Мировая система социализма страны. Вьетнам

возникла после второй мировой воины с выходом социализма за рамки одной страны. Ее возникновение явилось важным фактором ослабления и сужения сферы влияния империализма. Дальнейшее развитие военно-политических, экономических, идеологических отношений социалистических стран Восточной Европы привело к образованию Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, что фактически закрепило образование содружества социалистических стран, имеющих общие идейно-политические, экономические позиции, объединенных общей целью построения социализма и коммунизма. М. с. с. и мировое социалистическое содружество - понятия однотипные при условии, что государства, входящие в М. с. с., коммунистические и рабочие партии, возглавляющие их, идут согласованным между собой политическим курсом и придерживаются единых идеологических взглядов на мировой общественный процесс и на строительство социализма и коммунизма. В большинстве стран социализма их принадлежность к М. с. с. закреплена в конституционных и программных документах. Например, в Конституции - Основном Законе Советского государства - записано: «СССР как составная часть мировой системы социализма, социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу и сотрудничество, товарищескую взаимопомощь со странами социализма на основе принципа социалистического интернационализма, активно участвует в экономической интеграции и в международном социалистическом разделении труда» (ст. 30). Начало образованию М. с. с. положила Великая Октябрьская социалистическая революция. За время своего существования социализм существенно изменил политическую картину мира. Если в 1917-19 гг. на его долю приходилось до 8% населения, 16% территории и менее 3% мирового промышленного производства, то в 1981 г. эти цифры составляют соответственно около 33%, более 26 и более 40%. Рост социалистической системы исторически совершается путем всестороннего развития каждой входящей в нее страны и всех их вместе, а также путем расширения ее состава в результате необратимого объективного процесса отпадения от мирового капитализма все новых и новых стран. Каждая социалистическая страна имеет свои темпы хозяйственного развития. Но объективно закономерным является более быстрый рост стран, в прошлом отставших в своем развитии, необходимый для выравнивания экономических уровней в рамках М. с. с. Выравнивание социальных и экономических условий в рамках М. с. с. представляет собой длительный процесс. Надо считаться и с тем, что с переходом на социалистический путь новых стран будут снова и снова возникать различия социально-экономического порядка, связанные с неодновременностью социалистических революций и с различиями в уровнях развития производительных сил, экономики, культуры. Дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений, правильная политика марксистско-ленинских партий позволяют в условиях общности социального строя, совпадения коренных интересов и целей социалистических стран обеспечить преодоление трудностей, устранение имеющихся различий. Социалистические страны - суверенные государства. Их единство обусловливается расширением и углублением их взаимного сотрудничества (двустороннего и многостороннего) на основе товарищеской взаимопомощи и взаимной выгоды. Социалистическое развитие, выйдя за пределы одного государства, закономерно вызвало к жизни интернациональное сотрудничество народов нового мира в целях быстрого подъема экономики, культуры, благосостояния трудящихся, совместной защиты своих завоеваний, противостояния империализму, пытающемуся разобщить народы стран М. с. с., обеспечения мира, создания важнейших международных условий строительства бесклассового общества. Возникла особая сфера интернациональных экономических, политических, идеологических, культурных связей (см. Интеграция социалистическая). Политическая консолидация и экономическая интеграция социалистических стран - непреложный закон развития каждой из них и М. с. с. в целом. Пренебрежение этим законом, игнорирование необходимости братского сотрудничества, отказ от использования преимуществ и возможностей М. с. с. означают разрыв с социалистическим интернационализмом, с марксизмом-ленинизмом, переход на позиции национализма. Тесное всестороннее сотрудничество социалистических стран позволяет рассматривать М. с. с. не как простую арифметическую сумму государств с однотипным общественно-политическим устройством, а как новый мировой социально-экономический организм, складывающийся и развивающийся по своим особым законам. Хозяйственное взаимодействие государств М. с. с. способствует не только экономическому, но и социальному выравниванию стран, т. е. преодолению различий в их классовой структуре, что является одной из важнейших предпосылок интернационального сближения народов социалистических стран. «КПСС и другие братские партии берут курс на то, чтобы превратить предстоящие две пятилетки в период интенсивной производственной и научно-технической кооперации стран социализма. Сама жизнь ставит задачу - дополнить координацию планов согласованием экономической политики в целом. В повестку дня ставятся и такие вопросы, как сближение структур хозяйственных механизмов, дальнейшее развитие прямых связей между министерствами, объединениями и предприятиями, участвующими в кооперации, создание совместных фирм, возможны и другие формы соединения наших усилий и ресурсов» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 7-8).

