Как определяется право на доступ к информации. Реализация прав граждан на доступ к информации

возможность получения информации и ее использования.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке).

В административном порядке защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ (см.: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" // САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74).

В судебном порядке лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

Доступ к информации

Доступ к информации

Доступ к информации - в широком смысле - операционный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому.
Доступ к информации - в узком смысле - операция записи, модификации, передачи или чтения данных.

По-английски: Access to information

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Доступ к информации" в других словарях:

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    доступ к информации - Получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств . [ГОСТ Р 50922 96] [ОСТ 45.127 99] доступ к информации Возможность получения информации и ее использования. [ОАО РАО "ЕЭС России"… …

    Доступ к информации - (information access) возможность получения информации и ее использования. Работа сотрудника организации с определенным составом информационных ресурсов (базы данных, сведения,файлы и др.) должна быть санкционирована полномочным должностным лицом … Экономико-математический словарь

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к… … Большой юридический словарь

    Доступ к информации - 6) доступ к информации возможность получения информации и ее использования;... Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации, информационных технологиях и о защите информации … Официальная терминология

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - 1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - ознакомление с информацией, копирование, модификация, создание и уничтожение информации … Большой экономический словарь

    Доступ к информации - 1. Возможность получения информации и ее использования Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь

    доступ к информации (ресурсам информационной системы) - Получение возможности ознакомления с информацией, обработки информации и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы информационной системы с использованием программных и (или) технических средств . Примечание Доступ осуществляется… … Справочник технического переводчика

    доступ к информации, составляющей коммерческую тайну - Ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие , А. В. Соколов. "Информация" - один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Информации посвящаются декларации…

На поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:

  • п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на доступ к информации означает:

  1. право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации;
  2. право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
  3. право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Не может быть ограничен доступ к:

  • , затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация :

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Принят
на двадцать третьем пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 23-14
от 17 апреля 2004 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О праве на доступ к информации

Целью настоящего Закона является создание правовых условий для реализации права каждого гражданина свободно осуществлять поиск и получение информации и для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.

Глава I. Общие положения

Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Право на доступ к информации - право каждого гражданина свободно осуществлять поиск информации и получать ее от государственных органов и организаций, иных органов и организаций, наделенных государством властными полномочиями, органов местного самоуправления (далее - органов и организаций), их должностных лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.

Общественный интерес - интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.

Документ - информация, зафиксированная в письменной, аудиовизуальной, акустической, электронной, оптической или любой иной форме, пригодной для непосредственного восприятия, с реквизитами. установленными для данной формы документа.

Официальный документ - документ, созданный органом, организацией, должностным лицом в пределах своих полномочий и удостоверенный в установленном порядке.

Информация ограниченного доступа - информация, доступ к которой ограничен в интересах обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и мнения о них, независимо от формы их представления.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется:

- на государственные органы и организации, органы местного самоуправления (органы и организации), их должностных лиц, предоставляющих информацию;

- на лиц (физических и юридических), получающих информацию, имеющих право на доступ к информации и обратившихся за ней в установленном порядке.

2. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с доступом к информации, содержащейся в официальных документах и не отнесенной к категории информации ограниченного доступа.

Законами государства и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами могут устанавливаться конкретные виды информации, подлежащие обязательному предоставлению лицам, запрашивающим информацию, а также особенности и условия доступа к отдельным видам информации.

3. Порядок доступа государственных органов и организаций к информации, находящейся в ведении других государственных органов и организаций, устанавливается иными актами национального законодательства.

4. Проекты законодательных актов государства предоставляются для ознакомления заинтересованных лиц.

Порядок ознакомления с названными документами устанавливается государственными органами законодательной власти, местными органами законодательной (представительной) власти.

Решение об ознакомлении с проектами иных официальных документов или доведении их до всеобщего сведения принимают органы или организации, разрабатывающие эти проекты.

Статья 3. Информация, доступ к которой не может быть ограничен

1. Не может быть ограничен доступ к информации, необходимой для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за получением этой информации, если она не отнесена законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов, к категории информации ограниченного доступа.

2. Ограничение доступа к информации не допускается в отношении:

- законов, иных нормативно-правовых актов, которые в соответствии с национальным законодательством подлежат обязательному опубликованию;

- информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозов: экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой информации, необходимой для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

- информации о размерах золотого запаса и валютных резервах государства;

- информации о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

- информации о состоянии здоровья лиц, отнесенных национальным законодательством к категории высших должностных лиц государства;

- информации о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц;

- информации о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- информации об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения;

- информации о состоянии борьбы с преступностью.

