Отклонение заявки на основании отсутствие информации о стране происхождения товара. Правила определения страны происхождения товаров для госзакупок В заявке не указана страна происхождения товара 44 фз

Если Вы тут, скорее всего хотите подать Заявку на аукцион, который попадает под действие Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и в Аукционной документации есть требование прикрепить ко второй части заявки Декларацию о стране происхождения товара.

>Не буду Вас томить долгими вступлениями, приступим.

Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Аукционной документации есть требование прикрепить ко второй части заявки Декларацию о стране происхождения товара.

Образец заполнения Декларации о стране происхождения

По устоявшейся традиции выкладываю два примера заполнения Декларации для юридических лиц и предпринимателей.

Обратите внимание, что наименование страны происхождения товара должно соответствовать коду ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 с изменением №21 от 6 декабря 2016 г.).

Не правильно: Китай, Германия.
Правильно: Китайская Народная республика, Федеративная Республика Германия.

Нет времени? Закажите составление Декларации о стране происхождения товара

Для Индивидуальных предпринимателей

Для Юридических лиц

Скачать шаблоны

Без регистрации, “вытягивания контактов” и прочих уловок. Нажал и скачал.

Отклонили Заявку из-за отсутствия Декларации

Если Вашу Заявку на аукцион отклонили на основании отсутствия Декларации о стране происхождения товара, не расстраивайтесь. Конечно неприятно, но ставить крест на этой закупке ещё рано. Действия Заказчика можно .

Весной 2017 года ко мне обратился клиент, он забыл приложить Декларацию и его Заявку отклонили. Я подал жалобу и в ходе рассмотрения Симферопольский УФАС признал жалобу обоснованной и выдал предписание Заказчику о устранении нарушений. Другими словами, Заявку моего клиента допустили к аукциону.

Изменения в 2018 году

Это руководство отвечает требованиям 44 фз в 2018 году. При изменениях законодательства будут внесены правки.

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено пунктом 2 части 2 и подпунктом а пункта 1 части 3 закона о контрактной системе.

Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 Закона № .

Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

При проведении конкурсов и электронных аукционов закон о госзакупках обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

Однако в соответствии с частью 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

Требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в или .

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении на участие в конкурсе или необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе.

⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

⁠ Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

⁠ С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

⁠ Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

⁠ ....При этом суды исходили из совокупного анализа указанных положений законодательства, свидетельствующих об императивности требований в части необходимости указания в заявке только одной страны происхождения товара, а также наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, для отказа обществу в допуске к участию в аукционе в связи с указанием в первой части заявки наименований нескольких стран происхождения товара.

⁠ Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.»

⁠ Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе»

⁠ .....положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

⁠ Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе»

⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует. Этим участник сможет подстраховать себя от возможных недоразумений при рассмотрении его заявки.

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В настоящей статье речь пойдет об указании и подтверждении страны происхождения товара при участии в закупках по 44-ФЗ. В этой статье мы подробно разберемся когда указывать, а когда можно и не указывать наименование страны происхождения товара (сокращенно НСПТ) в заявке. А в каких случаях от вас также потребуется и подтверждение указанной в заявке страны.

Предлагаем начать погружение в тему с определения СПТ. Итак…

Страна происхождения товара — страна, где товар был произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с критериями достаточной переработки.

Страна происхождения товара может быть подтверждена участником закупки следующими документами:

Сертификатом о происхождении товара СТ-1 . Настоящий документ подтверждает факт производства товара в стране-экспортере и выдается соответствующим уполномоченным органом. В нашей стране таким органом является Торгово-промышленная палата.

Декларацией страны происхождения товара . Этот документ представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое отправляет товар из страны происхождения.

Образец декларации страны происхождения товара для участия в закупках по 44-ФЗ можно скачать .

Эти документы необходимо предоставить в составе заявки в том случае, когда Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ и Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155).

Подробнее о Приказе №155 вы можете узнать из этого видео:

Согласно этим документам преференции предоставляются странам входящим в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Этими странами являются Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Помимо Приказа №155 есть еще и Постановления Правительства РФ, устанавливающие «национальный режим» в различных сферах:

  • от 14.07.2014 г. № 656 (товары машиностроения);
  • от 11.08.2014 г. № 791 (товары легкой промышленности);
  • от 16.11.2015 г. № 1236 (программное обеспечение);
  • от 14.01.2017 г. № 9 (ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства);
  • от 05.02.2015 г. № 102 (медицинские изделия);
  • от 30.11.2015 г. № 1289 (лекарственные препараты);
  • от 26.09.2016 г. № 968 (радиоэлектронная продукция);
  • от 22.08.2016 г. № 832 (отдельные виды пищевых продуктов).

Когда требуется указание НСПТ в заявке?

Давайте теперь с вами разберемся, когда необходимо указывать НСПТ в заявках. Такое указание требуется:

  1. При участии в открытых конкурсах (п.2 ч.2 ст.51 44-ФЗ);
  2. При участии в открытых конкурсах в электронной форме (п.п. «а» п.3 ч.4 ст.54.4 44-ФЗ);
  3. При участии в электронных аукционах (п.п. «а» п.2 ч.3 ст.66 44-ФЗ).

Причем хотим обратить ваше внимание на то, что указание наименования страны происхождения товара нужно лишь в случаях установления Заказчиком в извещениях о проведении данных закупок, самих закупочных документациях условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 44-ФЗ.

Если таких запретов Заказчиком не установлено, то в заявке можно и не указывать НСПТ. Однако, мы своим ученикам и клиентам рекомендуем ВСЕГДА указывать в заявке наименование страны происхождения товара, не смотря на отсутствие в извещении или документации соответствующих запретов и ограничений.

Вы в любом случае подбираете нужный товар под указанные в техническом задании характеристики, а также просчитываете рентабельность участия в закупке, поэтому указать в заявке СПТ для вас не составит абсолютно никакого труда.

Когда требуется подтвердить страну в заявке?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51 (открытый конкурс), п.6 ч.5 ст.66 (электронный аукцион), п.6 ч.3 ст.73 (запрос котировок) участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов.

Однако в 44-ФЗ сказано о том, что если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

То есть это означает, что участник закупки лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят, как это было до 1 июля 2018 года.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг Заказчиком будет установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ, а не ограничение.

На этом наша статья подошла к концу. До встречи в следующих выпусках. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях. Будем рады на них ответить.