Требования перевозки людей на автотранспорте. Требования техники безопасности при перевозке пассажиров

7.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на управление транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, категории «С» и «Д») и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3-х лет.

7.2. При постоянных перевозках рабочих к месту работы устанавливаются маршруты движения автомобилей (автобусов) с обязательным соблюдением следующих требований:

Проезжая часть дороги должна иметь ширину, достаточную для безопасного разъезда со встречным транспортом;

Все места, опасные для движения, должны иметь ограждения и соответствующие предупреждающие дорожные знаки;

Общий вес автомобиля (автобуса) с максимально допустимой загрузкой не должен превышать допустимой нагрузки для мостов и других инженерных сооружений, расположенных на маршруте;

Проезд через железнодорожные переезды должен быть согласован с предприятиями, в ведении которых находятся железнодорожные переезды;

Проезд через ледовые переправы и по ледовым дорогам может производиться при наличии письменного разрешения соответствующих дорожных или других органов, в ведении которых находятся указанные переправы или дороги, с указанием порядка и сроков пользования переправами и ледовыми дорогами;

В пунктах посадки и высадки людей должны быть соответствующие площадки.

7.3. Для перевозки людей используются автобусы или специально оборудованные грузовые бортовые автомобили. Кузов грузового автомобиля должен быть оборудован (в соответствии с основными Положениями) сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта, а при перевозке людей, кроме того, борта должны иметь не менее 0,8 м от уровня пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки, бортовые запоры должны быть надежно закреплены.

Грузовой автомобиль с кузовом типа фургон должен быть оборудован под перевозку людей исправными, открывающимися наружу дверями (двери кузова должны быть снабжены исправными замками, не допускающими самопроизвольного открывания их при движении автомобиля, ручками, расположенными с обеих сторон двери, фиксаторами открытых дверей, лестницами с поручнями для посадки и высадки людей. Автомобиль должен быть оборудован сигнализацией, связанной с кабиной (средствами связи старшего группы с водителем - используются звонки, световые и звуковые сигналы), освещением, устройством для обогрева в холодное время года, вторым огнетушителем.

7.4. Совместная перевозка людей с горюче - смазочными материалами (особенно: емкостями с бензином и другими легковоспламеняющимися веществами), оборудованием, инструментами (расположенных вне рундуков, которые должны быть надежно закреплены и закрыты) не допускается.

7.5. Проезд на грузовых автомобилях, не оборудованных для перевозкипассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим (получающим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сиденья, расположенным ниже уровня бортов. Фамилии их должны быть указаны в путевом листе. Такой проезд запрещается на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, в кузовах автомобилей-самосвалов, на цистернах, грузовых прицепах и полуприцепах всех видов.

7.6. На каждый маршрут перевозки рабочих на работу должна быть составлена, утверждена руководителем подразделения схема движения, в которой указаны опасные участки дороги, пересечения железнодорожных путей, перекрестки, скоростные режимы на всем протяжении маршрута, места безопасных мест посадки и высадки пассажиров. Отклонение от маршрута допускается только в связи с закрытием или ремонтом дорог на маршруте следования или по другим обоснованным причинам.

7.7. На маршрутах перевозки рабочих к местам работы производится нормирование скоростей движения.

Скорость движения грузового автомобиля при перевозке людей не должна превышать - 60 км/час, а в трудных дорожных условиях 30 км/час, на поворотах до 5 км/час.

7.8. Путевой лист грузового автомобиля на перевозку людей должен быть соответственно оформлен.

Механик, диспетчер подразделения на лицевой стороне путевого листа в разделе «Задание водителю» заполняет графы:

- «В чье распоряжение» - наименование предприятия - заказчика автомобиля;

- «Откуда взять груз» и «Куда доставить груз» - маршрут движения (конечный и начальный пункты);

- «Наименование груза» - перевозка людей;

- «Количество груза» - максимальное количество людей, которое может быть размещено одновременно в кузове автомобиля.

В верхней части лицевой стороны путевого листа указываются должность, фамилия представителя заказчика, ответственного за перевозку людей (старшего по автомобилю).

7.9. Перед выездом на линию водитель должен ознакомиться с маршрутом движения и проверить техническое состояние автомобиля, а у грузового автомобиля - состояние бортов и надежность их запоров, прочность крепления сидений.

Количество перевозимых людей должно соответствовать числу посадочных мест. Стоять и передвигаться в кузове грузового автомобиля во время его движения запрещается.