Статья 4. Основные принципы обеспечения права на доступ к информации

1. Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются:

- доступность и открытость информации;

- достоверность и полнота информации;

- своевременность предоставления информации;

- защита права на доступ к информации, в том числе в судебном порядке;

- ответственность за нарушение права на доступ к информации;

- соблюдение при предоставлении информации прав и законных интересов третьих лиц;

- установление ограничения права на доступ к информации законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, поддержания авторитета и беспристрастности правосудия, охраны нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

2. Порядок установления режима ограниченного доступа к информации определяется законом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Глава II. Порядок реализации права на доступ к информации

Порядок реализации права на доступ к информации

Статья 5. Способы реализации права на доступ к информации

1. Доступ к информации обеспечивается:

- обязательным доведением информации до всеобщего сведения;

- сообщением информации для всеобщего сведения;

- удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

2. Порядок обязательного доведения информации до всеобщего сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во всех случаях органы и организации, их должностные лица обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

3. Сообщение информации для всеобщего сведения осуществляется путем опубликования официальных документов в специальных изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для неограниченного круга заинтересованных лиц.

4. Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:

- ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

- получения копии соответствующего документа или выдержек из него;

- получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

- получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;

- получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

5. Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в том числе с использованием электронных технологий передачи данных.

Статья 6. Организация доступа к информации

1. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.

2. Функция по обеспечению информацией лиц, запрашивающих информацию, должна быть зафиксирована в положении о соответствующем органе или организации, в процессе деятельности которых создается указанная информация.

Права, обязанности, ответственность специализированных служб, подразделений, должностных лиц, осуществляющих деятельность по реализации данной функции, устанавливаются положениями об этих службах и подразделениях и должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

3. Для реализации функций по обеспечению доступа к информации по усмотрению органа или организации, создающих данную информацию, могут быть привлечены на договорных условиях организации, осуществляющие на законных основаниях деятельность по предоставлению информационных услуг.

Реквизиты этих организаций (название организации, почтовый адрес, номер телефона и номер факса, адрес электронной почты, сетевой адрес; далее - реквизиты организаций) должны быть доведены до сведения лиц, обратившихся за получением информации.

4. Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации.

Названные правила должны содержать наименование и режим работы соответствующих организаций, служб, подразделений или должностных лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению доступа к информации; категории предоставляемой информации, виды услуг, связанных с ее предоставлением (включая порядок доступа к автоматизированным информационным системам), порядок оплаты этих услуг и другие условия доступа.

Статья 7. Организация доступа к информации в автоматизированных информационных системах органов и организаций

1. Для обеспечения права на доступ к информации из автоматизированных информационных систем органов и организаций эти органы и организации:

- подключают названные системы к сети связи общего пользования и размещают информацию на официальном сервере органа (органов) или организации (организаций) для неограниченного доступа граждан, органов и организаций, подключенных к данной сети;

- создают абонентские пункты, подключенные к сетям общего пользования, в местах, легко доступных для граждан, органов и организаций (в помещениях органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, почтовых отделений и в других местах, определенных законодательством);

- выделяют адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации по сети связи общего пользования;

- несут ответственность за содержание, достоверность и полноту информации, размещаемой на официальном сервере.

2. В случае предоставления информации в электронном виде ее достоверность подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом в порядке, установленном законодательством. В документах, созданных с помощью компьютера и передаваемых по телекоммуникационным каналам, обязательно указание всех реквизитов, установленных для данных документов.

Статья 8. Права и обязанности лица, запрашивающего информацию

1. Лицо, запрашивающее информацию, имеет право:

- избрать любую форму запроса, предусмотренную настоящим Законом;

- не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, если такое обоснование не требуется для уточнения содержания запроса и если иное не установлено законом;

- требовать письменного ответа;

- обжаловать в установленном порядке действия органов и организаций, их должностных лиц, нарушивших право на доступ к информации и установленный порядок его реализации.

2. Лицо, запрашивающее информацию, обязано соблюдать порядок и условия доступа к информации, предусмотренные настоящим Законом, другими издаваемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Статья 9. Обязанности органов и организаций, их должностных лиц по обеспечению доступа к информации

1. Органы и организации, их должностные лица обязаны:

- создать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации;

- в течение установленного срока хранить официальные документы, содержащие информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с данным Законом;

- обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков и условий ее предоставления;

- соблюдать установленный законодательством порядок опубликования официальных документов, издаваемых в виде нормативно-правовых актов;

- в течение установленного срока хранить принятые ими акты, документы, определяющие их правовой статус, акты органов и организаций, правопреемниками которых они являются, а также иные официальные документы.

Органы и организации, их должностные лица несут ответственность за нарушение установленного настоящим Законом и другими актами права на доступ к информации.

