Как организовать игры с правилами. Условия овладения детьми игрой с правилами

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Учитывая зависимость отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Юлия Кузьменко
Игры с правилами для детей старшего дошкольного возраста

В играх с правилами формируется произвольность в общении детей со сверстниками . Это ключевая предпосылка их готовности к школе. В играх с правилами дети учатся принимать правила , действовать на их основе; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил ; учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера. Общаясь и взаимодействуя со сверстниками, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ними, предметную ситуацию, но и на сознательно принятые задачи, нормы, правила . Общение приобретает определенный контекст, из него исчезают импульсивные реакции детей , уступая место осознанным действиям и высказываниям, соответствующим принятым задачам.

«Собери колоски»

Материал. Корзинка; колоски, сделанные из бумаги; колосок-цифровичок для определения номера пары; медали; таблица.

Правила игры :

1. Дети делятся на пары по желанию. Определяется очередность пар.

2. Пара с завязанными глазами по команде собирает колоски в корзинку.

3. Колоски собираются в течение 30 секунд. (Используется секундомер.)

4. Заполнение таблицы.

5. Вручение медалей.

Дети делятся на пары. С помощью колоска-цифровичка определяется очередность пар (каждая пара берет по одному зернышку с номером) . На ковре стоит корзиночка, вокруг нее по кругу лежат «колоски» . Выходит пара детей , воспитатель завязывает им глаза, дети по команде с завязанными глазами в течение 30 секунд собирают колоски в одну корзиночку. По истечении времени игра останавливается, дети пересчитывают собранные колоски, воспитатель в таблице отмечает количество собранных каждой парой колосков. Дети сами называют номер победившей пары. За быстроту, ловкость, сноровку паре-победителю вручаются медали.

«Угадай, что мы задумали» .

Материал. Волчок со стрелкой, поднос с дарами осени.

Правила игры :

1. Выбирается водящий с помощью «волшебной стрелочки» (раскручивается волчок со стрелкой, он уходит в спальню.

2. Загадывается предмет. Дети договариваются, что каждый о нем будет рассказывать. Предмет называть нельзя.

3. Зовется водящий. Дети рассказывают о предмете, но не называют его.

4. На чьем рассказе водящий угадает, какой предмет задуман, тот и

становится следующим водящим.

5. Игра повторяется.

Выбирается водящий, он уходит в спальню, остальных детей воспитатель приглашает сесть вокруг подноса с дарами осени. Воспитатель предлагает загадать предмет из даров осени. Ребята описывают его, договариваются, что каждый о нем будет рассказывать. Приглашают водящего и поочередно дают различные определения загаданному предмету, не называя его. Как только водящий отгадывает и называет предмет, игра заканчивается. Ведущим следующего кона игры становиться тот , на чьем рассказе была дана отгадка.

«Что я загадала?»

Материал. 10 кругов разного цвета и размера, фишки разного цвета, кубик с

изображениями животных, мяч.

Правила игры :

1. Ведущий выбирается с помощью считалки.

2. Ведущий раскладывает круги от самого маленького до самого большого попорядку. 3. Кому ведущий бросает мяч – тот отгадывает.

3. Отгадывая, можно задавать вопросы только со словами «больше» , «меньше» .

4. Кто ответит правильно – получает красный фант. Кто больше всех наберет красных фантов, тот выиграл. Он становится ведущим следующего кона игры .

5. Кто ответит неправильно – получает фант другого цвета. В конце игры (дети изображают животных) .

6. После разыгрывания фантов игра заканчивается.

Выбирается ведущий с помощью считалки. Он раскладывает перед детьми 10 кругов разного цвета и размера от самого маленького до самого большого попорядку. Напоминает правила . Предлагает детям отгадать, какой круг он загадал. Например :

Этот круг больше красного?

Да, больше.

Он больше синего?

Больше желтого?

Это зеленый круг.

Правильно угадавшие , получают фанты красного цвета. Не отгадавшие – получают фанты другого цвета. По окончании игры некрасные фанты разыгрываются с помощью кубика (дети изображают животных) . Кто больше всех набрал красных фантов – выигрывает и становится ведущим следующего кона игры .

«Разноцветная ярмарка» .

Материал. Поднос с геометрическими фигурами, вырезанными из разноцветного картона; корзинка; волчок со стрелкой.

Правила игры :

1. Выбирается покупатель с помощью волчка.

2. Продавец должен продать один предмет, называя сам предмет и его цвет.

3. Покупатель должен сделать три покупки.

4. После этого выбирается новый покупатель, а продавцы меняют товары.

5. Игра начинается сначала.

Выбирается покупатель с помощью волчка. Дети выстраиваются в круг. Каждый держит за спиной геометрическую фигуру, вырезанную из цветного картона - это «продавцы» . Внутри круга ходит «покупатель» . Дети хором произносят потешку :

Поля, Поля, не сиди!

По ярмарке походи!

Все товары хороши!

На что хочешь, покажи!

На последнем слове ребенок останавливается и делает «заказ» продавцу : «Мне нужны овощи (одежда, посуда, цветы) ». Продавец должен предложить предмет из нужной категории, совпадающий по цвету и форме с фигуркой, которую он держит за спиной. Например : «У меня есть красный помидор» , - достает круг красного цвета. Покупатель делает еще две покупки. Затем выбирается новый ведущий, продавцы меняют товары, игра начинается сначала.

«Собери фигуру» .

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера, карточки – схемы, «чудесный мешочек» с объемными геометрическими фигурами двух цветов по количеству детей , «золотые» и «серебряные» медали.

Правила игры :

1. Дети делятся на две команды с помощью «чудесного мешочка» .

2. Каждая команда выкладывает по одной фигуре по схеме.

3. Та команда, которая закончит первой, побеждает.

4. Каждая команда должна сказать, на кого или на что похожа выложенная фигура.

5. Победившая команда получает «золотые» медали, проигравшая – «серебряные» .

Дети делятся на две команды с помощью «чудесного мешочка» . Дети, доставшие красные фигуры – команда «красных» , синие – команда «синих» . По сигналу воспитателя команды начинают собирать фигурку, используя карточки-схемы. Та команда, которая быстрее справилась с заданием , выигрывает . Каждая команда представляет свою фигуру. Победившая команда получает «золотые» медали, проигравшая – «серебряные» .

«Три шашки» .

Материал. Рабочее поле – часть шахматной доски три клетки на три (2 шт., полоска картона равная по длине трем клеткам (2шт., три шашки (2 комплекта, «чудесный мешочек» с черными и белыми шашками по количеству детей .

Правила игры :

1. С помощью считалки выбирается судья, который будет проверять, правильно ли члены команды выложили шашки.

2. Дети делятся на команды. Кто достанет из мешочка черную шашку, тот в «черной» «белой» .

3. Шашки нужно выложить так, чтобы палочка не смогла закрыть три клетки подряд.

4. Шашки по диагонали не выкладывать.

5. Та команда, которая правильно выполнит задание , побеждает.

С помощью считалки выбирается судья. Дети делятся на команды. Кто достанет из мешочка черную шашку, тот в «черной» команде. Кто достанет белую – в «белой» . Судья напоминает правила игры . По его команде дети начинают выполнять задание.

Как только одна из команд закончит, судья проверяет правильность выполнения задания . Та команда, которая правильно выполнила задание , побеждает.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных ли-тературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом .

Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:

1. Дидакти-ческие подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)

2. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж-ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа-та, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде пра-вил. В играх с правилами ребенок учится управлять сво-им поведением, это и определяет их воспитательное значение.

Игры с правилами дают возможность каждому участни-ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается са-мостоятельно оценить свои действия и действия других иг-рающих. Таким образом, игры с правилами бла-гоприятны для развития у дошкольников способности к вза-имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си-туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани-ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенство-ванию.


Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно-ролевыми играми .

Основой сюжетно-ролевой игры явля-ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю-чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскры-вать роли, где развернут игру, и т. п.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяет-ся наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка спо-собности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка прини-мает характер перевоплощения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

1. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бы-товые (игры в семью, детский сад), производствен-ные , отражающие профессиональный труд людей, обще-ственные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

3. Роль - средство реализа-ции сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном игре персонаже.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляет-ся в двух направлениях:

Формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства условно можно разделить на традиционные и новые, исследованные в последние годы;

Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Сущность режиссерских игр .

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт-неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме-ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Есте-ственно, что такое игровое общение для маленького ребен-ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис-кать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс-ла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенок учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное зна-чение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев ре-жиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея-тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь-ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают-ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз-никают совместные режиссерские игры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе при-думывают сюжет, подбирают необходимые иг-рушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре-жиссерские игры создают предпосылки для возник-новения сюжетно-ролевой игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру-ководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро-вого материала, внесением новой игрушки, которая отве-чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо-образно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо-димое условие для их развития.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме-чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста-новке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Характеристика театрализованных игр .

Театрализованные игры представляют собой разыгры-вание в лицах литературных произведений (сказки, расска-зы, специально написанные инсценировки). Герои литера-турных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фан-тазией, - сюжетом игры . Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности , которая проявляется в способности к эс-тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо-бенности речевых оборотов.

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, са-мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа:

1. Освоение литературного текста, который будет драматизировать-ся;

2. Этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер-сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3. Сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

В результате изучения главы студент должен: знать

  • специфические характеристики игр с правилом и их развивающее значение;
  • этапы становления игр с правилом;
  • конкретные игры, адекватные для детей разного возраста; уметь
  • выбирать игры с правилом для детей разного возраста;
  • оценивать развивающий потенциал настольно-печатных игр; владеть
  • методами организации игр с правилом.

Особенности игр с правилом и их развивающее значение

Игра с правилом, так же как и сюжетная, является неотъемлемой частью детской жизни. Это традиционный вид игры - многие подобные игры передаются из поколения в поколение. При этом, несмотря на огромное разнообразие игр с правилом, их отличает единство структуры, сохранение базовых элементов. Игра с правилом является важнейшим средством развития личности ребенка. Но чтобы способствовать общему личностному развитию дошкольников, она должна стать самостоятельной деятельностью дошкольников. Напомним, что самостоятельность и инициативность детей являются отличительными признаками всякой игры, отделяющими ее от учебных занятий. Для того чтобы игра с правилом стала самостоятельной деятельностью дошкольников, они должны освоить ее специфические характеристики.

Специфические характеристики игры с правилом наиболее ярко выступают при ее сравнении с сюжетной игрой. Относительно связи ролевых игр и игр с правилами в онтогенезе существуют разные позиции. Так, согласно Д. Б. Эльконину, развитие игры в дошкольном возрасте идет по линии разворачивания игровой роли как единицы игры. Этап предметной игры - это подступы к роли, ролевая игра - ее расцвет, игра с правилом - сворачивание роли до чистого правила. С этой позиции игра с правилом вытекает из ролевой, и данные виды игры имеют единую логику развития.

Однако другие авторы утверждают, что сюжетная игра и игра с правилами не обязательно находятся в отношениях преемственности и что появлению игры с правилом предшествует сюжетно-ролевая (Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова). Пиаже показывает, что каждый вид игры представляет собой качественно особое образование и не порождается предыдущим видом . Специальный анализ показывает, что развитие сюжетно-ролевой игры не является основной причиной, порождающей игру с правилами. Из этого следует, что различные виды игры имеют независимые линии развития, которые сосуществуют, а не сменяют друг друга.

