Кто стал царем после иоанна 3. Значение иоанн iii васильевич в краткой биографической энциклопедии

1. Государь

Московский государь Иван III Васильевич получил у историков прозвище Великий. Карамзин ставил его даже выше Петра I, ибо Иван III сделал великое государственное дело, не прибегая к насилию над народом.

Объясняется это в общем просто. Дело в том, что мы все живем в государстве, создателем которого является Иван III. Когда в 1462 году он вступил на московский престол, Московское княжество еще отовсюду было окружено русскими удельными владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Так что в конце своего княжения, в 1505 году, Иван III имел по всем границам Московского государства уже одних лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар.
Это обстоятельство естественным образом изменило всю политику Ивана III. Ранее, окруженный такими же, как он сам, удельными владыками, Иван Васильевич был одним из многих удельных князей, хотя бы и самым сильным. Теперь, уничтожив эти владения, он превратился в единого государя целого народа. Коротко говоря, если поначалу его политика была удельной, то затем она стала национальной.
Став национальным государем всего русского народа, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он также перешел в наступление против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил претензии на все те русские земли, которыми со второй половины 13 века владели литовские князья. Называя себя «государем всея Руси», Иван III разумел не только северную, но и южную, и западную Русь, присоединить которые к Москве он считал своей обязанностью. Иными словами, закончив собирание русских удельных княжеств, Иван III провозгласил политику собирания русского народа.
В этом и заключается важное историческое значение княжения Ивана III, которого с полным правом можно назвать создателем национального русского государства - Московской Руси.

2. Человек

Первый русский царь и «государь всея Руси» Иван III обладал крутым нравом - мог снять голову знатному боярину просто за то, что тот «умничает». Именно с таким обвинением в 1499 году взошел на эшафот ближний боярин государя Семен Ряполовский. Недаром в народе Ивана III прозвали Грозным (правда, в истории это прозвище закрепилось за внуком Ивана III и его полным тезкой - Иваном IV Васильевичем. Так что не перепутайте). В последние годы жизни Ивана III его особа приобрела в глазах подданных почти божественное величие. Женщины, говорят, падали в обморок от одного его гневного взгляда. Придворные под страхом опалы должны были развлекать его в часы досуга. А если посреди этого тяжелого веселья Ивану III случалось задремать в кресле, все кругом замирали - иногда на целые часы. Никто не смел кашлянуть или размять затекшие члены, чтобы, не дай бог, не разбудить великого государя.
Впрочем, такие сцены объясняются скорее раболепием придворных, нежели характером самого Ивана III, который по натуре вовсе не был мрачным деспотом. Боярин Иван Никитич Берсень, вспоминая своего государя, позже говаривал, что Иван III был добр и до людей ласков, а потому и Бог помогал ему во всем. В государственном совете Иван III любил «встречу», то есть возражение против себя, и никогда не наказывал, если человек говорил дело. В 1480 году, во время нашествия на Русь хана Ахмата, Иван III покинул войско и возвратился в Москву. Престарелый ростовский архиепископ Вассиан, рассердившись за это на государя, начал, по словам летописца, «зло говорить ему», называя его бегуном и трусом. Иван III со смиренным видом вытерпел укоризны рассерженного старца.
В своих эстетических вкусах Иван III был тонким ценителем искусства, в том числе западноевропейского. Он первый из московских государей широко раскрыл ворота Кремля перед деятелями итальянского Возрождения. При нем в Москве творили выдающиеся итальянские архитекторы, создавшие те самые кремлевские дворцы и храмы, которыми мы любуемся до сих пор. А в московских летописях появились миниатюры, копирующие фрагменты гравюр великого немецкого художника Дюрера.
В общем, недурной был человек Иван III Васильевич.

3. Конец вольности Господина Великого Новгорода

Во второй половине XV века Новгород все больше терял свою былую независимость. В городе образовались две партии: одна стояла за соглашение с Литвой, другая - за соглашение с Москвой. За Москву стояло преимущественно простонародье, за Литву - бояре во главе с посадником Борецким. Поначалу верх в Новгороде взяла литовская партия. В 1471 году Борецкий от имени Новгорода заключил с литовским великим князем и одновременно королем польским Казимиром союзный договор. Казимир обещался защищать Новгород от Москвы, дать новгородцам своего наместника и соблюдать все вольности новгородские по старине. По сути, партия Борецкого совершила национальную измену, предавшись под покровительство иноземного государя, к тому же католика.
Именно так на это дело и смотрели в Москве. Иван III писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы и короля-католика. А когда увещевания не подействовали, московский государь начал приготовления к войне. Походу на Новгород был придан вид похода на еретиков. Как Дмитрий Донской вооружился на безбожного Мамая, так, по словам летописца, и благоверный великий князь Иван Васильевич пошел на этих отступников от православия к латинству.
Шибко надеясь на литовскую подмогу, новгородские бояре позабыли создать собственную боеспособную армию. Этот недосмотр стал для них роковым. Потеряв в боях с передовыми отрядами московского войска две пешие рати, Борецкий наскоро посадил на коней и двинул против Ивана III тысяч сорок всякого сброда, который, по выражению летописи, отроду и на лошади не бывал. Четырех тысяч хорошо вооруженных и обученных московских ратников оказалось достаточно, чтобы в битве на реке Шелони разбить наголову эту толпу, положив тысяч 12 на месте.
Посадник Борецкий попал в плен и был казнен как изменник вместе со своими сообщниками. А Иван III объявил новгородцам свою волю: чтобы быть в Новгороде такому же государству, как на Москве, вечу не быть, посаднику не быть, а государить по московскому обычаю.
Окончательно Новгородская республика перестала существовать спустя семь лет, в 1478 году, когда по приказу Ивана III вечевой колокол был увезен в Москву. Однако прошло еще не меньше ста лет, прежде чем новгородцы смирились с утратой своей вольности и стали называть свою Новгородскую землю - Русью, а себя - русскими, как и остальные жители Московского государства.

