Увольнение бывшего госслужащего из коммерческой организации. Прием на работу бывшего госслужащего работника

Н овшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ. Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам. Наш ликбез поможет этого избежать.

Обязанности работника - бывшего госслужащего

Статьей 64.1 ТК РФ установлены особые условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. Так, граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы (далее для целей настоящей статьи они упоминаются в качестве «бывших госслужащих») в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Поскольку форма такого уведомления не установлена, он может сообщить об этом работодателю устно.

Свернуть Показать

Борис Чижов , заместитель начальника отдела делопроизводства Управления делами Федеральной службы по труду и занятости:

«Полагаю, что такие сведения бывший госслужащий должен представить именно в письменном виде, а копию зарегистрированного в установленном порядке документа хранить у себя. А если предъявить устно, то работодатель забудет, кадровик уволится - и поди докажи, что госслужащий подавал необходимые сведения!»

Следует отметить, что данную информацию специалист по кадрам нового работодателя, как правило, может выявить и самостоятельно из записей в трудовой книжке принимаемого работника.

Идентичные требования к бывшему госслужащему в части его обязанности при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы закреплены и в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

К сведению

Свернуть Показать

В отношении бывших госслужащих установлены ограничения. Так, бывший госслужащий имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое ограничение действует в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы и только в отношении лиц, занимавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Среди указанного перечня имеются должности работников прокуратуры РФ, МВД РФ, следственного комитета при прокуратуре РФ, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России, ФСБ России и т.д.

Те же требования установлены и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»).

Ответственность работника

Частью 3 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены последствия для работника несоблюдения им (бывшим госслужащим) требования об уведомлении нового работодателя о прежнем месте работы (службы). Такое нарушение бывшим госслужащим требований закона влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Однако темой настоящей статьи все же является другая сторона медали - установленные законодательством РФ обязанности работодателя в отношении принимаемых на работу бывших госслужащих.

Обязанности работодателя, принявшего на работу бывшего госслужащего

Согласно той же ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с бывшими госслужащими в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» установлен перечень сведений, которые должен отразить работодатель в своем письме, направляемом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его службы. К ним отнесены:

  • а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
  • д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Письмо должно быть направлено работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с данным гражданином (в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700).

Пример 1

Образец уведомления

Свернуть Показать

Ответственность работодателя

Для работодателя согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» неисполнение обязанности об уведомлении предыдущего работодателя госслужащего о приеме последнего на работу признается правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего). Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

К сведению

Свернуть Показать

Состав правонарушения:

Объект правонарушения: государственный порядок управления.

Объективная сторона: бездействие, выражающееся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.

Установленные сроки: 10 дней с момента заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, входящую в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ.

Субъект правонарушения: должностные лица организаций-работодателей, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Субъективная сторона: как умысел, так и неосторожность. Наличие вины: виновное правонарушение. В ходе проверочных мероприятий и сбора доказательств установление наличия или отсутствия вины правонарушителя обязательно. Если будет установлено отсутствие вины работодателя, он не может быть привлечен к административной ответственности. (Например, если работник при приеме на работу представил подложные документы или же сообщил, что впервые поступает на работу.)

Подведомственность: дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Судебная практика: простые и сложные дела

Судебная практика по привлечению к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ очень немногочисленна. Статья 64.1 ТК РФ и ст. 19.29 КоАП РФ были введены Федеральным законом от 25.12.2008 № и начали действовать только с 10.01.2009. Однако в связи с наличием пробелов в законодательстве (долгое время не было перечня должностей, с занятием которых законодатель связывал обязанности бывшего госслужащего и его нового работодателя в области противодействия коррупции; данный перечень был введен лишь Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557), затруднена была как реализация работодателем своей обязанности по уведомлению бывшего нанимателя вновь принятого работника о приеме его на работу, так и привлечение работодателя к административной ответственности за неисполнение требований закона .

Таким образом, формирование обширной практики, по сути, началось лишь с конца 2010 года.