Прежде всего, игра с правилом - это всегда совместная деятельность, с необходимостью предполагающая партнеров. В отличие от других видов деятельности дошкольника (режиссерской игры, продуктивной деятельности, экспериментирования), она не может осуществляться индивидуально. Ее суть и содержание состоят в особом характере взаимодействия.

Как следует из названия, действия детей в таких играх задаются и определяются правилами. Конечно, в сюжетной игре тоже есть правила (как должен вести себя тот или иной персонаж), но в игре с правилом они принципиально другие. В сюжетной игре правило связано с личным представлением ребенка о разыгрываемой ситуации и каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла, сюжета и роли. Это понимание весьма приблизительно и может меняться в процессе игры. В сюжетной игре правила заключены (спрятаны) в роли и связаны с субъективным, личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации. Это скорее обобщенное представление о том, как должен вести себя тот или иной персонаж в условном пространстве.

В игре с правилом действия участников совершенно реальны и однозначны. Правила имеют формализованный, осознанный характер, независимо от того, имеют ли они договорной характер или берутся в готовом виде. В играх с правилами правила не допускают субъективных интерпретаций. Они обязательны для всех участников игры.

Еще одно важное отличие игр с правилами от сюжетных заключаются в том, что в них всегда есть заранее заданный результат , т.е. выигрыш. Сюжетная игра не имеет конечного результата (в этом ее преимущества и особенность). Развертывание сюжета имеет поступательный характер, может продолжаться бесконечно, а может прерваться в любой момент. Момент завершения игры зависит от желания играющих. В игре с правилом есть совершенно определенный, заданный результат. При этом важен не сам результат, а его соотнесение с результатом других, т.е. выигрыш, определяющий первенство одного из играющих. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры. А это означает состязательный характер игры и совсем другие отношения между играющими: уже нс сотрудничество, а соревнование, конкуренция.

Выигрыш означает окончание цикла игры, после которого начинается следующий цикл. Таким образом, игра с правилом связана с повторяемостью, цикличностью этой деятельности. Продолжение игры есть повторение игрового цикла, который вновь завершается выигрышем. Цикличность, повторяемость игровых действий всеми участниками - также важная особенность этой деятельности.

Выигрыш является центральным, наиболее специфическим моментом игр с правилами. В нем сосредоточены, с одной стороны, совместность и состязательность (выиграть можно только у кого-то), с другой - цикличность, повторяемость действий. Правила уравнивают всех играющих, а повторяемость дает возможность успеха для каждого. Именно выигрыш придает непредсказуемость, неожиданность, что определяет игровой характер этой деятельности. Именно он создает эмоциональное напряжение, интригу, своеобразный азарт.

Наличие выигрыша отличает игру с правилами не только от сюжетной игры, но и от дидактической, хотя там тоже есть правила и конечный результат действий.

Игра с правилом всегда коллективная и требует от участников принятия и соблюдения обязательных для всех правил.

Правила бывают трех видов.

Нормативные правила , задающие способы регуляции совместной деятельности, реализующие принцип справедливости. Перед началом игры все играющие должны занять равные позиции, никто не должен иметь никаких преимуществ перед другими. Для нормативной регуляции в детской субкультуре сложились определенные приемы: очередность, жребий, считалка, порядок передачи хода и т.п.

Затем должен быть развернут игровой цикл, т.е. реализованы конкретные действия. Конкретные действия участников определяют собственно игровые правила. Их можно назвать инструментальными (что именно нужно делать, куда бежать, что можно, чего нельзя, когда прекращать действие и т.д.). Именно они определяют многообразие игр с правилами, игровой материал, сложность или простоту игры.

Игровой цикл завершается определением выигравшего. Критерии определения победителя задаются правилами установления выигрыша , которые позволяют зафиксировать победу одного из играющих. Этих правил немного и они хорошо известны: Кто раньше всех... Кто больше всех... У кого больше всех... и т.д. Наличие выигравшего означает, что остальные участники - проигравшие. Однако цикличный характер игры дает возможность каждому участнику выиграть в следующем цикле (коне). Обычно при переходе от одного цикла к другому выигравший в качестве своеобразной награды получает право на первый ход.