4. Самодержец всея Руси

Иван Васильевич был женат два раза. Первой его женой была сестра его соседа, великого князя тверского, Марья Борисовна. По смерти ее в 1467 году Иван III стал искать другой жены, подальше и поважнее. В то время в Риме проживала царственная сирота - племянница последнего византийского императора Софья Палеолог (напомню, что в 1453 году Константинополь завоевали турки). При посредничестве римского папы Иван III выписал византийскую царевну из Италии и женился на ней в 1472 году.
Оказавшись рядом с такой знатной женой, Иван III стал брезговать тесной и некрасивой кремлевской обстановкой, в которой жили его предки. Вслед за царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В то же время при московском дворе завелся новый - строгий и торжественный церемониал по образцу византийского.
Почувствовав себя как бы наследником Византийской державы, Иван III начал по-новому писать свой титул, опять же на манер греческих царей: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и иных земель».
Софья Палеолог была на редкость полной женщиной. Вместе с тем она обладала чрезвычайно тонким и гибким умом. Ей приписывали большое влияние на Иван III. Говорили даже, что именно она побудила Ивана сбросить татарское иго, потому что стыдилась быть женой ордынского данника.

5. Свержение ордынского ига

Произошло это без громких побед, как-то буднично, почти что само собой. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале правления Ивана III по границам России существовала уже не одна, а целых три самостоятельных татарских орды. Истощенная усобицами Золотая Орда доживала свой век. В 1420-х-30-х годах от нее откололись Крым и Казань, где возникли особые ханства со своими династиями. Пользуясь разногласиями среди татарских ханов, Иван III исподволь подчинил Казань своему влиянию: казанский хан признал себя вассалом московского государя. С крымским ханом у Ивана III была прочная дружба, так как оба они имели общего врага - Золотую Орду, против которой и дружили. Что до самой Золотой Орды, то Иван III прекратил с ней всякие отношения: не давал дани, не ездил на поклон к хану, а однажды даже бросил на землю и растоптал ханскую грамоту.
Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой. В 1480 году он привел свое войско на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но у Литвы и без того был хлопот полон рот. Литовской помощи Ахмат не дождался, а московский князь встретил его с сильной ратью. Началось многомесячное «стояние на Угре», так как противники не решались вступить в открытый бой. Иван III приказал готовить столицу к осаде, и сам приезжал с Угры в Москву, боясь не столько татар, сколько своих братьев - они были с ним в ссоре и внушали Ивану III подозрение в том, что изменят в решительную минуту. Осмотрительность и медлительность князя показались москвичам трусостью. Духовенство заклинало Ивана III не быть «бегуном», а храбро стать против врага.
Но решительного сражения так и не произошло. Простояв на Угре с лета до ноября месяца, Ахмат с началом морозов убрался восвояси. Вскоре он был убит в очередной усобице, его сыновья погибли в борьбе с Крымским ханством, и в 1502 году Золотая Орда прекратила свое существование.

Так пало ордынское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия. Но беды от татар для Руси на этом не прекратились. Крымцы, казанцы, как и более мелкие татарские орды, постоянно нападали на русское пограничье, жгли, разоряли жилища и имущество, уводили с собой людей и скот. С этим беспрестанным татарским разбоем русским людям пришлось бороться ни много ни мало еще около трех столетий.

6. Державный полет российского орла

Диковинная птица появилась в российской государственной символике не случайно. С давних времен она украшала гербы и знамена многих великих держав, в том числе Римской империи и Византии. В 1433 году двуглавый орел утвердился также в гербе ГАбсбургов, правящей династии Священной Римской империи, которые считали себя преемниками власти римских кесарей. Однако на это почетное родство претендовал и Иван III, женатый на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, а после свержения ордынского ига принявший титул «самодержца всея Руси». Именно тогда на Руси появилась новая родословная московских государей, якобы ведущих свое происхождение от Пруса, легендарного брата императора Октавиана Августа.
В середине 80-х годов XV века император Фридрих III Габсбург предложил Ивану III стать вассалом Священной Римский империи, обещая взамен пожаловать ему королевский титул, но получил гордый отказ: «Мы Божьей милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставления на королевство, как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». Чтобы подчеркнуть свою равночестность императору, Иван III принял новый государственный символ Московской державы - двуглавого орла. Брак московского государя с Софьей Палеолог позволил прочертить независимую от Запада линию преемства нового герба - не из «первого» Рима, а из Рима «второго» - православного Константинополя.
Древнейшее в России изображение двуглавого орла оттиснуто на восковой печати Ивана III, привешенной к грамоте 1497 года. С тех пор державный орел знаменует государственный и духовный суверенитет России.

7. Западные веяния

Первого государя всея Руси Ивана III Васильевича некоторые историки называют также первым русским западником, проводя параллель между ним и Петром I.

Действительно, при Иване III Россия шла вперед семимильными шагами. Монголо-татарское иго было сброшено, удельная раздробленность уничтожена. Высокий статус московского государя был подтвержден принятием титула государя всея Руси и престижным браком на византийской царевне Софье Палеолог. Одним словом Россия стала полноправным суверенным государством. Но национальное самоутверждение не имело ничего общего с национальной замкнутостью. Напротив именно Иван III как никто другой содействовал оживлению и укреплению связей Москвы с Западом, с Италией в особенности.
Приезжих итальянцев Иван III держал при себе на положении придворных «мастеров», поручая им строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. В летописи сохранились имена этих людей: Иван Фрязин, Марк Фрязин, Антоний Фрязин и т. д. Это не однофамильцы и не родственники. Просто мастеров-итальянцев в Москве называли общим именем «фрязин» (от слова «фряг», то есть «франк»). Особенной известностью среди них пользовался выдающийся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, построивший в московском Кремле знаменитые Успенский собор и Грановитую палату (названную так по случаю отделки ее в итальянском стиле - гранями). Вообще при Иване III трудами итальянцев Кремль был отстроен и украшен заново. Еще в 1475 году один побывавший в Москве иностранец писал про Кремль, что «все строения в нем, не исключая и самой крепости, деревянные». Но уже спустя двадцать лет иностранные путешественники стали именовать московский кремль по-европейски «замком», ввиду обилия в нем каменных строений. Так стараниями Ивана III Ренессанс расцвел и на российской земле.
Кроме мастеров в Москве часто появлялись послы от западноевропейских государей. И, как было видно на примере императора Фридриха, первый русский западник умел разговаривать с Европой на равных.

