всегда происходит. Командование и кадровики к моменту окончания срока пытаются придумать бойцу разные дела, заставляют отрабатывать дежурства по графику, несмотря на дату и так далее. В результате период увольнения затягивается, с армейцем не производится расчет.

По закону порядок увольнения определен так:

  1. Служба заканчивается в день, когда бойца исключают из списка личного состава части (ФЗ №53).
  2. Этот день должен соответствовать дню окончания действия контракта.
  3. Все дела должны быть переданы к указанной дате (период устанавливается командиром и статьями устава ВС РФ №90-92).
  4. Ко дню исключения армейца из рядов личного состава с ним должен быть произведен полный расчет по ДД, продовольственному и вещевому обеспечению.
  5. До момента полного расчета вычеркнуть из списков военнослужащего можно только по его инициативе (ст.34, УП 1237).

Законный путь борьбы с произволом - обращение к командованию с рапортом о нарушении своих прав. Возможно, начальник даже не знает, что чинятся препятствия к законному увольнению. Если же он сам является инициатором задержек, то следует обращаться к вышестоящему руководству или в органы прокуратуры.

При несоблюдении условий контракта

Формулировка о несоблюдении условий контракта имеет 2 значения.

Увольнение из армии может последовать за систематические НУК:

  • военнослужащим (существенно будет наличие фактов, зафиксированных в виде различных взысканий);
  • командованием или МО, когда нарушение направлено против армейца, и закон дает ему право на этом основании досрочно прекратить службу.

При поступлении на контрактную службу по отношению к военному прописываются обязанности МО. Их невыполнение позволяет армейцу досрочно инициировать процесс увольнения.

Среди наиболее распространенных можно назвать нарушения:

  • сроков выплаты ДД;
  • предоставления отпусков;
  • в сфере условий прохождения службы;
  • обеспечения (вещевого, продовольственного, жилищного).

Нарушение можно причислить к систематическим, если оно повторяется 3 и более раз. Наличие произвола придется доказывать.

Когда контракт периодически нарушается армейцем, то увольнение инициирует командование. Проступки, за которые были получены взыскания, могут привести к исключению военного из армейских рядов, и в дальнейшем иметь неприятные последствия.

Распространенной является ситуация, когда командир провоцирует военного написать рапорт на увольнение за НУК, если армеец желает уволиться досрочно, но не имеет на это достаточно оснований.

Мотивируется это тем, что другого способа покинуть службу нет. В результате военный, согласившийся на такую статью, лишается части выплат, и ставит крест на возможности:

  • восстановиться на службе;
  • занять должность на государственной службе;
  • устроиться на работу в одно из силовых ведомств.

Следовательно, если нареканий по службе нет, но появилась необходимость в срочном увольнении, нужно подобрать иную причину расторжения контракта, при которой удастся сохранить доброе имя, верность присяге, заработанные средства и регалии.

В связи с семейными обстоятельствами

Одной из причин, позволяющих бойцу прервать службу в армии по собственному желанию, являются личные обстоятельства. Таковые в ФЗ №53 обозначены, как уважительные причины (ст.51).

В отличие от гражданской процедуры увольнения причина должна быть:

  • отражена в рапорте;
  • объективной;
  • реально препятствующей возможности продолжения службы;
  • в утвержденном перечне оснований (ФЗ №53), относящих ее к понятию «семейные обстоятельства»;
  • одобрена аттестационной комиссией и командиром.

Перечень причин, которые учитываются при досрочном увольнении контрактников:

Основание Условия для подачи рапорта Примечания
Один из членов семьи армейца не может физически проживать в той местности, где проходит служба наличие противопоказаний врачей;
основанием для подачи раппорта выступает заключение медицинской комиссии
МО не может предоставить контрактнику подходящее место службы
Смена супругом места жительства переезд обусловлен назначением на работу в иной местности Чаще всего основанием пользуются жены военнослужащих, находящиеся на контракте, когда мужа переводят в другой регион
Медицинская или социальная необходимость осуществления обязанностей опекуна близкого родственника наличие заключения МСЭ;
отсутствие иных лиц, кто мог бы ухаживать за больным, нетрудоспособным или престарелым родственником
Норма распространяется только на членов семьи, к ним относятся:
отец и мать;
супруг/супруга;
родные братья и сестры;
дедушки и бабушки;
несовершеннолетние дети, братья и сестры;
усыновители

Важно отметить, что наличие причины, отвечающей одному из вышеперечисленных требований, не гарантирует армейцу увольнение. Решение остается за командованием.

За что могут уволить из армии

В отличие от возможности уйти по собственному желанию, которая в отношении военных существенно ограничена, законных причин для принудительной отставки военнослужащего из армейских рядов достаточно.

Основаниями обязательного увольнения, которое должно инициировать командование, являются:

  • признание военного негодным к дальнейшей армейской службе;
  • достижение им пенсионного возраста;
  • конец срока контракта;
  • лишение армейца имеющегося воинского звания;
  • виновные действия, что привело к утрате доверия со стороны руководства;
  • избрание на выборную должность;
  • смена гражданства;
  • прекращение службы, из-за ее приостановки;
  • судебное решение (с лишением армейца свободы, по лишению права занимать определенные должности; при условном осуждении контрактника, если в суде доказан умысел на совершение преступления).

