Основные виды потенциальных опасностей и их последствия. Физические опасности в быту

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема 1.4. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту. Содержание: Опасность. Основные понятия и определения. Порядок выявления источников опасности в ОУ Принципы, методы и средства обеспечения безопасности Теории риска. Основные положения теории риска Причины пожаров. Меры противопожарной безопасности в профессиональной деятельности и в быту

2 Опасность. Основные понятия и определения. Порядок выявления источников опасности в ОУ. Опасность - вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие. Опасность - это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения:вероятность возникновения неблагоприятных событий,угрожающих жизни,здоровью,имуществу человека,его правам и интересам. Опасность для человека. Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека: чувство дискомфорта усталость острые и хронические профессиональные заболевания травмы различной тяжести летальный исход Источники опасности. Естественные источники опасностей: Землетрясения, наводнения; Космические источники метеориты, кометы, солнечная активность; Глобальное потепление. Антропогенные источники опасностей: Войны и конфликты; Экологическая и техногенная опасность; Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ. Техногенные источники опасности это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды. К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алко-

3 голизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве. Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны. И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров: естественно техногенные опасности смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порожденные человеческой деятельностью; естественно социальные опасности наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие; социально техногенные опасности профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания. Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определенной отрасли, регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов. Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу. Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.

4 Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания. Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти. Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве. По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы: Физические Химические Биологические Психофизиологические Физические факторы: 1. Повышена скорость движения воздуха 2. Повышена или снижена влажность 3. Повышено или снижено атмосферное давление 4. Недостаточная освещенность 5. Рушащиеся конструкции и другие. Химические факторы: 1. Химические вещества, которые пребывают в разном агрегатном состоянии (твердом, газообразном, жидком) 2. Элементы, которые различными путями проникают в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, через кожные покровы и слизистые оболочки) 3. Вредные вещества (токсичные, наркотические, раздражающие, удушающие, сенсибилизующие, канцерогенные, мутагенные, тератогенные и др., влияющие на репродуктивную функцию). Биологические факторы: 1. Различные представители флоры и фауны

5 2. Макро организмы 3. Микроорганизмы Психофизиологические факторы: Физические перегрузка (статическая, динамическая) 1. Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). Опасные и вредные факторы бывают скрытыми, неявными или же такими, которые трудно обнаружить или распознать. Это касается любых опасных и вредных факторов, равно как и источников опасности, которые порождают их. Солнечное излучение, необходимое для существования всех живых организмов на Земле, в том числе человека, может служить причиной заболевания кожи. Привлекательная детская игрушка может выделять вредные вещества, а пассажир, который мирно клюет носом в кресле салона самолета, может быть террористом. В каждом из этих случаев, как и во всех других, если источник опасности является очевиднее чем, например, взрывчатка, оружие, автомобиль, влиятельный вулкан, дом, который разрушается, мы говорим о наличии источника опасности, впрочем это не всегда означает наличие опасной ситуации. Следует также знать, какой единственный источник опасности может ссылаться к разному роду опасных ситуаций, а последние порождают разные поражающие факторы. В свою очередь, поражающие факторы могут быть причиной новых опасных ситуаций или источников опасности. Современная жизненная среда, даже бытовая, не говоря уже о производственной, содержит массу источников опасностей. Это и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, ядовитые и огнеопасные вещества и тому подобное. Для того, чтобы возникла реальная опасная ситуация, необходимо условие, «пусковой механизм», при котором потенциальная опасность переходит в реальную. Логическим путем развития опасности, реализации потенциальной угрозы является триада «источник опасности корень (условие) опасная ситуация». Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. В структуре общей теории безопасности принципы и методы дают целостное представление о связях в определенной области знаний. Принцип это идея, мысль, основное положение. Метод это путь, способ достижения цели.

6 Средства обеспечения безопасности это конкретная реализация принципов и методов, т. е. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности. Рассмотрим эти характеристики более подробно. Принципы обеспечения безопасности классифицируют по четырем группам: ориентирующие, технические, организационные и управленческие. Ориентирующие принципы представляют собой основные идеи для поиска безопасных решений и накапливания информационной базы. К ним относятся: а) принцип активности оператора. Человек (оператор), не участвуя физически в управлении процессом, находится в состоянии постоянной готовности вмешаться в него (например, работа диспетчера); б) принцип гуманизации деятельности ориентирует на рассмотрение проблем безопасности человека как первоочередных при решении любых производственных задач; в) принцип системности ориентирует на учет всех без исключения элементов, формирующих опасные или вредные факторы, которые могут привести к несчастному случаю; г) принцип деструкции направлен на поиск хотя бы одного элемента в системе обстоятельств, искусственное удаление которого позволило бы не допустить несчастного случая (например, понижение температуры в помещении не позволяет произойти самовозгоранию паров топлива или органической пыли); д) принцип снижения опасности направлен не на ликвидацию опасности, а только на снижение ее уровня (например, снижение напряжения до 36 В при пользовании электроинструментом без заземления); е) принцип замены оператора направлен на замену человека роботом, станками с программным управлением; ж) принцип ликвидации опасности состоит в устранении опасных и вредных факторов при выполнении технологических процессов (например, замена опасного оборудования безопасным, применение научной организации труда и т. д.); з) принцип классификации направлен на распределение опасных и вредных факторов по определенным признакам, что позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных фактов или закономерностей. Технические принципы основаны на использовании физических законов с применением технических средств. К ним относятся: а) принцип блокировки исключает возможность проникновения человека в опасную зону (например, автоматические шлагбаумы, двери, заслонки, створки, которые закрываются или фиксируются при приближении человека к опасной зоне); б) принцип слабого звена заключается в запланированном разрушении одного из звеньев механизма в случае его перегрузки (например, плавкие предохранители, шпонки, штифты, предохранительные муфты); в) принцип прочности направлен на повышение уровня безопасности наиболее ответственных элементов конструкций путем повышения коэффициента запаса прочности, когда значения критериев разрушения материала превышают допустимые нагрузки в эксплуатации; г) принцип флегматизации заключается в применении ингибиторов (инертных компонентов) в целях замедления скорости химических реакций или превращения горючих веществ в негорючие; д) принцип экранирования заключается в размещении между человеком и источником опасности преграды, гарантирующей защиту от опасностей (защита от

7 шума, магнитных полей, ионизирующих излучений и т. п.); е) принцип защиты расстоянием заключается в том, что источник опасности устанавливается от человека на расстоянии, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности. Принцип основан на том, что некоторые опасные или вредные факторы снижают свое воздействие на человека при увеличении расстояния; ж) принцип герметизации заключается в обеспечении невозможности утечки жидкой или газовой среды из одной зоны в другую (сальниковые уплотнения, оболочки, баллоны, сильфоны, мембраны, диафрагмы); з) принцип вакуумирования заключается в проведении технологических процессов при пониженном давлении по сравнению с атмосферным (например, для смещения точки кипения жидкости в сторону более низких температур, для транспортировки пыли в аппаратах, где вакуум позволяет вести процесс более экономично и безопасно); и) принцип компрессии состоит в проведении в целях безопасности различных процессов под повышенным давлением по сравнению с атмосферным (например, для снижения температуры самовоспламенения в камерах с агрессивными средами: мука, сахарная пыль и т. д.). Организационные принципы это те принципы, которые с целью повышения безопасности способствуют реализации положения научной организации деятельности. К ним относятся: а) принцип защиты временем предполагает сокращение длительности нахождения человека под воздействием опасных или вредных факторов до безопасных значений, сокращение времени хранения продуктов и товаров в таре с целью предотвращения отравлений, взрывов и пожаров; б) принцип нормирования состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает необходимый уровень безопасности (например, ПДК ПДУ предел допустимой концентрации вредных веществ в среде обитания, уровня излучений, воздействия магнитных полей и т. д.); в) принцип несовместимости заключается в пространственном или временном разделении объектов реального мира с целью предотвращения их взаимодействия друг с другом (например, запрещено хранить в одном помещении продукты питания и токсико-химические вещества или краски); г) принцип эргономичности состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека при создании рабочего места, места отдыха и социально-бытовых нужд; д) принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, обеспечивающих необходимый уровень безопасности (например, инструктаж, обучение, предупреждающие знаки, сигнализация); е) принцип резервирования (дублирования) состоит в одновременном применении нескольких устройств, способов, приемов, направленных на защиту от одной и той же опасности (например, несколько выходов для эвакуации в помещениях, несколько двигателей в самолете, аварийное освещение в зданиях, имеющее несколько различных источников энергопитания), ж) принцип подбора кадров заключается в таком подборе людей по специальности, практическому опыту работы, формирования структуры служб и отделов, которые были бы способны обеспечить необходимый уровень безопасности на производстве; з) принцип последовательности заключается в формировании определенной очередности выполнения операций, процессов, регламентных работ с целью снижения уровня опасности (например, перед допуском рабочего к выполнению ра-

8 боты проводится инструктаж по технике безопасности, перед включением в работу станочного оборудования выполняется техосмотр). Управленческие принципы это те принципы, которые определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся: а) принцип плановости состоит в установлении на определенном периоде количественных показателей и направлений деятельности. Планирование в области безопасности направлено на улучшение условий труда, б) принцип стимулирования опирается на распределение материальных благ и моральных поощрений в зависимости от результатов труда работающего, в) принцип компенсации состоит в предоставлении дополнительных льгот на работах с тяжелыми условиями труда с целью восстановления или поддержания здоровья (например, повышение тарифных ставок для работающих по "горячей сетке", выдача лечебно-профилактического питания для предупреждения профессиональных заболеваний); г) принцип эффективности состоит в сопоставлении фактических результатов с плановыми и оценке достигнутых показателей по критериям затрат и выгод (например, контроль уровня травматизма на производстве, улучшение условий труда по сравнению с принятыми обязательствами); д) принцип контроля заключается в организации органов контроля и надзора с целью проверки объектов на соответствие их регламентированным требованиям безопасности; е) принцип обратной связи заключается в организации системы получения информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения параметров соответствующих состояний (например, контроль за расходом топлива в зависимости от скорости движения автомобиля); ж) принцип адекватности заключается в том, что система управляющая должна быть адекватно сложной по сравнению с управляемой; з) принцип ответственности означает, что для обеспечения безопасности должны быть регламентированы права, обязанности и ответственность лиц, которые участвуют в управлении безопасностью (например, за здоровье и жизни людей отвечает руководитель предприятия, а контроль за условиями труда должен быть возложен на работника службы охраны труда). Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Методами (способами) осуществляется конструктивное и техническое воплощение принципов в реальной действительности. Зная методы обеспечения безопасности, можно согласовать возможности человека с окружающей средой, т. е. достичь определенного уровня безопасности. Прежде чем раскрыть суть методов обеспечения безопасности, необходимо познакомиться с такими определениями, как гомосфера и ноксосфера. Гомосфера пространство (рабочая зона), в котором находится человек, осуществляя свою деятельность, ноксосфера пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор. С позиций безопасности полное совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо. Существует три основных метода по обеспечению безопасности: А метод разделения гомосферы и ноксосферы в пространстве или во времени. Этот метод реализуется следующими средствами: ограждением механизмов, обеспечением недоступности в опасную зону, использованием блокирующих и предохранительных устройств;

9 герметизацией оборудования и аппаратуры; тепловой изоляцией нагретых поверхностей или применением средств защиты от лучистого тепла; переходом к технологиям и оборудованию с замкнутым циклом движения жидких и газообразных веществ; проведением периодического технического обслуживания и проверкой технического состояния оборудования на соответствие требованиям безопасной эксплуатации; обеспечением функциональной диагностики состояния оборудования в процессе работы; использованием дистанционного управления технологическими процессами и оборудованием; использованием средств автоматизации и станков с программным управлением; использованием роботов. Б метод, состоящий в нормализации ноксосферы, т. е. путем исключения опасности. Достигается следующими средствами: использованием экранов, демпферов, поглотителей, фильтров для защиты от шума, пыли, вибрации, излучений, электромагнитных полей и т. д.; заменой вредных веществ безвредными; заменой сухих способов транспортировки и обработки пылящих материалов мокрыми; заменой технологических процессов, связанных с возникновением шума, вибрации и других опасных и вредных факторов, процессами, где эти факторы отсутствуют или имеют несущественную интенсивность; организацией полного улавливания или очистки технологических выбросов и сбросов. В метод, включающий гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Это достигается: закалкой организма, общей физической культурой; обучением, получением инструктажа на отдельные виды работ; психологической подготовкой к восприятию опасностей и отработкой практических навыков и норм поведения в экстремальных условиях; использованием индивидуальных средств защиты, спецодежды, противогазов, инструмента с изолированными ручками, измерительных средств и приборов. Теории риска. Основные положения теории риска. Количественная оценка опасностей называется риском. Риск - это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.). Подсчитаем риск Rпр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 40 чел., а численность работающих составляет примерно N = 78 x 106 чел.

10 Следовательно, можно ставить вопрос о своего рода нормировании уровня безопасности на основе понятия риска. В мировой практике нормированный риск называется приемлемым. Для обычных общих условий деятельности приемлемый риск гибели человека принимается равным Противники понятия "приемлемый риск" считают его неприемлемым, противоречащим морали, антигуманным. Мы долгое время были подвержены соблазну ставить идеологию выше фактологии. Дискуссии утихают при сравнении приемлемых рисков с фактически-ми. Как видно из приведенных выше значений, фактический риск в раз выше приемлемого. При этих сравнениях вспоминается библейское изречение: знания приносят грусть. Естественно, что и приемлемый риск не остается постоянным. Понятие риска относится к любым негативным последствиям. Таким образом, введение понятия "приемлемый риск" имеет стимулирующий характер. В некоторых стандартах ССБТ понятие вероятности (риска) уже используется. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (групповой) - это риск для группы людей. Социальный риск - это зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей. Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы. Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: "Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь." По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 x 106 долларов США. Следует выделить 4 методических подхода к определению риска. 1.Инженерный - опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности. 2.Модельный - основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п. 3.Экспертный - определяющий вероятность различных событий на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов. 4.Социологический - основанный на опросе населения. Все эти методы необходимо применять в комплексе. Традиционная техника безопасности (ТБ) базируется на обеспечении безопасности, не допускать никаких аварий. Требование абсолютной безопасности может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Следует иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска. В действительности приемлемые риски на 2-3 порядка "строже" фактических.

11 Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека. Для управления риском средства можно расходовать по 3 направлениям: совершенствование технических систем и объектов; подготовка персонала; ликвидация чрезвычайных ситуаций. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском (страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.). В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

12 Причины пожаров. Меры противопожарной безопасности в профессиональной деятельности и в быту. Основными причинами пожаров явились: - неосторожное обращение с огнем 30%; - нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования 24%; - неисправность печей (дымоходов) и нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления 20%; - поджог 14%. В целях предупреждения пожаров в жилье: 1. Никогда не курите в постели. Помните, сигарета и алкоголь - активные соучастники пожара. 2. Будьте осторожны при эксплуатации печного и газового отопления. 3. Не забывайте вовремя очищать от сажи дымоходы. 4. Не оставляйте топящиеся печи без присмотра, а также не поручайте надзор за ними малолетним детям. 5. Не располагайте топливо и другие горючие материалы на предтопочном листе. 6. Не перекаливайте печь. 7. Никогда не оставляйте без присмотра включенные электроприборы. 8. Следите за исправностью электропроводки, не перегружайте электросеть, не допускайте применения самодельных электроприборов и «жучков». 9. Не закрывайте электролампы и другие светильники бумагой и тканями. 10. Не оставляйте на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры и т.п.) с легковоспламеняющейся жидкостью и горючей жидкостью, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами. 11. Не оставляйте детей без присмотра, обучите их правилам пользования огнем.

13 12. О соседях, создающих угрозу возникновения пожара, сообщайте в ближайшие подразделения пожарной охраны. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить! При возникновении пожара немедленно звоните по телефону службы спасения «01», «112» четко сообщите, что горит,адрес и свою фамилию.


РАЗДЕЛ 1: «ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ». ЗАНЯТИЕ 1.2 «Основы теории производственной безопасности» 1. Потенциальная опасность трудовой деятельности. Задачи

Основы безопасности жизнедеятельности. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки Автор курса: доцент Каюмов Р.Р. это повседневная деятельность человека и отдых, способ существования человека.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие

Основные понятия, термины и определения Безопасные условия труда условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия

* Возможность возникновения конкретной производственной травмы (несчастного случая на производстве) зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других

Модуль 1. Основы охраны труда. Основные принципы обеспечения безопасности труда. Понятие «безопасность труда» Основная задача безопасности труда - исключение воздействия на работников вредных и (или) опасных

УДК 614.842.8 Исаева Е.В., магистрант Сметанкина Г.И. к.т.н., профессор кафедры ОГО и УЧС Дорохова О.В. старший преподаватель кафедры Государственного надзора ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Вредный производственный фактор фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности,

Пропаганда знаний в области пожарной безопасности. В Российской Федерации большинство пожаров возникает в результате безответственного отношения отдельных граждан к правилам пожарной безопасности. Сегодня

Таблица 1 Номера вариантов и контрольных вопросов для студентовзаочников факультета перерабатывающих технологий Номера вариантов (последние две Номера контрольных вопросов цифры зачетки) 1 2 3 4 5 6 00

ЗАНЯТИЕ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч) Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, КОМФОРТНОЕ, ДОПУСТИМОЕ, ОПАСНОСТЬ, ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

Приложение к положению от 28.10.2016 94/4 ПОЛОЖЕНИЕ об охране труда работников и обучающихся в АНО ВО МГЭУ и его институтах (филиалах) 1. Общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии с Конституцией

ЛЕКЦИЯ 2 РИСКИ 1. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ Так как понятие риска является многоплановым, в научной литературе используются различные производные этого понятия в зависимости от области применения, стадии

Лекция 1 Система «человек среда обитания» и основы взаимодействия в ней Основные понятия, термины и определения Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания

Инструкции по охране труда должны состоять из следующих разделов: 1. Общие требования охраны труда; 2. Требования охраны труда перед началом работы; 3. Требования охраны труда во время работы (при нормальных

Лекция 1. Человек и техносфера. Техносфера это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты. Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению

РАЗДЕЛ 1. ОХРАНА ТРУДА (В ПРОМЫШЛЕННОСТИ) Законодательные акты и Российской Федерации в области охраны труда. Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Гарантии права Работника

АННОТАЦИЯ к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки (специальность) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель

Номер варианта соответствует списочному номеру ФИО по алфавиту на момент выдачи задания. Вопросы по БЖД 1 1.Понятие, содержание и социально-экономическое значение безопасности жизнедеятельности. Задачи

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ф.И.О. студента (Дата заполнения) (Отметка о зачете) 2 Тема: БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задание 1. Продолжить определение.

Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной базовой части. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

1. Жизнедеятельность человека это +совокупность процессов деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья человека, а также его нормальное физическое и умственное развитие на определенном интервале

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра ФКСиБЖД 2. Направление подготовки 3. Дисциплина (модуль) 4. Тип заданий 050100.62

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гражданское право и процесс» протокол 9 от 11.05.2017

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для самопроверки знаний студентов по дисциплине «Производственная санитария и гигиена труда» На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее правильным. 1. Производственная

Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирская Государственная Геодезическая Академия Кафедра безопасности жизнедеятельности ТЕСТ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИКО- БИОЛОГИЧЕСКИЕ

ЛЕКЦИЯ 1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ, ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ Основные понятия и терминология Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний

Лекция 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний,

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для ООП 43.03.03 «Гостиничное дело» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Цель дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Содержание Предисловие...11 Введение... 13 Часть I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Глава 1. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций... 18 1.1. Единая государственная система предупреждения

Содержание Предисловие Глава 1. Введение 1.1. Основные понятия и определения 1.2. Риск и устойчивое развитие Глава 2. Человек и техносфера 2.1. Подсистема «биосфера техносфера 2.1.1. Рост народонаселения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. 8 класс. Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть

П/п 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 Тематическое планирование по ОБЖ 8 класс Количе ство часов Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия Тема урока Элементы содержания Домашнее задание Профилактика

Серия «Учебные издания для бакалавров» Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области технологии сырья и продуктов

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ рп. Хор» (КГБОУ СПО АПТХ) " СОГЛАСОВАНО Председатель ПК С.Г. Нестерова «Р.?»

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе:. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 202 г. 273-ФЗ

Тема 2.9.1. Основы предупреждения профессиональной заболеваемости Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание человека, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа ДЕТСКИЙ САД 8 Согласовано: Утверждаю: Председатель профсоюзного комитета Заведующий Детским садом 8 Е.П.Клейменова

1. Производственная санитария и гигиена труда. 1.1 Вредные вещества и их классификация; определение и нормирование содержания вредных веществ; заболевания, возникающие от воздействия вредных веществ; средства

СОГЛАСОВАНО: Председатель профсоюзного комитета Н.Г.Натальина 01.11.2013г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОАУ «Детский сад комбинированного вида 33» Е.Г. Захарова 01.11.2013г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы

Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла Протокол от 2014 г. Руководитель МО /Р.Г. Тагаева/ Согласовано Зам.директора по УВР /О.Е. Юричева/ 2014г. Утверждаю Директор МБОУ средней школы

Содержание Введение... 8 Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА... 13 1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности... 13 1.1.Профессиональные

МИНОБРНАУКИ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Ю. Г. Слижов " " 2015 г. Рабочая программа дисциплины Безопасность

УТВЕРЖДЕНА приказом Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств "Родник" от 09 января 2017 г. 1/5 ПРОГРАММА обучения для работников ГБУДО г.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков ОБЖ в 8 классе учителя ОБЖ ГБОУ Школа 439 Бирюкова Андрея Михайловича (205 206 учебный год) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Класс - 8 Учитель: Бирюков А.М. Количество

Контрольные тесты по дисциплине БЖД (бакалавр) 1. Какой анализатор служит сигналом тревоги для организма человека: а) зрительный анализатор б) обоняние в) осязание г) слуховой анализатор 2. Какой анализатор

Перечень вопросов для подготовки к тестированию 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их разновидности и 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их разновидности и 3. Чрезвычайные ситуации

Контроль результативности учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Контроль результативности на очной форме обучения включает экзамен по билетам (см. приложение 2), защиту практических

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся

Муниципальный детский сад 63 СОГЛАСОВАНО» Председателий К l.h.kopheeea «УТВЕРЖДАЮ» ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса Принято на педагогическом

Девисилов В. А. Охрана труда: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.: ил. - (Серия «Профессиональное образование»). ISBN 5-8199-0041-3 (ФОРУМ) ISBN 5-16-000987-6 (ИНФРА-М) В учебнике изложены основные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова» ОТДЕЛ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОГРАММА

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ Направление 20.04.01 Техносферная безопасность Программа Безопасность технологических процессов и производств нефтяной и газовой промышленности Форма обучения:

Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» (ЧОУ ВО «ИСГЗ») Методические рекомендации по изучению дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени

Г Ф.Денисенко Охрана труда учебное пособие для вузов ББК 65.9 (2) 248 Д 33 Рецензенты: кафедра охраны труда и окружающей среды Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина

Утверждаю Директор И.В.Соколова 20 г. Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 9 классы Тип программы Статус программы Название, автор предметной учебной программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ к 8-му изданию ВВЕДЕНИЕ Часть 1. Основы Охраны труда ТЕМА 1.1. Трудовая деятельность человека 1.1.1. Общие понятия о трудовой деятельности человека 1.1.2. Общие сведения об организме

Государственная инспекция труда в Московской области информирует Профилактика травматизма в организациях и на предприятиях Проводя анализ состояния и причин производственного травматизма в Московской области

Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен Знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное,

«Основные виды потенциальных опасностей» 1. Их последствия в профессиональной деятельности и в быту 2. Принципы снижения вероятности их реализации

Опасность – это негативное свойство живой, и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи людям, природной среде, материальным ценностям. такие факторы, Потенциальная опасность o К вредным относятся в определенных которые стано вятся как явление - это возмож ность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Ø По степени и характе ру действия организм все факторы условно делят на вредные и опасные. условиях причиной заболевания или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности. o Опасными называют такие факторы, которые могут привести к на травматическим повреждениям или внезап ным и резкимнарушениям здоровья.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере. К ним относятся: Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды. Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер. Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека. Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. o Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.

Последствия потенциальных опасностей Аварийные пробки Последствие Цунами После пожара Чернобыльская АЭС Весенняя оттепель Последствие Наводнения

Потенциально опасный объект – это объекты, в которых запасена значительная энергия, и которые используют, производят нарабатывают, хранят или транспортируют. Список потенциально опасных объектов: Ø Радиоактивные объекты; Ø Пожар взрывоопасные объекты; Ø Химические и биологические объекты.

Принципы защиты от опасностей Первый принцип − принцип антропоцентризма: «человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования» . Второй принцип − принцип существования внешних воздействий на человека: «Человеческий организм всегда может подвергнутъся внешнему воздействию со стороны какого – либо фактора» . o Кратко применительно к БЖД это обычно формулируют проще: «жизнь потенциально опасна» , полагая, что в БЖД анализируются только опасные воздействия. Третий принцип − принцип возможности создания для человека среды обитания «Создание комфортной и безопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении предельно допустимых уровней воздействий на человека» .

Четвертый принцип − принцип реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания: «Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер» . Пятый принцип - принцип отрицания абсолютной безопасности: «Абсолютная безопасность человека в среде обитания не достижима» Шестой принцип − принцип роста защищенности жизни человека будущего: рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение мер защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей. Этот принцип сформулирован, опираясь на принцип Ле – Шателье: «Эволюция любой системы идет в направлении снижения потенциальной опасности»

Практическое занятие № 2.

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »

для специальностей СПО

Тема. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Цель : Научить обучающихся правильно понимать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

Теоретическая часть.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

По природе действия опасности подразделяются на следующие основные группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

К физическим опасностям относятся: шум, вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, запыленность, загазованность воздуха, и т.д.

К химическим опасностям относятся: ядовитые, токсичные вещества в различных фазовых состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Биологические опасности - это опасные и вредные микро и микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности и жизнедеятельности людей.

Психофизиологические - статические и динамические перегрузки, умственное перенапряжение, однообразие труда, эмоциональные стрессы.

Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью будущих поколений.
Совокупность и уровень различных факторов производственной среды существенно влияют на условия труда, состояние здоровья и заболеваемость работающих.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Опасные и вредные факторы в зависимости от характера воздействия подразделяются на
активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
активно - пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п. Контрольные вопросы:

1.Как классифицируются негативные факторы?

2.Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

3.Назовите основные факторы риска и методы их преодоления?

Практическая часть.

Разработайте перечень профилактических мер для снижения уровня опасностей:

    на производстве

    в быту

    на природе

    в городе

Составьте таблицу по образцу:

Профессиональные заболевания вашей специальности

Меры их предупреждения

Бытовая электричество. Любой, даже самый мелкий ремонт электрооборудования (например, замена лампочки в люстре или настольной лампе, плавких предохранителей в аппаратуре или на инструменте) необходимо выполнять

отключив напряжение в электросети квартиры (если невозможно выключить устройство, выньте вилку из розетки). Следовательно, такая, казалось бы, мелочь, как вкручивания (или выкручивания) электрической лампочки в патрон под напряжением, может привести к травме рук, лица, даже потере зрения. Ремонт выключателя, розеток требует обязательного отключения напряжения на входном электрическом щитке квартиры, для чего нужен свободный доступ к нему или специальный ключ, если щиток заперт. Ситуация. Выкручивая перегоревшую электрическую лампочку, безопаснее воспользоваться обычной перчаткой, поскольку стеклянный баллон лампочки может треснуть в руках. Часто стеклянный баллон лампочки скручивается в цоколе, и в этом случае нужно быть особенно осторожным. Выкрутить цоколь удается лишь с помощью плоскогубцев. С целью предотвращения таких случаев металлические контакты в патроне необходимо подогнуть так, чтобы электрический контакт достигался легким, без нажима, вкручивания электролампочки. Особенно внимательным следует быть при выполнении этой простой операции в ванной комнате, где влажность воздуха часто повышена или может быть мокрый пол.

В каждой квартире целесообразно иметь такой минимальный набор инструментов: два-три отвертки разной величины, молоток, плоскогубцы, стамеску, изолирующую пленку, паяльник (с канифолью и припоем), разводной или муфтовый ключ (например, для замены крана или прокладки в нем). Такая предусмотрительность всегда оправдана.

Во избежание короткого замыкания, нужно периодически проверять надежность контактов в соединительных устройствах (вилках, розетках, выключателях и т.п.). Не следует забывать выключать электрооборудование после использования, а также когда вы выходите из квартиры. Часто причиной пожара в квартире бывает оставлена включенной без присмотра электрическая утюг.

Газ. Газовые плита, колонка и система отопления (котел или печка) являются дополнительными потенциальными источниками опасности, а часто и чрезвычайных ситуаций. Избежать опасности можно при соблюдении правил пользования этим оборудованием, поддерживая его в исправном состоянии.

Ситуация. Если вы, войдя в квартиру, почувствовали запах газа (до природного газа, который почти не имеет запаха, добавляется бутилмеркаптан - газ, который имеет сильный специфический запах даже в малых концентрациях) - это первый сигнал возможной опасности. Помните, что в этом случае запрещается включать свет - появление искры в выключателе может привести к взрыву. Запрещается также зажигать спички или зажигалку. Прежде всего нужно открыть окно (или форточку), двери, сделав сквозняк, и перекрыть газ (если вы забыли сделать это вовремя). Если возможно, выясните причину утечки газа и ликвидируйте ее. Если это вам не под силу - вызывайте мастера-газовика. Следует также знать, куда обращаться за помощью и звонить. К этому вопросу мы еще вернемся.

Большое значение для безопасности проживания в доме имеет рациональное расположение в ней мебели и оборудования. Здесь важна не только и не главное комфортность, а прежде безопасность.

Мебель не должна мешать передвигаться по комнате. Иначе человек может споткнуться, упасть и травмироваться. Попутно заметим: дома не стоит выполнять самостоятельно работу, несет в себе повышенную опасность. Например, ремонтировать электрооборудование, мыть окна или красить рамы.

Целесообразно напомнить, что над плитой (газовой или электрической) не следует навешивать полок, а тем более хранить там легковоспламеняющиеся предметы. Обычное желание достать с полки над плитой может закончиться не только ожогами, но и пожаром и даже смертью.

Можно привести еще много примеров опасностей в доме человека. Стоит задуматься и проанализировать хотя бы один день, проведенный в квартире, выделив правильные и неправильные действия в каждой конкретной ситуации.

Рассмотрим различные ситуации, в которых оказывается каждый человек, выйдя за пределы дома. Сразу отметим, мы стремимся сформировать в сознании каждого мотивацию к разумной, взвешенной и безопасного поведения как в быту, так и в рабочей среде, то есть в повседневной жизни. Первые неприятности, а с ними и опасность могут ожидать человека уже за порогом его квартиры.

Ситуация 1. Допустим, не работает лифт. Вам придется спускаться (подниматься) лестнице. Темное время можно споткнуться и упасть, вывихнуть или сломать ногу или руку. А потому следует быть предусмотрительным и всегда иметь при себе фонарик, чтобы избежать таких неприятностей.

Ситуация 2. Лифт работает. Нажав кнопку и немного подождав, вы заходите в кабину. Однако, сдвинув с места и проехав один-два этажа, лифт вдруг останавливается. Что делать? Самое главное - не нервничайте и не пытайтесь выбраться из кабины самостоятельно. Прежде всего - нажмите кнопку "Вызов" (если она есть) или позовите кого-то помочь.

Информация

Заметим, если в кабине лифта или на первом этаже вблизи лифта не установлено средства связи с диспетчером технической службы, то, чтобы помочь человеку выбраться из кабины лифта, остановился между этажами, целесообразно обратиться к дворнику или консьержа. Надеемся, со временем этот вопрос будет решен и каждый будет знать: в чрезвычайной ситуации нужно звонить по телефону 01 или 999, или... Такой номер будет всем известен. Его рекламировать.

Теперь рассмотрим опасные случаи, которые могут случиться с человеком на улице. Даже спеша, никогда не выбегайте из подъезда, то можно попасть под колеса автомобиля, отъезжающего со двора.

Нужно соблюдать правила безопасности также на остановке. В салон маршрутного транспорта следует заходить осторожно, ни в коем случае не висеть на ступеньках.

Так же внимательно нужно выходить из транспорта, чтобы не попасть в открытый канализационный люк, или в выбоину, особенно зимой.

Рассматривая транспортную проблему, уместно еще раз напомнить о том, что технический прогресс кроме удобств и улучшения условий жизни несет в себе потенциальные угрозы здоровью и жизни человека, его безопасности в целом. Скажем, первобытный человек не мог погибнуть под колесом, поскольку его тогда еще не было (колесо изобретено около 5 тыс. лет назад).

Вряд ли кто когда-то подсчитывал, сколько людей погибло под колесами различных транспортных средств (от колесницы к "Мерседесу") на протяжении истории человечества колесо постоянно совершенствуется, чтобы предоставить транспорта еще большей мощности и скорости. В настоящее время установлено, что больше всего людей погибает в дорожно-транспортных происшествиях.

Какой выход? Как сделать статистику менее ужасающей, избежать трагедии?

[Информация]

В 68% ДТП со смертельным исходом виноваты нетрезвые участники дорожного движения. Подавляющее большинство таких ДТП происходит в местах, где не установлено перехода через проезжую часть. Часто происшествия случаются с детьми, играют на дороге, катаются на велосипедах или выскакивают на дорогу на санках. Итак, большинство ДТП не неотвратимы - они обусловлены нарушением элементарных правил безопасности, включая правила дорожного движения.

Странное дело, несмотря на правила дорожного движения изучают не только будущие водители на курсах, но и дети в детсадах, школьники в школах, ситуация в целом не улучшается. Почему?

Напрашивается неутешительный вывод: такие знания имеют для большинства людей пока пассивный характер, и для того чтобы перевести их в активную форму, форму безусловной поведения, требуется длительное время. Формировать в человеке взвешенную поведение нужно с первых ее шагов, в детстве, тогда, возможно, взвешенность поступков взрослого человека станет генетически детерминированной. Находясь за границей, вы, вероятно, замечали: когда горит красный свет светофора, даже если транспорта нет, пешеходы ждут зеленого света. Для цивилизованных людей такое поведение является нормой.

На льду и воде. Зимняя рыбалка, катание на коньках по ледовому зеркалу водоема иногда заканчиваются трагически. Причем, несчастье может случиться и ясной морозной дня, когда, казалось бы, лед не должна треснуть. Дело в том, что большинство отечественных водоемов (рек, озер, прудов) зарегулировано, то есть плотина или дамба, что позволяет пропускать воду. Следовательно, по каким-либо причинам (объективным или субъективным) уровень воды может быстро измениться и взорвать лед. Это не значит, что мы совсем отказаться от зимней рыбалки или катание на коньках, однако нужно быть осторожным и знать определенные признаки, предшествующие ломке льда - шум, треск льда и т.п..

Летом водоемы становятся массовыми местами отдыха. В жарко-ний день на пляжах много отдыхающих. И чтобы предотвратить опасность, нужно соблюдать правила поведения на воде и на солнце.

Известно, что злоупотреблять солнечными ваннами не рекомендуется даже здоровому человеку. Тем более, если есть определенные предостережения со стороны врачей. В первый день выхода на пляж находиться длительное время на солнце особенно опасно. После зимы кожа особенно чувствительна к солнечной радиации. Передозировка солнечного облучения может привести не только к покраснению кожи, но и к многочисленным солнечных ожогов с поражением глубоких слоев кожи и появлению язв. Особенно опасно спать на солнце.

По купания. Вспомним общеизвестную поговорку: "Не зная броду - не суйся в воду". В воде так же следует придерживаться определенных правил поведения. Перед тем как погрузиться в воду, следует смочить водой ноги, руки, лицо, на мели адаптировать свое тело к температуре воды. Эти процедуры выполняют для того, чтобы предотвратить возможные судороги при резком погружении в воду. Особенно опасно нырять людям со слабым сердцем или повышенным артериальным давлением. Нельзя прыгать в воду с кладок или крутого берега, не зная глубины водоема или реки. Существует опасность натолкнуться на кол, который забивают рыбаки, прикрепляя на него сад, на камень или корягу. Полезный совет: перед тем как нырять, обязательно изучите место, где собираетесь купаться. И еще: не заплывайте далеко от берега, полагаясь на силу и выносливость. Помните: во многих случаях тонут люди, которые умеют хорошо плавать.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Цель работы:

1. Рассмотреть взаимодействие человека и окружающей среды.

2. Изучить, на какие виды разделены опасности окружающего нас мира, oзнакомиться с основными понятиями.

3. Указать последствия основных видов потенциальных опасностей.

В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой. Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний - безопасности жизнедеятельности (БЖД).

БЖД - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасности человека применительно к любому виду человеческой деятельности.

Главная задача возникшего научного направления "Безопасность жизнедеятельности" -- анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Окружающая среда -- это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая "аксиома о потенциальной опасности"). Воздействия, способные вызывать нарушения в самочувствии и здоровье людей, называют опасными. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия -- причины.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.

3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Опасность - это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Опасности окружающего нас мира условно разделены (по источникам их происхождения ) на две четко выраженные группы: естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, лавины. Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, нпр. ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны во времени и по силе воздействия.

Возникновение антропогенных опасностей связано, прежде всего, с активной техногенной деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания и сооружения, транспортные магистрали - все, что создано человеком. Ущерб от этих опасностей тем выше, чем выше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств. Человек почти всегда взаимодействует с техническими средствами (средства транспорта - автомобиль, трактор, поезд; бытовые приборы; газовые и электрические плиты; орудия труда (станок, конвейер), которые, с одной стороны, помогают ему в труде и в быту, а с другой - являются источниками опасных воздействий. Рост их негативного влияния на человека и окружающую среду, как правило, обусловлен невнимательностью, спешкой, нарушениями технологических рекомендаций, трудовой дисциплины тем же человеком и, самое главное, отсутствием у него необходимых знаний о причинах возникновения опасностей, а также о последствиях, возникающих в зонах действия опасностей.

По характеру воздействия на человека все опасности делятся на вредные и травмирующие (травмоопасные) факторы:

Вредный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеванию человека при длительном их действии. К ним относятся: воздействия токсичных веществ, содержащихся в воздухе, воде, продуктах питания, недостаточная освещенность, повышенные или пониженные температуры воздуха, и.т.д. Аналогично влияние на человека повышенного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Травмоопасный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу при их однократном действии. К ним относят падающие предметы, действие подвижных элементов различных установок и средств транспорта, падения, разгерметизацию систем повышенного давления, часто приводящую к взрывам и пожарам. Действие травмирующих факторов характеризуются неожиданностью и быстротой. (Ежегодно в мире в сфере промышленного производства погибает до 200 тыс. человек, получают травмы различной степени тяжести около 120 млн. человек).

Поражение электрическим током также относится к травмоопасному фактору. Привычка к постоянному использованию электричества притупляет чувство опасности, приводит к травмам и даже гибели людей. Электрические травмы разделяются на местные электротравмы и электрические удары. Местные электротравмы - это местные нарушения целостности тканей организма. Наибольшую опасность представляют электрические удары. В зависимости от исхода различают четыре степени эл.ударов: от судорожного сокращения мышц без потери сознания (1-я ст.), до клинической смерти (4-я ст.). Кроме остановки сердца и прекращения дыхания причиной смерти может быть электрический шок - тяжелая нервно-рефлекторная реакция организма на сильное раздражение эл.током. Во избежание негативных воздействий, необходимо строго соблюдать правила электробезопасности, например ремонт эл.приборов при вынутой эл.вилке устройства, не прикасаться к предметам, которые могут быть электрически соединены с землей (нпр. водопроводной трубой), а также использовать средства защиты от поражения эл.током (заземление, зануление и защитное отключение). При повышенной эл.опасности следует использовать средства индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики, изготовленные из диэлектрической резины); они увеличивают эл.сопротивление цепи, в которую может быть включен человек, снижая величину тока, протекающего через него, до безопасной величины.

К негативным воздействиям на человека относят также острые и хронические отравления.

Острым отравлением называют заболевание, возникающее после однократного воздействия токсичного вещества на организм человека. Обычно это происходит при авариях, когда содержание токсичных веществ в атмосферном воздухе резко возрастает, или при употреблении продуктов, содержащих большое количество токсинов. На производстве и в быту регистрируются пищевые отравления пестицидами, метиловым спиртом, различными растворителями.

Хроническим отравлением называют заболевание, развивающееся после систематического длительного воздействия токсичных веществ в дозах, значительно меньших, чем при остром отравлении. Такие свойства характерны соединениям свинца и марганца, парам ртути, которые склонны к постепенному накоплению в организме человека. Свинец и его соединения особенно опасны для детей и подростков.

Существует еще несколько способов классификации опасностей:

По природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

По локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

По вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические опасности - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.

Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные и т.д.

Биологические опасности - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизические опасности - физические и нервно-психические перегрузки. опасность потенциальный защита жизнедеятельность

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку.

Принципы и средства обеспечения безопасности.

Научные и практические знания, изложенные в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу.

В структуре общей теории безопасности принципы играют значительную роль. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам (например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие).

Рассмотрим детальнее некоторые принципы:

Добиться полного отсутствия в среде обитания негативных воздействий нельзя. На практике идут по пути ограничения негативных воздействий установлением их допустимых значений. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК примесей в атмосфере, ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, ПДК примесей в водоемах, в почве), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др. Для травмирующих факторов - это понятие риска воздействия на человека или риска возникновения аварий в технических системах; его оценивают отношением числа негативных событий к общему числу событий, произошедших в аналогичных системах в прошлом за определенный период времени - год.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Источниками антропогенных опасностей являются объекты, имеющие в своем составе энергетические и материальные ресурсы. Опасности реализуются при выходе потоков энергии и (или) каких-либо веществ из технических систем в окружающую среду при нарушении их целостности или в виде отходов, постоянно или периодически.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой загрязнения, поступающие в атмосферный воздух. Источниками наибольшего загрязнения атмосферного воздуха являются энергетические установки, работающие на углеводородном топливе (бензин, керосин, диз.топливо, мазут, уголь, природный газ), а также транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические станции (ТЭС). Увеличение количества автомашин, особенно в крупных городах, приводит и к росту выбросов вредных продуктов в атмосферу. Применение этилированного бензина вызывает загрязнение атмосферного воздуха токсичными соединениями свинца. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3кг свинца в год. Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный.

Промышленные объекты отличаются многообразием технологий и, как следствие, многообразием состава выбросов в окружающую среду. Наибольшие выбросы характерны для предприятий черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, машиностроения, химической промышленности. Всего промышленными объектами России выбрасывается в атмосферу ежегодно около 25 млн. тонн загрязняющих веществ.

В соответствии с требованиями гос. стандартов для каждого источника загрязнения атмосферы устанавливается предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ).

В городах существует определенная связь между содержанием пыли в наружном воздухе и воздухе жилых помещений. В летный период года при средней наружной температуре +20 градусов в жилые помещения проникает около 90% химических веществ наружного воздуха. На величину концентрации загрязняющих веществ в жилых помещениях оказывают влияние химические бытовые средства, очистители, растворители, аэрозоли, клеи, дезинфицирующие средства.

Кроме загрязнений, содержащихся в атмосферном воздухе в условиях города, производства и жилища, на человека могут оказывать воздействие и иные негативные факторы. К ним относятся энергетические загрязнения, травмирующие факторы, загрязнения, содержащиеся в пищевых продуктах и питьевой воде, ряд других негативных воздействий антропогенного происхождения.

Благоприятные условия жизнедеятельности достигаются:

Созданием комфортного состояния среды обитания;

Снижением до допустимых норм вредных воздействий на человека в среде обитания;

Применением средств защиты от воздействий травмирующих факторов.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

Последствия воздействия опасностей на человека:

При действии травмирующих факторов на человека возникают негативные последствия, которые можно разделить на первичные и отдаленные.

Первичные последствия характерны для травмоопасных воздействий и острых отравлений. Они сопровождаются различными травмами или гибелью людей. В случаях тяжелого травматизма наблюдаются отдаленные последствия. Человек может стать нетрудоспособным - инвалидом труда.

Наиболее травмоопасными являются процессы эксплуатации автомототранспорта, купание, пожары, участие в производственных процессах, случаи падения.

Негативное воздействие вредных факторов проявляется в формах заболеваний, снижения продолжительности жизни, снижения рождаемости и ухудшения здоровья новорожденных и взрослеющих детей.

Продолжительная работа в горячих цехах грозит нарушениями сердечно-сосудистой деятельности человека, кроме того, снижается защитная реакция организма на заболевания дыхательных путей. Рабочие горячих цехов чаще болеют пневмонией, гриппом, ангиной.

Пребывание и работа при пониженной температуре воздуха сопровождается значительным переохлаждением кожи открытых участков тела, особенно рук, а также слизистых оболочек дыхательных путей. В подобных условиях работают моряки, рыбаки, сплавщики леса, рисоводы, рабочие мясокомбинатов, холодильных установок. Длительное пребывание в условиях низких температур может привести к обморожению или гибели человека.

Постоянное или периодическое пребывание в загрязненном пространстве сопровождается характерными (профессиональными, региональными) заболеваниями. К ним, прежде всего, относятся заболевания органов дыхания, кровообращения и пищеварения, злокачественные новообразования, болезни кожи.

Оценивая последствия воздействия опасностей на человека, следует признать, что уровень преждевременной гибели людей от опасных воздействий ежегодно возрастает (в странах СНГ численность погибших от воздействия негативных факторов ежегодно достигает 300 тыс., а в целом мире - 2 млн. человек).

Негативное действие вредных факторов распространяется не только на живущих сегодня, оно опасно и для будущих поколений.

Заключение

Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором "безопасности". Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    БЖД – степень защиты человека от чрезвычайных опасностей. Основная направленность мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Понятие и критерий безопасности. Классификация рисков и опасностей, их проявления. Влияние факторов опасности на человека.

    курс лекций , добавлен 20.07.2010

    Средняя плотность населения в мире. Эволюция окружающей среды. Темпы роста производства электроэнергии в мире во второй половине XX в. Основные этапы развития деятельности человека. Эволюция мира опасностей. Значение научно-технической революции.

    реферат , добавлен 13.12.2014

    Понятие и основные предпосылки возникновения социальных опасностей. Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения как важная функция государства. Роль ошибки человека в возникновении аварии на производстве. Вредные вещества в питьевой воде.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Основные актуальные угрозы жизнедеятельности человечества. Особенности и оценка опасностей глобального характера. Проблемы человечества окружающей и социальной среды, тупик техногенной эпохи истории и деформация человека, пути, перспективы их разрешения.

    реферат , добавлен 18.10.2013

    Проблемы условий жизнедеятельности. Системный анализ безопасности жизнедеятельности. Процесс взаимодействия человека с природой и антропогенной средой. Логическое дерево причин и опасностей недостатка питьевой воды. Принципы обеспечения безопасности.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

    Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Использование защитного зонирования территорий для ослабления негативного влияния источников опасностей на население, селитебные и природные зоны. Санитарно-защитная зона для предприятий и объектов. Виды специальной техники для защиты от опасностей.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Понятие, цель и составляющие безопасности жизнедеятельности. Содержание аксиомы о потенциальной опасности. Основные виды опасностей. Особенности конфликтных и бесконфликтных чрезвычайных ситуаций, их классификация по скорости и масштабам распространения.

    презентация , добавлен 19.04.2014

    Средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Механические активные и пассивные опасности: сущность и примеры, количественное описание и защитные мероприятия. Особенности проявления, негативные последствия и защита от космических опасностей.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2012

    Основные положения теории риска. Концепция приемлемого риска. Действие техногенных опасностей. Методические подходы к определению риска. Выявление источников опасностей. Системный анализ безопасности. Причины отказов оборудования на предприятиях.