Как было ранее…

Многие дела «разваливались» в суде в связи с наличием пробелов в законодательстве. Так, до 22.09.2010 (даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700) не было единообразного порядка предоставления предыдущему работодателю сведений о приеме бывшего госслужащего.

Пример 2

Свернуть Показать

Мировой судья 225 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области постановлением от 06.07.2010 производство по делу в отношении ООО «ЧОП***» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, прекратил за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В основание отказа судом были положены доводы ООО «ЧОП***» о том, что обязанность по уведомлению преды­дущего работодателя о приеме на работу бывшего госслужащего установлена ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ТК РФ. Однако поскольку в настоящее время законодательством не установлен порядок извещения работодателем при заключении трудового договора с бывшим госслужащим предыдущего работодателя госслужащего, суд признал представленные ООО «ЧОП***» доказательства достаточными для обоснования исполнения ООО «ЧОП***» своей обязанности. Копия письма, выписка из журнала учета исходящей документации Ассоциации частных охранных предприятий, ответ управления почтовой связи о пересылке соответствующего письма от указанной даты в адрес бывшего работодателя (ИФНС России по г. Сергиев Посад) легли в основу отказа в привлечении ООО ЧОП «****» к административной ответственности. Между тем доказательств того, что пересылке подлежало именно письмо-уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, так и не было представлено.

Как стало сейчас…

Проверкой соблюдений требований законодательства в области противодействия коррупции занимается прокуратура. Получая сведения об увольнении государственного служащего с государственной службы, данный орган продолжает наблюдать за дальнейшей карьерой бывшего госслужащего в течение двух лет. После получения органами прокуратуры информации (в том числе от самого бывшего госслужащего, его бывших коллег по госслужбе, из иных источников) об устройстве данного гражданина на работу новый работодатель становится центром внимания для них. После истечения десятидневного срока, в течение которого новый работодатель должен направить соответствующее уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, а также истечения возможных и максимальных сроков пересылки, прокуратура начинает проверку. Запросы, повестки, формирование «дела»… С учетом уже сложившейся практики дела по административным правонарушениям, предусмотренные ст. 19.29 КоАП РФ, условно можно подразделить на «простые» и «сложные».

«Простое» дело:

Свернуть Показать

Пример 3

Свернуть Показать

«Простое» дело

Мировой судья судебного участка № 3 г. Нижнекамска Кожевников В.А. постановлением от 31.03.2011 привлек к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ директора ООО «ххх» С. и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Как установил суд, С., будучи директором ООО «ххх», 19.11.2010 принял на работу К., специалиста 1 разряда, должность которой относится к должностям федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, обязан в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной службы в 10-дневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту службы в порядке, установленном нормативными актами РФ. С. в установленный законом 10-дневный срок не сообщил о приеме на работу К., пояснив в ходе судебного заседания, что он не знал о том, что нужно сообщать в 10-дневный срок, поэтому сообщил лишь 03.12.2010.

В основу обвинения положены приказ о принятии на работу от 19.11.2010 К., список сообщений.

Как уже было сказано, довольно часто виновный работодатель (юридическое лицо) не находит в себе силы отрицать очевидное нарушение требований закона. Именно поэтому в настоящее время дела в основном возбуждаются в отношении должностных лиц, а не юридических. Однако в случае активного сопротивления работодателя при очевидных обстоятельствах привлечению к административной ответственности прокуратура возбуждает административное производство и в отношении юридического лица. А к нему, как известно, санкции намного строже. В этом случае суд не так лоялен к действиям и желаниям правоохранителей, он зачастую ограничивается наказанием должностного лица работодателя, не привлекая к ответственности юридическое лицо в целом. В связи с изложенным дело приобретает новый оборот, когда должностное лицо не признает себя виновным.