Законом утверждены причины, при которых увольнение возможно, но не обязательно.

В нижеперечисленных случаях решение по исключению контрактника из армейских рядов остается за командиром:

  • организационно-штатные мероприятия, аналог гражданской процедуры сокращения;
  • смена армейской службы на работу в силовых, ведомственных структурах, или на гражданскую должность в госорганах;
  • отказ/приостановка доступа к гостайне;
  • приговор суда, лишивший армейца свободы условно, если его деяние признано действиями по неосторожности;
  • негативный результат аттестации о выполнении бойцом обязанностей в период испытаний;
  • перевод на гражданскую должность;
  • отказ от наркологического обследования;
  • совершение административного проступка под воздействием наркотических средств.

Чаще всего принудительное увольнение применяется за нарушение бойцом условий контракта, или как следствие наступления уголовной ответственности, при этом ему выносятся взыскания за административные и дисциплинарные проступки.

Дисциплинарные проступки

К дисциплинарным относятся правонарушения, касающиеся норм, содержащихся в уставах и контракте (ФЗ 76, ст.28.4). Наказанием за подобные правонарушения является вынесение взыскания, а в исключительных случаях - арест.

Увольнение может последовать за:

  • систематические проступки;
  • однократное, но грубое нарушение дисциплины.

Решение об исключении армейца принимает командир, но его рапорт вышестоящему начальству не может быть голословным. В отношении нарушителя должно быть произведено расследование. Доказательной базой являются документы, подтверждающие совершение противоправных деяний.

Увольнение может последовать после очередной провинности, но до вынесения взыскания по ней, в противном случае будет нарушена норма, не позволяющая наказывать военного дважды за одно и то же нарушение.

Административное правонарушение

К административным проступкам причислены деяния, которые совершены в сфере общественного порядка, прав и свобод личности. По закону такие действия хоть и наказуемы, но не имеют состава уголовного преступления.

За подобные правонарушения предусмотрена административная ответственность по КоАП РФ от устного предупреждения и штрафа, до ареста и запрета на определенный вид деятельности. Выносить меру пресечения за административные преступления имеет право только суд.

Чаще всего мелкие нарушения наказываются дисциплинарными взысканиями.

Возможность уволить военного по данному основанию предоставлена командованию, если имеются доказательства его наличия.

Уголовные преступления

В соответствии с УК РФ, совершение армейцем действий, квалифицированных как уголовные, приводят к наказанию. Когда приговор суда связан с лишением военного свободы, последний чаще всего подлежит увольнению.

Если срок отбывания не превышает 2-х лет, приговор может быть изменен на помещение военнослужащего в дисциплинарную часть, таким образом организуется изоляция преступника от общества, но увольнению из армейских рядов он не подлежит.

Вопрос о том, увольнять ли военного, остается на усмотрение начальства. Чаще всего уход оформляется как нарушение условий контракта по заключению аттестационной комиссии. Между тем, наличие судебного решения является косвенным подтверждением причины увольнения.

Сбор комиссии по оценке соответствия военного занимаемой должности и возможности дальнейшего прохождения службы является обязательной процедурой при исключении бойца из ВС по НУК.

Это связано с тем, что данная статья при увольнении лишает военнообязанного права на материальную помощь, социальные пособия и военные премии, а также закрывает перед ним возможности дальнейшего прохождения службы.

Когда выплаты и компенсации не предоставляются

Наиболее выгодным для военного является увольнение в тот момент, когда его выслуга уже составила 20 лет, при этом большое значение имеет причина ухода.

Положенные государством выплаты гарантированы только тогда, когда военный до конца соблюдал устав ВС, остался верен присяге, не замарал репутацию армии своим поведением и поступками.

По этим причинам в полном объеме заслуженные льготы, пособия и пенсия выплачиваются, если прекращение службы произошло по:

  • состоянию здоровья;
  • достижению возрастного лимита нахождения в ВС.

Общий перечень выплат (ФЗ №306):

