Сказание о князьях владимирских памятник культуры. "сказание о князьях владимирских"

Традиционно принято … начинать историю Русского государства с 862 г., ибо наиболее авторитетный из летописных источников - «Повесть временных лет» - сообщает о приглашении в этом году ва­ряжского князя Рюрика представителями населения Северной Руси. Он прибыл с двумя братьями; сам Рюрик избрал своей резиденцией Нов­город, брат его Синеус обосновался на Белом озере, другой брат Трувор - в Изборске. Через два года братья умерли, и Рюрик стал единодер­жавным правителем. Так события изложены в одной из дошедших до нас редакций «Повести». Текст другой ее редакции называет первым местопребыванием Рюрика город Ладогу и сообщает, что по смерти братьев князь перенес резиденцию в построенный им Новгород . До настоящего времени в Новгороде археологами не обнаружено слоев старше IX в. Продолжаются раскопки близлежащего Рюрикова Горо­дища, о котором известно предание, записанное (точнее сказать - публикатором пересказанное) более ста лет назад: «Здесь, - сообщало оно, - поселились славяне, пришедшие с юга, часть которых впоследствии, по причине увеличения населения, перешла несколько ниже и основала Новый город или Новгород. В Городище жили самые влиятельные из славян, вследствие чего здесь же поселился первый русский князь Рю­рик, когда призван был на княжение» .

Высказывалось не раз предположение, что имена братьев Рюрика летописцем образованы искусственно - в результате ошибочного вос­приятия фразы древнескандинавского языка, сообщавшей, что Рюрик прибыл «с родом своим и верной дружиной». Однако, согласно недав­нему комментарию, летописный текст не имеет следов перевода, а воз­ведение имен братьев Рюрика к этим словам «фонетически невозмож­но» . Интересно, что упомянутому предположению противостоит и русский фольклор о князьях Синеусе и Труворе.

Недалеко от Изборска предания о трех братьях записаны еще в 1937 г. Согласно одной из записей, «Встарину жили три князя: Рюрих, Синеус и Трувор. Часто Синеус ездил к Трувору в гости. А Трувор-то жил в нас, в Изборски. И посичас евоная могила на нашем кладбищи е. Так вот, ездил Синеус в гости на парусных лодках. Тогды наше озеро было рякой - Смолкой прозывалася. Ион и ездил по этой Смолки-то. Рюрих тож приязжал, встречали их на берегу славяны. Трувор прожил в нас недолго, ево змея в пригори укусила, ион и помер» . Другая запись отобразила легенду о попытках разрыть могилу Трувора: якобы уже откопали «золотой гроб», но испугались, и гроб исчез . Неизданный летописный текст XVII в. упоминает, что после прибытия князей "по двою лет умре Трувор в Изборске, а Синеус на Белеозере в Кистеме, оба же безчадны и оста един Рюрик...» . В данной связи академик А.А.Шахматов замечал, что «на Белоозере вспоминали о варяжском князе Синеусе; память о нем была жива еще в XVI столетии, когда указывали даже погост, где он сидел». А.А.Шахматов цитировал извест­ную ему рукопись Кирилле-Белозерского монастыря, где про Синеуса сказано, что он сидел «у нас на Кистеме» . Этим снимается высказывавшееся сомнение в отношении Синеуса, связанное с тем, что город Бслоозеро основан позже: и в летописи, и в устной традиции речь шла о пребывании на Белом озере, а не в городе с аналогичным названием.

Что касается княжения самого Рюрика, то довольно обстоятельное предание записал в Олонецкой губернии Ё. В. Барсов. Оно повествовало, что князь Рюрик приехал «из северной стороны» и «распоселился жить в Ладоге». Но «тут ему место не по люби, и приезжает он в Новгород Великий, и не с голыми рукама, и в союз вступает». Рюрик понравился новгородцам, которые согласились сначала платить ему небольшую дань, а затем постепенно увеличили ее по просьбе князя Рюрика, «и поныне помнят этого домового хозяина и в Северной Украине, и в Олонецком крае, и в Новгороде» .

Но есть и гораздо более любопытный фольклорный по происхожде­нию материал. Долгое время не использовали так называемую Иоакимовскую летопись. Ее рукопись не сохранилась, но начальная часть этой летописи - в тех ее фрагментах, которые дополняли или коррек­тировав известия «Повести временных лет» - была переписана пер­вым нашим историком В.Н.Татищевым и включена в состав его труда . Многие историки позднейшего времени скептически относились к этим сведениям - и не без некоторых оснований. Явно отредактиро­ванная кем-то уже в XVII или XVIII веке, летопись уснащает свой древний текст - по примеру некоторых польских и западноевропейских историков XVI - XVII столетий - плодами этимологических домыслов. На это обратил внимание уже сам В.Н.Татищев. Вместе с тем, несо­мненно, что Иоакимовская летопись опиралась и на фольклорные ис­точники, о чем свидетельствуют находящиеся там ссылки. В сущности, за вычетом некоторых имен и географических названий нет реальных причин отказывать в доверии Иоакимовской летописи. Это показал в обстоятельном ее разборе П.А.Лавровский еще около 140 лет назад .

Основу рукописи, попавшей к Татищеву, составляет (это сказано в самом ее тексте) историческое сочинение первого новгородского епи­скопа Иоакима Корсунянина, деятельность которого протекала здесь в конце X и первой трети XI в. (он умер в 1030 г.). К тому же составитель летописи говорит о себе в первом лице как о проповеднике христианст­ва в Новгороде. Драматические события, связанные с крещением нов­городцев, изложены в обстоятельном рассказе, который есть только в Иоакимовской летописи. Эти события должны были оставить значи­тельные вещественные следы на местности. Недавними раскопками в Новгороде они были обнаружены и соответственно подтвердилась ис­тинность уникального повествования Иоакимовской летописи. Об этом можно прочесть в статье руководившего раскопками академика И Я.Янина .

Рассказ о крещении новгородцев содержит упоминание о фольклор­ных источниках - аналогично тому, как это имеет место в известиях Иоакимовской летописи о событиях более ранних. Свидетелем таких событий епископ Иоаким не был. Но он, конечно, мог воспользоваться устными преданиями и даже историческими песнями, которые упомянуты в Иоакимовской летописи при описаниях этих более ранних со­бытий.

В Иоакимовской летописи рассказывается, что инициатором при­глашения Рюрика был княживший до него у новгородцев Гостомысл. Краткое известие об этом есть и в некоторых других летописях, но в них Гостомысл назван не князем, а старейшиной; имя его открывает собой и летописный перечень посадников Великого Новгорода. В этих летописях вообще нет речи о русских князьях, предшествовавших Рю­рику, что естественно для памятников средневековой историографии, редактированных во времена правления Рюриковичей.

Исключение составляет Иоакимовская летопись, древний текст ко­торой, как можно думать, уцелел до того времени, когда правила уже династия Романовых и ослабли побудительные мотивы именно Рюрика считать первым князем на Русской земле.

В этой летописи сообщается о долго правившей славянской княже­ской династии, последним представителем которой как раз и был Гос­томысл. Подробно пересказано включавшее один из международно-распространенных мотивов предание о его смерти и передаче княжения Рюрику: четыре сына Гостомысла погибли бездетными при жизни отца, когда его возраст уже не давал надежд на продолжение рода по муж­ской линии, но оставались три дочери; они были замужем и имели сыновей; Гостомысл в соответствии с явившимся ему сновидением завещал княжение сыну средней дочери, выданной за иноземного пра­вителя; старейшины, исполняя его волю, пригласили на княжение Рю­рика.

Привожу полностью этот любопытный текст, как он был изложен В.Н.Татишевым:

Гостомысл имел четыре сына и три дсчере. Сынове его ово на войнах избнени, ово в дому изомроша, и не остася ни единому им сына, а дочери вы­даны быша суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмогард вопросити боги о наследии, и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобьзи. Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дата ему наследие от ложесн его. Но Гос­томысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не ражяаху, посла паки в Зимеголы к весчунам вопросит, и ти реша, яко иметь нвслеповати от своих ему. Он же ни сему веры не ят, пребываше в печали. Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дсчери его Умилы проиграете дрено велико плодовита и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие всея земли. Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сом сей. Они же реша: «От сынов ея имать наследите ему, и земля угобзится княжением его». И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын больший дсчере, зане негож бе. Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и посла избраннейшия в варяги просити кня­зя. И приидоша по смерти Гостомысла Рюрик со двема брата и роды ею» .

Однако вокняжение Рюрика произошло далеко не сразу после смер­ти Гостомысла. «Повесть временных лет» сообщает, что на какое-то время власть захватили непрошенные варяги, которые взимали дань, а после изгнания их начались внутренние раздоры, побудившие отпра­вить послов именно к Рюрику и его братьям с хорошо известными словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету; да пойде­те княжит и владет нами». По-видимому, за прекращением дина­стии последовала смута, аналогично тому, как это произошло много позже - вслед за пресечением династии Рюриковичей.

Междуцарствие продолжалось 18 лет. Такой вывод позволяют сде­лать западноевропейские хроники, которые сообщают о смерти Гостомысла в 844 г. Ещё полтораста с лишним лет назад академик ФИ.Круг высказал мысль, что это тот самый Гостомысл, который упо­минается в наших летописях. Но хроники говорят о нем не в связи с Новгородом: речь идет о вторжении немецкого войска в земли славян и убиении их короля; это могли быть только западные, прибалтийские славяне. Одна из хроник уточняет, назвав их бодричами.

Для той эпохи подобное совмещение одним лицом властных функ­ций в разных, но более или менее близких этнически, либо географи­чески государственных образованиях - далеко не редкость. Как выяс­нено, сам Рюрик, будучи уже князем в Русской земле, оставался гер­цогом Южной Ютландии, а до того был владетельным графом во Фрисландии . Эти территории - не славянские и находились от русских его владений в несколько большем удалении, чем королевство бодричей. Вполне естественно, что славянин Гостомысл мог быть и князем Северной Руси, и королем бодричей. В этом случае закономер­но, что одна из дочерей его оказалась выдана за члена скандинавского королевского рода в союзную тогда бодричам Ютландию. Известно, что старшие члены семьи, в которой родился Рюрик, были изгнаны оттуда в В13 г. и бежали к бодричам. Позже они прибыли к германскому им­ператору, дабы вернуться при его поддержке. В результате войско его вместе с войском бодричей в 815 г. отправилось в поход. Таким образом, уже с 813 г. существовало тесное содружество ютландской королевской семьи с правителями бодричей. А Рюрик, согласно подсче­там исследовавшего этот вопрос Ф.Крузе, родился около 817 г.

Нетрудно объяснить и то обстоятельство, что король бодричей Гос­томысл был одновременно князем именно в Северной Руси. Несо­мненны ее многовековые исконные связи с прибалтийскими славяна­ми, откуда, очевидно, и происходила некогда основная часть славян­ского населения будущей Новгородской земли. Как резюмировал сравнительно недавно В.В.Седов, «есть весьма серьезные основания» для «доказательства западного (вендского) происхождения славян новгород­ских». Подытоживая результаты, добытые в этой связи лингвистами и этнографами, он заключал: «Собранный к настоящему времени мате­риал весьма обширен и свидетельствует о несомненной генетической связи древних новгородцев со славянскими племенами Польского Поморья» . Особенности же археологических находок в Новгородской земле можно объяснить «только предположением о происхождении новгородских славян с запада, из Вендской земли» . На таком фоне династические связи представляются более чем естественными. А династия, последним представителем которой был Гос­томысл, насчитывала несколько столетий - если верить Иоакимовской летописи. Из ее текста следует, что подвластная упомянутой династии территория некогда охватывала земли и восточных, и прибалтийских славян.

/Приводится (с сокращениями) по изданию: Азбелев С.Н. «Предания о древнейших князьях Руси по записям XI XX вв.» / «Устное народное поэтическое творчество и традиции Древнерусской Духовной Культуры» // «Славянская Традиционная Культура и современный мир. Сб. материалов научно-практической конференции. Вып. 1. – М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997./

Скан., подготовка – Ставр.

"СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ"

лит.-публицистич. памятник 16 в., использовавшийся в политич. борьбе за укрепление авторитета великокняж., а затем царской власти. В основе "Сказания" лежат легенды о происхождении рус. вел. князей от рим. имп. Августа, через Пруса, к-рый якобы был родственником Рюрика, и о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от визант. имп. Константина Мономаха. Время появления этих легенд не установлено. Возможно, что они тверского происхождения (А. А. Зимин считает, что они появились в связи с венчанием на престол внука Ивана III - Дмитрия в 1498). В нач. 16 в. (не позднее 1523) легенды были соединены в "Послании" тверского церк. писателя-публициста Спиридона-Саввы, претендовавшего на престол митрополита всея Руси. На основе "Послания" была составлена 1-я ред. "Сказания". Появление ее связано с дипломатич. борьбой против Польско-Литовского гос-ва за погран. земли. Идеи "Сказания" в дипломатич. спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении рус. вел. князей от Августа была помещена как вступит. статья к Государеву родословцу 1555 и включена в Степенную книгу. 2-я ред. "Сказания" была написана как вступит. статья к "Чину венчания" Ивана IV на царство в 1547.

Лит.: Жданов И. Н., Повести о Вавилоне и "Сказание о князьях владимирских", СПБ, 1891; Дмитриева Р. П., Сказание о князьях владимирских, М. - Л., 1955 (Исследование и публикация памятника); ее же, К истории создания "Сказания о князьях владимирских", "ТрОДРЛ", 1961, т. 17; Зимин A. A., R. П. Дмитриева, "Сказание о князьях владимирских", М. - Л., 1955, "ИА", 1956, No 3 (рец.).

Р. П. Дмитриева. Ленинград.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое ""СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ"" в других словарях:

    - «Сказание о князьях Владимирских» памятник русской литературы XVI века, использовавшийся в политических целях. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус… … Википедия

    Сказание о князьях владимирских - – литературно публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе С. лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора… …

    Литературно публицистический памятник 16 в. Создано на основе легенд о происхождении рода русских великих князей от римского императора Августа, о получении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. И … Русская история

    Литературно публицистический памятник 16 в. На основе легенд о происхождении русских великих князей от римского императора Августа, о получении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха … Большой Энциклопедический словарь

    - «СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ», литературно публицистический памятник 16 в. На основе легенд о происхождении русских великих князей от римского императора Августа, о получении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора… … Энциклопедический словарь

    - («Сказание о князьях владимирских»,) литературно публицистический памятник 16 в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе «Сказания» лежит легенда о происхождении… … Большая советская энциклопедия

    Литературно публицистический памятник XVI в. На основе легенд о происхождении русских великих князей от римского императора Августа, о получении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха … Энциклопедический словарь

    Сказание о Вавилоне - – центральное произведение цикла сказаний о Вавилонском царстве, в который входят притчи о Навуходоносоре и его сыне Василии Навуходоносоровиче, об Артаксерксе, о Немвроде и Иоанне, представляющие собой легендарную генеалогию вавилонских царей,… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Запрос «Иван Великий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иван. Иван III Васильевич … Википедия

    ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО - главное княжество Сев. Вост. Руси в кон. 50 х гг. XII нач. 60 х гг. XIV в. Первоначально было уделом внутри Суздальского княжества, выделенным Юрием Владимировичем Долгоруким своему 3 му сыну блгв. кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Лавpентьевская … Православная энциклопедия

Мифологический мир не исчезает бесследно вместе с родоплеменным строем, мифы впитываются эпосом и хрониками, и сама всемирная история в Библии начинается с мифов о сотворении мира и человека.

Начало русской истории также связано с библейским повествованием и сказаниями о тех князьях, род которых был призван из-за Варяжского моря. Эти сказания бережно хранили сами князья и их дружинники, ибо в дописьменную эпоху устные предания и выполняли роль истории. Такие рассказы призваны были подтверждать законную власть русских князей до тех пор, пока Нестор-летописец (подобно готскому историку Иордану или франку Григорию Турскому) не записал их в «Повести временных лет», откуда они попали в другие русские летописи и дожили до «Истории» Татищева.

Эти предания, начиная с легенды о призвании трех братьев-варягов, по сюжетам очень напоминают записанные Снорри саги о норвежских королях, история которых тоже началась с прихода трех заморских братьев. Сказания о первых русских князьях называют даже «варяжскими сагами», но это наименование неточно: по стилю они не похожи на саги, и рассказывались они по-русски, ибо варяги быстро перешли на русский - славянский - язык, и только имена князей напоминают об их скандинавском происхождении.

Но писаная история Скандинавии и Руси начиналась с одинаковых сюжетов - сказаний о первых правителях и их странных, а иногда и страшных смертях. В «Начальной русской летописи» ничего не сказано о том, как умерли первые три брата - русские князья: неизвестно ничего и о могилах Рюрика, Синеуса и Трувора (лишь в позднесредневековых русских легендах упоминаются урочища, связанные с городами, где правили эти русские князья). Мы знаем, что могилы правителей - курганы - воплощали историческую память об их Деяниях и о правах на власть той династии, которую правители представляли. Иногда думают даже, что Рюрик, призванный из-за моря, вернулся на родину - недаром его имя совпадает с именем знаменитого во второй половине IX века викинга Рорика Фрисландского. Но, скорее, дело в том, что Нестор составлял летопись в Киеве, и ему были знакомы киевские - южнорусские - реалии; о них и рассказывается в преданиях о первых русских князьях - наследниках легендарного Рюрика.


Смерть вещего Олега и «Сага об Одде Стреле»

В «Повести временных лет» рассказывается, как перед смертью Рюрик передал своего малолетнего наследника Игоря «на руки» - на воспитание - родичу Олегу. Это была обычная норма у правителей раннесредневековых государств: мы помним, как и в «Песни о Нибелунгах» Этцель собирался дать на воспитание шурьям Нибелунгам своего несчастного отпрыска. Скорее всего, Олег также был шурином Рюрика и «уем» Игоря - так по-древнерусски назывался дядя с материнской стороны.

С малолетним княжичем и войском Олег отправляется из своей первой столицы - Новгорода - в Киев, где правят варяги - дружинники Рюрика - Аскольд и Дир. Он хитростью выманивает правителей из киевской крепости на торг, прикидываясь купцом, идущим из варяг в греки. Когда Аскольд и Дир подходят к его ладьям, Олег показывает им законного правителя славян - наследника призванных варяжских князей Игоря - и велит дружинникам убить киевских узурпаторов. Их могилы известны Нестору, и он описывает в летописи их местоположение, подтверждая истинность рассказанного.

Олег же подчиняет себе окрестные славянские племена, собирает войско из варягов - руси и их славянских союзников - и идет на Царьград, Константинополь, столицу Византии. Летопись относит этот поход к 907 году. Цель похода - богатство, золото и драгоценные ткани - паволоки, то, к чему стремились все «варвары». Описание похода обросло легендами: греки заперли цепью вход в пролив Золотой рог, чтобы русские ладьи не смогли подойти к городским стенам. Но Олег велел вынести ладьи на сушу, поставить на колеса и поднять паруса; греки, увидев это чудо - флот, идущий по суше, - согласились выплатить дань. Тогда Олег, показывая свою победу, прибил щит к вратам Царьграда, сам же взял дань золотом на каждую уключину своего корабля; это не случайно - ведь от силы «гребцов», руси, и зависела победа.

Коварные греки приняли с почестями победителя, и поднесли ему невиданные на Руси яства и вино. Но мудрый князь не стал пить вина - он понял, что питье отравлено. Греки еще раз подивились прозорливости князя, а на Руси его стали почитать вещим - провидцем. Недаром его имя было Олег - так по-славянски звучало знакомое нам скандинавское имя Хельги, значившее «Священный», а стало быть, обладающий даром предвидения.

Но не эта дань была настоящей целью русского князя; он заключает с греками мирный договор, и русь получает право жить в Царьграде и торговать там под защитой греческого закона. Воины Олега клянутся соблюдать договор, но в своих клятвах они не поминают Одина и Тора, княжеская дружина - русь - клянется именем Перуна, славянского громовержца (его имя и значит «Гром») и бога побед, славяне же - именем Волоса, скотьего бога и бога богатства. Варяжская русь почитала богов той страны, где она должна была жить. Таковой была вера всех язычников-скандинавов (да и язычников вообще) - боги иных народов считались настоящими богами; приближаясь к чужим землям, норманны-колонисты снимали со штевней своих кораблей изображения драконов, чтобы не оскорбить и не устрашить местных духов.

Но русь - княжеская дружина - не сливалась со славянским войском, недаром они клялись разными богами. Возвращаясь в Киев, Олег велел дать руси богатые паруса из паволок, славянам же - из простой холстины, которую разрывал ветер, и славяне роптали на свою судьбу…

Олег вернулся в Киев во славе, и все почитали его вещим, не зная, какая судьба ждет этого удачливого князя. Да и сам князь, казалось, забыл о своей судьбе, а она некогда - еще до похода на греков - была предсказана ему языческими жрецами и прорицателями - волхвами. Князь должен был принять смерть от любимого коня. Олег был язычником и верил прорицаниям, поэтому он велел отправить коня пастись на вольные пастбища. После похода он вспомнил о любимом скакуне, и пастухи сказали, что конь его умер. Тогда князь посмеялся над волхвами - их прорицания оказались ложными: конь умер, а князь жив. Торжествуя, он поехал посмотреть на его кости, увидел череп и стал на него ногой. Тогда из черепа выползла змея и ужалила князя в ногу. Олег разболелся и умер, и курган был насыпан над его могилой в Киеве.

Нестор-летописец, христианский монах, записал эту легенду в летописи, потому что хотел показать всем читателям: языческий князь не мог быть вещим, ведь он не мог предвидеть даже собственной судьбы. Но ученые, занимающиеся древнерусским язычеством, обратили внимание на другое: конский череп, равно как и сам конь, и змея - хтоническое животное, символ смерти, связаны с культом Волоса, скотьего бога, бога преисподней и хранящегося там богатства. Вещий Олег был поклонником Перуна, и Волос отмстил ему. Может быть, смерть Олега вовсе не была мифологической, и ом погиб, собирая дань у поклонявшихся Волосу славян, и те приписали смерть князя мести своего бога…

О такой мести повествует исландская «Сага об Эгиле»: ее герой, знаменитый скальд Эгиль, был из знатного рода, который враждовал с норвежским конунгом Эйриком Кровавая Секира. Эгиль должен был оставить родовые земли в Норвегии, но, покидая страну, он произнес нид - заклятье против своих врагов. Скальд взял жердь орешника, насадил на нее лошадиный череп и забрался с ней на скалистый мыс. Он повернул череп в сторону Норвегии и послал проклятье духам страны - дисам, чтобы они не находили покоя, пока не изгонят конунга и его жены из Норвегии. Потом Эгиль воткнул жердь в землю и вырезал на ней магические руны.

Название славянских жрецов - волхвов, предсказавших смерть вещему Олегу, родственно имени скотьего бога Волоса (или Велеса); но это название родственно также и скандинавскому наименованию провидицы - вёльва. Когда-то, в глубокой древности, родственные индоевропейские народы одинаково обозначали своих жрецов-провидцев, чье сверхъестественное знание было причастно тайнам преисподней. Еще одна исландская сага содержит рассказ о прорицании, совпадающий с легендой о вещем Олеге.

В «Саге об Одде Стреле» (или Орваре-Одде), которая относится к сагам о древних временах, рассказывается о могучем герое, он (как и многие герои саг и эпоса) с детства проявлял строптивый нрав, больше доверял своим силам и силе своего оружия, чем жертвоприношениям. Таких людей было немало в эпоху викингов, да и сам Один в «Речах Высокого» советовал не жертвовать без меры. Больше всего Одд славился умением изготавливать стрелы и стрелять из лука (за что и получил свое прозвище); отец подарил ему три волшебных стрелы, которые, поразив цель, возвращались к хозяину.

В те времена провидицы-вёльвы бродили из дома в дом и кормились там, совершая прорицания. Но Одд не поднялся со своего ложа, чтобы встретить вёльву, и даже пригрозил ей палкой, если та осмелится предсказывать его судьбу без согласия героя. Оскорбленная провидица все же предрекла ему долгие годы - он должен был дожить до трехсот лет (таким долголетием отличались только герои саг о древних временах или лживых саг). Он будет странствовать из страны в страну и повсюду прославится, но в конце концов вернется туда, где получил прорицания, и погибнет от змеи, что выползет из черепа коня по имени Факси.

Тогда Одд выводит из конюшни несчастного скакуна, убивает его, заваливает каменными глыбами, а сверху насыпает курган. После этого он действительно совершает множество подвигов в разных странах Восточной Европы, включая и Русь - Гардарики, где стал конунгом (как и вещий Олег), но глубоким старцем возвращается на хутор, где провел детство. Он уже насмехается над давним прорицанием, но тут замечает гигантский конский череп. Не может же это быть череп Факси - говорит он дружинникам и приподнимает его древком копья. Тут из-под черепа выползает змея и жалит героя в ногу. Тот велит дружине нести его к морю; половина мужей пусть готовит каменный гроб и дрова, чтобы сжечь его после смерти, другая половина должна слушать его предсмертную песнь о подвигах. Этой песнью кончается «Сага об Орваре-Одде».

Но со смертью Олега не кончаются сказания о первых русских князьях; не менее странной была смерть воспитанника Олега князя Игоря.

Игорь - князь-волк

Наследник вещего Олега стал продолжателем его деяний - он подчинял себе славянские племена, в том числе древлян, которых Нестор описывает как дикое племя, живущее в лесах «зверинским образом». Совершил Игорь и поход на Царьград. Но этот поход не был таким успешным, как победоносное предприятие Олега. И договор с греками, заключенный Игорем в 944 году, не был таким выгодным, как договор Олега.

Дружинники Игоря - русь - так же клялись перед идолом Перуна, но часть дружины уже ходила на присягу в церковь Ильи в Царьграде. Обещая соблюдать мир с греками, русские дружинники произносили знакомое нам заклятье: нарушивший мир будет поражен собственным оружием. Так и униженный Хаконом ярлом скальд произнес нид, после которого оружие сорвалось со стен ярловой палаты и стало разить его дружинников.

Но дружину Игоря заботило другое - она вернулась из похода, не приобретши тех богатств, о которых рассказывали легенды, связанные с именем вещего Олега. Чтобы утолить алчность дружины, Игорь отправился за данью к древлянам. Князь уже долго кормился в их земле и дважды собрал дань, но ему было мало. Древляне прислали послов к князю с напоминанием, что он уже взял все, что ему полагалось. Но Игорь, распустив большую часть дружины по домам, с малой дружиной решил собрать еще дани. Тогда древляне поднялись с оружием и напали на князя. Греческий историк рассказывает, как они казнили захваченного в плен Игоря: его привязали к двум согнутым деревьям и, отпустив их, разорвали князя на части.

Затем восставшие отправили послов в Киев к вдове Игоря княгине Ольге; ее скандинавское имя означало то же, что и имя Олега - «Священная, Вещая», и эта дама во многом оправдала свое прозвание. Послы обратились к ней со словами: «Мы убили русского, князя, потому что он, как волк, похищал и грабил наше имение. Наши же князья - добрые пастыри, они распасли Древлянскую землю. Пойди замуж за нашего князя».

Для современного читателя кажется диким это предложение. Но Ольга, хотя и строила коварные замыслы, не подала виду, что это предложение для нее оскорбительно. «Моего мужа уже не воскресить», - сказала она, и велела древлянам готовить сватов.

Вспомним, что древляне жили племенным строем, и по племенным обычаям должны были возместить русской княгине нанесенный ущерб. Они не считали себя подлыми убийцами - ведь они сами заявили о том, что казнили Игоря. И эта казнь произошла после своеобразного судебного разбирательства, когда древляне постановили что Игорь - незаконный князь, а волк - преступник. Мы помним, что волком именовался изгой - живущий в лесу, вне человеческого общества (в волчьих шкурах скрывались в лесу лелеющие месть Вёльсунги). Волками становились и берсерки - неистовые воины, сражающиеся без правил грабители.

Но иным представление о праве было у киевской княгини Ольги. Она лишь прикидывается, что следует племенным обычаям. Древлянам же говорит, чтобы наутро явились к ней с почестями. Когда она пришлет за ними к их ладье, пусть скажут ее людям, что не желают идти ни пешком, ни на конях, но их должно нести на княж двор прямо в ладье. Сама же княгиня велит тем временем копать глубокую яму возле ее теремного двора. Когда киевляне пришли к древлянским сватам и сказали, что княгиня зовет их на великую честь, те заставили жителей Киева нести их в ладье, и горожане стенали, притворно сетуя на свою неволю. Но когда гордых послов низринули в яму, Ольга подошла к ним и спросила, довольно ли с них чести. Те отвечали, что хуже им, чем было Игорю принимать смерть. Ольга же велела закопать их живыми.

Но княгиня не насытилась местью и послала в Древлянскую землю. Она потребовала к себе следующего посольства, иначе не пустят ее киевляне за древлянского князя. И снова древляне отправляют своих лучших мужей к киевской княгине. Ольга же велела истопить баню, и когда древлянские сваты отправились мыться, заперла двери и сожгла их в бане.

Княгиня же вновь послала к древлянам и приказала им сварить меду, чтобы она могла прийти и справить тризну по Игорю. Древляне приготовили много питья - они знали русский поминальный обычай. Ольга пришла с малой дружиной и плакала у могилы Игоря в Древлянской земле. Тут древляне заподозрили недоброе и спросили, где сваты, которых они посылали прежде. «Идут с дружиной моего мужа», - спокойно отвечала Ольга. Древляне тоже успокоились и перепились на поминках. Тогда княгиня приказала своим отрокам-дружинникам перебить древлян - так погибло пять тысяч человек.

Ольга же вернулась в Киев и собрала там войско: малолетний сын Игоря Святослав со своим дядькой и воеводой сопровождали княгиню в походе на древлян. Святослав начал битву, бросив копье в сторону врагов - так посвящали противников в жертву богу войны. Но князь был еще слаб, и копье упало у ног коня. Русская дружина ринулась на древлян, те были разбиты и заперлись в своем городе Искоростене. Тут их ждала последняя месть Ольги. И осажденные, и осаждавшие изнемогали от войны, и Ольга обратилась к древлянам с притворной речью. Она уже трижды отмстила за мужа, теперь княгине нужна лишь малая дань. Она просит у древлян лишь по три голубя да по три воробья от каждого двора - ведь больше имущества у осажденных и нет. Древляне порадовались малой дани, но Ольга велела раздать птиц воинам и привязать к каждой горящую ветошь. Птицы полетели к знакомым крышам, и Искоростень запылал.

Так Ольга отмстила за мужа и покорила древлян, возложив на них тяжкую дань. Государственное право приходило на смену племенному. Но летописные легенды о мести Ольги напоминают нам сюжеты архаического эпоса - по своему неистовству месть Ольги не уступает мести Гудрун, хотя направлена эта месть против подвластного племени, а не чужого рода. Ольга использует для отмщения знакомые нам погребальные ритуалы - погребение в ладье и тризну, а также сожжение врагов, правда, не в пиршественной палате, а в бане.

Эпос и история сливаются в деяниях тех героев, что жили в эпоху гибели родоплеменного строя. Исторические деятели могли вести себя как герои эпоса. Снорри рассказывает об одной шведской королеве - младшей современнице Ольги (она жила во второй половине X века), которая поступила так же сурово со сватающимися женихами. Это упомянутая нами Сигрид. Как и Ольга на Руси, Сигрид была вдовой и владелицей многих земель, она гордилась своим могуществом и слыла провидицей (свойство, необходимое не только для богов, но и для правителей). И вот в усадьбу к ней являются женихи - один из областных норвежских конунгов и конунг из Гардарики (мы можем догадываться, что это - один из двенадцати летописных сыновей Владимира Святославича, крестителя Руси). Сигрид принимает их с почестями и размещает вместе с дружинами в одном большом доме. Когда началось пиршество, - конунги и их дружинники - в том числе и стража, которую они не забыли оставить у дверей - напились допьяна. Тогда Сигрид велела поджечь дом, а тех, кто выберется из пламени, рубить мечами. Королева сказала, что так она хочет отучить мелких конунгов приставать к ней со сватовством. С тех пор она звалась Сигрид Гордая.

Русская княгиня Ольга, расправившись со сватами и убийцами Игоря, воздала мужу необходимые языческие почести и совершила месть по языческим обрядам. Но после этого она отправилась в Царьград и приняла крещение: язычество не могло избавить княгиню от межплеменных конфликтов, ей нужна была новая религия и новый закон.

Зато сын Игоря и Ольги Святослав, первый русский князь, носивший славянское имя, мечтал о прежних воинских подвигах. Его дружина вторглась на Балканы и угрожала самому Царьграду. Там, на Дунае, где некогда была держава «божьего бича Аттилы», русский князь хотел утвердить центр своей земли. Разбитый греками, он подписал в 971 году договор о капитуляции и вынужден был отступить на Русь. Странную ошибку допустил этот могучий воитель, возвращаясь в нелюбимую им столицу. Он не послушал старого воеводу, который убеждал его не идти в ладьях по Днепру, ибо там, на порогах, в засаде сидят подкупленные греками печенеги. Святослав пошел прямо на встречу гибели. Он был убит в засаде, и печенежский хан велел сделать из его черепа чашу, похваляясь на пирах своим подвигом. Мы можем догадаться, что толкнуло Святослава на неразумный с точки зрения обычной нормы поступок: князь-воин не мог вынести позора поражения и должен был пасть в битве. Святослав заслужил Вальхаллу. Но оставленная им страна погрузилась в братоубийственные распри. Потусторонним ценностям Вальхаллы и на Руси, и в Скандинавии, наступал конец: новым государствам и их правителям нужны были другие ценности и другая религия.


Похожая информация.


... И Бог вручил Египет и Клео­патру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей все­ленной... Пруса, родича своего, по­слал на берега Вислы-реки в города Мальбор и Турунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до чет­вертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это ме­сто Прусской землей.

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов пра­вителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй - Синеус, а тре­тий - племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рю­рик.

А четвёртое колено от великого князя Рюрика - великий князь Владимир, который просветил Рус­скую землю святым крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено - правнук его Владимир Всеволодо­вич Мономах...

В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с пер­сами и латинянами. И принял он мудрое царское решение - отпра­вил послов к великому князю Вла­димиру Всеволодовичу: Неофита, митрополита эфесского, и с ним двух епископов, милитинского и митилинского, и антиохийского стратига Антипа, иерусалимского наместника Евстафия и других своих знатных вельмож. С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворяще­го дерева, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и по­ложил его на блюдо золотое. Пове­лел он принести сердоликовую ча­шу, из которой Август, царь рим­ский, пил вино, и ожерелье, кото­рое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров цар­ских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своими знатными посланниками и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу, так говоря с моль­бой: «Прими от нас, о боголюбивый и благоверный князь, во славу твою и честь эти честные дары, ко­торые с самого начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и само­державного царства. Прими и то, о чем будут тебя молить наши по­сланцы - мы от твоего величия просим мира и любви: тогда цер­ковь Божия утвердится, и все пра­вославие в покое пребудет под вла­стью нашего царства и твоего свободного самодержавства великой Руси; теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом рукою свя­тейшего митрополита кир Неофита с епископами». И с тех пор вели­кий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, ца­рем великой Руси. И пребывал по­сле того во все время с царем Кон­стантином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья Владимирские, ко­гда ставятся на великое княжение русское...


Родословие великих кня­зей литовских. В год 6830 (1322) некий князек, по имени Витянец, из рода смоленских князей, пле­ненный безбожным Батыем, бежал из плена и поселился в Жмудской земле у бортника. И взял у него дочь в жены себе и прожил с нею тридцать лет, и были они бездетны. И убило его громом. И после князя Витенца взял жену его за себя раб его, конюх, по имени Гегименик. И родил от нее семь сыновей. Пер­вый - Наримантик, второй - Евнутик, третий - Ольгердик, чет­вертый - Кейстутик, пятый - Скиригалик, шестой - Кореадик и седьмой - Мантоник.

Начало XVI в.

Текст печатается по изданию: Па­мятники литературы Древней Руси. Конец ХУ - первая половина XVI вв. -М., 1984.

Основной текст: Список ГИМ, собр. Синодальное, № 792.......... Х Разночтения: Список БИЛ, собрание Троице-Сергиевой лавры, № 740......... У Список ГИМ, собрание Уварова, № 537, в 4-ку................ Ч Список ГПБ, F.IV.238....................................... Г Список ЦГАДА, фонд 181, № 20/25............................ Н Список ГПБ, собрание Соловецкого монастыря, № 962.......... Е Список ГПБ, Q.XVII.149..................................... Ж Список ЦГАДА, фонд 196 (Мазурина), № 930................... З Список БАН, 17.8.2......................................... Т Список ЛОИИ, № 256......................................... Я Список ГПБ, собрание Титова, № 3439........................ И Список БАН, 31.6.27........................................ Р

* Сказание о ** великих князех *** владимерских **** великиа Русия |л. 2| *****

* (от потопа вкратце летописчик Р )

** (Нет ЕЖЗ. )

**** (Нет Ч. )

*** (князей ЕЖЗ. )

***** (Нет Ч. )

"Сказание о князьях владимирских", вторая редакция. Список ГИМ, собр. Синодальное, № 792 л. 2

От * историа Ханаонова ** и предела, рекомаго Арфаксадова, перваго сына Ноева, рожыпагося по потопе. По *** отца своего Ноа **** благословению разделися вся вселен|л. 2 об.|ная на три части трем сыном его: Симу, Хаму и ***** Афету ****** . Извержеся от нерадениа Хам ******* от благословенна отца своего Ноа, зане не покры наготы ******** отца своего Ноа, упившася вином ********* . Егда ********** истрезвися Ной *********** от вина и вразуме, елико ************ сотвори сын его менший ************* , и рече: "Проклят буди Хам, да будеть ************** раб братома своима" *************** . И благослови дву сынов своих Сима и Афета, иже покрыта наготу отца своего опакы **************** зрящи ***************** , наготы же ****************** не видеша.

* (о ТЯ. )

** (Доб. града ТЯ. )

*** (Нет ЕЖЯЗТ. )

**** (Нет З. )

***** (Нет З. )

****** (Доб. и Н. )

******* (Нет ТЯ. )

******** (Нет ТЯ. срамоты Ч. )

********* (Доб. и Ч. )

********** (Ной истрезвися Ч. )

*********** (Ной истрезвися Ч. )

************ (сын его менший сотвори ТЯ. )

************* (сын его менший сотвори ТЯ. Хам Н. )

************** (Доб. Хам Ч. )

*************** (Доб. и наготу отца своего Ч. )

**************** (в знак Ж; паки ТЯ; вспять Н. )

***************** (наготу отца своего ТЯ. )

****************** (наготу отца своего ТЯ. )

И благослови Симова * сына Арфаксадова ** , яко *** да вселится в пределех Ханаоновых. И родишася две **** близняте: первому имя Мереем ***** , второму ****** Хус, - сии началници Египту. И умножившимся их родом |л. 3| по коленом. ******* Отлучися Хус ******** в глубочайшая страны Индея ********* и распространяя тамо на востоце; Мерсу ********** же умножишася племена *********** даже ************ до сей страны. Афету же излишняя племена от северных стран даже и до полунощна. И воста некий ************* началник того же роду именем Фарис в Калаврийскых ************** странах и създа град во имя свое именем Арфакса *************** . Правнук же его **************** именем Гайдуварсий ***************** , сей ****************** прьвый написа ******************* астрологию ******************** в Асирии во пределех Симовех, и по сем Сотр. Прьвее всех Сотр ********************* воцарися во Египте ********************** лет 20 *********************** , и по ************************ колену его многа лета ************************* преминуша. И от того роду нача царствовати Фили|л. 3 об.|кс, ************************** и той пооблада *************************** вселенною.