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее – революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма» (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны. Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.


1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по «универсальному образцу» СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой. Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм в Югославии. Однако была и иная модель соиалистического строительства, осуществляшаяся в те годы в Югославии – модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться. Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг.

Образование СЭВ. Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Монголия. Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. – Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Китай. Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу «старшего брата», превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа «великим кормчим» широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами МСС, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

Вьетнам. Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954), а затем с США (1965-1973) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско-маоистскую окраску.

Северная Корея. Куба. Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 г. и разделенной в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце рассматриваемого периода в истории МСС произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.). Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.

Советский Союз, построив социализм, решает задачи коммунистического строительства не в одиночестве, а в братской семье социалистических стран. Теперь социализм строят многие страны мира.

Победа Советского Союза во второй мировой войне, разгром фашистского «нового порядка» в Европе, поражение милитаристской Японии создали благоприятные условия для народно-демократических революций.

Народы ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы низвергли буржуазно-помещичий строй. Ими руководили коммунистические и рабочие партии, авторитет которых чрезвычайно вырос в народных массах за время войны. Так возникли в 1945 - 1948 гг. народные республики в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Албании, Румынии, Югославии. В 1949 г. возникла Германская Демократическая Республика.

Одновременно произошли крупные революционные события в Азии.

1 октября 1949 г. на площади Тяньаньмынь в Пекине была торжественно провозглашена Китайская Народная Республика. Народно-демократическая власть была установлена также в Северном Вьетнаме и Северной Корее.

«Революции в странах Европы и Азии, - говорится в Программе КПСС, - самое крупное событие мировой истории после Октября 1917 года». Страны народной демократии в Европе и Азии, ставшие на путь социализма, образовали вместе с Советским Союзом единую и могучую мировую социалистическую систему. Капитализм перестал быть единым и всеохватывающим.

Теперь на земле противостоят друг другу две системы: социалистическая, растущая и крепнущая, и капиталистическая, идущая к неизбежной гибели.

Если мировая капиталистическая система создавалась сотни лет, то на образование мировой системы социализма потребовалось всего несколько десятилетий. Мировая система социализма уже показала свои неизмеримые преимущества перед капитализмом. Она превращается в движущую силу развития человеческого общества. Будущее за нею!

Неисчислимы силы стран социализма. Их население превышает миллиард человек. Они занимают почти 26% территории всей нашей планеты и дают 36% продукции мирового промышленного производства.

Как отмечал Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС: «Главное сейчас состоит в том, чтобы… добиться перевеса мировой системы социализма над капиталистической по абсолютному объему производства». И это скоро будет достигнуто!

Огромные преимущества социализма перед капитализмом сказываются в бурном росте промышленного производства во всех социалистических странах. Среднегодовой рост промышленности в 1958-1960 гг. в социалистических странах-15,2%, а в странах капитализма -только 4,2%.

В 1960 г. общая промышленная продукция стран социализма увеличилась в 6,8 раза по сравнению с 1937 г. В течение 1959-1965 гг. промышленное производство в странах социалистической системы возрастет еще в 2,3 раза. К концу этого периода лагерь социализма будет производить более половины всей мировой промышленной продукции.

По предварительным расчетам к 1980 г. на долю мировой социалистической системы будет приходиться примерно две трети мирового промышленного производства.

Во всех странах социализма сложился и крепнет нерушимый братский союз рабочих и крестьян. В них навсегда ликвидирована эксплуатация человека человеком. Фабрики, заводы, рудники, банки, транспорт и средства связи находятся в собственности государства. Крестьянство в этих странах в основном уже объединилось в крупные коллективные хозяйства и использует современную технику.

В строительстве нового общества плечом к плечу участвуют трудящиеся различных национальностей. Сбросив ярмо капиталистического гнета, трудящиеся социалистического лагеря живут и трудятся во имя своего счастья и счастья грядущих поколений.

Успехи стран социализма объясняются прежде всего тем, что руководящая сила в них - рабочий класс, направляемый марксистско-ленинскими партиями. Успехи социалистических государств - результат их тесного братского сотрудничества и взаимной помощи, и в первую очередь братской помощи Советского Союза. Важнейшее условие успехов социалистических государств - это их единство и сплоченность.

Народы Советского Союза и всех социалистических стран предлагают лагерю капитализма: давайте соревноваться в подъеме материального благосостояния и культурного уровня людей! Мы не боимся такого соревнования, так как знаем, что у нас и у наших друзей все делается для человека и во имя человека.

СССР - самая могучая страна мировой социалистической системы - успешно соревнуется с самой крупной и сильной страной капитализма - Соединенными Штатами Америки. Уже к концу семилетки Советский Союз превзойдет США по абсолютному производству важнейших видов продукции. Программа КПСС поставила перед советским народом задачу всемирно-исторического значения - обеспечить в Советском Союзе самый высокий жизненный уровень в мире.

СССР соревнуется с капиталистическим миром не в одиночку, а плечом к плечу со всеми социалистическими странами. В этом мирном соревновании страны социалистического лагеря также добились немалых успехов. Так, например, Чехословакия по выплавке стали на душу населения уже оставила позади Англию, Швецию, Францию, Италию и Японию, по выработке электроэнергии-Францию и Италию. К 1965 г. Чехословакия перегонит по производству промышленной продукции на душу населения Англию и ФРГ, а по выпуску продукции основных отраслей индустрии - США.

Германская Демократическая Республика опередила по производству электроэнергии на душу населения Англию, ФРГ, Францию и Италию. К 1965 г. Польша по выработке главных видов промышленных изделий на душу населения превысит нынешний уровень Италии и почти догонит Францию.

У всех народов социалистического лагеря одинаковые цели: победить капитализм в мирном экономическом соревновании, построить социализм, а затем коммунизм, обеспечить вечный мир на земле. У стран социалистического лагеря однотипный государственный строй - власть народа во главе с рабочим классом. У народов социалистических стран общее мировоззрение, одинаковое понимание законов развития человеческого общества. В своей деятельности они руководствуются марксистско-ленинским учением.

Между странами социализма установлен совершенно новый, невиданный прежде в истории тип экономических и политических отношений. Народы социалистического лагеря как родные братья: у них общие друзья - рабочие и трудящиеся капиталистических стран, они совместно ведут борьбу за мир, против международного империализма. После XX съезда КПСС (1956 г.), который осудил культ личности и открыл широкий простор творческим силам партии и народа, отношения между братскими странами социализма стали еще более тесными, еще более прочными.

Отношения между социалистическими государствами основаны на полном равноправии, взаимном уважении государственной независимости, на невмешательстве во внутренние дела друг друга.

В отличие от капиталистического лагеря с его острейшими противоречиями, конкуренцией, эксплуатацией слабого сильным, главная черта лагеря социализма - содружество и братская взаимопомощь.

СССР, например, помогает другим социалистическим государствам в строительстве многих крупных промышленных объектов. Советский Союз предоставил странам социалистического лагеря кредиты и займы на несколько миллиардов рублей. Поставки оборудования и сырья из Советского Союза ускорили индустриализацию социалистических стран Европы и Азии. Возьмем для примера Польскую Народную Республику. В СССР изготовлено оборудование для ее крупнейших предприятий: комбината имени В. И. Ленина в Нова-Гуте (он выплавляет такое количество стали, какое давала до второй мировой войны вся польская металлургия), металлургического завода качественных сталей в Варшаве, заводов, производящих алюминий, грузовые и легковые автомобили, различные химические продукты ит. и.

Даже такие прежде экономически отсталые государства, как Болгария и Румыния, теперь вывозят сложнейшие станки. Еще два десятилетия назад в Польше и Венгрии не было современной черной металлургии. Теперь они снабжают Чехословакию стальным листом.

Народно-демократические государства со своей стороны содействуют развитию советской экономики. Из Германской Демократической Республики мы получаем машины, различное оборудование, химические изделия, товары широкого потребления; из Румынии - нефтепродукты, лесоматериалы, цемент, фрукты; из Чехословакии - различные машины, обувь, мебель.

Постоянную помощь братским странам оказывают Чехословакия и ГДР. Германская Демократическая Республика участвует в строительстве ряда предприятий в Китае, Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии; Чехословакия содействует Польше в развитии химической индустрии и добыче угля. Советский Союз, Чехословакия, ГДР и Венгрия помогают монгольскому народу в сооружении заводов, рудников, электростанций.

Для укрепления такой взаимопомощи в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран Европы. С 1959 г. СЭВ согласовывает также хозяйственные планы. Разрабатывается общий перспективный план экономического развития СССР и европейских социалистических стран.

СЭВ постоянно заботится о том, чтобы в каждой из стран социализма развивались в первую очередь те отрасли промышленности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Так, выпуск доменного оборудования сосредоточен в Советском Союзе, Польше, Чехословакии; машин для заводов химического волокна и обогащения бурого угля - в ГДР; оборудования для алюминиевых предприятий-в СССР и Венгрии.

Социалистические страны совместно решают общие хозяйственные задачи. Вступает в строй гигантский нефтепровод «Дружба» протяженностью в 4500 км. По трубам нефтепровода нефть будет поступать из СССР в Чехословакию, Польшу, Венгрию, ГДР. Сооружается международная линия электропередачи, которая пройдет по территории нашей страны и соединится с энергосистемами Чехословакии и Румынии. Эту линию народ называет «Светом дружбы».

Советский Союз, Монголия и Китай построили железную дорогу Цзинин - Улан-Батор. Румыния и Венгрия вместе используют румынский природный газ. Польша, ГДР и Чехословакия разрабатывают месторождения польского бурого угля. Румыния, Германская Демократическая Республика, Чехословакия и Польша строят на румынской земле целлюлозно-бумажный комбинат.

Сотрудничество стран социалистического лагеря охватывает также и сельское хозяйство. Так, Болгария, Венгрия и Румыния выращивают ранний картофель, овощи, фрукты и вывозят их в другие социалистические страны.

Социалистические страны обмениваются опытом и важнейшими изобретениями.

Получив из Советского Союза чертежи и проекты, наши друзья из стран социалистического лагеря в короткие сроки построили машиностроительные, металлургические, топливные, химические предприятия, электростанции и рудники, освоили производство различных новых машин.

По китайским чертежам в Советском Союзе изготовляются машины для шелкоткацких предприятий и железобетонные трубы. У нас применяются чехословацкие рецепты синтетических эмалей и методы производства кузнечнопрессового и текстильного оборудования.

В СССР внедряется опыт ГДР по производству ряда химических продуктов, полиграфического и медицинского оборудования, опыт Венгрии - в выпуске электровозов и тепловозов, опыт Болгарии - в изготовлении овощных консервов.

Ученые и инженеры лагеря социализма общими усилиями решают научные проблемы. Большое значение, например, имеет их совместная деятельность в области ядерной физики и применения атомной энергии для мирных целей. Еще в 1956 г. социалистические страны создали Объединенный институт ядерных исследований в г. Дубне (недалеко от Москвы).

Расширяется культурное сотрудничество. Социалистические государства обмениваются радио- и телепередачами, книгами, совместно организуют выставки, концерты, фестивали, выпускают фильмы, помогают друг другу в подготовке специалистов. В высших учебных заведениях СССР учатся тысячи студентов и аспирантов из братских социалистических стран. Для обмена опытом и оказания технической помощи советские специалисты посещают страны народной демократии, а специалисты и рабочие из этих стран приезжают в СССР.