Наименование выплаты Порядок выплаты Размер
ДД Выплачивается вся заработанная сумма, не выданная к моменту увольнения, за период до последнего служебного дня включительно Зависит от должности и звания, срока службы, квалификации, особых условий
Премии Выплачиваются одновременно с ДД За особые заслуги и достижения, выплачиваются и рассчитываются по представлению командования
Пособие за выслугу Выплачивается единовременно при увольнении Рассчитывается в окладах, зависит от срока службы:
до 10-ти лет - до 5 ок.;
10-15 лет - до 10 ок.;
15-20 лет - до 15 ок.;
20 и более лет - до 20 ок.
Для контрактников:
до 15-ти лет - 40% оклада;
после 15-ти лет - 40+3% за каждый дополнительный год
Компенсация за вещ. имущество Выплачивается тем, чья выслуга более 20-ти лет Сумма должна соответствовать стоимости неиспользованного имущества и формы
Компенсация утраты здоровья Выплачивается после предоставления документов, подтверждающих:
право на получение (заключение ВВК);
затраты на лечение (из медучреждения)
Сумма зависит от тяжести наступивших последствий или группы инвалидности
Затраты на лечение компенсируются в сумме, не превышающей годового оклада
Военная пенсия Положена тем, кто был уволен по возрасту, мед. показаниям или ОШМ
При этом должны быть соблюдены условия:
более 20-ти лет выслуги;
или 25 лет стажа, из которого не меньше половины - военный
Сумма зависит от:
должности;
звания;
размера ДД
Пенсия по инвалидности Предоставляется тем, чья инвалидность стала результатом травмы или заболевания, полученного на службе не по вине самого военнослужащего Зависит от группы инвалидности
Льготное ипотечное кредитование Доступно военным, отслужившим более 10-ти лет Не является обязательным, жилищный сертификат выдается желающим по заявлению

Увольнение военного по статье лишает права рассчитывать на большинство выплат. Оплате подлежит только реально отслуженное время (ДД).

Если армеец проживает в служебном жилье, его также придется покинуть.

Премии и пособия не положены тем, кто:

  • по суду лишен звания;
  • осужден на реальный срок;
  • осужден условно, но доказан умысел на совершение преступления;
  • по суду не имеет права занимать определенные должности;
  • уволен по НУК;
  • осужден условно, если его неосторожные действия имели тяжелые последствия;
  • уволен за нарушения порядка несения службы;
  • уволен, как утративший доверие или доступ к информации;
  • уволен, как не прошедший испытательный срок по контракту;
  • уволен за отказ от обязательного наркологического мед. освидетельствования или административный проступок, совершенный в состоянии опьянения (наркотического, токсического и так далее).

Часть выплат не положена тому, кем осуществлен переход на иную ведомственную службу. Это не снимает с армейца регалий, и хотя юридически считается увольнением, но по сути является переводом на другую должность, следовательно, военным не выплачиваются дополнительные пособия, положенные тем, кто службу в ВС окончил.

Могут ли уволить без оснований

Поскольку законодательство дает преимущественные полномочия военному начальствующему составу по сравнению с подчиненными, нарушения в сфере увольнения редкостью не являются.

Причины подобного могут быть разными: от неприятия конкретного человека, до элементарного незнания норм закона.

Самыми распространенными нарушениями являются:

  • увольнение военнослужащего по НУК без наличия на то оснований (командиры не стесняются подделывать документы, фабриковать свидетельские показания и результаты аттестации);
  • увольнение раньше срока, возможного по закону (например, по ОШМ при недостаточной выслуге — подробнее об этом );
  • увольнение нуждающихся в жилье без исполнения обязательств по обеспечению им.

Хотя закон закрепляет право оспаривать незаконное увольнение за военнослужащим (ФЗ №76, ст.21), доказать неправомерность приказа командира очень сложно.

Порядок обжалования включает в себя:

  • выбор инстанции;
  • соблюдение сроков;
  • выбор объекта оспаривания;
  • знание правовых основ;
  • сбор доказательной базы.

Споры по вопросам увольнения могут быть решены:

  • в (ФКЗ №1);
  • гражданских судебных инстанциях по месту жительства военного в запасе/отставке (ГПК РФ);
  • в (ФЗ №2202-1).

Жалоба в военную прокуратуру на незаконное увольнение обычно подается, если имеются доказательства в превышении полномочий, в нарушении командованием устава, неисполнении приказов или законов РФ.

Срок оспаривания увольнения:

  • обжаловать результаты аттестации, являющиеся основой увольнения - 1 месяц;
  • оспорить приказ командования об увольнении - 3 месяца;
  • инициировать процедуру компенсации материальных убытков (ФЗ №76, ст.23) - 3 месяца.

Следует внимательно отнестись к объекту, который будет оспорен в иске. Часто обжаловать выгоднее не сам приказ об увольнении, а те документы, которые легли в его основу.

Сложность получения справедливого решения очевидна, если из доказательств военный может располагать только своими собственными показаниями. Особенно это касается случаев, когда незаконное увольнение подтверждено сфабрикованными документами. Доказать подлог самостоятельно армеец едва ли сможет. Трудно рассчитывать и на то, что свидетели, которые находятся в подчинении у командира, составившего приказ об увольнении, встанут на сторону истца.

Чтобы доказать неправомерность увольнения, военнослужащему следует обратиться к грамотному юристу (ФЗ №76, ст.22), специализирующемуся на военных юридических спорах.

Практика показывает, что количество военнослужащих, готовых участвовать в судебных спорах, крайне мало. Между тем, основание, избранное командованием для увольнения бойца, может иметь серьезные последствия.

Если у вас остались вопросы, связанные с порядком увольнения, или вы оказались жертвой произвола командования, оставьте свое сообщение в поле «Комментарии».