Проверка прокурором постановления следователя о прекращении. Прокурорский надзор за законностью прекращения уголовных дел

Статья 208. Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия

Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:

1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.По основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Статья 212. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования

Уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 - 28.1 настоящего Кодекса (Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон, Основания прекращения уголовного преследования, Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием, Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности).



В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктом 1 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, следователь или прокурор принимает предусмотренные главой 18 настоящего Кодекса меры по реабилитации лица.

Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору.Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику.

Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.



Направление уголовного дела прокурору

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное статьей 217 настоящего Кодекса право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол. Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.По ходатайству потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей следователь знакомит этих лиц с материалами уголовного дела полностью или частично.После выполнения требования статьи 216 настоящего Кодекса следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и его защитника выясняется, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты.

По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь составляет протокол.

В случае удовлетворения ходатайства, заявленного одним из участников производства по уголовному делу, следователь дополняет материалы уголовного дела, что не препятствует продолжению ознакомления с материалами уголовного дела другими участниками. По окончании производства дополнительных следственных действий следователь уведомляет об этом лиц.

Обвинительное заключение - итоговый процессуальный документ, в котором излагаются ход и результаты предварительного следствия, влекущие за собой передачу уголовного дела в суд первой инстанции. Обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела. Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления. К обвинительному заключению прилагается список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения. К обвинительному заключению также прилагается справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела. После подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя следственного органа немедленно направляется прокурору.

84. Обвинительный акт - итоговый процессуальный документ дознания, как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

Обвинительное заключение - итоговый процессуальный документ, в котором излагаются ход и результаты предварительного следствия, влекущие за собой передачу уголовного дела в суд первой инстанции.

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, которое составляется следователем по окончании предварительного следствия. В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содержание обвинительного акта.

85. Две формы дознания : дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя при наличии прокурорского надзора и ограниченного судебного контроля по производству неотложных следственных действий.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, - самостоятельная форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направления уголовного дела в суд, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Дознание производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. По окончании дознания как самостоятельной формы предварительного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

86. Неотложные следственные действия - действия, осуществляемые дознавателем после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК).

Другими словами, неотложные (безотлагательные) следственные действия - следственные действия дознавателя, промедление с производством которых может привести к исчезновению следов преступления под воздействием различных объективных и субъективных факторов.

По действующему законодательству неотложность этих действий определяется самостоятельно дознавателем и начальником подразделения дознания. Теоретически и практически в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом к неотложным (и, следовательно, с точки зрения криминалистов к первоначальным) могут быть отнесены любые следственные действия, направленные на собирание, проверку и оценку доказательств.

В соответствии со ст. 157 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке ст. 146 УПК возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. Этот срок продлению не подлежит.

87. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

Решение судьи оформляется постановлением.Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору.

По поступившему в суд уголовному делу судья должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых следующее:

1) подсудно ли уголовное дело данному суду;

2) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта;

3) подлежит ли избранию, отмене или изменению мера пресечения, а также подлежит ли продлению срок домашнего ареста или срок содержания под стражей;

4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;

5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества;

6) имеются ли основания проведения предварительного слушания

Суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, проводит предварительное слушание в порядке, установленном главой 34 настоящего Кодекса. Предварительное слушание проводится:

1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства, заявленного в соответствии с частью третьей настоящей статьи;

2) при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных статьей 237 настоящего Кодекса;

3) при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела и др.

Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение 3 суток.

При отсутствии оснований для принятия решений, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 227 настоящего Кодекса, судья выносит постановление о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания. В постановлении помимо вопросов, предусмотренных частью второй статьи 227 настоящего Кодекса, разрешаются следующие вопросы:

1) о месте, дате и времени судебного заседания;

2) о рассмотрении уголовного дела судьей единолично или судом коллегиально;

3) о назначении защитника в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части первой статьи 51 настоящего Кодекса;

4) о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами;

5) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных статьей 241 настоящего Кодекса;

6) о мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу, либо о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.

Судья дает распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, указанных в его постановлении, а также принимает иные меры по подготовке судебного заседания.Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, - не позднее 30 суток.

88.Основания проведения предварительного слушания в стадии назначения судебного заседания предусмотрены ст. 229 УПК.

Предварительное слушание в стадии назначения судебного заседания (предания суду) проводится при наличии:

1) ходатайства стороны об исключении доказательства из имеющейся в деле их системы, заявленного согласно требованиям процессуального закона;

2) оснований для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, указанных в ст. 237 УПК;

3) оснований для приостановления или прекращения уголовного дела или уголовного преследования (ст. 238 и 239 УПК);

4) ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК. В данном случае имеется в виду возможность рассмотрения уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении заочно (в отсутствие подсудимого);

5) ходатайства о рассмотрении и разрешении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Любое ходатайство о проведении предварительного слушания по уголовному делу может быть заявлено каждой из сторон после:

1) ознакомления с материалами уголовного дела;

2) направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

Общий порядок предварительного слушания в стадии назначения судебного заседания регулируется ст. 234 УПК. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон и с соблюдением требований гл. 33, 35 и 36 УПК, с изъятиями, установленными гл. 34 УПК (ст. 234 - 239). Таким образом, в процессе предварительного слушания подлежат соблюдению требования, касающиеся: а) общего порядка подготовки к судебному заседанию; б) общих условий судебного разбирательства; в) порядка подготовительной части судебного разбирательства.

Уведомление сторон об их вызове в судебное заседание должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания.

В случае если стороной заявлено ходатайство об исключении доказательства , то судья выясняет у другой стороны, имеются ли у нее возражения против данного ходатайства. При отсутствии возражений судья удовлетворяет данное ходатайство и выносит постановление о назначении судебного заседания, если отсутствуют иные основания для проведения (продолжения) предварительного слушания.

При удовлетворении ходатайства об исключении доказательства и назначении судебного разбирательства судья в постановлении указывает, какое доказательство исключается и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение доказательства, не могут быть исследованы и оглашены в судебном разбирательстве и использованы в ходе процессуального доказывания.

Предварительное слушание завершается оглашением судьей принятого им решения, которое он выносит в совещательной комнате.

В ходе предварительного слушания ведется протокол (ст. 234 УПК).

По результатам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений о:

2) возвращении уголовного дела прокурору;

3) приостановлении производства по уголовному делу;

4) прекращении уголовного дела;

5) назначении судебного заседания.

Постановление о назначении судебного заседания выносится судьей тогда, когда отсутствуют основания для принятия иных уголовно-процессуальных решений.

Судебные решения, принятые по результатам предварительного слушания, обжалованию не подлежат, за исключением решений о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, направлении уголовного дела по подсудности и назначении судебного заседания в части разрешения вопроса о мере.

89. Общие условия судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций - установленные процессуальным законом и основанные на принципах уголовного судопроизводства организационно-управленческие положения (правила), характеризующие природу, сущность, характер и содержание стадии судебного разбирательства.

К этим условиям в правовой литературе обычно относят следующие правила:

Непосредственность судебного разбирательства - исследование обстоятельств уголовного дела и доказательств судом непосредственно, без промежуточных звеньев, за исключением случаев, предусмотренных разд. Х УПК.

Устность судебного разбирательства - исследование обстоятельств уголовного дела о совершенном преступлении путем судоговорения (устного общения участников уголовного судопроизводства).

Гласность судебного разбирательства - открытость судебного разбирательства, предполагающая возможность присутствия в зале судебного заседания любого лица, достигшего возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 241 УПК.

Неизменность состава суда при разбирательстве уголовного дела - требование закона о рассмотрении уголовного дела одним и тем же судьей или одним и тем же составом суда.

Руководящая роль председательствующего в судебном разбирательстве - выполнение председательствующим организационно-управленческих и процессуальных функций в судебном разбирательстве.

Равенство прав участников судебного разбирательства - наличие у сторон обвинения и защиты равных и реальных возможностей по отстаиванию своих позиций по уголовному делу.

Широкий круг участников судебного разбирательства - участие в рамках гласного уголовного процесса всех заинтересованных лиц в установлении фактов, ходе, содержании и результатах разбирательства, а также иных лиц, показания, заключения, письменные документы которых являются средствами доказывания, и лиц, обеспечивающих закрепление хода и результатов судебного разбирательства.

Пределы судебного разбирательства - границы (пределы возможного и допустимого) разрешения в судебном разбирательстве уголовного дела (ст. 252 УПК).

Широкие полномочия суда первой инстанции - предоставленные уголовно-процессуальным законом правомочия (полномочия, права) суду или судье по принятию решений в процессе рассмотрения и разрешения уголовного дела (ст. 253 - 255 УПК и др.).

Соблюдение установленной законом процедуры совершения судебных действий и принятия судебных решений - неукоснительное соблюдение судом правил совершения судебных действий и принятия решений, установленных нормами международных договоров, процессуального закона, других законов, норм нравственности, и закрепление их в надлежащей уголовно-процессуальной форме.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три самостоятельных формы прокурорского надзора за законностью прекращения уголовного преследования:

Дача прокурором согласия на прекращение уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. 25, 26, 28 УПК РФ. Эта форма надзора обеспечивает устранение прокурором нарушений закона в ходе прекращения уголовного преследования еще до вынесения решения об этом. Отказывая в даче согласия на прекращение уголовного преследования, прокурор должен дать письменное указание следователю о проведении дополнительных следственных действий, устранении допущенных нарушений уголовно-процессуального закона.

В законе не определен момент получения согласия прокурора на прекращение уголовного преследования. На практике возникает вопрос о том, должно ли согласие подозреваемого, обвиняемого быть получено ранее согласия прокурора. Как было указанно выше, согласие обвиняемого следователь, дознаватель получают в процессе расследования уголовного дела. Согласие прокурора - это окончательное решение об освобождении от уголовной ответственности конкретного лица или прекращения производства по уголовному делу в целом.

«Сплошная» проверка прокурором законности решения следователя о прекращении уголовного преследования во всех остальных случаях. Согласно ч. 1 ст. 213 УПК РФ при прекращении уголовного дела следователь направляет прокурору копию постановления о прекращении уголовного дела. В этой связи прокурор, не ограничиваясь проверкой законности и обоснованности по существу принятого решения, должен обращать внимание и на соблюдение формы постановления о прекращении дела. Если такое постановление содержит существенные нарушения или не соблюдена процессуальная форма, то прокурор должен возвратить постановление следователю для пересоставления, указав на имеющиеся ошибки. В случае установления незаконности принятого следователем решения, он своим постановлением отменяет постановление о прекращении уголовного дела и возобновляет по нему производство (ст. 213 УПК РФ). При этом постановление, составленное прокурором, должно быть мотивированным, т. е. прокурор должен объективно оценить собранные по делу доказательства и указать какие ошибки привели следователя к неверному решению и какими доказательствами опровергаются его выводы.

Проверяя законность и обоснованность прекращения уголовного дела, прокурор должен особое внимание уделять новым сведениям, которые не были оценены в ходе предварительного расследования. Как правило, такие сведения могут содержаться в жалобах и ходатайствах заинтересованных в исходе дела лиц. Подчас такие сведения, после их тщательной проверки, могут изменить принятое по делу решение.

Получив жалобу на незаконное прекращение уголовного преследования, прокурор рассматривает её в течение трех суток. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы, либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Представляется, что в случае необходимости прокурор с целью проверки доводов жалобы вправе вызывать её заявителя либо следователя, прекратившего уголовное преследование по делу.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Признав постановление следователя о прекращении уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Согласно ч. 3 ст. 214 УПК РФ возобновление уголовного преследования возможно, только если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, что также должно учитываться прокурором при вынесении решения по жалобе.

Итоговым документом, завершающим стадию предварительного расследования, является составление следователем обвинительного заключения.

Обвинительное заключение - процессуальный акт следователя, который подлежит направлению в суд вместе с уголовным делом для решения вопроса об ответственности обвиняемого.

В статье 215 УПК РФ говорится о том, что следователь, придя к выводу, что все следственные действия по уголовному делу выполнены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное ст. 217 и 225 УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя (схема 32).

Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника обвиняемого, если он участвует в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

Если защитник обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с уголовным делом в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более чем на пять суток. В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела, следователь по истечении пяти суток вправе предложить обвиняемому или, при наличии ходатайства обвиняемого, принять меры для явки другого защитника. В том случае, если обвиняемый отказывается от предложенного защитника, следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без защитника, кроме случаев, когда участие защитника является обязательным.

Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления с материалами уголовного дела, следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства, составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

В соответствии со ст. 216 УПК РФ, по ходатайству потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей следователь знакомит этих лиц с материалами уголовного дела полностью или частично. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители знакомятся с материалами уголовного дела в той части, которая относится к гражданскому иску.

После ознакомления с делом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и, по просьбе обвиняемого или его защитника, фонограммы, аудио- и видеозаписи, фотографии и иные приложения к протоколам следственных действий. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, то каждому из них материалы дела предъявляются отдельно и в полном объеме, а последовательность представления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем (ст. 217 УПК РФ).

В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник имеют право повторно обращаться к любому из них, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

Обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Вместе с тем уголовно-процессуальный закон делает в данном случае оговорку о том, что если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами уголовного дела, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ, устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. Если после вынесения такого постановления, обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 217 УПК).

По окончании ознакомления обвиняемого и защитника с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и его защитника выясняется, каких свидетелей, экспертов, специалистов и понятых они желают вызвать в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции защиты.

Об окончании ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника и (или) представителя, следователь составляет протокол. В протоколе указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и иные заявления.

Ходатайство может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Устные ходатайства следователь заносит в протокол, а если обвиняемый и его защитник предъявляют следователю письменные ходатайства, они приобщаются к протоколу.

Следователь обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела:

1) о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции - в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 30 УПК РФ;

2) судом с участием присяжных заседателей - в случаях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или более из нескольких обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении них в отдельное производство. При невозможности выделения дела все уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей;

3) о применении сокращенного порядка судебного разбирательства - в случаях согласия обвиняемого с предъявленным обвинением по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет;

4) о возможности проведения предварительных слушаний - в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ (основания проведения предварительного слушания).

Следователь обязан рассмотреть каждое заявленное ходатайство и принять решение об их полном либо частичном удовлетворении или об отказе в их удовлетворении, о чем он составляет мотивированное постановление. В случае удовлетворения ходатайства, заявленного одним из участников производства по уголовному делу, следователь дополняет материалы уголовного дела, что не препятствует продолжению ознакомления с материалами уголовного дела другими участниками.

По окончании производства дополнительных следственных действий следователь уведомляет об этом потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика и их представителей, а также обвиняемого, защитника и представителя обвиняемого и предоставляет им возможность ознакомления с дополнительными материалами уголовного дела.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении заявленного ходатайства, следователь выносит об этом постановление, которое доводится до сведения заявителя.

После выполнения всех перечисленных действий следователь в соответствии со ст. 220 УПК РФ составляет обвинительное заключение, в котором указывает:

1) фамилию, имя, отчество обвиняемого (обвиняемых);

2) данные о его личности;

3) сущность обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие существенные обстоятельства;

4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за данное преступление;

5) перечень доказательств, подтверждающих обвинение;

6) перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

1) обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность;

2) сведения о потерпевшем, характере и размере нанесенного ему вреда;

3) данные о гражданском истце и гражданском ответчике.

При этом необходимо учитывать, что если по уголовному делу привлечено несколько обвиняемых, то обвинение должно быть сформулировано в отношении каждого из них, с указанием статьи закона, устанавливающей уголовное наказание за инкриминируемое деяние. Если обвиняемый совершил несколько разнородных преступлений, то после формулировки каждого состава преступления должна быть указана соответствующая статья УК.

Обвинительное заключение обязательно должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела.

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления.

К обвинительному заключению следователь прилагает список лиц со стороны обвинения и защиты, подлежащих вызову в судебное заседание с указанием их места жительства или места нахождения.

К обвинительному заключению также прилагается справка с указанием соответствующих листов уголовного дела о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, о гражданском иске, о принятых мерах обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, о процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - сведения о принятых следователем мерах по обеспечению их прав.

После составления и подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело немедленно направляется прокурору. В случаях, если обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, следователь обеспечивает перевод обвинительного заключения.

Получив дело с обвинительным заключением, прокурор в течение пяти суток изучает его и принимает одно из нижеперечисленных решений (ст. 221 УПК РФ):

1) утвердить обвинительное заключение или составить новое обвинительное заключение и направить уголовное дело в суд (в данном случае, уголовно-процессуальный закон предоставляет прокурору право самостоятельно решить вопрос о необходимости пересоставления обвинительного заключения, что является одной из дополнительных гарантий обеспечения возможности успешного рассмотрения уголовного дела в судебном заседании);

2) прекратить уголовное дело либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;

3) возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

4) направить уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Уголовно-процессуальный закон предоставляет ряд прав прокурору при утверждении обвинительного заключения:

1) прокурор имеет право изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по закону о менее тяжком преступлении (только в сторону смягчения, но ни в коем случае не в сторону ужесточения);

2) отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения. Прокурор также вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и содержания под стражей, т.к. в данном случае требуется решение суда;

3) дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей защиты.

Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ о том, что материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей (6, 12 и 18 месяцев), а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор изменяет данную меру пресечения. Свои действия прокурор оформляет мотивированным постановлением.

После выполнения всех вышеперечисленных действий, прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд (ст. 222 УПК РФ).

Обвиняемому вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют.

О направлении уголовного дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей (если они участвуют по уголовному делу). При этом указанным лицам разъясняется право заявлять ходатайства о проведении предварительного слушания.

После направления уголовного дела в суд все ходатайства, заявления и жалобы направляются непосредственно в суд.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изначально предусматривал в качестве поводов для возбуждения уголовного дела заявление о преступлении (п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), явку с повинной (п. 2 ч. 1 ст. 140 РФ) и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 РФ). Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» ч. 1 ст. 140 УПК РФ дополнена п. 4. В соответствии с которым, четвертым поводом для возбуждения уголовного дела становится постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Речь идет о случаях выявления прокурором деяний, содержащих признаки преступления, в ходе работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан, проведения прокурорских проверок и т.д. Сюда же можно отнести и материалы, которыми оформлены результаты личного наблюдения прокурором, оказавшимся случайным свидетелем, обстоятельств совершения преступления, - рапорты, объяснения, акты и т.п.

Современная норма, предусматривающая полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Была введена в УПК РФ Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 2 ч. 2 ст. 37). Эта норма появилась одновременно с лишением прокурора права возбуждать уголовные дела и, фактически, была введена вместо нормы, устанавливающей соответствующее полномочие на возбуждение уголовного дела.

Однако такое постановление прокурора изначально не представляло собой самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела. Как следует из системного толкования ст. ст. 140-143 УПК РФ, это постановление представляло собой один из «иных источников» сведений о преступлении. В соответствии со ст. 143 УПК РФ лицо, получившее такое сообщение, составляло рапорт об обнаружении признаков преступления. Указанное толкование получило обоснованное распространение в юридической литературе. Находит оно подтверждение и в ведомственных нормативных правовых актах.

Лишение прокурора права возбуждать уголовные дела получило негативную оценку у специалистов. Полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) не могло компенсировать в полной мере отсутствие этого права. В связи с непрекращающейся критикой и поступающими предложениями восстановить право прокурора на возбуждение уголовных дел в 2010 г. было принято промежуточное решение: полномочие на возбуждение уголовных дел не возвращено, но указанное мотивированное постановление прокурора в законодательном порядке признано самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела.

Однако в качестве «иного источника» сведений о преступлении постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по сути, выполняло ту же функцию, что и в качестве повода для возбуждения уголовного дела. Такой вывод основывается на буквальном толковании ст. 143 УПК РФ: исходя из её текста, должностное лицо, получившее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК РФ, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который подлежит регистрации в качестве повода для возбуждения уголовного дела, являясь своеобразной внешней формой его выражения.

Строго говоря, поводом, по сути, становится даже не рапорт, а, как буквально сказано в ст. 140 УПК РФ, устанавливающей перечень поводов, - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). В этом смысле постановление прокурора и так уже по закону было поводом для возбуждения уголовного дела.

В связи со сказанным возникает вопрос: что изменилось? Суть произошедших изменений заключается в придании постановлению прокурора общего значения самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, а так же в придании ему по отдельным вопросам особого значения, выделяющего его среди других поводов.Что касается общего значения, следует отметить, что, прежде всего, законодатель прямо причислил постановление прокурора к числу самостоятельных поводов для возбуждения уголовного дела, в то время как до этого такие результаты были вовсе не обязательны для правоприменителя.

Обретя статус самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, как и всякий иной законный повод. Представляет собой юридический факт, с которым закон однозначно связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т.е. принять одно из следующих решений:

  • 1) возбудить уголовное дело;
  • 2) отказать в возбуждении уголовного дела.