2. В случае если предоставленная информация содержит неточные или неполные сведения, орган или организация обязаны по мотивированному письменному заявлению лица, запросившего информацию, в возможно короткий срок, но не позднее семи рабочих дней после дня получения заявления, уточнить или дополнить предоставленную информацию.

3. Органы и организации ведут реестры официальных документов, которые они обязаны доводить до всеобщего сведения и предоставлять по запросам.

Реестр должен содержать наименование, дату принятия, номер каждого издаваемого акта и сведения о его опубликовании. Орган или организация, ведущие реестр, могут устанавливать другие обязательные требования к данному реестру.

Статья 10. Запрос на получение информации

1. Запрос адресуется органу, организации или должностному лицу, которые, по мнению обратившегося с запросом лица, обладают необходимой ему информацией.

2. Запрос на получение информации должен содержать, по возможности, наименование запрашиваемого документа, его реквизиты или иные характеристики запрашиваемой информации, необходимые и достаточные для ее поиска.

В запросе указываются фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, которому следует направить ответ, его почтовый адрес, номер телефона или факса, адрес электронной почты для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа.

Статья 11. Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса

1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через тридцать календарных дней после дня получения запроса.

Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением в течение семи рабочих дней после получения запроса направляется письменное уведомление об отсрочке ответа. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки и срок предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцати календарных дней сверх установленного настоящим Законом срока для ответа.

2. Если орган или организация, получившие запрос, не обладают запрашиваемой информацией, то не позднее чем в семидневный срок они обязаны сообщить об этом лицу, запросившему информацию, а также, по возможности, предоставить ему реквизиты органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать реквизиты органа или организации, куда направлен указанный запрос.

3. В том случае если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном печатном издании, исполнитель запроса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования информации.

4. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или организации и исполнителя запроса.

5. Предоставление информации в устной форме взамен требуемой письменной не допускается без согласования с лицом, запрашивающим информацию. При этом должны быть указаны причины представления информации в данной форме.

6. Представление справки по запрашиваемому документу или выдержек из него допустимо в случае, если такая справка или выдержки содержат исчерпывающую информацию по запросу, а также в случае необходимости обеспечения установленных режимов ограниченного доступа к информации.

7. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат обязательной регистрации по месту получения этих запросов.

Статья 12. Отказ в предоставлении информации

1. За исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных интересов, не подлежит предоставлению по запросам информация, содержащая сведения:

- составляющие государственную или служебную тайну;

- о частной жизни другого лица без его согласия (персональные данные), если иное не предусмотрено действующими законами;

- об осуществлении в установленном законом порядке оперативно-разыскной и следственной деятельности;

- о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

- доступ к которым ограничен другими законами.

Если в документе содержатся сведения, перечисленные в настоящей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение и выдача копий ограничиваются частью документа, не содержащей указанных сведений.

2. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера.

3. Орган или организация, их должностные лица могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если:

- не соблюдены формальные требования к запросу, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона;

- неправомерно запрашивается информация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи;

- орган или организация не располагает запрашиваемой информацией.

4. Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.

5. Отказ в предоставлении информации по запросу, как письменному, так и устному, дается в письменной форме.

Статья 13. Порядок возмещения расходов на предоставление информации

1. На безвозмездной основе предоставляется информация:

- непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию;

- уточняющая или дополняющая ранее предоставленную информацию, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона;

- содержащаяся в правилах, названных в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона, включая тарифы на услуги по предоставлению информации и случаи освобождения от оплаты оказанных услуг;

- о правах и обязанностях юридического лица, запрашивающего информацию.

2. Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, лица, официально признанные безработными) в соответствии с законодательством при наличии соответствующих удостоверяющих документов.

Перечень категорий лиц, которым информация предоставляется на безвозмездной основе, может быть дополнен по усмотрению органов и организаций, предоставляющих эту информацию.

3. За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая себестоимость услуг, связанных с ее предоставлением.

Порядок оплаты услуг по предоставлению информации устанавливается правилами, названными в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона.

4. Порядок возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается правительством государства.

Глава III. Защита права на информацию и ответственность за нарушение настоящего Закона

Защита права на информацию и ответственность за
нарушение настоящего Закона

Статья 14. Защита права на доступ к информации

1. Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредоставление в течение установленного срока, а равно другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного настоящим Законом, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суде.

Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на доступ к информации, может быть обжаловано уполномоченному по правам человека.

2. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную, неполную информацию или получившие ее несвоевременно, имеют право на компенсацию понесенного морального вреда в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении Закона о праве на доступ к информации, несут ответственность, установленную законодательством.


Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 34, 2004 год

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским