Как восстановиться в армию офицеру запаса. Порядок восстановления на службу офицеров запаса Восстановление на военной службе после незаконного увольнения

Постановления от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дал следующие разъяснения.

В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, когда увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, но нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего, должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков личного состава воинской части, восстановлении непосредственно нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В случае если сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Полное восстановление нарушенных прав военнослужащего, уволенного с военной службы без производства расчета, предполагает восстановление его в списках личного состава части до момента выплаты всех причитающихся сумм.

Принципиальное решение принято Военной коллегией Верховного Суда РФ по делу Д.

Майор Д. обжаловал в суд действия командира войсковой части, связанные с исключением его из списков личного состава части ввиду увольнения с военной службы без производства с ним расчета по всем видам довольствия, положенным на день увольнения.

Военный суд удовлетворил жалобу: действия командира признал неправомерными, а его приказ в части, касающейся исключения Д. из списков личного состава части, - незаконным и не действующим с момента его издания. Кроме того, суд обязал командира части восстановить Д. на военной службе, выплатить причитающиеся ему деньги с учетом индексации, а денежную компенсацию взамен продовольственного пайка выплатить исходя из его стоимости, действующей на момент фактической выплаты, после чего исключить заявителя из списков личного состава части.

Приволжский окружной военный суд решение изменил, признав неправильным указание об отмене приказа об исключении Д. из списков личного состава и восстановлении его на военной службе, в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Окружной суд указал, что увольнение Д. произведено на законных основаниях и не оспаривалось заявителем, однако при этом не соблюден порядок увольнения, и названное нарушение в полной мере могло быть устранено путем выплаты задолженности с учетом ее индексации и своевременного исполнения судебного решения, а не путем восстановления заявителя на военной службе.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения суда второй инстанции.

Военная коллегия протест удовлетворила, отменила определение Приволжского окружного военного суда и оставила в силе решение военного суда о восстановлении Д. на военной службе до момента производства с ним окончательного расчета, указав следующее.

Как видно из материалов дела, Д., уволенному с военной службы и исключенному из списков личного состава части, не выплачены: единовременное денежное вознаграждение по итогам 1997 и 1998 годов; денежные компенсации взамен продовольственного пайка, за поднаем жилых помещений, за санаторно - курортное лечение и взамен вещевого имущества; пособие на детей; материальная помощь и выходное пособие.

Вместе с тем согласно ст. ст. 12, , , 15, и Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечисленные выплаты и компенсации установлены для военнослужащих, т.е. для лиц, проходящих военную службу. Поэтому упомянутыми видами довольствия военнослужащий должен быть обеспечен в период прохождения военной службы, а не после увольнения с нее.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил, объявленного приказом Министра обороны Российской Федерация No. 100 1985 г., днем увольнения офицера с действительной военной службы считается день, с которого офицер приказом по воинской части исключается из списков личного состава части. Согласно же ч. 4 ст. 65 инструкции к названному приказу "О порядке применения Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил" увольняемый военнослужащий своевременно и полностью должен быть удовлетворен всеми видами положенного ему на день увольнения довольствия (данные нормативные акты действовали на момент возникновения спорных правоотношений и в период рассмотрения дела судом).

Поскольку с Д. на день увольнения не был произведен окончательный расчет, то издание приказа об исключении его из списков личного состава воинской части нарушало требования названных нормативных актов и ущемляло права военнослужащего. В связи с этим суд первой инстанции правильно удовлетворил требования заявителя о восстановлении его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета. Определение же суда второй инстанции не устраняло допущенные в отношении Д. нарушения.

Это решение Военной коллегии согласуется с требованиями нового законодательства, в частности с нормами п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. No. 1237, в соответствии с которыми военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Контракт может быть первым или новым (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы").

В вашем случае это именно новый контракт.

Контракт не может быть заключен с гражданином (иностранным гражданином), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданином, лишенным на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинскую должность, в течение этого срока.

Заключение контракта , прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"):

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

граждане, пребывающие в запасе; Это ваш случай!!!

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9:

а) при окончании срока предыдущего контракта;

б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9 пункт 2:

а) освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.

Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту , не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

Пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения это:

Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта являются:

а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части) о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Других условий, а тем более сроков по заключению нового контракта в:

(НИС) ежегодно модернизируется. Поправки вносятся с завидной периодичностью. Законотворческая деятельность государства направлена на совершенствование системы, позволяющей военнослужащим стать собственником жилой недвижимости в период прохождения военной службы.

Так в марте текущего года в закон о военной ипотеке (117-ФЗ) (32-ФЗ) . Поправки действительно кардинальные и, надо отметить, долгожданные. Изменения коснулись ряда «проблемных вопросов» НИС.

Закон о восстановлении накоплений

В первую очередь изменения коснулись восстановления накоплений. После вступления поправок в силу (18.03.2017 г.) рассчитывать на восстановление накопленных средств могут участники НИС, уволенные по положительным статьям. К положительным статьям увольнения относятся статьи, не дискредитирующие военнослужащего, но и не дающие право на накопленные средства:

Материалы по теме

  • окончание контракта,
  • прекращение службы, в период ее приостановления,
  • переход на службу в другие органы и учреждения,
  • перевод на госслужбу,
  • досрочное увольнение, при наличии нарушений в отношении военнослужащего,
  • наделение полномочиями высшего должностного лица,
  • избрание депутатом,
  • наличие уважительных причин и решения аттестационной комиссии.

Военнослужащий, поступающий на военную службу из запаса, ранее исключенный из реестра участников системы в связи с увольнением по положительным статьям, вправе рассчитывать на восстановление накопленных средств.

Напомним, ранее, до принятия поправок (до 18.03.2017г.) такими прерогативами пользовались только военнослужащие, ранее уволенные по льготным основаниям (ОШМ, ограничено годен, семейные обстоятельства) . При повторном включении в систему данным военнослужащим присваивалась «15» категория участников с полным восстановлением накопленных средств за время предыдущего участия в системе. Основанием для повторного включения являлось заключение контракта из запаса.

Поправки вступили в силу 18 марта текущего года и, судя по тому, как сформулирован Закон, главным критерием восстановления накопленных средств является именно восстановление на военной службе.

Росвоенипотека и восстановление накоплений

В соответствии с пояснениями сотрудников Росвоенипотеки в части толкования 32-ФЗ для того, чтобы военнослужащий получил право на восстановление накоплений, ему необходимо уволиться после 18 марта 2017 года. Поскольку у государства возникают обязательства по сохранению накоплений военнослужащего, уволенного «без права», но который может восстановиться на службе, то эти обязательства нельзя распространить на предыдущие периоды. Именно поэтому, чтобы восстановить накопления необходимо уволиться после вступления в силу поправок (18.03.2017 г.) .

Как участнику НИС восстановить накопления

Стоит отметить, что официальные изменения в подзаконных актах - Правилах учета накоплений, утверждаемых Правительством РФ - на сегодняшний день не внесены. Не исключен вариант того, что в Правилах восстановления накоплений пропишут какие-либо ограничительные меры, например, такие, как разрыв между контактами не более 3-х месяцев.

По практике предыдущих лет, можно сказать, что процесс внесения изменений в подзаконные акты небыстрый. Так, например, в прошлом году в мае месяце в 117-ФЗ были внесены изменения относительно выплаты допсредств. Изменения в соответствующее Постановление Правительства РФ вступили в силу только в конце 2016 года, а ведомственные приказы до сих пор не приведены в соответствие с действующим законом. Все, кто увольнялся после вступления в силу данных изменений, по закону имели право на получение данных средств. Многим военнослужащим пришлось пройти судебные разбирательства. Только судебное решение помогло бывшим участникам НИС получить допсредства.

В любом случае, в соответствии с 32-ФЗ, участники военной ипотеки, уволенные (после 18.03.2017 года) и восстановившиеся на службе после 18.03.2017 года, вправе рассчитывать на возврат всех накопленных денег. Получить официальные разъяснения по данному вопросу от регорганов пока не удается.

Осознавая, что бюрократии в вопросе восстановления накоплений избежать не удастся, хочется порекомендовать военнослужащим, отстаивать свои интересы. И в случае получения отказа во включении в реестр по соответствующей категории («15») с восстановлением накоплений, рекомендуем обращаться в суд.

В [наименование военного суда]

Истец: [Ф. И. О.],

адрес: [вписать нужное]

Ответчик: [наименование],

адрес местонахождения: [вписать нужное]

Исковое заявление

о восстановлении военнослужащего на военной службе

(нарушение процедуры увольнения)

Я, [Ф. И. О. уволенного военнослужащего], проходил военную службу с [число, месяц, год] в должности [наименование]. Приказом командира воинской части N [значение] от [число, месяц, год] досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, и об исключении заявителя из списков личного состава воинской части с [число, месяц, год]. С увольнением я не согласен, поскольку достаточных оснований для увольнения с военной службы нет. Кроме того, был нарушен порядок увольнения, а именно перед увольнением со мной не проводилась беседа, не был предоставлен основной отпуск за [значение] год, не выяснялось желание пройти военно-врачебную комиссию.

Приказ об увольнении с военной службы не содержит описания совершенного мною дисциплинарного проступка, а также решения должностных лиц воинской части об объявлении мне какого-либо дисциплинарного взыскания за проступок. Не содержится дисциплинарного проступка и в служебной карточке.

Досрочное увольнение по данному основанию возможно в порядке проведения аттестации либо в порядке реализации дисциплинарного взыскания (п. "и" ст. 55 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ).

В силу ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Также в приказе командира воинской части об увольнении с военной службы отражено, что основанием для его издания явился рапорт военнослужащего. В нем нет ссылки ни на заключение аттестационной комиссии, ни на привлечение к дисциплинарной ответственности.

Увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта не зависит от желания самого военнослужащего и может быть произведено по решению командования. Поэтому обоснование издания приказа об увольнении наличием рапорта военнослужащего противоречит закону.

Пунктом 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, предусмотрено, что перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы: во-первых, уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; во-вторых, с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.

Данная норма предполагает предоставление основного отпуска в период прохождения военной службы.

Проблема

У моего жениха 2 года назад умер отец, и нужно было помогать матери по хозяйству. Он пришел к начальству, с просьбой уволить его по семейным обстоятельствам. Ему ответили, что такой статьи нет, и уволили его по не соблюдению контракта. Законно ли это? И может ли он теперь восстановиться? Поскольку, в какую бы часть он не ходил, почти везде ему говорят, будут деньги,будет место.

Решение

Здравствуйте, Ксения!

Статьи уволить по семейным обстоятельствам нет, но вот пункт в ст.51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2015), есть.

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ , от 06.07.2006 N 104-ФЗ )

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(абзац введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Но, уже поздно, т.к. увольнение произошло.

Ваша статья увольнения, чаще всего рассматривается, как увольнение по отрицательным мотивам. Знаете, но, если желание восстановиться есть, то пусть обращается в военкомат или в часть воинскую в отдел кадров. В таких случаях, нужно объяснить, почему такая статья увольнения была применена, а дальше уже все будет на усмотрение начальства.

А вообще, восстановление на службе в силовых структурах, даже, если было увольнение по уважительной причине, всегда на усмотрение начальства, а еще медкомиссии, и ПФЛ.

А оспаривать статью увольнения через два года уже поздно, сроки все прошли для обращения в суд.

Если в частях везде требуют деньги, что незаконно, пусть через военкомат попытается.