Между странами социализма происходит непрерывный обмен сырьем и потребительскими товарами. В 1961 -1965 гг. Советский Союз поставит в европейские социалистические страны 55 млн. т нефти. А Чехословакия за это же время поставит Советскому Союзу 715 тыс. т сахару, 53 млн. пар обуви; Румыния - на 105 млн. руб. мебели; Венгрия - на 64 млн. руб. швейных изделий и т. д. Поставки этих товаров идут широким потоком.

Внешняя торговля в лагере социализма осуществляется на основе равноправия сторон и строгого учета национальных интересов. Она никогда не используется во вред менее развитым странам, как это происходит в капиталистическом мире, а, наоборот, способствует подъему хозяйства и культуры социалистических государств.

Социализм сближает народы. Мировая система социализма обеспечивает возможность сократить сроки строительства нового общества в каждой социалистической стране. СССР, идущий первым к коммунизму, облегчает и ускоряет движение к коммунизму всех социалистических стран.

Отсталые в прошлом народы быстро подтягиваются до уровня передовых. Таким путем постепенно исчезают исторически сложившиеся различия в экономическом и культурном развитии. Переход от социализма к коммунизму будет осуществлен Советским государством и странами социалистического лагеря более или менее одновременно, в течение одной исторической эпохи.

Для успешного строительства нового общества - самого справедливого и процветающего на земле - социалистическим странам необходим прочный, нерушимый мир. В лагере социализма нет общественных классов или отдельных людей, заинтересованных в войне. Но создание западными державами агрессивного военного блока НАТО и включение в него в 1955 г. Западной Германии заставили социалистические страны принять меры для совместного обеспечения своей безопасности. В 1955 г. в Варшаве между европейскими странами народной демократии и СССР был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. По этому договору в случае вооруженного нападения на одно или несколько государств - участников договора остальные государства окажут ему немедленную помощь. Советское правительство и правительства других социалистических стран неоднократно заявляли, что они готовы отказаться от этого договора, если западные державы откажутся от своих агрессивных военных блоков, согласятся заключить общеевропейский договор о коллективной безопасности.

СССР и другие социалистические страны - решительные сторонники полного и всеобщего разоружения, запрещения атомного и водородного оружия, ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях. В международной жизни страны социализма выступают единым фронтом. Социалистический лагерь - надежный оплот мира на земле.

С каждым годом возрастает влияние мировой социалистической системы на ход развития всего человечества. Она направляет это развитие по пути мира, демократии и социализма. «Величественное здание нового мира, возводимое героическим трудом свободных народов на огромных пространствах Европы и Азии, - сказано в Программе КПСС, - прообраз нового общества, будущего всего человечества».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы –в АЛБАНИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ, РУМЫНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЮГОСЛАВИИ и в странах Азии – ВЬЕТНАМЕ, КИТАЕ, КОРЕЕ, МОНГОЛИИ. В этих странах были установлены новые политические режимы и провозглашён курс на социализм.
В значительной мере политическая ориентация в этих странах определялась пребыванием на их территории советских войск, это же способствовало кардинальным преобразованиям в политической, социально-экономической и других сферах, которые характеризовались высочайшей степенью централизации народного хозяйства и преобладанием партийно-государственной бюрократии. Странам предлагалось использовать опыт строительства социализма в СССР.
Выход социалистической модели за рамки одной страны, её распространение на Юго-Восточную Европу и Азию заложило основы для возникновения сообщества стран, которое получило название «мировая система социализма» (МСС). В 1959г. КУБА, а в 1975 г. – ЛАОС вошли в состав этой новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входило 15 государств, насчитывающих 32,3 % мирового населения, что является существенным фактором, говорящим о существовании мировой системы социализма в послевоенной международной жизни.