8. Ересь «жидовствующих»

В XV веке над Западной Европой летали хлопья человеческого пепла. Это было время самых жестоких преследований ведьм и еретиков. По самым скромным подсчетам число жертв инквизиции исчисляется десятками тысяч. В одной только Кастилии великий инквизитор Торквемада сжег около 10 тысяч человек. К сожалению, Россия тоже не избежала общего поветрия. При Иване III огненные спектакли ставились и у нас, хотя они и не были столь масштабными.
Ересь «жидовствующих» была занесена в Россию извне. В 1470 году новгородцы, напрягавшие последние усилия, чтобы отстоять свою независимость от Москвы, пригласили к себе по сговору с польским королем православного киевского князя Александра Михайловича. В свите князя прибыли в Новгород лейб-медик еврей Схария и еще два его начитанных в богословии соплеменника. С них все и началось. В спорах с русскими попами заезжие сторонники Торы (то есть Ветхого Завета) выдвигали нехитрый силлогизм: они апеллировали к словам Христа, что он «пришел не разрушить закон, но исполнить». Отсюда следовал вывод о первенстве Ветхого Завета над Новым, иудейства над христианством. Убогая мысль новгородских священников свихнулась на этом силлогизме. Всего год пробыли три ученых еврея в Новгороде, но этого хватило, чтобы их беседы глубоко вонзились в души новгородских попов. Они стали исповедовать странную смесь иудейства и христианства, за что и получили свое название «жидовствующих».
Секта жидовствующих была хорошо законспирирована. Поэтому новгородскому архиепископу Геннадию не сразу удалось вывести еретиков на чистую воду. В конце концов надломился и раскаялся один из «жидовствующих», поп Наум, который и сообщил о доктрине и культе своих единоверцев. Началось церковное расследование. По вопросу о наказании виновных в ереси мнения в Русской Церкви разделились. Часть духовенства призывала действовать на еретиков одним духовным увещеванием, без физического наказания. Но победили те, которые стояли за физическую казнь. И вдохновил их именно иностранный пример. В 1486 году через Новгород проезжал посол австрийского императора. Он рассказал архиепископу Геннадию про испанскую инквизицию и встретил с его стороны большое сочувствие.
Геннадий устроил еретикам особое истязание в стиле испанской инквизиции. Люди Геннадия посадили арестованных задом наперед на коней, на головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и с надписью: «се есть сатанинское воинство». Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, шутовские шлемы были зажжены на головах еретиков. Сверх того, некоторые из них были еще биты публично, а несколько человек сожжены заживо.
Это действо и стало первым инквизиционным опытом Русской православной церкви. К чести русского духовенства надо заметить, что ему довольно быстро удалось преодолеть это позорное искушение. Так что, в отличие от инквизиции католической, наши отечественные церковные трибуналы не стали постоянным явлением, а их жертвы исчисляются единицами.

9. Россия при Иване III

Ко времени царствования Ивана III Васильевича и его сына Василия III относятся первые подробные записки иностранцев о России, или о Московии, если придерживаться их терминологии.

Венецианца Иосафата Барбаро, человека торгового, поразило прежде всего благосостояние русских людей. Отметив богатство увиденных им русских городов, он записал, что и вообще вся Русь «обильна хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами».
Другой итальянец, Амброджо Кантарини, особо подчеркнул значение Москвы как международного торгового центра: «В город, - пишет он, - в течение всей зимы собирается множество купцов из Германии и Польши». Он же оставил в своих записках интересный словесный портрет Ивана III. По его словам, первый государь всея Руси был «высок, но худощав, и вообще очень красивый человек». Как правило, продолжает дальше Кантарини, и остальные русские «очень красивы, как мужчины, так и женщины». В качестве правоверного католика, Кантарини не преминул отметить неблагоприятное мнение москвичей об итальянцах: «Считают, что мы все погибшие люди», то есть еретики.
Еще один итальянский путешественник Альберто Кампензе составил для папы Климента VII любопытную записку «О делах Московии». Он упоминает о хорошо поставленной московитами пограничной службе, о запрете продажи вина и пива (кроме праздничных дней). Нравственность московитов, по его словам, выше всяких похвал. «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, - пишет Кампензе. - Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».
Как видим, пороки Запада в Москве конца XV - начала XVI века были не в моде. Впрочем, общий прогресс очень скоро коснулся и этой стороны московской жизни.

10. Конец правления

Конец правления Ивана III был омрачен семейными и придворными интригами. После смерти его сына от первого брака Ивана Молодого, государь полагал передать всю власть его отпрыску - своему внуку Димитрию, для чего в 1498 году совершил над ним первый в русской истории обряд венчания на царство, в ходе которого на Димитрия были возложены бармы и шапка Мономаха.
Но затем взяли верх сторонники другого наследника - Василия, сына от второго брака государя на Софье Палеолог. В 1502 году Иван III «положил опалу» на Димитрия и матерь его, великую княгиню Елену, а Василий наоборот был пожалован великим княжением.
Оставалось найти для нового наследника достойную супругу.
Венец и бармы Мономаха Иван III полагал равными по достоинству королевской и даже императорской коронам. Женившись сам вторым браком на племяннице последнего византийского императора, царевне Софье Палеолог, он и детям своим подыскивал невест царского происхождения.
Когда его старшему сыну от второго брака Василию приспело время жениться, Иван Васильевич, не отступая от своих правил, начал свадебные переговоры за границей. Однако всюду, куда бы он не обратился, ему пришлось выслушать непривычный для его уха отказ. Дочь Ивана III Елена, выданная за польского короля, в письме отцу объясняла неудачу тем, что на Западе не любят греческой веры, считая православных нехристями.
Делать было нечего, приходилось породниться с кем-нибудь из своих холопов. Страдавшее от такого унижения государево сердце утешили ловкие придворные, указавшие на примеры из византийской истории, когда императоры выбирали себе жену из девиц, собранных ко двору со всего государства.
Иван Васильевич воспрянул духом. Суть дела, конечно, не менялась, но государева честь была спасена! Таким вот образом и случилось так, что на исходе лета 1505 года Москва оказалась битком набита красавицами, трепещущими от близости необыкновенного счастья - великокняжеского венца. Ни один современный конкурс красоты не может сравниться по масштабам с теми смотринами. Девиц-то было ни много, ни мало - полторы тысячи! Повивальные бабки придирчиво осмотрели этот прелестный табунчик, а затем признанные годными к продолжению государева рода предстали перед не менее разборчивым взором жениха. Василию приглянулась девица Соломония, дочь знатного московского боярина Юрия Константиновича Сабурова. 4 сентября того же года была сыграна свадьба. С тех пор этот, так сказать, стадный способ женитьбы вошел в обычай между московскими государями и продержался почти двести лет, вплоть до царствования Петра I.
Свадебные торжества стали последним радостным событием в жизни Ивана Васильевича. Спустя полтора месяца он скончался. Василий III беспрепятственно занял отеческий престол.

Иван III Васильевич родился 22.01.1440г, был сыном . С ранних лет посильно помогал слепому отцу в государственных делах, ходил с ним в походы.

В марте 1462 года тяжело заболел и умер Василий II. Незадолго до своей смерти он составил завещание. В завещании говорилось, что старший сын Иван получал великокняжеский престол, и большую часть государства, основные его города. Оставшуюся часть государства поделили между собой остальные дети Василия II.

Иван III вел очень продуктивную, мудрую политику. Во внутренней политике он, как и его отец, продолжает собирать русские земли под московским началом. Присоединил к Москве Ростовское, и Тверское, Рязанское, Белозерское и Дмитровское княжества.

Внутренняя политика Ивана III

Gрисоединение русских земель к Москве проходила весьма удачно и продуктивно. Стоит сказать, что эти земли были присоединены мирным путем. Новгородцы хотели самостоятельности, но силы московского княжества явно превосходили новгородские.

Тогда, новгородские бояре решили позаигрывать с литовским князем Казимиром. Такой ход дел не устраивал Ивана III, стремившегося объединить все русские земли под московским началом.

6 июня 1471 года московское воинство выступает в поход против Новгорода. Войска Ивана III не брезгуют грабежом и насилием, пытаясь, навести больше страха на Новгородских бояр.

Новгородские бояре тоже не сидели, сложа руки, из горожан наспех собрали ополчение, численность которого составила порядка 40 тысяч человек. Однако войско, собранное наспех, совершенно не было обучено воинскому делу. Новгородцы двинулись в направлении Пскова, для того чтобы помешать соединению Московских и Псковских войск.

Но на реке Шелони, новгородское войско, случайно, столкнулось с отрядами одного из московских воевод, где и были наголову разгромлены своим противником. Новгород оказался в осаде. В ходе переговоров с Иваном III, Новгород сохранил свою независимость, выплатил контрибуцию, и больше не имел права заигрывать с Литвой.

Весной 1477 года, в Москву прибыли жалобщики из Новгорода. Излагая свое дело, жалобщики назвали Ивана III государем, вместо традиционного господин. «Господин» - предполагал равенство «господина великого князя» и «господина великого Новгорода». Москвичи сразу же уцепились за этот предлог, и отправили в Новгород ультиматум, согласно которому Новгород должен был присоединиться к Москве.

В результате новой войны, Новгород был присоединен к Москве, должность новгородского посадника упразднена, а вечевой колокол вывезен в Москву. Это было в 1478 году. После взятия Новгорода царь продолжил собирание русских земель. Это была суть его внутренней политики. Он распространил свою власть в Вяземской земле, захватил землю коми и Великую Пермь, а так же навел свои порядки в земле хантов и манси.

С ростом могущества страны крепла и великокняжеская власть. При Иване III в России возникла система службы за землю. Это прогрессивное нововведение стало основой для формирования слоя дворянства, новой опоры великокняжеской, а впоследствии и царской власти. Централизованное государство не могло существовать без общего законодательства.

В 1497 году выходит общерусский . Судебник устанавливал правовые нормы жизни русского общества.

Внешняя политика Ивана III

Во внешней политике правителя тоже не обошлось без крупных успехов. Русь окончательно перестала зависеть от Золотой Орды, выплачивать ей дань. Произошло это событие в 1480 году, ознаменованное « ». Хан Ахмат двинул большие войска на Русь, долгое время готовился к решающему сражению, но в итоге повернул назад. Так закончилось Ордынское Иго.

Умер Иван III 27 октября 1505 года. Имя его навсегда вошло в Историю России.

Итоги

За своё правление он добился больших успехов во внутренней и внешней политике, завершил процесс собирания земли русской, раз и навсегда покончил с Ордынским Игом. Не зря Иван III Васильевич, в науке и публицистики получил прозвище Великий.

СЛОВАРЬ

Иоанн III Васильевич , царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия Тёмного , род. 22 января 1440 года, наследовал своему отцу в 1462 году. Чрезвычайно осторожный и расчётливый, он явился достойным завершителем дела собирания русской земли.