«Сложное» дело:

Свернуть Показать

Пример 4

Свернуть Показать

«Сложное» дело

Мировым судьей Динского района вынесено постановление о привлечении директора ООО «Аура» к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 рублей (в связи с несообщением ООО «Аура» в администрацию муниципального образования Динского района информации о заключении трудового договора с бывшим начальником управления архитектуры и градостроительства, главным архитектором администрации Малюк А.Н.). В отношении же юридического лица ООО «Аура» мировым судьей применена ст. 2.9 КоАП РФ, и хозяйствующий субъект освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Прокуратура Динского района считает постановление мирового судьи Динского района о вынесении юридическому лицу ООО «Аура» устного замечания незаконным и необоснованным, в связи с чем указанное постановление обжаловано в Динской районный суд Краснодарского края. К сожалению, результат обжалования на момент подписания журнала неизвестен .

Как работодатель пытается уйти от ответственности

На этапе получения повестки или запроса из прокуратуры работодатель, наскоро изучив свежее законодательство в области противодействия коррупции, понимает, что ответственности не избежать. И… начинает изыскивать возможности уйти от ответственности. К сожалению, все эти варианты уже кем-то когда-то были опробованы. Как показала практика, предпринятые меры, увы, не приводят к ожидаемому результату. Работодателя все равно наказывают! В качестве таких уловок известны попытки:

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что и теоретическая база, и сложившаяся судебная практика уже выработали «стандартный» набор видов доказательств, которые используются органами прокуратуры в делах по привлечению должностных лиц работодателей (или ИП, а также самих юридических лиц в целом) к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Доказательства правонарушения: «стандартный» набор

Как уже было указано, инициатором привлечения должностных лиц организаций и юридических лиц является прокуратура, проводящая в рамках своей компетенции соответствующие проверки соблюдения законодательства в области борьбы с коррупцией.

На отдельном примере выясним, какие доказательства совершения факта правонарушения и наличия вины используются данным органом при формировании административного материала и подготовке его к рассмотрению в суде.

Пример 6

Свернуть Показать

Фабула дела: С.А.Ю. с 01.12.2006 работала в администрации сельского поселения Лозовский сельсовет в должности ведущего специалиста, которая в соответствии с законом Липецкой области от 02.07.2007 № 67-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы Липецкой области» относится к старшей группе должностей муниципальных служащих. 30.11.2009 С.А.Ю. была уволена по собственному желанию из администрации сельского поселения Лозовский сельсовет. 01.09.2010 она принята на работу в ООО «РУБИКОН» на должность главного бухгалтера. Однако от генерального директора ООО «Рубикон» Мамедова Р.Г. в десятидневный срок сведения о заключении трудового договора с С.А.Ю. в администрацию сельского поселения Лозовский сельсовет не поступали.

Решение суда: постановлением мирового судьи Чаплыгинского судебного участка № 2 Липецкой области от 23.12.2010 по делу № 5-589/2010 к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ был привлечен генеральный директор ООО «РУБИКОН» Мамедов Р.Г., который был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в доход государства в сумме … рублей.

Документы, положенные судом в основу решения:

  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении,
  • объяснения С.А.Ю., Мамедова Р.Г,
  • акт проверки от 15.12.2010,
  • копия трудовой книжки С.А.Ю.,
  • контракт с генеральным директором от 19.07.2010,
  • справка об увольнении С.А.Ю. из администрации сельского поселения Лозовский сельсовет,
  • приказ от 01.09.2010 о приеме на работу С.А.Ю. главным бухгалтером ООО «РУБИКОН»,
  • трудовой договор от 01.09.2010 № 1 с С.А.Ю.

Обратите внимание! Поскольку Мамедов Р.Г. признал свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, прокуратуре не потребовалось доказывать факт неисполнения Мамедовым Р.Г. обязанности по уведомлению предыдущего работодателя работника (писать и получать запросы из управления почтовой связи, курьерской службы и пр.).

Наказывают всех!

