V. основные факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Одним из важнейших звеньев в системе управления безопасностью населения и территорий является анализ риска ЧС, выявление основных влияющих факторов и количественная оценка их вклада в интегральный риск.

Суть анализа риска состоит в построении всевозможных (не противоречащих законам природы) сценариев возникновения и развития аварий и обусловленных ими ЧС, а также в оценке частот и масштабов реализации каждого из построенных сценариев на конкретном объекте. Использование метода предполагает построение показателей с помощью математических моделей (компьютерных кодов) и репрезентативных статистических данных.

Фактически любые объекты техногенной сферы (оборудование, автомобили, электростанции, шахты, мосты, здания и т.д.) опасны для населения, потому что их масс-энергетические характеристики превышают подобные данные человека и могут подавлять его жизнедеятельность при отказах, авариях, пожарах или катаклизмах, включая климатические и географические возмущения.

Под обобщенной оценкой риска ЧС понимается выявление и идентификация опасностей различного происхождения, их количественных и качественных характеристик с целью защиты населения от них, сокращения материального ущерба и других социально-экономических потерь до приемлемого уровня.

Наряду с численным, бальным и другими приемами оценки опасностей, наиболее распространенным является риск – частота реализации опасности.

Риск – вероятность нежелательного происшествия с определенными последствиями, происходящего в определенный период или в определенных обстоятельствах. Может быть выражен как частотой (количеством определенных происшествий в единицу времени), так и вероятностью (вероятностью определенного происшествия, следующего за начальным происшествием) в зависимости от обстоятельств.

Для оценки риска используют различные формулы,выбор которых зависит от имеющейся информации. Когда последствия неизвестны, то под риском (R)понимают вероятность (P) наступления определенного сочетания нежелательных событий:

Риск связанный с техникой, обычно оценивают по формуле включающей вероятность чрезвычайного происшествия (Р) и величину риска (ущерба) U

При проведении анализа опасностей и риска необходимо использовать нормативные и методические материалы.

Оценка риска аварии и ЧС включает:

¨ определение возможных последствий аварий и ЧС с учетом их вероятности;

¨ определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий (ЧС);

¨ оценку возможного числа пострадавших с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии (ЧС);


¨ оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицом в случае аварии (ЧС).

Различают индивидуальный и социальный (групповой) риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.

Социальный – это риск для группы людей, характеризующий зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей.

Исследование риска для населения и территорий от ЧС основано на использовании различных концепций, методов и методик.

В рамках технической концепции после идентификации опасностей (выявление принципиально возможных рисков) необходимо оценить их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность соответствующих событий и связанный с ними потенциальный ущерб. Для этого используют методы оценки риска, которые в общем случае делятся на феноменологический, детерминистский и вероятностный. Рассмотрим области их применения.

Феноменологический метод : базируется на определении возможности протекания аварийных процессов исходя изрезультатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с реализацией тех или иных условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы..

Этот метод наиболее прост в применении, но дает надежные результаты, если рабочие состояния и процессы таковы, что можно с достаточным запасом определить состояние компонентов рассматриваемой системы, и ненадежен вблизи границ резкого изменения состояния веществ и систем. Феноменологический метод предпочтителен при сравнении запасов безопасности различных типов потенциально опасных объектов, но малопригоден для анализа разветвленных аварийных процессов, развитие которых зависит от ненадежности тех или иных частей объекта или (и) его средств защиты. Феноменологический метод реализуется на базе фундаментальных закономерностей, которые в последние годы объединяют в рамках новой научной дисциплины – физики, химии и механике катастроф.

Детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы.

Ход аварийного процесса изучается и предсказывается с помощью математического моделирования, построения имитационных моделей и проведения сложных расчетов. Детерминистский подход обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость, так как дает возможность выявить основные факторы, определяющие ход процесса. В ядерной энергетике этот подход долгое время являлся основным при определении степени безопасности реакторов.

Вероятностный метод анализа риска предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. При этом анализируются разветвленные цепочки событий и отказов оборудования, выбирается подходящий математический аппарат и оценивается полная вероятность аварий. Расчетные математические модели в этом подходе, как правило, можно значительно упростить в сравнении с детерминистскими схемами расчета. Комплексное использование различных видов и методов прогноза позволяет дать обоснованную оценку природного и техногенного риска.

Одной из приоритетных целей обеспечения безопасности населения среди многих, реализующих стратегическую цель, является достижение приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и минимального уровня социально-экономического ущерба от них.

В настоящее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности (обеспечения нулевого риска) отвергнута, как несоответствующая законам современной техносферы (т.к. в действующих системах невозможно обеспечить нулевую безопасность). Используется же концепция приемлемого (допустимого) риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которой приемлет общество в данный период времени, в зависимости от его социально-экономического уровня развития.

Кроме того, неутешительная статистика людских и материальных потерь от пожаров, взрывов и других опасных ситуаций на промышленно-технических объектах показывает, что при любых усилиях общества и государства добиться нулевой вероятности возникновения этих ситуаций практически невозможно. Поэтому общую безопасность промышленных объектов целесообразно рассматривать как защищенность от чрезмерных угроз, приемлемый уровень которой должен определяться законодательно на основе социальной и экономической приемлемости допустимого уровня риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере (сокращение выполнения социальных программ).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис 1.

Рис. 1. Определение допустимого риска

При увеличении затрат на развитие технического уровня производства технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенном этапе вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10 -6 в год, а пренебрежительно малым 10 -8 в год.

Уровень безопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствование технических систем и объектов, на обучение персонала, а также экономические мероприятия (страхование, платежи за риск, компенсация ущерба).

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

В различных министерствах и ведомствах самостоятельно устанавливаются уровни риска и приемлемые уровни безопасности. Например, в пожарной системе страны существует система категорирования помещений, зданий, объектов, которая четко и однозначно определяет степень их пожарной и взрывоопасности в зависимости от находящихся там веществ, материалов, оборудования. Требованиями пожарной безопасности предусмотрено, что допустимый уровень пожарной опасности для каждого человека должен быть не более 10 -6 в год, хотя реальные потери людей на два порядка превышают этот уровень.

Исходя из изложенного выше, для каждого уязвимого потенциального и потенциально опасного объекта следует установить конкретные приемлемые уровни безопасности по различным видам угроз и в соответствии с ними создать системы интегральной безопасности объектов, обращая особое внимание на защищенность высокорисковых объектов.

Установление приемлемых уровней безопасности объекта должно осуществляться по результатам оценки степени уязвимости объекта и степени его опасности, которая заключается в определении возможных зон поражения при различных опасных ситуациях, людских и материальных потерь, и может быть проведена в соответствии с действующими в отрасли методиками.