Назначение водителей автобусов и грузовых автомобилей на перевозку людей оформляется приказом по предприятию.

7.10. Водитель обязан:

Начинать движение, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены;

Посадку людей производить только в присутствии старшего по перевозкам, фамилия которого указана в путевом листе;

Перед поездкой проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено;

Посадку и высадку пассажиров производить в специально предусмотренных местах или на обочине дороги после полной остановки автомобиля;

Не допускать проезд в кузове, а также в кабине грузового автомобиля количества пассажиров больше установленной нормы;

Трогать с места и останавливать автомобиль плавно, без рывков, переезжать ухабы и рытвины на пониженной скорости;

При наличии предупреждающих знаков быть предельно внимательным в зоне их действия.

Вынужденную остановку производить только на горизонтальном участке дороги, предварительно выключив двигатель и затормозив автомобиль ручным тормозом;

В случае возникновения неисправности, из-за которой невозможно дальнейшее движение, высадить пассажиров и указать место безопасного нахождения.

7.11. Для соблюдения порядка в кузове во время движения автомобиля руководитель работ назначает старшего по автомобилю из числа дорожных мастеров, бригадиров, монтеров пути не ниже 3 разряда в соответствии с приказом по предприятию. Старший по автомобилю должен находиться в кузове автомобиля (его фамилия заносится в путевой лист – см. п. 7.8. настоящего Положения).

7.12. Старший по автомобилю обязан:

Руководить посадкой и высадкой людей, размещением их по сиденьям, соблюдать установленные нормы вместимости, контролировать соблюдение водителем маршрута движения;

Контролировать выполнение п.7.4. настоящего Положения;

Требовать от пассажиров выполнения правил проезда, правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил. В автомобиле не разрешать сидеть на бортах и стоять в кузове грузового автомобиля во время движения, не допускать посадку и высадку пассажиров до полной остановки автомобиля;

В случае признаков неудовлетворительного состояния водителя (опьянения, утомления и т.п.) немедленно прекратить перевозку людей и сообщить об этом руководителю подразделения.

7.13. Перед пересечением железной дороги по неохраняемому переезду, не оборудованной автоматической сигнализацией, в условиях плохой видимости (менее 800 м) водитель обязан остановить автомобиль, не доезжая 10м. до крайнего рельса, высадить рабочих, переехать переезд и вновь произвести посадку рабочих.

7.14. Руководители подразделения должны разработать и утвердить отдельно «Порядок организации перевозки людей автотранспортом» на участки, околотки и т.д. с учетом местных условий, режимом работы подразделения, а также в соответствии с настоящим Положением по обеспечению дорожного движения на автомобильном транспорте и Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ.

7.15. При организации работы по безопасности дорожного движения и охране труда при работе автотранспорта автобаз, отдельно стоящего на околотках и участках линейных подразделений дороги руководители причастных подразделений обязаны:

7.15.1. Административно - технический персонал автобаз:

Осуществлять планирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и организовать их выполнение;

Обеспечить профессиональную надежность водителя;

Обеспечить соответствие технического состояния автотранспорта требованиям безопасности движения;

Обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров и грузов;

Периодически проводить обследование дорожных условий на основных маршрутах работы автотранспорта;

Обеспечить выполнение требований Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей;

Осуществлять периодический контроль за выполнением требований Ф.З. «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1996г. №196 о других нормативных документов по безопасности дорожного движения;

Обеспечить наличие необходимой нормативно - правовой документации и наглядной агитации;

Организовывать и своевременно проводить служебное расследование дорожно - транспортных происшествий;

Обеспечить проведение обучения и стажировки водителям;

Обеспечить проведение вводного, первичного, повторного, внепланового (по телеграммам) инструктажей;

Обеспечить проведение первичной, периодической проверки знаний по охране труда;

Обеспечить проведение второй, третьей ступеней контроля;

Обеспечить расследование несчастных случаев;

Обеспечить выполнение предписаний технической инспекции и органов государственного надзора, касающихся содержания и эксплуатации автотранспорта.