Казалось бы, правоохранители нацелены на сбор штрафов за нарушение ФЗ «О противодействии коррупции» в казну, вот и акцентируются на несчастных нарушителях - индивидуальных предпринимателях (ИП) да обществах с ограниченной ответственностью. Это не так. Привлекают не только коммерсантов, но и должностных лиц государственных и муниципальных органов власти.

Так, в отношении главы Ики-Бурульского сельского муниципального образования прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ. 22.02.2011 постановлением мирового судьи Ики-Бурульского судебного участка он признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Бывают и казусы…

Пример 7

Свернуть Показать

15.02.2011 постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе Мосунов В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Новоторъяльский районный суд Республики Марий Эл своим решением от 31.03.2011 по делу № 10-4/2011 постановление мирового судьи отменил и возвратил дело на новое рассмотрение тому же мировому судье .

Мосунов В.А., освобожденный от должности председателя комитета по оперативному управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» и уволенный из администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» 02.06.2009 с должности, которая отнесена к главной должности муниципальной службы, обязан был в течение 2 лет в случае последующего трудоустройства сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы, а также сообщить в десятидневный срок о заключении трудового договора работодателю по последнему месту службы. При назначении 21.12.2010 на должность директора ООО <…> не уведомил состав учредителей общества о последнем месте своей службы и не сообщил о заключении с ним трудового договора последнее место службы, тот есть администрацию МО «Новоторъяльский муниципальный район». Судом установлено, что Мосунов В.А. устно предупреждал учредителей о занимаемой им ранее должности, а письменного предупреждения закон не требует. Считает, что уведомление в администрацию должен был подать его работодатель, т.е. учредители ООО <…>.

Как следует из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.02.2011, дело возбуждено в отношении Мосунова В.А. как должностного лица - директора ООО <…>. Из текста же постановления мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе от 15.02.2011 следует, что Мосунов В.А. привлечен к административной ответственности как физическое лицо. Таким образом, суд пришел к выводу, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе Мосунов В.А. привлечен к административной ответственности по иному составу административного правонарушения. Это является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, основанием для отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение.

Несомненно, поставленная законодателем антикоррупционная цель, достижение которой стало возможным после полного и всестороннего законодательного урегулирования вопроса, вкупе с полномочиями, жесткостью и быстротой реакции органов прокуратуры, сделают свое дело: работодатели будут соблюдать требования антикоррупционного законодательства. Вопрос только в том, случится ли это до первого привлечения к административной ответственности или уже после сего печального события. Надеемся, что представленный материал наглядно и подробно подготовит работодателей к правильным, четким и безошибочным действиям при приеме на работу бывшего государственного служащего.

Сноски

Свернуть Показать


Работа в государственных структурах имеет множество нюансов и ограничений, которые действуют даже после того, как человек увольняется. В статье читайте об особенностях и ограничениях при приеме на работу бывших госслужащих, скачайте образцы необходимых документов

Из этой статьи вы узнаете:

Особенности трудоустройства бывшего государственного служащего

Трудоустройство после увольнения с государственной службы регулируется довольно жестко - есть несколько законодательных актов, которые имеют отношение к этому вопросу. Поскольку за нарушение действующих норм предусмотрены санкции, есть прямой смысл изучить эти документы.

1. Федеральный закон №273 от 25.12.08, изданный в целях борьбы с коррупцией, вводит ряд требований по трудоустройству бывших государственных служащих. Вот основные:

  • Существует ряд должностей и постов, после увольнения с которых работник в течение двух лет должен уведомлять о своем бывшем месте работы при новом трудоустройстве.
  • Работодатель, к которому устраивается такой сотрудник, должен отправить уведомление по месту его последней службы. Сделать это надо не позже, чем через 10 дней после подписания договора.
  • Если соискатель устраивается на основании трудового договора в организацию, к государственному управлению которой он имел отношение, находясь на госслужбе, нужно согласие специальной комиссии.
  • Если стоимость работ по ГПД с организацией, к государственному управлению которой бывший госслужащий имел отношение, превысит 100 тыс. рублей, тоже нужно согласие комиссии.

2. Условия заключения трудовых контрактов с бывшими сотрудниками госслужб описаны в статье 64.1 Трудового Кодекса.

3. Должности, к которым относятся ограничения, описаны в нескольких актах. Для федеральных госслужащих - в президентском Указе №557 от 18.05.09. Для муниципальных и госслужащих субъектов России - в документах органов местной власти и самоуправления. Этот порядок установлен Указом №925 от 21.07.10.

4. Работа специальной комиссии, которая рассматривает вопросы трудоустройства работников госструктур на высокооплачиваемые должности и контролирует конфликты интересов, регламентирована Указом №821 от 01.07.10.

5. Порядок уведомлений со стороны нового работодателя установлен правительственным Постановлением №29 от 21.01.15.

Все эти документы изданы с антикоррупционной целью, поэтому соблюдение их условий находится под особенно пристальным надзором со стороны контролирующих органов.

Как оформить уведомление о приеме

Согласно Постановлению №29 от 21.01.15, работодатель должен письменно сообщить в госструктуру о том, что принимает на работу ее бывшего служащего.

Письмо надо составить на фирменном бланке компании и включить в него следующую информацию:

  • ФИО, дату и место рождения принятого работника.
  • Государственную должность, о которой есть запись в трудовой.
  • Название компании-работодателя, с которой подписан новый трудовой договор.
  • Данные приказа о приеме на работу и заключенного трудового договора: номер, дату, срок действия.
  • Название должности на новом месте работы, а также ключевые служебные обязанности.

В Постановлении нет четких указаний, как именно отправлять уведомление: почтой или лично. Специалисты рекомендуют посылать заказное письмо с уведомлением и перечнем содержимого. Если вы решите доставлять уведомление лично, обязательно зарегистрируйте его входящий номер.

Сроки уведомления

Письмо о работнике, который ранее служил на государственной должности, должно быть отправлено не позже, чем через 10 дней с момента подписания трудового договора или ГПД.

Зафиксировать дату отправки поможет почтовое уведомление или регистрация входящей корреспонденции непосредственно по месту предыдущей работы нового сотрудника.

Ответственность работодателя

Проигнорировав нормативы приема на работу бывшего госслужащего, работодатель серьезно рискует. Если при проверке обнаружится, что уведомления не было или оно было отправлено не вовремя, это может быть признано нарушением антикоррупционного закона №273. Статья 19.29 КоАп России предусматривает за это штраф: для юридических лиц - от 100 000 рублей до полумиллиона.

Этими же статьями предусмотрены штрафы и для работников-нарушителей.

На руководителей организаций в России возложена обязанность при заключении трудового контракта с гражданином, ранее пребывавшем на службе в муниципальном/государственном учреждении, после отчисления из которого не прошло еще двух лет, на протяжении десятидневного периода сообщить работодателю (представителю нанимателя) по месту этой службы о подписании трудового договора. Как должно быть осуществлено уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Первостепенно следует отметить, что необходимость оповещения в обязательном порядке о привлечении специалиста к профессиональной деятельности в другой компании предусмотрена не для всех должностей муниципальной/государственной службы. Ознакомиться с перечнем постов, после увольнения с которых определена обязанность сообщения о трудоустройстве работников, можно в указе Президента РФ №1574 от 31 декабря 2005 года.

Список таких постов для муниципальной службы устанавливается муниципальными правовыми постановлениями согласно реестру постов в отдельном субъекте РФ, который утвержден законами последнего.

Нужно ли сообщать о госслужбе

В соответствии со ст. 61 трудового законодательства РФ, бывший государственный служащий обязан при подписании трудового контракта сообщить новому нанимателю о последнем месте службы. Какого-либо четко определенного формата, в котором должно быть осуществлено такое оповещение, не установлено. На практике считается достаточным устного сообщения соискателя о том, что ранее он занимал определённую должность и пребывал на государственной службе. Тем более, что процедура трудоустройства работников, регламентированная Трудовым кодексом РФ, требует представления трудовой книжки, а в ней будут содержаться все сведения о последнем месте работы.

Уведомление о приеме на работу госслужащего оформляется на бланке компании, визируется уполномоченным лицом, которым был подписан контракт о сотрудничестве со стороны нанимателя, или руководителем организации.

Подпись в обязательном порядке должна быть заверена печатью организации, или, если такое разрешается внутренними нормативно-правовыми актами компании, службы по управлению персоналом.

Письмо о приеме на работу бывшего госслужащего должно содержать такие сведения:

  • ФИО гражданина;
  • место и дата рождения трудоустраиваемого;
  • должность муниципальной или государственной службы, которую соискатель занимал перед увольнением (согласно сведениям из трудовой книжки);
  • название организации, которая принимает бывшего госслужащего и направляет это сообщение;
  • номер и дата распоряжения (приказа) или другого решения нанимателя, согласно которому гражданин принимается на работу;
  • дата составления контракта о сотрудничестве и период, на который он заключается (при заключении срочного контракта указывается дата, когда бывший госслужащий приступил к выполнению должностных обязанностей в компании, срок его действия, причины (обстоятельства), на основании которых подписывался этот контракт);
  • наименование должности, занимаемой соискателем по трудовому контракту согласно штатному расписанию, и, если таковое имеется, структурного подразделения организации;
  • должностные обязанности, которые исполняются бывшим сотрудником на занимаемой должности (основные направления).
  • Такая форма уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего строго регламентирована постановлением Правительства РФ № 700 от 08 сентября 2010 года, и согласно ему, как уже ранее отмечалось, составленное таким образом письмо должно быть перенаправлено представителю нанимателя работника по последнему месту осуществления служебной деятельности в десятидневный период со дня подписания между сторонами (новым работодателем и бывшим госслужащим) договора об устройстве на работу.

    Обязательно нужно сохранять почтовую квитанцию, которая является подтверждением факта отправки уведомления и даты этой процедуры, что в будущем позволит избежать каких-либо претензий со стороны контролирующих органов.

    Ответственность

    Если кадровик нового работодателя не сообщит в государственное или муниципальное учреждение, в котором бывший госслужащий замещал ранее определенную должность, о приеме его на работу, трудовые взаимоотношения между сторонами не могут дальше продолжаться, и контракт о сотрудничестве, согласно ст. 84 ТК РФ, подлежит расторжению. Основание прекращения трудовых взаимоотношений в данном случае определяется п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение определенных ТК РФ правил заключения контракта о сотрудничестве, которыми исключается возможность дальнейшего продолжения работы.

    При этом неуведомление работодателя гражданина по последнему месту несения службы о трудоустройстве последнего расценивается контролирующими органами как административное правонарушение, и согласно ст.19 КоАП РФ, наниматель может быть оштрафован на сумму размером от 100 до 500 тыс. руб., а должностные лица – от 20 до 50 тыс. руб.

    Прием на работу: Видео

Официальное оформление трудовых отношений с государственными служащими обладает рядом отличительных особенностей. Данные пункты четко прописаны в законодательстве и за неисполнение приводят к соответствующим санкциям.

Прием на работу бывшего госслужащего

Федеральным законодательством установлено, что бывший госслужащий вправе устроиться на работу в ту организацию, с которой на протяжении своей карьеры он осуществлял сотрудничество. Однако данный пункт действует в случаях отсутствия взаимных конфликтов и при одобрении специальной комиссии. Ведь не исключены коррупционные махинации вследствие обладания определенной информацией. Еще одно условие к данному пункту – зарплата должна быть меньше ста тысяч рублей, конечно же, в месяц. Все исключения вступают в силу только после одобрения специальной комиссии.


Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего – образец 2018

В связи с пунктом о принятии бывшего работника, осуществлявшего государственные функции, с 1 января 2017 года были внесены дополнения в ТК РФ. Они выступают в качестве поправки к уже существующим нормам.

Случаи уведомления и законодательная база

Статья 61.1 ТК РФ определяет условия оформления трудовых правоотношений с бывшими государственными и муниципальными служащими. Прописано, что сами работники, в прошлом замещавшие должности на государственном посту, в течение двух лет обязаны уведомлять работодателей о своем месте службы. Работодатель, в свою очередь, после получения информации о прошлом месте работы сотрудника, обязан в течение 10 дней после заключения договора с бывшим нанимателем госслужащего.

Если кто-то из сторон не выполнил данное требование, ответственность будет лежать непосредственно на нем. И административное наказание должно будет выполнить именно это лицо. Следует отметить, что не все сотрудники, замещавшие государственные должности, обладают необходимой информацией и, соответственно, нарушив молчание, могут нанести вред государственной тайне.

Президентом РФ специально оговорен список должностей:

  • Руководство органов представительной и исполнительной власти;
  • Руководители службы вооруженных сил.

К данному перечню также можно отнести лиц, которые выполняли следующие виды деятельности:

  • Организационно-распорядительную деятельность.
  • Надзорные функции.
  • Распоряжение федеральным или региональным бюджетом.
  • Административно-хозяйственную деятельность.
  • Управление государственным имуществом.
  • Функции по выдаче лицензий или иной разрешительной документации.

Зачем необходимо отправлять уведомление – функция

Подобные правила при заключении трудового договора с бывшим госслужащим введены по ряду определенных причин. Конечно же, работник, находившийся на государственной службе, располагает и даже может продолжать обладать какими-то данными, связанными с его прошлыми обязанностями. В соответствующем федеральном законе прописано, что такие данные, полученные в процессе работы, могут являться государственной тайной, использование и распространение которых категорически запрещено не только в личных, но и коммерческих целях.

В случаях, если какая-либо сторона не была обеспечена необходимой информацией, следует административный штраф:

  • Для должностного лица в размере 20-50 тысяч рублей.
  • Для работодателя – 100-500 тысяч рублей.
  • Для ИП – 20-50 тысяч рублей.

Как правильно оформить документ?

Оформление на работу рабочего, ранее пребывавшего на государственной или муниципальной службе, кардинально ничем не отличается от приема на работу обычного штатного сотрудника. Исключение составляет только уведомление бывшего нанимателя.


Официальной формы документа-уведомления законодательством не установлено, как и порядка передачи документации нужным лицам. Уведомление оформляется в письменном виде, желательно, заполнять данные в распечатанном бланке. Формат – А4. Стиль – официально-деловой.

Согласно образцу, представленному выше, можно выделить несколько пунктов, обязательных к указанию:

  • Личные сведения сотрудника — ФИО, паспортные данные.
  • Должность.
  • Дата подписания.
  • Дата официального приема на работу.
  • Сроки трудового договора;

Необходимо указать номер приказа. И конечно же, подпись руководителя, печать компании. Документ отправляется лично, курьером или заказным письмом. Таким образом, дабы избежать лишнего административного штрафа, следует вовремя выполнять условия трудового кодекса.

    Письмо работодателю о приеме на работу - образец

    Иногда чтобы устроиться на хорошую должность, резюме считается недостаточным. Многие полагают, что составление письма решает…

    Заполнение трудовой книжки при приеме на работу - образец

    Трудовая книжка - базовый документ, который свидетельствует об активности трудовой деятельности, и с помощью которого…

    Прием на работу несовершеннолетнего работника – пошаговая процедура

    Образец составления резюме для приема на работу

    Работодатели, имея свободную должность в своем штатном расписании, приглашают на собеседование далеко не всех кандидатов.…

    Анкета соискателя при приеме на работу - образец

    Многие думают, что анкету при приеме на работу не стоит заполнять. Достаточно одного собеседования. Это…

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.