Обеспечение приемлемых уровней безопасности объектов требует проведения целого комплекса мероприятий, в том числе модернизации и замены устаревшего производственного оборудования, улучшения оснащенности объектов средствами безопасности и повышения их качества, повышения ответственности конструкторов, строителей и персонала объектов за соблюдение требований безопасности, улучшения надзорно-профилактической деятельности в области безопасности.

В этом комплексе мероприятий ключевое место занимает автоматизация систем безопасности объектов.

В автоматическом режиме в системах безопасности объектов работают охранная и пожарная сигнализация, система локализации и подавления взрывов, установки пожаротушения, системы противодымной защиты и другие системы и средства.

Риск чрезвычайной ситуации

потенциальная возможность случайной реализации природной, техногенной и других опасностей, негативные последствия которых превосходят некоторые пределы, зависящие от масштабов последствий (локальная, местная, региональная, территориальная, федеральная).


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Риск чрезвычайной ситуации" в других словарях:

    риск чрезвычайной ситуации - 3.27 риск чрезвычайной ситуации: Сочетание вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствий. Источник …

    - (риск ЧС) вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02 94.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (по ГОСТ Р 22.0.02). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    риск возникновения чрезвычайной ситуации - риск ЧС Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. [ГОСТ Р 22.0.03 95] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины безопасность в чрезвычайных… …

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0.02 94 EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    риск потери Мi (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность потери Мi в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных… … Справочник технического переводчика

    риск экономического ущерба Ni (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность экономического ущерба Ni от потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины риски потерь … Справочник технического переводчика

    РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. ГОСТ Р 22.0.02 94 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Риск возникновения чрезвычайной ситуации - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

15.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Общие положения

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации, источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Поражающие воздействие источника чрезвычайной ситуации, поражающее воздействие источника техногенной ЧС – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.

Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС – вероятность или частота возникновения чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

Зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС – территория или акватория , на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Зона вероятной чрезвычайной ситуации; зона ВЧС – территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС – объединение органов управления , сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

К затапливаемой относится территория, расположенная в центре города по проспекту Победы.

В отдельные годы с наиболее обильными снегопадами при таянии ледников и снега в горах сток рек Берёзовой и Ольховки увеличивается в 15 раз, а в месте их слияния – в 30 раз.

Река Берёзовая имеет узкое русло на промежутке от впадения в неё р. Ольховки до р. Белая. В результате р. Берёзовая выходит из берегов на этом участке и затапливает прилегающие территории.

Наиболее крупное затопление паводковыми водами и связанное с ним наводнение произошло в июне 2002 г., когда в зоне чрезвычайной ситуации оказался 371 человек.

Материальный ущерб от наводнения составил 721 млн. руб.

Подобные наводнения случаются здесь раз в 10 лет.

Из опасных геологических процессов, представляющих риск возникновения чрезвычайных ситуаций, на территории городского округа возможны землетрясения силой до 8-9 баллов, крупные оползни, грязекаменные потоки, обвалы, эрозия, просадки, подтопление, химическое и физическое выветривание и т. д.

Землетрясения. Город-курорт Кисловодск находится в сейсмоактивной зоне.

Практически вся территория города относится к 8-9 балльной сейсмической зоне . За счет постоянного снижения прочности грунтов, слагающих верхнюю часть геологического разреза, сейсмическая интенсивность постоянно возрастает. При низких значениях прочностных характеристик грунтов оснований сооружений даже небольшие по силе сейсмические толчки могут быть причиной деформаций и разрушений различных сооружений, а также – активизации опасных геологических процессов.

Размеры зоны вероятной чрезвычайной ситуации достигают 72 км2, численность населения, попадающего в эту зону, составляет 134,2 тыс. чел.

Предполагаемые общие потери могут составить 40 тыс. чел. , безвозвратные – 1,2 тыс. чел., санитарные – 20 тыс. чел.

Получат разрушения 4 населенных пункта.

Из строя может быть выведены 6 объектов экономики.

В результате землетрясений могут подвергнуться разрушению мосты через р. Ольховая и Берёзовая, Подкумок, нарушится движение на автодорогах Кисловодск – Пятигорск, прекратится движение железнодорожного транспорта на участках дорог Кисловодск – Минеральные Воды.

Могут получить разрушения подземные и наземные коммунально-энергетические сети. Возрастет опасность комбинированного поражения населения от последствий землетрясения и выброса АХОВ в результате аварий на химически опасных объектах.

Оползни. Оползнями выводятся из хозяйственного оборота многие гектары ценных земель, кроме того, крупные активные оползни могут быть причиной разрушения зданий инженерных сооружений, представлять угрозу жизни и здоровью населения.

Под угрозой разрушений находятся более 420 частных домовладений, зданий и сооружений. Численность населения, попадающего в зону ЧС, может насчитывать 2,87 тыс. чел. Прогнозируемое количество пострадавших при оползнях может составить до 1435 чел.

Размеры зоны вероятных ЧС, связанных с оползнями, достигает 1,2 км2.

Оползни широко распространены на территории г. Кисловодска. Более 20 оползней представляют опасность для жилых домов, памятников архитектуры, санаториев, городских коммуникаций.

Оползни постоянно нарушают нормальную эксплуатацию дороги к Олимпийскому спортивному комплексу, загромождая её оползневыми массами. Для расчистки этих участков к ним специально прикреплена дорожная техника.

Катастрофические оползни-потоки в районе спорткомплекса «Олимпийский» на окраине Кисловодска произошли в гг. В настоящее время оползни не стабилизировались и по-прежнему представляют угрозу этому объекту федерального значения, который служит тренировочной базой для подготовки спортсменов.

В северо-западной части города оползни постоянно являются угрозой для трассы главного магистрального водопровода , подающего воду из р. Эшкакон.

Оползневой опасности подвергаются сейсмическая лаборатория, расположенная на склоне ручья Солнечный, санаторий Эльбрус по
ул. Профинтерна, курортная больница по ул. Хмельницкого.

На площадке строительства санаторно-курортного комплекса «Сосновый бор» после того, как за сутки выпало две месячные нормы осадков, произошло два селевых выноса и активизировалось 13 оползней. В результате вся территория комплекса оказалась заваленной грязекаменным материалом.

Особую опасность представляют оползневые явления для железнодорожной линии Минводы-Кисловодск. Подпорная стенка на участке железной дороги в черте города имеет многочисленные трещины и не обеспечивает безопасности полотна.

В результате пригрузки склона и нарушения поверхностного стока при строительстве 9-этажного дома по улице Шаумяна образовался новый оползень. Для спасения строящегося дома была запроектирована подпорная стенка в комплексе с водозащитными мероприятиями.

Движение оползневых масс привело к разрушению подпорной стенки в центре города, на пересечении ул. Куйбышева и проспекта Победы.