7.15.2 Административно-технический персонал линейного подразделения по месту дислокации автотранспорта:

Обеспечить ежедневный предрейсовый, а для водителей, занятых на перевозке людей, и послерейсовый медосмотр;

Обеспечить контроль за техническим состоянием автотранспорта при выезде и возвращении с линии. При выявлении недостатков его технического состояния или состояния дорог, угрожающих безопасности движения, останавливать работу автотранспорта;

Обеспечить оперативный контроль за выполнением водителем правил перевозок пассажиров, грузов, ПДД и соответствия дорожных условий на маршрутах движения требованиям безопасности;

Регулярно обеспечивать водителей информацией об условиях движения и работы на маршруте;

Осуществлять контроль за соблюдением продолжительности рабочей смены водителя и своевременного возвращения автомобиля на место стоянки;

Обеспечить охрану транспортных средств для исключения самовольного его использования водителем или посторонними лицами;

Осуществлять оперативное руководство работой автотранспорта в аварийных и экстремальных ситуациях;

Осуществлять оперативный контроль за выполнением водителями требований охраны труда, проводит первую ступень контроля;

Проводить инструктажи с водительским составом в соответствии с подпунктом «и» пункта 4.4. настоящего Положения;

Извещать руководство автобазы обо всех несчастных случаях, ДТП и других нарушениях водителями трудовой и производственной дисциплины;

Не допускать эксплуатацию автотранспорта в случаях возникновения угрозы безопасности работающих.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К перевозке людей на автомобиле допускается работник не моложе 21 года, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку и водительское удостоверение соответствующей категории, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Водитель, допущенный к перевозке людей (далее – водитель), должен периодически, не реже одного раза в год, проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда и получать допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения им требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: меры безопасности при посадке, перевозке и высадке людей из автомобиля. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Перед началом самостоятельной работы водитель должен пройти стажировку под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения автомобиля при перевозке людей.
1.6. Водитель, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда и Правил дорожного движения, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Водитель должен выполнять только те работы, которые ему поручены в установленном порядке; не следует пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.8. Водитель, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.9. Во время перевозки людей на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
- высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при обгоне, проезде нерегулируемых перекрёстков, встраивании в транспортный поток, резком торможении, и т.п.;
- недостаточная освещённость проезжей части (при работе в тёмное время суток);
- слепящее действие света фар от встречных автомобилей;
- повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхности покрытия);
- неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пониженные значения температуры, влажности и подвижности воздуха).
1.10. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, выдаваемыми ему в соответствии с утверждёнными Нормами.
1.11. Водителю следует помнить о высокой пожарной опасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками и пассажирами; курить разрешается только в специально отведённых для этого местах.
1.13. Водитель должен помнить о токсичности веществ, входящих в состав топлива, масел и соблюдать правила личной гигиены; перед приёмом пищи, а также курением необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.14. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан сообщить о своём состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.16. Если с кем-либо из работников произошёл несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создаёт опасности для окружающих.
1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом на линию водитель должен пройти медицинский осмотр и получить отметку в путевом листе или контрольной медицинской книжке водителя; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.2. Водитель, находящийся в болезненном или утомлённом состоянии, не должен садиться за руль транспортного средства, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
2.3. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах; выезжать на линию на непроверенном автобусе или с неисправностями запрещено.
2.4. Двери автобуса должны быть исправными и исключать их самопроизвольное открытие во время движения.
2.5. Автобус должен быть оборудован зеркалами, позволяющими водителю наблюдать за посадкой (высадкой) пассажиров и порядком в салоне.
2.6. Концентрация вредных веществ внутри салона автобуса не должна превышать санитарной нормы (окись углерода – не более 20 мг/м3).
2.7. Если автобус исправен, то перед выездом следует проверить укомплектованность его запасным колесом, огнетушителями, медицинской аптечкой и буксировочным тросом; кроме того, автобус должен быть снабжён набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, пусковой рукояткой, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автобусе должны быть клинья, упорные колодки для подкладывания под колёса (не менее 2 шт.).
2.8. При направлении в дальний рейс автобус дополнительно должен быть снабжён лопатой, буксирным приспособлением, металлическими козелками, предохранительной вилкой для замочного кольца.
2.9. Автобус должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами.
2.10. Перед выездом водитель должен проверить наличие необходимых документов, в том числе, удостоверения на право вождения автобуса.
2.11. Водитель должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности предстоящей работы выполнены.
2.12. Водитель не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности выполнения предстоящей работы.
2.13. Выезжать на линию на неисправном автомобиле или с неисправностями запрещено.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Водитель, находящийся в болезненном или переутомлённом состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
3.2. Во время работы водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.3. Во время работы водителю следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.4. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован соответствующим образом для перевозки людей; при этом перевозка детей не допускается.
3.5. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
3.6. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
3.7. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учётом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
3.8. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
3.9. Не допускается перевозка людей в следующих случаях:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче;
- сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства;
- на безбортовых платформах;
- на грузе, размещённом на уровне или выше борта кузова;
- на длинномерном грузе и рядом с ним;
- на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов;
- в кузове автомобиля-самосвала;
- в кузове специализированного грузового автомобиля (например, рефрижератора и др.).
3.10. Водитель не должен допускать нахождение в автомобиле людей, во время его движения по территории организации (при обкатке, апробировании, перестановке и т.п.), не имеющих к этому прямого отношения.
3.11. Перед посадкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.
3.12. Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
3.13. Не разрешается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах. Нельзя стоять в кузове движущегося грузового автомобиля.
3.14. Во избежание несчастных случаев пассажирам нельзя выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу.
3.15. Для предупреждения возможности отравления отработанными газами не следует отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове автомобиля на стоянке при работающем двигателе.
3.16. Водитель автомобиля должен начинать движение только после того, как закончилась посадка (высадка) пассажиров и только при полностью закрытых дверях автобуса.
3.17. Перед троганием с места водитель автомобиля должен убедиться, что начало движения не представляет опасности для пассажиров и окружающих людей.
3.18. Водитель автобуса по прибытии на место посадки (высадки) пассажиров не должен открывать двери до полной его остановки.
3.19. При перевозке групп детей на автобусе спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки в виде квадрата жёлтого цвета с каймой красного цвета и с чёрным изображением дорожного знака «Дети». В светлое время суток на автобусе должен быть включен ближний свет фар; в автобусе должен находиться хотя бы один взрослый сопровождающий.
3.20. Пассажиры, находящиеся в автомобиле во время перевозки, обязаны выполнять требования водителя.
3.21. При работе на линии водитель не должен передавать управление автомобилем работникам, не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем или не указанным в путевом листе, а также лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3.22. Во время движения следует избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности.
3.23. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учётом интенсивности движения, а также дорожных и погодных условий; в населённых пунктах она не должна превышать 60 км/ч.
3.24. Вне населённых пунктов разрешается движение:
- легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях – со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч;
- междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах – не более 90 км/ч;
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч;
- грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, – не более 60 км/ч;
- транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, – не более 60 км/ч.
3.25. Водитель должен выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по скользкой и мокрой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.
3.26. При маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, водитель должен заблаговременно убедиться в полной безопасности маневра.
3.27. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены; во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.
3.28. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключить на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства.
3.29. При разъезде не следует смотреть на фары встречного автомобиля; если же произошло ослепление светом встречного автомобиля, необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
3.30. Во время остановки или стоянки на неосвещённом участке дороге необходимо включить габаритные огни; при неисправности осветительных приборов автомобиль вне населённых пунктов должен быть отведён за пределы проезжей части дороги, а если это невозможно, водитель обязан включить аварийную сигнализацию, а при её отсутствии или неисправности позади автомобиля на расстоянии 25-30 м от него установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.31. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения; перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и, что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения водитель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.
3.32. В том случае, когда возникает необходимость временно покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче; ключ от замка зажигания следует взять с собой, а двери запереть.
3.33. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую медицинскую помощь по телефону 103 или 112, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своём транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своём транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в ГИБДД, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.3. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
4.4. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок автомобиль, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить его стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.
5.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику.
5.3. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.4. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.
5.5. После окончания работы следует перемещаться безопасным путём с учётом движущихся транспортных средств, в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по территории организации.

Перевозка людей - ответственное дело, требующее тщательной предварительной подготовки, определенного порядка и строгого выполнения правил технической эксплуатации и безопасности. Несоблюдение этих требований может привести к несчастным случаям.

Для перевозки должны выделяться автобусы, и только при отсутствии их эксплуатируют специально оборудованные автомобили с тентом, удовлетворяющие правилам использования автомобилей для перевозки.

К управлению автомобилями при перевозке людей допускаются наиболее опытные водители.

Грузовые автомобили, выделяемые для перевозки людей, должны иметь специальное оборудование и быть технически исправными.

В кузове устанавливают сиденья, на высоте от пола на 400 - 450 мм, борта кузова должны возвышаться над сиденьями не менее чем на 300 мм, а задние сиденья оборудуют спинками. Бортовые крюки прочно закрывают и дополнительно увязывают проволокой. К заднему борту подвешивают лестницу для входа и выхода пассажиров. Кузов оборудуют тентом, ограждающим пассажиров от атмосферных осадков и ветра.

