Православие. Православие Пророк иоиль о схождении святого духа

Пророк Иоиль

Кратко поговорим еще об одном пророке, который является современником пророков Амоса и Осии. «Иоиль» означает «Господь есть Бог». Иоиль является сыном Вафуила и живет в Иудейском Царстве. О его жизни мы почти ничего не знаем. Поводом предсказания было двойное бедствие - тучи саранчи, которые налетели на землю и уничтожили все, и большая засуха, которые пророк считает явным предостережением Божиим.

Некоторые считают, что Иоиль жил гораздо позже, после плена, основанием этому служит не упоминание царства и многие цитаты из других пророков - Амоса, Исаии, Михея, Наума.

Иоиль говорит не только о старых врагах Израиля, филистимлянах и финикийцах, он упоминает и сирийцев, о которых говорит Амос. Основное его пророчество - о возвещении сошествия Святого Духа (Деян 2:38)

«…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите в дар Святого Духа»

Впервые он называет

«день Господень»

«день благословения»

(Иоил. 3:1–5) - это указание сошествия Святого Духа на Троицу. Это читается во время Троичной службы.

Особый признак его пророчества - то, что мы называем «всеобъемлющая любовь Божия». Иоиль познает, что любовь Бога охватывает всех людей и что она есть спасение не только для евреев, но и для всех, призывающих имя Божие; здесь он перекликается с Амосом. Он приводит различные практические поучения. Скажем, Бог использует различные природные явления, чтобы уяснить Свои мысли людям. Каждое несчастье, каждое страдание, которое постигает нас, служит вестником Божиим, определенным знанием для нас. Таковы основные мысли пророка Иоиля.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония. 1. Пророк Авдий проповедовал при царе Иораме, в начале IX века. Его книга - самая короткая из пророческих книг: в ней всего 21 стих. Пророк обличает идумеян за то, что они сочувствовали и

Из книги Обзор Ветхого завета автора Ла Сор Уильям Сенфорд

ГЛАВА 32. СОФОНИЯ И ИОИЛЬ СОФОНИЯЕсли поместить пророческие книги в хронологическом порядке, то Книга Софонии займет место между Книгами Исайи и Иеремии. Софония нарушил полувековое пророческое молчание в жестокое и порочное царствование Манасии. Он переосмыслил

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

Иоиль. Этот пророк тоже очень интересен. Я заметил - чем короче пророчество, тем больше в нём смысла.Оно и понятно. В больших пророчествах мало от бога и очень много от человека.«Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте все, пьющие вино!..Рыдай, как молодая жена,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

32. Пророк Не менее убедительно Христос в Своей проповеди выглядел как пророк, и такое Его восприятие оттесняло на задний план даже то, что к Нему часто обращались как к Равви (см. выше). Пророческие пафос и манера служения Иисуса не вызывали удивления, так как в этом не было

Из книги Церковь Духа Святого автора Афанасьев Протопресвитер Николай

IV. ПРОРОК. 1. Облик пророка, как носителя новозаветного служения, выступает достаточно ясно из посланий ап. Павла . Пророки - те лица, которые призваны Богом и поставлены Им на особое служение в Церкви через сообщение пророческой харизмы. Их служение заключалось в том,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Пророк 14 Народы, которые ты выселишь, слушают тех, кто занимается волшебством и ворожбой. Но тебе Вечный, твой Бог, не позволяет этого. 15 Из твоей среды, из твоего же народа Вечный, твой Бог, поставит тебе Пророка, подобного мне. Ты должен слушать Его. 16 Ведь именно этого ты

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Иоиль Введение Датировка книги Иоиля весьма сложна. Вот три наиболее правдоподобных мнения: 1) Иоиль служил во время царствования царя Иоаша, правившего в 835–796 гг. до н. э.; 2) накануне плена - между 597 и 587 гг. до н. э.; 3) после возвращения из плена и восстановления храма в

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Пророк 14 Народы, которые ты выселишь, слушают тех, кто занимается волшебством и ворожбой. Но тебе Господь, твой Бог, не позволяет этого. 15 Из твоей среды, из твоих же братьев Господь, твой Бог, поставит тебе Пророка подобного мне. Ты должен слушать Его. 16 Ведь именно этого ты

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Иоиль Иоиль («Яхве - Бог») - первый из одиннадцати малых пророков Иудеи. Собрание его высказываний не имеет никакой даты, но начинается просто следующим образом: Иоил., 1: 1. Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. Поскольку в книге нет никакого упоминания об

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Пророк Не говори: «Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!..» Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. «Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора

Пророк ИОИЛЬ 19 октября / 1 ноября Пророк Иоиль – один из двенадцати малых пророков – сын Вафуила. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области и жил в городе Вефороне или

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Св. пророк Иеремия (Почему каждый пророк терпит поношение от современников?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, –

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Поучение 1-е. Св. пророк Иоиль (О том, как Святой Дух живит душу человека) I. Прославляемый ныне св. Церковью, св. пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. О жизни его известно весьма мало. Из его пророчеств особенно замечательны о запустении Иерусалима и об излиянии

Из книги автора

17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения Иоиль, очевидец нашествия Пророки долго и упорно предупреждали израильтян: если не измените свой образ жизни, вас ждут самые настоящие бедствия. Но тогда, как, впрочем, и сегодня, людям совсем не хотелось думать о

Из книги автора

Иоиль, очевидец нашествия Пророки долго и упорно предупреждали израильтян: если не измените свой образ жизни, вас ждут самые настоящие бедствия. Но тогда, как, впрочем, и сегодня, людям совсем не хотелось думать о неприятном, а еще меньше хотелось отказываться от

Пророк Иоиль и его книга

Личность пророка Иоиля .

Среди исследователей пророка Иоиля принято переводить его имя «Иоиль» с еврейского как «Иегова есть Бог». Хотя были и другие предположения. Например, блж. Иероним Стридонский переводил имя пророка как «начинающий».

О личности пророка Иоиля и обстоятельствах его жизни можно строить бесчисленные предположения, потому что точные исторические данные отсутствуют. Возможно, он родился и погребен в Вефероне, как записано у свв. Ефрема Сирина, Епифания и Дорофея со ссылкой на древнее предание. Из самой книги пророка мы знаем, что он был «Сын Петуэла (или Вафуила) (1:1). Но неизвестно, кем был Петуэл. Исследователь Раши утверждает, что это пророк Самуил (у которого, действительно, был сын по имени Иоиль). Гольдгаузен называет отцом пророка Иоиля Петахию, современника Давида, начальника 19-й священнической чреды (1 Пар.24:16). Впрочем, ни одно из предположений не имеет достаточных оснований.

Сам пророк, возможно, происходил из священнического рода. Западные библеисты Креднер, Крамер и Евальд считают, что Иоиль – это отец псалмопевца Емана, левит из рода Каафа (1 Пар.6:33). Но и эти мнения не имеют твердой фактической почвы.

Несомненно, только то (пишет В.П. Рыбинский. Пророк Иоиль), что святой Иоиль проходил свое служение в Иудее, потому что говорит лишь о ней, употребляем слово «Израиль» (2:24; 3:12,16) только для обозначения всего еврейского народа (а не десятиколенного царства).

Время жизни и служения .

Вопрос о времени жизни и пророческой деятельности святого Иоиля является одним из самых спорных, решается он неодинаково как в западной литературе, так и в нашей. Можно перечислить основные гипотезы:

Пророк Иоиль был современником Ровоама (считают Карл, Пирсон);

Пророк Иоиль жил в первые годы царствования Иоаса, царя иудейского, т.е. около 868-838 (Креднер, Эвальд, Гитциг, Орелли, Добронравов);

Пророческая деятельность Иоиля относится ко временам Иеровоама II, когда проходил свое служение Амос (Шмолпер, Кнабенбауэр, Покровский);

Возможно, святой Иоиль жил в послепленный период (Гоонакер), может быть в IV веке (Шольц), может быть в середине V века (Гильгенфельд, Меркс); а может быть в начале VI века (Новак, Велльгаузен, Марти).

Новейшие исследователи обычно считают, что Иоиль был послепленным пророком, приводя следующие доводы:

1) Послепленные черты политического, общественного и религиозного состояния народа, ничего не сказано о царях, князьях, а речь только о священниках, старейшинах (2:16-17). Храм назван единственным святилищем, нет речи об идолопоклонстве. Предмет пророчеств – только Иудея (2:27; 3:1), которая у пророка в некоторых местах названа «Израиль» (3:2). Кроме того, упоминается о рассеянии Израиля – Иуды между народами, о разделении Израильской земли.

2) Сходные места с другими пророками:
Иоиль 3:16 – Амос 1:2; Иоиль 3:18 – Амос 9:13; Иоиль 1-2:11 – Амос 7:1-6; Иоиль 2:2 – Софония 1:14-15; Иоиль 2:14 – Иона 3:9; Иоиль 2:11, 3:4 – Малахия 3:23; Иоиль 3:18 – Иезекииль 47.

А раз пророк Иоиль заимствовал, по мнению некоторых ученых, что-то у этих пророков, значит он жил после них.

3) Воззрения Иоиля имеют послепленный характер: большое значение придает жертвам, сожалеет об их прекращении. В то время как допленные пророки придавали жертвам меньшее значение.

4) О «дне Господнем» пророк Иоиль говорит как о суде народов, что могло иметь место только в эпоху ассиро-вавилонских завоеваний, но не в древнейшее время.
Но и древнее воззрение на книгу Иоиля, как допленную, имеет твердые основания (по мнению преемников А. Лопухина. Толковая Библия):

Место ее в ряду пророческих книг (Осия, Иоиль, Амос);

До разрушения Самарии тоже можно назвать иудеев Израилем, потому что фактически только они тогда были народом Божиим, а десятиколенное царство предпочло идолопоклонство, служение тельцам;

Положение, когда храм был единственным законным местом богослужения, понятно и в допленную эпоху;

Умолчание об идолопоклонстве можно объяснить тем, что пророк Иоиль в принципе не говорит о грехах народа.

Некоторые толкователи добавляют, что упоминающееся нападение филистимлян (3:4) соответствует событиям, описанным во 2 Пар.21:10, случившимся при царе Иораме, а значит после 879 года до Р.Х.

Отсутствие упоминания об ассирийцах и сирийцах относит, по мнению очередной группы ученых, время произнесения пророчеств Иоиля до 746 года (год вступления ассирийцев) и до разграбления сирийцами Иерусалима (2 Пар.24:23) – 928 год.

Иерей Геннадий Егоров, как бы подытоживая все эти многочисленные гипотезы, пишет (Священное Писание Ветхого Завета), что «в книге пророка Иоиля нет указаний на время написания. Скорее всего, он был одним из первых пророков-писателей, потому что его книга помещена в каноне в начале книг малых пророков. Видимо, он жил во времена царя Иоаса. Принципиально разных датировок с разбросом в 350 лет много, следовательно, нет однозначного ответа. Ввиду такого положения, мы не посвящаем много времени на выяснение времени написания книги, если в ней нет точных указаний, а придерживаемся Предания Церкви».

Повод к произнесению пророческих речей, их число и содержание.

При пророке Иоиле в Иудее случились страшная засуха и нашествие саранчи, что и послужило поводом пророку Иоилю к произнесению двух его речей (1:4-17, 18-20; 2:1).

1) Первая речь содержит:

Описание печального положения страны и призывает к плачу и молитве. Кроме того, пророк предупреждает, что нынешнее бедствие – это предвестник будущего страшного дня Господня: «О, какой день! Ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он» (1:15);

Описание опустошения от саранчи, призыв к обращению к Иегове (1:1-16): «Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки» (1:4). «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу» (1:14);

Описание засухи: «…иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (1:20);

Саранча и засуха – образы, предвещающие день Господень: «…наступает день Господень… перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя… никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники…» (2:1-11);

Увещание молиться о помощи: «… обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь ко Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд …» (2:12-17). (Архиеп. Н. Добронравов. Книга пророка Иоиля. Магистерская диссертация.

Особо стоит остановиться на образе саранчи, который применялся и применяется в книгах и речах довольно часто в силу своей наглядности.

Очевидцы нашествий саранчи вспоминают: « Саранча не щадит ничего, пожирает не только все посеянное на полях, всю траву и зелень, но обгрызает сухие растения, вырывает из земли корни травы и пожирает их… Все меры против нее безуспешны. Легче бороться против самых диких бедуинов, чем против этого малого, но всепожирающего насекомого… Саранча налетает обычно неожиданно и с неимоверной быстротою пожирает все. Прекрасные цветущие местности вдруг принимают жалкий вид. Погибает саранча в бесплодных пустынях и перелетая через моря». (Н.Добронравов)

Пророк Иоиль в Библейском словаре Э. Нюстрема (1868) назван лучшим в описании саранчи (2:3). Четыре раза перечисленные у него в 1:4 виды этого насекомого, возможно, породы саранчи.

Из записок Др. Шоу, путешественника: «…Объедая все, она неотступно двигалась вперед, перелезая через все, что служило ей преградой: стены, деревья, залезая в дома и спальни. Чтобы воспрепятствовать ее движению, копали ямы, канавы, наполняя их водой, накладывали в них вереск, сучья и другой горючий материал, который зажигали при приближении саранчи. Но напрасно, канавы скоро переполнялись, и огонь тушился мириадами саранчи, вплотную шествовавшей одна за другой. Через один – два дня появлялись новые полчища, пожирающие то, что оставили предыдущие (кору, обглоданные ветки). Пророк справедливо сравнивает саранчу с войском и землю до ее появления с прекрасным садом, а после ухода – с пустыней.

Библейская энциклопедия архим. Никифора: « Саранча была восьмой казнью, посланной на Египет (Исх.10:4-15, Пс.77:46). В Откровении (9:7) саранча уподобляется коням, уготовленным на войну. В Священном Писании саранча часто используется кК орудие Божиего гнева (Втор.28:38-42, 3 Цар.8:37, 2 Пар. 6:8). Даже язычники смотрели на саранчу, как на страшное проявление гнева богов. Плиний свидетельствует, что в саранче обнаруживается сильное проявление гнева богов. «Своею бесчисленностью, — пишет он, — она затемняет солнце…сила ее неутомима …»

Их полчища двигаются не сплошной массой, а отдельными большими кулигами и маневрирует очень согласно. Армия пешей саранчи передвигается со средней скоростью 15-20 км в день. Потом они созревают, обретая крылья, и взлетают на высоту 200-300 м, а могут подниматься и до 1500 м.

Ежедневно каждое насекомое съедает столько, сколько само весит – 2 г. Таким образом, один миллион особей поедает пищи столько, сколько стадо из 10 слонов, в день уничтожая около 200 кг зелени. Кочующая саранча может прыгать на длину более 200 длиннее своего тела. За жизнь каждая самка откладывает около 200 яиц, а личинки уже через две недели после вылупления способны зачать новое потомство.

Смысл первой речи : отцы Церкви отдавали предпочтение аллегорическому толкованию, согласно которому саранча и засуха – это образы неприятельских грядущих нападений на Иудею.

Прп. Ефрем Сирин (+387) был приверженцем аллегорического толкования книги пророка Иоиля. Например, в образе четырех видов саранчи он видел четырех врагов Иудеи: Тиглатпаласара, Салманасара, Сеннахерима и Навуходоносора.

Блаженный Иероним тоже аллегорически толковал эту книгу, но под видом саранчи, по его мнению, пророк имел в виду четыре враждебных Иудее народа: ассиро-вавилонян, мидо-персев, македонян и преемников Александра, особенно Антиоха Епифана, и римлян. Но, в то же время, блж. Иероним первым из отцов Церкви предложил, наряду с аллегорическим, и буквальное толкование первой речи святого Иоиля.

Блаженный Феодорит тоже толковал первую речь буквально-аллегорически.

Святитель Кирилл Александрийский (+444) допускал буквальное понимание слов Иоиля о саранче.
В Новое время мало кто из исследователей придерживался аллегорического толкования.

В Новейшее время, начиная с Креднера, буквальное понимание возобладало. Его давали из отечественных библеистов Хергоезерский, Орда, Смирнов, Некрасов, арх. Ириней Псковский и др.

Скорее всего, правильно будет согласиться с блж. Феодоритом в том, что в первой речи пророка Иоиля можно найти и буквальный, и аллегорический смыслы.

2) Между двумя речами в книге пророка Иоиля присутствует как бы историческое замечание о том, что Иегова избавил свой народ от бед (2:18-19а). Это может означать, как предполагает архиеп. Н. Добронравов, что евреи вняли первой пророческой речи и обратились к Иегове. И поэтому Господь их пощадил.

3) Вторая речь пророка Иоиля относится, очевидно, ко времени после бедствия, которое он возвестил в первой речи. Содержание:

Возвещение о прекращении бед и о плодородии земли (2:19в – 27);

-излияние Святого Духа на всякую плоть: «И будет в после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения…» (2:28-32);

Духовные обетования;

Суд над народами (3:1-15), обещание вернуть евреев после плена в отечество, а в долине Иосафатовой произвести суд над язычниками за притеснение народа Божия: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу суд над ними за народ Мой… Израиля, который они рассеялм между народами, и землю Мою разделили…» (3:2 и далее);

Суд над всеми язычниками (3:9-12);

Блаженное состояние Израиля (глава 3) – страшный день Господень не будет таким для Израиля, а для Израиля это будет день спасения, блаженства: «…Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых… Иуда будет жить вечно, и Иерусалим – в роды родов…» (3:16-21).

Пророчество об излиянии Святого Духа на всех людей (2:28) занимает, по мнению большинства исследователей, важнейшее место в книге. А исполнение его, скорее всего, правильно будет отнести к Новозаветным временам (В.П. Рыбинский. Пророк Иоиль). Главное основание для такого предположения – это слова святого апостола Петра: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян.2:15-21). Те есть, апостол Петр прямо говорит, что слова пророка Иоиля 2:28-32) – это пророчество о сошествии Святого Духа на апостолов. Кроме того, апостол видит в этом событии и исполнение изречения пророка о страшном дне Господне (В.П. Рыбинский).

Сошествие Святого Духа на апостолов суть окончательное устроение мессианского царства для спасения людей, когда поданы все благодатные силы. Теперь остается ждать только Божиего суда за их правильное или неправильное использование. Во всей полноте слова прока Иоиля о страшном дне Господне могут относиться только к «последним временам».

В день Господень главным событием должно стать нравственное обновление как результат покаяния: «…обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд…кто знает, не сжалится ли Он …» (2:12-14). Тем, кто покается, Господь обещает благословение и воздаяние: «И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеницы…и до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего…» (2:25-27). (Иер. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого и Нового Завета).

«И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (2:30-32). В этих словах, следуя общецерковному толкованию, иерей Геннадий видит пророчество о Голгофских событиях, которые, в свою очередь есть образ последних времен (2:32): «Выстраивается следующая последовательность событий:

Голгофа (Иоиль 2:10-11);

Пятидесятница (2:25-29);

Второе Пришествие Господа Иисуса Христа (2:30-31).
А в конце – жатва (3:13). Образ жатвы часто использует Господь в своих притчах, имея в виду события во время Второго Пришествия.

Конечное благословение изображается в виде процветания (3:18, 20-21)».

Язык книги пророка Иоиля.

«Язык книги пророка Иоиля характеризуется ясностью и плавностью речи, живостью представления и обилием поэтических образов, меткостью и точностью выражений» (Архиеп. Николай Добронравов. Книга пророка Иоиля. Магистерская диссертация. 1885).

Место в ряду книг малых пророков .

Если Иоиль жил в начале царствования Иоаса, значит, он являлся первым пророком, от которого до нас дошли писания. А если это так, то его книга, по хронологическому принципу, должна стоять перед книгой пророка Осии. Возможно, книга святого Осии идет первой в силу ее объема, который превосходит все остальные книги малых пророков.

На втором месте в каноне книга пророка Иоиля помещена в Вульгате, в славянской, русской Библии, а также в еврейской Библии.

Богослужебное употребление .

Из этой книги читаются три паремии:

На вечерне Пятидесятницы (об излиянии Святого Духа); а также из 2-й и 3-й глав о суде Божием в среду Сырной Седмицы на часах и на вечерне.

Толкования на книгу пророка Иоиля .

Блж. Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Иоиля;

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на пророка Иоиля;

Прп. Ефрем Сирин;

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Иоиля;

Епископ Палладий (Пьянков). Толкование на книгу святого пророка Иоиля;

Архиепископ Николай (Добронравов). Книга пророка Иоиля;

Архиепископ Иоанн (Смирнов). Пророк Иоиль;

А.А. Некрасов. Введение в книгу пророка Иоиля;

Ф.И. Покровский. Время деятельности пророка Иоиля;

В.П. Рыбинский. Пророк Иоиль.

Пророк Иоиль – один из двенадцати малых пророков – был сын Вафуила1. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области2, и жил в городе Вефороне или Вефаре3.
Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское4. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове5 с молитвою о помощи, ибо "близок день Господень" (Иоил.2:1). День этот будет днем страшных бедствий. Образом и предвестником его служат постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). Пред наступлением того дня поколеблются небо и земля, померкнут все светила небесные, и тогда явится Иегова со Своим великим воинством. Но еще и теперь, – вразумлял Иоиль, – есть средство избавиться от столь великих бедствий: как настоящих (саранча и засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться к Иегове всем сердцем, и Господь избавит тогда Свой народ от великих бедствий. Пусть же будет назначен, – говорить пророк, – всеобщий пост и все, без исключения, соберутся в храм. Пусть тогда священники воззовут к Господу от лица всего народа: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?" (Иоил. 2:17)
Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Иегове с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ. Господь пошлет благовременный дождь и на пастбищах произрастет трава, деревья принесут обильные плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила – виноградным соком. Тогда сыны Израилевы узнают, что Иегова не оставит Своего народа и не допустит людей Своих до посрамления (Иоил. 2:19-27).
Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. "Излию, – говорит Господь устами пророка, – от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего"6 (Иоил.2:28-29).
Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ("день Господень"), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне7. Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил.3:19). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: "Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе" (Иоил.3:20-21). Так утешительно оканчивается речь пророка Иоиля. Израиль при всех своих бедствиях, постигавших его отечество, должен был находить отраду и утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Иегова, многомилостивый и долготерпеливый, не забудет Своего народа и избавит его, в каком бы бедствии он ни находился.
Тропарь Иоилю:
Предведый Божие пришествие во плоти / и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, / пророче Иоиле: / спасай молитвами твоими / чтущия тя от всех скорбей.

1 Так называет себя сам пророк Иоиль (Иоил.1:1).
2 Из колена Гадова или Рувимова.
3 Вефорон (Беф-Орон) – город на границе колена Ефремова и Вениаминова
4 Пророческое служение свое Иоиль проходил в царстве Иудейском, и вся его деятельность относится к первым 25 годам царствования Иоаса, т.е. к 868-843 годам до Рождества Христова.
5 Иегова (по славян. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге.
6 Как на существенный и главный момент исполнения сего пророчества, апостол Петр указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2:14). Когда народ, – в день сошествия Св. Духа, слыша апостолов, говорящих иными языками, с недоумением спрашивал: "что это значит"? – св. апостол Петр обратился к окружающим с речью, в которой сказал, что это чудесное явление был предсказано еще Иоилем, и буквально привел все пророчество последнего. Указав затем на исполнение пророчества Иоиля, апостол Петр продолжал: (после того, как слушающий его народ обратился к апостолам с вопросом: "что же нам делать, мужи, братия"?) – "покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа, ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш" (т.е. и язычников) (Деян.2:37-39). Итак, исполнение предсказания об излиянии Св. Духа, т. е. о богатом подаянии Его даров, началось со дня первой христианской Пятидесятницы и будет продолжаться во все время, пока не войдет в Царство Христово полное число язычников ("исполнение языков" – Рим.11:25). – Глава 2-я из кн. прор. Иоиля читается в церкви на паремии в день Пятидесятницы.
7 "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Иоил.2:32). Апостол Павел сии слова прор. Иоиля прилагает к язычникам. "Здесь (т.е. в христианстве), – говорит он, – нет различия между иудеем и язычником, потому что один Господь у всех богатый для всех призывающих Его, ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим.10:12-13).