Это постановление порождает уголовно-процессуальные отношения, с момента его появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Выделение постановления прокурора из числа иных источников сведений о преступлении в самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела подняло его статус, особенно в начальный период действия.

Особое значение постановления прокурора в качестве повода для возбуждения уголовного дела выражается в дополнительных гарантиях обоснованности принятия решения при отказе в возбуждении уголовного дела по этому поводу. В соответствии с ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ, введенной федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ, решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. Следовательно, если по иным поводам при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела самостоятельно, то по этому поводу следователю требуется согласие руководителя следственного органа.

Сразу же следует обратить внимание на тот факт, что указанная норма распространяется только на решения органа предварительного следствия. Орган дознания и дознаватель, как и по другим поводам, принимают при наличии к тому оснований решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора самостоятельно.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три самостоятельных формы прокурорского надзора за законностью прекращения уголовного преследования:

Дача прокурором согласия на прекращение уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. 25, 26, 28 УПК РФ. Эта форма надзора обеспечивает устранение прокурором нарушений закона в ходе прекращения уголовного преследования еще до вынесения решения об этом. Отказывая в даче согласия на прекращение уголовного преследования, прокурор должен дать письменное указание следователю о проведении дополнительных следственных действий, устранении допущенных нарушений уголовно-процессуального закона.

В законе не определен момент получения согласия прокурора на прекращение уголовного преследования. На практике возникает вопрос о том, должно ли согласие подозреваемого, обвиняемого быть получено ранее согласия прокурора. Как было указанно выше, согласие обвиняемого следователь, дознаватель получают в процессе расследования уголовного дела. Согласие прокурора - это окончательное решение об освобождении от уголовной ответственности конкретного лица или прекращения производства по уголовному делу в целом.

«Сплошная» проверка прокурором законности решения следователя о прекращении уголовного преследования во всех остальных случаях. Согласно ч. 1 ст. 213 УПК РФ при прекращении уголовного дела следователь направляет прокурору копию постановления о прекращении уголовного дела. В этой связи прокурор, не ограничиваясь проверкой законности и обоснованности по существу принятого решения, должен обращать внимание и на соблюдение формы постановления о прекращении дела. Если такое постановление содержит существенные нарушения или не соблюдена процессуальная форма, то прокурор должен возвратить постановление следователю для пересоставления, указав на имеющиеся ошибки. В случае установления незаконности принятого следователем решения, он своим постановлением отменяет постановление о прекращении уголовного дела и возобновляет по нему производство (ст. 213 УПК РФ). При этом постановление, составленное прокурором, должно быть мотивированным, т. е. прокурор должен объективно оценить собранные по делу доказательства и указать какие ошибки привели следователя к неверному решению и какими доказательствами опровергаются его выводы.

Проверяя законность и обоснованность прекращения уголовного дела, прокурор должен особое внимание уделять новым сведениям, которые не были оценены в ходе предварительного расследования. Как правило, такие сведения могут содержаться в жалобах и ходатайствах заинтересованных в исходе дела лиц. Подчас такие сведения, после их тщательной проверки, могут изменить принятое по делу решение.

Получив жалобу на незаконное прекращение уголовного преследования, прокурор рассматривает её в течение трех суток. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы, либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Представляется, что в случае необходимости прокурор с целью проверки доводов жалобы вправе вызывать её заявителя либо следователя, прекратившего уголовное преследование по делу.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Признав постановление следователя о прекращении уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Согласно ч. 3 ст. 214 УПК РФ возобновление уголовного преследования возможно, только если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, что также должно учитываться прокурором при вынесении решения по жалобе.

Согласно ч. 3 ст. 124 УПК РФ заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе и дальнейшем порядке его обжалования. Необходимо отметить, что решение прокурора об отказе в удовлетворении жалобы может быть обжаловано заявителем вышестоящему прокурору.

Второй вариант 27 (Надзор за законностью прекращения уголовных дел.

(УПК, Приказ Генпрокуратуры РФ № 136 от 06.09.2007г.) Прокурор обязан:

контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя. Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. В том случае, если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене направлять вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа. Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов. В случае удовлетворения судом жалобы рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.)