Нормы вместимости людей в переоборудованные грузовые автомобили в зависимости от их грузоподъемности:

При грузоподъемности 1,5 – 2 т – не более 16 чел.,

При грузоподъемности 2,5 т – не более 20 чел.,

При грузоподъемности 3,5 т и более – 30 чел.

Для соблюдения правил перевозки людей на заднем сиденье автомобиля находится ответственное лицо, специально выделяемое для этой цели. Движение автомобилей, перевозящих людей, производится строго по расписанию. В путевом листе, выдаваемом шоферу, делают отметку: "Автомобиль годен для перевозки пассажиров, исправен" и указывают число перевозимых людей.

Категорически запрещается перевозить вместе с пассажирами какие-либо грузы, за исключением личных вещей пассажиров, при условии, что в них нет легковоспламеняющихся веществ, острых инструментов без чехлов и грязных грузов.

Пассажирам не разрешается:

Входить и выходить из кузова автомобиля до его остановки;

Выходить из кузова в сторону проезжей части дороги;

Ездить на подножках и бортах автомобилей;

Прыгать на подножки и с подножек на ходу автомобиля.

Несоблюдение этих требований может привести к несчастным случаям.

Водители, перевозящие людей, обязаны помнить, что всякая оплошность с их стороны может повлечь за собой аварии и несчастные случаи. Поэтому они обязаны строго соблюдать правила движения и ни в коем случае не отправляться в рейс на неисправных автомашинах.

При трогании с места водитель обязан дать сигнал, а пассажиры должны сесть. Водитель должен ехать осторожно, не отвлекаться посторонними разговорами, не курить, не допускать рывков и крутых резких поворотов, обеспечивая безопасность и удобства езды пассажиров.

Согласована
письмом ЦК профсоюза
работников лесных отраслей
Российской Федерации
от 23 сентября 1998 г. N 3-11

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Перевозка людей автотранспортом

ТОИ Р-07-021-98

1. Общие требования безопасности

Раздел составляется самостоятельно на основании Типовой инструкции "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" ТОИ Р-07-001-98 с учетом специфики конкретного лесхоза и нижеприведенных требований.

1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей в лесном хозяйстве, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала - цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается: скопление на двигателе и его картере грязи и масла; оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы отопления; применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества; подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами; курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя; пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем; автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные номера на транспортное средство; путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский контроль.

2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути: тормозов; рулевого управления; колес и шин; двигателя и трансмиссии; внешних световых приборов и салона (кузова).

2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность: лестницы для посадки; двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя; освещения салона; аптечки с набором медикаментов; легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью 2 л; двери, открывающейся из салона наружу; полумягких сидений, отопления салона.

2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность: съемной лестницы для посадки; огнетушителя емкостью 2 л; аптечки с набором медикаментов; звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя; сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов; бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

2.5. Проверить наличие надписи "Люди" и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, бензопил, незачехленных острых инструментов.

2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещении в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей: один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой - в кабине; фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.

3. Требования безопасности во время работы

Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

3.1. Водитель должен осуществлять движение автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя действующие Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.

3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

3.5. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.7. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автомашины. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

3.8. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашине, подавшей сигнал об обгоне, повороте. Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

3.9. Водителю автотранспорта запрещается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;
  • въезжать в опасную зону валки леса;
  • производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;
  • подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.10. Водитель транспортного средства обязан:

  • заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;
  • оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;
  • остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;
  • разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно - профилактическое учреждение;
  • для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;
  • с наступлением темноты и при плохой видимости днем включить внешние световые приборы, дальний свет использовать на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителя встречного транспорта.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;
  • если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;
  • при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившимся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

4.5. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие либо населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и покинуть место возгорания.

Аналогичным способом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

4.6. При экстренной остановке автобуса (машины) с необходимостью покинуть салон и разместиться на местности во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время необходимо поставить ее на обочине или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автомашина технически неисправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.

5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.

5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

Требования по безопасности перевозки людей описаны в ТОИ Р-07 - 021-98 (ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ АВТОТРАНСПОРТОМ).