Первым шагом его в этом направлении было окончательное присоединение к Москве Новгорода . Новгородцы сознавали полную невозможность сохранить свою независимость, но бояре во главе с умной, решительной и честолюбивой вдовой посадника Марфой Борецкой предпочитали соединение с Литвой , которая обещала строго соблюдать все вольности города. Меньшие люди, напротив, тянули к Москве, к православию. В 1470 году новгородское вече , убеждённое боярской партией, заключило договор с великим князем литовским и королём польским Казимиром. Тогда Иоанн III, воспользовавшись этим, обвинил новгородцев в измене, послал Новгороду "размётную грамоту" и в мае выступил в поход.
Новгородцы были разбиты. Иоанн III обложил побеждённых контрибуцией, но пока сохранил вече и всё устройство Великого Новгорода. И даже с партией Борецкой поступил снисходительно. Однако уже через несколько лет, в 1478 году, убедившись в совершенном бессилии Новгорода, Иоанн III под случайным предлогом опять объявил ему войну и после семинедельной осады заставил его сдаться 15 января 1479 года. Вече было упразднено, вечевой колокол отправлен в Москву, новгородцы смирились и поцеловали ему крест как самовластному государю .
Иоанн III ввёл московские порядки в управлении и строго судил приверженцев Литвы. Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание, но оно было легко подавлено, и, чтобы навсегда обеспечить полное подчинение Новгорода, Иоанн III выселил из него в Москву, Владимир, Нижний и другие города до 15 тысяч боярских и купеческих семейств, а на их места поселил новых людей из Москвы. Такая мера, разумеется, должна была достичь цели, но вместе с тем, она вскоре подорвала новгородскую торговлю. Чтобы поднять торговое значение Новгорода, Иоанн III закрыл в 1495 году конторы ганзейцев и даже заключил в тюрьму ганзейских купцов за обиды, творимые ими местному купечеству. В результате русские купцы не стали торговать лучше, а прежнее значение Новгорода в международной торговле прекратилось. В 1489 году была подчинена Москве вечевая община - Вятка. Псков сохранил своё вече только ценой полного подчинения великому князю. Не менее успешны были старания Иоанна III уничтожить удельные княжества. В 1483 году было присоединено к Москве тверское княжество, в 1485 году - верейское, ещё ранее ярославское и часть ростовского (другая половина этого княжества уже принадлежала великому князю). В своей борьбе за объединение Руси Иоанн не щадил и родных братьев и в 1491 году за ослушание заточил в тюрьму своего брата Андрея Углицкого. После смерти бездетных братьев Юрия Дмитровского (1472 г.) и Андрея Меньшого (1481 г.) Иоанн III почти все их земли присоединил к Москве, вопреки обычаю, не делясь с остальными братьями. Оставались неприсоединёнными только Псков и часть Рязанской земли.
Княжение Иоанна III ознаменовано окончательно свержением татарского ига . Подстрекаемый польским королём, хан Золотой Орды Ахмат выступил в 1472 году на Москву, но встретил у Оки братьев Иоанна III со 180-тысячным войском и ушёл назад. В 1480 году он предпринял новый поход. Войска сошлись на берегу Угры. Русское войско и духовенство требовали сражения с татарами, но Иоанн III не решался на него. Несмотря на общий ропот и увещевания ростовского архиепископа Вассиана, он ожидал известий от крымского хана, который должен был вторгнуться в Орду. Войска долго простояли одно против другого. Вдруг Иоанн приказал отступить, и это неожиданное и непонятное отступление скоро превратилось в паническое бегство. Ахмат подумал, что его хотят заманить в засаду и, узнав о разорении Орды братом крымского хана, в свою очередь поспешно отступил к устью Донца. Вскоре, в 1502 году, Менгли-Гирей окончательно уничтожил Золотую Орду. Однако, общественное мнение долго не могло простить Иоанну III его бегства от татар.
Иоанн III предпринимал несколько походов на Казань (1469, 1479, 1487 гг.) и привёл её в полную зависимость. В 1492 году, после смерти короля Казимира, Литва отделилась от Польши; великим князем Литовским был избран Александр, младший сын Казимира. Пользуясь этим обстоятельством, Иоанн III в союзе с Менгли-Гиреем напал на Литву, взял Вязьму, Дорогобуж, Мосальск.
Александр был вынужден заключить мир и женился на дочери Иоанна III, Елене. Но брак не был счастлив; Александр теснил православных и не позволял жене построить православную церковь. Это послужило поводом к новой войне в 1499 году. Многие города, как Чернигов, Рыльск, Стародуб отпали от Литвы. В 1500 году князь Изеня разбил на берегах Ветроши литовского гетмана князя Островского и пленил его; в следующем году потерпели поражение русские войска под начальством князя Шуйского от союзника Александра, магистра Ливонского ордена Плеттенберга; в 1502 году произошло упорное сражение с Плеттенбергом под Псковом, после которого он отступил назад, в Ливонию. В 1503 году был заключен мир, по которому за Москвой остались все города и земли, занятые ею во время войны.
За Иоанном III был признан титул государя "всея Руси". В 1472 году Иоанн III, после смерти своей первой жены Марии Борисовны (ум. в 1467 г.), женился на племяннице последнего византийского императора Константина XII, Софье Палеолог. Брак состоялся по предложению папы Павла II, который рассчитывал добиться этим путём возобновления флорентийской унии , но эти домогательства были решительно отклонены. Иоанн III, считая себя как бы наследником византийских императоров, принимает в сношениях с иностранцами титул царя (см. императорский титул) и соединяет Московский герб, т.е. изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона, с византийским гербом - двуглавым орлом (см. герб России).
Софья, следуя традиции Византии, ввела более строгий этикет при дворе, старалась отдалить великого князя от боя р, возвысить его положение и ослабить значение боярства. Почва была уже подготовлена ранее; великий князь более не имел соперников, удельных князей почти не существовало, прежнее право отъезда бояр Иоанн III фактически уничтожил. Вместе с тем он стал приближать к себе людей незнатного происхождения, создавая в их лице противовес "княжатам" - потомкам удельных князей и бояр. Виня в политике великого князя его супругу, бояре старались, чтобы престол достался не сыну Софии, Василию, а внуку Иоанна III от его умершего сына Иоанна, - Дмитрию. В 1498 году им действительно удалось восстановить Иоанна против Софьи, и Иоанн объявил своим наследником Дмитрия.
Но вскоре Софья примирилась с мужем, Василий был наречён великим князем новгородским и псковским (1499 г.), Дмитрий и его мать Елена подверглись заточению, руководитель боярской партии князь Ряполовский был казнён. Кроме дьяков и боярских детей, на стороне Софьи и Василия было и духовенство, так как Елена и её приверженцы оказывали явное покровительство секте жидовствующих, возникшей около 1471 года в Новгороде и скоро перешедшей и в Москву.
Под влиянием Софьи Иоанн III много сделал для внешнего украшения Москвы. Выписывались с запада архитекторы и другие художники, пушкари, литейщики и иные мастера. Наиболее прославился Аристотель Фиораветти - архитектор, механик, инженер и литейщик. Были построены соборы: Успенский (архитектор Фиораветти), Благовещенский, Архангельский, грановитая палата и многие другие здания; сооружены кремлёвские стены.
В 1497 году Иоанн III издал