Игра с правилом может иметь самостоятельный характер, а может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается, например, с элементами сюжетно-ролевой игры (кошки-мышки, лиса и гуси, лохматый пес и т.п.). Однако чаще всего игра с правилами соединяется с дидактическими играми, когда действие по правилу связано с решением познавательных, двигательных или речевых задач. В дошкольной педагогике игры с правилом часто используются как дидактическое средство, позволяющее развивать сенсорные, двигательные или умственные способности. Такое использование игры с правилом превращает ее в дидактическую и лишает специфических развивающих возможностей, которые связаны с ее строением.

Специфическое развивающее значение игры с правилом заключается в необходимости руководствоваться определенными правилами, т.е. в развитии нормативной регуляции поведения. Поскольку игра с правилами является совместной, кооперативной деятельностью, требующей неукоснительного соблюдения правил (норм), обязательных для всех участников, возникает требование не просто произвольного поведения, но взаимной нормативной регуляции. Каждый ребенок должен следить за точным выполнением правил не только в собственном поведении, но и за действиями всех участников игры. Такая нормативная регуляция и саморегуляция является необходимой составляющей морального и социального развития ребенка.

В этом виде игр создаются условия и для освоения и актуализации детьми взаимной нормативной регуляции и морального принципа справедливости.

Перед принятыми в игре правилами все дети находятся в равном положении. Даже если кто-то устал или кто-то слабее или, наоборот, сильнее других, все должны соблюдать общие правила. Такая готовность соблюдать единые для всех нормы поведения является важной предпосылкой для законопослушного поведения человека.

Общая структура игр с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, становлению стремления к достижению определенного результата, сопоставлению своих достижений с достижениями других и что особенно ценно, это сопоставление осуществляется ребенком самостоятельно на основе доступных ему критериев оценки. Соответственно, игры с правилами способствуют формированию адекватной самооценки.

Очень важен также опыт переживания ребенком временной неудачи , проигрыша в такой, пока еще не слишком значимой деятельности, как игра. Многие современные дошкольники слишком сильно переживают любую неудачу, даже проигрыш в игре: обвиняют игровой материал, злятся на партнеров, отказываются от продолжения игры. Собственный проигрыш переживается как серьезное поражение. Но игре с правилом свойственна такая особенность, как цикличность. Цикл (кон) заканчивается выигрышем одного и проигрышем других. Возобновление игры обеспечивает возможность проигравшим выиграть, достичь успеха. Игры с правилами, в которых выигравшие и проигравшие постоянно меняются, позволяют таким детям подготовиться к возможности временной неудачи и принять ее как неизбежность. Переживание своего неуспеха и признание успеха сверстника в игре с правилами «закаляет» ребенка, упорядочивает реакции на ситуации фрустрации. Однако, если проигрыш в игре слишком тяжело переживается ребенком, является своего рода стрессом (вызывает плач, агрессию, уход в себя), лучше избавить его от столь невыносимого пока испытания и заменить игру с правилами какой-то другой деятельностью. Для специфического развивающего эффекта игр с правилом более эффективными являются игры на удачу (типа «бродилок» или лото), поскольку в них только случай решает успех каждого и вероятность выигрыша не зависит от физических или умственных способностей ребенка. Соответственно, проигрыш в игре не воспринимается как результат своей неполноценности.

Игра с правилами также способствует овладению различными типичными формами взаимодействия со сверстниками: одновременными, последовательными, поочередными действиями, обменом функциями, распределением функций внутри группы и т.д. - все это безусловно способствует социальному и коммуникативному развитию детей. Очень важно и то, что игры с правилами влияют на развитие способности к договору, согласованию действий.

Неспецифическое значение игры с правилами связано с теми физическими и умственными усилиями, которые прилагает ребенок в процессе игровых действий и которые полезны для его развития. Обычно игровые действия связаны с определенными навыками или умениями. Пытаясь добиться успеха в игре, дети прилагают усилия для получения желанного результата и тем самым тренируют и развивают физические, умственные и другие способности.

  • Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.: Академический проект, 2006.
  • Михайленко II. Я., Короткова II. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2002.
(1 голос : 5 из 5 )

Поговорим о подвижных играх для дошкольников. Почему они так важны для детей? Чем больше игр сможет предложить взрослый, тем более он удовлетворит жизненные потребности малышей. Подвижные игры для дошкольников представляют естественный способ развития координации движения и мелкой моторики.

Детские качели и качалки – излюбленное развлечение детей. Особой популярностью пользуются у детей качели, которые крепятся к опоре с помощью канатов или металлических цепей. Такие качели дают возможность менять траекторию движения, раскручиваться вокруг своей оси. Детские качели — это не просто развлечение, но и прекрасный тренажер для вестибулярного аппарата.

Играя, ребенок не только становится ловким. Он учится слушать, быть внимательным, выполнять определенные правила, согласовывать движения и, конечно же, находить взаимопонимание с детьми и дружить. Подвижные игры особенно важны для застенчивых деток, так как такие игры помогают преодолеть им робость. В игре малыши забывают о своих стеснениях и начинают активно играть.

Подвижные игры для дошкольников делятся на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы. Но, в любом случае, игры должны иметь легкие правила. Важно подобрать такие игры для детей, которые соответствуют уровню их развития – не окажутся примитивными, или наоборот, очень сложными.

Также важно, чтобы ребенок играл в подвижные игры с другими малышами под руководством или при участии взрослых. Следует помнить, дети большую часть травм получают именно во время игр.

В младших группах детских садов наибольшее распространение получили сюжетные игры и простые игры, бессюжетные типа игры-забавы и ловушек. Бессюжетная игра с элементами соревнований, эстафета, игра с предметами (кольцеброс, кегли и т. п.) для таких малышей еще недоступны. В этом возрасте вообще не проводят спортивные игры.

Сюжетная подвижная игра помогает детям закреплять представления и знания о явлениях и предметах окружающего мира. Например, о различных средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях) и умения пользования ими, об особенностях их передвижения, о повадках различных птиц и животных и т.д.

Подвижная игра для дошкольников «птицы в гнездышках»

В игру можно задействовать такое количество детей, насколько позволит площадка для проведения игры. Малыши сидят на стульях, расставленных в углах комнаты – это их «гнезда». По сигналу ведущего все «птицы» вылетают в центр комнаты, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Важно, чтобы малыши действовали по команде.

Игра «кот и мыши» предназначена для детей в возрасте от полутора до трех лет

Малыши садятся на скамейки или стульчики. Это «мышки в норках». В другой стороне площадки находится «кот», роль кота выполняет взрослый. «Кот» уснул (закрывает глаза), а «мышки» разбегаются по комнате или площадке. Но вдруг «кот» просыпается и начинает ловить «мышек». «Мышки» убегают и прячутся в норах (занимают свои стулья). Попавшихся мышей кот забирает к себе.

Для деток четырех или пяти лет можно предложить игру «Светофор»

Вырезают кружки (диаметр 12 см) зелёного, красного и жёлтого цвета, их прикрепляют к палочкам. Дети выполняют упражнение согласно сигналу ведущего: на красный — приседают, на зелёный – маршируют, на жёлтый – прыгают.
За ошибки начисляются штрафные баллы. Кто ошибется меньшее количество раз тот и победитель.
Не нужно забывать и о других видах развивающих игр – таких, как игра с водой или песком.

И еще, при организации подвижных игр для дошкольников, учитывайте, что детям очень быстро надоедает однотипная игра, привыкая к чему-то одному, им становится скучно. Поэтому правила в играх периодически меняйте.