1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей в лесном хозяйстве, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала--цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается: скопление на двигателе и его картере грязи и масла; оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы отопления; применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества; подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами; курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя; пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем; автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

1.5 Устойчивость производства и организация защиты в ЧС

Одним из основных способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются защитные сооружения гражданской обороны. Они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Убежища защищают от оружия массового поражения, от действия отравляющих веществ и бактериальных массовых пожаров. К убежищам предъявляется ряд определенных требований. Ограждающие конструкции убежищ должны быть прочными и обеспечивать ослабление ионизирующих и других видов излучений до допустимого уровня. Они должны обеспечивать защиту от прогрева при пожарах. Убежища следует размещать в максимальной близости от мест пребывания людей. Местоположение убежищ связано с их вместимостью и зависит от плотности заселения рассматриваемой территории, этажности зданий и других факторов. Убежища оборудуются в заглубленной части зданий (встроенные убежища) или располагаются вне зданий (отдельно стоящие убежища). Под убежища могут приспосабливаться заглубленные сооружения (подвалы, тоннели и т.п.), подземные выработки (шахты, рудники). По защитным свойствам убежища подразделяются на классы в зависимости от расчетной величины давления ударной волны. К убежищам каждого класса предъявляются требования по ослаблению радиационного воздействия, а также по защите от взрывов обычных боеприпасов (снарядов, авиабомб). Типовое убежище состоит из основного помещения, шлюзовых камер, фильтровентиляционной камеры и санитарного узла. Оно должно иметь не менее двух входов и аварийный выход, которые оборудуются защитно-герметическими дверями. Дополнительно, в зависимости от вместимости и других факторов, убежища можно оборудовать помещениями для размещения дизельной электростанции, тамбурами - шлюзами, медицинской комнатой и т.д. В убежищах применяются фильтровентиляционные установки с электрическим и/или ручным приводом для очистки наружного воздуха от пыли радиоактивных и отравляющих веществ, от бактериальных средств. Убежища оборудуются системами водоснабжения, канализации, отопления и освещения, средствами связи. Каждое убежище должно быть оснащено комплексом средств для ведения разведки на зараженной местности, инвентарем (включая аварийный), средствами аварийного освещения.

Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного заражения и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Оборудуются они обычно в подвальных или наземных этажах зданий и сооружений. Следует помнить, что различные здания и сооружения по-разному ослабляют проникающую радиацию - помещения первого этажа деревянных зданий ослабляют ее в 2-3 раза, помещения первого этажа каменных зданий в 10 раз, помещения верхних этажей многоэтажных зданий в 50 раз, средняя часть подвала многоэтажного каменного здания в 500-1000 раз. Наиболее пригодны для противорадиационных укрытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. Для защиты людей необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Они предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств. Они делятся на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи. К ним относятся также индивидуальный противохимический пакет и аптечка индивидуальная. Коллективные и индивидуальные средства защиты не всегда могут обеспечивать стопроцентную защиту персонала и населения в условиях ЧС. В этих ситуациях очень важным является быстрое и умелое оказание первой помощи пострадавшим. Первая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знания и умение оказывающего первую помощь. Прежде чем непосредственно приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (вывести из зараженной атмосферы, освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду), после чего необходимо оценить состояние пострадавшего. На первом же этапе определяется характер и тяжесть полученной травмы, намечается последовательность мероприятий по его спасению. Далее необходимо выполнить проходимость дыхательных путей, провести искусственной дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, иммобилизовать место перелома, наложить повязку и т.д. До прибытия медицинского работника необходимо поддержать основные жизненные функции организма пострадавшего. При возможности принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Для правильной организации оказания первой помощи должны выполнять следующие условия:

На каждом предприятии, в цехе, участке, отдельных помещениях и т.п. в специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи. В каждой смене должны быть выделены лица, ответственные за исправное состояние приспособлений и средств для оказания первой помощи и за систематическое их пополнение по мере расходования или истечения сроков хранения;

Помощь пострадавшему, оказываемая не медицинскими работниками, не должна заменять помощи со стороны медицинского персонала и должна оказываться до прибытия врача; эта помощь должна ограничиваться строго определенными видами; мероприятия по оживлению, временная остановка кровотечения, перевязка раны, ожога или отморожения, иммобилизация перелома, переноска и перевозка пострадавшего. Защитные мероприятия при чрезвычайных ситуациях проводят штатное подразделение (штат объекта) нештатные добровольные формирования гражданской обороны (ГО) объекта.