Из-за присоединившихся к ней русских земель. Действия И. не отличались особой решительностью и смелостью: осторожный и расчетливый, не обладавший личной храбростью, он не любил рисковать и предпочитал достигать намеченной цели медленными шагами, пользуясь удобными случаями и благоприятно складывавшимися обстоятельствами. Сила Москвы достигла к этому времени уже весьма значительного развития, тогда как ее соперники заметно ослабели; это придавало широкий размах осторожной политике И. и вело ее к крупным результатам. Отдельные русские княжества были слишком слабы для борьбы с великим князем; не хватало средств для этой борьбы и у вел. княжества Литовского, а соединению этих сил мешало установившееся уже в массе русского населения сознание своего единства и враждебное отношение русских к упрочивавшемуся в Литве католицизму. Новгородцы, видя возрастание московского могущества и опасаясь за свою самостоятельность, решили было искать защиты у Литвы, хотя в самом Новгороде сильная партия была против этого решения. Иоанн сперва не предпринимал никаких решительных действий, ограничиваясь увещаниями. Но последние не действовали: литовская партия, руководимая семьей Борецких (см. соотв. статью), окончательно взяла верх. Сперва был приглашен в Новгород () один из служилых литовских князей, Михаил Олелькович (Александрович), а затем, когда Михаил, узнав о смерти брата своего Семена, бывшего киевским наместником, ушел в Киев , заключен договор с королем польским и вел. кн. литовским Казимиром, Новгород отдался под его власть, с условием сохранения новгородских обычаев и привилегии. Это дало московским летописцам повод называть новгородцев «иноязычниками и отступниками православия». Тогда И. выступил в поход, собрав многочисленное войско, в котором, кроме рати собственно вел. князя, были вспомогательные отряды трех его братьев, Твери и Пскова . Казимир не подал помощи новгородцам, и их войска, 14 июля года, потерпели решительное поражение в битве у р. Шелони от воеводы И., кн. Дан. Дм. Холмского; несколько позже другая рать новгородская была разбита на Двине кн. Вас. Шуйским. Новгород просил мира и получил его, под условием уплаты вел. князю 15500 р., уступка части Заволочья и обязательства не вступать в союз с Литвою. После того, однако, началось постепенное стеснение новгородских вольностей. В г. И. посетил Новгород и судил здесь суд по старине, но затем жалобы новгородцев стали приниматься и в Москве, где по ним и творили суд, вызывая обвиняемых за московскими приставами, вопреки привилегиям Новгорода. Новгородцы терпели эти нарушения своих прав, не давая предлога к полному их уничтожению. В г. такой предлог явился, однако, у И.: новгородские послы, подвойский Назар и вечевой дьяк Захар, представляясь И., назвали его не «господином», как обыкновенно, а «Государем». Немедленно был отправлен запрос к новгородцам, какого государства они хотят. Напрасны были ответы новгородского веча, что оно не давало своим посланникам подобного поручения; И. обвинил новгородцев в запирательстве и нанесении ему бесчестья и в октябре выступил в поход на Новгород. Не встречая сопротивления и отвергая все просьбы о мире и помиловании, он дошел до самого Новгорода и осадил его. Лишь здесь новгородские послы узнали условия, на которых вел. князь соглашался помиловать свою отчину: они заключались в полном уничтожении самостоятельности и вечевого управления в Новгороде. Окруженный со всех сторон великокняжескими войсками, Новгород должен был согласиться на эти условия, равно как на отдачу в. князю всех Новоторжских волостей, половины владычних и половины монастырских, успев только выторговать небольшие уступки в интересах бедных монастырей. 15 января г. последовала присяга новгородцев И. на новых условиях, после чего он въехал в город и, захватив вождей враждебной ему партии, отослал их в московские тюрьмы. Новгород не сразу примирился со своей участью: в следующем же году в нем произошло восстание, поддержанное внушениями Казимира и братьев И. - Андрея Большого и Бориса. И. принудил Новгород покориться, казнил многих виновников восстания, заточил владыку Феофила и выселил из города в московские области более 1000 семей купеческих и детей боярских, переселив на их место новых жителей из Москвы. Новые заговоры и волнения в Новгороде вели только к новым репрессивным мерам. Особенно широко применял И. к Новгороду систему выселений: за один г. было выведено в Москву более 7000 житых людей. Путем таких мер окончательно сломлено было свободолюбивое население Новгорода. Вслед за падением новгородской самостоятельности пала и Вятка , в г. принужденная воеводами И. к полной покорности. Из вечевых городов только Псков сохранял еще свое старое устройство, достигая этого полной покорностью воле И., изменявшего, впрочем, исподволь и псковские порядки: так, наместников, избираемых вечем, заменили здесь назначаемые исключительно вел. князем; отменены были постановления веча о смердах, и псковичи вынуждены были согласиться с этим. Одно за другим падали перед И. и удельные княжества. В г. присоединен был Ярославль , путем уступки своих прав тамошними князьями; в г. ростовские князья продали И. остававшуюся еще за ними половину города. Потом очередь дошла до Твери. Кн. Михаил Борисович , опасаясь возраставшей силы Москвы, женился на внучке литовского кн. Казимира и заключил с ним, в г., союзный договор. И. начал войну с Тверью и вел ее удачно, но по просьбе Михаила дал ему мир, на условии отречения от самостоятельных сношений с Литвой и татарами. Сохранив самостоятельность, Тверь , как раньше Новгород , подверглась ряду притеснений; особенно в пограничных спорах тверичи не могли добиться правосудия на москвичей, захватывавших их земли, вследствие чего все большее число бояр и детей боярских переходило из Твери в Москву, на службу вел. князя. Выведенный из терпения Михаил завел сношения с Литвой, но они были открыты, и И., не слушая просьб и извинений, в сентябре г. подступил к Твери с войском; большинство бояр передалось на его сторону, Михаил бежал к Казимиру и Тверь была присоединена к вел. княжеству Московскому. В том же году И. получил Верею по завещанию тамошнего князя Михаила Андреевича, сын которого, Василий, еще раньше, испугавшись опалы И., бежал в Литву (см. соотв. статью).