Крупный оползень в течение многих лет осложняет строительство санатория «Каскад».

Оползень на склоне р. Ольховка несколько десятилетий угрожает федеральному памятнику архитектуры – Музею-Усадьбе художника
.

Оползневой опасности подвергаются основное здание усадьбы, а также вспомогательные здания, где появились сквозные зияющие трещины шириной до 50 мм.

Здесь по проекту московского института «Росреставрация» был выполнен большой комплекс противооползневых мероприятий. Однако он не обеспечивает устойчивости оползневого склона.

Грязекаменные и селевые потоки нередкое явление на территории города.

Во время сильных дождей ливневые осадки по улицам формируют бурные потоки, которые выносят обломочный и грунтовый материал к подножью склонов.

После ливня в июне 2002 г. главная площадь города на участке курортного бульвара была покрыта грязекаменным материалом, мощностью до 0,5-0,7 м

Селевые потоки формируются в бассейне реки Белая. Площадь селевых потоков может охватить территорию площадью до 1,0 км², с населением около
2,0 тыс. чел.

При возникновении селей возможны разрушения жилых домов, административных зданий, покрытия автомобильных дорог, железнодорожного полотна, мостов, опор линий электропередач, линий связи.

Обвально-осыпные явления. Осыпи и обвалы в г. Кисловодск развиты на востоке, юго-востоке и южной части городской территории.

Они приурочены к крутопадающим (до 45°) и обрывистым склонам, где обнажаются нижнемеловые породы.

Этими явлениями часто нарушается нормальное функционирование дороги, ведущей к санаторию Эльбрус.

Эрозия. Значительная часть пород, залегающих в верхней части разреза – легкоразмываемые. С этим свойством пород связано интенсивное развитие эрозионных процессов, наносящих огромный вред градостроительному использованию территории.

Также весьма ощутимо отрицательное воздействие эрозионных процессов на существующие и строящиеся объекты промышленного и гражданского назначения, дороги, трубопроводы, мосты и т. д. Особенно этот процесс опасен для сооружений, расположенных на небольшом расстоянии от бровок оврагов и балок.

Помимо прямого разрушающего влияния эрозионных процессов на сооружения, они часто являются причиной активизации оползней, выветривания и других процессов.

На территории города развита овражная и речная эрозия.

Овражной эрозии наиболее подвержена северная и северо-восточная части города, где наиболее распространены мощные (до 15 м) толщи легко размываемых лессовидных суглинков.

Глубина оврагов колеблется от 3,0 до 15,0 м, протяжённость достигает 1,5 км и более. Стенки оврагов почти отвесные.

Овраги, в основном, растущие.

Образование оврагов иногда обусловлено типично техногенными факторами. Например, размыв пород на склоне начинается при сбросе воды из ливневой канализации .

Речная эрозия интенсивно проявляется по рекам Аликоновка, Подкумок, Берёзовая, Белая и проявляется в виде боковой и донной эрозии.

Разрушительная деятельность рек угрожает частным домовладениям, действующему городскому кладбищу, санаториям (санаторий «Колос») и др..

Из-за подмыва берегов р. Подкумок постоянно приходится реконструировать берегоукрепительные сооружения.

Просадки. Неравномерные осадки сооружений могут быть причиной их деформаций и даже – разрушений, а следовательно, - и чрезвычайных ситуаций.

Просадочные явления наиболее развиты в северной части города – районе распространения лессовых грунтов на поверхности надпойменных террас р. Подкумок и конусах выноса рек Белой, Берёзовой и Аликоновки.

Величина просадки в основном не превышает 5-15 см, но иногда достигает 50 см. Просадочные явления являются причиной деформации жилых 5-этажных домов по улицам Пушкина, Железнодорожная и др.

Основной причиной просадок на рассматриваемой территории являются утечки из водонесущих коммуникаций, а также нарушение поверхностного стока при застройке города.

Подтопление. В связи с повышением уровня подземных вод, связанным с природными и техногенными факторами, подтопление стало одним из наиболее опасных для строительства процессов.

К подтопленным относятся территории низких пойм рек и балок Реброва и Васюкова на востоке города, а также многочисленные локально подтопленные объекты: территории санаториев «Эльбрус», «Каскад», «Красные камни», бывшей городской больницы по улице Чкалова, ванного отделения санатория им. Орджоникидзе и т. д.

По сравнению с 1983 г. в настоящее время площадь подтопления увеличилась более, чем в 1,5 раза. С подтоплением могут быть связаны неравномерные осадки сооружений и даже их разрушение.

В ряде случаев подтопление явилось причиной развития оползней, суффозии, просадки, снижения несущей способности грунтов оснований сооружений, повышения расчётного сейсмического балла, что, в свою очередь, также послужило причиной деформации многочисленных зданий и инженерных сооружений.

Карст довольно широко развит на склонах гор, окружающих город Кисловодск. Наибольшая концентрация карстовых полостей отмечается на правобережье р. Подкумок в местах распространения известняков у северных границ города. С карстом могут быть связаны крупные деформации сооружений, их разрушение и, соответственно, чрезвычайные ситуации.

Выветривание – активный геологический процесс, осложняющий возведение инженерных сооружений.

Выветриванию в той или иной степени подвержены все породы, но в наибольшей степени - нижнемеловые песчаники в местах выхода на поверхность или неглубокого залегания в южной части селитебной зоны и практически по всей курортной зоне.

Основным агентом выветривания пород является солнце и вода.

Ухудшения прочностных свойств этих песчаников является причиной деформации памятников истории – санаториев «Красные Камни», «им. Орджоникидзе», «Эльбрус» и др.

Следует учитывать, что изменение свойств пород в основании сооружений за время «нулевого цикла» может привести к серьезному ухудшению условий строительства за счет снижения прочностных свойств грунтов.

Процессы выветривания подготавливают условия для развития других неблагоприятных процессов – оползней, обвалов, осыпей, подтопления, повышения сейсмического балла.

Лесные пожары

Леса в г. Кисловодске, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами , подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер. Потенциальная (природная) пожарная опасность и фактическая горимость лесов зависят от многих факторов: породного состава и состояния насаждений, типа условий их произрастания, развития транспортной сети, посещаемости лесов населением, противопожарного обустройства территории и многих других.

Лесные пожары оказывают значительное влияние на состояние и динамику лесного фонда . Сведения о количестве и площади лесных пожаров, а также об относительной горимости лесов на территории КМВ в разрезе лесничеств за предыдущие 10 лет приведены в нижеследующей таблице.

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ГОРИМОСТИ ЛЕСОВ РЕГИОНА КМВ В РАЗРЕЗЕ ЛЕСНИЧЕСТВ ЗА ПЕРИОД ГГ.

Наименование лесничеств

Количество пожаров

Площадь пожаров, га

Относительная горимость на 1 тыс. га лесной площади

среднегодовое

среднегодовая

Кисловодское

Лесные пожары возможны в районе города-курорта Кисловодска на площади в 0,8 км². В осенне-зимний период пожароопасны все лесные массивы, особенно леса на территории Курортного парка и склоны Боргустанского хребта. Степень пожарной опасности – средняя.

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными факторами:

Метеорологические явления обусловлены природными процессами, происходящими в атмосфере.

Гидрологические явления – затопление и наводнения обусловлены:

· климатическими и гидрологическими особенностями региона;

· отсутствием или неэффективностью работы защитных дамб и берегоукрепительных сооружений.

Опасные геологические процессы обусловлены:

Землетрясения :

высокой сейсмичностью 8-9 (баллов), обусловленной новейшими горообразовательными процессами на Кавказе;

· тектоническим строением.

Оползни :

· нарушением устойчивости склонов при их подрезке, связанной с прокладкой дорог, а также водотоками;

· произвольной нарезкой дорог по кромке склонов;

· утяжелением склона при водонасыщении слагающих его пород и при самовольной застройке;

· нарушением растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов);

· повышением уровня подземных вод за счёт технических утечек (из водопроводов, канализации, производств с «мокрой технологией»);

· сейсмическими толчками.

Грязекаменные потоки:

· горным рельефом окраин города;

· отсутствием ливневой канализации как единой системы;

· плотной застройкой склонов;

· расположением улиц вдоль склонов, концентрирующих ливневые

· воды, ранее равномерно распределённые по поверхности склона

Обвально-осыпные явления:

· высокой крутизной склона;

· трещиноватостью пород, слагающих склон;

· нарушенностью растительного покрова.

Эрозия:

· наличием в верхней части разреза легкоразмываемых пород;

Просадки:

· особенностями гранулометрического состава и структурных связей грунтов;

· замачиванием грунтов, связанным с природными факторами;

· замачиванием грунтов, связанным с техногенными факторами;

· неорганизованным отводом ливневых стоков и утечки из водонесущих коммуникаций.

Подтопление:

· повышением уровня подземных вод за счёт природных факторов (региональное повышение уровня подземных вод, паводки, затопление, выпадение большого количества осадков);

    повышением уровня подземных вод за счёт техногенных факторов (утечки из водонесущих коммуникаций).

Карст:

· известковым составом пород;

· выщелачивающей способностью поверхностных и подземных вод.

Выветривание :

· наличием в верхней части разреза пород, склонных к физическому и химическому выветриванию;

· нарушением растительного покрова.

Природные лесные пожары обусловлены:

· самовозгоранием;

· неосторожным обращением с огнём.

15.3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНОГЕННЫМИ ФАКТОРАМИ

На территории г. Кисловодск существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортом, газопроводом, химически опасными и пожаровзрывоопасными объектами, авариями в электроэнергетической системе, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на водных объектах, при внезапном обрушении зданий и сооружений, при межнациональных конфликтах и террористических актах.

Транспорт

В городе наиболее развиты железнодорожный и автомобильный транспорт.

а. Железнодорожный транспорт

Железнодорожную транспортную сеть города составляют 10 км железнодорожных путей. Основной вид тяги – электрический.

Железнодорожных станций на территории города две – «Кисловодск» и «Минутка». На территории города находится «Вагонный участок». Пропускная способность основных железнодорожных направлений (поездов в сутки) составляет 20 пар:

· Кисловодск – Минеральные Воды;

· Кисловодск – Москва;

· Кисловодск – Санкт-Петербург;

· Кисловодск – Ростов-на-Дону;

· Кисловодск – Самара;

· Кисловодск – Челябинск;

· Кисловодск – Самара и др.

На «Вагонном участке» города скапливается до 50–100 пассажирских вагонов.

Аварии на железнодорожном транспорте, как правило, приводят к разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, обрыву проводов линий электропередач и связи, нарушению железнодорожного сообщения, человеческим жертвам.

На территории города возможны аварии пассажирских поездов, аварии на мостах, железнодорожных переездах, пожары (взрывы).

Транспортные аварии возможны на участках железной дороги: ст. Подкумок – ст. Кисловодск (пропускная способность до 10 поездов в сутки).

б. Автомобильный транспорт

По состоянию на 2010 год, в городе имелось 250 км дорог (улично-дорожной сети), из которых 76,5 % с усовершенствованным покрытием, и 9,1 км дорог общего пользования местного значения, из которых 100% с усовершенствованным покрытием, 38 мостов (4 более 25м), общей протяженностью 735 м.

Автомобильными дорогами регионального значения являются автодорога Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск, отмыкание от М–29 «Кавказ» – 54,6 км. Автомобильная дорога имеет твердое асфальтовое покрытие.

В средних и крупных автомобильных хозяйствах города насчитывается:

· грузовых автомобилей (всего) 200 шт., общей грузоподъёмностью 800 т;

· легковых автомобилей 14000 шт.;

· пикапов и легковых фургонов 1 500 шт.;

· специальных автомобилей 400 шт.;

· автобусов (всего) 59 шт., общей пассажировместимостью 1770 чел;

· автобусов (пассажировместимостью более 32 мест для сидения) 176 шт., с общей пассажировместимостью 7200 человек;

· легковых индивидуальных автомобилей 18000 шт.

Наиболее уязвимые участки путей сообщения для автомобильного и железнодорожного транспорта.

1. В городе насчитывается 2 железнодорожных переезда: на 61 км и 63 км железнодорожного участка: Минеральные Воды – Кисловодск.

2. Три моста через реку Подкумок: 1 – железнодорожный и 2 – автомобильных.

Всего на автомобильных дорогах города имеется 11 железобетонных мостов. Их общая протяжённость составляет 0,65 км. Грузоподъёмность мостов от 10 до 60 т.

На Кисловодской дистанции пути СКЖД имеется 1 железобетонный мост и 2 железных 0,1 км, 2 ж/д переезда.

Аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах, крупные автомобильные катастрофы возможны в любое время года суток, большей частью в ненастную погоду, при сильном гололёде, в условиях ограниченной видимости, тумана, а также при нарушениях водителями транспортных средств правил дорожного движения.

Наибольшую опасность представляют автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов.

В городе используется следующее количество транспортных средств, необходимых для перевозки:

· взрывчатых веществ – 2;

· сжиженных газов – 10;

· легковоспламеняющихся веществ – 5;

Аварии транспорта на мостах и железнодорожных переездах возможны на всей территории.

Аварии на мостах и переездах могут привести к человеческим жертвам, разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, нарушению железнодорожного сообщения, вызвать пожары, взрывы перевозимых грузов.

в. Воздушный транспорт

Город располагает одним горным аэродромом с грунтовой взлетно-посадочной полосой, 3 вертолетными площадками.

Над территорией города проходит 1 воздушная трасса:

г. Минеральные Воды – Тбилиси. Авиакатастрофы возможны в аэропортах, населенных пунктах, на трассах авиации. Они характеризуются большими человеческими жертвами, сильными пожарами, разрушениями строений при катастрофах в районах компактного проживания людей.

д. Речной транспорт

АГЗС № 000

45 км а/д Кисловодск-м. Воды, 45+800

Реализация СУГ

г. Кисловодск, посёлок Белореченский, -«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 151-«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 8-«В»

Реализация нефтепродуктов

Пассажирские перевозки

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Пожары могут привести к гибели и увечьям людей, потерям материальных ценностей. Последствия пожаров усугубляются вторичными факторами – взрывами, утечками ядовитых и загрязняющих веществ, обрушением зданий и конструкций.

Утвержден и введен в действиеПриказом Федеральногоагентства по техническомурегулированию и метрологииот 29 июня 2016 года № 726-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

ОЦЕНКА РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙПРИ РАЗРАБОТКЕ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКИВАЖНОГО ОБЪЕКТА И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

Safety in emergencies. Emergency risk management.

Emergency risk assessment for safety passportof a critical facility or hazardous facilityГОСТ Р 22.2.06-2016

Дата введения

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 726-ст

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке паспорта безопасности критически важного объекта и паспорта безопасности потенциально опасного объекта.

1.2. Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

Федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

Владельцами критически важных объектов и/или потенциально опасных объектов;

Научно-исследовательскими, проектными и другими организациями всех форм собственности, осуществляющими разработку паспортов безопасности критически важных объектов и/или потенциально опасных объектов.

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55059, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Критически важный объект, КВО: Объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Глава I, статья 1

3.2. Потенциально опасный объект, ПОО: Объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Глава I, статья 1

3.3. Чрезвычайная ситуация, ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Глава I, статья 1

3.4. Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов: Участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Глава I, статья 1

3.5 Риск чрезвычайной ситуации: Мера опасности чрезвычайной ситуации, сочетающая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствия.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 2]

3.6. Источник риска чрезвычайной ситуации: Объекты или деятельность, которые отдельно или в сочетании обладают возможностью вызвать повышение риска чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 9]

3.7. Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации: Численное значение риска чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 10]

3.8. Индивидуальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность гибели на рассматриваемой территории за год отдельного человека в результате воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 11]

3.9. Коллективный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как математическое ожидание числа погибших в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации на рассматриваемой территории за год.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 12]

3.10. Потенциальный территориальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность возникновения за год на рассматриваемой территории всей совокупности поражающих факторов источников возможной чрезвычайной ситуации с уровнем, который может привести к гибели людей и причинению материального ущерба.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 13]

3.11. Допустимый риск чрезвычайной ситуации: Риск чрезвычайной ситуации, который допустим и обоснован для социально-экономического развития рассматриваемой территории.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 16]

3.12. Анализ риска в чрезвычайной ситуации: Процесс использования информации для определения источников риска чрезвычайной ситуации, вероятности возникновения и последствий чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 17]

3.13. Материальный ущерб от чрезвычайной ситуации: Величина вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, выражаемая в натуральных или стоимостных единицах.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 5]

3.14. Идентификация опасности чрезвычайной ситуации: Процесс выявления, распознавания и качественного описания опасности чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 7]

3.15. Опасность чрезвычайной ситуации: Свойство источника чрезвычайной ситуации, заключающееся в возможности причинять при возникновении чрезвычайной ситуации материальный ущерб.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 6]

3.16. Зона действия поражающего фактора источника чрезвычайной ситуации: Территория, на которой после возникновения источника чрезвычайной ситуации образуется поражающий фактор источника возможной чрезвычайной ситуации с уровнем, который может привести к гибели и/или ранению людей и/или причинению материального ущерба.

3.17. Фоновый риск чрезвычайной ситуации: Риск чрезвычайной ситуации, характеризующий среднестатистические показатели возникновения чрезвычайной ситуации для определенного типа объектов или для определенной территории за период времени не менее десяти лет.

3.18. Фоновый риск гибели людей в чрезвычайной ситуации: Риск гибели людей в чрезвычайной ситуации, характеризующий среднестатистические показатели гибели людей в чрезвычайной ситуации для определенного типа объектов или для определенной территории за период времени не менее 10 лет.

4. Основные положения

4.1. Основная цель оценки риска ЧС - определение количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте и потенциально опасном объекте для организации процесса менеджмента риска.

4.2. Оценку риска ЧС следует осуществлять в паспорте безопасности:

Критически важного объекта, одновременно являющегося потенциально опасным объектом;

Критически важного объекта, не являющегося одновременно потенциально опасным объектом, но попадающим в зону действия поражающих факторов источников природной чрезвычайной ситуации и поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации от рядом расположенных потенциально опасных объектов;

Потенциально опасного объекта.

Планирование и организация выполнения работ;

Сбор сведений;

Идентификацию опасности ЧС;

Оценку риска ЧС на КВО и/или ПОО;

Определение наиболее опасных (с учетом последствий ЧС) и наиболее вероятных сценариев ее возникновения и развития, установление степени опасности ЧС на КВО и/или ПОО;

Разработку (корректирование) мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО от ЧС.

4.3.1. При планировании и организации выполнения работ рекомендуется:

Сформировать рабочую группу для проведения анализа опасностей и оценки риска ЧС, оценить сроки и трудоемкость работ;

Дать общее описание КВО и/или ПОО и провести анализ требований нормативных и правовых документов в области оценки риска ЧС применительно к рассматриваемому объекту;

Определить используемые методы оценки риска ЧС;

Определить факторы, влияющие на показатели риска, степень их детальности и ограничения, определить основные показатели риска;

Проанализировать значения фоновых рисков ЧС, выбрать и/или определить соответствующие значения допустимого риска ЧС и/или иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации КВО и/или ПОО.

4.3.2. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого КВО и/или ПОО рекомендуется собрать сведения:

По идентификации объекта как опасного производственного объекта ;

По статистике ЧС на данном и/или аналогичных объектах или связанных с аналогичными обращающимися опасными веществами (материалами);- о характеристиках территории расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных опасностях, характерных для рассматриваемой территории);

О характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, технологий, используемых на объекте;

О проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

4.3.3. На этапе идентификации опасности ЧС рекомендуется:

Определить источники возникновения возможных ЧС, связанных с разрушением технических устройств, зданий и сооружений на объекте, неконтролируемыми выбросами и/или взрывами опасных веществ;

Рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов источников ЧС;

Выделить характерные причины возникновения источников ЧС на объекте;

Определить основные (типовые) сценарии возникновения источников ЧС.

Вероятности возникновения и развития ЧС;

Последствий возможных ЧС;

Опасности ЧС и связанной с ней угрозы в значениях показателей риска.

4.3.5. На этапе установления степени опасности ЧС на КВО и/или ПОО определяется наиболее опасный и наиболее вероятный сценарий возникновения и развития ЧС и проводится сравнение значений полученных оценок риска ЧС:

С фоновым риском ЧС для данного типа КВО и/или ПОО или аналогичных объектов, с фоновым риском гибели людей в ЧС природного и техногенного характера;

С допустимым риском ЧС и/или уровнем, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска ЧС.

4.3.6. На этапе разработки мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО от ЧС рекомендуется в качестве первоочередных планировать и разрабатывать:

Обоснованные мероприятия по снижению риска ЧС для объекта;

Способы предупреждения возникновения возможных ЧС на объекте.

4.4. Выбор мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО имеет следующие приоритеты:

А) меры, снижающие вероятность возникновения ЧС, включающие:

Уменьшение вероятности возникновения аварии;

Уменьшение вероятности перерастания аварии в ЧС;

Б) меры, уменьшающие последствия возможных ЧС, включающие:

Уменьшение вероятности ЧС, развивающихся по эффекту «домино», когда последствия какой-либо ЧС становятся непосредственной причиной ЧС на соседних составных частях объекта;

Уменьшение вероятности нахождения групп людей в зонах действия поражающих факторов ЧС;

Ограничение возможности возрастания масштаба и интенсивности воздействия поражающих факторов ЧС;

Уменьшение вероятности развития ЧС по наиболее опасным сценариям возможной ЧС;

Увеличение требуемого уровня надежности системы противоаварийной защиты, средств активной и пассивной защиты от воздействия поражающих факторов ЧС;

Обеспечение готовности организации, эксплуатирующей объект, к локализации и ликвидации последствий ЧС;

Планирование и проведение эвакуации (временного отселения) персонала объекта (населения).

4.5. Оценка последствий и ущерба от возможных ЧС включает описание и определение размеров возможных воздействий на людей, имущество и/или окружающую среду поражающих факторов источников ЧС. При этом оценивают физические эффекты аварий (разрушение технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ); уточняют объекты, которые могут подвергнуться воздействиям поражающих факторов источников ЧС; используют соответствующие модели аварийных процессов совместно с критериями поражения человека и групп людей, а также критерии разрушения технических устройств, зданий и сооружений.

4.6. Исходные данные, сделанные допущения и предположения, результаты оценки риска ЧС в паспорте безопасности на КВО и/или ПОО должны быть обоснованы и документально зафиксированы в объеме, достаточном для того, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть повторены и проверены в ходе независимого аудита.

5. Расчет количественного значения риска чрезвычайных ситуаций

5.2. Показатели индивидуального риска ЧС (Rинд) и коллективного риска ЧС (Rкол) рекомендуется представлять в виде значений вероятности гибели человека и ожидаемого количества погибших из числа выбранной группы лиц в течение определенного времени.

5.3. Распределение потенциального территориального риска ЧС (Rпот) рекомендуется представлять на ситуационном плане объекта в виде изолиний, показывающих распределение значений риска гибели людей от характера ЧС по территории КВО и/или ПОО.

Где - значение коллективного риска природных ЧС в год на рассматриваемой территории;

Значение коллективного риска техногенных ЧС в год на рассматриваемой территории.

5.4.1. Значение коллективного риска природных ЧС, рекомендуется определять по формуле:

Где M(x) - математическое ожидание числа погибших в результате природных ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Xi, - численность погибших в определенном виде природной ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Mi, - число природных ЧС определенного вида на рассматриваемой территории за определенный период времени;

I - порядковый номер определенного вида природной ЧС;

M - общее число природных ЧС, произошедших на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Полученный результат необходимо разделить на определенный период времени. В целях более качественного определения значения коллективного риска природных ЧС на рассматриваемой территории рекомендуется рассматривать период времени не менее 10 лет.

5.4.2. Значение коллективного риска техногенных ЧС рекомендуется определять по формуле

Где M(x) - математическое ожидание числа погибших в результате техногенных ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Xi, - численность погибших в определенном виде техногенной ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Mi, - число техногенных ЧС определенного вида на рассматриваемой территории за определенный период времени;

I - порядковый номер определенного вида техногенной ЧС;

M - общее число техногенных ЧС, произошедших на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Полученный результат необходимо разделить на определенный период времени. В целях более качественного определения значения коллективного риска техногенных ЧС на рассматриваемой территории рекомендуется рассматривать период времени не менее 10 лет.

Где Rкол - коллективный риск, определяемый по формуле (1);

N - численность персонала на рассматриваемом объекте.

5.6. Значение потенциального территориального риска ЧС рекомендуется определять по формуле:

Где P(A) - вероятность возникновения ЧС с уровнем, который может привести к гибели людей и/или причинению материального ущерба;

M - число ЧС с погибшими и/или материальным ущербом на рассматриваемой территории;

N - число ЧС, произошедших на рассматриваемой территории.

5.7. При определении количественных показателей риска чрезвычайной ситуации принимаются во внимание только аварии, которые могут привести к ЧС.

5.8. Вероятности реализации сценариев развития аварий определяют по статистическим данным и/или на основе методик, изложенных в нормативных документах.

5.9. Определение (расчет) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов источников ЧС как на КВО и/или ПОО, так и за его пределами, а также определение вероятности возникновения ЧС в определенной точке селитебной зоны (x, y) в результате возникновения ЧС с уровнем, который может привести к гибели и/или ранению людей и/или причинению материального ущерба следует проводить по методикам, изложенным в нормативных документах.

БИБЛИОГРАФИЯ

Федеральный закон

От 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Примечание. РД 03-260-99 утратил силу в связи с изданием Постановления Госгортехнадзора России от 10.05.2001 № 16. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов».

Риски чрезвычайных ситуаций

Жизнь человека и существование человеческих сообществ обусловлены и сопровождаются множеством разнообразных факторов. Однако из целей индивидуальной и общественной жизнедеятельности человечество всегда предпочитало, иногда интуитивно, иногда осознанно, стремление к повышению качества жизни - чаще для избранных, реже для всех.

В свою очередь, из многих существенных показателей качества жизни главными приоритетами постоянно являлись стремление человека и общества обеспечить сытое существование, сохранить жизнь и здоровье, защититься от агрессии, добиться комфортных условий бытия, сберечь окружающую среду обитания.
Большинство из названных приоритетов непосредственно принадлежат к области безопасности. Таким образом, безопасность является важнейшей составляющей качества жизни, важнейшей целью существования.

Почему это происходит? Чем обусловлено такое важное значение безопасности жизнедеятельности и в прежние и в нынешние времена? Почему деятельность по обеспечению безопасности всегда являлась столь востребованной?

Высокая роль безопасности определяется непреложным наличием в природной и социальной сферах обитания человечества многочисленных постоянных и разнообразных опасностей. Именно наличие в этом мире опасностей, грозящих всем и каждому, обусловливает перманентную необходимость прилагать усилия для обеспечения личной, общественной, государственной и всякой иной безопасности.
Что же такое опасность?

Это понятие может быть отнесено к разряду наиболее общих представлений, отражающих основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Понятие "опасность" может быть поставлено в ряд с такими основополагающими категориями жизнедеятельности как "жизнь", "сознание", "язык", "труд", "радость", "страдание", "успех", "качество" и другими неотъемлемыми частями бытия, его фундаментальными свойствами и особенностями.

Несмотря на сложность содержания понятия "опасность", нормы русского языка определяют его довольно однозначно. В самом общем случае опасность - это потенциальная возможность вызвать вред, принести несчастье. Опасность также может быть представлена как возможный результат действия тех или иных негативных факторов на те или иные объекты. Опасностью, равным образом, можно назвать состояние той или иной среды (природной, хозяйственной, политической, социальной, техногенной, психофизиологической и т.д.), чреватой своими резкими изменениями, наносящими вред. Иногда опасность трактуют как возможность утраты существенных свойств или целостности из-за неудовлетворения каких-либо потребностей.

Уясняя понятие опасности, необходимо помнить, что здесь имеется в виду лишь потенциальная возможность несчастья, а не само несчастье. Это напоминание необходимо потому, что на практике иногда путают опасность с ее реализацией.

Время от времени опасности реализуются и становятся фактом жизни, превращаясь из потенциального состояния в различного вида реальные негативные события - стихийные бедствия, аварии и т.д.. Возникают поражения, ущербы, другие негативные последствия этих событий. В результате на каких-либо участках, местностях, территориях могут сложиться чрезвычайные ситуации различного масштаба. О существе понятия "чрезвычайная ситуация" разговор еще впереди, сейчас же уместно сказать об их возможном характере.

В зависимости от природы негативного (чрезвычайного) события чрезвычайные ситуации также имеют различное происхождение или различный характер, как принято говорить. Поскольку предметом нашего изучения является безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, то и характер круга рассматриваемых в данном пособии опасностей, порождаемых ими чрезвычайных событий и ситуаций, преимущественно будет касаться природной и техногенной сфер.

Негативное (чрезвычайное) событие, явившееся результатом реализовавшейся опасности и послужившее причиной возникновения чрезвычайной ситуации, принято называть ее источником. По официальной трактовке источник чрезвычайной ситуации - это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В нашей стране официально стандартизирован также термин "источник опасности". По ГОСТ Р 22.10.01-2001 источником опасности называется явление, процесс или объект, которые могут послужить причиной ущерба.

Уточнению представления об опасности помогает определение опасности в чрезвычайных ситуациях, которая согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 представляет собой состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, то есть на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Опасность всегда выражается через связь двух сторон. Одна их них - субъекты опасности (природные явления, экономические, социальные, политические, техногенные процессы, движущиеся или иные потенциально опасные материальные объекты, негативные или ошибочные намерения и т.д.) - выступает источником, носителем опасности. Другая сторона - объекты опасности (люди, их сообщества, рукотворные материальные объекты, объекты природы) - является потенциально пострадавшей стороной, которая может испытать на себе негативное, чаще - поражающее воздействие субъекта опасности. При этом обе стороны могут быть составляющими одного и того же предмета или явления. В качестве примера назовем промышленное предприятие, на котором по внутренним причинам может возникнуть авария. В этом случае предприятие в целом одновременно оказывается и субъектом и объектом опасности.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, энергетической мощи возможных явлений или процессов, интенсивности возможного воздействия на объект, а также от уязвимости и защищенности от них объекта опасности.

Условно опасность может быть представлена в двух формах - в форме вызовов и в форме угроз.
Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных небесных тел, возможные нарастающие изменения глобального климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли, непредсказуемые результаты генно-инженерных исследований, перспектива создания новых опасных производств и видов оружия и другие. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

Наиболее распространенными формами опасностей являются угрозы, которые представляют собой непосредственную опасность возникновения тех или иных катаклизмов, бедствий, невзгод, несчастий, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти чрезвычайные события. В качестве таких обстоятельств могут выступать природные, общественные, техногенные закономерности, обусловливающие опасность, технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки систем безопасности, преступные намерения, декларирование и демонстрация опасных намерений, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование и многое другое.

Оперируя понятиями форм опасности, необходимо учитывать то обстоятельство, что границы между ними в определенной степени условны. Поэтому существуют некоторые трудности четкого разделения вызовов и угроз между собой. Наиболее распространенной на практике формой опасности является угроза.

Одной из характеристик опасности, широко используемой в настоящее время, является риск. Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. Другими словами риск - это измеренная возможность того, что ход событий, действия и результаты деятельности приведут к последствиям, отрицательно воздействующим на человеческие ценности.

Приведем еще некоторые общие определения, где риском могут быть названы: вероятность реализации опасности; потенциальная опасность получения нежелательных (негативных) результатов; элемент социального управления в условиях неопределенности.

Эти формулировки дополняют и уточняют облик определяемого понятия.

Поскольку риск характеризует степень опасности, он является ее мерой. Оценка риска проводится, как правило, в вероятностном виде. Недаром риск возникновения чрезвычайной ситуации часто рассматривают как вероятность или частоту возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать сравнимость степени опасности различных ее источников, состояния безопасности для различных видов деятельности и категорий, в целом оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории.

Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. При этом риск часто отождествляют с вероятностью Q(t) наступления этих событий за интервал времени (t (как правило, за год). Вероятность Q(t) выступает в этом случае как мера (показатель) риска, удобная для сравнения рисков для одного объекта (субъекта) от различных событий или для различных объектов (субъектов) в типовых для них условиях функционирования (деятельности).

Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N>1 опасного события, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

Где wi - ущерб от i-го опасного события;
- средний ущерб при реализации опасного события;
a(t) - математическое ожидание числа событий за год.

Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N, является.

Таким образом, независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются время t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализаций опасных событий и ущерб от них.

Оценки частот некоторых событий на территории России за последние годы приведены в табл. 1.1.1, а ущерба - в табл. 1.1.2.

Таблица 1.1.1
Частоты опасных событий


Таблица 1.1.2
Ущерб от чрезвычайных ситуаций на территории России

Оперируя с рисками удобно, в зависимости от их особенностей, подразделять их на некоторые виды, характеризующие отношение риска к объектам опасности, их взаимосвязь.

В случае, когда объектами опасности выступают люди и их сообщества - население опасных территорий, персонал опасных объектов, коллективы, ведущие деятельность, связанную с риском и т.д. - риски удобно подразделить на индивидуальные и коллективные.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, утраты имущества, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий.

Иногда, несмотря на малые размеры зоны чрезвычайной ситуации, тяжесть ее последствий может быть весьма значительной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Высокая опасность возникновения чрезвычайных ситуаций , их огромные отрицательные социально-политические последствия у нас в стране и за рубежом требует постоянного противодействия этим угрозам со стороны государственных и общественных институтов. Как мы уже говорили, наличие возможных опасностей во все времена требовало от человека заботиться о своей безопасности. С течением времени организация обеспечения безопасности осложнялась и стала охватывать не только индивидуумов и их низовые сообщества, как, например, семья и трудовой коллектив, но и более высокие структуры, в том числе на государственном и мировом уровнях. В настоящее время говорят о безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества. Это трактуется как личная, общественная, национальная, международная безопасность.

Безопасность, с точки зрения традиционного представления о ней в русском языке, - это такое положение (состояние), при котором не угрожает опасность. Часто безопасность трактуют как состояние защищенности от опасности, что, в общем, соответствует основному определению.

Первой базовой категорией безопасности является ее объект, т.е. то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности и что лежит в основе исследования и совершенствования безопасности. Исходя из Концепции национальной безопасности Российской Федерации, объектами безопасности являются личность, общество и государство. Если учитывать интересы земной цивилизации в целом, то объектом безопасности можно считать и мировое сообщество в целом.

Субъектами безопасности являются организации и люди, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности на профессиональной или непрофессиональной основе.

В качестве субъектов безопасности выступают государственные системы, органы безопасности, специалисты в области безопасности, коммерческие и общественные структуры, занимающиеся данной деятельностью, любые граждане, пекущиеся о личной безопасности.

Цели обеспечения безопасности сложны. Во-первых, это превентивное снижение уровня вызовов и угроз. Во-вторых, в случае, когда угрозы реализуются в виде чрезвычайных событий и возникших как их следствие чрезвычайных ситуаций - это защита для снижения потерь и ущерба природных объектов, людей и материальных ценностей от поражающих (возмущающих) факторов, ликвидация возникших негативных последствий и чрезвычайных ситуаций в целом. В обобщенном виде цель обеспечения безопасности может быть сформулирована как стремление обеспечить устойчивость, стабильность, живучесть объектов безопасности, сохранить возможность удовлетворения их потребностей, в том числе жизненно важных, соблюсти их интересы.

Способы достижения безопасности многообразны. Они специфичны для каждого вида угроз, характерны для каждого объекта и субъекта безопасности, соответствуют природе поражающих (возмущающих) воздействий и обусловлены множеством других обстоятельств.

В Российской Федерации для обеспечения безопасности в природной и техногенной сферах создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она представляет собой объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В процессе достижения этих целей в рамках РСЧС преимущественно и осуществляется напрямую или косвенно управление природными и техногенными рисками, обеспечивается природная и техногенная безопасность.

Управление риском - это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время.

Эта деятельность основывается на системном подходе для принятия решений, выработки процедур и осуществления практических мер в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.

В общем случае управление риском включает разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент этих усилий - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов, расходуемых для снижения различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения, социальных, политических и хозяйственных институтов, окружающей природной среды, какой только достижим в существующих реальных экономических и иных условиях. В целом, когда имеется в виду выработка и реализация комплекса разнообразных мер по управлению совокупности взаимосвязанных рисков, можно говорить об управлении безопасностью в той или иной области. Управление безопасностью при угрозе и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций является широким понятием, включающим не только меры по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий, но и мероприятия по подготовке к отражению реализовавшихся угроз.

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. Этот учет возможен за счет системного анализа. Поэтому принятию управленческих решений должен всегда предшествовать системный анализ, представляющий собой совокупность методов и средств исследований сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов. Он опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Еще раз подчеркнем, что системный анализ играет важную роль при выработке и принятии управленческих решений, фактически является составной частью управленческой деятельности.
При управлении риском, управлении безопасностью процесс управления начинается со сбора данных и анализа риска.

Анализ риска (или риск-анализ) является процессом идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, различного рода социальных, политических, хозяйственных структур, элементов окружающей природной среды и других объектов.

Анализ риска может быть также определен как процесс решения сложной задачи, требующей рассмотрения широкого круга вопросов и проведения комплексного исследования и оценки технических, экономических, управленческих, социальных, а в ряде случаев и политических факторов.
Анализ риска имеет ряд универсальных для всех вариантов особенностей:
общей задачей анализа является определение допустимого уровня риска, стандартов безопасности различных объектов;
определение допустимого уровня риска происходит обычно в условиях недостатка или низкой достоверности исходной информации;
в ходе анализа в значительной мере решаются вероятностные задачи, что чревато существенными расхождениями в получаемых результатах;
поскольку в процессе анализа риска решаются многокритериальные задачи, необходим компромисс между сторонами, формирующими исходные данные и использующими результаты анализа.

Следующий, самый важный этап анализа риска - идентификация опасностей. Основная задача - выявление и четкое описание всех присущих системе опасностей. Это ответственный этап анализа, так как невыявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения. На этом этапе кроме выявления опасностей проводится их предварительная оценка с целью выбора дальнейшего направления деятельности. Здесь возможно:
прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей;
провести более детальный анализ риска;
выработать рекомендации по уменьшению опасностей.

В принципе весь процесс риск-анализа может закончиться уже на этапе идентификации опасностей. Если анализ не завершается вторым этапом, после идентификации опасностей переходят к этапу оценки риска.
Оценка риска - процесс, используемый для определения величины (меры) риска анализируемой опасности для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других объектов, связанных, с реализацией опасности. Оценка риска - обязательная часть анализа. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетаний.

На этом этапе идентифицированные опасности должны быть оценены на основе критериев приемлемого риска с целью выделения опасности с неприемлемым уровнем риска. Эта работа служит основой для разработки рекомендаций и мер по уменьшению опасностей. При этом и критерии приемлемого риска, и результаты оценки риска могут быть выражены как качественно, так и количественно.
Существуют четыре разных подхода к оценке риска: расчетные - инженерный и модельный, и качественные - экспертный и опросный социологический.

Наконец, последний этап анализа риска - разработка рекомендаций по уменьшению его уровня, в случае, если степень риска выше приемлемой.

Множественность результатов анализа и возможность компромиссных решений дают основание считать, что анализ риска не является строго детерминированным процессом, поддающимся проверке объективными, научными методами.

Более предметно рассмотрим риски чрезвычайных ситуаций на примерах природного и техногенного рисков.