Этапы развития мировой системы социализма

План строительства социализма предусматривал не только проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах, но также сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (это национализацию промышленности, транспорта, связи, природных ресурсов, финансово-кредитной системы, внешней и внутренней торговли), индустриализацию и преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную (т.е. создание крупного обобществлённого производства), культурную революцию, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью и т.д.
1 этап МСС (1945-1949гг.) включал изменения в политических режимах, приведшие к смене социально -экономической ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР.
Важным шагом в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание в 1949г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в целях организации планомерного экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, призванный облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы (ранее до 1939г. главным партнёром которых была Германия). Кроме того, СЭВ служил каналом экономической помощи менее развитым социалистическим странам со стороны СССР (в противовес плану Маршалла) и его создание мотивировалось политическими соображениями – содействие взаимозависимости стран Восточной Европы с СССР. Можно считать 1949г. своеобразной паузой, подводившей черту под предысторией мировой системы социализма (МСС).
2 этап МСС (1950-1960гг.) 50-е гг. можно выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества (по образцу СССР). Однако социалистические страны Европы были сравнительно динамичной часть МСС, а страны Азии МСС– использовали сталинскую модель строительства, искореняя рыночные элементы в экономики. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955г. Варшавского Договора.
На этом этапе в странах Восточной Европы после национализации начинается индустриализация, для чего принимаются первые планы народнохозяйственного развития. Проходят аграрные преобразования, но национализация земли не проводилась. Земли отбиралась у крупных землевладельцев, причём отбиралась не вся земля, а только её излишки сверх установленной нормы и продавалась на льготных условиях крестьянам. А в некоторых случаях землевладельцы даже получали частичную компенсацию.
Осуществлялось кооперирование крестьянства, которое было завершено в большинстве стран Восточной Европы к началу 60-х гг.(исключение составляла Польша и Югославия, где государственный уклад в аграрном секторе не приобрёл решающего значения).
В новых странах преобразования в экономике имели компромиссный характер и проводились осторожнее, чем в СССР (был учтён опыт нашей страны, показывающий разрушительность крайних мер революционных преобразований, поэтому «военного коммунизма» в этих странах не было).
Промышленность в 50-е гг. переживала бурное развитие, темпы её роста составляли около 10 % в год и страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные (кроме Чехословакии и ГДР). Методы форсированной индустриализации способствовали формированию административной системы управления и монополизированной структуры национального хозяйства, индифферентной (т. е. безразличный) к особенностям конкретных стран. В целом, несмотря в основном на экстенсивный тип развития, итоги десятилетия были благоприятными в большинстве стран.
В этот период разворачивалась деятельность СЭВ, которая до этого в основном опиралась на идеологический фактор и была мало развита на межгосударственном уровне и на уровне предприятий и фирм. Однако обстановка холодной войны благоприятствовала переориентации торгово-экономических отношений в сжатые сроки и с помощью СЭВ его участники смогли не только выжить, но и восстановить хозяйство после войны и добиться впечатляющего прогресса.
Если на начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации, то с1956-57гг. страны СЭВ перешли к специализации и кооперированию производства, к согласованию и координации народнохозяйственных планов, к созданию совместных научных центров и хозяйственных организаций.
3 этап МСС (1960-1970 гг.) связан с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, падением темпов роста промышленности и национального дохода, что вызвало необходимость проведения хозяйственных реформ.
В этот период стали проявляться недостатки социалистической системы хозяйствования, поскольку укрепившаяся в странах СЭВ модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов и не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе (особенно наглядно это стало проявляться в связи с НТР в 50-е гг., когда страны всё больше стали отставать от передовых капиталистических стран). Поэтому во многих странах СЭВ были сделаны попытки частичного реформирования этой модели.
В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ стало использованием механизма рынка с целью включения в систему международного разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения экономической системы носили радикальный характер.
В Польше, ГДР перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хозяйством.