Внутри Московского княжества также уничтожались уделы и падало значение удельных князей перед властью И. В г. умер брат И., кн. дмитровский Юрий, или Георгий (см. соотв. статью); И. взял себе весь его удел и ничего не дал другим братьям, нарушая тем старые порядки, по которым выморочный удел должен был идти в раздел между братьями. Братья поссорились было с И., но помирились, когда он дал им некоторые волости. Новое столкновение произошло в г. Покорив Новгород с помощью братьев, И. не дал им участия в Новгородской волости. Недовольные уже этим, братья великого князя были еще более оскорблены, когда он приказал одному из своих наместников схватить отъехавшего от него к кн. Борису боярина (кн. Ив. Оболенского-Лыко). Князья волоцкий и углицкий, Борис (см. соотв. статью) и Андрей Большой (см. соотв. статью) Васильевичи, снесшись между собою, вступили в сношения с недовольными новгородцами и Литвой и, собрав войска, вступили в новгородские и псковские волости. Но И. успел подавить восстание Новгорода. Казимир не подал помощи братьям вел. князя, одни же они не решились напасть на Москву и оставались на литовском рубеже до г., когда нашествие хана Ахмата дало им случай с выгодой помириться с братом. Нуждаясь в их помощи, И. согласился заключить с ними мир и дал им новые волости, причем Андрей Большой получил Можайск , принадлежавший ранее Юрию. В г. умер Андрей Меньшой, младший брат И.; задолжав ему 30000 руб. при жизни, он по завещанию оставил ему свой удел, в котором другие братья не получили участия. Десять лет спустя И. арестовал в Москве Андрея Большого, за несколько месяцев до того не выславшего своей рати на татар по его приказу, и посадил его в тесное заключение, в котором тот и умер, в г.; весь удел его был взят вел. князем на себя. Удел Бориса Васильевича, по смерти его, наследовали два его сына, из которых один умер в г., оставив свою часть И. Таким образом, число уделов, созданных отцом И., сильно сократилось к концу княжения самого И. Вместе с тем, прочно было установлено новое начало в отношениях удельных князей к великим: завещание И. III формулировало правило, которому следовал он сам и по которому выморочные уделы должны были переходить к вел. князю. Этим правилом уничтожалась возможность сосредоточения уделов в чьих-либо руках мимо вел. князя и, следовательно, в корень подрывалось значение удельных князей.

Расширению московских владений на счет Литвы способствовали внутренние смуты, происходившие в вел. княжестве Литовском. Уже в первые десятилетия правления И. многие служилые князья литовские перешли к нему, сохраняя свои вотчины. Наиболее видными из них были князья Ив. Мих. Воротынский и Ив. Вас. Бельский. По смерти Казимира, когда Польша избрала королем Яна-Альбрехта, а литовский стол занял Александр, И. начал открытую войну с последним. Сделанная литовским вел. князем попытка прекратить борьбу путем родственного союза с московской династией не привела к ожидавшемуся от нее результату: И. не ранее согласился на брак своей дочери Елены с Александром, как заключив мир, по которому Александр признал за ним титул государя всея Руси и все приобретенные Москвой во время войны земли. Позже самый родственный союз сделался для Иоанна только лишним предлогом для вмешательства во внутренние дела Литвы и требования прекратить притеснение православных (см. соотв. статью). Сам И. устами отправленных в Крым послов так объяснял свою политику по отношению к Литве: «Вел. князю нашему с литовским прочного миру нет; литовский хочет у вел. князя тех городов и земель, какие у него взяты, а князь вел. хочет у него своей отчины, всей земли Русской». Эти обоюдные притязания уже в т. вызвали новую войну между Александром и И., удачную для последнего; между прочим, 14 июля г. русские войска одержали над литовцами большую победу у р. Ведроши , при чем взят был в плен гетман литовский кн. Константин Острожский. Заключенный в г. мир закрепил за Москвой ее новые приобретения, в том числе Чернигов , Стародуб , Новгород-Северск , Путивль , Рыльск и 14 других городов.

При Иоанне III московская Русь , усиленная и сплоченная, окончательно сбросила с себя татарское ярмо . Хан Золотой Орды Ахмат еще в г. предпринял, по внушениям польского короля Казимира , поход на Москву, но взял только Алексин и не мог перейти Оки , за которой собралось сильное войско И. В г. И., как говорят - вследствие увещаний второй своей жены, вел. княгини Софьи, отказался платить далее Ахмату дань, и в г. последний вновь напал на Русь, но у р. Угры был остановлен войском вел. князя. Сам И., однако, и теперь еще долго колебался, и лишь настойчивые требования духовенства, особенно ростовского епископа Вассиана (см. соотв. статью), побудили его лично отправиться к войску и затем прервать начатые уже было переговоры с Ахматом. Всю осень русское и татарское войска простояли одно против другого на разных сторонах р. Угры; наконец, когда стала уже зима и сильные морозы начали беспокоить плохо одетых татар Ахмата, он, не дождавшись помощи от Казимира, отступил, 11 ноября ; в следующем году он был убит ногайским князем Иваком, и власть Золотой Орды над Русью рухнула окончательно.

Вслед за тем И. предпринял наступательные действия по отношению к другому татарскому царству - Казани . В первые годы княжения И. враждебные отношения его к Казани выражались в ряде набегов, производившихся с обеих сторон, но не приводивших ни к чему решительному и по временам прерывавшихся мирными договорами. Смуты, начавшиеся в Казани, по смерти хана Ибрагима, между его сыновьями, Али-ханом и Мухаммед-Аминем, дали И. случай подчинить Казань своему влиянию. В г. изгнанный братом Мухаммед-Аминь явился к И., прося помощи, и вслед за тем войско вел. князя осадило Казань и принудило Али-хана к сдаче; на его место был посажен Мухаммед-Аминь, фактически ставший в вассальные отношения к И. В г. Мухаммед-Аминь был свергнут казанцами, призвавшими ногайского кн. Мамука; не ужившись с ним, казанцы опять обратились за царем к И., прося только не присылать к ним Мухаммед-Аминя, и И. послал к ним незадолго перед тем пришедшего к нему на службу крымского царевича Абдыл-Летифа. Последний, однако, уже в г. был низложен И. и заточен на Бело-озеро за непослушание, а Казань получил опять Мухаммед-Аминь, который в г. отложился от Москвы и начал войну с ней, нападением на Н. Новгород. Смерть не позволила И. восстановить утраченную власть над Казанью. С двумя другими мусульманскими державами - Крымом и Турцией - И. поддерживал мирные отношения. Крымский хан Менгли-Гирей , сам угрожаемый Золотой Ордой, был верным союзником И. как против нее, так и против Литвы; с Турцией не только производилась выгодная для русских торговля на Кафинском рынке, но с г. были завязаны и дипломатические сношения, при посредстве Менгли-Гирея.

Характер власти московского государя при И. подвергся значительным изменениям, зависевшим не только от фактического его усиления, с падением уделов, но и от появления на подготовленной таким усилением почве новых понятий. С падением Константинополя, русские книжники стали переносить на московского кн. то представление о царе - главе правосл. христианства, которое раньше связывалось с именем византийского императора. Такому перенесению способствовала и семейная обстановка И. Первым браком он женат был на Марии Борисовне Тверской, от которой имел сына Иоанна , прозванного Молодым (см. соотв. статью); сына этого И. назвал вел. князем, стремясь упрочить за ним престол. Марья Борисовна † в г., а в г. папа Павел II предложил И. руку Зои, или, как она стала называться в России , Софьи Фоминишны Палеолог , племянницы последнего византийского императора. Посол вел. кн. - Иван Фрязин , как его называют русские летописи, или Жан-Баттиста делла Вольпе , как было его имя в действительности (см. соотв. статью), - окончательно устроил это дело, и 12 ноября г. Софья въехала в Москву и обвенчалась с И. Вместе с этим браком сильно изменились и обычаи московского двора: византийская принцесса сообщила своему мужу более высокие представления о его власти, внешним образом выразившиеся в увеличении пышности, в принятии византийского герба, в введении сложных придворных церемоний, и отдалившие вел. кн. от бояр. Последние враждебно относились, поэтому, к Софье, а после рождения у нее в

Иван 3-й Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия 2-го Темного и дочери князя Ярослава Боровского - Марии Ярославны. Больше известен князь Иван 3-й под именами Иван Святой и Иван Великий. В краткой биографии Ивана 3-го необходимо упомянуть о том, что он с самых молодых лет помогал незрячему отцу. Стремясь сделать законным новый порядок передачи власти, Василий 2-й назвал своего сына Ивана великим князем еще при жизни. Все грамоты того времени составлялись от имени двух князей. Уже в семь лет Иван Васильевич был обручен с дочерью князя тверского Бориса - Марией. Планировалось, что этот брак станет символом примирения соперничающих княжеств Тверского и Московского.

Впервые возглавил войско князь Иван 3-й Васильевич в возрасте 12 лет. И поход на устюжскую крепость оказался более чем успешным. После победоносного возвращения Иван обвенчался со своей невестой. Иван 3-й Васильевич совершил победоносный поход в 1455 г., направленный против вторгшихся в русские пределы татар. А в 1460 г. смог закрыть татарскому войску путь на Русь.

Князь отличался не только властолюбием и настойчивостью, но и умом, рассудительностью. Именно великое княжение Ивана 3-го стало первым за долгое время, не начавшимся с поездки за получением ярлыка в Орду. В течение всего периода правления Иван 3-й стремился к объединению северо-восточных земель. Силой или с помощью дипломатии князь присоединил к своим землям территории Чернигова, Рязани (частично), Ростова, Новгорода, Ярославля, Димитровска, Брянска и т.д.

Внутренняя политика Ивана 3-го была сосредоточена на борьбе с княжеско-боярской аристократией. В период его властвования было введено ограничение на переход крестьян от одного помещика к другому. Это разрешалось только в течение недели до и недели после Юрьева дня. В армии появились артиллерийские части. С 1467 по 1469 г. Иван 3-й Васильевич вел военные действия, направленные на подчинение Казани. И в результате поставил ее в вассальную зависимость. А в 1471 г. присоединил к Русскому государству и земли Новгорода. После военных конфликтов с Литовским княжеством в 1487-1494 гг. и 1500-1503 гг. территории государства были расширены за счет присоединения Гомеля, Стародуба, Мценска, Дорогобужа, Торопца, Чернигова, Новгорода-Северского. Крым в этот период оставался союзником Ивана 3-го.

В 1472 г. (1476) Иван Великий прекратил выплату Орде дани, а Стояние на Угре в 1480 г. ознаменовало окончание татаро-монгольского ига. За это князь Иван получил прозвище Святой. На период правления Ивана 3-го приходится расцвет летописания и зодчества. Возведены такие памятники архитектуры, как Грановитая палата и Успенский собор.

Объединение множества земель требовало создания единой правовой системы. И в 1497 г. был создан Судебник. Судебник Ивана 3-го объединял правовые нормы, ранее отраженные в и уставных грамотах, а также в отдельных указах предшественников Ивана Великого.

Иван 3-й дважды был женат. В 1452 г. вступил в брак с дочерью тверского князя, которая умерла в тридцатилетнем возрасте. По мнению некоторых историков, она была отравлена. От этого брака остался сын Иван Иванович (Молодой).

В 1472 г. он женился на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице Константина 9-го, последнего византийского императора. Этот брак принес князю сыновей Василия, Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея. Стоит отметить, что второй брак Ивана 3-го стал причиной сильной напряженности при дворе. Часть бояр поддерживали Ивана Молодого, сына Марии Борисовны. Вторая часть оказывала поддержку новой великой княгине Софье. В то же время князь принял титул государя всея Руси.

После смерти Ивана Молодого великий Иван 3-й короновал своего внука Дмитрия. Но интриги Софьи скоро привели к изменению ситуации. (Дмитрий умер в тюрьме в 1509 г.) Перед смертью Иван 3-й провозгласил своим наследником сына . Князь Иван 3-й умер 27 октября 1505 г.