Пророк Иоиль (евр. Joel ­­ jehovah el означает «Иегова есть Бог »), как видно из надписания его книги, был сын Вафуила (евр. pethuel ). Никаких других сведений о лице пророка и обстоятельствах его жизни не сообщается ни в книге самого Иоиля , ни в других памятниках библейской письменности. В Библии упоминается несколько лиц с именем Иоиля (1Цар 8.2; 1Пар 5.4:12 и др.). Но ни с одним из этих лиц нельзя отождествить Иоиля, писателя пророческой книги, как нет оснований также отождествлять вместе с раввинами Вафуила (pethuela ) отца Иоиля , с Самуилом или с упоминаемым в 1Пар 24.16 начальником 19-й священнической чреды Петахией .

Некоторые исследователи на том основании, что в кн. Иоиля неоднократно упоминается о священниках (Иоил. 1:9, 13, 2:17 ), о храме (Иоиль 1.9:14, 16, 2.17 ) и о жертвах, делают заключение о принадлежности пророка к священническому сословию. Но в речах пророков, которые были стражами теократии, подобные упоминания вполне поняты и без предположения принадлежности пророка к священству. У церковных писателей (Епифания и Дорофея ) сообщается предание, что Иоиль происходил из Рувимова или Гадова колена и жил в городе Вефаране или Вефаре за Иорданом. Но и это предание не имеет ручательства за свою достоверность. Из самой кн. Иоиля скорее следует то, что пророк проходил свое служение в царстве иудейском и именно в Иерусалиме (Иоиль 1.9:13, 2.1, 15 ) так как речь его обращена к сынам Сиона, к жителям Иудеи и Иерусалима.


Время жизни и деятельности пророка Иоиля определяется исключительно на основании содержания его книги. Но это содержание не везде ясно и не заключает в себе каких-либо характерных и вполне точных исторических указаний. Отсюда вопрос о времени жизни пророка Иоиля и происхождении его книги является спорным и решается неодинаково как в западной литературе, так и в нашей. Иоиля считали современником Ровоама (Карл, Пирсон), относили его деятельность к первым годам царя иудейского Иоаса и именно, к 868-838 гг. (Креднер, Эвальд, Гитциг, Орелли, Добронравов, Юнгеров), ко времени Иеровоама II-го, когда проходил свое служение Амоc (Шмолпер, Кнабенбауер, Покровский), к периоду послепленному (Гоонакер) и именно к VI в. (Шольц), к средине V в. (Гильгенфельд, Кьюнен, Меркс), к концу V и к началу VI в. (Новак, Велльгаузен, Марти). Новейшие исследователи книги Иоиля обыкновенно относят время жизни пророка и происхождение его книги ко времени послепленному. Такое воззрение основывается на следующих данных:

1) Черты политического, общественного и религиозного состояния народа, выступающие в кн. Иоиля , соответствуют времени послепленному. Пророк не говорит ни о царе, ни о князьях, а только о священниках и о старейшинах (Иоиль 2.16-17 ). Иерусалимский храм Иоиль представляет единственным святилищем, не упоминая ни о идолопоклонстве, ни о служении на высотах. Пророк говорит только об Иуде (Иоиль 3:1 ), которому усвояет наименование Израиля (Иоиль 3:2 ), а о десятиколенном царстве не упоминает. При этом Иоиль указывает на рассеяние Израиля-Иуды между народами и даже о разделении народами Израильской земли (Иоиль 3.2 ).

2) Книга Иоиля имеет много сходных мест с другими (ср. Иоиль 3.16 и Ам 1.2 ; Иоил.3 и Ам 9.13 ; Иоил. 1:1-4 и Ам 7.1-6 ; Иоил. 2.11 и Соф 1.14-15 ; Иоил. 2.14 и Иов 3.9 ; Иоил. 2:11 ,3 и Мал 3.2-3 и др.) и особенно с кн. Иезекииля (ср. Иоиль 3.18 и Иез 47.1 ). Общий характер кн. Иоиля , при этом, по мнению Гоонакера говорит за то, что сходные места заимствованы пророком Иоилем , который, следовательно, должен был жить после Иезекииля.

3) Наконец, выраженные в книге Иоиля воззрения соответствуют более послепленному времени. Так, в духе послепленного времени пророк придает большое значение жертвам и ни о чем так не сожалеет, как о прекращении жертв. Между тем, допленные пророки придают жертвам значение второстепенное. Равным образом, говорят, воззрение на «день Господень», как на день суда над всеми народами, могло возникнуть только в эпоху ассиро-вавилонских завоеваний , но не в древнейшее время.


Нельзя не признать, что некоторые черты кн. Иоиля , действительно, хорошо соответствуют времени послепленному (см. п. 1 и 2). Но с другой стороны, и древнее воззрение на кн. Иоиля , как на допленную книгу, имеет за себя достаточно твердые основания, доказательную силу которых признают и представители новейшей отрицательной критики (Баудиссин, Готье). Главным аргументом в пользу древности книги Иоиля и допленного ее происхождения является место книги в ряду древнейших пророческих книг (Осия, Иоиль, Амос ). В самом содержании книги есть черты более понятные в допленное время, нежели в послепленное.

Так, в качестве врагов Иуды в кн. Иоиля упоминаются народы, которые имели отношение к Иуде в древнейшее время, - именно Тир , Сидон , филистимляне , Едом . По свидетельству (2Пар 21.16 ) при царе Иораме (IX в.), действительно, филистимляне и арабы напали на иудейскую область, причем захвачены были сыновья и жены царя. При Иораме же отложились от иудеев едомитяне и город Ливна (4Цар 8.20-22 ), захваченный, вероятно, филистимлянами. С другой стороны, многие указываемые комментаторами в кн. Иоиля черты послепленного времени могут быть объяснены и с точки зрения допленной истории. Так, представление народом Божиим , Израилем, только иудеев и умолчание о десятиколенном царстве допустимо и для времени до разрушения Самарии : оно может быть объясняемо уклонением десятиколенного царства в служение тельцам. Упоминание о храме, как единственном законном месте богослужения, понятно и в допленное время. Речь кн. Иоиля о рассеянии Израиля между народами, о разделении земли Израильской, о продаже пленников иудейских несомненно, более понятна в послепленное время; но и факты, отмеченные в 2Пар 21.16; 4Цар 8.20-22 , также могли подать достаточный повод к указанной речи. Умолчание пророка об идолопоклонстве, о высотах, в чем видят черту послепленного времени, не будет особенным удивительным, если принять во внимание, что в кн. Иоиля и вообще не называются отдельные грехи народа. Не упоминание кн. Иоиля о царе, без сомнения, представляется удивительным для допленного времени. Но с другой стороны, если бы признать кн. Иоиля послепленным произведением, то не менее удивительным будет и не упоминание о первосвященнике во время всеобщего бедствия.

Что касается изложенных выше доказательств послепленного происхождения кн. Иоиля , почерпаемых из воззрений пророка и из факта сходства многих мест его книги с другими пророческими писаниями, то эти доказательства не могут считаться особенно сильными. Воззрение Иоиля на значение жертв не противоречит воззрению на жертвы допленных пророков, так как и они не отрицали значения жертв, а боролись против одного внешнего, формального отношения к жертвам (ср. Ам 5.21-24; Ис 1.11 ). Идея «дня Господня» известна и допленным пророкам (Ам 5.18:20 ). А факт сходства многих мест кн. Иоиля с другими может быть объясняем как заимствование со стороны пророка Иоиля у других писателей, так и предположением, что в сходных местах кн. Иоиля служила оригиналом.

Из сказанного следует, что вопрос о времени жизни пророка Иоиля и происхождении его книги трудно решить с положительностью. Но несомненно, что древнее воззрение на кн. Иоиля , как на допленную книгу, имеет за себя достаточно твердые основания. Если считать кн. Иоиля допленным произведением, то происхождение нужно отнести к первым годам царствования Иоаса , царя иудейского, т. е. приблизительно к половине IX в. (868-838). Упоминание пророка о нападении филистимлян (Иоиль 3.4 ), можно думать, имеет в виду факт нападения филистимлян на Иудею при Иораме (2Пар 21.10 ). Следовательно, пророк написал свою книгу после этого факта, т. е. приблизительно после 879 г. С другой стороны, молчание об ассириянах и сирийцах в изображении суда над народами дает основание заключать, что пророк написал свою книгу до вступления ассириян (746) и до разграбления сириянами Иерусалима (2Пар 24.23 ), имевшего место в 928 г. Предположением происхождения кн. Иоиля в первые годы царя Иоаса , когда, за малолетством царя, руководил им благочестивый первосвященник Иоддай , хорошо объясняет и неупоминание книги о царе, и умолчание ее об идолопоклонстве, и признание особенного значения за священниками и старейшинами.

Содержание кн. Иоиля . Кн. Иоиля в нашей Библии состоит из трех глав, а в еврейской из четырех, так в Иоил.2:27-32 выделены там в особую главу. Кн. Иоиля , кроме написания содержит, по-видимому две речи, разделяемые кратким историческим замечанием в Иоил.2:18-19 . Книга представляет нечто целое и содержит пророчество о великом «дне Господнем» , т. е. дне суда Господа над народами. Первая речь пророка произнесена им по поводу тяжкого бедствия, постигшего страну, именно нашествия саранчи (Иоиль 1.2-16:2.1-17 ) и засухи (Иоиль 1.17-20 ). Пророк подробно описывает это бедствие и призывает всех к покаянию и молитве о помиловании (Иоил.2:13-17 ).

Относительно первой речи пророка Иоиля издавна обсуждается в экзегетической литературе вопрос о том, как должно понимать содержащиеся в речи описания бедствия. Некоторые древние и новые комментаторы кн. Иоиля полагают, что содержащееся в Иоиль 1:4-2 описание нашествия саранчи должно быть понимаемо в аллегорическом смысле, как описание нашествия неприятелей, и при этом должно быть относимо не к настоящему или прошедшему, а к будущему.

Так, св. Ефрем Сирин , истолковывает описания нашествия саранчи у Иоиля в отношении к ассириянам и вавилонянам. «В землю Израильскую, говорит св. Отец, вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы, второй - Салманассар, это - прузи крылатые; третий Сеннахирим - это мшицы; четвертый Навуходоносор, это - сиплеве. Посему смысл пророчества таков: останок гусениц, т. е. оставленное Феглаффелассаром поядоша прузи, т. е. Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, т. е. Сеннахирим, и останок мшиц поядоше сиплеве, т. е. Навуходоносор» (Творений св. Ефрема Сирина ч. 8. М. 1853, с. 131-132).

Блаж. Иероним , не отрицая и буквального смысла в описании саранчи у пророка Иоиля , вместе с тем толкует это описание аллегорически, разумея под различными видами саранчи ассириян, вавилонян, мидян, персов и римлян. В новое время аллегорического толкования первой речи Иоиля держались Генстенберг и Гингельфельд, причем последний в названии четырех видов саранчи видит указание на четыре персидские войска, опустошившие Палестину во время походов в Египет (при Камбизе в 525 г., при Ксерксе 484 и при Артаксерксе в 460 и 458 гг.).

Новейшими комментаторами западными и нашими отечественными (Добронравов, Кн. Иоиля. С. 82) первая речь пророка Иоиля обыкновенно понимается буквально, и с таким пониманием должно согласиться. Если бы пророк имел в виду в своем описании нашествие неприятелей, то он назвал бы их прямо, как это делается в Иоил.3 . Кроме того, описание опустошения страны, сделанное пророком, соответствует именно опустошению от нашествия саранчи ((Иоиль 1.7 ) - «сделались белыми ветви»; (Иоиль 1.12) - «засохла виноградная лоза и смоковница завяла»). А в Иоиль 2.7 саранча сравнивается с войском, чем дается понять, что речь идет не о войске. Неприложимо к войску и описание гибели саранчи (Иоиль 2.20 ). К сказанному должно добавить, что описание бедствия относится к совершившемуся уже факту, а не к будущему. Все глаголы, встречающиеся в описании, употреблены в форме perfect .

В Иоиль 1.16 пророк говорит: «не пред нашими ли глазами отнимается пища» , т. е., очевидно, себя и своих слушателей представляет свидетелями бедствия. Если бы пророк говорил о будущем, то обращение его к старцам «бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших?» (Иоил.1:2 ) не имело бы смысла.

Итак, первая речь произнесена Иоилем по поводу постигшего страну нашествия саранчи. Это тяжкое бедствие, вопреки мнению защитников аллегорического понимания (Иоил.1-2 ), было достаточным поводом для выступления пророка с призывом к покаянию. Но в глазах пророка это бедствие, кроме того, имеет особенное значение: оно является образом и предвестником страшного дня Господня , дня суда. Поэтому и в описании пророка образ сливается с изображаемым, черты «дня Господня » переносятся на постигшее страну бедствие, и последнее описывает отчасти гиперболически (Иоиль 2.2-3:10 ).

Микеланджело Пророк Иоиль 1508-12 Ватикан,Сикстинская капелла.

Народ внял призыву пророка к покаянию и молитве. Тогда Господь возревновал о земле своей и пощадил народ свой (Иоиль 2.18 ). После этого пророк обратился к народу со второю утешительною речью (Иоил. 2.19 - 3:1 ). Пророк возвещает в этой речи, что Господь пошлет народу обилие хлеба, вина и елея, истребит саранчу и будет посылать дождь ранний и поздний (Иоиль 2.19 - 26 ). Но обилие земных благ есть только образ благ духовных, которые будут посланы некогда народу. Пророк возвещает, что некогда на всякую плоть изольется Св. Дух и плодом этого будет то, что все станут пророками (Иоиль 2.27-30 ). С осуществлением этого наступит и день Господень , которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле (Иоиль 2.30-31 ) и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне (Иоиль 2.32 ). День Господень , будет днем суда.

Пророк в Иоил.3 изображает этот суд Господень в целом ряде величественных образов. В этот день совершится нечто подобное тому, что произошло некогда в долине благословения, где Иосафат , царь иудейский, поразил напавших на Иудею врагов (2Пар 20.1-30 ). Господь накажет финикиян и филистимлян, притеснителей народа своего (Иоиль 3.1-8 ), а затем произведет суд и над всеми другими народами. Но день суда Господня не будет страшен для Израиля: для него он явится началом блаженной жизни, когда «горы будут источать сладкий сок, а с холмов потечет молоко, источники наполнятся водою, из дому Господня выйдет поток, который будет напоять безводную долину Ситтим» (Иоиль 3.18 ).

Язык кн. Иоиля отличается чистотою, простотою и ясностью. Речь его течет с последовательностью, без отступлений и резких переходов, встречающихся у других пророков. Образы пророка отличаются красотою и живостью (Иоиль 1.6:8, 2.2, 7, 3.13 ). Вообще, по литературным качествам своим кн. Иоиля относится исследователями к числу наиболее совершенных произведений библейской письменности. Текст сохранился в чистоте и без значительных разностей, передается в подлиннике и в древних переводах.