* (Сима Е. )

** (Арфаксада ЗН. )

*** (иако Ч. )

**** (Нет Н. )

***** (Герсем Н. )

****** (Доб. имя Ч. )

******* (отлучахуся ЕТ. )

******** (отлучахуся ЕТ. Нет Ч. )

********* (Индийския Н. )

********** (Герсему Н. )

*********** (племя Н. )

************ (Нет Ч; доб. и ЕЖЯЗТ. )

************* (первый У. )

************** (Кулаврейских Е. )

*************** (Арфукса Е; Афракса И; Арфаска Я. )

**************** (Нет Ч. )

***************** (Гандуварсий ТЧЯ; Гудоварий З; Гундаварий ЕЖ. )

****************** (написа первый ЯТ. )

******************* (написа первый ЯТ. )

******************** (стологию Е; астологию Т. )

********************* (Сотрю ГН. )

********************** (Доб. и царствова Н. )

*********************** (два десят Е. )

************************ (Нет Ч. )

************************* (Нет У. )

************************** (Филиксей ЖЯЗ. )

*************************** (Так в ЧУЕЖЗТЯНИР; в рукоп. пооблагода; доб. всю ЖЗ. )

По Феликсе же, многым летом минувшим, въста некий царь * в Египте от того же роду именем Нектанав волхв; сей роди Александра Макидонскаго ** от Алампиады *** , жены Филиповы. Сей вторый **** пооблада вселеною лет 12 ***** , и всех лет живота его 32 ****** , и скончася, предаде Египет ряднику своему Птоломею. Мати же Александрова по смерти сына своего возвратися ко отцу своему Фолу, царю ефиопскому ******* . Фол же вдаст ю ко ******** второму браку за Виза ********* , сродника Нектонавова ********** . Виз же роди от неа дщерь и нарече ю *********** Антиа, и созда град в Сосвенех ************ , и нарече имя ************* граду тому во свое и|л. 4|мя и дщеры своеа Визъантиа, иже ныне ************** зовется Царьград. И пакы *************** от **************** Александра ***************** Макидонскаго премину ****************** до Птоломеа ******************* Прокаженнаго во Египте Птоломеев ******************** 22 ********************* .

* (человек З. )

** (Доб. царя И. )

*** (Алимпияды ЧИ; Алимпиады ЕУЖЗТ. )

**** (второе Ч. )

***** (дву на десять Е. )

****** (три десять два Е. )

******* (египетскому ТЯ. )

******** (Нет УТЯ. )

********* (Виса Е. )

********** (Так в УЕЖР; в рукоп. Нектанавола; Нектонаева ТЯ; Нектананова ЧЗ. )

*********** (имя ей Ж. )

************ (Созсвенех ЕЖ; Сосвинех И. )

************* (Нет ЕЖЯТ. )

************** (Нет ЯТ. )

*************** (как ЕЖТЯЗ. )

**************** (Нет ЕЖТЯЗ. )

***************** (Доб. царя ЕЖ. )

****************** (Доб. и ЯТ. )

******************* (Доб. царя ЕЖЗ. )

******************** (Птоломииве Ч; Птоломей ЕЯ; Птоломей пожив лет ЖЗ. )

********************* (два десят два лета царствова Е; доб. лета ЯТ. )

Птоломей же Прокаженный имеа дщерь зело * премудру именем Клеопатру, и та правяше ** Египетьское царство *** под отцем своим Птоломеем **** . И в то же ***** время Иулие, кесарь римскый, посла зятя своего Антонина, стратига римскаго, воинством на Египет ****** . Антонину же пришедшу с многими вой по суху и по морю ******* на бран ******** ко Египту ********* , посла же Клеопатра ко Анътонину, стратигу римскому, послы своа ********** з дары *********** многыми ************ , глаголюще ************* : "Ве|л. 4 об.|си ли, о стратиже римский, египетское царство и богатство ************** , лучи ми есть с покоем царствовати *************** , нежели **************** "с малоумием излиати крови человеческиа". ***************** Умили же ся ****************** Антонин и ******************* приат Египет бес крови ******************** , и посяже за неже ********************* царица Клеопатра ********************** премудрая *********************** ; и въцариси ************************ Антонин ************************* во Египте. Услышав ************************** Иулие, кесарь римский, Антонииново презорстьво, и постави брата своего Августа стратигом *************************** над ипаты, и послав его с четырми браты своими и с всею областию римскою на Антонина **************************** . И пришед Август ***************************** и взят Египет, и уби зятя своего Антонина, и ****************************** сам седе во Египте. И ******************************* взяв же ******************************** Клеопатру царицу, дщерь Птоломеа царя |л. 5| Прокаженнаго, и посла ю в Рим в кораблех с многым богатством египетскым. И Клеопатра уморися ********************************* ядом ********************************** аспидовым *********************************** , во уме ************************************ глаголющи ************************************* : "Лучши ми есть ************************************** царици египетской смерть приати *************************************** , нежели пленицею приведенной быти в Рим".

* (Нет ЖЯТ; з Р. )

** (царство свое ЕЖЗ. )

*** (царство свое ЕЖЗ. )

**** (Нет ЯТ. )

***** (Нет ЯЗТ. )

****** (Нет ТЯ. )

******* (Нет ТЯ. )

******** (Нет ЯТ. )

********* (Нет ЯТ. )

********** (со многими дары З. )

*********** (Доб. со Ч. )

************ (со многими дары З. )

************* (Нет Ж. )

************** (Нет ТЯ. )

*************** (Нет ТЯ. )

**************** (неже Е. )

***************** ()

****************** (умилив же ся ЕЖЗТ; умилися же Н. )

******************* (Нет ЕЖЗ. )

******************** (Нет Ч. )

********************* (него УЕЯН; на ИР. )

********************** (него УЕЯН; на ИР. Клеопатра царица З. )

*********************** (Нет Ч. )

************************ (поцаре Я. )

************************* (Так в РЧУЕЖЗН; в рукоп. Антонии; Антонине Т. )

************************** (Доб. же ЗН. )

*************************** (Нет У. )

Так в ЧУЕЖЯЗНРТ; в рукоп. Антониа. )

Так в ЧУЕЖЯИЗНРТ; в рукоп. Авгус. )

а Ж. )

Нет И. )

взяше Е. жену его Н; доб. сие ЯТ; лоб. и И. )

ядовитым ядом ЯТ. )

Так в ЧУЕЖЗНИР; в рукоп. адом. )

ядовитым ядом ЯТ. )

Доб. своем Т. )

Доб. своем Я. )

)

умереть царицею египетской ТЯ. )

Въсташа же ипаты на Улиа кесаря: Врутос * , и Помплий ** , и Крас; и убиста его в Риме *** . И скоро прииде весть ко Августу во Египет о Улиеве смерти. Он же зело **** опечалися о братний, смерти и скоро съзва вся воеводы, и чиноначалникы ***** , и нумеры, и препроситы ****** , и възвещает им смерть Иулиа, кесаря римскаго. Они же единогласно реша ******* , римляне и египтяне: "О преславный стратиже, Иулиа |л. 5 об.| кесаря ******** брата твоего ********* от ********** смерти *********** въставити. не можем ************ , а твое величество венчаем ************* венцем ************** римскаго царства" *************** .

* (Врутас Е; Прутос Т; Протос Я. )

** (Панплий ЕЖЗ; Помпай ЯТ. )

*** (мире Е. )

**** (з Р. )

***** (началники ЕЖЗ. )

****** (препоситы ТЯН. )

******* (рекоша И. )

******** (Так в ЧГУЕЖИРЯЗНТ; в рукоп. кекесаря. )

********* (Доб. не можем З. )

********** (о Ч. )

*********** (избавити З. может Ч. )

************ (может Ч. )

************* ()

************** (Доб. царским ЯТ. )

*************** (римскаго царьства венцем ЕЖЗ. )

И облекоста его во одежу * Сеострову, началнаго царя Египту, в порфиру и висон, и препоасаста его поасом дермлидом ** , и възложиста на *** главу его **** митру Пора, царя индейскаго, юже ***** принес Александр, царь Макидонский ****** , от Индеаг и приодеша его ******* по плещама окроиницею царя Филикса, владущаго ******** вселенною, и радостне въскликнуша велиим гласом: "Радуйся, Августе, царю ********* римский ********** всеа вселенныа!".

* (Доб. в ЗЖ. )

** (дерблидом Е. )

*** (него ЯТ. )

**** (него ЯТ. )

***** ()

****** (Александр царь Македонский принес У. )

******* (Нет Ж. )

******** (владеющаго ГЖЗ. )

********* (цесарю ЕЖЗ; кесарю ЯТ. )

********** (Доб. и ЖЗ. )

В * лето 5 (тысяч) четыреста 57-е Августу, кесарю римскому, грядущу во Египет с ** своими ипаты *** , |л. 6| иже бо **** власть египетская рода ***** Птолемеева. И срете его Ирод Антипатров ****** , творя ему велие послужение ******* вой ******** и ********* пищею и дарми. Предаде же ********** бог Египет *********** и Клеопатру ************ в руце Августу. Август же начат дань ************* покладати ************** на *************** вселенней. И **************** постави брата своего Патрикиа царя Египту; Августалиа ***************** , другаго брата своего, постави ****************** Александрии властодръжца; Ирода же Антипатрова Асколотянина ******************* за многиа ******************** ради его ********************* почести постави ********************** царя над Июдеею *********************** во Иерусалиме; Асию ************************ же ************************* поручи Евлагерду" сроднику своему; Алирика ************************** же *************************** , брата своего, постави в повершии Истран **************************** ; Пиона постави во Отоцех Златых, иже |л. 6 об.| ныне наричются ***************************** Угрове; а Пруса ****************************** , сродника своего ******************************* , в брезе ******************************** Вислы реце ********************************* в граде Малъборек ********************************** , и Турн, и Хвоини *********************************** , и прословы Гданеск ************************************ , иные многие горады по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И жит Прус многа времяна ************************************* и до четвертаго роду ************************************** ; и *************************************** оттоле и до сего времени **************************************** зовется Прускаа земля.

* (Нет Ж. )

** (Нет Ч; со всеми И. )

*** (ипаки ЕТЯЗ. )

**** (ипаки ЕТЯЗ. же ибо Е: же и ЯТ. Нет ГН. )

***** (Так в ГЕЗНИР; в рукоп. ро; града Т; рада Я. )

****** (Антопатров А. )

******* (послушание Е. )

******** (воины ЯТ. )

********* (послушание Е. а воини ЕЗ. )

********** (Нет ЕЯТ. )

*********** (Так в ИЧУЕЯЗНЖРТ; в рукоп. Египетр. )

************ (Ирода Антипатрова Ч. )

************* (Так в ИЧГУЕЗНЖРТ; в рукоп. дано; дан Я. )

************** (Так в Ч; в рукоп. подкладати; подкладывати УЯТ. )

*************** (во ЕЯТ. )

**************** (Нет ЯТ. )

***************** (Августала Е; доб. а Н. )

****************** (Доб. во Е. )

******************* (Исколотянина Е; Асколотенина И. )

******************** (его ради Н. )

********************* (его ради Н. )

********************** (Доб. его ЯТ. )

*********************** (Так в У; в рукоп. Индеею; Оиндеею и Е. )

************************ (Осию З. )

************************* (Нет З. )

************************** (Алиришка Е; Илирика ЗН. )

*************************** (Нет ЕЗИ. )

**************************** (Истра Е. )

***************************** (нарицаютца Т. )

****************************** (Проса ЯЗТ. )

******************************* (в рези Вислы рецы Т. )

******************************** (рези Я; бре З. )

********************************* (в рези Вислы рецы Т. )

********************************** (Малборок ЕГЯЗНТ. )

*********************************** (Хвонии ЗИ. )

************************************ (Доб. и ЕЧГЯЗНТ. )

************************************* (лет ТЯ. )

************************************** (лет ТЯ. )

*************************************** (Нет Г. )

**************************************** (дни Е; дне З. )

И в то время некий воевода новгородцкий именем Гостомысл * скончевает свое житие и созва вся владелца Новагорода ** и *** рече им **** : "О мужие новгородци ***** , совет даю ****** вам аз ******* , яко да ******** пошлеге в Прускую землю мужа ********* мудры ********** , призовите от тамо сущих *********** родов владелца себе". Они же шедше в Прускую землю и ************ обре|л. 7|тоша тамо некоего князя именем Рюрика ************* , суща от рода римскаго Августа царя ************** . И молиша князя Рюрика посланници от всех новгородцов, дабы шел к ним княжити *************** . Князь же Рюрик прииде в Новгород, имеа с **************** собою два брата; имя единому Трувор ***************** , а другому Сенеус ****************** , а третий племяник его ******************* с ним ******************** именем ********************* Олег. И от ********************** того времени и *********************** наречен бысть ************************ Великий Новъград; и нача князь великий Рюрик прьвый ************************* княжити в нем в лето 6375 ************************** . От великаго князя Рюрика *************************** князь велики **************************** Владимер 4-е колено, иже просвятил Рускую землю святым крещением ***************************** в лето 6496-е.

* (Стомысл Ч. )

** (новогодстии З. )

*** (речем Ч. )

**** (речем Ч. )

***** (новогородстии Н; ноунногодцкие Е. )

****** (аз вам З. )

******* (аз вам З. )

******** (же Ч. )

********* (мужи Н. )

********** (Доб. и ГЗНР. )

*********** (Доб. и ЯТ. )

************ (Нет ЕЖЗР. )

************* (Рюрикина Е; доб. а ЯТ. )

************** (Нет ТЯ. )

*************** (Нет ТЯ. )

**************** (Нет Ч. )

***************** (Трувар ГН; Тровор Е. )

****************** (Синеус ЧЕЖЗТ. )

******************* (Нет ЯЗТ. )

******************** (князь великий З. )

********************* (имя ему ТЯ; нет И. )

********************** (князь великий З. )

*********************** (Нет УЕЖЯЗНИРТ; нии Г. )

************************ (наречеся Т; начался Р. Нет Я. )

************************* (первы Ч; первый УЕЖ; нет ТЯ. )

************************** (6370 Н. )

*************************** (великий князь ЖН. )

**************************** (великий князь ЖН. )

***************************** (На этом кончается текст в списке З. )

Поставление великих князей руских * , откуду бе и како |л. 7 об.| начашася ставити на великое княжение святыми бармами и царскы венцем. В лето 6622 бысть сий ** князь великий Владимер Всеволодич Манамах, князь великий киевъекий, правнук великого князя Владимера, крестившаго *** Рускую **** землю ***** , от него же чьтвертое колено. Той бо ****** Манамах прозвася от таковыа вины ******* . Егда седе ******** в Киеве на великое княжение ********* , начат съвет творити со князи своими, и з боары, и с ********** велможи, глаголя так рек *********** : "Еда аз мал еемь иже ************ преже мене царствовавших и хоругви правящих скипетра Великиа Росиа ************* , яко же князь великий Олег ходил и взял из ************** Царяграда велию дань на вся *************** воа своа **************** и здрав |л. 8| возвратися восвоаси ***************** , и потом князь великий Всеслав Игоревич ходил и взял на Костянтине граде тяжчайшую дань. А мы еемь божиею милостию настолници своих прародителей ****************** и отца моего ******************* великого князя Всеволода Ярославич и наследници ******************** тоа же чести ********************* от бога ********************** сподоблени. И ныне убо *********************** съвет ищу от вас, моеа полаты князей, и боар, и воевод, и всего над ************************ вами христолюбиваго воиньства; и да ************************* превознесется имя святыа ************************** живоначалныа Троица вашаа храбрости могутством божиею волею с нашим *************************** повелением; и кий ми совет противу **************************** воздаете?".

* (российских Н. )

** (Нет НИТ. )

*** (просветившаго ЕЖ. )

**** (Российскую Н. )

***** (Доб. святым крещением И. )

****** (бысть Ч; же Е. )

******* (Нет ГН; его да седе Т. )

******** (Нет ГН; его да седе Т. )

********* (Доб. тогда Е; доб. и ЯТ. )

********** (Нет Е. )

*********** (Нет ЕН. )

************ (Нет Ж. )

************* (Нет ЕЖ. )

************** (с ЕРТ: з ИГ; со ЖН. )

*************** (Нет ЯТ. )

**************** (Нет ЯТ. )

***************** (Нет Ж. )

****************** (родителей ЯТ. )

******************* (своего ЧЕЖЯТ. )

******************** (настолницы Т. )

********************* (Нет ЖЯТ. )

********************** (Нет ЖЯТ. )

*********************** (Доб. совет Р. )

************************ (под Н. )

************************* (Нет ЯТ. )

************************** (пресвятыя Н; доб. и ЕЖ. )

*************************** (вашим ТЯ. )

**************************** (Нет ЕЖТЯ. )

Отвещаста же великому князю Владимеру Всеволодичю князи, и боаре его * , и воеводы и ре|л. 8 об.|ша ему: "Сердце царево в руце божий, яко же есть писано, а ** мы вей есмы раби твои и *** под твоею властию" **** . Великий же князь Владимер вбирает воеводы благоиекусныи ***** и благоразумный и богоразсудныи ****** , поставляет чиноначалники ******* над различными чины борениа тысящники ******** , и сотники, и пятдесятникы ********* ; и съвокупи многи тысяща воинъств, и отпусти ********** их на Африкию *********** Царяграда области ************ ; и ************* поплениша их ************** доволно, и возвратишася с многым богатством здравии *************** восвоаси.

* (Нет ЯТ. )

** (но ЯТ. )

*** (Нет ЕЖ. )

**** (областию Ч. )

***** (благоразсудны и благоразумны И. )

****** (благоразсудны ЧЕЖЯТ. )

******* (Доб. и Р. )

******** (Нет ЕЖТЯ. )

********* (пятодесятоначалники Н; нет ТЯ. )

********** (опусти Ч. )

*********** (Афракию ЧЕТИ; Фракию ЖН. )

************ (Доб. они же шедше Е. )

************* (Нет Е. )

************** (тамо Ч; иже Р. )

*************** (Нет Т. )

Тогда * бе во Цареграде ** благочестивый царь Костянтие Манамах, и *** в то время брань имеа с персы и с латыни. И **** составляет же ***** съвет благъпремудре ****** и царский ******* , отряжает убо послы ******** к ве|л. 9|ликому князю Владимеру ********* Всеволодичю: митрополита ефескаго Неофита от Асиа и с ним два епископа, митулинскаго ********** и милитинского *********** , и стратига антиохийскаго ************ , игемона иерусалимскаго Иеустафиа, и иных своих ************* благородных. От своеа же царскиа выа ************** снимает *************** животворящий крест от самого **************** животворящаго древа ***************** , на нем же распятся владыка ****************** Христос. Снимает же от своеа главы и царский венець и поставляет его на ******************* блюде злате ******************** . Повелевает же принести и ********************* крабеицу сердоликову, из неа же Август ********************** , царь римский, веселяшеся. Посылает же и ожерелие *********************** , сиреч святыа бармы, иже на плещу свою ************************ , и чепь ************************* от злата аравииска скованну, и ************************** ины многы дары царскиа *************************** .

* (Доб. ж ГР. )

** (граде Н. )

*** (Нет Ч. )

**** (Нет Н. )

***** (Нет ЕЖЯТ. )

****** (премудры ЧЖ; премудрый Н. )

******* (царь Н. церкви Г. )

******** (Доб. своя Ж. )

********* (Так в ЧУЕЖТЯН; в рукоп. нет. )

********** (В рукоп. написано на полях тем же почерком. )

*********** (милитиискаго ТГЕ; мелетиискаго Ж. )

************ (Нет Ч. Доб. и Е. )

************* (многих У. )

************** (свояси ЯТ. )

*************** (имает ЯТ. )

**************** (Нет ЯТ. )

***************** (животворящее древо ЯТ. )

****************** (господь наш Иисус ЯТ. )

******************* (злате блюде У; блюдо злато Е. )

******************** (посылает же и ожерелие, сии бе святыя бармы, иже на плещу свою. Повелевает же принести крабицу сердоликову, из нея же Август, царь римский, веселяшеся ЯТ. )

********************* (Нет ЕЖИ. )

********************** (Так в Ч; в рукоп. Августиа; Августина Г; Августиан Н. )

*********************** (ожерелия И. )

************************ (посылает же и ожерелие, сии бе святыя бармы, иже на плещу свою. Повелевает же принести крабицу сердоликову, из нея же Август, царь римский, веселяшеся ЯТ )

************************* (Так в ЧГУЕЯНЖР; в рукоп. чепо. )

************************** ()

*************************** (иными многими дарьми царьскими ЯТ. )

И дасть их * митрополиту Неофиту и епископом и своим благородным посла|л. 9 об.|нником, и отпусти их к великому князю Владимеру Всеволодичю, моля его глаголя: "Прийми от нас, о ** боголюбивый *** благоверный княже, сиа честныа дарове **** , иже от начала вечных ***** лет твоего благородиа ****** и поколений ******* царскых жребий ******** на славу и честь на венчание твоего волнаго ********* и самодеръжавнаго царствиа. О нем же начнут молитися ********** наши посланници, что мы от твоего благородна просим мира и любве; яко да *********** церкви божиа будут ************ , и все православие в покои пребудет под сущею властию ************* нашего царства и твоего волнаго самодеръжавства Великиа Росиа; яко да нарицаешися ************** отселе *************** боговенчанный **************** царь, венчан сим царским ***************** венцем рукою святейшаго митрополита |л. 10| Кир ****************** Неофита с епископы". И с того времени князь великий Владимер ******************* Всеволодичь ******************** наречеся Манамах, царь Великиа Росиа. И потом пребыста ********************* прочая времяна ********************** с царем Костянтином князь великий Владимер *********************** в мире ************************ и ************************* любви. Оттоле и доныне тем царским венцем ************************** венчаются великие князи владимерстии, его же прислал греческий царь *************************** Костянтин Манамах, егда ставятся **************************** на великое княжение руское ***************************** . А ****************************** преставися князь великий Владимер киевский ******************************* Манамах в лето ******************************** 6633 ********************************* , княжив в Киеве лет 13, а жил всех лет ********************************** 73, и положен бысть во *********************************** святей Софеи в Киеве маиа в 19 день ************************************ .

* (Нет ЧИ. )

** (от Ч; нет ЖЕТ )

*** (Доб. и ГЕИЖТ; благолюбивый Г. )

**** (Нет ЕТЯ. )

***** (Доб. благо Ч. )

****** (родства Ж. )

******* (поколеном Е; поколени Ж. )

******** (Нет Ч. )

********* (Нет Ж. )

********** (молити тя Ж. )

*********** (от Е. )

************ (Так в Ч; в рукоп. будет. )

************* (Нет Ж. )

************** (рицаешися У. )

*************** (Нет Ж. )

***************** (Так в ГЧУЕЖРТ; в рукоп. царскиим. )

**************** (благомвенчанный Ч; благочинный ЯТ. )

****************** (В рукоп. доб. и; Кира Е. )

******************* (Так в ЕЧУЖЯНИТ; в рукоп. нет. )

******************** (Так в УЕЯНРТ; в рукоп. Всеводичь; Всеволодович Ж. )

********************* (Доб. та Я. )

********************** (время Ч; лета ТЯИТ. )

*********************** (Нет Ч. )

************************ (Нет Ч. )

************************* (Доб. в ЧУ. )

************************** (Нет ТЯ. )

*************************** (Нет Е. )

**************************** (поставятся ЕЖЯРТ. )

***************************** (Нет Ч; российское ЖН. )

****************************** (Нет Ж. )

******************************* (Нет ЧИ. )

******************************** ()

********************************* (6683 Н. )

********************************** (Текст в списке Ч написан на полях внизу. )

*********************************** (Доб. церкви Н. )

************************************ (Нет Р. )