В Монголии, Румынии, Кубе, Вьетнаме к реформированию национальных моделей развития в этот период не приступали.
Однако хозяйственные реформы в 60-е гг. не дали положительных результатов и были свёрнуты, поскольку либерализация ценообразования хоть и дала положительные результаты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения промышленных предприятий вела не к формированию конкуренции, а к реализации монопольных преимуществ, в том числе и росту цен. Кроме того, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода, началось просто «проедание» доходов предприятий.
Важной причиной неудач было сильнейшее сопротивление реформам партийно-государственной номенклатуры, которое в основном и определило их крайнюю непоследовательность, а потому и безуспешность начатых преобразований. В 1968г. реформы по либерализации и демократизации были прерваны вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. В целом, сворачивание реформ объяснялось не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хозяйствования.
В деятельности СЭВ продолжилась координация народнохозяйственных планов стран и в 1964г. был создан Международный банк экономического сотрудничества – орган по регулированию международных расчётов.
4 этап МСС (1970-середина 80-х гг.) характеризуется попытками решить хозяйственные проблемы социалистических стран путём модернизации административной системы хозяйствования, но не прибегая к радикальным переменам.
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-74 гг., который выразился в росте цен на нефть. В то время, как капиталистические страны из-за кризиса стремились уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива, поэтому быстро перестраивали структуру экономики путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, внедряли производство микропроцессоров и биотехнологий. Однако страны СЭВ в связи с получением ресурсов из СССР по льготным ценам (ниже мировых) и неповоротливости системы ценообразования во взаимной торговле лишались всех стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзным отставанием по всем ключевым направлениям научно-технического прогресса. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны СЭВ прибегнуть к использованию зарубежных кредитов.
Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие радикальные реформы (Венгрия, Югославия и Чехословакия), стали активнее включаться в мировой рынок и их наиболее качественная продукция уже шла на западные рынки, а доля их экспорта в страны СЭВ сокращалась. В результате доля СЭВ стала снижаться.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности и в 1971г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она ставила цель–развитие производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности (т.е. развитие высших форм экономической интеграции).
В результате роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран в 70-е гг. возросла и в течение 1971-1978гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперации и специализации получили отрасли автомобильной промышленности. Кроме того, роль СЭВ возросла из-за зависимости от импорта нефти из СССР в период мирового энергетического кризиса.
Однако масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов из-за невосприимчивости хозяйства к НТР. Поэтому в конце 70-х гг. была предпринята ещё одна попытка модернизации СЭВ – начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества. В течение 80-х гг. внутри СЭВ происходило нарастание проблем, приведшее к его кризису.
Период распада МСС (2-я половина 80-х гг. –начало 90-х гг.) характеризуется нарастанием проблем внутри СЭВ и распадом в 1991г. мировой системы социализма. В этот период стало очевидным, что сложившаяся социально-экономическая система и её хозяйственный механизм не могут создать эффективную социально-ориентированную экономику, активно использующую достижения научно-технического прогресса и взаимодействующую с мировым хозяйством.
Для стран Восточно-европейских стран СЭВ было характерно падение темпов роста экономики, отставание наукоёмких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения.
Все предпринятые меры по интенсификации производства в 80-е гг. не увенчались успехом и продолжавшийся глубокий экономический кризис, нестабильность возникших политических систем, обострение национальных противоречий, развал многонациональных государств (Югославия), безработица, обеднение населения – все эти процессы были характерны для конца 80-х гг. Процессы глубокого кризиса были характерны и для СССР. Это вело к распаду системы СЭВ, поскольку Советский Союз был инициатором создания мировой системы социализма.
Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы стали частью обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах, где главным стал курс в направлении западной демократии и рыночных отношений через приватизацию государственного сектора и поощрение частного предпринимательства.
В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов экономического управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе.

Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили следующие факторы:
1) не был преодолён барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующегося на интересе партнёров к советскому сырью;
2) тепличными условиями в развитии взаимных связей (т.е. отсутствием конкурентной борьбы);
3) общим нарастанием кризисных явлений в странах социализма;
4) ухудшением позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;
5) разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена;
6) стремление к переходу на западные рыночные пути развития экономик.
Прекращение в 1991г. деятельности СЭВ по-разному отразилось на экономике входивших в него стран. Для СССР прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась зависимостью их хозяйств от поставок сырья из СССР и альтернативных источников импорта, и перспектив перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Образование мировой системы социализма

Этапы развития мировой системы социализма

Распад мировой системы социализма

18.1. Образование мировой системы социализма

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народнодемократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее – революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название«мировая система социализма» (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны. Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и ЮгоВосточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу.

Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-

демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по «универсальному образцу» СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства. Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой. Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм в Югославии. Однако была и иная модель соиалистического строительства, осуществляшаяся в те годы в Югославии – модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился

причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться. Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг.

Образование СЭВ. Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать созданиеСовета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в

январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военнополитическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г.Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Монголия. Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. – Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Китай. Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армииЧан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу «старшего брата», превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализмаМао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать

СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа «великим кормчим» широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами МСС,

свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР

в конце 60-х гг.

Вьетнам. Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководительХо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954), а затем с США (1965-1973) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско-маоистскую окраску.

Северная Корея. Куба. Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 г. и разделенной в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режимКим Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце рассматриваемого периода в истории МСС произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.). Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.

18.2. Этапы развития мировой системы социализма

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат – безуспешность процесса преобразований.

Противоречия внутри МСС . В известной мере этому способствовала внутренняя и внешняя политика правящих кругов СССР. Несмотря на критику отдельных наиболее уродливых черт сталинизма на XX съезде, руководство КПСС оставило в неприкосновенности режим безраздельной власти партийно-государственного аппарата. Более того, советское руководство продолжало сохранять стиль авторитаризма в отношениях СССР со странами МСС. В немалой степени это явилось причиной повторного ухудшения отношений с Югославией в конце 50-х гг. и затяжного конфликта с Албанией и Китаем, хотя амбиции партийной элиты двух последних стран в не меньшей мере повлияли на ухудшение отношений с СССР.

Наиболее ярко стиль взаимоотношений внутри МСС продемонстрировали драматические события чехословацкого кризиса 1967-1968 гг. В ответ на широкое общественное движение граждан Чехословакии за экономические и политические реформы руководство СССР при активном участии Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши ввело 21 августа 1968 г. свои войска в суверенное по-существу государство под предлогом защиты его «от сил внутренней и внешней контрреволюции». Данная акция существенно подорвала авторитет МСС и наглядно продемонстрировала неприятие партийной номенклатурой подлинных, а не декларативных преобразований.

Небезынтересно в этой связи отметить, что на фоне серьезных кризисных явлений руководство социалистических стран Европы, оценивая достижения 50-60-х гг. в экономической сфере,пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу «строительству развитого социализма». Этот вывод подкреплялся идеологами нового этапа, в частности тем, что удельный вес социалистических стран в мировом промышленном производстве достиг в 60-е гг. примерно одной трети, а в общемировом национальном доходе – одной четверти.

Роль СЭВ . Одним из существенных аргументов был факт достаточно динамичного на их взгляд развития экономических отношений внутри МСС по линии СЭВ. Если в 1949 г. перед СЭВ стояла задача регулирования внешнеторговых связей на основе двухсторонних соглашений, то с 1954 г. было принято решение о координации народнохозяйственных планов стран – ее участниц, а в 60-е гг. последовал ряд соглашений о специализации и кооперировании производства, о международном разделении труда. Были созданы крупные международные экономические организации, такие, как Международный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и т. д. В 1971 г. принимается Комплексная программа сотрудничества и развития стран – членов СЭВ на базе интеграции. Кроме того, по оценкам идеологов перехода к новому историческому этапу в строительстве коммунизма в большинстве европейских стран МСС, сложилась новая социальная структура населения на основе полностью победивших социалистических отношений и т. д.

В первой половине 70-х годов в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы действительно сохранялись весьма стабильные темпы роста промышленного производства, составлявшие ежегодно в среднем 6-8%. В значительной мере это достигалось экстенсивным методом, т.е. наращиванием производственных мощностей и ростом простых количественных показателей в области производства электроэнергии, выплавки стали, добычи полезных ископаемых, продукции машиностроения.

Осложнения с середины 70-х гг. Однако уже к середине 70-х гг. социальноэкономическое и политическое положение стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой, под воздействием НТР, началась структурная перестройка народного хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу